Главная страница
Навигация по странице:

  • Рецензенты

  • Составители учебно-методического пособия

  • Оглавление Пояснительная записка Тема 1. Человек в системе античного космологического мировоззрения Тема 2. Мир человека в средневековой философии

  • Тема 3. Бытие мира и человека в философии эпохи Возрождения Тема 4. Образы мира и человека в философии Нового времени

  • Тема 7. Специфические черты русской философии XIX – начала XX века Тема 8. Основные направления развития западной философии XX века

  • Тема 9. Русская философия ХХ века Тема 10. Материально-производственная практика Тема 11. Социальная практика Тема 12. Политическая практика

  • Тема 13. Диалектика процесса познания Тема 14. Формы и методы философского познания Тема 15. Закономерности научного познания

  • Тема 19. Человек, его сущность и существование

  • Тема 21. Человек и глобальные проблемы современности ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Тема 1. Человек в системе античного космологического мировоззрения

  • (Ксенофан, Парменид, Зенон)

  • Антропологический период

  • Классический период

  • Поздняя античность.

  • МАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3). Учебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений


    Скачать 216.39 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений
    Дата01.12.2021
    Размер216.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3).docx
    ТипУчебное пособие
    #287337
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Российский государственный педагогический

    университет им. А.И. Герцена

    Ф И Л О С О Ф И Я


    Учебное пособие для подготовки

    студентов бакалавриата очного и заочного отделений

    к тестированию

    Санкт-Петербург
    2017

    УДК 10

    ББК 87 я 73

    Ф 561

    Философия: Учебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений к тестированию / Под ред. д-ра филос. наук, проф. Стрельченко В.И., д-ра филос. наук, проф. Романенко И.Б., д-ра филос. наук, проф. Кожурина А.Я. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. — 102 с.
    Учебное пособие разработано на основе требований государственного образовательного стандарта и с учетом профиля педагогического университета.

    Печатается по решению кафедры философии.
    Рецензенты: доктор философских наук, профессор Шипунова О.Д. (СПбГПУ им. Петра Великого);

    доктор философских наук, профессор Светлов Р.В. (СПбГУ)

    Научные редакторы: д-р филос. наук, проф. Стрельченко В.И., д-р филос. наук, проф. Романенко И.Б., д-р филос. наук, проф. Кожурин А.Я.
    Составители учебно-методического пособия: канд. филос. наук, доц. Воскресенский А.А., канд. филос. наук, доц. Гончарко Д.Н., канд. филос. наук, доц. Зайцев Д.Ф., д-р филос. наук, проф. Кожурин А.Я., канд. филос. наук, доц. Кожурин К.Я., д-р филос. наук, проф. Корольков А.А., д-р филос. наук, проф. Кушелев В.А., д-р филос. наук, проф. Лезгина М.Л., д-р филос. наук проф. Алиев Н.И., д-р филос. наук проф. Панибратов В.Н., д-р филос. наук, проф. Пую Ю.В., д-р филос. наук, проф. Романенко И.Б., д-р филос. наук, проф. Романенко Н.В. д-р филос. наук, проф. Романенко Ю.М., д-р филос. наук проф. Рудаков Л.И., ст. преп. Савельева С.С., канд. филос. наук, доц. Спивак В.И., д-р филос. наук, проф. Стрельченко В.И., д-р филос. наук, проф. Султанов К.В., канд. филос. наук, доц. Свиридкина Е.В., канд. филос. наук, доц. Федорин С.Э., канд. филос. наук, доц. Флегонтова С.М.


    Оглавление
    Пояснительная записка

    Тема 1. Человек в системе античного космологического мировоззрения

    Тема 2. Мир человека в средневековой философии

    Тема 3. Бытие мира и человека в философии эпохи Возрождения

    Тема 4. Образы мира и человека в философии Нового времени

    Тема 5. Диалектика мира и человека в немецкой классической философии

    Тема 6. Формирование традиции постклассической философии

    Тема 7. Специфические черты русской философии XIX – начала XX века

    Тема 8. Основные направления развития западной философии XX века

    Тема 9. Русская философия ХХ века

    Тема 10. Материально-производственная практика

    Тема 11. Социальная практика

    Тема 12. Политическая практика

    Тема 13. Диалектика процесса познания

    Тема 14. Формы и методы философского познания

    Тема 15. Закономерности научного познания

    Тема 16. Особенности социогуманитарного познания

    Тема 17. Духовно-практическое (аксиологическое) освоение мира человеком

    Тема 18. Человек как проблема философии

    Тема 19. Человек, его сущность и существование

    Тема 20. Человек в системе культуры и цивилизации

    Тема 21. Человек и глобальные проблемы современности

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Динамика образовательного процесса такова, что развитие форм контроля знаний, успеваемости и т.п. направлено в сторону преимущественного использования методов систематизации и формализации. Настоящее учебное пособие является частью УМК по философии, разработанного на кафедре философии РГПУ им. А.И. Герцена, которое может быть использовано на семинарских занятиях по философии, при подготовке к сдаче дифференцированного зачета и экзамена, а также при подготовке к общему тестированию студентов в рамках комплексной проверки усвоенных знаний.

    Формат систематического изложения материала в краткой концентрированной форме является востребованным в современном образовательном процессе и отвечает задачам оперативной и систематической подготовки студентов к проверке полученных знаний по философии. Структура учебного пособия тематически согласуется с программой курса по философии, читаемого студентам бакалавриата в РГПУ им. А.И. Герцена, а также с планами семинарских занятий по философии для естественных и гуманитарных факультетов.

    В предлагаемом пособии содержание курса философии представлено в систематическом и концентрированном виде. В представлении содержания курса акценты сделаны на уточнение понятий, на краткой характеристике философских школ и направлений, а также деятельности отдельных философов. В конце каждой темы представлен список ключевых понятий и тестовые задания к теме для проверки усвоенных знаний.

    В конце пособия приведены варианты итоговых тестов, а также входной тест, позволяющий определить стартовые знания студентов, приступающих к изучению курса философии, которые были получены ими в ходе изучения школьного курса по обществознанию.

    Данное пособие предоставляет свободу преподавателям создавать итоговые тесты к дифференцированному зачету по философии по своему усмотрению, комбинируя различным образом представленные в конце каждой темы тестовые задания.

    Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений бакалавриата и может быть использовано преподавателями и студентами для поэтапного контроля знаний, а также для самоконтроля как составная часть самостоятельной работы.

    Тема 1. Человек в системе античного космологического

    мировоззрения

    Философия — в пер. с греч. букв. «любовь к мудрости» («филео» — люблю и «софос» — мудрость) представляет собой обобщенную систему взглядов на мир и место человека в этом мире; учение о всеобщих принципах и законах развития и познания природы, общества и мышления.

    Древнегреческая философия возникает на рубеже VII-VI вв. до н.э. в городах-государствах (полисах), расположенных на средиземноморском побережье Малой Азии.

    Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

    1) экономическая предпосылка — рабство: создало предпосылки для отделения умственного труда от физического (возникает социальная прослойка — аристократия);

    2) социально-политическая предпосылка — рабовладельческая демократия, сформировавшая систему гражданских прав и обязанностей, а также социальную потребность в теориях логической аргументации и логического доказательства;

    3) духовные предпосылки:

    а) религия;

    б) мифология;

    в) элементы конкретно- научного знания.

    Религия — от лат. religio (благочестие, набожность, святыня, культ и т.п.), форма общественного сознания, мировоззрение, мироощущение с соответствующим поведением и специфическими действиями (культом), которые основаны на вере в одного или нескольких богов. С теологической точки зрения, религия — это отношения, связывающие человека с Богом.

    Древнегреческая религия была политеистической и воспринималась самими греками в форме гражданского установления (накладывание на граждан обязанностей по выполнению обрядов).

    Мифология — от греч. «митос» (предание, сказание и т.п.) и «логос» (слово, учение, смысл и т.п.), первоначальная, слитная, недифференцированная форма общественного сознания, на основе которой впоследствии возникает философия, наука, право, поэзия и т.п., чувственно-образное отражение мира, характеризующееся преобладанием эмоционально-ассоциативных связей.

    Первоначально философия включала в себя все знание. Начиная с IV в. от нее отделяются первые две науки (математика и медицина). Далее процесс отделения от философии конкретно-научного знания был продолжен.

    Этапы развития древнегреческой философии:

    1) натурфилософский (досократический, VII- пер.пол V в. до н.э.);

    2) антропологический (сократический, V в. до н.э.);

    3) классический (IV в. до н.э.);

    4) эллинистический (посл. треть IV- I вв. до н.э.);

    5) поздняя античность (I-IV вв. н.э.).

    Натурфилософский период связан с развитием следующих философских школ:

    1) милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);

    2) пифагорейская (основатель школы - Пифагор);

    3) элейская (Ксенофан, Парменид, Зенон).

    Также влиятельными фигурами этого периода был Гераклит (540-480 гг. до н.э.), обративший внимание на противоречивую сущность всех вещей, вечную борьбу противоположных начал и самообновляющуюся гармонию. Главная философская проблема этого периода — это проблема первоначала.

    Первоначало (архэ) — это некая пребывающая основа, призванная ответить на два вопроса: Из чего все возникает? И во что все превращается?

    В качестве первоначала мыслились различные вещества: вода (Фалес), беспредельное (апейрон, Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), число (Пифагор) и т.д. В философских учениях этого периода были также концептуализированы такие понятия как Логос и космос (Гераклит, Пифагор), а также созданы такие учения как метемпсихоз и анамнезис, которые были восприняты и развиты более поздними философами (Сократ, Платон и др.). С помощью данных понятий мыслители пытались объяснить динамизм и изменчивость мира, а также его одушевленность (гилозоизм).

    Основатель пифорейской школы Пифагор (569-475 гг. до н.э.) отличался широким спектром интересов: математика, астрономия, медицина, политика, религиозно-культовые представления и т.п. Учил устно. Число — архэ, основа упорядочивания космоса, воспитания души и образа жизни (изучали пропорции еды, питья, работы, отдыха и т.п.)

    Логос — это понятие, имеющее множество значений в древне-греческом языке (букв. в пер. означает «слово»), а следовательно, мысль, единство того и другого, наука, единство всего, смысл всего, всеобщий закон и т.п.

    Космос — это понятие, обозначающее порядок, стройность, гармонию.

    Метемпсихоз — это учение о переселении душ.

    Анамнезис — это учение о познании как припоминании.

    Гилозоизм — это учение о всеобщей одушевленности мира (универсума).

    Учение представителей элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон) по существу было направлено против философии Гераклита, утверждавшего противоречивую сущность всех вещей и изменчивость мира. Ксенофан — первый представитель пантеистического мировоззрения, критиковал представления о множестве богов, сделал вывод о том, что о природе богов не может быть истинного знания (episteme), а может быть лишь мнение (doxa), при этом Бог понимается как сросшийся с миром. А сам мир мыслится как вечный, единый, неделимый, недвижимый, неуничтожимый и т.п. Но все же главным идеологом школы является Парменид, призывавший не доверять чувствам, считавший множественность и движение обманом чувств. Познает же только разум, только он истинен. Доказать истинность учения Парменида взял на себя ответственность его ученик Зенон, разработавший для этого особую методологию, получившую название апории и метод (апогогический), а также придумавший множество апорий («Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела» и т.д.), доказывающих невозможность мыслить множественность и движение логически непротиворечивым способом.

    Пантеизм — это мировоззрение, в соответствии с которым Бог мыслится как единый и буквально сросшийся с миром.

    Апория — это трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными органов чувств и их мыслительным анализом

    Цель апории — доказать невозможность мыслить множественность и движение логически непротиворечивым образом.

    Апогогический метод (используемый в апориях) — это метод мышления от противного.

    Интуиция — это непосредственное схватывание сути бытия, способность постижения истины через ее усмотрение (без доказательств).

    Дискурс — это аргумент, довод, рассуждение.

    Логическим завершением и гениальной попыткой преодоления трудностей, выявленных Зеноном, стал атомистический материализм Демокрита (род. ок. 460 г. до н.э.), который вынужден был считаться с доказательствами своего предшественника о том, что бесконечная делимость пространства и времени ведет к неустранимым парадоксам. Исходные положения атомизма Демокрита: 1) предполагал существование бесчисленного множества мельчайших телесных частиц («атомов»); 2) допускал существование пустоты, в которой происходит движение частиц; 3) отрицал за атомами возможность делиться (видел в них непроницаемые частицы). Сложные тела являются результатом многообразных соединений атомов. Чувства – это опора ума, но предметы малой величины познаются только умом.

    Антропологический период приходится на V век до н.э, период расцвета древнегреческой демократии, связан с деятельностью софистов и Сократа. Софисты были платными учителями мудрости. Софистика явилась результатом вовлечения политико-правовой проблематики в круг философской рефлексии. Софисты были странствующими учителями политической мудрости, знатоками смысла закона, политики, права, государственной жизни. Будучи первыми просветителями в Древней Греции, они имели знания по натурфилософии, генеалогии, медицине, морали, дипломатии, риторике, поэзии.

    Софистов делили на:

    1) старших: Протагор, Горгий, Продик и др;

    2) младших: Алкидамант, Ликофрон, Фразимах и др.

    Софистов отличал релятивизм, понимание того, что представления человека о Богах, политике, законе, праве, нравственности изменчивы и условны. «Человек есть мера всех вещей…» (Протагор). Признавали только сами явления, отрицая их сущность. Для них сущность как бы и вовсе не существует, а мир явлений изменчив и противоречив. Относительно каждой вещи можно сделать противоречивые утверждения. Уделяли большое внимание психологическим процессам.

    Эристика — (в переводе с древнегреческого означает «искусство спора»)это искусство достижения победы в споре любой ценой, изобретенное младшими софистами. Младшие софисты полагали, что владея этим искусством, можно доказать любое положение, даже заведомо ложное.

    Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) жил в Афинах, отрицательно относился к натурфилософским спекуляциям, считая достойными внимания лишь чисто человеческие проблемы. Учил устно. Его философское учение этикоцентрично: считал, что добродетель тождественна знанию. Мерой человеческой добродетели является приобщение к божественной мудрости. «Я знаю, что я ничего не знаю…» (Сократ). Разработал педагогическое исскуство майевтики, исходил из учений метемпсихоза и анамнезиса (см. выше).

    Майевтика — это искусство содействия рождению истины с помощью искусной постановки вопросов, диалога, а также использования методов опровержения, увещевания, наведения, иронии и т.п.

    Принципы Сократовской философии:

    1) принцип всеобщего господства разума (в природе, человеке, обществе);

    2) принцип всеобщей мировой связи всех явлений.

    Три основные добродетели:

    1) умеренность – это знание о том, как обуздать страсти;

    2) мужество – это знание о том, как преодолевать опасности;

    3) справедливость – это знание о том, как соблюдать законы. В итоге важнейшей из всех добродетелей оказывается все же знание, которое и удерживает человека на стезе морали и нравственности. В этом состоит начало систематического развития рационализма в истории западноевропейской философии.

    Классический период связан с деятельностью Платона и Аристотеля и развитием двух созданных ими школ – Академии и Ликея.

    Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, представитель объективного идеализма, основатель Академии, выдающейся школы в истории Античности, просуществовавшей более тысячи лет и во многом определившей интеллектуальный облик западноевропейской культуры. Заложил основы европейского просвещения, был противником демократии. Платонизм пронизывает всю мировую культуру. Мировые религии, возникшие через несколько веков после смерти Платона (христианство, ислам), использовали его философию для обоснования собственных догматов. Платон писал в форме диалогов, для ближайших учеников читал цикл лекции «О Благе», но также сохранилось и несколько писем, которые позволяют взглянуть на платонизм в целом. Платон явился создателем первой идеалистической системы. Платонизм — это философское учение, мировоззрение, исходящее из того, что мир чувственных вещей не является миром истинно сущего, т.к. в них нет ничего прочного (они возникают, изменяются, разрушаются и погибают). Подлинной сущностью вещей являются эйдосы (идеи).

    Эйдосы — это бестелесные, нечувственные формы, постигаемые умом, причины, образцы, по которым были созданы материальные вещи; сфера подлинного бытия.

    Материя — это сфера не-бытия, непрекращающегося движения и изменения.

    Каждому классу чувственных предметов соответствует свой эйдос (идея вещи). Мир эйдосов — это мир подлинного бытия, представляет собой пирамиду, которую венчает идея Блага. Материальный мир — есть сфера неподлинного бытия (не-бытия), сфера непрекращающегося движения и изменения. Знание — есть припоминание (анамнезис). Эйдосы познаются с помощью интуиции ума, не зависят от чувственного восприятия.

    Диалектика — это учение, указывающее путь к истине, искусство пробуждения знания через преодоление противоречия в ходе диалога, спора, дискуссии.

    Душа независима от тела и бессмертна, состоит из трех частей:

    1) разумной части;

    2) аффективной (страстной) части;

    3) вожделеющей (низменной) части.

    У каждого человека развита одна из частей. Тело понимается как темница души, а свобода состоит в господстве разума над чувственными влечениями и страстями. Такое понимание души является основанием для определения и классификации разрядов граждан в государстве. В государстве Платон делит граждан на разряды:

    1) философы-правители (у которых развита разумная часть души);

    2) воины (у которых развита аффективная часть души);

    3) ремесленники и крестьяне (у которых развита низменная часть души).

    Каждый разряд должен быть ограничен в своей функции и воздерживаться от вмешательства в интересы других граждан. Государство зиждется на разделении труда свободных граждан. Этика ориентирована на самосовершенствование личности, что возможно лишь в совершенном государстве, которое должно воспитывать своих граждан через мудрое законодательство. Философы как наиболее образованная часть населения должны управлять государством.

    В Академии Платон читал лекции, вел диспуты. Среди изучаемых дисциплин следует отметить математику, геометрию, астрономию, музыку, этику, политику, натурфилософию, философскую теологию, риторику, диалектику. На входе в Академию была размещена надпись «Не геометр да не войдет». Большое значение в Академии придавалось изучению математики.

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — ученик Платона, представитель умеренного идеализма, основатель Ликея, философской школы, связанной линиями преемственности с платоновской Академией, но и отличающейся от нее особым вниманием к эмпирическим исследованиям. Аристотель подверг критике учение Платона об эйдосах, а также положение об отделенности сущности от самих чувственно-воспринимаемых вещей. Общее представляет предмет науки и познается умом через чувственно-воспринимаемое единичное (через индукцию). Для объяснения всего существующего Аристотель принимал четыре причины:

    1) сущность или суть бытия (формальная причина);

    2) материя или субстрат (материальная причина);

    3) движущая причина;

    4) целевая причина.

    Помимо традиционного понимания диалектики под этим термином он понимал еще и учение о вероятностном знании. Диалектичность аристотелевского мышления проявляется также в признании изменяющихся форм общественной жизни: семья, селение, государство. Если семья является самой первой формой общения людей, то государство рассматривается как завершение развития семьи. Совершенствование человеческого общества выражается в возникновении моральных норм. Человек мыслится только как живущий в обществе (bios politikos). Совершенствование человека возможно через:

    1) познавательную деятельность;

    2) активное отношение к действительности;

    3) обретение власти над вожделениями и страстями.

    Добродетели следует воспитывать, они делятся на:

    1) мыслительные (разумность, рассудительность, мудрость и т.п.);

    2) этические (умеренность, мужество, щедрость и т.п.)

    В сфере воспитания граждан большую роль отводил государству.

    В Ликее помимо платоновских наук также изучались логика, физика, метеорология, биология, «учение о первой философии» (метафизика), поэтика, риторика и т.п.

    Эллинистический период (338- 30 гг. до н.э.) – это период в истории восточного Средиземноморья, а также областей Азии и Африки (исчисляющийся тремя веками), оказавшихся в результате завоеваний Александра Македонского под духовным и культурным влиянием греческой культуры и образованности. Если центром философии по-прежнему являются Афины, то центром развития конкретных наук становится Александрия.

    Эллинизм характеризуется чередой монархических и олигархических правлений. В новых исторических условиях изменяется положение человека в обществе: человек из гражданина превращается в подданного громадной монархической империи. Эллинистический человек больше не участвует в политической жизни общества, стремится уйти в себя, обрести мир и спокойствие в себе, в узком кругу близких и понимающих людей.

    Философии распространяется вширь, философы пробуют себя в новых социальных ролях воспитателей, наставников, духовников, проповедников, дипломатов и т.п. Философия теперь имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, ее цель состоит в обосновании и приобщении людей к новому образу жизни. Философские учения эллинистических мыслителей состоят из трех частей: учение о бытии, учение о познании и этика, которая и является теперь кульминационной частью. Отличительными чертами эллинистической философии являются: этикоцентризм и ретроспективность (обращенность в прошлое).

    Интеллектуальная и образовательная сфера этого времени складывается из деятельности:

    1) двух старых школ (Академия и Ликей);

    2) двух новых школ (Стоя и Эпикурейский сад);

    3) двух течений (кинизм и скептицизм).

    Каждая из названных школ и направлений предлагала свое видение мира и способы его познания, обосновывала приемлемый образ жизни (идеал мудреца).

    Поздняя античность. Важнейшим направлением в развитии философии в данный период является неоплатонизм, крупным представителем которого был Плотин (204-270 гг. н.э.), предпринявший попытку в новых исторических условиях реконструировать платоновскую диалектическую триаду («Единое — Ум — Душа»). Сущность человека определяется присутствием в нем божественного начала. В неоплатонизме происходит обнаружение духовного измерения в человеке. Укрепление духовности становится новой целью образования. По стилистике сочинения Плотина представляют собой комментирование, объяснение текстов Платона с элементами проповеди. Процесс обучения сводится к комментированию (экзегетике), новая эпоха накладывает свой отпечаток на характер прочтения древних текстов. Путь духовного становления мыслится как восхождение к Единому и является многоступенчатым процессом, связанным с переходом от телесных ощущений к душевным переживаниям, от души — к уму, и от ума — к трансцендентальной божественной сфере.

    Трансцендентальный — это понятие, обозначающее аспекты бытия, выходящие за сферу существования эмпирического мира.

    Порфирий (234-305 гг.), ближайший ученик Плотина, систематизировал и издал его сочинения в форме «Эннеад» (состоящих из шести разделов, включающих по девять трактатов).
    Ключевые понятия темы:
    философия, мифология, религия, рабовладельческая демократия, архэ, Логос, космос, метемпсихоз, анамнезис, гилозоизм, пантеизм, апория, интуиция, дискурс, софистика, эристика, майевтика, эйдос, материя, диалектика
    Тесты:
    1) Экономической предпосылкой возникновения философии в Древней Греции является:

    а) полисная система государственного устройства;

    б) расположенность городов на средиземноморском побережье Малой Азии;

    в) рабство.

    2) Религия представляет собой:

    а) систему верований людей, объединенных общими идеалами;

    б) форму общественного сознания, мировоззрение, мироощущение с соответствующим поведением и специфическими действиями;

    в) объединение людей с целью обретения душевного спокойствия.

    3) Мифология представляет собой:

    а) систему преданий и сказаний в Древней Греции;

    б) первоначальную, слитную, недифференцированную форму общественного сознания;

    в) сказания о героическом прошлом древних греков.

    4) К истории античной философии не относится этап :

    а) натурфилософский;

    б) антропологический;

    в) классический;

    г) схоластический.

    5) Термин гилозоизм обозначает:

    а) учение о всеобщей изменчивости;

    б) учение о всеобщей одушевленности;

    в) учение о всеобщей гармонии.

    6) Понятие апория обозначает:

    а) трудноразрешимую проблему;

    б) дилемму, с которой сталкиваются спорящие стороны;

    в) утверждение, содержащее противоположные по смыслу понятия.

    7) Сократовское искусство майевтики — это:

    а) искусство опровержения;

    б) искусство достижения победы в споре;

    в) искусство содействия рождению истины.

    8) Подлинной сущностью вещи в философии Платона является:

    а) архэ;

    б) эйдос;

    в) Логос.

    9) Душа человека по Платону состоит из трех частей:

    а) вожделеющей, аффективной (страстной), разумной;

    б) чувственной, сознательной, бессознательной;

    в) чувственной, рациональной, возвышенной.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта