Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые понятия темы

  • Тема 13. Диалектика процесса познания

  • Тема 14. Формы и методы философского познания

  • Формы научного познания.

  • МАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3). Учебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений


    Скачать 216.39 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений
    Дата01.12.2021
    Размер216.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3).docx
    ТипУчебное пособие
    #287337
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 12. Политическая практика
    Рассматривая проблемы политической практики, политической организации общества, надо учитывать, что политика есть выражение политических отношений, а политическая структура общества базируется на социальном фундаменте, социальной структуре общества. Политические отношения складываются отнюдь не стихийно, а в результате сознательной деятельности людей.

    Политические отношения — это общественные отношения, которые складываются по поводу осуществления политической власти и управления обществом.

    Политика — это сфера деятельности, связанная с участием людей в делах государства, это одно из направлений по определению форм, задач, содержания деятельности государства; ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования власти.

    Участие людей в политике определяет политические отношения между ними, а их деятельность, осуществляемая через различные органы и учреждения, получила название политической организации общества.

    Политическая организация общества как часть надстройки – есть система учреждений и органов, создаваемых людьми по организации управления социальными процессами и сохранению политической власти. Политическая организация любого общества является сложной и многообразной. В её структуру входят:

    1) государство, с его организациями и учреждениями политической власти; 2) политические партии, представляющие интересы различных классов и слоев общества;

    3) общественные организации: профсоюзные, молодежные, спортивные и др.

    4) различного рода союзы, общества, общественные движения.

    Государство – это ядро политической организации общества

    Тип политической организации, её социальный характер, определяется экономическим базисом. Тип политического устройства общества характеризуется политической системой общества.

    Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

    Понятие политическая система шире понятия политической организации общества, она включает:

    1) политическую организацию общества;

    2) политические и нравственные нормы, устанавливаемые партиями и государственными органами;

    3) политические отношения между различными социальными общностями;

    4) политическое сознание отдельных лиц и социальных слоев, как форму общественного сознания.

    Функции политической системы общества:

    1) определение внутренней и внешней политики, выработка конкретных программ деятельности;

    2) осуществление политического руководства и управление всеми процессами развития общества;

    3) организация и регулирование общественных отношений, совершенствование демократии, укрепление социально-политического единства;

    4) развитие сотрудничества с политическими системами других стран;

    5) обеспечение надежной защиты мира и социального прогресса.

    Центральным институтом политической организации является - государство. Гегель придерживался теологической (божественной) природы государства. Совершенное государство будет тогда, если оно будет идти по пути христианского идеала. Гоббс, Руссо исходили из договорной теории государства: начало государства усматривалось в сознании людей, их общем согласии, при достижении общественного договора.

    В современном мире господствует теория «неклассового государства», как государства всеобщего благоденствия, усилия которого направлены на использование достижений науки и техники в целях осуществления программы «всеобщего благоденствия».

    Государство — это основной элемент политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

    Атрибуты государства: общее экономическое пространство; механизм налоговой системы и финансовой политики; единые права личности и институты их обеспечения; язык межнационального общения; система основополагающих общественных ценностей; единая оборона и внешняя политика.

    Структура государства: система представительных (законодательных) учреждений; исполнительно-распорядительные органы, судебные органы, контрольно-надзорные инстанции, органы охраны правопорядка, безопасности, разведки; вооруженные силы.

    Признаки государства: публичная власть; территориальное деление; налоги, необходимые для содержания государственного аппарата и ее органов и учреждений, в том числе и армии.

    Функции государства:

    1) внутренние (защита соответствующего способа производства; регулирование хозяйственной деятельности; охрана общественного порядка; поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная; консолидация общества, социальный арбитраж; экологическая);

    2) внешние (обеспечение национальной независимости и безопасности; создание системы международной коллективной безопасности; обеспечение обороны страны; обеспечение участия страны в интеграционных процессах международного сообщества; обеспечение участия экономики страны в мировых рыночных отношениях; обеспечение должного международного уровня при решении региональных и глобальных проблем и т.д.).

    Существуют различные формы правления государства и формы государственного устройства.

    Форма правления – это система высших органов государственной власти и взаимодействие этих органов с гражданами, степень соучастия граждан в управлении делами государства.

    Исторические формы правления:

    1) монархия (абсолютная и ограниченная);

    2) республика (парламентская, президентская, смешанная)

    К основным формам государственного устройства относят: унитарное государство, федеративное и конфедеративное государство.

    От формы правления и государственного устройства следует отличать политический режим государства. Термин политический режим употребляется для обозначения метода, способа осуществления власти, властных полномочий. Истории известны формы государственного режима: демократический и тоталитарный.

    Демократия (гр. demos народ и kratos власть) — букв. народовластие, политический строй, в котором установлены и осуществляются на практике способы и формы народовластия, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан.

    Тоталитаризм (фр. totalitaire) — политический строй, при котором государственная власть сосредоточена в руках одной политической партии, которая уничтожила в стране демократические свободы и сохраняет свою власть благодаря насилию, военно-политическому террору и духовному порабощению населения.

    Важнейшим элементом политической системы общества выступает армия.

    Армия — (по определению Ф.Энгельса) это организованное объединение вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной или оборонительной войны; вооруженная организация, предназначенная для использования оружия, как сильнейшего средства насилия.

    Вместе с армией, которая является ядром военной организации государства, в нее также входят силовые структуры : МВД и внутренние войска, ФСБ и пограничные войска, МЧС.

    Тип армии выражает политическую сущность, определяет ее общее предназначение. Армия, исходя из ее типового понимания, выполняет либо функцию обеспечения власти господствующего слоя, либо служит инструментом регулирования отношений в политической системе общества.

    Армия в политической системе общества выступает как субъект и объект политической деятельности. Как объект воздействия государственного аппарата, армия существует для обеспечения внешней безопасности и суверенитета государства. Как субъект политики армия зависит от четкого определения социальных, политических и соответственно военных функций, политических решений, связанных с использованием армии.
    Ключевые понятия темы:
    политика, политические отношения, политическая организация общества, политическая система общества, государство, формы правления, формы государственного устройства, политический режим, демократия, тоталитаризм, армия
    Тесты:
    1. Автором работы «Государь», обосновавшим принципы политического искусства является:

    а) Л.Вала;

    б) Т.Мор;

    в) Н.Макиавелли;

    г) Т.Кампанелла.

    2. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии, разрабатывали такие мыслители Нового времени, как

    а) Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И.;

    б) Дидро Д., Гельвеций К., Гольбах П;

    в) Сократ, Платон, Аристотель;

    г) Гоббс Т., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж.

    3. Государство и политические партии являются институтами общества:

    а) авторитарного;

    б) тоталитарного;

    в) теократического;

    г) гражданского.

    4. Социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, общественную и личную жизнь, характеризуется как:

    а) плюрализм;

    б) тоталитаризм;

    в) централизм;

    г) фашизм.

    5. Демократизация предполагает:

    а) разделение власти на законодательную и исполнительную;

    б) формирование гражданского общества и правового государства;

    в) утверждение частной собственности;

    г) создание политических институтов.

    Тема 13. Диалектика процесса познания
    Познание представляет собой активный процесс идеального отражения действительности в сознании человека.

    Познание относится к основным видам деятельности человека (наряду с трудом, общением, творчеством, игрой). Оно связано с базовой потребностью человека в формировании целостной картины окружающего мира и самого себя.

    Объект познания — это то, на что направлен процесс познания, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности.

    Субъект познания — это источник активности, направленный на объект; индивид или социальная групп.

    Отражение – это универсальный способ отношения живой материи к внешнему миру.

    Но только человеку по силам придавать результатам отражения устойчивый систематический характер. В зависимости от степени обобщения и форме систематизации выделяют обыденное, научное и философское познание.

    Основу познавательной деятельности составляет чувственный опыт, обусловленный анатомическим строением человека. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус – чувства, связывающие человека с внешним миром. Они служат начальным этапом познания, в результате которого знание приобретает первичную форму ощущения. Ощущения, восприятия и представления являются основными формами чувственного познания.

    Ощущение – это отражение отдельного свойства предмета, возникающее при его воздействие на один из органов чувств.

    Тепло, влажность, зелень, звуковая тональность и громкость и т.д. — все это ощущения. Само по себе ощущение не более, чем форма раздражения, присущая всему животному миру.

    Специфическая активность нашего сознания преобразовывает ощущения в восприятия. Английский философ XVIII Дж. Беркли назвал восприятие комплексом ощущений, т.к. в нем соотносится и устойчиво удерживается в единстве несколько ощущений.

    Восприятие – целостное отражение предмета в сознании человека при его непосредственном воздействии на органы чувств.

    Так, например, если мы ощущаем аромат, алый цвет, влажность, колючесть, то воспринимаем некий предмет, обладающий всеми этими свойствами (роза). И. Кант выразил принцип формирования восприятия через продуктивную способностью воображения.

    Восприятие, свободно воспроизводимое сознанием, приобретает форму представления.

    Представление — это такая форма познания, при которой чувственный образ предмета (явления) воспроизводится сознанием без непосредственного чувственного воздействия на него.

    Считается, что представление присуще только высокоорганизованным представителям животного мира. Это подтверждается наличием у них памяти. Именно ее можно считать основным механизмом порождения представлений.

    По сравнению с ним рациональное (логическое) познание является более высокой ступенью этого рода деятельности. В рациональном познании человек опирается на специфические формы мысли: понятие, суждение умозаключение.

    Понятие это элементарная форма мысли, выражающая наиболее общие и существенные свойства явлений.

    В упрощенном виде понятия иногда называют именами вещей. «Дом», «движение», «белизна» – все это понятия.

    Суждение — это форма мысли, представляющая собой связь нескольких понятий, утверждающая или отрицающая что-либо о явлении.

    Суждения бывают единичными («Сократ – это философ» ) и общими («Все философы размышляют об истине»). В понятии выявляются сущности вещей, а в суждениях выражаются отношения между понятиями.

    Умозаключение – это форма мысли, представляющая собой связь двух и более суждений и содержащая новое знание

    В логике различают дедуктивные, индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии. Дедуктивное умозаключение выглядит как переход от общего знания к частному. Другими словами, дедукция (от лат. deductio – выведение) – это выведение необходимых следствий из имеющихся посылок. Индуктивное же умозаключение позволяет переходить от единичных суждений к общим.

    Однако наше сознание обладает удивительной способностью, речь идет об интуиции.

    Интуиция – это интеллектуальная способность человека по постижению истины путем непосредственного ее усмотрения, без обоснования и доказательств; непосредственное схватывание сути бытия.

    Платон считал, что интуиция открывает знание, которое приходит как внезапное сверхчувственное озарение. Интуитивному озарению предшествует длительный период наблюдений, сравнений, рассуждений, выводов и их опровержений.

    Истина – это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека.

    В истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне зависимости от человеческого сознания. Понятием истина характеризуется лишь знание человека о действительности. Принято выделять абсолютную и относительную истину.

    Абсолютная истинаэто полное, исчерпывающее точное знание об объекте исследования, не опровергаемое дальнейшим развитием науки. В современном знании понятие абсолютной истины выражает потенциальную бесконечность человеческого познания мира, предел, идеал, к которому стремится наше знание.

    Относительная истина служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания, приблизительности и несовершенства наших знаний. Всякое предшествующее знание может быть подвергнуто критике и реформировано, а может быть полностью опровергнуто.

    Соотношение понятий абсолютной и относительной истины может быть сформулировано следующим образом: абсолютной истиной может считаться совокупность моментов завершенного, непреходящего знания в составе истин относительных.

    Следует отметить, что абстрактной истины не бывает. Истина всегда относится к определенной ситуации, она конкретна. При определении истинности знания необходимо пользоваться строго определенными признаками, на основании которых можно судить о ценности полученного знания. Такие признаки принято называть критериями истины. Современная наука в качестве критериев истины выдвигает:

    1. Законы логики (не противоречит ли полученное знание законам логического мышления).

    2. Ранее открытые наукой законы (не противоречит ли предполагаемое знание уже открытым законам, например, закону всемирного тяготения).

    3. Главным критерием выступает практика, материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира природного и социального. Практика носит конкретно-исторический характер. То, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра.
    Ключевые понятия темы:
    познание, отражение, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, истина, абсолютная истина, относительная истина, критерии истины
    Тесты:
    1) Познания представляет собой:

    а) процесс идеального отражения действительности в сознании человека;

    б) процесс преобразования действительности в сознании человека;

    в) процесс идеального моделирования объекта в сознании человека.

    2) Субъектом познания является:

    а) ученый или группа ученых;

    б) научная школа;

    в) индивид или социальная группа.

    3) Основу познавательной деятельности составляет:

    а) осязание;

    б) априорные формы сознания;

    в) чувственный опыт.

    4) К основным формам чувственного познания не относится:

    а) ощущение;

    б) понятие;

    в) восприятие;

    г) представление

    5) Элементарной формой мысли является :

    а) понятие;

    б) суждение;

    в) умозаключение.

    6) Истина — это:

    а) процесс соответствия мысли действительности;

    б) процесс адекватного отражения действительности в сознании человека;

    в) откровение.

    7) Интуиция — это:

    а) способность опережающего воображения;

    б) интеллектуальная способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения;

    в) способность прогнозирования.
    Тема 14. Формы и методы философского познания
    Метод (от греч. metodos - путь исследования или познания) представляет собой совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

    Основная функция метода в научном знании состоит во внутренней организации и регулировании процесса познания того или иного объекта.

    Методология — это одна из важнейших философских дисциплин. Она определяется как учение о системе методов научного познания, общая теория метода, теория в действии.

    Научный метод представляет собой систему принципов, правил и способов познавательной деятельности, адекватной законам организации и функционирования объекта исследования.

    Характер метода определяется, прежде всего, предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и др.

    Одной из основных классификаций методов является их деление по границам применения в процессе познания на следующие виды:

    1) всеобщие методы (или философские методы), используемые во всех областях научного знания и на всех этапах познания: рефлексия, диалектика, феноменология, герменевтика, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др;

    2) общенаучные методы, используемые во всех науках, но, в отличие от всеобщих методов, они применяются только на определенных этапах познания. К ним относятся такие методы, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, традукция (аналогия), моделирование и т.д.;

    3) частные методы, которые используются в рамках отдельных наук (например, спектральный метод в физике, препарирование в биологии и д.п).

    Выделим основные черты методов философского познания. Отличительной особенностью всеобщих методов познания является их всеобщность и универсальность: они органически включены в научную деятельность во всех ее сферах. Не подменяя собой конкретно-научных методов, философские методы преломляются в них, действуют в них, определяя стратегию научного исследования в любой науке: в биологии в виде эволюционного учения, в астрономии – в виде теорий о происхождении и развитии галактик и т.д.Философскими методами нельзя заменить специальные методы, более того, всеобщие методы приобретают эвристическую ценность в той или иной конкретной науке только в органической связи с частными, специальными методами.

    Основные философские методы – диалектический, герменевтический, феноменологический, структуралистский, антропологический могут рассматриваться в качестве различных способов реализации философского мышления, природа которого и выражается в способности к рефлексии. Так, для реализации диалектического метода в науке должны выполняться основные требования:

    - объективность изучения предмета, основанного на признании реального существования мира и возможности его адекватного отражения сознанием;

    - всестороннее рассмотрение предмета как выражение всеобщей связи и взаимообусловленности явлений;

    - конкретность, выражающаяся в рассмотрении предмета в единстве его состава, структуры и взаимосвязей явлений окружающего мира;

    - исторический подход, который является методологическим выражением идеи развития действительности в единстве моментов его прошлого, настоящего и будущего;

    - рассмотрение предмета не только как сложного явления, но и как противоречивого, выражение единства присущих ему противоположностей.

    Диалектика — это философская теория, метод и методология научного познания и творчества; учение о всеобщих закономерных связях, развитии бытия и познания, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

    В истории философии выдвигались различные толкования диалектики:

    - учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);

    - искусство вести беседу через определение и уточнение понятий (Сократ);

    - истинный метод познания идей (Платон);

    - учение о совпадении противоположностей (Н. Кузанский);

    - всеобщий метод постижения противоречий как внутренних импульсов развития бытия, духа, истории (Гегель) и т.п.

    Феноменология — это философское направление и метод, решающий задачу изучения и описания первичного опыта познающего сознания через выделение его сущностных характеристик; в феноменологии сознание понимается не как эмпирический предмет изучения, а как чистое смыслообразование (интенциональность); феноменологическая редукция предполагает отказ от утверждения о реальности внешнего мира и «вынесение его за скобки».

    Герменевтика — это философское направление, возникшее на основе теории интерпретации; искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов; автор создает текст, находясь в определенной культурной среде, где существенное значение играет его образование, социальный статус, отношение к власти и т.п.

    «Герменевтический круг» — это метафора, акцентирующая внимание на взаимообусловленности объяснения, интерпретации и понимания; это принцип понимания текста, в основе которого лежит представление о диалектике части и целого: процесс понимания не может быть завершен и мысль с необходимостью движется по расширяющемуся кругу.

    В современном научном познании широко используются и общенаучные методы, которые «связывают» философскую методологию и методологию специальных наук. Общенаучные методы имеют синтетический характер, т.к. формируются на основе объединения содержательных моментов понятий специальных наук и философских категорий, что находит выражение в таких общенаучных понятиях, как «информация», «система», «вероятность», «необходимость» и др. Также характерной чертой общенаучных методов является возможность их формализации, уточнения средствами математики и математической логики. К общенаучным методам познания относятся системный, структурно-функциональный, вероятностный, моделирования, формализации и ряд других, сформировавшихся к концу ХХ в.

    В составе общенаучных методов познания выделяются общие методы исследования:

    - эмпирические методы, включающие в себя наблюдение, измерение, эксперимент, осуществляемые с помощью соответствующей аппаратуры и инструментария;

    - теоретические методы, к которым относятся аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, моделирование, метод формализации.

    Формы научного познания.

    Под формой научного познания понимается способ его протекания как деятельности, направленной на духовное освоение объекта.

    Важнейшими формами научного познания являются:

    1. Понятие — это форма мышления, отображающая объекты в их общих, существенных и необходимых свойствах. Чтобы сконструировать понятие, необходимо применить в процессе исследования логические операции обобщения, ограничения, сравнения, абстрагирования, определения. При помощи отдельных понятий или систем понятий отображаются фрагменты действительности, изучаемые различными науками. Необходимо отметить, что понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов («наука», «философия», «человек»), или в виде словосочетаний («элементарные частицы» «социальные отношения»), или различных оборотов («число, делящееся на два», «наука, которая изучает формы мышления»), т. е. используются любые языковые формы, в которых отображаются классы предметов (объектов).

    По объему понятия делятся на следующие виды:

    - общие понятия, объемы которых состоят из более чем одного элемента («число», «человек», «студент-отличник»);

    - единичные понятия, объемы которых содержат только один элемент («планета Земля», «философ Аристотель»);

    - понятия с пустым объемом, объемы которых не содержат ни одного элемента, удовлетворяющего содержанию («снежный человек», «сказочный герой» «Баба-Яга»).

    2. Категория – это форма познания, представляющая собой предельно общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные связи действительности. Философские категории, например, «материя», «бытие», «противоречие» и др. воспроизводят свойства и отношения бытия и его познания во всеобщей, универсальной и наиболее концентрированной форме. Первым учение о категориях в философии представил Аристотель в трактате «Категории». Он рассматривал такие категории философии, как «сущность», «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «положение», «состояние», «действие», «страдание».

    И. Кант, рассматривая категории как априорные формы рассудка, характеризующие структуру познающего субъекта, выделял четыре вида категорий:

    - качество (реальность, отрицание, ограничение);

    - количество (единство, множество, цельность);

    - отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие);

    - модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность).

    Гегель, основываясь на объективно-идеалистической концепции, дал диалектическую трактовку философских категорий. Представленная им таблица категорий включает:

    - бытие (качество, количество, мера);

    - сущность (основание, явление, действительность);

    - понятие (субъект, абсолютная идея, объект).

    3. Факт — это форма познания, представляющая собой достоверное эмпирическое описание события или явления. Факт относится к формам эмпирического познания и противопоставляется теории или гипотезе как формам теоретического познания. Совокупность фактов образует эмпирическую основу (базис) выдвижения гипотез и создания научной теории, что подчеркивает диалектическую взаимосвязь двух уровней познания.

    4. Закон – это форма познания, фиксирующая необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями. Отношение, закрепляемое в законе, должно отвечать следующим требованиям:

    - объективности (выражение реальных отношений действительности, а не их произвольного представления);

    - необходимости, выражающейся в том, что закон имеет обязательное действие в соответствующих условиях;

    - повторяемости, отражающейся в постоянстве и регулярности протекания соответствующих процессов.

    5. Проблема — это форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, фиксирующая отсутствие необходимых для познания объекта знаний о нем. Проблема возникает в ходе познания и требует ответа. Способ постановки и решения научных проблем определяется, главным образом, характером мышления той эпохи, в которой проблема формулируется и уровнем знания об объекте исследования. Различают проблемы научные и ненаучные, теоретические и практические.

    6. Идея — это форма теоретического познания, являющаяся основой, объединяющей знание в целостную систему, активным познавательным принципом поиска решения научной проблемы. В научном познании идеи выполняют следующие основные функции:

    - обобщения опыта предшествующего развития знания в той или иной области;

    - интеграции знания в целостную систему;

    - эвристической базы поиска путей решения научных проблем.

    7. Гипотеза — это форма теоретического познания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинностное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. В современной методологии понятие гипотезы употребляется в двух значениях:

    - как форма теоретического знания, характеризующегося проблематичностью и недостоверностью;

    - как метод развития научного знания – «гипотетический метод».

    К научной гипотезе предъявляются следующие требования:

    - гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения;

    - гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам;

    - гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на основе которого она выдвинута;

    - гипотеза не должна содержать противоречия, запрещаемые законами формальной логики (закон противоречия, закон исключенного третьего).

    - гипотеза должна быть сформулирована возможно более просто, не содержать лишних и произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта.

    8. Теория — это наиболее развитая, высшая форма теоретического знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта рассмотрения, включающая в себя определенные понятия, категории, законы и идеи науки. В качестве базы для формирования научной теории выступают научные проблемы и гипотезы. Гипотеза, получив достаточное научное обоснование, становится теорией. Научная теория — это не просто совокупность связанных между собой знаний. Она является способом построения знания, включает в себя определенную исследовательскую программу.

    Теория имеет следующие основные компоненты:

    - исходные основания, представляющие собой множество зафиксированных в данной области знания фактов, требующих теоретического объяснения;

    - исходную теоретическую основу – множество первичных допущений, аксиом, законов, в совокупности описывающих идеализированный объект;

    - логику теории – допустимые в рамках теории правила логического вывода и доказательств;

    - философские установки, ценностные факторы;

    - совокупность выведенных в качестве следствий законов и утверждений.
    Ключевые понятия темы:
    метод, методология, методы философского познания, диалектика, феноменология, герменевтика, формы научного познания, понятие, категория, факт, закон, проблема, идея, гипотеза, теория
    Тесты:
    1) Методология является:

    а) учением о системе методов научного познания, общей теорией метода;

    б) теорией функционирования специальных методов;

    в) комплексной дисциплиной, изучающей все многообразие частных и общих методов.

    2) К философским методам не относится:

    а) диалектика;

    б) феноменология;

    в) индукция;

    г) герменевтика.

    3) К общенаучным методам относится:

    а) анализ и синтез;

    б) метод сравнения;

    в) метод спектрального анализа;

    г) метод моделирования.

    4) К методам теоретического исследования не относится:

    а) аксиоматический;

    б) формализации;

    в) экспериментальный;

    г) гипотетико-дедуктивный.

    5) Выделите формы научного познания:

    а) понятие;

    б) категория;

    в) факт;

    г) диалектика;

    д) теория.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта