Учебное пособие по ТГиП. Учебное пособие для сту дентов всех форм обучения направления подготовки 40. 03. 01
Скачать 1.08 Mb.
|
Тема 2. Происхождение государства и права 1. Общество: его понятие и структура, социальные и поли- тические институты. 2. Характеристика первобытного общества. 3. Соотношение и характеристика различных теорий про- исхождения государства и права. 1. Общество: его понятие и структура, социальные и поли- тические институты Государство и общество не тождественны. Их следует разли- чать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество - мать государства и, соответственно, госу- дарство - дитя общества, продукт общественного развития. Како- во общество - таково и государство. Государство проявляет забо- ту об обществе или напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. 14 По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от нижней ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более со- вершенным и цивилизованным. В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но они все сходятся в одном. Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразии (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями». В обществе действуют прежде всего не биологические, а соци- альные законы. Рассмотрение общества в качестве системы общественных от- ношений, основу которых составляют экономические отношения, позволяет подходить к нему конкретно исторически, видеть раз- личные общественно-экономические формации (рабовладельче- ское, феодальное, капиталистическое, социалистическое общест- во), выявить специфику главных сфер общественной жизни (эко- номической, политической, духовной), четко определить субъек- тов социального общения (личность, семья, нация и др.). Общество появилось, когда люди выделились из мира живот- ных. Человек - его главная предпосылка и первичная клетка, ибо как говорил еще Аристотель, человек есть существо обществен- ное. Важнейшая черта общества заключается в том, что оно пред- ставляет собой систему Взаимосвязей разумных существ. Взаи- модействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные и сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества. Общество не может обойтись без социальных и политических институтов, т.е. устойчивых установлений, учреждений, объе- динений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции. Как уже отмечалось, люди - существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям, интере- сами целям. Следовательно, социальные и политические инсти- 15 туты возникают в силу биологических, социальных, политиче- ских и других причин с объективной необходимостью Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объе- диненных кровным или предполагаемым родством, общей собст- венностью, совместным трудом и уравнительным распределени- ем. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жиз- неспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многое тысячелетия, они объ- единялись в более крупные социальные институты - племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важ- ным и крупнейшим, стало государство. По мере развития и ус- ложнения общества возникают новые социально- производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (партии) и другие институты. 2. Характеристика первобытного общества Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико- практический характер. Оно позволяет глубже понять социаль- ную природу государства и права, их особенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия их возникно- вения и развития; позволяет четче определить свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее уста- новить их место и роль в жизни общества и в политической сис- теме. Для понимания государства как общественного явления, преж- де всего, важно установить соотношение таких понятий, как об- щество и власть, проследить возникновение и развитие данных иснтитутов. Установлено, что общество возникло значительно раньше го- сударства. Об этом свидетельствуют исследования в области ан- тропологии, археологии, истории. Поэтому образование общества предшествует образованию государства. Общество, которое воз- 16 никло и существовало до образования государства - называется первобытным обществом, которое в истории человечества, явля- ется первой формой жизни и деятельности. Многие тысячелетия первобытное общество практически оставалось неизменным. Раз- витие первобытного общества проходило крайне медленно. Важ- ным этапом в развитии первобытного общества была неолитиче- ская революция (10 - 15 тыс. лет тому назад), которая способст- вовала разложению первобытно-общинного строя и постепенно- му зарождению государства. Основной структурной единицей первобытного общества была родовая община - первобытной род. На более поздних стадиях возникают племена, которые объединяли несколько близких пер- вобытных родов. В процессе укрупнения общественных структур образовывались союзы племен. В своем развитии первобытное общество изменялось под воздействием различных факторов, создавая тем самым предпосылки для возникновения государст- ва. Особенность власти первобытного общества заключалось в том, что ее природа (происхождение) определялась самой жизне- деятельностью людей. Для первобытного общества характерна кровнородственная природа объединения. Поэтому социальная власть в первобыт- ном обществе распространялась только в рамках одного перво- бытного рода. Социальная власть в первобытном обществе вы- ражала волю членов первобытного рода и базировалась на кров- ном родстве. В дальнейшем эта власть получала свое распростра- нение в пределах племени, союза племен. Органами социальной власти в первобытном обществе выступали собрания рода, ста- рейшины, вожди, военные вожди, духовные вожди, которые ре- шали все важные вопросы жизни и деятельности. При этом каж- дый взрослый член первобытного рода имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Старейшины или вожди избирались. Их власть держалась на авторитете (силы, опыта, знания, мудрости, храбрости). Власть в первобытном обществе носила общественный характер и не была публичной, поскольку в любое время старейшина (вождь) мог быть смещен с этой должности по решению собрания членов первобытного рода (племени). Это происходило в том случае, когда вождь (старей- 17 шина) в процессе своей деятельности не отвечал интересам рода или племени. Отношения в первобытном обществе регулировались на основе социальных норм. Особенность социальных норм (также как и власти) заключалась в том, что они зарождались в процессе жиз- недеятельности людей и носили объективный характер. Социаль- ные нормы в первобытном обществе закреплялись на основе на- копленного рационального опыта. По своей природе, сфере влия- ния и значению они были разнообразными (обычаи, табу, обря- ды, мифы, религиозные нормы, нормы морали и предания). По своему содержанию социальные нормы в первобытном обществе носили характер мононорм. Смысл мононормы заключается в том, что в ней отсутствуют различия между правом и обязанно- стью. По форме выражения социальные нормы первобытного общества существовали в основном в сознании и памяти людей. Реализация социальных норм в этот период обеспечивалась в ос- новном силой привычки либо убеждением. Для обеспечения реа- лизации существовало и принуждение - наказание (например, из- гнание из рода). Производственные отношения в первобытном обществе харак- теризовались низким уровне своего развития. Для этого периода характерно общественная форма собственности на средства про- изводства и результаты труда. Под воздействием экономических, политических, социальных и других факторов происходит постепенное разложение первобыт- ного общинного строя и переход к обществу, организованному государством (государственно-организованному обществу). Эта стадия получила название «протогосударство» или «чифдом» Термин «чифдом» происходит от английских слов «chief» - на- чальник (шеф), руководитель и «dom» - владение, господство. Формирование государств у различных народов и в разные ис- торические эпохи происходило по-разному. Этому способствует наличие самых различных факторов, кото- рые подробно рассматриваются в рамках различных теорий. Многообразие факторов, обусловивших возникновение госу- дарств, отразилось и на особенностях и на формах их появления. Истории известны разные пути (формы) возникновения госу- дарств. Формы возникновения восточных (азиатских) государств 18 (Египет, государства Малой Азии) во многом отличались от форм возникновения государств Западной и Восточной Европы. Для восточных форм возникновения государств было харак- терным то, что они возникали в зонах активного, поливного зем- леделия, которое обусловливало проведение общественных ра- бот. Для проведения общественных работ привлекались рабы, ко- торые являлись собственностью государства. Такой способ про- изводства способствовал сохранению общин и укреплению об- щественной собственности, что обусловливало формирование привилегированных групп, которыми узурпировались не сами средства производства, а управление ими. Для восточных госу- дарств была характерна деспотия как форма организации и реа- лизации государственной власти. Применительно к западным государствам в юридической лите- ратуре рассматриваются: Афины, Спарта, Рим, государства фран- ков. Афинское государство возникает непосредственно из классо- вых противоречий, развивающихся внутри первобытного строя. Формированию государства у древних римлян способствовала борьба между патрициями и плебеями. Патриции составляли ко- ренную римскую родовую аристократию. Плебеи относились к бесправному пришлому населению, жившему вне римских родов. Возникновение государства у древних германцев (франков) обусловлено в значительной степени завоеванием огромной тер- ритории Римской империи. Для управления завоёванными терри- ториями необходимо было образование определенного аппарата управления и организация публичной власти. 3. Соотношение и характеристика различных теорий про- исхождения государства и права К настоящему времени сложилось множество теорий, объяс- няющих процесс возникновения и развития государства и права. Каждая из теорий по-своему объясняет причины и процесс воз- никновения государства и права и имеет недостатки. Именно по- этому возникает необходимость дифференцированного подхода к исследованию процесса возникновения государства и права. К основным теориям, объясняющим происхождение права и государства, относятся: теологическая (теория божественного 19 происхождения), патриархальная, патримональная, теория наси- лия, теория общественного договора (естественно-правовая тео- рия), марксистская (классовая) теория, психологическая теория, органическая теория, ирригационная (гидравлическая) теория, инцестная (запрета кровосмешения). Некоторые теории, объясняющие происхождение права, выде- ляются в отдельную группу: примирительная, естественно- правовая, теологическая, историческая, марксистская. Теологическая теория (Ф. Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кост- Флорэ) является одной из первых, объясняющих происхождение государства и права. Возникновение государства и права объяс- няется божественной волей и исходит из того, что любая власть от бога. Теологическая теория не акцентирует своего внимания на тех способах и путях, по которым возникает государство и право. Одновременно эта теория отстаивает незыблемость и веч- ность государства как носителя власти. Следовательно, и власть также происходит от бога. Теоретическое оформление эта теория получает в XIII веке в средневековой Европе. Современных по- следователей теологической теории называют неотомистами. Наиболее известные представители современного неотомизма - Жак Маритен, Жильсон, Сертиланж. Наибольшее распростране- ние неотомизм получил во Франции и Бельгии. Одним из видных основоположников этой теории был монах Фома Аквинский. От- рицать значение теологической теории также бессмысленно, как бессмысленно отрицать существование бога. Патриархальная теория. У истоков этой теории был Аристо- тель (III в. до н.э.). В более поздние времена к этой теории обра- щались Фильмер, Михайловский. Согласно этой теории государ- ство является продуктом естественного развития и возникает в результате появления и разрастания семьи. В результате такого разрастания глава семьи становится главой государства. Привле- кательность этой теории заключается в том, что она отражает значение семьи как ячейки общества. Развитие семьи, ее благо- получие сказывается на развитии общества и государства. Сла- бым звеном этой теории является то, что она не носит научного убедительного характера. Отсутствуют исторические свидетель- ства, которые подтверждали бы такой способ возникновения го- сударства и права. 20 Договорная (естественно-правовая) теория (Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, А.Н. Радищев, Д. Локк П. Гольбах, Б. Спиноза) получила свое развитие в XYII - XYIII вв. В соответствии с этой теорией, государство и право возникают в силу определенных естествен- ных причин, как продукт развития человеческого общества в ре- зультате соглашения (договора). Причиной такого соглашения была необходимость организации власти, наделенной силой и способной гарантировать естественные права каждого члена об- щества, каждого гражданина. Следует отметить, что эти положе- ния нашли свое отражение в конституциях демократических го- сударств. Слабым звеном этой теории является то, что она не учитывает многих обстоятельств и не отвечает на такие вопросы, как возможность соглашения между огромным количеством лю- дей при наличии острых социальных противоречий, возникаю- щих по отношению к собственности, власти, религии, культуре и др.; необходимость экономических, социальных, политических предпосылок к объединению между людьми и др. Теория насилия получила свое теоретическое осмысление в XIX в. и связана с такими именами, как: Е. Дюринг, Л. Гумпло- вич, Г. Еллинек К. Каутский, однако зачатки этой теории своими корнями уходят в глубокую древность. Краеугольной мыслью этой теории является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в плоскости соци- альных, экономических и политических причин, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. При этом в своих рассуждениях сторонники теории насилия опирались на извест- ные исторические факты, когда отдельные государства (напри- мер, германское государство) появились в результате завоевания. Следует отметить, что упомянутые мыслители по-разному отно- сились к насильственным формам образования современных го- сударств. Эта теория была воспринята в Фашистской Германии в качестве официальной идеологии, так как оправдывала их завое- вательную нацистскую политику. Слабым звеном этой теории является то, что она опирается не на типичные факты, а рассматривает один из частных примеров образования германского государства. Эта теория не учитывает необходимость изначально высокого уровня организации обще- 21 ства, экономического развития, что возможно только в условиях государства. Органическая теория получила свое первое теоретическое осмысление в трудах древнегреческого философа Платона (IV - III в. до н.э.). Наибольшее свое развитие эта теория получила в конце XIX в. - начале XX в. и связана с именем известного анг- лийского ученого-философа Г. Спенсера. Эта теория сопоставля- ет государство с человеческим организмом. Она утверждает, что общество и государство являют собой своеобразный обществен- ный организм, схожий с живым человеческим организмом, кото- рый состоит из отдельных органонов, частей и клеток. Слабым звеном этой теории является то, что она распространя- ет биологические законы развития организма на развитие обще- ства, которое развивается по своим объективным закономерно- стям. Привлекательность этой теории заключается в том, что ее отдельные положения могут быть использованы в качестве ана- логов для понимания сущности процессов возникновения и раз- вития государства и права. Материалистическая (классовая) теория происхождения го- сударства и права в науке занимает особое место. Традиционно эту теорию связывают с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ле- нина. Вместе с тем, следует не забывать о заслугах их предшест- венников, например таких, как Л. Морган. Особенность этой теории заключается в том, что она рассмат- ривает наиболее существенные причины возникновения государ- ства и права и называет: экономическую, политическую и соци- альную. Экономическая причина разложения первобытного общества и возникновения государства и права обусловлена крупным обще- ственным разделением труда. Первое крупное общественное раз- деление труда заключалось в отделении скотоводства от земледе- лия. Второе крупное разделение труда стало возможным в ре- зультате отделения слоя ремесленников. Третье крупное разделе- ние труда способствовало выделению купцов. Все это послужи- ло резкому подъему производительности труда и появлению из- быточного продукта, что способствовало делению общества по имущественному признаку на богатых и бедных (на классы). В новых экономических и социальных условиях организация вла- 22 сти, социальные нормы не отвечали интересам общества. Назрела необходимость менять и социальные нормы и власть. В основе политических причин лежат эволюционные процессы в межродовых отношениях. Появляются более крупные объеди- нения родов - племена, союзы племен. Они возникают под воз- действием внешних факторов (оборона). Для управления этими структурами необходимы новые правила организации и деятель- ности власти. Перерождение органов «управления» в первобыт- ном обществе постепенно приводит к зарождению государствен- ных органов управления и возникновению государства. Социальные причины обусловлены возникновением парной семьи (моногамный брак приходит на смену групповому, поли- гамному браку). На смену матриархата приходит патриархат и патриархальная семья. Возникшая моногамная семья «разрывает» первобытный род изнутри. Все перечисленные причины одновременно способствовали и изменению социальных норм. На известной стадии развития и эволюции первобытного общества постепенно возникает необхо- димость в обеспечении выполнения «мононорм» не только силой общественного мнения, но и силой более организованной - силой государственного аппарата. Слабым звеном этой теории является то, что она не учитывает многих других факторов, которые влияют и являются причинами возникновения государства и права. К таким факторам можно от- нести: культуру, религию, мораль, географические и климатиче- ские особенности и т.д. Привлекательность этой теории заключа- ется в том, что она обращает внимание на наиболее важные и наиболее существенные причины возникновения государства, ко- торые носят универсальный характер, форму закономерных при- чин возникновения любого государства в любой географической точке. В юридической литературе называются и рассматриваются и другие теории, объясняющие возникновение государства и права. Среди них выделяется патримональная теория. Эта теория получает свое название от слова «патримониум» - право собст- венника на землю. В основе этой теории лежит поземельная соб- ственность. Следовательно, если собственник имеет определен- 23 ные права на землю, то и имеет определенные властные полно- мочия над проживающими на этой земле людьми. В числе известных теорий происхождения государства и права следует назвать ирригационную теорию (К. Витфогель, Р. Ие- ринг) Возникновение государства и права обосновывается необ- ходимостью производства строительных работ (например, куль- товых сооружений - пирамид) или строительство грандиозных гидравлических сооружений (плотины, оросительные каналы). Эта деятельность требует организующего начала, привлечение огромных масс людей. Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, Т. Фрейд) объ- ясняет причины и процесс возникновения государства и права свойствами психики человека: стремлением человека к поиску авторитета, на который можно положиться и переложить бремя ответственности при решении важных проблем; потребностью отдельных людей властвовать над другими; потребностью жить в обществе, общаться с другими индивидами. Следовательно, так же как и в любом другом коллективе, в обществе возможно появ- ление лидера. Этот лидер консолидирует вокруг себя людей и подчиняет их своим требованиям. Потестарная или кризисная теория опирается на достижения исторической, археологической, этнографической и других наук. Эта теория во многом перекликается с классовой и ирригацион- ной теорией происхождения государства и права. Однако в ней делаются акценты, которые отражают факторы экологического и климатического характера, которые неблагоприятно воздейство- вали на человека и способствовали переустройству общества. |