Главная страница
Навигация по странице:

  • ІІ. СТИЛИСТИКА РЕСУРСОВ ................................................. 27

  • ІІІ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ. 39

  • IV. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА .................................................................... 52

  • 1.1. ОСНОВЫ

  • функциональная стилистика. Т.А. Воронцова. Элементарная стилистика. Учебнометодическое пособие Ижевск 2009


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие Ижевск 2009
    Анкорфункциональная стилистика
    Дата25.05.2022
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТ.А. Воронцова. Элементарная стилистика.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #548699
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    ТА. Воронцова ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТИЛИСТИКА
    Федеральное агентство по образованию
    ГОУВПО Удмуртский государственный университет ТА. Воронцова ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТИЛИСТИКА
    Учебно-методическое пособие Ижевск 2009

    УДК 811.161.1(075.8)
    ББК Рус В 756 Рецензенты кандидат филологических наук, доцент Кривова Н.Ф., кандидат филологических наук, доцент Копылова Т.Р.
    Воронцова ТА. В 756 Элементарная стилистика учеб.-метод. пособие / УдГУ. –
    Ижевск Изд-во Удмуртский университет, 2008. – 130 с.
    ISBN В книге рассматриваются основные теоретические положения и ключевые категории стилистики. В пособие включен глоссарий стилистических терминов. В Приложении представлен контрольный тест, схема и образцы стилистического анализа текста.
    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, аспирантов и преподавателей. Материал отдельных разделов может быть использован в практике школьного и довузовского образования.
    УДК 811.161.1(075.8)
    ББК Рус
    © ГОУВПО Удмуртский государственный университет, 2009
    © Воронцова ТА, 2009
    ISBN
    СОДЕРЖАНИЕ І. СТИЛИСТИКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА ............................................................................ 13
    1.1 ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛИСТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 13 1.2. ПРЕДМЕТ СТИЛИСТИКИ ................................................. 16 1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТИЛИСТИКИ .............. 18 1.4. ПРОБЛЕМАТИКА СТИЛИСТИКИ ................................... 23 1.5. МЕТОДОЛОГИЯ СТИЛИСТИКИ. 24 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 26
    ІІ. СТИЛИСТИКА РЕСУРСОВ ................................................. 27
    2.1. ПОНЯТИЕ КОННОТАЦИИ (СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА) ................................................................................... 27 2.2. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. 33 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 38
    ІІІ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ. 39
    3.1. ТЕРМИН СТИЛЬ В ЛИНГВИСТИКЕ. 39 3.2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ .......................................... 41 3.2.1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ. 41

    6 3.2.2. РЕЧЕВАЯ СИСТЕМНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ ....................................................................................... 43 3.2.3. ЯЗЫКОВОЙ И РЕЧЕВОЙ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ ............................................ 45 3.2.4. ПРИНЦИПЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ .................................................................................... 46 3.3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ НОРМА ..................... 49 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 51
    IV. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
    СТИЛИ
    СОВРЕМЕННОГО
    РУССКОГО
    ЯЗЫКА .................................................................... 52
    4.1. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ................................. 52 4.1.1. СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ....................................................................................... 52 4.1.2. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ..................................... 54 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 57 4.2. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ. 58 4.2.1. СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ....................................................................................... 58 4.2.2. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ..................................... 61 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 66

    7 4.3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. 67 4.3.1. СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ....................................................................................... 67 4.3.2. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ..................................... 69 4.3.3. ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ ............................................................ 74 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 74 4.4. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ ..................................................... 75 4.4.1. СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ....................................................................................... 75 4.4.2. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ..................................... 77 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 84 4.5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ (СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ................................... 85 4.5.1. ВОПРОС О СТАТУСЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ ....................................................................................... 85 4.5.2. СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ....................................................................................... 87 4.5.3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ................... 89 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 90
    ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТИЛИСТИКИ (вместо заключения. 91 ГЛОССАРИЙ ................................................................................ 93 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 98 ПРИЛОЖЕНИЕ .......................................................................... 109 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 109
    МАСТЕР-КЛАСС. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. 114
    ПРЕДИСЛОВИЕ В современном вузовском образовании значительно больше внимание уделяется дисциплинам, связанным с изучением языка как средства коммуникации. Это неслучайно, так как речь является по существу одной из составных частей профессиональной компетенции современного специалиста. Широкий интерес к проблемам речевого общения является причиной того, что в последнее время отмечается появление весьма интересных пособий по культуре речи, ораторскому искусству, основам речевой коммуникации, стилистике. Особое место среди них занимает учебно-методическое пособие ТА. Воронцовой Элементарная стилистика. Во Введении автор сам называет особенности своего учебника четкую структуризацию теоретического и фактического материала, его ранжирование по степени значимости. По сути, в учебнике предлагается читателям новый способ презентации учебного материала от концептуальной схемы к широкому теоретическому контексту. В этом смысле Элементарная стилистика начинает диалог об эффективности обучения с учебниками, представляющими собой объемные тексты, подробно рассматривающие все аспекты стилистической теории, требующие вдумчивого, неспешного чтения, тщательного анализа материала. Новое учебно-методическое пособие названо Элементарная стилистика. Это нив коем случае не говорит о простоте материала или его упрощении, адаптации для неискушенных читателей. Подзаголовком к Элементарной стилистике могут служить слова просто о сложном, что, как известно, намного лучше, чем сложно о простом. О глубине материала, предлагаемого автором для осмысления, свидетельствует структура пособия, включающая в себя разделы Стилистика как лингвистическая дисциплина, Стилистика ресурсов, Теоретические основы функциональной стилистики, Функциональные стили современного русского языка, Основные тенденции развития современной стилистики. Пособие освещает стилистические теории, прошедшие многолетнюю проверку практикой вузовского преподавания, и результаты стилистических исследований, нашедшие отражение в статьях, пособиях, лингвистических энциклопедических словарях последнего десятилетия. Основное внимание в пособии уделено функциональной стилистике. Это обусловлено, по
    мнению автора, тем, что существующую учебную литературу характеризуют различные подходы и к составу функциональных стилей, и к принципам их описания. В данном же пособии описание функциональных стилей строится по единой схеме социально значимая сфера коммуникации → функция стиля → стилевые черты → типичные языковые средства. Подобная презентация теоретического материала позволяет не только получить полное представление о томили ином стиле, но и имеет четкую практическую направленность учит, используя языковые средства, создать текст исходя из конкретной речевой ситуации в строгом соответствии с жанрово-стилевыми особенностями, что позволяет максимально повысить эффективность акта коммуникации. Отметим и тот факт, что пособие Элементарная стилистика соответствует всем требованиям к современному учебнику каждый раздел сопровождается контрольными вопросами, предлагается итоговый контрольный тест, Глоссарий, куда вошли основные понятия современной стилистики. Несомненной находкой автора является раздел
    «Мастер-класс», где представлены схема и образцы стилистического анализа текста. Все это не только повышает речевую культуру учащихся, но и помогает им решить учебные задачи от выполнения текущих заданий по стилистике до сдачи промежуточной и итоговой аттестации. Данное пособие может служить и материалом для самостоятельной работы студентов благодаря гармоничному сочетанию теоретического материала, практических заданий, котрольных вопросов и тестов для самопроверки. Данное пособие является хорошим помощником и для подготовки к сдаче Интернет-экзамена в сфере профессионального образования по культуре речи и современному русскому языку (ФЭПО), который направленна проверку выполнения требований Государственных образовательных стандартов профессионального образования, где раздел по стилистике является обязательным.
    Копылова Т.Р., кандидат филологических наук, доцент кафедры лингводидактики
    ВВЕДЕНИЕ В современной лингвистике нет недостатка в пособиях и учебниках по стилистике. Как правило, это объемные тексты, подробно рассматривающие все аспекты стилистической теории. Такие пособия требуют вдумчивого, неспешного освоения, тщательного анализа материала, для того чтобы таили иная стилистическая концепция уложилась в сознании студента. Безусловно, это самый надежный и продуктивный путь усвоения учебного курса. Однако в условиях современной высшей школы такой путь не всегда возможен. Причин этому несколько.
    Во-первых, возросшее число учебных дисциплин приводит к тому, что количество часов, отведенное учебным планом на изучение стилистики, как правило, ограничено. Это обстоятельство сразу ставит студента и преподавателя перед проблемой жесткой структуризации теоретического и фактического материала.
    Во-вторых, в современных условиях дефицита времени и денег образование стоит все дороже) активно развиваются такие формы высшего образования, как заочное и дистантное обучение, экстернат, обучение по индивидуальному плану. Все эти формы требуют от студента самостоятельного освоения учебных курсов. Как показывает опыт, самым сложным для студента, обучающегося самостоятельно, является непонимание теоретического материала, а его ранжирование по степени значимости, умение выделить главное. В связи с этими причинами целесообразным представляется и другой способ осмысления учебного материала от концептуальной схемы к самостоятельному освоению широкого теоретического контекста. Именно на такой путь и ориентировано данное пособие. Основные принципы данного пособия – практическая направленность и, как следствие, лаконичность. Данное пособие не претендует на стилистическую революцию. Его основная цель – четко, почти схематично представить классическую концепцию современной стилистики. Теоретической базой данного пособия стали как стилистические теории, прошедшие многолетнюю проверку практикой вузовского преподавания например, представленные в учебниках МН. Кожиной, Л.Г. Барласа, В.И. Максимова и др, таки результаты стилистических исследований, нашедшие отражение в статьях, пособиях, лингвистических энциклопедических словарях последнего десятилетия. Основное внимание в пособии уделено функциональной стилистике. Это связано стем, что стилистические ресурсы русского языка подробно и единообразно описываются не только во всех пособиях и учебниках по стилистике, но ив учебниках по культуре речи. Что касается функциональных стилей, то здесь в учебной литературе можно увидеть различный подходи к составу функциональных стилей, и к принципам их описания. В данном пособии описание функциональных стилей строится по единой схеме социально значимая сфера коммуникации → функция стиля → стилевые черты → типичные языковые средства. В соответствии с жанром учебного пособия в большинстве случаев точные ссылки в тексте не даются. Все использованные работы приводятся в списке литературы. Автор бесконечно благодарен рецензентам – Надежде Филипповне Кривовой и Татьяне Рудольфовне Копыловой – за глубокий теоретический анализ материала и ценные замечания, которые помогли усовершенствовать ряд разделов данного пособия. Автор глубоко признателен Нине Михайловне Костиной за методические советы и пожелания, позволившие расширить и оптимизировать содержание учебно-методического пособия. Моя искренняя благодарность Марии Александровне Ковальчу- ковой за неоценимую помощь в технической подготовке книги. Большое спасибо Ольге Александровне Фрум за интересную идею заглавия
    Я благодарю всех моих коллег – преподавателей кафедры стилистики и риторики Удмуртского государственного университета, всеми силами способствовавших тому, чтобы эта работа была опубликована
    І. СТИЛИСТИКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
    1.1. ОСНОВЫ
    ФОРМИРОВАНИЯ
    СТИЛИСТИКИ
    КАК
    НАУЧНОЙ
    ДИСЦИПЛИНЫ Аристотель утверждал, что любой сложный объект должен изучаться с двух сторон сточки зрения его структуры и сточки зрения функции. По отношению к языку эту мысль вначале ХІХ в. сформулировал В. Гумбольт (1767-1835). Он писал, что следует различать совокупность языковых единиц (в терминологии В. Гумбольдта – ergon – кладовая, продукт) и функционирование, употребление языка (energeia). Двуаспектность языка –
    различение системы языка и его функционирования (динамической стороны) – одно из важнейших открытий в истории языкознания. Однако почти до середины XX в. языкознание уделяло основное внимание изучение системы языка, его структурной организации. Развивалась так называемая описательная лингвистика фонетика, грамматика (морфология и синтаксис, лексикология, фразеология, словообразование, те. дисциплины, которые изучают состав единиц и категорий конкретного языка, а именно
    1) состав языковых единиц, представленных на различных уровнях языковой системы фонетическом, лексическом (куда включается фразеология и словообразование, морфологическом и синтаксическом
    2) классы и категории, в которые объединяются языковые единицы различных уровней (например, грамматические категории рода, вида, времени и т.д.)
    3) соотношение и взаимодействие в рамках языковой системы языковых единиц и категорий. В результате в ХХ в. в достаточной степени изученной оказалась одна из сторон единства «ergon – energeia», а именно структурно-системный аспект языка. Однако, как заметил ГО. Винокур, наряду с проблемой языкового строя существует еще проблема языкового употребления (Винокур ГО, 1959), поскольку язык является средством общения. Описательная лингвистика фактически оставляет
    без внимания социальную природу языка и его коммуникативную функцию. Социальная природа языка проявляется в его изначальной связи с человеческой деятельностью и общением. По замечанию
    А.А. Леонтьева, язык выступает как продукт специфической человеческой деятельности (Леонтьев А.А., 1999). Важнейшая социальная функция языка – коммуникативная – проявляется именно при использовании языка как средства общения. Специфический признак языка, обеспечивающий общение и мышление, – способность закреплять в звуковой и графической оболочке слов понятия, признаки класса предметов. Однако знания языкового состава недостаточно для реализации коммуникативной функции. Как известно, знание лексического состава иностранного языка вовсе не обеспечивает возможности для полноценного общения. Ни отдельная языковая единица, ни даже система языка в целом еще не реализуют коммуникативную функцию. У языковой единицы и языковой системы эта функция имеется лишь потенциально. «In говорящий никогда не имеет дела со смыслом слова во всем объеме, но лишь со смыслом, реализованным в локальном контексте (Фрумки- на Р.М., 1999). Значения слов конкретизируются контекстом в процессе общения в зависимости от речевой ситуации, условий общения, сферы общения. Например, в высказывании я пошел глагол прошедшего времени может обозначать и прошлое, и будущее действие. С единицами языка говорящие связывают лишь приблизительно одни и те же значения (Кожина МН,
    1993). Румынская исследовательница Т. Слама-Казаку остроумно заметила Парадокс общения состоит в том, что можно выразиться на языке и тем не менее быть понятым. Смысл высказывания в речи не равняется механической сумме значений языковых единиц, используемых для его построения. Общение –
    процесс творческий, хотя он может быть отчасти стандартизирован. Стремление к особой эффективности и выразительности высказывания в процессе коммуникации связано с функциональным аспектом языка. Именно при функционировании языка могут быть реализованы семантико-стилистические возможно В жизни

    15
    сти языковых средств, обеспечивающие такие качества речи, как целесообразность (уместность, точность и выразительность. Необходимость изучения функционального аспекта языка была осознана еще вначале ХХ столетия такими учеными, как
    И.А. Бодуэн де Куртенэ, ЕД. Поливанов, Л.П. Якубинский, позже В.В. Виноградов, ГО. Винокур (напомним известный тезис ГО. Винокура Язык вообще есть только тогда, когда он употребляется. В е годы ХХ в. стилистика начала формироваться как научная дисциплина, связанная прежде всего с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его употребления, функционирования. Лингвисты переходят от изучения структуры языка к исследованию его динамического аспекта. В советском языкознании стилистика как особая отрасль теории языка выделяется в е годы ХХ в. (работы ЮС. Степанова, Р.А. Будагова,
    В.В. Виноградова, ГО. Винокура, МН. Кожиной и др. Основными предпосылками формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины вначале ХХ встали три фактора
    1) была выдвинута идея различения языка и речи, что обусловило внимание к функциональной стороне языка
    2) было разработано понятие литературного языка и нормы труды В. Матезиуса, В. Гавранека, Э. Косериу,
    В.В. Виноградова). Понятие стиля – это понятие литературного языка, тесно связанное с понятием нормы. Неслучайно история литературного языка, стилистика и культура речи появляются почти одновременно, в период сложившихся национальных языков
    3) была разработана идея системности языка, что также важно для стилистики, т.к. стиль – понятие системное. Как видим, у описательных и функционально- коммуникативных дисциплин один объект исследования – язык, но разный предмет исследования. Стилистика – это функционально-коммуникативная лингвистическая дисциплина, которая исследует язык в действии и призвана ответить на вопрос, как используются единицы и категории данного языка для решения различных коммуникативных задач в различных сферах и ситуациях общения (выражение эмоций, передача информации и т.д.).
    Стилистика изучает
    1) как используется язык в целях коммуникации
    2) как функционируют те или иные языковые средства в зависимости от целей и задач коммуникации
    3) как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом в конкретном тексте или в определенных условиях общения.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта