МАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3). Учебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений
Скачать 216.39 Kb.
|
Тема 3. Бытие мира и человека в философии эпохи Возрождения Эпоха Ренессанса заложила основы антропоцентризма, третьего способа мировосприятия, продолжающего господствовать и в наше время. Суть его состоит в том, что человек становится точкой отсчета для сущего как такового, причем данное положение захватывается и удерживается им для того, чтобы оно выступало в качестве базы для посильного развертывания человечности. Неудивительно, что главным объектом теоретического и практического интереса мыслителей интересующей нас эпохи становится человек, но происходит серьезная смена акцентов и при исследовании природной реальности. Гуманистическое воспитание нового человека было возможно на основе принципиально иной педагогической доктрины. Развитие книгопечатания способствовало расширению возможностей интеллектуального творчества и образования. Антропоцентризм — это мировоззрение, в соответствии с которым человек мыслится как свободный, сильный, деятельный, утверждающий свою индивидуальность и независимость, стремящийся уподобиться в своем величии и могуществе Богу. Для эпохи Ренессанса показателен настоящий всплеск интереса к магии, алхимии и астрологии. Ренессансная установка включала в себя разнообразные магико-символические и алхимические проекты постижения и преобразования мира. Внимание человека с «книги Откровения» переключается на «книгу Природы». Освобождаясь от господства средневековой космологии, ренессансные натуралисты сделали серьезный крен в сторону оккультного истолкования природы. Это было вызвано не только желанием кинуть взор на обратную сторону реальности, обычным для человека любого времени, но и стремлением овладеть тайнами природы для того, чтобы управлять ею. Если средневековая религиозная установка утешала человека верой в загробное блаженство, то магико-алхимический опыт обещал обретение этого блаженства в земных условиях. В интеллектуальных кругах почитаемым становится герметическое мировоззрение, распространению которого способствовал осуществленный М. Фичино (1433-1499) перевод 14 трактатов «Герметического корпуса» на латинский язык. В данных трактатах посвященным от имени бога Гермеса Трисмегиста открываются все тайны мира. Оккультизм — это мировоззрение, признающее существование срытых, тайных сил в человеке и космосе, доступных для людей, прошедших таинства посвящения. Герметизм— это оккультно-магическое мировоззрение, отстаивающее идеи всемогущества человека, его разума и воли, власть человека над собой и над природой, важность практических научных знаний, ценность наблюдений, убежденность в божественной, нетварной сущности человека. В эпоху Ренессанса серьезное развитие получила астрономия, именно в ее рамках этой начинается научная революция (1543-1687 годы). Усилиями Николая Коперника (1473-1543), и Иоганна Кеплера (1571-1630) утверждается гелиоцентрическая концепция, пришедшая на смену концепции геоцентрической, господствовавшей со времен Аристотеля и Клавдия Птолемея. В рассматриваемую эпоху создаются идейные основания для развития учения о бесконечности Вселенной. Самым выдающимся выразителем этого учения, включавшего в себя и положение о бесчисленном множестве населенных миров, стал Джордано Бруно (1548-1600). Он может быть причислен к такому интересному интеллектуальному течению, как итальянская натурфилософия. Среди предшественников Бруно необходимо назвать Д. Кардано и Б. Телезио, а из младших представителей этого течения достойны упоминания Л. Ванини и Т. Кампанелла. Нельзя также упускать из вида и последующее влияние идей ренессансного натурфилософа на развитие науки. Такие идеи, как бесконечность Вселенной, превосходство движения над покоем и т.д., были положены в основу науки Нового времени. Другое обозначение для мировосприятия интересующей нас эпохи – гуманизм. Мыслители Ренессанса называли себя гуманистами – термин humanista впервые фиксируется в документах конца XV века. Понятно, что в центре внимания гуманистов находился человек, которого они определяли как разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное (animal rationale – центральное понятие ренессансной антропологии). Под этим определением подписалось бы большинство мыслителей Ренессанса – Ф. Петрарка, Д. Манетти, М. Фичино, Пико делла Мирандола. Итальянский поэт Франческа Петрарка ((1304-1374) стал родоначальником гуманистической культуры эпохи Возрождения. Созданные им поэтические произведения («Книга песен») проникнуты новым мироощущением, пониманием любви как неотъемлемой ценности человеческой жизни. Идеализация античного мира привела благодаря его усилиям к возрождению классической латыни. В целом все его творчество оказало большое влияние на развитие западноевропейской философии и поэзии. Гуманизм — это система культурных ценностей, сложившихся в результате подъема европейских городов, вызванного развитием мануфактурного производства, активизацией торговли, товарно-денежного обращения, расширением сферы наемного труда и т.п. Маркс писал, что представители интересующей нас эпохи «стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.1. – М.: Госполитиздат, 1954. – С.111). Первым в этом ряду необходимо назвать флорентийца Николло Макиавелли (1469-1527). Антропологическим основанием его политического учения выступало представление о вечной и неизменной природе человека. Макиавелли призывал политиков изучать ее характерные особенности и на основании подобных наблюдений, а также знания исторических реалий, строить прагматическое политическое действие («эффективную политику»). Людей надо брать такими, каковы они есть, а не такими, как их хотелось бы кому-нибудь видеть. Они скорее склонны совершать злобные поступки, чем благие. Люди корыстолюбивы, трусливы, завистливы и вероломны. Человека Макиавелли называл самой жалкой и несчастной тварью, которая с полным основанием заявляет о своем появлении на свет горьким плачем. Самый могучий стимул человеческой деятельности — это материальный интерес. Индивидуализм считал естественным свойством человеческой души. В знаменитом «Государе» (1513, опубликован в 1532) мыслитель писал: «Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин» (Антология мировой философии: Возрождение. – Мн.: Харвест; М.: «Издательство АСТ», 2001. – С.365). Жесткие пределы человеческому эгоизму может поставить лишь внешний фактор – государство. Обосновывает необходимость светского государства, основанного на юридическом мировоззрении. Противоположный полюс социально-философской мысли эпохи Ренессанса занимают концепции великих утопистов – Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). В своих сочинениях, соответственно «Утопии» (1516) и «Городе Солнца» (написано в заключении, где Кампанелла провел 27 лет, опубликовано в 1623 году), они провозглашали программу всеобщего социального преобразования на основе общности имуществ. Нетрудно увидеть здесь влияние идей платоновского «Государства», но с одним существенным дополнением – если у Платона частная собственность отсутствовала лишь у правящих сословий и полностью сохранялась у «кормильцев», то у ренессансных утопистов какой-то значительной собственности нет ни у кого из жителей. Люди живут общиной, уважение к труду прививается с детства. Большое внимание уделяется техническим изобретениям. При этом нельзя сбрасывать со счетов и религиозность Мора и Кампанеллы. Утопия (в пер. с греч. «ot» - отрицательная частица и «topos»- пространство, букв. означает «пространство, которого нет») – это изображение вымышленного, идеального общества; термин ведет свое происхождение от названия книги Т. Мора; форма общественного сознания, предполагающая осмысление социального идеала, критику существующего строя, предвосхищение будущего. Тема мира и человека в концепциях русских мыслителей XIV-XVII в. Данный период в истории России часто называют эпохой русского Возрождения, эпохой икон Андрея Рублева (ок.1360-1427), основоположника московской школы иконописи. Икона была способом выражения мировоззрения русского человека. В данный период также происходит принятие духовной и культурной эстафеты от Византии к России, превращение Москвы в «Третий Рим» (в Святую Русь). После падения Византии в 1453 г. настойчиво стала отстаиваться мысль о том, что теперь «богоизбранным царством» становится русское царство. Русская церковь стала осознавать себя хранительницей истины Христовой в ее чистоте и полноте. В посланиях монаха Филофея (конец XV в.) развивается историософская концепция «Москва — третий Рим». К прежним эсхатологическим идеям добавлялось положение о том, что «четвертому Риму» не быть, а русскому царству дано стоять до конца мира. Докрина теократического абсолютизма вызревает в трудах Иосифа Волоцкого (ок. 1430 – 1515), основателя Иосифо-Волоцкого монастыря, причисленного к лику святых. Отстаивал идею священной миссии царской власти, понимание ее как формы церковного служения, точки соприкосновения исторического бытия с волей Божией. Просвещение понимал как искание света духовного. Проявил себя как выдающийся наставник монашества. Исихастские традиции в русском монашестве продолжил Нил Сорский (ок. 1433 – 1508), отстаивавший идеи нравственного аскетизма, выступавший за реформу монастырей на началах скитской жизни и духовного труда монахов. Он видел задачи Церкви по отношению к государству в молитвенной заботе. Призывал к соблюдению чистоты мистической жизни Церкви, видел опасность обмирщения Церкви («нестяжательство»). В христианской антропологии исходил из единства тела и души. Настаивал на том, что тело может жить в согласии с высокими стремлениями души, а сама душа должна одухотворять тело. Власть человека над миром возможна благодаря единству духовных и телесных сил. Указывал на необходимость организации внутренней жизни человека. Проповедывал идеи исихазма («построение храма Божьего в душе человека»). Эсхатология — это религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Ключевые понятия темы: антропоцентризм, гуманизм, оккультизм, герметизм, светское государство, утопи, эсхатология Тесты: Сущность антропоцентризма заключается в том, что: а) человек рассматривается как точка отсчета для всего сущего; б) человек, природа, космос мыслятся как единое целое; в) человек является божественным творением. 2) Человек в эпоху Возрождения понимается: а) bios politikos; в) bios theoretikos; г) animal rationale. 3) К числу утопистов нельзя отнести: а) Т. Мора; б) Т. Кампанеллу; в) Н. Макиавелли; г) Платона. 4) Герметизм — это оккультно-магическое мировоззрение, отстаивающее идеи : а) всемогущества человека над собой и над природой; б) полного подчинения человека Богу; в) зависимости человека от природы. Тема 4. Образы мира и человека в философии Нового времени Оформление новоевропейской картины мира генетически связано с религиозными установками протестантизма. В данной связи следует выделить важнейшие черты протестантского видения мира, которые отличали его от средневековых представлений и прокладывали дорогу современной науке: 1) реформаторы (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли) устраняли иерархию качеств антично-средневековых представлений о мироустройстве – перед лицом и волей абсолютно трансцендентного Бога все различия рангов, видов творения теряют свой смысл; 2) протестантские концепции полностью стирали грань, отделявшую обычные явления от чудесных – все во Вселенной есть чудо, достойное изумление (ср. с соответствующими воззрениями Августина); 3) природа деантропоморфизируется, девитализируется, устраняется та «внутренняя жизнь», которой ее наделяли схоласты. Протестантизм — это одно из трех направлений в христианстве (двумя другими являются католицизм и православие), объединяющее множество течений (лютеранство, методисты, кальвинизм, баптисты, адвентисты, англиканцы и др.), для которого характерен отказ от сложной церковной иерархии, отсутствие монашества, культа Богородицы, святых и т.п.; «Священное Писание» признается единственным источником вероучения. Идеология научного метода начала свое «победное шествие» в Западной Европе в XVII веке. Опираясь на научный метод, указывали Ф. Бэкон, Р. Декарт и их последователи, человек сможет получить в свое распоряжение весь мир. Рене Декарт (1596-1650) сформулировал новые цели науки – познание причин и действий, изобретение технических средств, господство над силами природы и, как следствие всего этого, усовершенствование природы самого человека. Опору в реализации данного проекта, указывал Декарт, человек должен искать в себе самом и в «Великой книге мира». Новоевропейский рационализм, основоположником которого был Декарт, опирался во многом на логический характер математического знания. Истины математики были провозглашены совершенно достоверными, ибо они обладают всеобщностью и необходимостью, которые вытекают из природы самого интеллекта. Заблуждения же, свойственные нашему познанию, осмыслялись как результат собственного решения человека, наделенного свободой воли. Вооруженный достоверными средствами мышления – интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если будет руководствоваться правильным методом. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Рационализм — это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Интуиция — это единство всех познавательных сил человека, некий интеллектуальный свет или внутреннее просветление (по Декарту). Дедукция — это рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения, аксиомы, и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Декарт подчеркивал значение достоверного знания, ориентированного на математику. Но при этом в ходе исследований большое значение имеет способность критически относиться к своему исследованию («Сомневаться можно и должно во всем содержании нашего знания»). Но сомнение — это акт мышления, сомневающийся всегда мыслит. Отсюда его знаменитый вывод: «Я мыслю, следовательно, я существую» («Cogito ergo sum»). Эту истину можно рассматривать как высшую из всех наших интуиций. Человек — это существо мыслящее. Состояние нашей мысли дано нам непосредственно. Телесные наши ощущения и качества внешних тел могут рассматриваться всего лишь как вероятные. Линия Декарта была продолжена в новоевропейской философии Бенедиктом Спинозой (1632-1716) и Готфридом Лейбницем (1646-1716). Второй, наряду с рационализмом, линией развития новоевропейской философии выступает эмпиризм – учение, считавшее основой познания опыт. Если ограничить этот опыт чувственной сферой, то такое направление обычно обозначают как сенсуализм. Предшественниками эмпиризма часто называют средневековых номиналистов, многие из которых были уроженцами Британии, а также представителей протестантизма. Родоначальником новоевропейского эмпиризма был Френсис Бэкон (1561-1626), а наиболее развернутая его программа представлена в сочинениях Джона Локка (1632-1704). Метод для Бэкона имел глубоко практическое и социальное значение. Он оказывается величайшей преобразующей силой, если правильно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, максимально поднимает ее эффективность. Указывая кратчайший путь к познанию, к новым изобретениям и открытиям, метод увеличивает власть человека над окружающим миром, совершенствует саму человеческую природу. Локк ставил своей целью исследование познавательных способностей человека, выяснение источников происхождения нашего знания. На этом пути Локк подверг резкой критике учение о врожденных идеях, развивавшееся Декартом и его последователями. С точки зрения теоретика эмпиризма, данные идеи не носят всеобщего характера. Источником всех идей Локк объявлял опыт, а все человеческие идеи и понятия, по его мнению, носят приобретенный характер. Одни из них возникают в результате действия внешних вещей на наши органы чувств – речь идет об идеях ощущения. Другой источник знания – внимание, которое направлено на состояние и деятельность души. Оно порождает идеи рефлексии. Опытно-индуктивный метод — это метод исследования природы, состоящий в постепенности образования новых понятий и научных положений, преследующий цель не предвосхищать факты, а истолковывать их (Ф. Бэкон). Важнейшим элементом рационалистической философии Нового времени было учение о субстанции. Субстанция — это «вещь, которая не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя» (Декарт); предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость к чему-то устойчивому и самостоятельно существующему. Если в концепции Декарта можно обнаружить элементы дуализма (мыслящая и протяженная субстанции, хотя в строгом смысле субстанцией является только Бог), то Б. Спиноза – это представитель строгого монизма. В основу своих философских построений нидерландский мыслитель положил учение о всеобъемлющей субстанции, которую он также называет Богом. Ее основные свойства: 1) вечность; 2) бесконечность; 3) неделимость и 4) целостность. Г. Лейбниц стремился отыскать динамическое начало, объясняющее многообразие мира. Материя, учил он, не может быть первооосновой бытия в силу своей протяженности, так как самое простое не может делиться на части. Материя обладает внутренней энергией, энергией движения. Исходное начало должно отличаться абсолютной простотой, неделимостью и самостоятельностью. Оно – это метафизическая точка бытия или монада, представляющая собой сущность, принцип деятельности всех вещей. Причем как не существует двух абсолютно похожих друг на друга вещей, так не существует двух абсолютно схожих монад. Мыслитель стремился максимально связать понятие субстанция с миром единичности и конкретности. Понятие субстанция включает в себя бесконечное богатство отношений. Монада — это духовная единица бытия. Главным атрибутом монады является сила. Каждому телесному образованию присуща только своя степень жизненной силы. Монизм — это способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходя из одного начала. Дуализм — это философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Монада — это понятие, используемое для обозначения структурообразующих элементов бытия; мирообъясняющий принцип. Переходя к социально-политическим и антропологическим воззрениям философов Нового времени, отметим, что их необходимо воспринимать в аспекте теории общественного договора. Дань этой теории отдали такие непохожие друг на друга авторы, как Спиноза, Лейбниц, Мальбранш, французские просветители. Английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) иногда называют завершителем и систематизатором линии Макиавелли в социально-политической мысли XVI-XVII веков. Немаловажным обстоятельством для адекватного понимания его концепции является то, что автор «Левиафана» (1651) был современником революции и гражданской войны, охвативших Англию в 1644-1649 годах. «Естественное состояние», предшествовавшее возникновению государства, Гоббс видел как «войну всех против всех». Человек здесь одержим постоянным страхом, над ним ежеминутно довлеет опасность насильственной смерти, а жизнь беспросветна и кратковременна. Но, поскольку в каждом индивиде английский мыслитель обнаруживал начало политической разумности, у людей рано или поздно возникает стремление выйти из такого состояния, подчинившись «естественному закону». Последний гласит: человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его. Государство в этой системе координат оказывается не только высшей правовой, но и высшей моральной инстанцией. Именно оно решает, что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, отказывая подданным в праве на самостоятельные рассуждения по данным проблемам. Это же относится и к религиозной сфере. Неудивительно, что само государство оказывается в концепции Гоббса «земным богом». Гоббсовское учение об абсолютном, неограниченном характере государственной власти вызвало резкую критику со стороны его младшего современника – Д. Локка. Последний в «Двух трактатах о правлении» (1690) дал обоснование конституционного государства. Договор, лежащий в основе происхождения государственной власти, был заключен для того, чтобы правитель гарантировал соблюдение и защиту изначального «естественного права», включавшего в себя право на жизнь, свободу совести и право на собственность. Если правитель нарушает договорную обязанность, то подданные вправе расторгнуть договор. Жан-Жак Руссо (1712-1778) набросал контуры подлинно договорного государства, призванного обеспечить правовую справедливость. Сувереном в нем оказывается не правитель, уполномоченный на власть или узурпировавший ее, а сам народ. Руссо подвергал резкой критике идею представительства, включая сюда парламентаризм. Законодателем может быть лишь сам народ в его непосредственно-коллективном волеизъявлении. Законы – это постановления периодически проводимых референдумов. Перед нами плебисцитарная форма демократии. Понятно, что государство, соответствующее подобным критериям, должно быть небольшим по территории, численности населения, причем это население более или менее социально однородно и не обременено роскошью. Образцом такого государства для Руссо выступала родная Швейцария. Концепцию Руссо можно назвать радикально-демократической версией теории общественного договора. Плебисцит — это одна из форм голосования населения через опрос. Очень важно заметить, что эпоха Просвещения стала временем появления прогрессивных концепций развития человеческого общества. Как считают исследователи, наглядным образцом для концепции социального прогресса послужило поступательное развитие научного знания. На его основе Тюрго, Кондорсе и другие поздние просветители развили теорию прогресса. На начало XVIII столетия пришлись петровские реформы в России. Начинается секуляризация, то есть обмирщение, русской культуры, которая до этого практически целиком определялась религиозными установками. Важнейшим элементом этого процесса стало приобщение русских интеллектуалов к установкам европейского Просвещения. Исключительно важной фигурой в этом отношении был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Для характеристики Ломоносова лучше всего подошло бы определение энциклопедист. Следует помнить, что в XVIII веке энциклопедистом называли человека, охватывающего своими знаниями все области науки в их единстве. Энциклопедист должен был соединять науку с практической деятельностью, с социологией и политикой. Ломоносов вполне отвечает данным требованиям – он автор ряда выдающихся научных открытий, технических изобретений, основатель мозаичного искусства в России. Кроме того, он великий поэт, перу Ломоносова принадлежат работы по филологии, истории и социологии. Секуляризация культуры — это процесс обмирщения, превращения культуры, ориентируемой религиозными установками в светскую. Линию Ломоносова продолжил целый ряд русских просветителей. Среди них следует назвать княгиню Е.Р. Дашкову, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова. Особое место в этом ряду занимал Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Радищев был первым русским просветителем, который поставил под сомнение сами устои социально-политической жизни России того времени – абсолютизм и крепостничество. За книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», где были высказаны эти мысли, Радищев был сослан в Сибирь. Последующие поколения объявили его первым русским революционером. Наконец, особое место в русской философской мысли XVIII века занимает Григорий Саввич Сковорода (1722-1794), которого наиболее восторженные исследователи нарекли «русским Сократом». В рамках учения Сковороды познавательная проблематика оказывается полностью подчинена морально-этической установке. Закономерным следствием такого положения вещей было требование «опрощения» жизни. Здесь намечаются линии истолкования человека и общества, которые получат дальнейшее развитие в русской философской мысли XIX-XX веков. Ключевые понятия темы: протестантизм, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, интуиция, индукция, дедукция, опытно-индуктивный метод, монада, монизм, дуализм, плебисцит, секуляризация Тесты: 1) Вывод Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» («Cogito ergo sum») означает, что: а) состояние нашей мысли дано нам непосредственно; б) наша мысль опосредована органами чувств; в) наша мысль складывается как синтез единичных представлений? 2) Новоевропейский рационализм опирался на: а) аристотелевскую логику; б) математическое естествознание; в) средневековую схоластику. 3) Опытно-индуктивный метод — это: а) метод описания природы; б) метод исследования природы, состоящий в постепенности образования новых понятий и научных положений; в) метод преобразования природы. 4) Предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость к чему-то устойчивому и самостоятельно существующему, именуют: а) архэ; б) эйдосом; в) субстанцией. 5) Интуиция как неотъемлемая часть познавательного процесса представляет собой: а) единство всех познавательных сил человека, некий интеллектуальный свет или внутреннее просветление; б) принятие положения без обоснования; в) логическое допущение. |