МАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3). Учебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений
Скачать 216.39 Kb.
|
Тема 20. Человек в системе культуры и цивилизации Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация» (См: Тема 10). На современном этапе развития обществознания теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, поэтому более востребованным является цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) означает уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством и дикостью; совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности; материально-техническую, научно-организационную составляющую культуры. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Цивилизация также понимается как специфическая фаза в развитии культуры, когда преобладают материальные, технические, рациональные компоненты. Элементы цивилизации начали формироваться в эпоху Просвещения. К таковым следует отнести: 1) распространяющееся рационалистическое мировоззрение; 2) урбанизационные процессы; 3) распространение идеологических стереотипов, связанных с формированием гражданского общества. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций. Таким образом, если формационный подход концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизационный подход — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза. Термин «цивилизация» ввел в науку в середине XVIII в. Шотландский историк и экономист А. Фергюссон. Термин «цивилизация» произошел от латинского слова «civilis», что означает «гражданский», «государственный», «общественный». В европейской науке XIX-XX вв. понятие «цивилизация» употреблялось в разных значениях, как правило, через сопоставление с понятием «культура». Три мировые религии сформировали три гигантских культурных мира: христианский, исламский и буддийский. Но не смотря на существенные культурные различия стран их некоторые цивилизационные достижения (экономика, наука, техника, уровень жизни и т.п.) могут быть очень близкими. Термин культура (лат. cultura) – означает первоначально обработку и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда - «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура означает уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура — это область всестороннего и целостного постижения бытия человека и общества. Культура как способ развития и организации человеческой жизнедеятельности представлена: 1) в продуктах материального и духовного труда; 2) в системе социальных норм и учреждений; 3) в духовных ценностях; 4) в совокупном отношении людей к природе и самим себе. Основными функциональными характеристиками культуры является: освоение, переработка, передача и хранение накопленного опыта и информации, т.е. всего того ценного и непреходящего, что было создано человечеством. Обратим внимание на некоторые различия в употреблении терминов: 1. Понятие «культура» семантически шире, чем понятие «цивилизация». Оно применимо как к небольшому племени, так и к целым континентам. 2. Понятие «культура» включает в себя как научно-технический прогресс, так и духовно-гуманистическую преемственность между поколениями. В понятии «цивилизация» явно ощущаются материально-технические приоритеты, связанные с производственной деятельностью человека. 3. Понятие «культура» тесно связано с национально-этнической спецификой человеческих групп, сообществ и т.п., в то время как понятие «цивилизация» тяготеет к общечеловеческим, глобальным масштабам и ценностям. Цивилизация космополитична, в то время как культура самобытна и национальна. Цивилизационные достижения можно заимствовать, для постижения культуры необходимо погрузиться в ее глубинные контексты. Общественный прогресс и его критерии. Общественный прогресс означает направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс. Регресс означает обратное движение — от высшего к низшему, деградацию, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства). Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и преследует цель завоевания власти. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени, в ней непосредственно действуют народные массы, и она связана с радикальным преобразованием всех сфер жизнедеятельности общества. Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Реформы являются делом власти. В современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на понятия «реформа — инновация». Инновация — это рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях; нововведение, качественно отличающееся от существующих в обществе и культуре форм. Инноватика (букв. – наука о нововведениях) как отдельная область знания возникла в 30-е гг. ХХ века в США как следствие проявившегося интереса фирм, предприятий к развитию новых услуг, аккумулированию новых идей и предложений. Ключевые понятия темы: культура, цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход, европоцентризм, общественный прогресс, регресс, революция, реформа, инновация Тесты: 1) Этимологически слово «культура» восходит к латинскому слову: а) возделывание; б) гражданский, государственный; в) вид, образ; г) возвращение. 2) Представление о нелинейном характере истории относится к: а) цивилизационному подходу к истории; б) формационному подходу; в) классическому марксизму. 3) Формационный подход к истории характерен для: а) К. Маркса; б) О. Шпенглера; в) А. Тойнби. Тема 21. Человек и глобальные проблемы современности Глобальные проблемы— это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира. Характерные черты глобальных проблем: 1) они имеют общечеловеческий характер, т.к. затрагивают интересы всех стран и народов, а в перспективе – будущее всего человечества; 2) имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его истории, хотя до определенного этапа они не проявляют всей своей остроты и их развитие не всегда заметно; 3) в современных условиях приобретают всемирный, планетарный характер, ибо сферой их действия впервые стала вся планета; 4) имеют комплексный, системный характер, и для их успешного решения необходимы совместные усилия всех стран и народов; 5) противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т.к. полностью глобальные потребности удовлетворимы только в большой исторической перспективе, а в современных условиях они получают частичное, промежуточное решение при условии активного международного сотрудничества; 6) имеют смешанную социоприродную сущность по причинам возникновения и характеру проявления. К глобальным проблемам относят: 1) предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; 2) недопущение мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды; 3) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; 4) обеспечение человечества ресурсами; 5) угроза глобального потепления; 6) угроза образования озоновых дыр; 7) неравномерность демографического развития (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых); 8) угроза терроризма и международной преступности. До сих пор не выработано единого подхода в решении глобальных проблем. Обострение глобальных проблем во второй половине ХХ века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития человечества. На волне «бума прогнозов» в 60 – 70-е годы возникает футурология (наука о будущем). В проектах решения глобальных проблем можно выделить несколько основных позиций рассмотрения роли и значения научно-технического прогресса и его значения для человечества. Представляют интерес близкие друг к другу теории так называемого «технологического оптимизма» и индустриализации, возникновение которых обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса в 60-е годы нашего столетия (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Р. Арон, Г. Кан и др.). Подъем второй волны данного течения приходится на начало 80-х годов и связан с работами Г. Канна. Позиции сторонников «экологического пессимизма» были наиболее ярко выражены в проектах и прогнозах Римского клуба, начиная с концепции «нулевого роста». Неверие в возможности НТП по преодолению глобального кризиса, отказ от прогрессивного общественного развития, углубление социального пессимизма сделали невозможным реализацию этой программы на практике и дальнейшее ее теоретическое развитие. Римский клуб — это международная общественная организация, основанная в 1968 г. итальянским экономистом А. Печчеи. Основными направлениями деятельности является исследование глобальных проблем, а также осуществление диалога с руководителями государств и крупных корпораций. Ключевые понятия темы: глобальные проблемы, футурология, технологический оптимизм, экологический пессимизм Тесты: 1) К научно-техническому оптимизму принадлежит: а) Дж. Гелбрейт; б) Д.Медоус; в) Дж.Форестер. 2) Экологические проблемы в современном обществе обусловлены: а) глобальными масштабами вовлечения природы в культуру; б) добычей полезных ископаемых; в) нестабильным социально-культурным положением. 3) Предметом футурологии является: а) будущее человечества; б) проблема «конца света»; в) доминанты будущей социальности. Входные тесты по философии для студентов 1 курса 1. Назовите основные исторические эпохи: 1) Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Новейшее время; 2) Древний Рим, Византия, Каролингское возрождение, Реформация; 3) Древний Египет, древняя Греция, Византия, Возрождение, современность; 4) эллинизм, классицизм, романтизм, экзистенциализм. 2. В социальных науках человек определяется как: 1) человек — это высшая ступень эволюции; 2) человек — это существо парадоксальное и противоречивое; 3) человек — это биосоциальное существо; 4) человек — есть мера всех вещей. 3. Речь и мышление соотносятся между собой следующим образом: 1) развиваются независимо друг от друга; 2) речь и мышление взаимосвязаны, язык является средством выражения мысли; 3) сначала у человека развивается речь, а затем уже мышление; 4) сначала у человека развивается мышление, а затем через определенный промежуток времени появляется речь. 4. Деятельность в жизни человека играет следующую роль: 1) деятельность является способом накопления капитала; 2) посредством деятельности человек приспосабливается к природе; 3) деятельность играет опосредованную роль в жизни человека; 4) в процессе деятельности реализуется социальная сущность человека; 5. Выберете правильное из предложенных определений общества: 1) общество представляет собой совокупность форм взаимодействия и объединения людей; 2) общество является частью природы; 3) общество является искусственной средой обитания человека. 6. Сущность революционных изменений предполагает: 1) постепенный, плавный переход от одного этапа развития к другому; 2) скачкообразный переход от одного этапа развития к другому; 3) кардинальные изменения, затрагивающие политическую форму жизни общества; 4) революционные изменения всегда имеют негативные последствия для народа. 7. В индустриальном обществе труд является: 1) основан на внеэкономическом принуждении; 2) наемным; 3) основан на принципах равноправного владения собственностью; 4) базируется на традиционных ценностях. 8. Спецификой цивилизационного подхода к истории является: 1) европоцентризм; 2) деление истории на формационные этапы; 3) представление об общей закономерности развития культур; 4) признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. 9. Выберите правильный ответ: Концепция социализации личности... 1) подчеркивает уникальность и своеобразие человека; 2) предполагает трактовку личности как человеческого индивида, принимающего формы и стандарты той социальной системы, в которой он находится; 3) предполагает необходимость подчинения индивида обществу; 4) предполагает воспитание индивида в духе уважения к ценностям коллективизма. 10. Спецификой глобального характера современного общества не является: 1) постоянная смена научных теорий; 2) массовый характер современного производства; 3) ускоренное развитие средств массовой коммуникации; 4) высокие темпы развития техники. 11. К глобальным проблемам современности относятся: 1) проблема социального неравенства; 2) проблема предотвращения «цветных» революций; 3) проблема международного терроризма; 4) проблема формирования национальных элит. 12. Многопартийность является институтом общества: 1) гражданского; 2) авторитарного; 3) тоталитарного; 4) теократического. 13. Социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, общественную и личную жизнь, характеризуется как: 1) плюрализм; 2) централизм; 3) тоталитаризм; 4) фашизм. 14. Демократизация общества предполагает: 1) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; 2) утверждение института частной собственности; 3) создание политических институтов; 4) укрепление позиций политического лидера. 15. Истина – это: 1) соглашение, добытое в споре; 2) соответствие знания вещам; 3) знание, полученное преимущественно посредством интуитивного постижения действительности; 4) субъективное представление человека о мире, выраженное в теории. 16. Научное познание от других видов познания отличает: 1) использование понятий и умозаключений; 2) стремление к объективности; 3) серьезность намерений познающего; 4) опора на здравый смысл и точную фиксацию фатов. 17. Два уровня научного познания. 1) субъективный и объективный; 2) исторический и современный; 3) истинный и ложный; 4) эмпирический и теоретический. 18. Группы людей, различающиеся в зависимости от их отношения к собственности, уровня получаемого дохода и места в системе общественного производства, называются: 1) стратами; 2) классами; 3) кастами; 4) сословиями. 19. Общность исторического и культурного развития, единства экономического, политического, языкового и территориального пространства характерно для такой этнической общности как: 1) нация; 2) племя; 3) народность; 4) род. 20. Признаком массовой культуры не является: 1) простота и примитивность формы и содержания; 2) ориентация на стандартные потребности и запросы; 3) культивирование высоких этических и эстетических ценностей; 4) нацеленность на получение коммерческой выгоды. |