Главная страница
Навигация по странице:

  • Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский

  • (Юстин Мученник, Ориген, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.)

  • (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин)

  • Августин Блаженный

  • Западноевропейская схоластика

  • Гильом из Шампо

  • Беренгар Турский, Росцелин, Пьер Абеляр

  • Фома Аквинский (1225-1274)

  • Византийское (восточное) средневековье.

  • Специфика православного христианства в русском средневековье.

  • МАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3). Учебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений


    Скачать 216.39 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений
    Дата01.12.2021
    Размер216.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3).docx
    ТипУчебное пособие
    #287337
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 2. Мир человека в средневековой философии
    Особенности предмета и метода в средневековой философии. Раннее Средневековье. Средневековая философия — это исторически своеобразный способ философствования, характерный для феодальной Европы, отличительной чертой которого был теоцентризм, тесная связь с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, общих для христианства, иудаизма и ислама («авраамические религии»). Органическая связь с религией определила специфику философских проблем, придала средневековой философии неповторимый колорит, по которому ее легко идентифицировать и отличить от философских традиций других эпох. Средневековая философия имеет свои истоки в позднеантичной культуре, теоретически отражая социально-исторические новации первых столетий новой эры (после Рождества Христова). В данной связи начало средневековой философии в Европе можно вести с I – II вв., а заканчивать XIII- XIV вв., при этом принимая во внимание то обстоятельство, что первые пять веков новой эры были временем драматического сосуществования двух огромных культурных миров, языческого и христианского.

    Теоцентризм — это идеология, основанная на тесной связи с религией; господство религиозного мировоззрения, основанного на понимании Бога как абсолютной личности, трансцендентной (запредельной) миру и творящей его из небытия в свободном акте благой воли.

    Главной идеей и предметом размышлений средневековых христианских философов и теологов была историческая жизнь Иисуса Христа, изложенная в Евангелиях, образовавших основу Нового Завета. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, воплотившимся в человеке, искупил первородный человеческий грех своей крестной смертью и воскрес на третий день после казни, утвердив веру в жизнь вечную. Личностное понимание Абсолюта, свойственное Священному Писанию, выражено в двух основных догматах христианства — триединства и боговоплощения. Согласно первому догмату Триединства внутренняя жизнь Бога — есть отношение трех ипостасей в едином: Бога – Отца, Бога – Сына и Бога Святого Духа. Согласно догмату боговоплощения Иисус Христос (от греч. «Христос» — «помазанник», «мессия») — есть Сын Божий, совмещающий в себе всю полноту как божественной, так и человеческой природы.

    Догмат — это способ рационального выражения в словах таинственной жизни Бога, вероучительный принцип.

    По своей форме догматы противоречивы, т.к. в них богословы пытаются выразить трансцендентную (т.е. запредельную для человеческого ума) сущность и природу Бога. Так, в фундаментальном для христианства троичном догмате явно присутствует формально-логическое противоречие: три равно одному — Бог един по сущности и различается в трех ипостасях. Данное противоречие подчеркивает непостижимость Бога для ума и отсылает к вере как особому отношению к трансцендентному Творцу.

    Вера — это принятие какого-либо положения (знания) без эмпирических и рациональных доказательств и обоснований.

    Соотношение веры и разума было существенной проблемой средневековой философии. Существовали попытки как разделить, так и сблизить эти способности. Так Тертуллиану (ок. 160 -220) приписывают высказывание: «Верую, ибо абсурдно», что может подразумевать полную автономность веры от познающего разума. Позднее выдвигались более умеренные рекомендации: «Верую, чтобы понимать» (Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский), «Понимаю, чтобы верить (Абеляр) и «Лучше понимать, чем просто верить» (Фома Аквинский). Согласно вере, содержание Библии, как Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, является Откровением Бога человеку, сумевшему адекватно передать его в письменной форме. Поэтому Библия является источником и способом Богопознания, будучи боговдохновенным текстом, а ее авторы считаются непререкаемыми авторитетами для верующего. Формулировка догматов основывалась на описании чудесных фактов Священной истории, изложенных в Священном Писании, но в силу возможной многозначности интерпретаций возникали острые идеологические споры (ереси). Поэтому догматы как вероучительные принципы принимались на специально организуемых Вселенских Соборах, где в результате отвержения ересей окончательно утверждался догмат.

    Завершение эпохи Античности связывают с закрытием языческих философских школ эдиктом императора Юстиниана (529 г.) и превращением христианства в государственную религию империи. В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникло движение апологетики.

    Апологетика — это движение в среде латинской и греческой интеллигенции (II- III вв.), направленное на защиту принципов христианского вероучения перед лицом ее критиков и непосвященных (Юстин Мученник, Ориген, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.). Вслед за апологетикой возникла патристика.

    Патристика — это литературный жанр раннего Средневековья (IV-VIII вв.), представляющий сочинения Отцов Церкви, заложивших основы христианской теологии и философии, осуществивших систематизацию церковной доктрины (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин).

    Теоцентризм является главным принципом культуры, определившем и особое отношение к истине. Если античный мыслитель стремился отыскать истину, то для средневекового мыслителя истина была дана и освящена в текстах Библии. Ее необходимо научиться понимать, распознавать и удерживать в себе. Основная цель средневековой учености состояла в том, чтобы войти в грамматико-символические, лингвистические пласты текстов Священного Писания и научиться понимать их (научение «Духу» по «Букве»). Мир обманчив и изменчив, а Слово, высказанное Богом, записанное человеком, нетленно. Способом приобщения к истине становится экзегеза (толкование).

    Экзегетика — это искусство толкования, обеспечивающее должное понимание текста. Экзегетический анализ состоит из нескольких ступеней (семантический анализ, концептуальный анализ, спекулятивный анализ). Таким образом, последовательность экзегетического анализа предполагает: этимологизирование (прояснение слова с точки зрения его корневого происхождения и смысловой эволюции); реконструкцию замысла автора и реальной последовательности его рассуждений; наконец, на третьей ступени появляется возможность воспринять текст во всей его целостности и прозрачности.

    В целом Средневековье неоднородно, в данной связи можно говорить о западноевропейском и восточно-европейском Средневековье. Ярчайшей фигурой западноевропейского Средневековья является Августин Блаженный (354-430), оказавший наибольшее влияние на развитие данной традиции. Основные сочинения («Исповедь», «О Граде Божьем» и др.). Мыслитель проповедует единство веры и разума, высоко ставя разум и предостерегая против пренебрежения им, делая акцент на сверхразумности положений религиозной веры. Истинным бытием является такое, которое не подвержено тлению и изменению (это Бог). Изменяющеесяесть нечто среднее между бытием и небытием, любое изменение оказывается частичной смертью, признаком бедности и неполноты бытия. Вечность — есть неизменное и целостное присутствие в настоящем, без прошлого и будущего, это абсолютное бытие. Абсолютным бытием обладает только Бог. В сравнении с ним изменяющиеся предметы как бы и вовсе не существуют, а если и существуют, то только в той мере, в какой они причастны Богу.

    В основе философской антропологии Августина лежат догматы творения, грехопадения, искупления и воскресения. В соответствии с догматом творения человек создан по образу и подобию Бога, поэтому можно говорить о высоком достоинстве человека, о присутствии в нем божественных начал. Догмат грехопадения повергает Августина к пессимистической оценке человеческого существования, запечатленного грехом и неотвратимой смертью. Тень первородного греха ограничивает природу человека, делая ее изначально испорченной. Тело остается для человека благом, пока находится под полным контролем разумной души. Однако в результате первородного греха тело вышло из подчинения душе, став смертным. Через искупление дана возможность восстановления порядка и возвращения человеческому телу реального бессмертия и совершенства. Августин исходил из принципа единства души и тела. При этом духовная природа (а не телесная) выступает в человеке как определяющая и главенствующая. Не от тела, а от души зависит подлинное благополучие и спасение человеческой личности. Человек есть «микрокосм», посредник между царством духа и царством материи.

    Западноевропейская схоластика. Средневековая философия имеет учительско-профессорский характер, проблемы преподавания знания и объяснения разрабатывались на протяжении всей ее истории. Философия в буквальном смысле была схоластической (от лат. schola — школа), школьной, в ее основе лежал диалог между учителем и учеником. В философе – учителе ценилась эрудиция, энциклопедизм, педагогическое мастерство, а в ученике уважалось прилежание, усердие, любознательность, терпение, кропотливость. В истории схоластики выделяют этапы: ранней (IX-XII вв.), зрелой (XIII в.) и поздней (XIV-XV вв.) схоластики.

    Номинализм и реализм. Античность завещала Средневековью важную проблему, сформулированную в вопросе: как существует общее? Актуальность этого гносеологического вопроса связывалась и истолкованием христианской догматики. Попытки его решения привели к возникновению на рубеже XI –XII вв. знаменитого спора об «универсалиях» (т.е. «общих понятиях»), а также формированию двух традиций: номинализма и реализма. Реалисты утверждали, что общее (universalia) существует реально («universalia sunt realia»). Среди них были как последователи Аристотеля, считавшие, что общее существует в самих вещах, так и последователи Платона, полагавшие, что общее существует до вещей. Наиболее известными реалистами были Гильом из Шампо и Ансельм Кентерберийский. Реалистам противостояли номиналисты, утверждавшие, что «общее» существует лишь в сознании человека, а носителем «общего», является слово, имя (nomen) ( Беренгар Турский, Росцелин, Пьер Абеляр).

    Расширение круга философской и научной литературы в результате интенсивной переводческой деятельности стимулировали развитие схоластической философии. Альберт Великий (XII в.), занимаясь переводческой деятельностью, унаследовал от Аристотеля острый интерес к эмпирическим исследованиям, подчеркивая необходимость наблюдений: идеи не могут быть приняты, если они противоречат опыту. Фома Аквинский (1225-1274), автор трактатов «Сумма теологии», «Сумма против язычников», профессор Парижского университета, член ордена доминиканцев, полагал, что философия Аристотеля в основном истинна и ее идеи можно использовать в построении и обосновании христианского мировоззрения («Лучше понимать, чем просто верить»). Философия и религия имеют ряд общих положений, которые открываются как разумом, так и верой. Дунс Скот (1265-1308), автор трактата «О первоначале», профессор Оксфордского университета, член ордена францисканцев возглавил часть схоластов, разочаровавщихся в способности разума служить вере, так как под видом оправдания христианских истин в богословие проникают ереси.

    Византийское (восточное) средневековье. В 330 году римский император Константин Великий, не имея возможности построить христианское государство с центром в Риме, переносит столицу Римской империи на восток в Константинополь, провозгласив ее «новым Римом». В Средние века Византией стали называть всю восточную греко-римскую империю, просуществовавшую до 1453 года (до завоевания Константинополя турками–османами). Смешение церкви и государства привело к рождению особого общественного порядка, названного впоследствии "мирским деспотизмом" или византизмом (Е.Н.Трубецкой). Последнее понятие, по существу, является синтезом идей централизованной государственности, православия и высокой образованности. С содержательной точки зрения византийская философия и образованность представляет собой единство мистики (Псевдо-Дионисий Ареопагит, Григорий Палама и др.) и схоластики (Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Иоанн Италл и др.), неоплатонизма и рационализма, аристотелевской культуры рассудочных дефиниций и церковного культа. В «Ареопагитиках» мир мыслится по категориям порядка, законосообразности и иерархии. «Благо… просвещает всех разумных существ, озаряя каждого из них своим светом соразмерно его способностям восприятия" ("Божественные имена").

    Мистика — (от греч. «мистикос» - таинственный) это вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан человек; сакральная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом.

    Культ — это религиозное почитание каких-либо предметов (иконы, священные предметы), Святых отцов; религиозная обрядность; целенаправленное, организованное поведение.

    Иоанн Дамаскин (675-753), освоивший все амплуа средневековой учености (догматику, моралистику, полемику, экзегетику, богословскую поэтику, проповедь и пр.), оказал сильнейшее влияние на западноевропейскую схоластику, также принадлежит традиции платонизма. В нем оформляется новый тип философа, ученого наставника, схоласта, уделявшего пристальное внимание правильности употребления понятий и суждений с оглядкой на аристотелевскую логику. Схоластическую традицию, заложенную Иоанном Дамаскиным, отличает ясность, трезвость, систематичность, единство рассудочности и мистики. Расцвет византийской схоластики приходится на вторую половину XI века. Философы христианского Востока исходят из учения Аристотеля и его толкователей, считавших диалектику важнейшим из всех "свободных искусств", при посредстве которой можно подходить к решению метафизических проблем и исследовать природу сущего. Аристотелизму как традиционному направлению византийской схоластики противостоял платонизм. Не смотря на наличие талантливых почитателей Платона, позиции аристотелизма со времен Иоанна Дамаскина, известного своим систематическим применением логики к православной догматике, были неизменно сильны. Блестящее созвездие ученых XI века, возглавивших основные кафедры Константинопольского университета, способствовало его возрождению и расцвету (М.Пселл, Иоанн Ксифиллин, Никита, Иоанн Мавропод и др.).

    Григорий Палама (1296-1359), архиепископ Фессалоникийский, богослов, христианский мистик, автор трактатов «Триады в защиту священнобезмолствующих», «Два слова против латинян» и др. Создал и обосновал практики исихазма. Почитается Православной церковью в лике святителя.

    Исихазм — (от греч. «исихия» — спокойствие, тишина, безмолвствие, уединение) христианское мистическое мировоззрение, система аскетических монашеских практик «умного делания сердца», «умной молитвы», способствующая очищению ума и сердца, подготавливающая подвижника к богопознанию.

    Специфика православного христианства в русском средневековье.

    Философами в данный период часто называли отцов Церкви. Святоотеческая философия (патристика) выступала как собственно философия (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Максим Исповедник, Иоанн Златоуст и др.). Для русского средневековья характерна аскетическая философия, стремление очищения себя от страстей. Соблазны ума отвергаются, за высший образец философствования принимаются слово и дело Иисуса Христа.

    Распространенным способом философствования была экзегетика, искусство толкования священных текстов (митрополит Киевский Илларион, Климент Смолятич, Иосиф Волоцкий, Максим Грек и др.). «Слово о Законе и Благодати» Иллариона (XI в.) является не просто разъяснением различий Ветхого и Нового Заветов, но и величайшим памятником русской мысли данного периода. Противопоставление Закона и Благодати приобретало истинно философский смысл: Закон — это тень, а Благодать — это истина, акт личностной встречи человека с Богом, спасение.

    Специфика русской философии также связана с феноменом русской иконы. Икона — это мир идей, мир высших духовных истин, а предстояние перед иконой открывало человеку высший смысл бытия, позволяло приобщиться к Богу. Духовность рассматривается в русской философии как метафизическое ядро личности, устремленность к совершенному, искание Абсолютного, преодоление утилитарного, практического, прагматического. В традиции русского православия такое искание означало веру в Бога, следование святоотеческим преданиям.
    Ключевые понятия темы:
    теоцентризм, принципы откровения, монотеизма, догмат, вера, апологетика, патристика, схоластика, экзегетика, абсолютное бытие, изменяющееся, вечность, номинализм, реализм, мистика, культ, исихазм, духовность, икона
    Тесты:


    1. Абсолютным бытием по Августину обладает:

    а) человек;

    б) Бог;

    в) Вселенная.

    2) Августин мыслит изменяющееся как:

    а) нечто среднее между бытием и небытием;

    б) усложняющееся и развивающееся в пространстве и во времени;

    в) совершенствующееся по форме.
    3) Теоцентризм основан на принципах:

    а) откровения и монотеизма;

    б) эзотеризма;

    в) самопознания.
    4) Основная цель средневековой учености состоит в том, чтобы:

    а) найти доказательства бытия Бога;

    б) доказать истину логическими средствами;

    в) войти в грамматико-символические, лингвистические пласты

    текстов Священного Писания и научиться понимать их.

    5) Экзегетика — это:

    а) искусство самопознания;

    б) искусство назидания;

    в) искусство толкования.
    6) В основе схоластики лежит:

    а) диалог между учителем и учеником;

    б) полемика между философскими школами;

    в) педагогическое искусство содействия рождению истины.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта