Главная страница

Учебнометодическое пособие для руководителей школ и специалистов образования l l a a p p l l a


Скачать 1.75 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие для руководителей школ и специалистов образования l l a a p p l l a
Дата11.03.2022
Размер1.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла-.-.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#391472
страница6 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Тема 4. Структура академического текста: основные понятия. Единство
текста и виды логического порядка. Введение и заключение. Абзац и заглавное
предложение. Аннотация и резюме текста. Взаимосвязь академического чтения
и академического письма
В процессе предыдущих занятий мы попытались непредвзято, по-новому взглянуть на интуитивно знакомые понятия. Мы также попытались вникнуть в суть самого процесса концептуализации и убедились в важности языка для точного и ясного выражения понятий. Чем точнее и яснее мы выражаемся, тем прямее и короче путь к пониманию. Очевидно, что для того чтобы прийти к взаимопониманию (без которого невозможно взаимодействие), необходимо, чтобы те, кто нас понял, действовали бы теми же методами (процедурами). Если мы этого добьемся, то сэкономим не только массу времени и усилий на передачу и получение знаний, но и наиболее эффективных результатов нашего взаимодействия.
Итак, мы продолжаем двигаться по пути развития академической грамотности в ее ключевой форме – письменной, но на этот раз попробуем себя в роли читателей.
Это позволит нам оценить на себе те замечательные преимущества, которые дает логически упорядоченный, структурированный и организованный текст. Более того, мы будем читать тексты, предназначенные не для нас, а для наших учеников – учащихся школы. Это позволит нам оценить достоинства академического текста в применении к процессу обучения и учения.
Разумеется, тексты, которые мы будем читать, не имеют отношения к литературе. Это академические тексты, а значит, они представляют детям знание в предметных областях. Текстов три – замечательное число, дающее, как мы скоро убедимся, основу любой красивой структуры. Один представляет искусство, чтобы мы убедились в том, что о художественном можно и нужно писать академично, другой – естественные науки (география, биология), а третий – историю.
И последнее, но самое важное: читать в традиционном понимании мы не будем. Мы будем пользоваться технологиями академического чтения, основанного на

94 академических законах построения текста, которые позволяют понять текст, не читая его.
Рассмотрим основные способы организации текста в единое структурированное целое, которые и позволят нам правильно читать, а затем и правильно писать профессионально и предметно-ориентированные тексты.
Собственно единство текста, как и единство абзаца, определяется главной идеей, которая проходит через весь текст. Эта идея четко выражается тезисным
предложением во введении в виде темы, затем подразделяется на отдельные аспекты, каждому из которых соответствует один абзац. Абзацы упорядочиваются так, чтобы аспекты образовали логическую последовательность, приводящую читателя к главному выводу, который выражен в заключении. Из этого следует, что в тексте, во- первых, нет ни одного абзаца, который бы не поддерживал основную идею в каком- либо отдельном аспекте, а во-вторых, последовательность абзацев будет подчинена единой логике, которая выстраивает аспекты в строго определенном порядке и, соответственно, требует для каждого абзаца только одного определенного места в тексте.
Наиболее характерными видами логического порядка являются
хронологический порядок, логическое разделение идей, причинно-следственный
порядок и сравнение/противопоставление.
Хронологический порядок – это порядок изложения во времени, т.е. последовательность событий или фаз процесса, как например, этапы развития школы, последовательность разработки инновационного проекта, описание учебного процесса и т.д..
В логическом разделении идей тема разделяется на части, и каждая из частей обсуждается отдельно. Например, введение в программу школы основ православной культуры может обсуждаться с точки зрения социальных, психологических и политических последствий для общества. Последовательность изложения этих блоков

95 разделенных идей в тексте также определяется логикой (например, приоритетностью, степенью воздействия или масштабами).
В причинно-следственном порядке обсуждаются причины или следствия
(результаты) каких-либо действий, событий или процессов. В тексте могут обсуждаться одновременно и причины, и следствия, как например, результаты принятия нового государственного стандарта, влияние изменения административного статуса района на работу системы образования, новая кадровая политика директора школы, анализ причин падения успеваемости и т.д.
Сравнение/противопоставление – это логический порядок, в котором обсуждается сходство и/или различия между двумя или более явлениями или предметами, как например, успехи школы до и после внедрения новых технологий обучения или сравнительный анализ различных инновационных программ.
Единство текста определяется не только логическим порядком и правильной структурой. Существуют важные языковые средства, позволяющие объединить текст и помочь читателю не упустить из виду основную идею. Прежде всего, это сигналы
перехода (такие слова как кроме того, тем не менее, помимо этого, во-первых,
прежде всего, наконец, не только … но и, как… так и, и т.д.). С другой стороны, это
повторение ключевых слов и местоимений.
Для того, чтобы все эти понятия перешли из знания в понимание, а из понимания в употребление (т.е. оформились в академический навык или компетенцию), необходим некоторый опыт. Проделаем ряд практических заданий, которые помогут нам этого добиться.
Практическое задание 1 (а).Найдите в тексте введение и заключение и впишите буквы В и З в пробелы перед ними. Упорядочите остальные абзацы на основании заглавных (первых) предложений и пронумеруйте их, вписав номера в соответствующие пробелы. Постарайтесь не читать остальной текст.

96
КАРАНДАШНЫЙ ПОРТРЕТ
…… Жан Клуэ и его сын Франсуа Клуэ (около 1505—1572), ставший после смерти отца главным портретистом французского двора, запечатлели практически всех действующих лиц французской истории XVI в. Удивительные открытия поройподжидают зрителя, когда он рассматривает изображения людей, чьи имена знакомы ему по страницам исторических трудов. Вот знаменитые в ту эпоху красавицы — мадам де Летранж, мадам де Лотрек, герцогиня д'Этамп, фаворитка Генриха II Диана де Пуатье. Но это отнюдь не утончѐнные аристократки. На портретах изображены сильные женщины, их округлые лица выражают не томную мечтательность, а энергию и жажду жизни. Эталоны красоты XVI и последующих веков очень отличались друг от друга: во времена отца и сына Клуэ в женщине, как и в мужчине, ценили прежде всего избыток жизненных сил, здоровый дух, крепкое тело, зрелость и полнокровие. Ренессанс, особенно во Франции, не был эпохой меланхолии и изнеженности. Суровые условия жизни не располагали к этому даже при дворе, который постоянно кочевал из замка в замок и предавался увеселениям, часто грубым и жестоким. В главном из них, охоте, женщины принимали участие наравне с мужчинами.
…… Линии Жана Клуэ скупы и просты. Художник подробно прорабатывал только лицо; головной убор, причѐску, костюм он часто намечал одной-двумя линиями. В этой простоте заключается особое обаяние портретов Клуэ. Его интересовал лишь сам человек — его сущность.
…… Вот Диана де Пуатье — некоронованная королева Франции, всесильная фаворитка
Генриха II. Она возвышала и свергала министров, покровительствовала людям искусства.
Резкие черты еѐ лица производят неприятное впечатление: у Дианы де Пуатье длинный нос, тяжѐлый подбородок, тонкие поджатые губы, маленькие глаза. Не менее интересен портрет еѐ соперницы — законной супруги Генриха II Екатерины Медичи. На портрете королева предстаѐт совсем юной, и неправильные черты еѐ лица, ещѐ не утратившие мягкости и обаяния, могли бы показаться миловидными, если бы не пронзительный взгляд огромных чѐрных глаз, приковывающий внимание. Этот завораживающий взгляд обнаруживает истинную натуру будущей знаменитой интриганки и отравительницы, злого гения королевского рода Валуа.
…… Скромные, непритязательные рисунки, которых было очень много в Эпоху
Возрождения, имели в ту пору такое же значение, как фотографии сегодня: их бережно хранили, показывали гостям, оставляли на память, дарили друзьям, родным и любимым.
Эти рисунки ценны в наше время прежде всего потому, что предоставляют уникальную возможность взглянуть на лица людей, живших столетия назад, и увидеть их без парадного блеска, масок сословной гордости или показного благочестия — словом, такими, какими они были в действительности. То же качество ценили в рисунке и современники: их прежде всего интересовал человек, изображѐнный на портрете.

97
…… Портреты, выполненные Франсуа Клуэ, отличаются по технике от работ его отца.
Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Его характеристики остры и точны, они раскрывают человека гораздо полнее и глубже, чем все исследования историков.
…… Конец XVI столетия — время наивысшей популярности карандашного портрета во
Франции. Он стал предшественником замечательного французского живописного портрета, который станет одним из ведущих жанров изобразительного искусства в XVII—XVIII вв.
…… Работая при дворе более тридцати лет, Франсуа Клуэ часто изображал одних и тех же людей. Примером может служить серия портретов короля Карла IX, которого Клуэ рисовал многократно, начиная с младенчества и почти до самой смерти. Один из лучших портретов создан в 1562 г., когда французскому государю исполнилось двенадцать лет.
Блестящее мастерство Клуэ сделало почти осязаемыми ворсистый материал берета с пушистым пером и колючую щетинку коротко подстриженных волос. Клуэ приоткрыл и внутренний мир своего героя: благородная сдержанность и бесстрастная величавость сочетаются в нѐм с детской наивностью во взгляде, сквозь эту наивность уже проглядывают неприятный, недобрый, упрямый характер и какая-то скрытая тоска затравленного, замученного интригами ребѐнка, которого никто в сущности не любит. Портрет шестнадцатилетнего Карла показывает следующую ступень формирования характера короля.
Взгляд стал более жѐстким, в нѐм появилась холодная язвительность, но в глубине глаз, если присмотреться, можно заметить затаѐнный страх. Такой взгляд сохранится на всех последующих портретах Карла IX. Это сочетание жестокости и страха раскрывает суть характера короля — прямого виновника трагедии Варфоломеевской ночи: 24 августа 1572 г., в день Святого Варфоломея, в Париже по указу Карла IX произошло массовое убийство протестантов католиками.
…… Один из знаменитых мастеров карандашного портрета Жан Клуэ (около 1475—1540 или 1541) начиная с 1515 г. работал при дворе Франциска I. Художник создал целую галерею портретов современников: самого короля, его соратников — участников итальянских походов, известных придворных красавиц и т. д.
Введение и заключение – важнейшие составляющие академического текста.
Чтобы найти их, важно понимать их главные свойства. Пока мы не вникли глубже, обратим внимание на то, что введение интригует читателя и сообщает ему главную тему, о которой пойдет речь, а заключение подводит итоги и смотрит в будущее.

98
Заглавные предложения содержат ключевую идею, которая раскрывается в абзаце, поэтому в академическом тексте достаточно просмотреть первые предложения абзацев, чтобы увидеть последовательность мыслей автора.
Поскольку текст имеет строгую логическую организацию, порядок абзацев не может быть произвольным.
Пояснения для преподавателя. Ниже приводится правильный порядок
текста с ключевыми словами (подчеркивание выделяет слова, упорядочивающие
последовательность, жирным шрифтом – ключевые слова идеи текста):
В. Скромные, непритязательные рисунки, которых было очень много в Эпоху Возрождения, имели в ту пору такое же значение, как фотографии сегодня: их бережно хранили, показывали гостям, оставляли на память, дарили друзьям, родным и любимым. … То же качество ценили в рисунке и современники: их прежде всего интересовал человек, изображѐнный на портрете.
1. Один из знаменитых мастеров карандашного портрета Жан Клуэ …
2. Линии Жана Клуэ скупы и просты. ….
3. Жан Клуэ и его сын Франсуа Клуэ …, ставший после смерти отца ….
4. Портреты, выполненные Франсуа Клуэ, …
5. Вот Диана де Пуатье — …
6. Работая при дворе более тридцати лет, ФрансуаКлуэ …
З. Конец XVI столетия — время наивысшей популярности карандашного портрета во
Франции. Он стал предшественником замечательного французского живописного
портрета, который станет одним из ведущих жанров изобразительного искусства в XVII—
XVIII вв.
Практическое задание 1 (б).Какой логический порядок использует автор?
Выделите в тексте повторяющиеся ключевые слова и сформулируйте основную идею текста.
Логический порядок текста – хронологический, и это заметно сразу (именно это помогло выстроить абзацы в правильном порядке), зато выявить основную идею без специального знания не так легко. Специальное знание было рассмотрено перед началом работы, и мы можем и должны использовать его для

99 решения данной задачи. Искать ответ на этот вопрос необходимо во введении, заключении и ключевых словах текста.
Речь в этом тексте (заголовок – это еще не основная идея, а только введение в нее) идет не о приемах графики или живописи, не об отце и сыне Клуэ и даже не о карандашных портретах как виде искусства. Основная идея состоит в том, как люди сохраняли образ человека: с помощью карандашного портрета, затем живописного, а затем уже фотографического. Именно эта идея заключена во вступлении и заключении, и она проходит ключевыми словами через весь текст
(человек, современники, придворные, всесильная фаворитка, неправильные черты,
завораживающий взгляд, благородная сдержанность, тоска затравленного,
замученного ребенка, почти осязаемый ворсистый материал, детали костюма,
парадный блеск, и т.д.). Таким образом, мы имеем здесь не текст об искусстве как таковом, а академический текст о различных способах сохранения визуальной информации – и, конечно же, о тех вершинах мастерства, которых добивались на этом пути портретисты в разные времена, как например, Жан и Франсуа Клуэ в
Эпоху Возрождения.
Выделение основной идеи текста, умение видеть основную мысль автора за строками текста – очень важный академический навык, который лежит в основе написания аннотаций и резюме текстов, о чем речь пойдет ниже.
Мы коснулись в этом задании сразу нескольких важных понятий, составляющих структуру текста: введение, заключение, абзац и заглавное
предложение. Кроме того, мы затронули логический порядок текста и выделение основной идеи, что влечет за собой еще два понятия: аннотация и резюме.
Давайте начнем с абзаца и заглавного предложения, о которых уже так много было сказано, хотя на эксплицитном уровне не было сказано почти ничего.
Теперь мы переведем имплицитное знание в эксплицитное, для чего нам потребуется дать соответствующие определения и рассмотреть составные части этих понятий.

100
Абзац – это группа взаимосвязанных предложений, в которых обсуждается
одна (обычно единственная) основная мысль. Абзац может состоять из одного предложения или из десяти. Количество предложений не имеет значения; однако их должно быть достаточно, чтобы ясно выразить мысль.
Абзац имеет свою структуру из трех элементов: все абзацы имеют заглавное
предложение и поддерживающие предложения, а некоторые абзацы имеют и
заключительное предложение.
Заглавное предложение передает основную мысль абзаца. Оно не только называет тему абзаца, но и ограничивает эту тему рамками специфического аспекта, который может быть полностью рассмотрен в одном абзаце. Та часть заглавного предложения, которая называет специфический аспект, называется контрольной
мыслью.
Например,
Тема контрольная мысль
Синонимы, слова с единым базовым значением, не всегда имеют одинаковую эмоциональную окраску.
Поддерживающие предложения развивают тему, то есть они объясняют или подтверждают заглавное предложение, предлагая детальную информацию. Вот пример ряда поддерживающих предложений к приведенному выше заглавному:
Например, слова «упорный» и «упрямый» означают, что человек настойчив в достижении цели.
Тем не менее, эпитет «упрямый» может обидеть человека, а «упорный» звучит как комплимент.
Точно так же человек предпочитает называться «тонким», а не «худым»,
«энергичным», а не «суетливым», «общительным», а не «болтливым».
Заключительное предложение указывает на конец абзаца и оставляет читателю важные моменты для запоминания:
Из этого следует, что нужно быть очень внимательным в подборе слов, поскольку многие так называемые синонимы на деле таковыми не являются.

101
В силу этого заглавное предложение является полезным навигационным средством как для писателя, так и для читателя. Писателю видно, какую информацию включить (а какую исключить), а читателю видно, о чем пойдет речь в данном абзаце, а это позволит ему лучше подготовиться к его пониманию.
Очень важной характеристикой заглавного предложения является то, что оно представляет только основную мысль, но не дает подробностей, как например, название учебного курса. Читатель и не ожидает узнать все детали из первого же предложения. Поэтому, когда вы пишете заглавное предложение, очень важно выдержать баланс между слишком общим и слишком подробным.
Данное предложение может послужить хорошим заглавным:
Арабское происхождение многих английских слов не всегда очевидно.
Следующее предложение, наоборот, слишком детально. Оно могло бы послужить хорошим поддерживающим предложением:
Разговорное выражение so long (означающее «до свидания») скорее всего является видоизмененной формой арабского salaam.
А это предложение – слишком общее:
На развитие английского языка повлияли многие другие языки.
К сожалению, в российском образовании не учат этим простым истинам, и опыт моей редакторской работы в ряде крупнейших научно-исследовательских институтов Москвы, в том числе и РАН, показывает, что даже научные сотрудники таких институтов не умеют написать нормально читаемый абзац. А ведь это навык, которому обучают в западных университетах каждого первокурсника. То, что нам кажется «вполне приличным», бьет по глазам не только слишком общими или слишком детализированными, но и чудовищно длинными предложениями, в которых уже не разобрать ни темы, ни аспекта, ни мысли автора.
Практическое задание 2 (а). Перед вами ряд предложений. Определите, могут ли они считаться заглавными. Выделите в заглавных предложениях тему и
контрольную мысль.

102
A. В Галапагосском рифте существует пять отдельных оазисов.
B. Совсем недавно, в 60-х годах, океанское дно считалось мрачной, холодной, почти безжизненной пустыней.
C. Солнечный свет никогда не проникает на такие глубины, а давление воды в 100 раз превышает давление воздуха в автомобильной шине.
D. Наиболее удивительные существа - это крупные красные трубочники, которые теснятся поближе к источнику тепла.
E. В 1977 году группа ученых на батискафе «Элвин» проводила исследования «ледяных» глубин Галапагосского рифта в 390 км северо-западнее островов Галапагос в Тихом океане.
F. Изобилие морской живности - это не единственное богатство глубоководных теплых оазисов.
G. Четыре теплых оазиса среди причудливых нагромождений камней служат местом обитания большого числа живых существ.
Пояснение для преподавателя. Все перечисленные предложения являются
заглавными, причем взяты из одного текста, но в произвольном порядке. Найти
две составные части не составляет труда (важно только, что это не все слова
предложения, а ключевые). Единственное предложение, которое может
показаться слишком детальным – предложение Е, однако это тоже заглавное
предложение с темой (кто и когда проводил исследования) и контрольной идеей
(где). Специфика этого предложения состоит в том, что оно является
заглавным предложением первого абзаца, т.е. введения в текст. Более того,
тексту предшествует еще один текстовый элемент, о котором речь пойдет
ниже.
Практическое задание 2 (б). По заглавным предложениям можно восстановить логику текста. Расположите заглавные предложения (A – G) в правильном логическом порядке, не читая текст.
Практическое задание 3. Прочтите в тексте первые (т.е. вторые после извлеченных заглавных) предложения абзацев и определите их основное отличие от заглавных. Расставьте заглавные предложения A – G из задания 2 в текст, проверив таким образом, правильно ли вы их упорядочили.

103
Галапагосский рифт: мир без солнца
Было известно, что в этом районе образующие земную кору тектонические плиты постоянно удаляются друг от друга со скоростью до 20 см в год. Образующуюся между ними пустоту заполняет жидкая раскаленная лава, которая при соприкосновении с холодной водой застывает, в результате чего на дне появляются новые скальные образования, напоминающие по форме подушки. Команда «Элвина» обнаружила эти новые скалы, а на глубине 2600 м ею также была открыта удивительная страна, где в полной темноте живут неизвестные науке существа.
В течение всего года температура воды здесь не поднимается выше 2°-4°С. Однако в этой на первый взгляд безжизненной среде есть оазисы тепла, вокруг которых кишит морская жизнь.
Здесь, где сквозь щели в окаменевшем базальте морского дна бьют теплые минеральные источники
(до 20°С), развились уникальные формы жизни, которые не зависят от солнечного света. Само их существование идет вразрез с устоявшимся представлением о том, что вся жизнь на Земле зависит от энергии солнца. Ранее предполагалось, что питательные вещества вырабатываются наземными и морскими зелеными растениями из углекислого газа и воды при помощи солнечного света, а все животные питаются, в конце концов, за счет растений.
Четыре из них находятся над провалами в морском дне, из которых с силой бьет горячая вода. Пятый оазис - теперь мертвая зона. Температура здесь близка к нулю. На то, что это место когда-то было теплым оазисом, указывают лишь раковины погибших моллюсков, заполнившие щели между базальтовыми подушками.
На базальте живут многочисленные мерцающие колонии гигантских двустворчатых моллюсков. Их раковины белого цвета, а мякоть алая от гемоглобина. Кроме того, здесь же лежат горы мидий. Вокруг них промышляют полчища слепых крабов-привидений, полагающихся на обоняние и осязание. Раки-галатеи и черви-серпулиды отфильтровывают пищу из воды, а блюдечки и кораллы-органчики прикрепляются к камням. Некоторые из обитателей впадин не похожи ни на каких других животных на Земле. К ним относятся существа, напоминающие белый пушистый одуванчик и живые спагетти.
Это белые трубки, достигающие трехметровой длины и оканчивающиеся ярко-красным отростком. Их строение дает ключ к пониманию наиболее удивительной особенности жизни в тепловодных оазисах. У них нет ни рта, ни кишечника. Вместо этого они с помощью бактерий, характерных исключительно для мест их обитания, поглощают кислород, углекислый газ и сероводород, растворенные в бьющих под водой источниках, через 300 000 чувствительных щупальцев на кончиках их трубчатых тел. Многочисленные колонии приспособившихся бактерий, живущих в складках тела червей, превращают отфильтрованные вещества в удобоваримую пищу, которая всасывается капиллярами червя.
Вода, просачиваясь сквозь трещины и углубления морского дна, вымывает минеральные вещества и химические соединения, которые входят в состав скального грунта, залегающего под океанским ложем. Нагреваясь и извергаясь обратно в океан через своеобразные подводные сопла,

104 вода несет эти минералы с собой. В результате многие минеральные вещества затвердевают и откладываются на морское дно. Поскольку это непрерывный процесс, который все время идет в одном и том же месте, гора минеральных осадков может расти лишь вверх и вширь. Поэтому столбы, образовавшиеся из этих осадков, достигают 55-метровой высоты и диаметра 180 м у основания. Эти «черные коптилки» (называемые так потому, что извергаемая из их кратеров вода черна от минеральных веществ) содержат огромные концентрации железа, бария, кальция, меди, цинка, лития и марганца. Коммерческая разработка таких месторождений может быть и нерентабельна, однако есть мнение, что с их помощью ученым удастся обнаружить аналогичные богатства на суше, которая когда-то была морским дном.
Наличие богатой и разнообразной фауны в экосистемах глубоководных гидротермальных источников доказало, что по меньшей мере одно из этих утверждений не соответствует действительности.
Пояснения для преподавателя. Важно, что мы не проверяем, правильно ли
студенты упорядочили заглавные предложения: это откроется им, когда они
расставят их в текст. В этом им в немалой степени помогут вторые
предложения абзацев, с которых они сейчас начинаются – поддерживающие
предложения. Тем не менее, задание 2 (б) уже выполнено, интересно проверить
варианты, которые получились (хотя бы по номерам). Предложите каждому,
прежде чем обращаться к тексту, прочесть заглавные предложения в своем
личном списке как резюме текста. Если получилось связно, значит, порядок
верный. В этом и состоит великая сила заглавных предложений.
Правильная расстановка:
E. В 1977 году группа ученых на батискафе «Элвин» проводила исследования «ледяных» глубин Галапагосского рифта в 390 км северо-западнее островов Галапагос в Тихом океане.
C. Солнечный свет никогда не проникает на такие глубины, а давление воды в 100 раз превышает давление воздуха в автомобильной шине.
A. В Галапагосском рифте существует пять отдельных оазисов. Четыре из них …
G. Четыре теплых оазиса среди причудливых нагромождений камней служат местом обитания большого числа живых существ.

105
D. Наиболее удивительные существа - это крупные красные трубочники, которые теснятся поближе к источнику тепла.
F. Изобилие морской живности - это не единственное богатство глубоководных теплых оазисов.
B. Совсем недавно, в 60-х годах, океанское дно считалось мрачной, холодной, почти
безжизненной пустыней.
Сравнительный анализ поддерживающих предложений с заглавными четко демонстрирует разницу между ними: заглавное предложение, подобно вступлению к тексту, четко формулирует тему абзаца, но не раскрывает деталей; эту задачу выполняет второе и последующие предложения.
Чтобы хорошо прочувствовать (на самом деле вполне эксплицитно понять) разницу между первым
(заглавным) и вторым
(поддерживающим) предложениями, интересно прочесть текст, как он дан в задании – без заглавных предложений. Эффект будет приблизительно таким, как от чтения российских профессиональных и предметных текстов: идея утрачивается и абзацы распадаются, так как знание (авторская идея) подменяется информацией
(«голыми» данными).
Практическое задание 4. Прочтите данный в рамке текст. Чем, по-вашему, он является? Почему?
В некоторых океанских впадинах, самых глубоких и негостеприимных, сообщества живых существ эволюционировали таким образом, что могут существовать, не завися от энергии солнца. Они получают ее из земных глубин, опровергая тем самым теорию, согласно которой без солнечного тепла и света жизнь невозможна
Легко видеть, что этот текст имеет прямое отношение к тексту
«Галапагосский рифт», однако он не может быть ни частью абзаца (его содержание не относится ни к одному из них в отдельности), ни абзацем
(содержание его слишком общее), ни вступлением (не интригует, не обрисовывает перспективу содержания), ни заключением (поскольку его начало не подводит итогов). Этот текст содержит как начало, так и конец, пропуская все детали,

106 интригу вступления и логическое развитие текста. Он представляет собой краткую сумму знания без подробностей. Таким образом, это или аннотация, или резюме текста. Поскольку этот текст по логике ближе к вступлению, мы можем заключить, что это – аннотация.
Что такое аннотация (abstract) и что такое резюме (summary) текста? К сожалению, и в этих вопросах российские специалисты теряются. Дело в том, что эти два понятия существуют в академическом письме так же, как вступление и заключение. Как следует из их английских (латинских, международных) названий: аннотация (abstract) отделяет, изымает из текста «сухой остаток», т.е. основную идею текста без деталей и авторского «тела», т.е. мыслей автора. Резюме
(summary), напротив, суммирует, вычленяет из текста основные мысли, т.е. выводы, к которым приходит автор. Различие состоит в том, что аннотация
отделяет идею от автора, в то время как резюме, напротив, выделяет из
текста авторские идеи.
В соответствии с определением аннотации и резюме, аннотирование – это
выделение из текста основной идеи без авторских мыслей, а резюмирование – это
выделение из текста авторских мыслей. Сходство, таким образом, ограничивается лишь одним признаком: то и другое кратко.
Аннотирование и резюмирование текста – два в равной степени важных академических навыка, но если аннотация нам интуитивно знакома (хотя эксплицитно это понимание может оказаться ошибочным), то резюме, «сумма идей», кажется чуждым. На самом деле, это достаточно знакомое понятие, только мы часто называем его в российской академической практике конспектом. Здесь немедленно следует обратить внимание на то, что имеется в виду работа с
текстом, а не с лекцией или докладом. Навык, который имеется в виду, когда речь идет о заметках во время слушания (как впрочем, и чтения), так и называется
«делать заметки» (note-taking).Эти «непричесанные» рукописные заметки с помарками и обрывками не являются текстом, зато представляют собой основу для
резюмирования: мы «ловим» основные идеи, делаем пометки и заметки, иногда

107 дословные, иногда лишние, а затем переписываем в виде связного краткого
текста – резюме. В этом смысле слово «конспектирование» в русском языке, когда речь идет о заметках по ходу лекции, относится к навыку «делать заметки» и не несет в себе той умственной, осмысляющей и обобщающей функции, которую предусматривает навык академического письма, именуемый резюмирование
научного текста, лекции или доклада.
Таким образом, резюмирование и конспектирование можно считать одним и тем же навыком только в том случае, если имеется в виду выделение, осмысление и
формулировка в виде краткого текста основных идей автора. К сожалению, у нас
«конспект» понимается как бездумные, бессистемные и длинные нетекстовые заметки, причем понимается именно теми, кто их чаще всего пишет – студентами и старшеклассниками. Если конспект понимать правильно, как резюмирование текста или лекции (т.е. умение писать академически на основе заметок), то стоит согласиться с практикой, принятой в западных (и даже в некоторых наших) университетах: разрешение студентам во время экзамена пользоваться
собственным конспектом. Этот факт подтверждает то, о чем мы говорили: российское образование традиционно держится за авторитарное заучивание наизусть и записывание дословно, в то время как в западной традиции первостепенное значение придается самостоятельному поиску информации и ее анализу. То, что студент или старшеклассник сам написал, осмыслив собственноручные заметки и сведя их в единый грамотный текст, уже являет собой образец академического мышления и достойно того, чтобы признать студента подготовленным к экзамену или зачету. Выписанные же из книг разрозненные цитаты или не приведенные в порядок записи не являются конспектом – резюме и не могут свидетельствовать ни о чем, кроме того, что студент умеет водить ручкой по бумаге, писать и читать слова. (Это свидетельство
«академической компетентности», т.е. навыков, которые проверяются европейской системой стандартов на входе в среднюю школу после окончания начальной).

108
Итак, резюмирование текста – это академическая работа по выделению
(нахождению, осмыслению и перефразированию в краткой форме) основных идей автора. Вопрос, зачем нужен конспект или резюме текста (сумма идей – summary), нам понятен: это академический навык, который позволяет обдумывать прочитанное (книги, научные статьи, специальная литература и т.д.) и сохранять для академических целей, таких как написание собственных работ, подготовка к полемике, дискуссии и т.д.
Вопрос к студентам: а для каких целей используется аннотация?
Ответ: аннотация, в отличие от резюме, не содержит авторских выводов.
Если резюме можно условно сравнить с заключением, то аннотацию – тоже очень условно – с введением. Аннотация не дает ответов на вопросы почему, зачем и как. Как и введение, она может интриговать читателя: она обрисовывает тему, не раскрывая ее. Следовательно, аннотация предшествует тексту. Вот почему она используется в начале книги, перед текстом статьи или в качестве того текста, который вы посылаете с заявкой на участие в конференции. Ответы на вопросы, мысли и идеи, примеры и выводы – все это будет, но только в полном тексте, о котором говорит предшествующая ему аннотация.
Мы рассмотрели практически все заявленные понятия, но не уделили внимания самым «понятным» – введению и заключению. Теперь пришло время поближе познакомимся и с ними. Очевидно, что первое предваряет текст, а последнее – заканчивает. Также очевидно, что в формате эссе (текста размером с небольшую статью или реферат) вступление и заключение являют собой один абзац. Кроме того, очевидно и то, что двух вступлений или двух заключений у одного текста быть не может. Если немного подумать, можно добавить, что во введении, скорее всего, намекается на содержание текста, а в заключении делаются выводы.
Дальше начинается «имплицитная зона». Попытаемся ее раскрыть и структурировать, не забывая о том, что между введением и заключением есть и основная часть.

109
Введение в формате абзаца состоит из двух частей: несколько общих утверждений, которые интригуют или привлекают интересчитателя и тезисное
утверждение, в котором заявляется основная идея текста. Тезисное утверждение играет во введении ту же роль, что и заглавное предложение в абзаце: оно называет тему и дает читателю представление об общей идее содержания текста.
Основная часть текста состоит из нескольких абзацев. Каждый абзац развивает один аспект основной темы, поэтому число абзацев будет варьироваться в зависимости от количества этих аспектов. Заключение, как и заключительное предложение абзаца, содержит обзор основных идей основной части.
Таким образом, структура текста и структура абзаца очень похожи, только следует учесть «интригующую часть» введения и то, что в заключении тоже есть свое заглавное предложение, а главный вывод будет тяготеть к концу. Вот почему самое первое и самое последнее заглавные предложения несколько отличаются от остальных, хотя и следуют тому же закону.
Однако есть еще один важный показатель академического текста. Как вы уже заметили, хорошее заключение – это не конец, а начало. Заключение – важнейшая из частей, которая заключает самую важную мысль (или комплекс мыслей) автора, а самое важное в мысли – это ее цель, адресованная читателю.
Если вы сказали что-то новое, то это новое должно вести нас вперед, открывать перспективы или заставлять задуматься. Ради этого все затевается: интрига введения и удобная, ведущая за собой структура текста, завлекающие заглавные предложения и яркие детали поддерживающих, ясный язык и выдержанный стиль.
Взгляд в будущее – это то, ради чего мы исследуем прошлое. Даже если это прошлое – давно исследованные египетские пирамиды.
Практическое задание 5. Разделите текст на абзацы, подчеркнув заглавные предложения. Выделите в заглавном предложении тему и контрольную мысль.
Сравните ответы в парах, а затем с остальной группой. Выделите основную мысль каждого абзаца. Какой логический порядок использует автор? Все ли в порядке со структурой текста?

110
Гиза – наследие фараонов
Город Гиза находится в верховьях дельты Нила, там, где когда-то проходила граница между Верхним и Нижним Египтом. Примерно в 2925 году н.э. эти два царства объединились, и столицей нового египетского государства стал Мемфис, расположенный на западном берегу Нила. Этот город был сделан местом пребывания фараонов, 30 династий которых, сменяя друг друга, правили Египтом на протяжении примерно 3000 лет. Три Большие пирамиды были возведены в Гизе во времена четвертой династии (около 2575-2465 годов до н.э.). Первой была построена самая большая из них, гробница фараона Хуфу, которого греческий историк Геродот назвал
Хеопсом. Второй - центральная пирамида, которая немного уступает размерами первой и носит имя сына Хеопса, фараона Хафры, или Хефрена. Третья, самая маленькая пирамида принадлежала фараону Менкауру, или Микерину, внуку Хеопса. Фараоны считались живыми божествами, которым было предназначено после смерти влиться в многочисленную семью богов, почитаемых египтянами. Египетские правители строили для себя «дома смерти», в которых имелся полный комплект подземных помещений, обеспеченных всем необходимым для загробной жизни, включая пищу, посуду и драгоценности. Эти гробницы расположены на краю пустыни, на западном берегу Нила.
(Поскольку солнце заходит на западе, он ассоциировался у древних египтян со смертью.) Первые фараоны, относящиеся к первой и второй династиям, сооружали небольшие прямоугольные гробницы, или мастабы, подобные тем, что были найдены в
Саккаре, к западу от Мемфиса, и в Абидосе. Но за 100 лет до начала строительства пирамид в Гизе представитель третьей династии, фараон Джосер, произвел революцию в могильной архитектуре, построив первую пирамиду. Она вознеслась над саккарской пустыней на 60-метровую высоту шестью величественными уступами и, в отличие от всех других, ранее возведенных строений, была облицована камнем. Позднее фараоны стали делать грани пирамид гладкими, как это видно на примере Красной пирамиды в Дашуре. Вершиной этого стиля стали величественные пирамиды Гизы.
Первоначальная высота огромной пирамиды Хеопса (вершина которой не сохранилась до наших дней) составляла 146,6 м. На ее постройку пошло примерно
2,5 миллиона каменных блоков, каждый из которых в среднем весил 2,5 т. Блоки соединялись между собой без помощи цемента, но были пригнаны друг к другу так плотно, что британский египтолог Флиндерс Петри (1853-1942) заметил: в стыки не

111 войдет «ни иголка, ни волос». Это массивное сооружение, которое строилось в течение приблизительно 30 лет, являлось не только удивительным достижением инженерного искусства. Было также необходимо организовать транспортировку многих тонн стройматериалов и эффективную работу около 100 000 строителей.
Впервые с древнейших времен люди проникли в гробницу Хеопса в IX веке по приказу багдадского халифа Мамуна, который надеялся найти там сокровища. Его люди проломили северную стену пирамиды и в конце концов добрались до царской усыпальницы, однако в ней не было ни сокровищ, ни другого имущества. Археологи до сих пор ломают голову над тем, почему погребальная камера была пуста - ведь не было никаких признаков того, что в ней ранее побывали грабители. Рядом с пирамидой Хеопса находятся гробницы его приближенных и родственников. Здесь же рядами выстроились мастабы и могилы, в которых закопаны небольшие суда.
Грабители могил уже давно их опустошили. В 1954 году в песках у южной стены пирамиды были найдены разрозненные части большой ладьи. Их собрали заново и ладью восстановили. На это ушло 10 лет.Возможно, это было царское судно, использовавшееся при жизни Хеопса, а может быть, его предполагалось использовать после его смерти. Безупречное пространственное положение
Большой пирамиды, квадратное основание которой было почти идеально сориентировано по направлениям север – юг и восток – запад, а также многочисленные мистические толкования ее размеров привели к возникновению нескольких экстравагантных гипотез, объясняющих предназначение пирамид. Некоторые английские астрономы XIX века утверждали, что пирамиды являются астрономическими обсерваториями и могли использоваться в качестве солнечных часов. Один астроном,
Чарльз Смит, пытался доказать, что размеры пирамид свидетельствуют об их сотворении Богом - «Божественным Геометром» - и что в них содержится информация о времени второго пришествия Христа. Другие пирамидологи считают, что пирамиды - дело рук пришельцев из космоса. Археологические и литературные источники свидетельствуют, что пирамиды были погребальными сооружениями, но они совсем не обязательно использовались в качестве гробниц фараонов. Возможно, что пирамиды, так же как и другие гробницы, служили вместилищем ка, души, которая, по представлениям древних египтян, продолжала жить после смерти.

112
Пояснение для преподавателя. Проверка задания показывает, что текст
делится на правильные абзацы: каждый имеет заглавное предложение и каждый
раскрывает одну конкретную мысль (аспект). Абзацы располагаются в
хронологическом порядке, однако не по времени постройки, а по фазам их осмысления
и понимания на разных исторических этапах. Это очень важно для дальнейшей
формулировки основной идеи. Итак, текст развивается последовательно (в скобках
даны идеи каждого абзаца):
Город Гиза находится ….(место - город, где возвели пирамиды)
Три Большие пирамиды были возведены …(другие детали постройки: время, порядок
постройки, имена фараонов)
Фараоны считались живыми божествами…(причины постройки пирамид)
Первые фараоны, относящиеся …(история пирамид)
Первоначальная высота огромной пирамиды Хеопса …(описание самой большой,
главной пирамиды)
Это массивное сооружение…(как ее строили)
Впервые с древнейших времен люди проникли …(как впервые попали внутрь)
Рядом с пирамидой Хеопса находятся …(результаты исследования окружения)
Безупречное пространственное положение Большой пирамиды…(возникновение
гипотез о назначении пирамид)
Археологические и литературные источники …. (наиболее правдоподобные гипотезы)
Со структурой текста не все в порядке: после выполнения задания на абзацы
легко догадаться, что в тексте нет ни вступления, ни заключения. Без этих
элементов очень нелегко восстановить основную идею, однако она проходит сквозь
текст и мы имеем упорядоченный список аспектов. Чтобы восстановить вступление
и заключение, необходимо понять эту логику и обобщить ее в единую мысль, которая
выразится в тезисном предложении вступления и в главном выводе заключения. Это и
есть наша «главная загадка пирамид».
Самостоятельная работа 4. Перечитайте внимательно введение и заключение к текстам «Карандашный портрет» и «Галапагосский рифт». Подчеркните в каждом введении волнистой линией «интригующую часть» введения и прямой – тезисное

113 утверждение. Подчеркните в заключении главный вывод. Проанализируйте, как вступление и заключение связаны с идеей текста.
Теперь напишите к тексту «Гиза – наследие фараонов» недостающие вступление и заключение. Напишите аннотацию к тексту (25-35 слов). Направьте все три текста преподавателю.
Пояснения для преподавателя. Для успешного выполнения задания
студентам следует внимательно изучить всю имеющуюся информацию и
подумать, какая информация должна заключаться во вступлении и что будет
составлять интригу (про сами пирамиды, их возраст, месторасположение?) и
что – тезисное утверждение (для этого следует выделить основную мысль
автора, а отнюдь не свою собственную – вспомним, как была выделена основная
мысль в «Карандашном портрете»). Особое внимание стоит уделить и тому,
что заключение – это не только вывод. Возможно, понадобится найти еще кое-
какие данные о пирамидах. Прежде чем писать аннотацию, полезно еще раз
посмотреть на соотношение аннотации, вступления и заключения в
«Галапагосском рифте».
Для последующей проверки задания подскажем преподавателю, что автор
говорит не только о том, как, но и зачем строили пирамиды. Ниже приводятся
подлинные недостающие части текста. Естественно, студенты не могут в
точности воспроизвести авторские слова, но это и не нужно. Важно, чтобы
студенты
1) правильно развили мысль автора,
2) правильно написали введение, заключение и аннотацию с точки зрения их
структурных и смысловых требований,
3) выдержали стиль статьи.
По этим трем критериям (1-3 балла) оценивается каждая часть –
введение, заключение и аннотация. Общая максимальная сумма баллов – 9.

114
Подлинные фрагменты:
Аннотация. Большая пирамида Хуфу возвышается над землей как
величественное свидетельство необыкновенной творческой фантазии и инженерного
искусства древних египтян. Это единственное из семи чудес света, сохранившееся
до наших дней.
Введение. Три большие пирамиды Гизы одиноко стоят посреди пустыни в 8
км от Каира. Они возвышаются над окружающим их комплексом второстепенных пирамид и гробниц. Рядом установлена статуя Большого сфинкса. Этим чудесам древнего мира уже почти по 5000 лет, однако только в XIX веке археологи начали понимать, как и зачем они были построены.
Вопрос, на который автор будет стараться ответить составляет ядро
тезисного предложения. Важно обратить внимание на построение интриги: слово
«одиноко» является ключевым, иначе драматизм потерялся бы.
Заключение. Немыслимая грандиозность пирамид подвергалась критике во времена римлян. Плиний Старший (23-79 годы н.э.) называл их «пустой и глупой демонстрацией царями своего богатства». Но Плиний не мог предвидеть, что благодаря своему показному величию Большая пирамида Хеопса осуществит мечту своего создателя о бессмертии, сохраняя его имя для потомства вот уже на протяжении 5000 лет
Римляне исторически находятся на полпути между нами и древними
египтянами. Это достаточная дистанция, чтобы создать эффект контраста в
понимании пирамид. То, что мы знаем сегодня (или можем предположить), гораздо
более философски осмысленно.
Вывод автора – это его обоснованное суждение о том, зачем строили
пирамиды, его ответ на этот давний вопрос, его оценка выполнения той
исторической функции, которая была заложена их создателями. К этому и вел
такой непростой, хотя и категориально выдержанный, логический порядок
текста.

115
При наличии времени можно провести часть самостоятельной работы в
аудитории. Например, можно провести выделение основной идеи и написание
введения.
После проверки выполнения задания целесообразно провести обсуждение
лучших и худших аннотаций, вступлений и заключений. Обсуждение проводится в
начале следующего занятия (
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта