Главная страница
Навигация по странице:

  • Петра Яковлевича. Чаадаева

  • Алексей Степанович Хомяков

  • Ключевые понятия темы: принцип историзма, принцип объективизма, западничество, славянофильство, почвенничество, революционно-демократическое направление Тесты

  • Тема 8. Основные направления развития западной философии XX века

  • Ключевые понятия темы

  • Тема 9. Русская философия XX века

  • Ключевые понятия темы: Всеединство, русский космизм, русский марксизм Тесты

  • МАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3). Учебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений


    Скачать 216.39 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений
    Дата01.12.2021
    Размер216.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3).docx
    ТипУчебное пособие
    #287337
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 7. Специфические черты русской философии

    XIX – начала ХХ века
    На 20-30-е годы XIX века приходится складывание оригинальной версии русской философии. Первой школой, пройденной русской мыслью на пути самоутверждения был немецкий идеализм. От Шеллинга и Гегеля отталкивались, причем в двояком смысле, такие антиподы как А.С. Хомяков и М.А. Бакунин, И.В. Киреевский и В.Г. Белинский. Естественно, что их пути очень быстро разошлись. Вспомним, что и на Западе критиками немецкого идеализма выступили не только А. Шопенгауэр и С. Кьеркегор, но также Л. Фейербах и К. Маркс.

    Главным в русских исканиях, несмотря на различные психолого-биографические и идейные мотивировки, было стремление прорваться от схематизма «рацио» к «действительности», родственное западному переходу от «мира науки» к «миру жизни», отмеченному Г.-Г. Гадамером. Основное отличие от Запада состояло в том, что в России не было укорененной традиции рационализма, обосновывавшей научную картину мира, которую надо было ломать. А само философствование изначально строилось как широко толкуемая «философия жизни».

    Можно выделить основные интуиции, которые обозначились уже в философских построениях русских мыслителей XIX века, а в следующем столетии получили блестящее развитие. Русский мыслитель не может усомниться в объективности бытия, которое дано первично, цельно и субстанциально. Начав серьезное знакомство с европейской философией с систем Шеллинга и Гегеля, русская культурная традиция сделала принцип историзма центральным в осмыслении мира и человека. Историчность представляется русским мыслителям присущей самому бытию, а история понимается как та действительность, которая нас окружает и из анализа которой должен исходить философ. Любая другая действительность, в сравнении с ней, есть лишь «часть» или абстракция. В этом сходятся самые разные направления отечественной философии.

    Историзм — это принцип рассмотрения действительности как развивающейся и изменяющейся во времени.

    Объективизм — это принцип, предполагающий обостренное внимание к социальной реальности; позиция социально-политической нейтральности.

    Социальная реальность рассматривается в качестве реальности более фундаментальной, чем реальность индивидуального сознания с его переживаниями. Человек для другого – не только со-человек (тема «интерсубъективности», приобретшая необычайную актуальность в рамках западной философии XX века), но лишь они вместе составляют орган нового человеческого целого – социального. Социальный предмет, таким образом, дан непосредственно и первично. Любые же попытки психологии и психологизирующих направлений в философии свести социальные явления к явлениям индивидуально-психологического порядка (в психоанализе Фрейда, например) либо отвергаются русскими мыслителями, либо переосмысляются на свой лад.

    Это, разумеется, не исключает, а скорее предполагает углубленный интерес к антропологической проблематике. Русская философия, развивавшаяся в непосредственной связи с классической литературной традицией, не могла не сосредоточить главного внимания на теме человека. Вот как характеризовал эту тенденцию философ-богослов В.В. Зеньковский: «Русская философия не теоцентрична (хотя в значительной части своих представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекали к себе внимание русских философов), – она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории» (Зеньковский В.В. История русской философии. – Т.I. Ч.1. – Л., 1990. – С.16).

    На 30-50-е годы XIX века пришлись споры между западниками и славянофилами. Толчок этим спорам был дан публикацией в 1836 году первого «Философического письма» Петра Яковлевича. Чаадаева (1794-1856), в котором автор дал весьма пессимистичную оценку прошлого и настоящего России. Оппонентами Чаадаева выступили будущие славянофилы – Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)и Иван Васильевич Киреевский (1806-1856). Начало оформляться и противоположное славянофилам идейное течение – западничество. Магистральное развитие данного течения русской мысли уже в 30-40-е годы окрашивалось в левогегельянские тона, шло в сторону атеизма и социально-политического радикализма (М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен).

    Славянофильство — это направление русской философской и общественной мысли 40 — 50-х годов XIX века, представители которого выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, отличного от западного.

    Западничество — это термин, родившийся в идейной полемике 40 — 50-х годов XIX века; направление общественной мысли данного периода, поднявшее вопрос о будущих социальных преобразованиях России. Западники настаивали на необходимости усвоения исторических достижений Западной Европы.

    Говоря о принципиальных различиях между двумя основными направлениями русской мысли первой половины XIX века, следует заметить, что славянофилы выразили «органический», а западники – «критический» моменты культурно-исторического самоопределения. Для первых характерна ориентация на органический ход культурно-исторических процессов, в то время как вторые исходят из понимания данных процессов как сознательного творчества человечества. Последней реальностью исторического процесса западники провозглашали государство (особенно применительно к российской реальности), славянофилы же видели в качестве таковой общество («народ»). Если искать интересующим нас направлениям аналоги в современной им западной мысли, то таковыми для западников окажутся Гегель и младогегельянцы, а для славянофилов – романтики.

    Дальнейшее развитие русская философская традиция получила в спорах между представителями революционно-демократического лагеря и их консервативными оппонентами (поздними славянофилами, «почвенниками»). Наиболее яркими представителями первого лагеря были Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев. Они были сторонниками социалистического пути развития России («русский социализм»), проповедовали революционные методы борьбы с самодержавием и крепостническими порядками, являлись адептами научного знания. Идеи революционных демократов получили развитие в народнической идеологии, чьими наиболее яркими представителями были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

    Оппонентами этих течений выступили представители консервативного направления. Оформляется течение «почвенников» (А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов), стремившееся в своей концепции русской истории преодолеть крайности славянофильства и западничества. Вместе с тем, «почвенники» отрицательно воспринимали революционные установки Н.Г. Чернышевского и его единомышленников. Важнейшая линия русской философско-исторической мысли связана с работами Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», 1869) и К.Н. Леонтьева («Византизм и славянство», 1875), в которых оформляется культурно-цивилизационная модель всемирной истории.

    Почвенничествоэто направление русской философской и общественной мысли 60-х годов XIX века, сложившееся вокруг редакций журналов «Москвитянин», «Время», «Эпоха», отстаивающее идеи о национальной почве как основе социального и духовного развития России.

    Важную составляющую русских концепций второй половины XIX-начала XX века составляют педагогические учения. В этой связи можно выделить следующие концепции: классическую (М.Н. Катков, П.М. Леонтьев), свободного образования (Л.Н. Толстой и Д.И. Писарев), народного образования (К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, В.В. Розанов). Их совместными усилиями на русской почве разрабатывается оригинальная философия образования.
    Ключевые понятия темы:
    принцип историзма, принцип объективизма, западничество, славянофильство, почвенничество, революционно-демократическое направление

    Тесты:
    1. Интерес к какой проблематике отличает представителей русской философии XIX века:

    а) проблемам закономерностей научного познания;

    б) проблемам социально-исторических общностей;

    в) теме человека, его судьбы, ценностей, смысла и целей истории.

    2. Основные течения русской социально-философской мысли, полемизировавшие в 30-50-е годы XIX столетия, назывались:

    а) славянофильство и западничество;

    б) народничество и марксизм;

    в) богоискательство и богостроительство.

    3. Основные течения русской социально-философской мысли, полемизировавшие в 60-е годы XIX века, назывались:

    а) «механицисты» и «диалектики»;

    б) революционные демократы и «почвенники»;

    в) либералы и большевики.
    Тема 8. Основные направления развития

    западной философии XX века

    В западной философии XX века можно выделить целый ряд направлений. Среди них следует отметить позитивизм в различных вариантах («второй позитивизм» – Э. Мах и Р. Авенариус; логический позитивизм – Г. Фреге, Р. Карнап), а также примыкающие к нему аналитическую философию (Б. Рассел, Л. Витгенштейн) и философию науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд). В ряде аспектов с ними пересекается американский прагматизм (У. Джеймс, Д. Дьюи). Эти течения можно обозначить как различные версии сциентизма.

    Сциентизм — (от лат. scientia – знание, наука), мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

    Позитивизм — (от лат. positivus – положительный), философское направление, основанное на принципе, что подлинное знание может быть получено лишь как результат взаимодействия специальных наук.

    В XX веке оформляется логический позитивизм (неопозитивизм) как течение, претендующее на анализ и решение философско-методологических проблем, вызванных развитием современной науки. Речь идет о роли знаково-символических средств научного мышления, об отношении теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, о природе и функциях формализации знания.

    Аналитическая философия — это направление западной философии, сводящее философию к употреблению языковых средств и выражений как подлинному источнику постановки философских проблем.

    Философия науки — это направление западной философии, исследующее структуру научного знания, средства и методы научного познания, тенденции развития

    Прагматизм — это направление западной философии, отрицающее необходимость размышления о первых началах бытия и познания, но считающее философию общим методом решения актуальных проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях.

    Противопоставляя науку философии, позитивизм (и родственные ему течения) считали единственно возможным знанием лишь специально-научное знание. Задача философии в этой системе координат сводилась к деятельности по анализу языковых форм знания. Позитивизм XX века и близкие ему течения нашли наибольший отклик в англосаксонских странах (Великобритания, США).

    В континентальной Европе развивались учения другого порядка. Выделим из них феноменологию (Ф. Брентано, Э Гуссерль), экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю), философская герменевтика (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, П. Рикер), философская антропология (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен). Эти столь различные направления объединяет дух антисциентизма, стремление обосновать права отличного от сциентистского типа рациональности. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов западный марксизм (Д. Лукач, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе). Наконец, уже в последней трети интересующего нас столетия серьезное распространение получили структурализм и постструктурализм (К. Леви-Строс, Р. Барт, М. Фуко), а также различные постмодернистские течения (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Лиотар).

    Феноменология — (в пер. с греч. — учение о феноменах) метод рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании; является интуитивным усмотрением идеальных сущностей (феноменов), обладающим непосредственной достоверностью.

    Экзистенциализм — (от лат. еxistentia — существование) направление философии, возникшее в ХХ в., выделяющее в качестве подлинного бытия переживание субъектом своего собственного бытия в мире (экзистенцию); попытка преодолеть психологизм и раскрыть онтологический смысл переживания.

    Основными модусами человеческого существования являются забота, совесть, страх, решимость и т.п. Человек осознает свою экзистенцию лишь в пограничных ситуациях (страх, смерть, страдание и т.п.).

    Философская герменевтика — это искусство и теория истолкования текстов, искусство понимания чужой индивидуальности (Шлейермахер), метод исторической интерпретации.

    Философская антропология — это философское учение о человеке, его сущности и природе; философское направление (возн. в конце 1920-х), связанное с общим возрастанием интереса к проблематике человека, а также достижениями медицины, биологии, психологии и др.

    Структурализм — это философское направление, рассматривающее человека в контексте многообразных структурных отношений языка, социума, разного рода дискурсивных практик и т.п.

    Для данного направления характерно избыточное внимание к бессознательным механизмам знаковых систем в общем контексте культуры.

    Ключевые понятия темы:
    позитивизм, логический позитивизм, аналитическая философия, философия науки, прагматизм, феноменология, экзистенциализм, экзистенция, пограничная ситуация, философская герменевтика, философская антропология, структурализм
    Тесты:
    1) Течением, отстаивавшим сциентистские установки в западной мысли XX века следует признать:

    а) философскую антропологию;

    б) экзистенциализм;

    в) неопозитивизм.

    2) Герменевтика – это течение, которое:

    а) обосновывало специфику гуманитарных наук;

    б) занималось апологетикой естествознания;

    в) ставило своей задачей, не объяснить, но изменить мир.

    3) Логический позитивизм направлен на:

    а) на анализ и решение философско-методологических проблем, вызванных развитием современной науки;

    б) на анализ логики развития производственных отношений;

    в) на анализ динамики развития социальной структуры общества.

    4) Прагматизм — направление западной философии, считающее философию:

    а) средством изменения социальной действительности;

    б) прикладной философией;

    в) общим методом решения актуальных проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях.
    Тема 9. Русская философия XX века
    В русской философии XX века следует выделить следующие направления: метафизику всеединства и «онтологическую гносеологию» (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк); экзистенциализм (Н.А. Бердяев, Л. Шестов), философию русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Особое место в ней занимает философия В.В. Розанова, который коснулся в своих работах целого ряда тем – от философии образования до проблематики пола и семьи. Особая тема – философские концепции, создававшиеся в рамках эмиграции (большинство обозначенных выше мыслителей, а также И.А. Ильин, Г.П. Федотов и др.).

    Всеединство — это онтологический принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и одновременно взаимораздельность всех его элементов; абсолют понимается как «положительное Всеединство», предстающее в онтологии как благо, истина, красота, а в гносеологии как система цельного знания («свободная теософия»).

    Русский космизм — это определенная ориентация целостной русской культуры, в основе которой лежит мировоззрение живого, нравственного Всеединства человека, человечества и Вселенной в их отношении к Творцу и творению, нашедшая воплощение в различных сферах русской культуры в конце XIX – нач. XX века: русской философии, поэзии, живописи, музыке, науке и т.п.

    Нельзя говорить об отечественной философской традиции данного периода, не затрагивая марксистской философии. Первым русским марксистом считается Г.В. Плеханов. Дальнейшее развитие марксистская философия получила в работах целого ряда отечественных мыслителей (В.И. Ленин, И.В. Сталин). Нельзя также игнорировать попытки синтеза марксизма с другими концепциями, которые предпринимались в России начала XX века. Одна из наиболее интересных попыток была предпринята А.А. Богдановым (синтез марксизма и «второго позитивизма»).

    Русский марксизм — система философских, экономических, социально-политических взглядов, в основе которых лежит идея освободительной борьбы пролетариата и всех трудящихся против социального гнета, а также последовательно обосновывается идея социальной революции, построения социализма и коммунизма.

    Необходимо отметить, что в 60-80-е годы прошлого века в СССР продолжалась серьезная разработка философских проблем. Необходимо отметить фундаментальную работу в области истории философии, которую вел целый ряд видных специалистов в этой области (В.Ф. Асмус, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов, Н.В. Мотрошилова). Нельзя не вспомнить и фундаментальную работу по переводу и интерпретации произведений классиков философии и современных западных мыслителей (С.С. Аверинцев, В.В. Бибихин, А.В. Михайлов). Своеобразные варианты философии культуры разработали А.Ф. Лосев и М.М. Бахтин. Наконец, надо особо отметить концепцию Э.В. Ильенкова, которую имела выходы в целый ряд смежных с философией областей, включая сюда и сферу образования.
    Ключевые понятия темы:
    Всеединство, русский космизм, русский марксизм
    Тесты:
    1. Представителем метафизики всеединства был:

    а) Г.В. Плеханов;

    б) П.А. Флоренский;

    в) К.Э. Циолковский.

    2. Направлением философии, сыгравшим ведущую роль в отечественной социальной и интеллектуальной жизни XX века был:

    а) космизм;

    б) экзистенциализм;

    в) марксизм.

    3. Специфической чертой отечественного марксизма было:

    а) принципиальное различение природной и исторической реальности;

    б) обнаружение глубинной близости этих начал;

    в) принципиальное игнорирование данной проблемы.

    4. Русский космизм — это определенная ориентация целостной русской культуры, в основе которой лежит мировоззрение:

    а) живого, нравственного Всеединства человека, человечества и Вселенной в их отношении к Творцу и творению;

    б) радикального преобразования мира;

    в) поэтапного покорения космоса.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта