МАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3). Учебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений
Скачать 216.39 Kb.
|
Тема 17. Духовно-практическое (аксиологическое) освоение мира человеком Проблема ценностей в европейской философии получает самостоятельное значение, начиная с Канта. До этого, особенно в античной и средневековой философии, ценностные характеристики содержались в самом понятии реальности, истинного бытия. Соответственно, онтология и аксиология (учение о ценностях) были неразделимы. Кант провел принципиальную границу между действительностью и миром должного. Но особенно усиливается значение аксиологии с середины XIX века, когда в европейской культуре очевидным становится важнейшее метафизическое событие – «смерть Бога». Соответственно, центральной становится проблема: как человеку остаться самим собой, если традиционный гарант человечности умер? Проблема ценности объявляется теперь центральной философской проблемой (неокантианцы, Ф. Ницше и др.). Так, Генрих Риккерт (1863-1936), представитель баденской школы неокантианства, считал вопрос о единстве и противостоянии «действительности» и «мира ценностей» вечным философским вопросом. Аксиология — это философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, их связи с социальными и культурными факторами и структурой личности. Ценностные ориентации в системе миропонимания. Ценность — это понятие, используемое в философской литературе для обозначения социального, культурного, этико-эстетического значения определенных явлений действительности. Природа, по мнению неокантианцев, существует сама по себе, т.е. вне отношения к ценностям. Культура же есть совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями, которые ради этих ценностей и лелеются. Неокантианцы принципиально различали в исследовании два момента – субъективную оценку (высказывание похвалы или порицания) и отнесение к ценностям (объективный процесс обнаружения в самой истории общезначимых ценностей). Но в исторических исследованиях нельзя игнорировать неповторимую индивидуальность фактов и событий. В работе «Система философии» (1921) Г. Риккерт предпринял попытку классификации ценностей, выделяя шесть сфер: 1) логику, 2) эстетику, 3) мистику, 4) этику, 5) эротику, 6) религию. Данным сферам соответствуют определенные типы ценностей: 1) истина, 2) красота, 3) безличностная святость, 4) нравственность, 5) счастье, 6) личная святость. Каждая из них имеет свою область реализации: 1) науку, 2) искусство, 3) всеединое, 4) свободное сообщество, 5) мир любви, 6) мир божественного. Каждая ценность имеет определенную интуицию мира: 1) интеллектуализм, 2) эстетизм, 3) мистицизм, 4) морализм, 5) эвдемонизм, 6) теизм или политеизм. Можно сказать, что, наряду с миром действительного, существует мир должного, значимого, который созидается человеческой личностью. Отличную от неокантианцев версию аксиологии развивал Макс Шелер (1874-1928), чью концепцию следует обозначить как «материальную этику ценностей» и создавалась она в противовес кантианской (и неокантианской) императивной этике, носившей формалистический характер. Весьма показателен заголовок его главного сочинения аксиологического периода – «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1913). Основанием этики в концепции Шелера оказывается не долг, а ценность. Моральные нормы априорны (следовательно, необходимы и всеобщи), но вместе с тем и материальны. Их материя – не факты, а сущности, то есть ценности. Мир чувств, по мнению Шелера, обладает абсолютной легитимностью. Понятно, что ценности – это не нечто данное человеку от рождения. Их формирование в человеке связано с процессом воспитания. Можно сказать, что, приобщаясь к той или иной системе ценностей, человек окультуривается, становится человеком в собственном смысле слова. Важнейшую роль в этом процессе играет образование, которое следует признать одной из важнейших ценностей. Данный аспект получил свое освещение в рамках такого направления, как философия образования. В рамках русской философии образования можно выделить концепции Л.Н. Толстого, В.В. Розанова («Сумерки просвещения», 1899), Э.В. Ильенкова. Ключевые понятия темы: аксиология, ценность, субъективная оценка, отнесение к ценностям, классификация ценностей, типы ценностей, образование, философия образования Тесты: 1. Понятие ценностей является центральным в философии: а) Платона; б) Фомы Аквинского; в) Гегеля; г) Ницше. 2. Основательная классификация ценностей дана в учениях: а) Эпикура; б) Ансельма Кентерберийского; в) Гоббса; г) неокантианцев. 3. В России важнейший вклад в философию образования внес: а) П.Я. Чаадаев; б) В.В. Розанов; в) В.С. Соловьев; г) Н.А. Бердяев. Тема 18. Человек как проблема философии Проблема человека в истории философии основные этапы. Понимание человека в древнегреческой философии. В досократический период человек понимается как существующий в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок — космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Само понятие космоса здесь имеет человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса. Для такого понимания характерен гилозоизм. Гилозоизм — это мировоззрение о всеобщей одушевленности универсума, отрицающее границу между живым и неживым. Антропологический период древнегреческой философии связан с просветительской деятельностью софистов и учением Сократа. Исходный принцип софистов сформулирован Протагором: «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Характерными чертами концепции софистов являются: релятивизм и субъективизм в понимании этических феноменов. Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Демокрит является представителем материалистического монизма: человек — это часть природы, и, как вся природа, он состоит из атомов. Из атомов же состоит и душа человека. Вместе со смертью тела уничтожается и душа. Классический период древнегреческой философии. В отличие от Демокрита Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного. Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. Субстанция — это сущность, предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость к чему-то устойчивому и самостоятельно существующему; нечто, лежащее в основе всего. В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». Еще один отличительный признак человека — его разумность, «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, человек, по Аристотелю, — это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного. Средневековая христианская концепция человека. В средние века человек рассматривается прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. Человек создан по «образу и подобию Бога». Но в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Иисуса Христа. В философии Августина Блаженного человек является противоположностью души и тела, которые являются независимыми. Однако именно душа является его имманентной субстанцией и делает человека человеком. У Фомы Аквинского человек является промежуточным существом между животными и ангелами. Он представляет собой единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела и определяет сущность человека. Душа — это нематериальная субстанция, но получает свое окончательное осуществление только через тело. Человек в философии эпохи Возрождения. Философская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношении, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм. Философия эпохи Возрождения ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы, она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности (антропоцентризм). Человек в философии Нового времени. В эпоху ранних буржуазных революций разрушаются аристотелевские представления о человеке. Т. Гоббса утверждает, что человек по природе своей — это существо не общественное. Напротив, «человек человеку — волк» (homo homini lupus est), а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Глубинной же основой такого состояния является всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений. Основателем новоевропейского антропологического рационализма по праву считается Р. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: «мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»). Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций, имевших большое значение для разработки психофизической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние. Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в тот период. Знаменем такой концепции может служить название работы Ж. Ламетри — «Человек-машина», в которой представлена точка зрения механистического материализма. Подобный взгляд характерен для французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро). Другая, отличительная черта их философской антропологии — это рассмотрение человека как продукта природы, абсолютно детерминированного ее законами, так что он «не может — даже в мысли выйти из природы». Стоя на принципах последовательного механистического детерминизма, они, конечно, не могли ни в какой мере признать свободу воли человека. Но критикуя христианскую догматику об изначальной греховности человека, они утверждали, что человек по своей природе изначально добр и не греховен. Немецкая классическая философия. Основоположник немецкой классической философии И. Кант стоит на позиции антропологического дуализма, но его дуализм — это не дуализм души и тела, а нравственно-природный дуализм. Человек, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой — нравственной свободе и абсолютным ценностям. Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности — он свободен. Но главная роль отводится Кантом нравственной деятельности человека. Человек «по природе зол», но вместе с тем он обладает и задатками добра. Задача нравственного воспитания и состоит в том, чтобы добрые задатки смогли одержать верх над изначально присущей человеку склонностью к злу. Основное отличие человека от других существ — это самосознание. Из этого факта вытекает и эгоизм как природное свойство человека, но философ выступает против эгоизма, в каких бы формах он не проявлялся. В антропологической концепции Г. Гегеля отличие человека от животного заключается в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность. Он с наибольшей силой выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного». В отличие от немецкого идеализма материалист Л. Фейербах утверждает самоценность и значимость живого, эмпирического человека, которого он понимает, прежде всего, как часть природы, чувственно-телесное существо. Антропологический монизм Фейербаха направлен против идеалистического понимания дуализма души и тела и связан с утверждением материалистического взгляда на его природу. Его человек оказывается изолированным от реальных социальных связей, отношений и деятельности. В основе его философской антропологии лежат отношения между Я и Ты, при этом особенно важными в этом плане оказываются отношения между мужчиной и женщиной. Антропологизм русской философии. В истории русской философии можно выделить два основных направления, касающихся человека: 1) материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.); 2) концепции представителей религиозной философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.). В развитии философских взглядов В.Г. Белинского проблема человека постепенно приобретает первостепенное значение. При этом достижение свободы и независимости личности он связывает с социальными преобразованиями, утверждая, что они возможны только в обществе, «основанном на правде и доблести». Защиту идей «русского социализма» исходя из необходимости освобождения трудящегося человека, прежде всего «мужика», предпринял А.И. Герцен. Его антропология рационалистична: человек вышел из «животного сна» именно благодаря разуму. И чем больше соответствие между разумом и деятельностью, тем больше он чувствует себя свободным. В вопросе о формировании личности он стоял на позиции ее взаимодействия с социальной средой. В работе «Антропологический принцип в философии» Н.Г. Чернышевский утверждает природно-монистическую сущность человека. Человек — это высшее произведение природы. На взгляды Чернышевского оказало влияние учение Фейербаха, и многие недостатки последнего свойственны также и Чернышевскому. Хотя, в отличие от Фейербаха, он вводит в учение о человеке социальные аспекты человеческого существования, в частности связывает решение проблемы человека с преобразованием общества на социалистических началах. В концепциях русских религиозных философов антропологическая проблематика занимает центральное место. Это особенно относится к периоду развития русской философии, начиная с Ф.М. Достоевского, являющегося мыслителем экзистенциального склада и внесшего в развитие этого направления значительный вклад. И хотя представители этого направления постоянно обращаются к Богу, однако в центре их внимания находится человек, его предназначение и судьба. В основе учения о человеке в русской религиозной философии находится вопрос о природе и сущности человека. Его решение часто видится на пути дуализма души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного. Так, антропологические взгляды Достоевского зиждятся на той предпосылке, что человек в своей глубинной сущности содержит два полярных начала — бога и дьявола, добро и зло, которые проявляются особенно сильно, когда человек «отпущен на свободу». Это трагическое противоречие двух начал в человеке лежит и в основе философской антропологии В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева. Ключевые понятия темы: гилозоизм, релятивизм, субъективизм, этический рационализм, материалистический монизм, субстанция, социальность, разумность, гуманизм, антропоцентризм, антропологический рационализм, самосознание, Тесты: 1) Человек понимается как «микрокосм»: а) в античной философии; б) в средневековой философии; в) в философии эпохи Возрождения. 2) Добродетель для Сократа является: а) силой; б) знанием; в) божественным даром. 3) Двумя основными характеристиками человека для Аристотеля является: а) добродетельность и ответственность; б) природность и естественность; в) социальность и разумность. 4) Характеристикой человека в средневековой христианской концепции человека не является: а) человек — это центр мира, стремящийся уподобиться в своем величии Богу; б) человек — это часть мирового порядка, установленного Богом; в) человек создан по образу и подобию Бога; г) человек раздвоен вследствие грехопадения. Тема 19. Человек, его сущность и существование Антропосоциогенез — это исторический процесс развития и превращения человека как биологического существа (антропоса) в члена общества, носителя производственных, нравственных и эстетических и т.п. отношений; теория происхождения (становления) человека и общества. Важнейшей чертой антропосоциогенеза является его комплексный характер. Неверно утверждать, что, «сначала» возник труд, «потом» общество, а «еще позднее» — язык, мышление и сознание. Три главных посыла в антросоциогенезе, то есть в развитии человека на пути к обществу: 1) труд (орудия труда); 2) язык (речь); 3) социализация (интегрирование в общество). Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. В ходе дискуссий о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Содержание понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность». Вышеуказанные понятия произошли от лат. Individum ( в пер. неделимый) и используются для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности. Понятие «индивид» (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина «атом») сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса социальной группы, как социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества. Индивидуальность обозначаетбиосоциальную данность и является характеристикой личности; неповторимый, самобытный способ бытия каждой личности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется как социальными условиями, так и собственным жизнетворчеством. Данный термин характеризует человека с точки зрения его неповторимости и особенности. Личность — это субъект исторического процесса, общественного поведения, познания, общения, труда и творчества; процесс и результат персонификации общественных отношений в индивиде. Личность развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие – это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим содержанием. Так, интеллектуальная зрелость личности выступает, прежде всего, как ее гражданская зрелость, как устойчивость убеждений, интересов и склонностей человека, связанных с судьбами других людей, коллектива и общества. Установки, мнения, взгляды ближайшего социального окружения интеллектуально зрелый человек преобразует в свою индивидуальную форму. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности, воспитания и образования. Данное понятие характеризует человека с точки зрения его принадлежности к определенному историческому типу общества. Ключевые понятия темы: антропосоциогенез, индивид, индивидуальность, личность Тесты: 1) Человек — это существо: а) биологическое; б) социальное; в) биосоциальное; г) биосоциальное и духовное. 2) Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как: а) личности; б) индивида; в) индивидуальности; г) человека. 3) К характеристике человека как личности не относится: а) личность — это субъект исторического процесса; б) личность — это результат персонификации общественных отношений в индивиде; в) личность — это манифестация свободы и независимости. |