Главная страница
Навигация по странице:

  • Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм

  • Р. Декарт

  • Методы эмпирического исследования.

  • Методы теоретического исследования.

  • Ключевые понятия темы

  • Тема 16. Особенности социогуманитарного познания.

  • Огюстом Контом

  • Ключевые понятия темы: социальный детерминизм, «науки о природе», «науки о духе», объяснение, понимание, духовное производство Тесты

  • МАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3). Учебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений


    Скачать 216.39 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений
    Дата01.12.2021
    Размер216.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3).docx
    ТипУчебное пособие
    #287337
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 15. Закономерности научного познания

    Важнейшим результатом, формой и условием познавательной деятельности является язык.

    Язык – это символическая форма, выражающая содержание человеческого мышления.

    Удивительной особенностью языка, благодаря которой его значение невозможно переоценить, является присущая ему материально-идеальная форма. Языковые символы могут быть выражены звуками, жестами, графическими изображениями, т.е. всегда при помощи материального, чувственного средства. А вот информация, передаваемая ими, всегда идеальна. Речь способствует оптимизации коммуникативной функции языка, а, следовательно, – удовлетворению базовой потребности человека в общении. Мышление неразрывно связано с языком и речью. Мышление возможно тогда, когда оно облекается в языковую форму.

    Эмпиризм – это теория познания, утверждающая в качестве единственного источника знания чувственный опыт.

    История эмпиризма восходит к античной школе софистов. В эпоху Средневековья большой вклад в развитие данной теории познания внесли номиналисты. Стимулировало систематизацию эмпиризма стремительное накопление материалов чувственного опыта в XV-XVII века. Открытие новых цивилизаций, изобретение телескопа и микроскопа, зарождение анатомической медицины и многое другое требовало новых подходов к упорядочиванию получаемой информации. В XVII – XVIII веках Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм придали эмпиризму ту форму, которая в принципе сохраняется до сегодняшнего дня. Его суть прекрасно выражена Дж. Локком, представившим человеческий разум как чистую доску (tabula rasa), воспринимающую, благодаря органам чувств воздействия окружающего мира.

    Однако усилению эвристической (познавательной) способности эмпиризма содействовало другое методологическое направление, которое в истории науки зачастую ему противопоставляют.

    Рационализм – это теория познания, утверждающая в познавательной деятельности приоритет универсальных форм мышления.

    В Новое Время начало теории рационализма положил французский философ Р. Декарт. В дальнейшем Б. Спиноза, Г. Лейбниц и, наконец, немецкие классики Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель подвели итог теоретическим обоснованиям рационализма. Афористически его суть могла бы быть выражена следующими словами Канта: «Наш ум может познавать предметы потому, что все познаваемое в них создается тем же умом по присущим ему правилам или законам».

    Следует подчеркнуть, что философское «противостояние» эмпиризма и рационализма стало важной ступенью в развитии европейского знания, выделению в его структуре собственно научной формы. Одним из самых значительных достижений, совершенном в этом научно-философском противостоянии стало открытие Гегелем законов диалектики. Немецким мыслителем впервые было осознана тождественность процессов становления действительности и развития знания о ней. Тем самым были определены пределы и точки соприкосновения, как эмпиризма, так и рационализма.

    Методы эмпирического исследования.

    Эмпирический уровень познания включает наблюдения, описание и эксперимент.

    Наблюдение это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений, в ходе которого происходит получение знание о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.

    Полученная в ходе наблюдения информация должна быть зафиксирована, для последующего осмысления и превращения ее в знание. Эта задача выполняется в процессе описания.

    Описание – это фиксирование результатов наблюдения при помощи специальных знаков.

    Описание выполняет не только функцию фиксирования информации. Описание еще способствует выработке научного понятийно-терминологического аппарата. Ведь, как правило, обыденного языка недостаточно, чтобы выразить глубину и широту научного знания.

    Эксперимент – это управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем.

    Выделяются следующие виды эксперимента:

    • исследовательский (поисковый) – он направлен на обнаружение неизвестных науке явлений или свойств предметов;

    • проверочный (контрольный) – благодаря ему осуществляется проверка каких-либо теоретических предположений или гипотез.

    На первом этапе теоретического уровня осуществляется проблематизация знания, т.е. осознание несоответствия имеющейся эмпирической информации и способов объяснения происходящих явлений. Составным элементом постановки проблемы является моделирование или мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми и понимаются как возможные. При этом они обязательно должны соответствовать законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами, а их идеальными моделями.

    Теоретическая модель позволяет выдвигать догадки и предположения, способные объяснить новое представление о действительности.

    Гипотезой называется выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых дается объяснение научным фактам.

    Гипотеза всегда требует проверки, цель которой – формулирование законов, принципов и, наконец, теорий.

    Методы теоретического исследования.

    Формализация — это совокупность познавательных операций, обеспечивающих отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Это метод, позволяющий заменять операции с мыслями о предметах действиями со знаками и символами. Формализация уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с различной степенью полноты. Однако формализация внутренне ограничена в своих возможностях, т.к. развитие предмета и знания о нем представляет собой не прекращающийся процесс.

    Аксиоматический метод — это способ построения научной теории, на основе принятия некоторых исходных допущений, имеющих характер «очевидных истин» (аксиом, постулатов), из которых выводятся все остальные утверждения теории посредством доказательства.

    Для вывода теорем из аксиом формулируются специальные правила вывода. Доказательство в этом случае имеет вид цепочки взаимосвязанных определений, или формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо правило вывода из предыдущих формул. Аксиоматический метод представляет собой всего лишь один из существующих способов построения уже сложившегося научного знания. Этим определяются границы его применимости и познавательная ценность.

    Наряду с аксиоматическим методом и формализацией на теоретическом уровне научного познания широко применяется гипотетико-дедуктивный метод (ГДМ), заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. При этом дедуктивное выведение заключений осуществляется из посылок, истинное значение которых неизвестно. Заключение, полученное таким образом, имеет вероятный характер.

    Использование этого метода в познании предполагает следующий алгоритм действий:

    1) ознакомление с новым эмпирическим материалом и попытка его теоретического осмысления;

    2) выдвижение наиболее адекватной гипотезы о причинах и закономерностях данного явления;

    3) оценку степени обоснованности конкурирующих гипотез и выбор наиболее правдоподобной из них;

    4) выведение из гипотезы всех возможных частных следствий;

    5) экспериментальную проверку выведенных из гипотезы частных следствий.

    В случае эмпирического подтверждения эксплицированных из гипотезы следствий гипотезы переходят в теорию. Гипотетико-дедуктивный метод, как и аксиоматический, является способом построения и обоснования научного знания, т.к. показывает, каким путем можно прийти к новой гипотезе.

    Между методами эмпирического и методами теоретического познания нет непреодолимой грани. Несмотря на существующие различия, они органично взаимосвязаны. Эмпирические методы научного исследования всегда теоретически осмыслены, т.е. основываются на предпосылках теоретического и даже философско-мировоззренческого характера.

    Также в составе общенаучных методов выделяют общелогические методы и приемы исследования. К числу важнейших методов философского и общенаучного познания относится метод восхождения от абстрактного знания к конкретному. Этот метод является магистральным направлением развития научного поиска. Диалектическая взаимосвязь процедур абстрагирования и конкретизации обеспечивают возможность построения всё более полных теоретических систем, а значит и всё более углублённых представлений о существенных свойствах и отношениях предмета научного исследования. В процессе восхождения от абстрактного к конкретному в качестве необходимых условий этого процесса используются такие общелогические методы и операции, как анализ, синтез, абстрагирование, умозаключение: дедукция, индукция, традукция, а также логические операции обобщения, ограничения, определения, деления (классификации) и др.

    Наука — это форма общественного сознания; представляет собой теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме, основанные на результатах научных исследований

    Другими словами, научное познание отличается системным характером, доказательностью знаний, преобладанием интеллектуальных методов познания, а также специально организованной исследовательской деятельностью. От других видов познания его отличает ряд черт таких, как:

    - объективность – означает, что результаты научного поиска независимы от индивидуальных особенностей ученого их получивших (убеждений, черт характера и др.);

    - воспроизводимость и проверяемость – требование того, чтобы любое открытие могло быть неоднократно подтверждено, путем повторения проведенных исследований;

    - рациональность – понимание того, что только сознание человека является основным источником знания.

    Структурно научная система представляет своеобразный триумвират:

    1) фундаментальные исследования – цель которых состоит в установлении наиболее общих природных закономерностей (например, открытие Д.И. Менделеевым периодических отношений химических элементов);

    2) прикладные исследования – результатом которых является обнаружение способов практического использования достижений фундаментальной науки (например, открытие принципа реакции полимеризации);

    3) научно-исследовательские опытные конструкции и разработки - призваны на практике реализовывать теоретические открытия (например, создание технологии получения искусственного каучука).

    Основными принципами научного познания являются:

    - принцип причинности – означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими отношения – следствиями;

    - принцип истинности – означает, что подлинным знанием считается только то, содержание которого соответствует содержанию исследуемого объекта;

    - принцип относительности – утверждает, что любое научное знание всегда ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени.
    Ключевые понятия темы:
    язык, эмпиризм, рационализм, методы эмпирического исследования, наблюдение, описание, эксперимент, гипотеза, методы теоретического исследования, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, общелогические методы и операции, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, определение

    Тесты:
    1) Выберите правильное окончание определения. Эмпириризм — это теория познания, утверждающая в качестве единственного источника знания:

    а) идею;

    б) чувственный опыт;

    в) гипотезу.

    2) Основоположником рационализма Нового времени является:

    а) Г. Лейбниц;

    б) Р. Декарт;

    в) Г. Галилей;

    г) Г. Гегель.

    3) К эмпирическим методам исследования не относится :

    а) наблюдение;

    б) описание;

    в) предложение аксиомы;

    г) эксперимент.

    4) Результатом наблюдения является:

    а) знание о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;

    б) выдвижение гипотезы;

    в) постановка научной задачи.

    5) Выберите правильное определение эксперимента. Эксперимент — это:

    а) управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем;

    б) контролируемое, но неуправляемое воздействие на изучаемый объект;

    в) неуправляемое и неконтролируемое воздействие на изучаемый объект.

    6) Характеристикой науки не является:

    а) объективность;

    б) воспроизводимость и повторяемость процессов;

    в) интерсубъективность;

    г) рациональность.

    Тема 16. Особенности социогуманитарного познания.
    Первая постановка вопросов о природе человека и общества, а также о механизме их взаимоотношений осуществлена в рамках философского знания еще в Античности. Аристотель, выдающийся древнегреческий мыслитель, обращал особое внимание на социальность человека («политическое животное») и высказал продуктивную идею о стабилизирующей общество роли социальной группы, охватывающей активно действующих в разных сферах лиц со средним уровнем доходов. Он дает также одну из первых классификаций форм власти. В дальнейшем данная проблематика постоянно находилась в горизонте восприятия философов.

    При рассмотрении особенностей социогуманитарного познания необходимо остановиться на проблеме субъекта и объекта этого познания. Объектом познания в рамках данного типа познания выступает социальная реальность. В качестве объекта социогуманитарного познания может рассматриваться общество в целом, а также отдельные сферы общественной жизни, ее конкретные проявления, индивиды и т.д. При этом нельзя упускать из вида, что один и тот же объект изучается разными науками, относящимися к интересующему нас корпусу знаний. Например, человек является предметом изучения социологии, экономики, политологии, культурологии и т.д. Каждая из них анализирует человека со своей точки зрения (социология интересуется им как частью социального целого, политология как участником политических процессов и т.д.). Таким образом, специфика объекта познания социогуманитарных наук заключается в присущем ему противоречивом единстве человека и общества. Субъект социогуманитарного познания принадлежит к той же системе, что является объектом исследования. Он обусловлен данной культурой, развивается и формируется под влиянием социально-исторических обстоятельств, хотя данное обстоятельство не должно служить основанием для выводов о фатальной зависимости субъекта социогуманитарного познания от породившего его общества.

    В рамках осмысления социальной реальности существенное значение имеет выявление ее закономерностей. Отсюда понятие «социального детерминизма», имеющее существенное значение в целом ряде социально-философских и философско-исторических концепций.

    Социальный детерминизм – это понятие, предполагающее раскрытие движущих сил общественного развития. В социальной философии можно выделить несколько типов учений, стремившихся обозначить детерминанты процесса исторического развития. Первый из этих типов выдвигал на первый план сверхъестественные силы (религиозные учения). Второй тип следует обозначить как географический детерминизм (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников). В просветительской философии XVIII века на первый план выдвигалось воздействие идей. Наконец, марксизм считал главной действующей силой исторического процесса материальные факторы (развитие производительных сил и производственных отношений).

    В XIX веке начинается бурное оформление гуманитарных знаний в качестве наук. Образцом для подобного оформления выступали науки естественного цикла, которые на тот момент имели два века успешного развития, свою разработанную методологию. Если базой для развертывания новоевропейского естествознания служила математика, то в качестве теоретического основания наук гуманитарного цикла многие мыслители XIX века стремились использовать социологию. Это, в первую очередь, относится к авторам, которые придерживались позитивистских установок. Достаточно вспомнить усилия, предпринятые в этом направлении Огюстом Контом (1798-1857), основателем позитивизма и создателем социологии как отдельной науки. Представители другой линии стремились обосновать гуманитарные науки на принципиально иных основаниях, чем позитивисты. Они видели принципиальное отличие предметных сфер этих областей знания.

    Если естественные науки заняты изучением природы, то каков же предмет гуманитарных наук? М.М. Бахтин отмечал, что «гуманитарные науки – это науки о человеке в его специфике». Особенность изучения человека состоит в том, что человек всегда себя выражает, говорит, спорит, объясняет и т.п., т.е. создает текст реальный или потенциальный. Там, где человек изучается вне текста или контекста, там заканчивается сфера гуманитарного знания и начинается сфера естественного или технического знания. Человек, являющийся главным объектом (и субъектом) гуманитарных наук не может исследоваться отстраненно, как окружающие нас объекты внешнего мира.

    Отсюда возникает различение двух типов наук – «наук о природе» и «наук о культуре», которое обосновывалось представителями герменевтического направления (В. Дильтей и его последователи) и неокантианского направления (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Если естественные науки на направлены на объяснение феноменов действительности, то гуманитарные науки стремятся к их пониманию.

    Объяснение — это функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта через постижение закона, которому подчиняется данный объект, или путем установления связей и отношений, которые определяют его специфику.

    Понимание — это способ постижения действительности, реконструкции смыслового содержания феноменов исторической, социокультурной реальности; единство процессов воспроизведения и порождения смыслов, неотделимых от человека.

    В рамках марксистской концепции выработалось важное понятие – «духовное производство».

    Духовное производство — это коллективная деятельность по созданию идей, ценностей и принципов или «производство сознания в особой общественной форме»; духовное производство лежит в основе таких важнейших видов освоения действительности как наука, искусство и религия.

    Сюда же следует отнести и сферу образования, которая играет важнейшую роль в этом процессе. При этом к сфере духовного производства не относят мораль, право и политика, поскольку данные сферы складываются в процессе исторического развития стихийно. Духовное производство рассматривается как дополнение к материальному производству.
    Ключевые понятия темы:
    социальный детерминизм, «науки о природе», «науки о духе», объяснение, понимание, духовное производство
    Тесты:
    1) Первую фундаментальную постановку вопроса о социальной обусловленности человеческого бытия предпринял:

    а) Гераклит;

    б) Аристотель;

    в) Парменид.

    2) Различение «наук о природе» и «наук о культуре» обосновывали представители:

    а) рационалистической философии XVII века;

    б) позитивизма;

    в) герменевтики и неокантианства.

    3) Понятие «духовное производство» является важной составляющей:

    а) просветительской философии XVIII столетия;

    б) христианской теологии;

    в) марксизма.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта