2009 Б.П.Бархаев Педагогическая психология. Учебное пособие 1%$ г is хь б. П. Бархаев Педагогическая психология рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
Скачать 1.92 Mb.
|
5.3.2. Воспитание развивающегося человека (по Р. Штейнеру) Вначале в. в странах Западной Европы возникла, а затем и получила широкое распространение концепция «вальдорфской школы. Ее создатель Р. Штейнер вместе с Э. Мольтом, директором табачной фабрики «Вальдорф-Астория», основал в 1919 г. в Штутгарте первую подобную школу. Это послужило началом организации всемирного движения вальдорфских школ, насчитывающего в своих рядах уже более 500 школ и 1000 детских садов. В России первые школы подобного типа открылись в 1992 г. Теоретические основы воспитания человека развивающегося наиболее полно рассмотрены в работах Р. Штейнера [109]. Его подход состоит в том, что подход к практическому осмыслению мира, всесторонне охватывающему существо человеческой жизни, должна дать духовная наука. Именно духовно-научное углубление в существо человека может помочь разрешению важнейших проблем современности. Это в полной мере относится и к проблеме воспитания (в широком смысле — как единства обучения и воспитательной работы. Глава 5. Психология переживающей функции образования 333 Важнейшие исходные пункты воспитания целиком и полностью обусловлены пониманием существа развивающегося человека. Чтобы познать это существо, нужно исходить из знания сокровенной природы человека вообще. Природа человека может быть раскрыта, если рассмотреть его строение, которое включает в себя четыре члена его существа 1) физическое тело 2) эфирное (или жизненное) тело 3) астральное тело (или тело ощущений 4) «Я»-тело. Физическое тело подчинено законам физической жизни и заключает в себе такие же вещества и силы, как и вся остальная, так называемая неживая природа. Эфирным телом обладают люди, растения и животные. Благодаря ему вещества и силы физического тела проявляют себя в процессах роста, размножения, внутреннего движения соков и т. п. Тем самым можно сказать, что оно состоит из активно действующих сил (процессов. Астральное тело — это носитель ощущений, способных вызывать у человека страдания, радости, стремления, вожделения, страсть и т. п. Оно слагается из подвижных, многоцветных, пронизанных светом образов. Им обладают только существа, принадлежащие к животному царству. «Я»-тело присуще только человеку. Оно выступает носителем человеческого Я. Но мнению Р. Штейнера, обозначая себя как Я, человек именует себя в себе самом. Существо, которое может само себе сказать Я, представляет собой мир для самого себя. В силу этого «Я»-тело выступает носителем высшей души в человеке. Основная задача Я состоит в облагораживании и очищении других членов человеческого существа. Поэтому все культурное развитие человека может быть представлено как определенная работа Я над низшими членами. Так, работа Я над астральным телом человека происходит благодаря обучению, обогащению внутреннего мира возвышенными идеями и приводит к образованию «самодуха». Влияние Яна эфирное тело осуществляется более сложным способом и связано с сознательной работой над изменением привычек, темперамента, характера, памяти. Итогом этой работы становится преобразование эфирного тела в то, что называется «жизнедухом». Еще более высокой ступени раз 334 Педагогическая психология вития человек достигает, развив в себе силы, необходимые для преобразования физического тела. Преобразованное таким образом физическое тело человека называется «духочеловеком». Формируемые таким образом вследствие преобразования четырех членов человеческой сущности Самодух, жизнедух и духочеловек выступают основным объектом рассмотрения. Воспитатель работает над этими членами существа человека, и если он желает стоять на уровне своей задачи, то должен изучать их природу. Знание соответствующих законов должно быть положено в основу искусства воспитания. Иными словами педагогическое воздействие должно строиться с учетом развития самого человека. Духовная наука выделяет в процессе развития три основных момента. 1. Рождение физического тела, когда человек отделяется от материнской оболочки. 2. Выделение эфирного тела в период смены зубов. 3. Возникновение астрального тела с наступлением возраста половой зрелости. Каждому из указанных этапов соответствуют свои условия развития 1) после физического рождения органы чувств открываются для восприятия внешнего мира 2) со сменой зубов эфирное тело начинает самостоятельно обеспечивать процессы роста 3) с рождением астрального тела органы размножения приобретают самостоятельность. Развитие ребенка на первом этапе осуществляется посредством его взаимодействия с окружающей средой Под окружающей средой здесь понимается все, что ребенок может воспринимать своими чувствами, те. все то, что через физическое пространство может оказывать влияние на его духовные силы. Со стороны самого ребенка активность проявляется в таких отношениях к окружению, как подражание и пример. < В этом случае физическое тело само создает критерии того, что ребенку полезно. Оно достигает этого, формируя желания Поэтому нужно чутко прислушиваться к тому, чего требует здоровая склонность, здоровое желание, здоровое влечение и здоровая радость. Радость и удовольствие — силы, наилучшим образом формирующие физические органы. Как результат в этом возрасте у ребенка закладывается основа здоровой, сильной воли, так как опорой для нее служат правильно сформированные органы физического тела. Глава 5. Психология переживающей функции образования 335 Отсюда вытекает, что взрослые могут оказывать свое влияние на развитие ребенка в данном возрасте только тем, что они делают у него на виду. В тоже время эфирная оболочка защищает физическое тело от всех рассудочных поучений, которыми на него пытаются воздействовать взрослые. Поэтому главное для взрослых — не допускать со своей стороны таких поступков, о которых потом приходится говорить ребенку Ты так делать не должен. Возможность извне воздействовать на эфирное тело воспитатель получает с того времени, как у ребенка начинают меняться зубы и происходит отделение внешней эфирной оболочки. В этот период происходит преобразование и развитие склонностей, привычек, совести, характера, памяти, темперамента. Теперь уже на эфирное тело можно воздействовать. Основным средством воздействия начинают выступать образы, примеры, правильно направленная фантазия Они оказывают свое влияние благодаря своему внутреннему смыслу, выраженному через образ и иносказание. При этом такие образы должны передаваться не через абстрактные понятия, ас помощью духовно-образной наглядности. Помочь ребенку разглядеть в окружающем мире образцы духовной наглядности призван педагог. Для этого он сам должен обладать особым личностным качеством — духовно-образным видением. Воздействие педагога должно быть таким, чтобы вызвать в детях желание следовать его авторитету. По отношению к нему дети должны испытывать почитание и благоговение. Наряду с живыми авторитетами важную роль призваны играть духовно воспринимаемые авторитеты — примеры великих исторических деяний, рассказы о выдающихся людях. При этом необходимо избегать использования абстрактных нравственных принципов, влияние которых пока еще сдерживается астральной оболочкой. Основная цель педагогического воздействия — сформировать достойные подражания образы Познавательные возможности ребенка должны быть направлены на «иредчувствование» и угадывание имеющихся объективных законов бытия, но никак не на их рассудочное постижение. Для этого необходимо широко использовать образные иносказания. Благодаря иносказаниям воспитатель получает возможность обращаться не только к рассудку, но также и к чувству, к ощущению, к душе в целом. Необходимо, чтобы в распоряжении педагога были иносказания для всех законов природы. Это позволит в дальнейшем, при переходе к их рассудочному освоению, обеспечить наличие у ребенка совершенно особого настроения, согретого верой. 336 Педагогическая психология Наглядность в обучении также должна быть одухотворенной. Так, нельзя довольствоваться лишь чувственно-наглядным рассмотрением растения, семени или цветка. Все наглядное должно становиться иносказательным выражением духовного. Поэтому ребенок, глядя на растение или цветок, должен живо ощутить, воспринять эмоционально, пережить в воображении все то, что стоит за внешней формой, почувствовав тем самым веяние тайны бытия. Особое внимание в данном возрасте необходимо обратить на такую духовную способность, как память. От педагога требуется извне сознательно содействовать ее укреплению, иначе она может не достигнуть возможной степени развития. Основным средством такого развития выступает заучивание ребенком даже того, что он еще пока не понимает и что лишь со временем станет доступным понятийному пониманию. Нужно, чтобы сокровища человеческой мысли ребенок усваивал посредством памяти и лишь впоследствии запечатленное в памяти должно быть осмыслено при помощи понятий [109, с. 24]. Например, с историей сначала следует знакомиться путем простого запоминания и лишь потом давать ее фактам понятийное оформление. С особой заботой требуется отнестись к воспитанию эстетического вкуса и пробуждению художественного чувства. Например, занятия музыкой способны сообщить эфирному телу некий ритм, который в дальнейшем сделает его способным ощущать присутствие внутренних ритмов во всех вещах. С помощью архитектурных стилей происходит пробуждение чувства формы, пластические и графические образы пробуждают чувство гармонии цветов. В итоге благодаря развитому чувству прекрасного, развивается радость жизни, любовь к бытию, работоспособность, укрепляется моральное чувство. Самые же сильные импульсы эфирному телу сообщают такие впечатления и представления, посредством которых человек чувствует и переживает свою связь свечной основой мира это религиозные переживания. Если же он не почувствует прочной связи с божественно- духовным, его воля и характер будут оставаться нерешительными, не цельными, нездоровыми. Должное внимание требуется уделять и физическому воспитанию. В качестве основного средства могут быть использованы гимнастические упражнения и подвижные игры. Все это должно приводить в конечном итоге к ощущению ребенком своего физического развития Я ощущаю, как во мне растет сила. Такие упражнения должны сопровождаться определенным удовольствием со стороны самого ребенка, радостным чувством силы. Глава 5. Психология переживающей функции образования 337 С наступлением половой зрелости у ребенка начинается рождение астрального тела В этот период основной заботой воспитателя становится процесс становления у молодого человека мира отвлеченных понятий Это обусловлено тем, что составлять собственное суждение правомерно лишь после того, как уже накоплен материал для сопоставлений в виде мыслей других людей. Поэтому для каждого молодого человека должно быть естественным сначала изучать и лишь потом выносить суждение. На данном этапе становится предпочтительным обратный процесс в соотношении памяти и мышления — сначала понимание и лишь затем запоминание. Это обусловлено тем, что теперь уже человек оказывается в состоянии самостоятельно формировать собственное мнение относительно того, с чем он сталкивается входе жизни и познания. При этом чем меньше педагог непосредственно воздействует на способность к суждению, тем лучше это скажется на всей последующей жизни данного молодого человека. 5.3.3. Эстетическое переживание как средство воспитания по Л. С. Выготскому) В своей работе Педагогическая психология Л. С. Выготский достаточно детально рассмотрел вопросы психологии эстетического воспитания [25]. Основной тезис его анализа сводится к тому, что традиционная педагогика зашла в тупик в вопросах эстетического воспитания. Во- первых, это выражается в том, что педагогическая теория пытается навязать ему (эстетическому воспитанию) совершенно посторонние цели. Во- вторых, она предлагает использовать для этого художественные произведения в функции выразителя определенных моральных взглядов. Вт ре т ь их, задачи эстетического воспитания зачастую подменялись задачами социального и познавательного характера. Причины подобных искажений лежат как в самой педагогической теории и практике, таки в объяснительных механизмах психологической науки. Психология долгое время не могла дать полного ответа на вопрос о сущности эстетического восприятия, сводя его к совершенно пассивному переживанию. Более приемлемым Л. С. Выготскому кажется подход, согласно которому эстетическое переживание предполагает наличие трех моментов — раздражения, переработки и ответа Центральным звеном выступает процесс переработки, который предполагает осуществление 338 Педагогическая психология слушателем или зрителем сложнейшей конструктивной деятельности. Она заключается в том, что из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект, к которому уже и относятся все его последующие реакции [25, с. 279]. Эти последующие реакции, по мнению автора, могут быть названы вторично творческим синтезом. Таким образом, те содержание и чувства, которые наблюдатель связывает с объектом искусства, заключены не в объекте, а привносятся им самим. Происходит процесс так называемого вчувствования входе которого происходит возобновление целого ряда внутренних реакций субъекта и их определенная творческая переработка. Эта деятельность и составляет существо эстетической активности человека. Такое понимание процесса восприятия сближает его с процессом творчества При всех существующих различиях между созданием художественного произведения и его восприятием необходимо признать определенное тождество между этими процессами. Поэтому процесс восприятия произведения искусства может быть рассмотрен как повторный и воспроизведенный процесс творчества. В силу этого целью эстетического воспитания является не воспроизводство определенной эмоциональной реакции, а овладение механизмом преобразования и преодоления подобных реакций. В силу этого предметом воспитания выступает эстетическое чувство ребенка. Для подтверждения данной мысли автор прибегает к цитате из Б. Хри- стиансена, который утверждал, что ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления. Поэтому любое произведение искусства нив коем случае нельзя рассматривать как некоторый эмоциональный раздражитель. Значение искусства как рази состоит в том, чтобы преодолеть реальную предметную тему или эмоциональную окраску вещи. Смысл эстетической деятельности всегда понимался как катарсис те. освобождение духа от мучающих его страстей. Значение искусства для воспитания ребенка во многом определяется тем моральным последействием которое вызывается эстетическим восприятием. Вместе стем воспитательное значение подобного последействия нельзя преувеличивать. Это обусловлено тем, что такое последействие отличается определенными психологическими чертами. Во- первых, оно не сводится к логическому извлечению морали или поучения, а совершается в виде интимного, внутреннего процесса внимания самого ребенка. При этом чем сильнее та взволнованность Глава 5. Психология переживающей функции образования 339 и страстность, в атмосфере которой совершается действие эстетического впечатления, чем выше эмоциональный подъем, которым оно совершается, тем больше сил привлечено на сторону морального последействия и тем вернее оно совершается [25, с. 285]. Во- вторых особенность морального последействия состоит в том, что его результаты весьма трудно предсказать заранее. Зачастую они носят довольно случайный характер, поэтому вряд ли они могут выступать в качестве основы морального воспитания. Кроме того, возможно и познавательное последействие искусства. Это обусловлено тем, что знакомство с произведением искусства способно расширить взгляд ребенка на какую-нибудь область явлений, позволяет обобщать и объединять достаточно разнородные факты. Кроме того, благодаря эстетическому переживанию возникают достаточно значимые установки для последующих действий, которые существенно влияют на поведение детей. Вместе стем такое влияние искусства нельзя рассматривать как результат прямого воздействия. Воспитательный эффект возникает достаточно противоречивым путем и исходит из преодоления непосредственных впечатлений от предмета и искусства. Поэтому эффект воздействия рождается в результате сложнейшей деятельности внутренней борьбы, которая и разрешается в катарсис. Все это позволило Л. С. Выготскому сформулировать три психологически оправданные задачи в сфере эстетического воспитания детей. 1. Воспитание детского творчества Простейший пример подобного творчества — детский рисунок. При всей его внешней невыразительности он имеет большую педагогическую ценность. Значение данной формы эстетического самовыражения ребенка в том, что она научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их. Такое детское творчество, говоря словами самого автора, учит психику восхождению над непосредственным переживанием. Поэтому основным педагогическим требованием к детскому творчеству выступает всемерная поддержка его «психологичности», а не контроль объективного качества создаваемых им художественных произведений. Так, недопустимо никакое вмешательство по исправлению и выравниванию линий детского рисунка, поскольку, по сути, это означает грубое вмешательство в психологический строй детских переживаний и существенно препятствует их реализации. Поэтому основное требование к педагогам состоит в признании ими самобытности детского творчества, его психологической особенности. 340 Педагогическая психология 2. Обучение технике того или иного искусства Овладение определенной техникой искусства не должно превращаться в самоцель. Его истинное предназначение состоит в том, чтобы обеспечивать воспитание более глубокого восприятия художественных произведений. Это обусловлено тем, что невозможно достаточно глубоко войти в художественное произведение, будучи совершенно чуждым технике его языка. При этом необходимо соблюдать определенную меру в осуществлении технической оснащенности школьника. По мнению автора, только то обучение технике полезно, которое переступает за эту технику и научает творческим умениям создавать или воспринимать. 3. Формирование умения воспринимать и переживать произведения искусства В этом случае приемы логического толкования оказываются крайне неэффективными. Для этого требуется специальная выучка, направленная на выработку особенных умений воссоздания художественных произведений. Особость данных умений вызвана той сложностью процесса художественного восприятия, о которой многие педагоги даже не подозревают. По мнению Л. С. Выготского, она обусловлена такими характеристиками художественного произведения, как стиль и форма. Более подробно проблема художественного восприятия была рассмотрена Л. С. Выготским в его работе Психология искусства [24]. В ней он сформулировал положение о центральной идее психологии искусства. По его мнению, она заключается в признании преодоления материала художественной формой Это означает, что свое основное воздействие произведение искусства оказывает не своим содержанием или выражаемой им моралью (идеей, а своей художественной формой. В тексте можно даже найти упоминание о выдвинутом автором законе уничтожения формой содержания Он состоит в том, что структура представления содержания в художественном произведении имеет в конечном счете одну цель — погасить непосредственное впечатление, которое исходит от этого содержания, и превратить его в эстетическое переживание. В частности, для понимания формы литературного произведения особое внимание требуется обращать на организацию речи самого писателя, его язык, строй, ритм, мелодику рассказа. В силу этого в процессе восприятия художественного произведения на смену непосредственным переживаниям человека приходит так называемая общественная техника чувств. Будучи сформированной по отношению к произведениям культуры, такая эстетическая реакция может быть в дальнейшем перенесена в саму жизнь школьника. Тогда многое из того, что окружает ребенка Глава 5. Психология переживающей функции образования 34J в повседневной жизни — жилище, одежда, разговор, чтение и т. д, — может послужить материалом для эстетической обработки. Это позволит поднять повседневные переживания школьника до уровня творческих, эстетических реакций. |