Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

  • 1.4. ПРОБЛЕМАТИКА

  • 1.5. МЕТОДОЛОГИЯ

  • функциональная стилистика. Т.А. Воронцова. Элементарная стилистика. Учебнометодическое пособие Ижевск 2009


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие Ижевск 2009
    Анкорфункциональная стилистика
    Дата25.05.2022
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТ.А. Воронцова. Элементарная стилистика.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #548699
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    1.2. ПРЕДМЕТ
    СТИЛИСТИКИ Чтобы определить, что составляет предмет стилистики, необходимо ответить на вопрос составляет ли стилистика особый уровень в системе языка. Если составляет, то что следует считать единицей этого уровня Существует точка зрения, сторонники которой полагают, что основной единицей стилистики следует считать выразительные средства языка и специальные стилистические приемы (Гальпе- рин И.Р., 1981). Для того чтобы согласиться или не согласиться с этой точкой зрения, необходимо выявить специфические черты стилистических приемов.
    1. Стилистические приемы создаются и употребляются в речи, те. в процессе функционирования языка.
    2. Стилистические приемы создаются для решения различных коммуникативных задач.
    3. Стилистические приемы могут быть
    • окказиональными (создаваться заново политическая помойка – Госдума
    );
    • строиться по известным смысловыми структурным моделям (метафора спор – война сравнение А как Б
    • использоваться в готовом виде (фразеологизмы комар носу не подточит.
    4. В структурном отношении стилистические приемы могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими, а также собственно текстовыми (выходящими за пределы предложения, например, композиционными. Те. стилистические приемы представляют собой функционально обусловленные, разные по объему и качественно разнородные единицы и явления, которые принадлежат к разным уровням языка (прежде всего лексическому и синтаксическому. Из этого следует, что стилистические приемы не могут образовывать особого уровня. Все эти средства объединяются единой функцией в речи – направленностью на эффективность высказывания. Поскольку стилистические явления обнаруживают себя именно в высказываниях, в тексте, то можно предположить, что стилистический уровень – это уровень текста. Действительно, стилистические окраски получают свою конкретизацию и определенность в контексте высказывания. Контекст способен и нейтрализовать, и видоизменить, и конкретизировать слово, и придать ему новую (окказиональную) окраску
    (Ср.: Молодец Все испортил) Стиль, действительно, связан с текстом. Но текст является лишь материалом, в котором стиль реализуется (аспект функционирования, узуса). Стилистический анализ выявляет, в какой степени адекватно речевая ткань передает адресату содержание высказывания, цели и намерения говорящего (автора, те. текст – это своего рода место приложения стиля. Единицы и категории текста (приемы, сверхфразовые единства, варианты композиции, функционально-смысловые типы речи) являются средствами реализации стиля (Кожина МН, 1993). Стиль – это лишь одно из свойств текста Тексты вне стиля или стилистически нейтральные тексты не существуют. Следовательно, текст не может составлять особого стилистического уровняв системе языка. Таким образом, в языковой иерархии нет особого стилистического уровня. Как отмечал ГО. Винокур,
    «...стилистика…изучает язык по всему разрезу его структуры сразу но зато с особой точки зрения. Эта особая точка зрения и создает для стилистики ее собственный предмет (Винокур ГО, 1959). Эта особая точка зрения суть ответ на вопросы каковы выразительные возможности средств различных уровней языковой системы
    2
    Подробнее см В.Е. Чернявская Интерпретация научного текста. – Мс каковы закономерности отбора и организации языковых средств в зависимости от целей и задач коммуникации Образное и точное определение стилистике дал
    Ю.М. Лотман: Всякая семиотическая система (язык) отличается иерархической структурой. В семантическом отношении эта иерархичность проявляется в распадении смыслового поля языка на отдельные замкнутые в себе пространства, между которыми существует отношение подобия. Такую систему можно уподобить регистрам музыкального инструмента, например, органа. На таком инструменте можно сыграть одну и туже мелодию в различных регистрах. При этом она будет сохранять мелодическое подобие, одновременно меняя регистровую окраску. Если мы обратимся к какой-либо отдельной ноте, то получим значение, одинаковое для всех регистров. Сопоставление одноименных нот в разных регистрах выделит, с одной стороны, то, что у них общего между собой, и, с другой, то, что выдает в них принадлежность к тому или иному регистру. Первое значение можно уподобить семантическому, а второе – стилистическому. Таким образом, стилистика возникает, во-первых, в случае, когда одно и тоже семантическое содержание можно выразить по крайней мере двумя различными способами, а во-вторых, когда каждый из этих способов активизирует воспоминание об определенной замкнутой и иерархически связанной группе знаков, об определенном регистре выделено нами. –
    Т.В.). Если два различных способа выразить определенное смысловое содержание принадлежат к одному и тому же регистру, стилистического эффекта не возникает (Лотман Ю.М.,1992) Итак, предметом исследования стилистики являются средства разных уровней языковой системы, их выразительные возможности и стилистические значения (иначе называемые коннотациями), а также закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения.

    1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
    СТИЛИСТИКИ Один из основоположников стилистики как науки Ш. Балли говорило трех стилистиках общая стилистика исследует
    стилистические проблемы речевой деятельности вообще частная стилистика занимается вопросами стилистики конкретного национального языка, индивидуальная стилистика, рассматривает экспрессивные особенности индивидуальной речи (Бал- ли Ш, 1961). В современном отечественном языкознании основные направления стилистики базируются на трех взаимосвязанных сферах исследования, выделенных академиком
    В.В. Виноградовым
    1) стилистика языка
    2) стилистика речи
    3) стилистика художественной литературы (индивидуальная стилистика) (Виноградов В.В., 1981). В современной стилистике выделяют два основных исторически сложившихся направления (аспекта) стилистических исследований. Стилистика ресурсов – направление, изучающее стилистические ресурсы языка стилистически окрашенные средства языка (экспрессивно-эмоциональная окраска и функциональ- но-стилевая окраска, выразительные возможности и семантико- функциональные оттенки слов, форм, конструкций, изобрази- тельно-выразительные средства. Это направление является наиболее традиционным. Его можно назвать описательной, аналитической, или структурной стилистикой. Один из центральных аспектов этого направления – стилистическая синонимия языка на разных уровнях языковой системы фонетическом (тысяча

    тыща); лексическом (лик – лицо – физиономия словообразовательном шофер – шоферюга) и т.д. Исследование стилистических ресурсов связано с двумя формами литературного языка письменной и устной. С письменной формой литературного языка соотносятся языковые средства, которые традиционно используются в книжных жанрах. Первоначально это были жанры, связанные со славянизированным типом языка (высокий штиль Ломоносова. Впоследствии эти жанры ассоциировались с официальной речевой сферой. Сюда включаются языковые средства, которые характеризуются экспрессивными оттенками риторичности, торжественности. Такие средства условно объединяются под названием книжных средств (или средств книжных стилей.
    Языковые единицы устной речи, особенно обиходной, сохраняют ив сфере литературного употребления характер непринужденности или даже фамильярности, часто обладают экспрессивной окраской. Все они называются разговорными. Изучение функционального (в конечном счете, коммуникативного) потенциала языковых средств и составляет объект этого направления стилистики. Оно описывает состав стилистических средств, анализирует выразительные возможности языковых единиц разных уровней. Стилистика ресурсов – это своего рода функциональный ergon (кладовая) по отношению к другим направлениям стилистики.
    2. Функциональная стилистика исследует закономерности употребления языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения. По мнению
    В.В. Виноградова, в различных сферах общения существуют исторически сложившиеся коммуникативно целесообразные системы средств выражения – функциональные стили языка
    (Виноградов В.В., 1981). Функциональные стили различают в соответствии с типовыми социально значимыми сферами общения, такими, как научная, художественная, публицистическая, деловая, бытовая. Функциональная стилистика исследует, во-первых, закономерности функционирования языка в различных сферах общения, во-вторых, принципы отбора и сочетания языковых средств внутри функционального стиля, в-третьих, речевую системность функциональных стилей. Функциональная стилистика как направление возникла позже, чем стилистика ресурсов, нона сегодняшний день именно это направление считается центральным в стилистике, поскольку именно функциональная стилистика способствовала оформлению стилистики в качестве самостоятельной научной дисциплины. Актуальность и развитие функциональной стилистики в наше время обусловлены общей переориентацией лингвистических исследований от структурных (формальных) к функциональным (развитие коммуникативно-прагматического и когни- тивно-дискурсивного подхода к языку. Стилистика ресурсов и функциональная стилистика считаются основными направлениями стилистики.

    Прикладным аспектом функциональной стилистики занимается практическая стилистика. Этот аспект не составляет особого направления науки (в точном смысле слова. Его задача –
    обучение нормам того или иного функционального стиля, умению строить связный текст любого стиля. Первоначально практическая стилистика не имела четкой теоретической основы и не отделялась от ортологии (наука о правильной речи – то, что изучает современная культура речи. Современная практическая стилистика – это учебная дисциплина, которая изучает стилистические нормы употребления средств языка во всех функциональных стилях. Сравнительно новый аспект стилистических исследований, представляющий собой ответвление функциональной стилистики диахроническая, или историческая, стилистика, изучающая историю формирования функциональных стилей. В самостоятельное направление стилистики выделяют также направление, изучающее в особом ракурсе языки стиль художественной литературы Это направление представлено прежде всего трудами В.В. Виноградова. В книге О языке художественной литературы (1959 г) оно охарактеризовано как особая дисциплина. Наука о стилях художественной литературы представляет, по словам В.В. Виноградова, историческую науку лингво-литературоведческого характера. Она исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии, выявляя, в какой мере литературный язык определенного уровня развития может обеспечить нужды тех литературных направлений, которые складываются в данную эпоху. Так, одно из открытий
    В.В. Виноградова состоит в том, что он доказал возможность развития реализма на основе сложившегося национального литературного языка, какими был русский литературный язык в
    XIX в. В рамках этого направления изучаются стилистика индивидуальной речи писателя (идиостиль), стилистика отдельного художественного произведения (или нескольких художественных произведений, а также проблемы интерпретации конкретных художественных текстов. Здесь исходные позиции метода – лингвистические, цель – текстологическая.
    С развитием лингвистики текста появилась тенденция выделять в качестве самостоятельного направления стилистику текста. Хотя термин стилистика текста еще не получил однозначного определения, по существу, многие принципы стилистики текста – в теоретическом плане и конкретных образцах анализа – были представлены в трудах В.В. Виноградова, ГО. Винокура, Б.А. Ларина и некоторых других.
    В.В. Одинцов, опираясь на эти принципы и развивая их на новом этапе истории языкознания, представил наиболее глубокую и обоснованную теоретическую характеристику стилистики текста как особого направления стилистики, неадекватного лингвистике текста. Стилистика текста – это круг (аспект) лингвос- тилистических исследований, изучающих структурно- смысловую организацию текста (группы текстов 1) его компо- зиционно-стилистические типы и формы 2) конструктивные приемы 3) функционирование в нем системы текстовых единиц
    4) их роль в построении и выражении содержания конкретного произведения, его стилевого своеобразия. Цель такого изучения интерпретация содержания анализируемого текста. По мнению МН. Кожиной, нет теоретических оснований для выделения стилистики текста как особого направления (в точном смысле слова, так как предмет, методы исследования, изучаемые единицы у стилистики текста и функциональной стилистики в основном одни и те же. С одной стороны, стилистика текста – это продолжение функциональной стилистики также делается акцент на использовании единиц текстового уровня, на принципах текстообразования в разных сферах общения и, как следствие, на типологии текстов. С другой стороны, стилистика текста смыкается со стилистикой художественной литературы. Из развивающихся направлений стилистики можно отметить сопоставительную стилистику, которая сравнивает стилистику одного национального языка со стилистикой другого национального языка. Исследования в данной области играют важную практическую роль при переводе и при обучении иностранному языку. В последнее время начинают говорить о гендерной стилистике, те. о наличии тенденций использования определенной системы языковых и речевых средств в зависимости от пола носителя языка. Однако в этом направлении проводятся еще только первые исследования, поэтому говорить о его самостоятельности и перспективности преждевременно. Несмотря на наличие столь разнообразных направлений и аспектов, стилистика все же представляет собой целостную дисциплину, поскольку все эти направления и аспекты объединены общей исследовательской целью – выявить потенциал языковых средств и определить закономерности их функционирования в речи (текстах, установить, как эти средства приспособлены для целесообразной коммуникации и как они создают и выражают стилевое своеобразие речи (текста.
    1.4. ПРОБЛЕМАТИКА
    СТИЛИСТИКИ Как известно, о возможности выделения той или иной области исследований в самостоятельную науку можно говорить лишь тогда, когда есть особый предмет исследования, специфические понятия и категории, проблематика и, наконец, методы. Все это есть у современной стилистики. Итак, стилистика имеет свой особый предмет исследования. Как указывалось, стилистика
    1) изучает выразительные средства и возможности языка
    2) определяет круг языковых средств и закономерности их функционирования в различных речевых разновидностях, обусловленных целями и задачами общения
    3) исследует речевую системность стилей, которая складывается в речевой деятельности под воздействием внелингвисти- ческих факторов. Стилистика имеет ряд специфических понятий и категорий стиль, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилистическое средство, стилевая черта, стилистическая норма, речевая системность стиля, стилеобразующие факторы. У стилистики есть своя проблематика К основным проблемам стилистики можно отнести следующие
    1) понятие стиля вообще, и функционального стиля в частности соотношение стиля языка и стиля речи
    2) определение закономерностей функционирования языка в разных сферах общения

    24 3) классификация функциональных стилей
    4) соотношение лингвистического и экстралингвистическо- го в стилистике
    5) проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стиле (проблема идиостиля);
    6) соотношение функциональных стилей и форм речи книжная / разговорная
    7) взаимодействие стилей и их целостность
    8) соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой) проблема отношения языка художественной литературы к функциональным стилям
    10) определение стилистических норм и их исторического характера
    11) проблема диахронии и синхронии в стилистике.
    1.5. МЕТОДОЛОГИЯ
    СТИЛИСТИКИ Методология – это учение о приемах и средствах научного познания, совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Методологической основой стилистического анализа в русской лингвистике являются фундаментальные положения о связи языка и мышления, языка и общества, о социальной сущности языка и его функций (труды В. Гумбольдта, А.А. Потебни, ММ. Бахтина, А.А. Леонтьева и др. Исследуя коммуникативный потенциал языковых средств и основные закономерности функционирования языка в различных сферах общения, стилистика разрабатывает свои, соответствующие предмету исследования и целям анализа, методы. В наиболее традиционном направлении стилистики – стилистике ресурсов – основной путь анализа – от исследования стилистического потенциала языковых средств всех уровней к изучению их функций в текстах различных стилей и жанров. Функциональная стилистика подразумевает иной подход от функций к средствам, те. выявление того, какими языковыми и речевыми средствами реализуются основные функции речевых разновидностей (функциональных стилей, подстилей, жанров)
    Стилистический энциклопедический словарь русского языка,
    2003). Таким образом, основным для современной стилистики является метод функционального анализа (функциональный метод, смысл которого заключается в коммуникативно- системном исследовании языковых единиц разных уровней. Учитывая единство лингвистического и экстралингвистического аспектов речи, этот метод позволяет установить основные закономерности функционирования языковых средств и выявить речевую системность стиля и его разновидностей. Выделяют также ряд частных методов лингвостилистическо- го анализа.
    Семантико-стилистический метод предусматривает анализ языковых и речевых элементов сточки зрения их смысловой роли как в окружающем контексте, таки в речевом произведении в целом, а также определение закономерностей всех семантических трансформаций слова в тексте. Сопоставительный метод анализа заключается в сравнении стилистических характеристик единиц различных уровней, выявлении специфики каждого функционального стиля путем сравнения его с другими.
    Сопоставительно-диахронический метод используется при изучении процессов формирования и исторического изменения функциональных стилей, при исследовании специфики использования языковых и речевых единиц в разновременных текстах того или иного функционального стиля. При анализе художественной речи большое значение приобретает метод, который называют методом слово – образ Этот метод состоит в выявлении комплекса языковых средств различных уровней со всеми их стилистико-смысловыми нюансами, который создает образную систему определенного произведения или характерен для творчества того или иного писателя.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта