Главная страница
Навигация по странице:

  • Законы общей риторики

  • Основные категории классической риторики

  • Пособие по Стилистике и культуре речи. Учебнометодический комплекс по дисциплине Русский язык и культура речи


    Скачать 2.01 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине Русский язык и культура речи
    АнкорПособие по Стилистике и культуре речи.doc
    Дата23.05.2017
    Размер2.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПособие по Стилистике и культуре речи.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #8030
    страница4 из 49
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

    §5 Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности



    Сфера функционирования – неофициальное персональное общение.

    Основная форма реализации – устная.

    Типичный вид речи – диалог.

    Специфичные стилевые черты:

      1. фонетическая нечеткость;

      2. лексическая неточность;

      3. тесная связь с невербальными средствами общения;

      4. неполнота выражения (эллиптичность);

      5. стремление к экономии языковых средств;

      6. экспрессивность, оценочность;

      7. неподготовленность.

    Ведущая функция – коммуникативная, фатическая.

    К доминантным стилевым признакамможно отнести следующие:

    на лексическом уровне

    • использование разговорной лексики (дрыхнуть, валяться);

    • преобладание конкретной лексики над абстрактной (стол, стул);

    • редкое использование абстрактной лексики и книжных слов, а также терминологии и слов иноязычного происхождения (не являющихся общеизвестными);

    • высокочастотны авторские неологизмы (окказионализмы), синонимы, фразеологизмы;

    • развита многозначность;

    на морфологическом уровне

    • редко используются краткие прилагательные, причастия, а также деепричастия;

    • характерна тенденция к несклонению первой части составных имен (к Иван Иванычу) и составных числительных (из двести пятьдесят трех), и, напротив, склонение некоторых аббревиатур;

    • преобладание глаголов над существительными;

    • частое употребление личных местоимений;

    • притяжательных прилагательных (мамино платье, папин костюм);

    • использование междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду!);

    • употребление настоящего времени в значении прошедшего (случилось вот что: иду, смотрю, а он стоит и прячется);

    на синтаксическом уровне

    • использование неполных предложений (Ну, полно!; Я в магазин), безличных (Жарко сегодня), вопросительных (Когда вернешься?) и побудительных предложений (Давай скорее!), употребление слов-предложений (Да; Нет; Конечно);

    • характерна активность присоединительных конструкций разных видов (с вводными словами и частицами: да и, а тут, разве что, мало того...);

    • свободный порядок слов;

    • преобладание БСП и ССП над СПП;

    • повышенная частотность простых предложений, число слов в которых колеблется от 5 до 10.



    §6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности



    Сфера функционирования – эстетическая сфера общения.

    Основная форма реализации – письменная.

    Типичный вид речи – монолог.

    Специфичные стилевые черты:

    1. образность;

    2. эстетическая значимость каждого элемента стиля.

    Ведущая функция – эстетическая.

    К доминантным стилевым признакамможно отнести следующие:

    на лексическом уровне

    • использование конкретной лексики, которая способствует более легкому созданию образа;

    • пласт лексики поэтической, отмечаемой в словарях пометами «поэтическое», «народно-поэтическое», «торжественное», «apxaическое» и т. д.;

    на морфологическом уровне

    • нагнетание глаголов, которое способствует созданию поэтапного представления движения и образа в целом;

    на синтаксическом уровне

    • использование всех возможных типов предложений, чужой речи, синтаксических фигур.


    Дидактическая единица 2. Риторика

    §7. Риторика как наука



    Риторика – 1) это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи (по А.К. Михальской); 2) это абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи (по О.В. Рождественскому); 3) это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно (по Е.В. Ганапольской и А.В. Хохловой).

    Становление риторики как особой науки произошло в V веке до н.э. в Древней Греции. Основоположником теории риторической науки считают Аристотеля («Риторика»), а важнейшим условием появления и развития ораторского искусства – свободный обмен мнениями по жизненно важным вопросам, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

    Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

    Цель изучения риторики – как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.

    Предметом современной общей риторики служат закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

    Основными разделами (по Е.В. Клюеву), частями риторики как учебного предмета (по Д.Н. Александрову) или этапами риторического канона являются:

    1. инвенция (= нахождение) – раздел, в котором рассматривается процедура отбора материала для будущего сообщения;

    2. диспозиция (= расположение) – раздел, регулирующий расположение материала в лучшем для конкретной речи порядке при соблюдении логичности, последовательности в изложении тезисов;

    3. элокуция (= выражение) – раздел, под которым понимается учение о трех стилях (высоком, среднем, низком) и средствах возвышенного стиля (отбор слов и стилистических фигур (украшений));

    4. мемория (= запоминание) – раздел, который служит разработке определенной мнемотехники, что позволяет оратору опираться на особые приемы запоминания материала, гарантирующие выступающему контроль всей структуры произносимой им речи и при необходимости подключение сведений из известных ему областей знания;

    5. акцио (= произнесение) – раздел, отвечающий за пластическое решение произносимой речи, за внешнее поведение оратора перед аудиторией.

    Законы общей риторики

    1. Закон гармонизирующего диалога.

    2. Закон продвижения и ориентации адресата.

    3. Закон эмоциональности речи (субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи).

    4. Закон удовольствия (доставить радость слушателю, сделать общение приятным).

    Основные категории классической риторики:

    1. логос;

    2. этос;

    3. пафос.

    Понятие логоса предполагает средства убеждения, которые апеллируют к разуму (основные, по Аристотелю, – это силлогизм и энтимема).

    Понятие этоса реферирует к средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека (в том числе и речевого).

    Понятие пафоса соотносится со средствами убеждения, которые апеллируют к чувствам, эмоциям.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


    написать администратору сайта