Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое задание 5.

  • Пояснение для преподавателя.

  • Практическое задание 7.

  • Самостоятельная работа 6.

  • Анализ эссе. Коллегиальная проверка

  • Учебнометодическое пособие для руководителей школ и специалистов образования l l a a p p l l a


    Скачать 1.75 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для руководителей школ и специалистов образования l l a a p p l l a
    Дата11.03.2022
    Размер1.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла-.-.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #391472
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    и (а также) по результатам; … и (а также) химия).
    Теперь обратимся к взаимодействию предложений. Основными ошибками, которые случаются на стыке предложений, являются предложения-фрагменты,
    слияния и цепи.
    Фрагменты – это обрывки предложений или неполные предложения. Чаще всего это зависимые части предложений, оторванные от главных. Например:

    161
    Многопользовательские миры – это игры в режиме реального времени, обладающие высокой степенью интерактивности. Используется для поддержки игровой виртуальной среды, где люди взаимодействуют друг с другом, перемещаются в пространстве, общаются посредством компьютерных технологий.
    Эффективность работы современного администратора напрямую зависит от готовности решить ряд весьма непростых задач. Например, как сократить число бумаг, которые должен создать учитель, используя свое рабочее время.
    Кусок предложения – это не предложение и, соответственно, не мысль. И все-таки такая очевидная вещь не всегда очевидна для пишущего. Он просто не думает о том, что собой представляет предложение, и часто рубит его на куски, как рубит и абзацы, и производит на свет уродцев. Дело в том, что предложение является независимой единицей. Все что нельзя употребить отдельно, предложением не является, и в академическом контексте абсолютно недопустимо
    (в отличие от литературы художественной, где допустимо все).
    Практическое задание 5. Прочтите данные ниже текстовые блоки.
    Выделите в них те части, которые не являются предложениями. Исправьте их, объединив с другими предложениями или частями. Такая работа называется
    идентификация фрагментов.Есть ли в задании блоки, в которых все правильно?
    1. Дети сами по себе не заинтересованы в распределении благ. Они конкурируют.
    Потому что каждый хочет получить максимум времени и внимания со стороны родителей.
    2. Маленькие дети обычно знают, что они могут конкурировать со старшими. Невзирая на маленький рост.
    3. Поскольку они меньше и слабее, младшие дети обычно могут рассчитывать на помощь родителей в споре со старшими. Большинство родителей обязательно вмешается.
    4. Младшие дети быстро выучиваются использовать то, что они маленькие и слабые, как преимущество. Они легко становятся ябедами. А то и плаксами.

    162 5. Плакса вскоре понимает, как использовать силу слез, чтобы получить желаемое. А также, чтобы выиграть спор со старшим.
    6. В споре между детьми родители обычно становятся на сторону младшего. Потому что этот ребенок слабее и меньше.
    7. Для младшей сестры сестер лучший муж – старший из братьев. Он будет ценить ее обаяние. И позволит собой манипулировать.
    8. Хотя единственные дети легче всех находят для себя подходящие партии. Для них существуют и неудачные. Например, еще один единственный ребенок.
    Пояснение для преподавателя. Задание очень простое, однако подсказка не
    помешает. Третий блок состоит из правильных предложений. Остальные
    исправляются. Обратите внимание на последний пункт (8):он образует ОДНО
    предложение.
    Теперь обратимся к следующим порокам текста.
    Слияние – это объединение разных предложений в одно без каких-либо
    связей: а) В настоящее время надтарифный фонд согласно закону Санкт-Петербурга должен составлять не менее 10%, он призван материально стимулировать количественные и качественные показателей в работе. б) Андрагогика дает возможность профессионального совершенствования через «специфические закономерности усвоения знаний и учений взрослыми субъектами учебной деятельности», специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования. в) Всемирная паутина – одна из наиболее быстро развивающихся Интернет- технологий, это мультимедийная информационная система, основанная на гипертексте.
    Цепь – это каскад зависимых предложений. Это один из наиболее часто встречающихся недостатков, который идеально иллюстрирует финальное предложение стихотворения «Дом, который построил Джек». В отличие от идеально структурированного текста «Дома», в котором неукоснительно

    163 соблюдается правило параллельных структур (как в английском оригинале, так и в блестящем русском переводе), опусы наших педагогов путают сами себя и впутывают в эту путаницу нас с вами. Чтобы не отнимать у вас время и не изводить бумагу, ограничимся лишь одним замечательным примером того, как один автор, не умеющий управиться с цепью, цитирует другого с тем же дефектом. Этот потрясающий каскад являет собой одно предложение, которое, по мнению автора, образует абзац:
    Профессионал – «субъект профессиональной деятельности, который имеет высокие показатели профессиоанализма личности и деятельности, самоэффективности, который имеет высокий профессиональный и социальный статус, систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, которая динамично развивается, постоянно направлена на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, которые имеют социально-позитивное значение», который способен на творческое самовыражение – показателя его «профессиональной зрелости и развития, профессионализма деятельности («качественная характеристика субъекта труда, которая отображает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, которые позволяют осуществлять деятельность с высшей и стабильной продуктивностью»; характеристика, которая развивается в дальнейшем.
    Комментарии, конечно, излишни. Печально, что это не пародия и не исключение.
    Еще печальнее, что часто все три порока текста (фрагментарность, слияния и цепи) сливаются в одном предложении, просто потому, что автор не дает себе труда поставить точку в нужном месте. Так мы получаем цепи, висящие на фрагменте, который оказывается оторван ими, как кандалами с гирями, от главного предложения, например:

    164
    По свидетельству специалистов, корни проблем, отраженные в деструктивных чертах личности, как правило, являются прямым следствием депривации психического развития ребенка в семье. Причем эта депривация возникает не только из-за дефицита внимания, что бывает с брошенными и нелюбимыми детьми, но также и в результате постоянного торможения естественной активности ребенка и подавления его чувства собственного достоинства любящими, но функционально неграмотными родителями, которые сами выросли в атмосфере гиперопеки, авторитарности и деспотизма взрослых.
    Для того, чтобы избежать всего этого ужаса, нужно, прежде всего, помнить о правилах построения простого предложения, ибо именно оно образует идею, основную и единственную мысль сложного предложения, являясь в нем главным.
    Постарайтесь, чтобы в каждом предложении у вас был и субъект, и глагол. В этом случае ваша мысль никогда не ускользнет от читателя. Далее подумайте, какие обстоятельства или объекты расширяют ваше простое предложение. Расставьте их в пре- или постпозиции к субъектно-глагольному единству. Старайтесь не ставить ничего между глаголом и субъектом. Далее, если обстоятельства (т.е. все, что зависит от субъекта или глагола, а может быть, и объекта предложения) выражены зависимым предложением, то подумайте дважды, прежде чем поставить два таких зависимых предложения в зависимость от главного. Если вы на это пошли, не ставьте их по разные стороны и не сцепляйте в цепь. Соедините их соответствующим союзом, и читатель сразу разберется, что это два параллельных зависимых предложения. Не бойтесь повторить одни и те же слова – это ключевые слова, позволяющие видеть параллель (см. наши примеры параллельных конструкций). Будьте внимательны: если вместо зависимых предложений вы употребляете причастия, старайтесь, чтобы они также не образовали цепь. Цепи причастий имеют в русском языке свойство отвратительно шипеть (щий-щая- щаяся). Подумайте, может быть, вы найдете вариант вместо зависимого предложения или шипучего причастного оборота употребить простой объект или прилагательное. Такое решение обычно спасает ситуацию и избавляет и вас, и читателя от лишних мучений. Простая и емкая форма предложения с союзными

    165 связями и сигналами перехода, как и в структуре целого текста, это нож, вилка и тарелка, о которых потребитель знания не должен думать.
    Если цепи возникают при соединении предложений посредством зависимости одного от другого (при этом только одно является главным и несет идею автора), то слияния – недостаток умения соединять независимые предложения. Соединить два независимых предложения в одно несложно: необходимо только убедиться в том, что вам необходимо уравновесить две идеи.
    Обычно такие предложения возникают при использовании логического порядка сравнения / противопоставления. Например, «Традиционная школа может существенно ограничить свободу учащегося и его стремление к саморазвитию, в то время как демократическая система обучения поддерживает его в этом стремлении».
    Самый простой вопрос касается одной из самых распространенных ошибок российских текстов, причем ошибка эта всецело обусловлена школьной программой: бессоюзных предложений не бывает, как не бывает и бессоюзных списков. Точнее, такие случаи происходят, но крайне редко. Чаще же всего они ведут к слиянию. Итак, для того, чтобы объединить два независимых
    предложения в одно, необходимо разделить их запятой и одновременно
    объединить с помощью соответствующего координатора.
    Знакомьтесь: вот самые важные координаторы: и, а, но, или, однако, поэтому,
    так что.
    Пракическое задание 6. Ниже приводится текст о роботах. Предложения в нем правильные, но слишком разрозненные. Им не хватает связи. Воспользуйтесь координаторами, чтобы соединить отдельные предложения в сложные. Помните, что трех независимых предложений в одном сложном следует категорически избегать. (Предложения пронумерованы с единственной целью: чтобы было легко проверять задание).

    166
    Роботы
    1. Робот – механическое устройство, которое может выполнять однообразные, опасные и сложные задачи. 2. Прежде всего, роботы могут выполнять повторяющиеся действия без усталости или скуки. 3. Они применяются в автомобильной промышленности для сварки и покраски. 4. Роботы также могут работать во вредных условиях. 5. Они приносят пользу в освоении океанских глубин, также как и космического пространства. 6. Наконец, роботы могут справляться с задачами, требующими крайней степени точности. 7. В операционной робот может ассистировать хирургу. 8. Например, робот может удалить нейрон мозга. 9. Он может с большой точностью производить действия над младенцем в утробе матери.
    10. Область искусственного интеллекта предоставляет роботам ограниченное поле для размышлений и принятия решений. 11. Однако роботы не способны мыслить концептуально. 12. Роботы не могут действовать независимо. 13. Людям приходится их программировать. 14. Они бесполезны. 15. Следовательно, людям не следует волноваться, что роботы одержат власть над миром. 16. По крайней мере, пока.
    Пояснение для преподавателя. Несмотря на свободу задания, логика текста
    заставит объединить предложения почти однозначно. При проверке стоит сначала
    спросить студентов, какие номера предложений они объединили, и если им
    недостает логики, предложить подумать еще раз. Можно вместе подумать, на
    какие части распадается текст. Вспомним, что в тексте, даже в маленьком, есть
    введение. А в основной части будут раскрываться идеи, в нем перечисленные.
    Логично предположить, что и частей будет столько же, то есть три (три аспекта
    основной идеи ясно даны в заглавном предложении – введении: «однообразные,
    опасные и сложные задачи»). В маленьком тексте они не образуют абзацы, но
    связываются в сложные предложения в полном соответствии с этим. Затем
    следует заключение.
    Практическое задание 7. Перед вами текст, в котором присутствуют фрагменты. Исправьте его, чтобы он образовал связное логическое целое, добавив слова, где это необходимо. Помните о параллелизме!

    167
    Критики теории порядка рождения утверждают, что она не научна. Потому что ее невозможно доказать. А также потому, что она имеет сходство с астрологией.
    Интересна, возможно, но не должна приниматься всерьез. Сторонники теории порядка рождения признают, что сама по себе она не определяет, что мы за люди. Наши родители и общество, например, оказывают очень сильное влияние.
    Жизнерадостны ли мы или мрачны, уравновешенны или раздражительны, доброжелательны или злы. Тем не менее, порядок рождения играет роль.
    Определяя, до какой степени ребенок жизнерадостен, уравновешен или доброжелателен, например. Он играет еще одну роль. В определении того, как ребенок использует свою жизнерадостность, уравновешенность и доброжелательность в общении с другими людьми.
    Пояснение для преподавателя. Так же как и в предыдущем задании, текст
    делится на логические составляющие. Идея первая: Критики теории утверждают…
    Идея вторая: Сторонники теории признают… Идея третья: Несмотря на эти
    расхождения, порядок рождения играет определенную роль Таким образом, мы
    имеем вывод на основе логического порядка противопоставления идей. Частей будет
    также три:
    Критики теории порядка рождения утверждают, что она не научна, потому что ее невозможно доказать, а также потому, что она имеет сходство с астрологией.[; такая] Такая теория интересна, возможно, но она не должна приниматься всерьез. Сторонники теории порядка рождения признают, что сама по себе она не определяет, что мы за люди: наши родители и общество, например, оказывают очень сильное влияние на то, жизнерадостны ли мы или мрачны, уравновешенны или раздражительны, доброжелательны или злы. Тем не менее, порядок рождения играет роль, определяя, до какой степени ребенок жизнерадостен, уравновешен или доброжелателен, например.[; он] Он играет еще одну роль в определении того, как ребенок использует свою жизнерадостность, уравновешенность и доброжелательность в общении с другими людьми.

    168
    В данном тексте можно было организовать три части и в три предложения. Это можно было сделать за счет употребления одного спасительного в таких случаях знака препинания – точки с запятой. В варианте исправленного текста мы отметили эти места специальными скобками. Дело в том, что этот знак пунктуации нельзя употреблять всуе: он приходит на помощь тогда, когда логически нам нельзя поставить точку, т.к. идеи параллельны или должны сравниваться, или, как например здесь, объединяться зрительно и по смыслу. Поставить же союз не представляется возможным. Вот тогда и возникает потребность в этом знаке, который вовсе не запятая с большей паузой, как думают некоторые, и не способ загнать кучи запятых в некие блоки, а специальный знак для объединения идей в более философски и логически крупные идеи.
    В этом курсе мы раскрыли многие (хотя далеко не все) секреты академического письма, но остался еще один важный аспект, который вполне можно освоить в качестве самостоятельной работы. Это сигналы перехода. Сигналы перехода – это специальные слова, позволяющие связать между собой идеи – предложения в связный текст. Примеров таких слов множество, и они вам хорошо знакомы по блестящим текстам не только зарубежных, но и наших талантливых авторов, сумевших имплицитным путем подняться до вершин академической грамотности. Это такие слова как тем не менее, безусловно, более того, разумеется, странным образом,
    вопреки тому, что…, в силу того, что…, в результате чего, на основании, в связи с
    тем, что…, благодаря…, и т.д. Эти замечательные слова помогают читателю уловить вашу мысль, то есть ту самую вашу собственную идею, ваше независимое суждение,
    оценку или гипотезу, ради которой вы и писали ваш текст. Без них академический текст рискует выйти в свет «без галстука» или «без косметики». Можно сказать, что эти слова играют роль дорожных знаков, предупреждая о повороте мысли, о разветвлении ее, об остановке в пути и т.д. Вот почему они так называются – сигналы перехода.

    169
    Самостоятельная работа 6. Составьте классификацию сигналов перехода и соединительных слов. Вы можете использовать элементы списка, графическую организацию текста и иные приемы.
    В вашу схему могут войти такие подразделы как: координаторы – союзы, парные связки и связки параллельных структур, субординаторы (поскольку, до тех
    пор пока, когда, после того как, и пр.), слова для выражения причины и следствия, результата, способа действия, места и времени, целей и намерений, частоты, условия, контраста и сравнения, сходства и различия, ссылок, цитат, дополнений, примеров, сомнения, возможности, согласия и несогласия, перефразирования или выражения мнения. Чем больше список, тем полезнее к нему обращаться за недостающим сигналом. Сравните ваш список со списками ваших коллег, других студентов, и у вас появится крайне ценная и в высшей степени полезная коллекция слов, с помощью которой вы сможете донести свою мысль красиво, изящно и академически грамотно.
    Удачи вам, коллеги!
    Анализ эссе. Коллегиальная проверка письменной работы
    Это занятие лучше всего провести до начала работы над заключительным эссе.
    Здесь подводятся итоги работы по всему курсу, причем за счет коллегиальной оценки работ. В качестве материала для оценки выступает эссе о школьной форме, которое студенты должны были принести в распечатанном виде.
    Для этого занятия удобнее всего организовать стулья так, чтобы они
    образовали круг, в центре которого стоит большой стол. Если это невозможно, то
    студенты располагаются, как обычно, но имеют возможность подойти к столу.
    Когда пишешь сам, не всегда замечаешь несоответствия, неточности и
    мелкие ошибки, даже если проверяешь работу неоднократно. Более того, выловив
    всех блох», можно не заметить пропущенного «слона». Текст – это сложная
    система, как мы уже убедились, и учесть все критерии бывает нелегко. На этом

    170
    занятии студенты попробуют оценить свои силы в объективной проверке чужих
    работ.
    Вы принесли с собой текст самостоятельной работы 5, в которой выразили свою точку зрения по вопросу о школьной форме. Попробуем оценить его вместе, воспользовавшись выборочно известными нам критериями. Тем не менее, мы имеем сегодня возможность проверить степень объективности оценок – своих и чужих.
    Прежде всего, следует убедиться, что каждое эссе имеет фамилию автора.
    Далее студенты подходят к столу и кладут свои эссе вниз текстом так, чтобы
    работы не перекрывали друг друга (например, со сдвигом). Здесь же студенты
    получают 4 карточки по ½ листа А4 с перечисленными на них критериями оценки
    (которые приводятся ниже) и местом вверху для фамилии автора эссе. Далее
    каждый берет по одной чужой работе и садится проверять ее по следующим
    критериям:
    1) Введение: наличие «интриги», темы и тезисных утверждений.
    2) Структурирование текста: деление на абзацы, наличие заглавных предложений.
    3) Структура заглавных предложений: баланс между слишком общим и слишком частным, наличие темы и контрольной идеи.
    4) Структура абзаца: соответствие контрольной идеи содержанию, наличие поддержки, релевантность, полнота и достоверность фактического материала.
    5) Логический порядок текста: разделение идей, аргументированность, убедительность.
    6) Единство текста: логика, связность, сигналы перехода и связки.
    7) Структура предложения: отсутствие фрагментов, слияний и цепей, правильность употребления субъекта и глагола, отсутствие бессоюзных списков и предложений.
    8) Заключение: наличие основных выводов, заключительного вывода и перспективы.

    171 9) Аннотация: выделение идеи без авторской аргументации, краткость, привлечение интереса к предмету.
    10) Дополнительные комментарии, пожелания и рекомендации.
    Все позиции оцениваются по шкале 1 – 3 с учетом перечисленных аспектов.
    Максимальная оценка – 9 х 3 = 27.
    Максимальное число проверяемых каждым работ – 4.
    Оценки выставляются напротив соответствующего критерия на отдельной
    карточке, на которой проверяющий пишет фамилию автора, эссе которого он
    оценивал. Внизу выставляется общий балл. На самом эссе рядом с фамилией
    выставляется пометка о проверке. Когда на письменной работе оказывается
    четыре отметки о проверке, она откладывается в сторону в отдельную пачку рядом
    с заполненными карточками.
    Карточка кладется в отдельную стопку, и проверяющий берет следующую
    работу. После того, как каждое эссе оценивается по четыре раза, работа
    завершается.
    По окончании проверки каждый студент выбирает из стопки карточек те,
    что относятся к его работе и сравнивает их. После этого целесообразно сравнить
    усредненные оценки с оценкой преподавателя.

    172
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта