Главная страница
Навигация по странице:

  • Принципы правового государства. 1. Верховенство закона

  • Принцип разделения властей

  • Взаимная ответственность личности и государства

  • Реальность и гарантированность прав и свобод личности.

  • Принцип соответствия национального законодательства

  • 2. Гражданское общество

  • Часть 2. ТЕОРИЯ ПРАВА Тема 9.

  • 3. Технические нормы и их соотношение с нормами права. 1. Понятие и виды социальных норм

  • 2. Соотношение норм права с нормами морали

  • 3. Технические нормы и их соотношение с нормами права

  • Тема 10.

  • 3. Соотношение объективного и субъективного в праве. 1. Сущность и социальная ценность права и его функции

  • Социальная ценность права и его функции

  • 2. Понятие, принципы и основные признаки права

  • Принцип социальной свободы.

  • Принцип равноправия граждан.

  • Принцип единства юридических прав и обязанностей.

  • Принцип сочетания убеждения и принуждения.

  • Принцип взаимной ответственности личности и государст- ва.

  • 3. Соотношение объективного и субъективного в праве

  • Учебное пособие по ТГиП. Учебное пособие для сту дентов всех форм обучения направления подготовки 40. 03. 01


    Скачать 1.08 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для сту дентов всех форм обучения направления подготовки 40. 03. 01
    Дата02.02.2021
    Размер1.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие по ТГиП.pdf
    ТипУчебное пособие
    #173266
    страница6 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Тема 8. Правовое государство и гражданское общество
    1. Понятие и принципы правового государства.
    2. Гражданское общество.
    1. Понятие и принципы правового государства.
    Правовым государством считается государство, в котором гос- подствует право.
    Основной смысл идеи правового государства заключается в том, что она утверждает такое государство, в котором взаимоот- ношения личности, общества и государства строятся на строгих и справедливых правовых основах, которые исключали бы взаим- ный произвол.
    Для построения и существования правового государства необ- ходима реализация его принципов.
    Принципы правового государства.
    1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
    Это означает, что высшей формой проявления и выражения сво- боды людей должен быть правовой закон. Закон может считаться правовым лишь тот, который отвечает интересам всего общества и каждой личности в отдельности, отражает сложившиеся реалии в обществе и воплощает в себе принципы права и справедливо- сти.
    2. Принцип разделения властей является одним из основных признаков правового государства. Разделение властей означает, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независи- мые друг от друга ветви власти (законодательная, исполнитель- но-распорядительная и судебная). Это не позволит сосредоточить власть в руках одного лица или группы лиц и тем самым предот- вратить возможность использования этой власти в интересах уз- кого круга заинтересованных лиц во вред всему обществу.
    3. Взаимная ответственность личности и государства. При этом их взаимная ответственность должна строиться на началах законности, равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государственная власть в этих же преде- лах ограничивает себя в собственных решениях и действиях.
    60 4. Реальность и гарантированность прав и свобод личности.
    Государство обязано не только соблюдать права и свободы чело- века, но и создавать условия для их реального воплощения. В правовом государстве должны существовать реальные экономи- ческие, политические, духовные предпосылки для реализации прав и свобод личности.
    5. Народный суверенитет - основа и источник государствен- ного суверенитета. Народный суверенитет означает, что только народ является источником суверенной власти в государстве, ко- торая действует от имени и во имя народа.
    6. Принцип соответствия национального законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.
    Экономической основой правового государства является нали- чие развитых производственных отношений, основанных на мно- гоукладности и различных формах собственности. Все это при- звано обеспечить благосостояние общества что, в свою очередь, невозможно без рыночных отношений и свободы предпринима- тельской деятельности.
    Правовой основой является незыблемость законности и право- порядка в обществе, основанной на воле большинства граждан, защищенности их прав и свобод.
    Социальной основой является наличие разнообразных форм собственности, одинаково защищаемых государством: создании в обществе условий, необходимых для реализации каждым челове- ком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечении личных прав и свобод человека.
    Политическую основу формирования и функционирования правового государства составляет стабильность политической жизни государства.
    К условиям построения и функционирования правового госу- дарства относятся:
    1. Высокий уровень правового сознания и правовой культуры в обществе. Формирование у широких слоев населения потребно- сти социально активном правомерном поведении.
    2. Высокий уровень политического сознания и политической культуры в обществе. Формирование у населения навыков и соз- нательного участия в управлении государственными делами.

    61 3. Одним из наиболее важных условий построения правового государства является формирование развитого гражданского об- щества.
    2. Гражданское общество
    Понятие «гражданское общество» позволяет разграничить сфе- ры политической и неполитической жизни общества и употреб- ляется в двух значениях.
    Гражданское общество в широком смысле - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера обществен- ных отношений.
    Гражданское общество в подлинном и более узком смысле представляет собой цивилизованное состояние общества, харак- терной чертой которого является равноправие личности, сообще- ства граждан и государства.
    В процессе становления гражданского общества и современно- го государства основным источником права Нового времени ста- новилось законодательство, основанное на принципах индиви- дуализма, отражающего раскрепощение личности, ее освобожде- ние от сословных, корпоративных и иных феодальных уз. В цен- тре правовой системы Нового времени был поставлен именно че- ловек, личность, а не сословно-корпоративные образования. В связи с этим и права человека стали рассматриваться как естест- венные и неотчуждаемые. С развитием представительного госу- дарства они подкреплялись все более обширной совокупностью прав граждан.
    Гражданское общество формирует три начала: индивидуаль- ное, коллективное и государственное. Силой, связующей лич- ность и общество, является государство. Последнее выделяется на определенном этапе развития общества и объединяет его чле- нов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семей- ные, культурные, правовые и другие отношения с участием граж- дан.
    Становлению и развитию гражданского общества способству- ют три фактора:
    - правовой характер государства;
    - культурное состояние общества;
    62
    - превращение подданных государства в свободных граждан.
    Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Первенство государства, его верховенство по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Доминиро- вание государства проявляется в сокращении публичной сферы, гражданских инициатив и увеличении обязанностей индивида перед государством в ущерб правам и свободам граждан.
    В условиях демократии гражданское общество добивается де- централизации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осу- ществлять бесконфликтное взаимодействие с государством. В своем развитии гражданское общество воздействует на формиро- вание и закрепление демократических институтов государствен- ной власти, способствует реализации института прав человека, сформирует открытые политические системы.
    Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам. Полномочия государства в гражданском обществе сводятся к минимуму.
    Гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних за- претов и дотошной административной регламентации.
    Противопоставляется идее гражданского общества и правового государства учение этатизма. Этатизм(государственничество)
    (от фр. État — государство) — мировоззрение и идеология, абсо- лютизирующие роль государства в обществе и пропагандирую- щая максимальное подчинение интересов личностей и групп ин- тересам государства, которое полагается стоящим над общест- вом; политика активного вмешательства государства во все сфе- ры общественной и частной жизни.
    В юриспруденции этатизм ставит существование права в не- разрывную связь с существованием государства и не признает иного права, кроме как санкционированного государством.
    Этатизм рассматривает государство как самый высший инсти- тут, стоящий над всеми остальными институтами.
    Современное гражданское общество неотделимо от правового государства, точно так же как правовое государство неотделимо

    63
    от гражданского общества. Гражданское общество выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга. Формирование гражданского общества представ- ляет собой необходимое условие перехода к правовой государст- венности, равно как правовое государство является фактором, способствующим превращению общества в гражданское целое.
    Игнорирование этой закономерности проявляется в попытках по- сттоталитарных государств перейти к правовой государственно- сти до создания гражданского общества. Однако подобный пере- ход не может быть осуществлен в короткий срок, поскольку фор- сирование этого процесса ведет к разрушительным экономиче- ским и социально-политическим последствиям.
    64
    Часть 2. ТЕОРИЯ ПРАВА
    Тема 9. Право в системе социальных норм
    1. Понятие и виды социальных норм.
    2. Соотношение норм права с нормами морали.
    3. Технические нормы и их соотношение с нормами права.
    1. Понятие и виды социальных норм
    Правила, регулирующие поведение людей, действия социаль- ных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности со- ставляют социальные нормы. Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение со- гласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулиро- вания роста благосостояния народа.
    Система социальных норм отражает достигнутую степень эко- номического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исто- рические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью.
    Объективный характер этих законов органически связан с их на- учным пониманием людьми и использованием их в целенаправ- ленной социальной деятельности.
    В юридической науке выделяются следующие виды социаль- ных норм:
    - экономические нормы;
    - политические нормы;
    - правовые (юридические) нормы или нормы права;
    - моральные (нравственные) нормы;
    - нормы общественных организаций (корпоративные нормы);
    - нормы обычаев;

    65
    - нормы традиций;
    - нормы ритуалов,
    - религиозные нормы (конфессиональные нормы);
    - нормы этики;
    - нормы эстетики.
    Центральное место среди социальных норм занимает норма права. Поскольку право как система общеобязательных правил поведения устанавливается или санкционируется государством и им обеспечивается. Общеобязательными правилами в системе права и являются нормы права.
    Норма права - это общеобязательное правило поведения, кото- рое носит системный характер, санкционируется или устанавли- вается государством и обеспечивается его принудительной силой.
    Нормы морали (нормы нравственности) - это правила поведе- ния, которые устанавливаются в обществе в соответствие мо- ральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения или внутренней убежденностью людей. Мораль - это одна из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность сложившихся исторически жизненных принципов, взглядов, убеждений, которые лежат в основе поведения человека, в основе отношения людей к окру- жающей действительности.
    Нормы обычаев - это вошедшие в привычку людей правила по- ведения, которые сложились и утвердились в общественной практике в результате их многократного применения и повторе- ния.
    Нормы традиций - это правила поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Принято разли- чать семейные, профессиональные и иные традиции. Эти нормы весьма близки по своему содержанию и сути к нормам обычаев и зачастую неразличимы.
    Нормы религии (конфессиональные нормы) - эти нормы при- званы регулировать взаимоотношения верующих людей между собой. Они выражают отношение людей к богу, друг к другу, между верующими и религиозными организациями.
    Нормы ритуалов - это такие правила поведения людей, которые соблюдаются при совершении обрядов (свадьбы, присяги, торже-
    66
    ства). Следует отметить особенность реализации таких норм - они сопровождаются помпезностью, красочностью.
    Эстетические нормы - это правила культурного поведения, правила приличия, правила этикета и т. п. Не следует путать эти нормы с нормами морали и нравственности.
    Нормы общественных организаций – правила поведения, кото- рые устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются в их уставах, охраняются предусмотренными в данных уставах мерами общественного воздействия.
    Таким образом, социальные нормы многообразны и по своей природе являются определенным стандартом поведения.
    Социальные нормы носят как объективный, так и субъектив- ный характер. Объективный характер социальных норм заключа- ется в том, что:
    1. социальные нормы возникают из объективной потребности общества в саморегуляции, обеспечении стабильности и порядка;
    2. социальные нормы обусловлены объективным характером способа производства;
    3. социальные нормы неотделимы от отношений обмена.
    Социальным нормам присущи и субъективные качества, по- скольку потребность общества в обеспечении и поддержании по- рядка субъективно осознается социальными группами и индиви- дами.
    2. Соотношение норм права с нормами морали
    Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой, они имеют общие черты и общие свойства. Мораль и нравственность способны «представить интересы» всех иных социальных норм в их взаимодействии и соотношении с нормами права.
    Мораль и право имеют общие социальные, политические и экономические корни. Нормы права в целом соответствуют нор- мам морали и имеют много общего. Главные их общие черты проявляются в том, что они имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения Право и мораль определяют гра- ницы должного поведения людей в общественной жизни. И мо-

    67
    раль, и право служат средством выражения и гармонизации лич- ных интересов и общественных интересов.
    Объектом регулирования норм права и норм морали являются общественные отношения - поведение людей, в связи с их отно- шением к материальным и нематериальным ценностям.
    Конечные цели права и морали - это упорядочение и совершен- ствование общественных отношений, внесение в эти отношения организующих начал, торжества гуманизма и справедливости.
    Требования морали и права во многом совпадают, только объем этих требований разный.
    Право и мораль представляют собой разновидности социаль- ных норм, призванных нормативно регулировать общественные отношения.
    Нравственные начала, нормы морали отражаются в правопри- менительной практике, законодательной деятельности. Они в це- лом отражают отношение лица к праву, его институтам, влияет на уровень правовой культуры и формирование правосознания.
    3. Технические нормы и их соотношение с нормами права
    Социально-технические нормы - это правила, регламентирую- щие поведение людей в связи с явлениями природы, различными техническими средствами и приспособлениями.
    В ряду всех социально-технических норм особое место зани- мают такие нормы, которые получают закрепление в правовых актах государства и таким образом получают юридическую силу.
    Такие социально-технические нормы можно назвать технико- юридическими (технико-правовыми). Следовательно, социально- технические нормы, в отличие от социальных норм, регулируют поведение между людьми в связи с использованием техники по схеме: человек - техника (природа) - человек. К ним относятся правила выполнения строительных работ, инструкции по экс- плуатации различных механизмов и машин, нормы расхода сы- рья, электроэнергии на человека, правила противопожарной безопасности, государственные стандарты и т.д. Такие нормы, не теряя своего организационно-технического характера, становятся
    «специфическими» нормами права, поскольку они исходят от го- сударства, выражают государственную волю, отражаются в соот- ветствующих государственных нормативных актах. Специфика
    68
    технических норм выражается, таким образом, в том, что они вы- ступают в качестве социальных норм, но с техническим уклоном.
    Содержание технических норм обусловлено объективными зако- номерностями развития природы, законами естествознания. Тех- нические нормы - это не какой-то особый вид норм, а совокуп- ность различных видов социальных норм (норм права, норм мо- рали, норм традиций), но с техническим содержанием.
    Вместе с тем следует иметь в виду, что многие социально- технические нормы не исходят от государства. Такие нормы чаще всего действуют в бытовой сфере, они не поддерживаются пра- вом и, следовательно, их нарушение не влечет за собой государ- ственного воздействия и юридической ответственности. Такими нормами могут быть правила приема лекарственных средств, правила обращения с бытовыми приборами.
    Если социально-технические нормы, закрепленные в норма- тивно-правовых актах государства, называют технико- правовыми, то аналогично этому можно назвать естественно- правовыми нормы, определяющие отношение человека к живот- ному миру и природе.
    Тема 10. Понятие, сущность, принципы и функции права
    1. Сущность и социальная ценность права и его функции.
    2. Понятие, принципы и основные признаки права.
    3. Соотношение объективного и субъективного в праве.
    1. Сущность и социальная ценность права и его функции
    В современной науке выделяются различные подходы в пони- мании сущности права.
    Характеризуя основные направления (теории школы) понима- ния права, следует иметь в виду, что теории, объясняющие про- исхождение права (рассмотренные ранее), тесно связаны с тео- риями о праве. Это объясняется тесной связью государства и пра- ва.
    Теологическая концепция. В основе этой концепции лежат рас- суждения теологов, богословов о божественном происхождении

    69
    права. Право соотносится с вечным законом - божественным ра- зумом, который управляет миром.
    Школа естественного права. Смысл естественного права за- ключается в том, что оно происходит из природы человека, его разума, нравственных начал, естественной свободы, равенства.
    Причем эти начала, как и сама природа, вечны и неизменны, а следовательно, и неотчуждаемы. При этом позитивное право не должно было вступать в противоречие с правом естественным.
    Позитивное право рассматривалось мыслителями как претворе- ние требований естественного права в жизнь. А само естествен- ное право как источник нравственности, идеалов, идей, правовых принципов - одним словом, как источник позитивного права.
    Историческая школа права. По мнению сторонников этой кон- цепции, право возникает, саморазвивается постепенно, подобно возникновению и развитию языка, нравственности, обычаев, тра- диций и т.д. Поэтому законы государства должны основываться на таких источниках права, как обычаи, традиции, привычки лю- дей и т.д.
    Позитивное право (нормативистский подход, реалистическая школа права). Суть этой теории заключается в том, что творцом права является государство. Право является необходимым инст- рументом управления и развития общества. Право защищает ин- тересы государства.
    Представителем данной школы теоретической юриспруденции являлся Г. Кельзен. Право в названной теории представляет со- бой иерархическую систему норм в виде «лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется».
    Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо
    «целесообразности», если и допустимы, то лишь в рамках толко- вания юридических норм. Поэтому данный подход называют формально-юридическим.
    Нормативисты и легисты отождествляют право с законом и трактуют его принудительный характер как сущность права. За- кон ими понимается как одна из форм права, которое представля- ет собой совокупность законов. При этом право рассматривается
    70
    лишь как официально — властное орудие, как средство для осу- ществления социального управления.
    Психологическая теория права. Эта теория заключается в том, что подлинное право содержится в психологических пережива- ниях людей об их правах и обязанностях. Это право называют интуитивным, формирующим правосознание. С этим правом должно сочетаться право позитивное, официальное.
    Представители данной школы рассматривают право как психо- логическое явление, коренящееся в человеческом создании.
    Нельзя издавать законы без учета социальной психологии инди- вида. Право опосредствует ими, живет в них, проявляет через них свою эффективность. Психологический подход представляет со- бой попытку государственно-правового «оформления» преобла- дающих суждений, но особенно — чувств и переживаний.
    Социологическая теория права. Сущность социологической теории права заключается в том, что оно отождествляется с су- дебными и административными прецедентами. Творцом права является развивающееся общество.
    Данная концепция возникла в ХVIII веке в рамках школы «сво- бодного права». Ее сущность заключается в том, что нормы пра- ва, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях разви- тия капитализма, перестали удовлетворять потребностям общест- ва. В данном случае суды начинают трактовать законы и зани- маться правотворчеством. Иными словами, суды и администра- торы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится, к тому, что проявляется недоверие к закону и законности.
    Согласно социологическому подходу, закон — собрание во многом «волевых», далеко не всегда обоснованных и справедли- вых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное — не «бук- ва», а «дух» закона. Высшее благо — не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и пра- во.
    Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных форма- лизм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

    71
    В соответствии с философским подходомк праву считается, что не заведомо несовершенное законодательство, а право как выражение извечной природной справедливости является пер- вичным, естественным и непреходящим выразителем и защитни- ком справедливости. Основа права — интересы безопасности че- ловека, а конкретно — его права на жизнь, собственность и сво- боду.
    Марксистская теория права. Основоположники этой теории ис- ходили из того, что право есть часть надстройки над экономиче- ским базисом общества, а, следовательно, оно обусловлено мате- риальными условиями жизни. Эта теория (впрочем как и другие) имеет свои слабые и сильные стороны. Многие ее положения и выводы и по сей день сохраняют свое научное значение.
    Синтезированный (интеграционный) подход. Сторонники этого подхода предлагают объединить воедино три концепции права: естественно-правовую, нормативистскую, социологическую.
    Социальная ценность права и его функции
    Функции права - основные направления правового воздействия на социальные (общественные) отношения, в которых проявляет- ся его сущность и социальная ценность.
    Все функции права условно можно разделить на две группы: общесоциальные функции права и собственно-юридические функции права. Такое деление функций права носит условный характер.
    К общесоциальным функциям права следует отнести:
    - экономическую функцию права;
    - политическую функцию права;
    - культурно-воспитательную функцию права;
    - историко-политическую функцию права;
    - идеологическую функцию права;
    - прогностическую функцию права;
    - информационно-ориентирующую функцию права.
    Собственно-юридическая функция права имеет свои разновид- ности: регулятивная функция права и охранительная функция права. Охранительная функция права ориентирована оказывать правовое воздействие на правоохранительные правовые отноше- ния. Реализация этой функции способствует обеспечению охраны общественных отношений от правонарушений. Эта функция
    72
    осуществляется путем установления запретов совершать общест- венно-опасные деяния и применения юридических санкций к ви- новным в правонарушениях.
    Регулятивная функция права подразделяется на регулятивно- динамическую и регулятивно-статическую функцию. Реализация регулятивно-статической функции права позволяет определить правовой статус участника правоотношения (совокупность неот- чуждаемых субъективных прав и юридических обязанностей).
    Реализация регулятивно-динамической функции права позволяет реализовать субъективные права и юридическую обязанность.
    2. Понятие, принципы и основные признаки права
    Право - это совокупность установленных государством обще- обязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается силой государственного принуждения.
    Право имеет признаки:
    - нормативность;
    - общеобязательность;
    - системность;
    - социальная ценность;
    - волевой характер;
    - состоит из формально-определенных правил поведения;
    - институционализированность (связь с государством);
    - государственная гарантированность.
    Принципы права - это основополагающие начала, основные исходные положения, в которых находит свое отражение и юри- дическое закрепление объективные закономерности обществен- ной жизни.
    Основное назначение принципов права заключается в том, что:
    1. они осуществляют обобщенное закрепление основ общест- венного строя;
    2. обеспечивают однотипное формулирование норм права;
    3. обеспечивают влияние норм права на общественные отно- шения путем правового регулирования и других видов правового воздействия.
    Принципы права принято делить на три основные группы:
    - общеправовые;
    - межотраслевые;

    73
    - отраслевые.
    Для теории государства и права наиболее важное значение имеет изучение общеправовых принципов права исходя из их значения.
    Общеправовые (общие) принципы - это основополагающие на- чала, которые определяют наиболее существенные черты и со- держание права как регулятора разнообразных общественных от- ношений.
    Межотраслевые принципы права представляют собой руково- дящие идеи, которые лежат в основе нескольких отраслей права.
    Отраслевые принципы права отражают наиболее существенные черты конкретной отрасли права.
    Принцип справедливости. Справедливость является одним из важнейших, базовых, фундаментальных начал права. Само слово справедливость имеет один этимологический корень: «право».
    Посредством реализации этого принципа достигается разумное сочетание и соразмерность между возможным и должным пове- дением, между правами и обязанностями.
    Принцип социальной свободы. Этот принцип призван обес- печивать социальную защищенность личности в государстве, обществе и исходит из того, что права и свобода человека являет- ся высшей социальной ценностью.
    Принцип равноправия граждан. Это принцип подчеркивает равенство граждан перед законом, их равное право на защиту за- кона независимо от социального и экономического положения, правового статуса, национальности, языка, религиозных или по- литических убеждений, законопослушности.
    Принцип демократизма. Этот принцип лежит в основе орга- низации и деятельности органов власти государства в ее взаимо- отношении с личностью. Согласно нормы ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является народ.
    Принцип гуманизма. Этот принцип тесно переплетается с принципами социальной свободы, справедливости, демократизма и другим общеправовыми принципами. По своему духу вся пра- вовая система пронизана принципами гуманизма, добра и спра- ведливости. Принцип гуманизма находит свое прямое закрепле- ние в основном законе нашего государства. При рассмотрении
    74
    принципа гуманизма следует помнить, что право всегда защища- ет добро и карает зло.
    Принцип единства юридических прав и обязанностей. Этот принцип говорит о том, что право любого субъекта может быть реализовано через обязанности другого (других) субъектов.
    Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому можно говорить о реальности чьих - либо прав только лишь при наличии соответствующих им юридических обязанностей.
    Принцип законности. Соблюдение этого принципа предпола- гает строгое и полное выполнение всех правовых предписаний всеми субъектами правовых отношений в государстве. Этот принцип, как и принцип гуманизма, пронизывает всю правовую систему и носит наиболее общий и всеобъемлющий характер.
    Принцип сочетания убеждения и принуждения. Методы убеждения и принуждения являются методами государственного руководства и управления обществом и отдельными его частями.
    При этом основным, главным методом руководства обществом несомненно является метод убеждения. Метод убеждения реали- зуется в государстве в самых различных формах. При этом метод принуждения является вспомогательным, второстепенным, при- меняемым после метода убеждения.
    Принцип взаимной ответственности личности и государст-
    ва. Этот принцип предполагает то, что юридическую ответствен- ность должна нести не только личность, но и государство. При этом следует учитывать то, что государство несет юридическую ответственность в лице соответствующих органов и (или) долж- ностных лиц. Такая ответственность перед личностью со стороны государства и его органов (должностных лиц) наступает при на- рушении ими своих обязанностей перед личностью.
    3. Соотношение объективного и субъективного в праве
    Право - это социальное явление, которое одновременно можно рассматривать в качестве объективно-субъективного явления.
    Объективное право есть совокупность нормативных правовых предписаний, которые нашли свое формальное отражение в раз- личных источниках права. Субъективное право - это то, что при- надлежит субъекту, как участнику правовых отношений. Субъек-

    75
    тивное право закрепляет меру и масштаб возможного или обяза- тельного поведения человека.
    Объективное (то, что не зависит от воли человека) в праве обу- словлено тем, что:
    - в нем объективно отражается уровень общественного разви- тия (экономики, политики, морали, нравственности, культуры и т.д.);
    - сложившиеся отношения в обществе находят свое юридиче- ское закрепление в законодательстве;
    - оно (право) является элементов правовой культуры общества.
    Субъективное в праве (то, что зависит от воли человека) обу- словлено тем, что оно:
    - является результатом правотворческой деятельности и высту- пает в форме законодательства;
    - находит свое отражение в правовом сознании и правовой культуре общества.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта