Главная страница
Навигация по странице:

  • Производственные отношения

  • Общественно-экономическая формация

  • Тема 11. Социальная практика

  • Исторические формы семьи и собственности.

  • Этнические общности (племя, народность, нация).

  • Роль личности в истории.

  • МАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3). Учебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений


    Скачать 216.39 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для подготовки студентов бакалавриата очного и заочного отделений
    Дата01.12.2021
    Размер216.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМАКЕТ-1-ПОСОБИЕ-2016 (3).docx
    ТипУчебное пособие
    #287337
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 10. Материально-производственная практика
    Практика(от греч. praktikos – деятельный, активный)это понятие, означающее чувственно-предметную, целеполагающую деятельность человека, направленную на освоение природного и социального мира и его преобразование. Под практикой также подразумевают совокупную деятельность человечества в его историческом развитии, исторический опыт всего человечества.

    По своему содержанию и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный (социальный) характер. Обычно выделяют различные формы практического отношения человека к миру - производственную деятельность, а также различные формы социальной деятельности – политическую, правовую, научную, образовательную, духовную, художественную, административную и т.д.

    Структура практики включает в себя такие моменты как потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность в виде ее отдельных актов, предмет, на который направлена эта деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и наконец, результат деятельности.

    В процессе трудовой деятельности люди вступали в определенные отношения между собой – производственные отношения. Труд сыграл решающую роль в развитии человека. Благодаря труду развивались функции рук и органов речи, совершенствовался и усложнялся человеческий мозг, а также органы чувств человека. Охарактеризовать материально-производственную практику можно с помощью двух важнейших понятий – производительные силы и производственные отношения.

    Производительные силы – это люди, орудия и средства производства, наука, техника. При определении производительных сил нужно исходить из понятия «силы» - это люди с их способностями, знаниями, умениями, навыками, квалификацией, образованием; это поколения людей, которые объективировали (воплотили) себя в орудиях труда; это сплав органических способностей и деятельности.

    Порождением человеческого разума являются средства производства и средства потребления. В свою очередь средства производства состоят из средств труда (приборы, машины, механизмы и т.д.) и предметов труда, на которые направлен труд человека (сырье, материалы и т.д.). Большое значение в процессе производства имеют используемые технологии, влияющие на качество продукции. Совокупность функционирующих средств производства образует материально-техническую базу производства.

    Производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в процессе производства по поводу изготовления продукта, железно детерминированные (определенные) технологией его изготовления. Производственные отношения – это отношения производства, распределения, обмена и потребления.

    Развитие производительных сил – это непрерывный процесс. Развитие производственных отношений характеризует развитие исторического процесса с точки зрения его прерывности, а также формирования, наличия и смены в нем общественно-экономических формаций.

    Понятие общественно-экономическая формация выработал К.Маркс в середине XIX века для характеристики различных исторических типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам. К.Маркс подметил повторяемость в общественных порядках различных стран, находящихся на одной и той же ступени общественного развития.

    Общественно-экономическая формация — это понятие, дающее целостную характеристику исторического развития общества и его структуры, выделяющее качественно-определенные ступени процесса исторического развития общества и закономерности их смены.

    Главным экономическим критерием разграничения общественно-экономических формаций является форма собственности на основные орудия и средства производства. По этому признаку с точки зрения немецкого мыслителя общественно-экономические формации делятся на — первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Таким образом представлялась динамика общественного развития полтора столетия назад. ХХ век внес некоторые коррективы в теорию К.Маркса, показав историческую несостоятельность коммунистической формации. В основе общественно-экономической формации лежит определенный способ производства.

    Способ производства — это понятие, обозначающее исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений, характеризующее социальные аспекты деятельности человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ.

    Развитие способа производства подчиняется всеобщему социологическому закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно данному закону, производственные отношения определяются производительными силами и выступают как социальные формы их развития. Развиваясь производительные силы перерастают рамки существующих производственных отношений, которые начинают тормозить дальнейшее развитие производства. В результате нарастает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, что неизбежно приводит к социальному конфликту, который разрешается в форме социальной революции. Последняя уничтожает устаревшие производственные отношения и утверждает новые, соответствующие уровню развития производительных сил. Соответственно возникает новый способ производства и на этой основе происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой.

    Система данных производственных отношений, сложившихся в рамках определенной общественно-экономической формации, образует экономический базис, которому соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка.
    Ключевые понятия темы:
    практика, производительные силы, производственные отношения, общественно-экономическая формация, способ производства, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, социальная революция, экономический базис, политико-юридическая и идеологическая надстройка

    Тесты:
    1) Роль трудовой деятельности в жизни человека заключается в том, что:

    а) благодаря труду развивались функции рук и органов речи, совершенствовался и усложнялся человеческий мозг, а также органы чувств человека;

    б) благодаря труду человек развивался анатомически и интеллектуально;

    в) благодаря труду сформировался современный облик человека.

    2) В процессе трудовой деятельности люди вступают в следующие отношения:

    а) партнерские, деловые;

    б) производственные;

    в) организационные.

    3) Практическая деятельность имеет характер:

    а) социальный;

    б) национальный;

    в) глобальный.

    4) Выберите понятия, характеризующие материально-производственную практику:

    а) ископаемые и природные ресурсы;

    б) производительные силы и производственные отношения;

    в) транснациональные компании.

    5) К производственным отношениям по К. Марксу не относится:

    а) производство и распределение;

    б) обмен и потребление;

    в) корпоративная солидарность и товарищество.

    6) Развитие производительных сил можно охарактеризовать как:

    а) непрерывный процесс;

    б) прерывный процесс;

    в) циклический процесс.

    7) Главным экономическим критерием разграничения общественно-экономических формаций является:

    а) формы государственного распределения;

    б) формы собственности на орудия и средства производства;

    в) конкретно-исторические формы трудовой деятельности.

    8) Причиной социальных революций является:

    а) нарастание противоречия между возможностями человека и его желаниями;

    б) нарастание противоречия между производительными силами и производственными отношениями;

    в) нарастание противоречия между профсоюзом и правительством.

    Тема 11. Социальная практика
    Человек реализует себя в рамках общественной жизни. В «Политике» Аристотель определил человека как политическое животное, наделенное даром речи. Данное определение содержит важнейшие характеристики человеческого существа. В принципе, можно представить себе индивида, находящегося в длительном отрыве от себе подобных (случай Робинзона Крузо). Но, в любом случае, попав в такую ситуацию, он является существом, обладающим даром речи, элементарными навыками трудовой деятельности и т.д. Его социальная составляющая делает его человеком. Напротив, дети, оказавшиеся оторванными от людей («дети-Маугли») и не успевшие получить навыки социальной жизни (язык, умение общаться с людьми, те же самые трудовые навыки) навеки оказываются потерянными для человеческого рода. Таким образом, чисто биологические формы контакта с окружающим миром, не опосредованные социальным опытом, характеризуют животный, но не человеческий способ жизнедеятельности.

    Общество (социум) — это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

    К социальной сфере относятся производительные силы и производственные отношения, общественный строй, организация семьи, классов и этнических групп, политический строй, общественное сознание. Кроме того, общество может быть интерпретировано и как продукт взаимодействия людей. Наконец, важнейшая проблема, стоящая перед исследователем общества — это роль личности в социальной реальности.

    Исторические формы семьи и собственности. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) Фридрих Энгельс (1820-1895) попытался выявить условия возникновения человеческого, а также проследить генезис таких институтов как семья, частная собственность и государство. Опираясь на книгу американского этнографа Л.Г. Моргана «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877), конкретизировал периодизацию первобытной истории. Он выделял периоды дикости, варварства и цивилизации.

    Дикость — это период, характеризующийся присвоением готовых продуктов природы.

    Варварство — это период, когда основным источником материальных благ выступают скотоводство и земледелие.

    Цивилизация — это период, отличительной чертой которого является развитие ремесла и техники.

    Таким образом, возникновение труда означало возникновение человеческого общества, а развитие материального производства вело к разложению первобытного строя.

    Анализируя формирование семейных отношений, Ф. Энгельс выделял несколько исторически сменяющих друг друга форм брака. К ним относятся: кровнородственная семью, групповой брак, принимающий различные виды (возникающий на основе запрета половых связей между ближайшими родственниками и т.д.); парный брак (соединение отдельных пар на более или менее продолжительный период); наконец, моногамный брак (брачный союз между двумя представителями противоположных полов, пожизненное постоянство семейной пары), продолжающий господствовать и в современном мире. Таким образом, современная семьяэто продукт длительного исторического развития.

    Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

    Параллельно эволюции брачных отношений и в тесной связи с ними происходила эволюция типов собственности.

    Собственность — это исторически определенный общественный способ присвоения людьми предметов производительного и непроизводительного потребления.

    Разумеется, что собственность всегда связана с вещью, выступающей в данном случае как объект присвоения, но она не просто вещь, а отношения между людьми по поводу вещи. Определяющим для изменения отношений собственности оказывается развитие производительных сил. Изменение орудий производства и рост производительности труда влечет изменение форм собственности и социальных отношений.

    Можно выделить две основных формы собственности – общественную и частную. Преобладание общественной собственности предполагает социальное равенство людей в их взаимном отношении к средствам производства. В процессе исторического развития общественная родовая собственность сменяется частной собственностью. Господство частной собственности предполагает социальное неравенство, позволяющее одним людям присваивать результаты труда других. Отсюда – разделение членов общества на враждебные классы и классовая борьба между этими классами.

    Классы — это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

    Этнические общности (племя, народность, нация). Следует особо отметить, что классы – это порождение не столь отдаленной эпохи, были времена, когда их не существовало. Вместе с тем, на протяжении практически всей истории человечества мы сталкиваемся с группами людей большей или меньшей численности, которые противопоставляют себя таким же сообществам. Они могут быть обозначены как этносы. Можно согласиться со следующим определением, принадлежащим Л.Н. Гумилеву:

    Этнос — это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая структура, противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

    Комплиментарность — это ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих» (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2006. – С.511).

    На протяжении обозримой истории можно выделить несколько основных форм этнической консолидации. Самой ранней из этих форм оказывается племя.

    Племя — это тип этнической общности и социальной организации доклассового общества. Отличительной чертой племени является существование кровнородственных связей между его членами, деление на роды. Другими важными чертами выступают наличие племенной территории, определенная экономическая общность, единый племенной язык, племенное самосознание, племенная эндогамия (разрешение на браки только между представителями одного и того же племени).

    Следующей, более высокой, формой этнической организации оказывается народность.

    Народность — это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации.

    Начало формирования народностей связано с постепенным смешением племен, заменой кровнородственных связей территориальными, смене эндогамии экзогамией (обычай, запрещающий браки между представителями одной и той же родственной группы) и т.д. В процессе складывания народности происходит складывание общего языка (как правило, им становится язык наиболее многочисленного или более развитого племени), образуется территориальная, культурная и хозяйственная общность.

    Дальнейшее развитие культурных и экономических связей приводит к возникновению на базе народности нового типа этнической и социально-культурной общности – нации.

    Нация — это историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности, закрепления их территории, складывания экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. В современном значении термин «нация» стал употребляться с середины XIX века, хотя серьезные сложности в разграничении понятий «народность» и «нация» не устранены до сих пор. Так, в англоязычной традиции нацией называется общность людей, принадлежащих одному государству.

    Роль личности в истории. Одной из важнейших проблем социальной мысли является вопрос о роли личности в истории. Понятно, что история делается людьми, а потому деятельность личностей не может не иметь в ней значение. Другое дело, какова эта роль, насколько она носит фундаментальный характер. Согласно одной точке зрения, именно личность, а не социальная группа выступает в качестве основы социальной структуры, равно как и исторического развития. Субъективные цели личности определяют ее социальную деятельность. Соответственно, задача исследователя – понять внутренний мир личности и через него интерпретировать значение ее социальных действий. Наиболее ярко данная точка зрения была представлена в трудах русских народников второй половины XIX – начала XX века (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и их последователи).

    В споре с подобной точкой зрения вырабатывалась марксистская концепция, которую наиболее ярко выразил Г.В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории» (1898). Г.В. Плеханов указывал, что на самом глубинном уровне историческое развитие человечества обусловлено способом материального производства. Таким образом, оно носит объективный характер. Объективный характер исторических законов, однако, является основанием социальной активности людей. Вместе с тем, Г.В. Плеханов не отрицал значение деятельности великих людей. Вот как мыслитель характеризовал значение подобной личности: «Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. <…> Он – герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом – все его значение, и в этом – вся его сила. Но это – колоссальное значение, страшная сила» (Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти т. – Т.2. – М., 1956. – С.333). Таким образом, можно сказать: величие исторической личности состоит в том, что она глубже других сознает историческую необходимость, видит перспективы общественного развития и своей деятельностью способствует их реализации.

    Ключевые понятия темы:
    общество, социальные институты, собственность, семья, государство, дикость, варварство, цивилизация, кровнородственная семья, групповой брак, парный брак, моногамный брак, эндогамия, экзогамия, классы, классовая борьба, этнические общности, племя, народность, нация, комплиментарность
    Тесты:
    1) Ф. Энгельс сделал попытку проследить генезис основных социальных институтов в работе:

    а) «Диалектика природы»;

    б) «Манифест коммунистической партии»;

    в) «Происхождение семьи, частной собственности, государства»

    2) Собственность — это:

    а) вещь вообще;

    б) присвоенная вещь;

    в) исторически определенный общественный способ присвоения людьми предметов.

    3) Общественная собственность предполагает:

    а) социальное равенство;

    б) договорные отношения;

    в) контракт.

    4) Комплиментарность — это:

    а) ощущение подсознательной взаимной симпатии;

    б) ощущение антипатии;

    в) ощущение агрессии.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта