Н+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева
Скачать 1.65 Mb.
|
ВОССОЗДАНИЕ ОБРАЗЦА НА ОСНОВЕ ВООБРАЖЕНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫСЛЕННОГО АНАЛИЗА ФОРМЫ И КОНСТРУКЦИИ На первый взгляд, этот вид конструирования похож на предыду- щий. Во всяком случае, по цели деятельности ученика в обоих этих видах имеется определенное сходство: и в том, и в другом случае не- обходимо скопировать образец. Вместе с тем они существенно раз- 2 TEORIA I METODIKA.indd 158 TEORIA I METODIKA.indd 158 08.09.2006 14:27:14 08.09.2006 14:27:14 Process Black Process Black 159 личаются. Если при копировании образца на основе репродуктив- ной деятельности ученик имеет дело с предметом, все особенности устройства которого хорошо видны, то данный вид конструирования предполагает, что само устройство образца ученик во всех подробно- стях не видит, но может их домыслить, представить, дополнить путем мысленного анализа видимой формы. Таким образом, характер позна- вательной деятельности в данном виде конструирования не является чисто репродуктивным, в нем есть элементы более активного поиска. К этому виду конструирования можно отнести ряд конкретных разновидностей с присущими им приемами организации деятельно- сти учащихся. Рассмотрим некоторые из них. 1) Воспроизведение плоскостной модели путем сборки из от- дельных частей. Задачи этого вида разработаны по аналогии с головоломками, издавна известными в культуре разных народов. В педагогическом процессе они используются в качестве конструирования по модели, о котором мы уже упоминали. В задании приводится образец, который необходимо скопировать, но он дает представление лишь об общей форме (узора, фигуры), которая должна получиться, а способ ее со- ставления, взаиморасположение деталей нужно определить самосто- ятельно. По такому принципу разработаны так называемые «пазлы», которые пользуются у детей популярностью, и другие аналогичные головоломки. Главное достоинство этих задач состоит в том, что в процессе их решения ребенок вынужден проделать определенную умственную ра- боту, связанную с мысленной трансформацией одних форм в другие, перестановкой, анализом и синтезом фигур. Первоклассники с большим или меньшим успехом составляют по таким образцам-моделям аппликации из геометрических фигур. Рис. 40 TEORIA I METODIKA.indd 159 TEORIA I METODIKA.indd 159 08.09.2006 14:27:15 08.09.2006 14:27:15 Process Black Process Black 160 2) Воспроизведение объемной модели на основе заданного мо- дуля. Эти задания похожи на предыдущие, но отличаются от них тем, что модели, на создание которых ориентируется ученик, объемные. К числу интересных примеров такого вида можно отнести, например, разработанные Б. П. Никитиным развивающие игры 61 по составлению фигур из кубиков. Как и в плоскостном конструировании, главная слож- ность состоит в том, что в общей фигуре не видны границы отдельных деталей (Рис. 41). Выполняя задание, ученик прежде всего произво- дит мысленный анализ формы, определяя, на какие фигуры ее мож- но расчленить. Вторая часть задания – синтез, который также сначала осуществляется в уме, а потом с помощью предметных действий. В играх Б. П. Никитина фигурки склеены из одинаковых кубиков (модулей), поэтому в общей форме, составленной из отдельных фи- гур, невозможно различить, какой кубик к какой конкретно фигурке относится. Рис. 41. Модули (1–7) и фигуры из них (8–10) В качестве модуля может выступать какая-нибудь другая деталь, например спичечный коробок. Изготовление игрушек из таких короб- ков также может быть задано детям как конструирование по модели. Предположим, необходимо сделать игрушечную лошадку. Ученикам дается образец, но вся конструкция закрыта снаружи (оклеена бума- гой), так что нельзя рассмотреть, сколько именно коробков взято, как они соединены между собой – видна только общая форма изделия. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 61 Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1985. TEORIA I METODIKA.indd 160 TEORIA I METODIKA.indd 160 08.09.2006 14:27:15 08.09.2006 14:27:15 Process Black Process Black 161 Рис. 42 Если бы точно такое же изделие ребенку сначала позволили рас- смотреть в «открытом» виде, где каждая деталь хорошо видна и без особого труда вычленяется из общей конструкции, не сливается с другими, – то выполнить анализ конструкции было бы проще. По- добные задания также предполагают активную умственную деятель- ность, требуют внимательного рассматривания, сравнения, запо- минания деталей и проч., но они даются на более ранних ступенях образования. А в данном случае ученику предстоит самому мысленно произве- сти такое разделение, ориентируясь только на внешние особенности общей формы – модели изделия. В этом случае задание предполага- ет более активную аналитико-синтетическую деятельность ученика и развивает в нем то, что принято называть сообразительностью. 3) Задания на мысленное достраивание или трансформацию формы. Задания, разработанные по такому принципу, ученики сначала выполняют в своем воображении, а затем могут проверить практиче- ским путем. Их ценность заключается в развитии пространственного воображения и сообразительности детей. Приведем примеры подоб- ных заданий, данные в учебниках (Рис. 43). «Квадратики бумаги сложили, как показано здесь, и срезали у каждого 1–2 уголка. Мысленно разверни квадратики и найди каждо- му из них пару из этих фигур. Для каких квадратиков здесь нет пары? А какие фигуры лишние? Попробуй их вырезать» (учебник для 2 клас- са «Чудесная мастерская»). TEORIA I METODIKA.indd 161 TEORIA I METODIKA.indd 161 08.09.2006 14:27:15 08.09.2006 14:27:15 Process Black Process Black 162 Рис. 43 Приведем еще один пример. Третьеклассникам предлагается вы- резать из бумаги узор в полосе, имитирующий рисунок металличе- ской ограды (Рис. 44). Рис. 44 TEORIA I METODIKA.indd 162 TEORIA I METODIKA.indd 162 08.09.2006 14:27:15 08.09.2006 14:27:15 Process Black Process Black 163 Если бы к образцу узора, данному в учебнике (учебник для 3 клас- са «Наш рукотворный мир»), была добавлена инструкция, показы- вающая, какого размера полоску бумаги следует взять, как надо ее сложить, какой формы сделать прорези в полученной заготовке, это было бы репродуктивное копирование образца. Если, выполняя это же задание, ученик ориентируется лишь на готовый узор, то он сам должен произвести мысленное преобразование рисунка: установить, сколько повторяющихся частей в узоре, где проходят оси симметрии, какой основной элемент узора и проч. Аналогичным образом построены и другие задания в учебниках и рабочих тетрадях: подбор соответствующей заготовки к определен- ному узору, нахождение парных элементов среди готовых форм и их частей. Все они требуют от ученика именно мысленного достраива- ния формы по ее части. Рис. 45 1. Найди пары: соедини линией сложенный и развернутый квадраты с одним и тем же узором. 2. Дорисуй узор в квадрате, кото- рому не хватило пары. 1. Во сколько раз сложили поло- ску бумаги, чтобы вырезать узор, по- казанный на этой странице? Запиши это число на полях. 2. По каким линиям вырезали сло- женную полоску для получения этого узора? TEORIA I METODIKA.indd 163 TEORIA I METODIKA.indd 163 08.09.2006 14:27:16 08.09.2006 14:27:16 Process Black Process Black 164 4) Воспроизведение конструкции в других материалах. Скажем и еще об одной разновидности копирования образца на основе самостоятельного мысленного анализа его формы и кон- струкции. Вы предложили своим ученикам изготовить какой-то пред- мет определенной формы (и ей, конечно, соответствует совершенно определенная конструкция), но при этом предоставили для работы другие материалы, которые не позволяют сделать абсолютно такие же детали и точно скопировать образец. В этом случае дети должны будут мысленно «перевести» все детали образца в соответствую- щие аналоги, имеющиеся в их распоряжении. Например, в учебнике «Умелые руки» первоклассникам предлагается изготавливать макеты букв из деталей пластмассового «Конструктора». Первое задание они выполняют, копируя образец: так учителю удобнее познакомить уче- ников с приемами работы. Далее в учебнике предлагается: «Отбери необходимые детали и самостоятельно собери следующие буквы: Д, Н, П». При этом нарисованные в учебнике образцы сделаны не из деталей «Конструктора» и ученикам предстоит самостоятельно опре- делить, какие же именно детали следует взять, чтобы буквы получи- лись нужных пропорций (а по возможности и такого же цвета, как на образцах). Каждое изделие должно отражать основные формы модели, ее пропорции и внешний вид. К тому же изображенные на образцах-мо- делях буквы не плоские, а объемные, и это тоже следует учесть при сборке. Рис. 46 5) Задачи на поиск закономерности в устройстве образца. В процессе выполнения подобных заданий ученики фактически решают логические задачи. Ориентируясь на модель образца, они должны заметить закономерность, которой подчиняется конструкция. Найдя эту закономерность, школьники определяют, какой конкрет- но вид может иметь искомая конструкция. Роль образцов-моделей в таких заданиях играют специальные «подсказки», которые позволя- ют выявить заданную закономерность. Пример подобной задачи из TEORIA I METODIKA.indd 164 TEORIA I METODIKA.indd 164 08.09.2006 14:27:16 08.09.2006 14:27:16 Process Black Process Black 165 учебника для 1 класса был рассмотрен ранее: выполнение апплика- ции, изображающей птицу с пятью разноцветными перьями в хвосте. Логические задания могут быть также связаны с определением закономерности, в соответствии с которой меняется конструкция. Установив эту закономерность, ученик определяет, каков будет вид искомого изделия. Например, так разработано задание по выполнению аппликации «Снеговик». В качестве опорной модели к нему даны три «окошка»: в двух из них изображены снеговики, сконструированные из кругов, а третье – пустое. Рис. 47 Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Какая картинка должна быть в третьем окошке?» Сравнивая картинки-образцы, уче- ники заметят, что изображение определенным образом изменяет- ся: снеговик в формате листа постепенно сдвигается с левого края к правому; голова его поворачивается справа налево, а руки опускают- ся относительно туловища сверху вниз. Следовательно, правильное решение задачи будет таким: в третьем «окошке» снеговик должен располагаться у правого края листа, голова повернута влево, руки в нижней части туловища. Подобные задания учат внимательно рассматривать и изучать образцы, устанавливать принцип их конструирования, развивают ло- гическое мышление школьников наряду с формированием практиче- ских умений и развитием конструкторских способностей. От ученика требуется, чтобы он не просто внимательно рассмотрел образец и произвел анализ видимого, но и мысленно сумел проникнуть в неви- димое 62 62 Надеемся, что эти слова не будут истолкованы слишком поверхностно и бук- вально. Если, скажем, ученик изготавливает простейшую тележку по рисунку, на ко- тором дальние колеса не видны, это вовсе не означает, будто ему нужно проделать умственную работу, чтобы догадаться об их существовании. TEORIA I METODIKA.indd 165 TEORIA I METODIKA.indd 165 08.09.2006 14:27:16 08.09.2006 14:27:16 Process Black Process Black 166 Иногда учителя полагают, что задания такого рода (жестко регла- ментирующие конечный результат) не позволяют ученикам в полной мере проявить свободное творчество, и потому «подправляют» их, предлагая детям вместо решения задач псевдотворческие задания: создать картинку по своему усмотрению (со снеговиком, с птичкой и проч.). Анализ закономерностей, которые лежат в основе изменения изображения, в таких случаях вообще игнорируется. Этого делать не следует, поскольку работа учеников лишается дидактического смысла. Чтобы предоставить детям в пределах подобных заданий допол- нительную возможность для творческого самовыражения, можно при желании предложить им произвольно добавить к основному изобра- жению другие детали: подклеить или подрисовать «снежные сугро- бы», солнце, деревья и проч. Но это можно будет сделать лишь тогда, когда основная часть задания выполнена и задача на поиск законо- мерности решена. Как видим, для правильной организации подобных заданий важно, чтобы учитель хорошо понимал их смысл и развивающие возможности. ДОКОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ Задания, связанные с доконструированием изделия, обычно бы- вают двух типов: 1) доведение до конца начатой кем-то работы; 2) внесение конструктивных дополнений в готовое изделие. И в том, и в другом случае все дополнения вносятся в изделие не случайным образом, а в соответствии с заранее поставленной целью или с заданными условиями. К доконструированию не относятся та- кие задания, в которых требуется просто доделать начатое кем-то из- делие, применяя для этого известные способы работы. То же самое следует сказать и о тренировочных упражнениях, направленных на усвоение и отработку нового приема. Степень сложности заданий на доконструирование может быть разной, однако даже самые простые из них связаны с решением конструкторских задач и требуют от уче- ников творчества, изобретательности. Пример задания первого типа. Ученикам предлагаются незавершенный эскиз открытки «с окош- ком» и такая же заготовка для изготовления изделия. Необходимо 3 TEORIA I METODIKA.indd 166 TEORIA I METODIKA.indd 166 08.09.2006 14:27:17 08.09.2006 14:27:17 Process Black Process Black 167 сначала завершить эскиз открытки, а затем выполнить аналогичную работу практически: в соответствии с эскизом сделать открытку из незавершенной заготовки. При этом и незавершенный эскиз, и за- готовка, предлагаемые ученикам, имеют достаточно нейтральный характер, а в задании требуется придать открытке определенное на- строение и ярко выраженный характер. Рис. 48 С целью повышения гибкости и вариативности проектного мыш- ления учащихся им предлагаются два варианта задания. В нем гово- рится: «Это открытка с «окошком», которое с внешней стороны имеет вид елочного шарика. Дорисуй и раскрась ее так, чтобы сразу было понятно, что она предназначена для новогоднего поздравления: а) маленькой девочке; б) взрослому и очень строгому человеку» 63 При выполнении такого задания школьникам нужно не просто вспомнить или повторить уже известные пути и способы работы, а осу- ществить творческий перенос имеющихся знаний и умений в новую си- туацию; к тому же придется использовать новые комбинации прежних знаний и умений. При этом необходимость подчиняться поставленным требованиям направляет поисковую деятельность и ограничивает вы- движение случайных, необоснованных, плохо продуманных решений. Примеры заданий второго типа. 1. После изготовления записной книжки-календаря в виде ма- трешки второклассникам предлагается: «Придумай для обложки своего календаря простой и удобный замочек. Обязательное требо- вание: замочек не должен нарушать оформление обложки, а должен с ней сочетаться» (Рис. 49). 2. Аналогичным образом сформулировано проектное задание, которое предлагается второклассникам после изготовления дорож- ной игольницы в твердой обложке (Рис. 50): «Придумай, как изменить 63 Задание из рабочей тетради к учебнику по технологии для 3 класса «Наш ру- котворный мир» (автор Н. М. Конышева). TEORIA I METODIKA.indd 167 TEORIA I METODIKA.indd 167 08.09.2006 14:27:17 08.09.2006 14:27:17 Process Black Process Black 168 или дополнить устройство игольницы, чтобы в ней можно было взять в дорогу не только иголки, но и небольшое количество ниток. Жела- тельно, чтобы твой замысел был простым, экономичным и удобным как в изготовлении, так и в использовании вещи» 64 Рис. 49 Рис. 50 Задания на доконструирование готовых изделий чаще всего но- сят рационализаторский характер и, как всякие рационализаторские предложения, направлены на их усовершенствование. В подобных случаях для решения поставленной задачи может быть вполне доста- точно добавить к исходной конструкции 1–2 дополнительные детали, и потому они могут показаться простыми. Тем не менее это не так. Уче- ники должны проявить смекалку и настоящие изобретательские спо- собности, чтобы выполнить задание в соответствии с требованиями. ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ Такие задачи связаны с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделия некоторых конструктивных или декоратив- ных изменений, для того чтобы изменить принцип его действия или преобразить внешний вид в соответствии с новыми условиями. 64 Задание из рабочей тетради к учебнику по технологии для 2 класса «Чудесная мастерская» (автор Н. М. Конышева). 4 TEORIA I METODIKA.indd 168 TEORIA I METODIKA.indd 168 08.09.2006 14:27:17 08.09.2006 14:27:17 Process Black Process Black 169 В заданиях подобного рода может потребоваться изменение формы, размеров, количества деталей в изделии, способов их соеди- нения и проч. Приведем пример. Второклассникам после изготовления декора- тивной игольницы в виде цветка, предлагается: «Подумай, что следо- вало бы изменить в такой игольнице, чтобы она подошла к украше- нию замка Снежной королевы». Решая эту задачу, ученики обращают внимание на то, что образец, который они копировали, – это «солнеч- ный», «жаркий» цветок. Для Снежной королевы больше подошла бы, например, игольница-снежинка или холодная колючая звезда. Соот- ветственно этому учащиеся приходят к выводу, что в изделии следу- ет заменить декоративную часть полностью, а подушечку для иголок достаточно обтянуть другим материалом: блестящим и «холодным». Придуманные школьниками проектные варианты изделий вполне со- ответствуют поставленным требованиям 65 Рис. 51 Можно заметить, что задания на доконструирование и перекон- струирование изделий похожи. Однако между ними есть и некоторые различия. В заданиях на переконструирование изделий речь идет уже не просто о добавлении к образцу дополнительных деталей, а о вне- сении в изделие комплекса целенаправленных изменений. В случае переконструирования оно изготавливается заново. В таком задании от ученика требуется по-новому осмыслить объект, взглянуть на него с другой точки зрения. Учителю следует иметь в виду, что задания на доконструирование или переконструирование будут по-настоящему эффективны лишь при соблюдении главного требования: школьники должны понимать смысл вносимых в изделие изменений и дополнений. В противном случае все действия по изменению образца носят случайный, непред- намеренный характер; их нельзя назвать решением задачи. 65 Пример из учебника по технологии для 2 класса «Чудесная мастерская» (автор Н. М. Конышева). TEORIA I METODIKA.indd 169 TEORIA I METODIKA.indd 169 08.09.2006 14:27:18 08.09.2006 14:27:18 Process Black Process Black 170 В качестве характерного примера, в котором обнаруживается не- понимание учителем смысла проектной, конструкторской деятель- ности, можно привести следующий. На одном уроке дети сделали по образцу тележку из металлоконструктора. А на следующем учитель за- планировал более «творческую» работу, в связи с которой он поставил перед учениками вопросы: «Как можно улучшить конструкцию изде- лия? Какую часть тележки удобнее заменить другими материалами?» Поскольку детям непонятно, для чего именно нужно вносить из- менения в тележку, их поисковая деятельность лишается настояще- го смысла. Думается, что у них будут какие-то предложения (всегда можно «что-то изменить»), но нельзя утверждать, что при этом имеет место целенаправленный поиск. В целях создания условий для настоящего творческого поиска учителю следовало более конкретно поставить задачу усовершен- ствования изделия, чтобы ученики понимали, с какой целью его сле- дует улучшать. Скажем, тележку нужно приспособить под перевозку сыпучего груза, или нужно придумать, как присоединить к ней удоб- ную ручку, за которую можно тянуть тележку, или требуется сделать переднюю ось подвижной, чтобы тележкой легче было управлять, и т. п. Необходимость достижения конкретной цели создает условия для поисковой учебной деятельности. В этом случае ученики снача- ла выдвигают умозрительные гипотезы, а затем проверяют их прак- тическим путем. В частности, тележка для перевозки сыпучих грузов уже не может иметь кузов, сделанный из «решетообразных» деталей, взятых из набора «Конструктора-механика». Следовательно, необхо- димо предложить другие варианты. Может быть, учащиеся предложат использовать в качестве кузова готовую коробку; тогда надо приду- мать, как ее закрепить, соединить с общей конструкцией. А может, достаточно продублировать стенки и дно тележки бумажными или картонными деталями. В этом случае придется определить их форму, рассчитать размеры, придумать способы крепления и проч. СОБСТВЕННО КОНСТРУИРОВАНИЕ В данном случае ученик полностью самостоятельно разрабаты- вает изделие, подчиняясь поставленной цели; при этом он не просто переделывает заданный образец, а изначально сам определяет все особенности устройства и внешнего оформления. Считается, что это 5 TEORIA I METODIKA.indd 170 TEORIA I METODIKA.indd 170 08.09.2006 14:27:18 08.09.2006 14:27:18 Process Black Process Black 171 самый сложный вид конструкторских заданий, однако в действитель- ности уровень творческого поиска в них может существенно варьи- роваться. Могут быть относительно простые задачи на конструирова- ние, а переконструирование или доконструирование изделия может потребовать от ученика настоящего творчества и нестандартного мышления (в чем мы имели возможность убедиться). В заданиях на конструирование направление познавательной де- ятельности задается теми условиями, которым должно удовлетворять изделие. Эти условия могут формулироваться двумя способами: 1) в виде перечня конкретных требований; 2) в виде определения области функционирования вещи (где, как и кем она будет использоваться). Рассмотрим каждый из вариантов подробнее. 1. Конструирование изделия в соответствии с перечнем конкрет- ных требований. Задание по данному варианту можно сформулировать, например, так: «Сконструировать и собрать из деталей «Конструктора-механи- ка» стул для куклы. 1. Сиденье стула должно быть размером не менее 50 х 50 мм. 2. Высота ножек и спинки стула должна быть пропорциональна размеру сиденья. 3. Стул должен быть устойчив и не опрокидываться при отклоне- нии в сторону на угол до 20 градусов. 4. При ослаблении гаек ножки стула не должны подгибаться (складываться). 5. На стул нужно израсходовать как можно меньше деталей» 66 Конструировать изделие в соответствии с конкретным перечнем требований ученики могут не только при работе со специальными на- борами для конструирования. В общем процессе изготовления пред- мета допустимо каждую деталь подготавливать самостоятельно. Задание: Сконструировать записную книжку из бумаги и картона. 1. Размер книжки должен быть 80 х 120 мм. 2. Количество страниц – не менее 20. 3. Книжный блок (тетрадь) должен быть съемным, чтобы его легко можно было заменить. 4. К книжке должен прилагаться запасной блок листов. 66 Задание из книги: Б. П. Никитин. Развивающие игры. – М., 1985. – С. 114. TEORIA I METODIKA.indd 171 TEORIA I METODIKA.indd 171 08.09.2006 14:27:18 08.09.2006 14:27:18 Process Black Process Black 172 Перечень условий для конструирования может быть задан не обязательно в виде вербально оформленного списка. Выше уже был приведен пример конструирования моста, когда требования задава- лись с помощью игрового реквизита. Фактически в данном задании игровые реквизиты заменяют список конкретных условий. Условная «река» обозначает длину моста; катера и яхты, которые должны сво- бодно проходить под мостом, обозначают его минимальную высо- ту; игрушечные автомобильчики (которые будут двигаться по мосту в определенном количестве рядов) задают ширину моста. В данном случае игровая форма предъявления задания обеспечивает лишь его лучшее понимание детьми, однако суть способа от этого не меняется: каждый из обозначенных параметров можно было выразить, напри- мер, в сантиметрах; количество этих параметров также не является строго определенным. 2. Конструирование изделия в соответствии с областью его функционирования. В данном виде конструирования все параметры и требования к из- делию даются не в виде перечня отдельных пунктов, которые должны быть соблюдены, а комплексно. Обозначаются лишь общие условия использования вещи. Сообразуясь с ними, ученик должен, во-первых, самостоятельно выделить необходимые параметры (учет которых по- зволит создать изделие, отвечающее поставленным условиям) и, во- вторых, продумать способы их реализации в данной конкретной вещи. Для настоящего конструктора проектные задачи, как правило, ставятся именно таким образом. Например: необходимо сконстру- ировать комфортное кресло для пассажиров авиасалона, которое будет использоваться в многочасовых беспосадочных перелетах. В данном случае задание не оговаривает, какой высоты должна быть спинка кресла, какова высота, длина и ширина сиденья, каких раз- меров подлокотники, каковы формы всех частей кресла, их наклон, трансформируется оно или нет. Тем не менее совершенно очевидно, что не только эти, но и еще многие другие параметры конструктор обязательно должен учесть при проектировании пассажирского крес- ла, и учесть совершенно определенным образом. Наподобие этого (разумеется, на доступном уровне) могут быть поставлены проектные задания и перед младшими школьниками. В качестве примера можно привести задание для второклассни- ков по лепке чайной чашки: TEORIA I METODIKA.indd 172 TEORIA I METODIKA.indd 172 08.09.2006 14:27:18 08.09.2006 14:27:18 Process Black Process Black 173 «Выбери себе "заказчика" – героя любой сказки – и сделай чашку специально для него» 67 Ученик самостоятельно разрабатывает изделие, руководству- ясь особенностями характера сказочного персонажа, которого он выбрал. Если он достаточно отчетливо представляет себе основные особенности характера героя и его внешности, значит, представля- ет и условия, которым должно соответствовать его изделие. Скажем, если проектируется чашка для Мальвины, то какая она может быть? Очевидно, такая же, как и сама Мальвина – кукла-актриса с необыч- ными голубыми волосами: красивая, чистенькая и подчеркнуто ак- куратная; строгая, «правильная», любящая цветы и бантики. Все эти черты можно выразить достаточно определенно, продумывая форму, размер, особые детали, декор мальвининой чашки. Вместе с тем разные авторы сделают этот проект по-разному. Скажем, кто-то придумает форму чашки в виде колокольчика, рас- ширяющуюся кверху, другой – в виде ландыша, сужающуюся кверху; один сделает поверхность ребристой, другой – гладкой; блюдце мо- жет быть с фестончиками или без них и так далее – и каждое из этих проектных решений вполне отвечает характеру героини. Однако эта чашка не может быть, например, слишком большого размера, или ка- кой-либо асимметричной формы «модерн», или грубо обработанной. Окраска изделия, вероятно, может быть бледно-розовой, голубова- той, белой и других пастельных тонов и холодных оттенков, но едва ли приемлемы в данном случае, например, огненно-красный, темно- синий или черный цвета. На поверхности такой чашки вполне умест- ны изысканные узоры из нежных цветов, бабочек, бантиков и т. п., но, видимо, не годится окрасить ее «под деревенский ситчик». Формулировка условий, обозначающих область функционирова- ния вещи, может быть и более строгой, не игровой и не «игрушечной». Например, третьеклассникам предлагается разработать сервиз опре- деленного назначения (молочный, детский; кувшин и кружку для кваса) или комплект для кухни определенного стиля (подходящий к этим обо- ям, шторам, мебели и проч.), упаковку к конкретному сувениру и т. п. 68 Такие задания тоже допускают различное видение ситуации и, сле- довательно, предполагают разнообразные варианты решения. Но и в этих случаях разнообразные не значит любые. Скажем, кто-то сделает молочный кувшин в форме цилиндра, кто-то – в виде шара или яйца; 67 См.: Конышева Н. М. Чудесная мастерская: Учебник для 2 класса. 68 См.: Конышева Н. М. Наш рукотворный мир: Учебник для 3 класса. TEORIA I METODIKA.indd 173 TEORIA I METODIKA.indd 173 08.09.2006 14:27:18 08.09.2006 14:27:18 Process Black Process Black 174 один придумает украсить его цветочками, другой нарисует узор в виде клеточек, горошка, третий сделает барельеф с изображением коровы и т. д. и т. п. Однако молочный сервиз не может быть слишком миниа- тюрным или с мрачным декором; кроме того, все предметы сервиза должны быть объединены общим стилем – так что при всем многооб- разии решений у учителя и у учеников, которые будут оценивать про- екты друг друга, есть совершенно определенные объективные крите- рии, по которым можно судить, насколько удачно выполнена работа. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОКОНСТРУИРОВАНИЯ, ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ ПО ЗАДАННЫМ УСЛОВИЯМ Первое требование к организации творческих видов конструиро- вания состоит в полноценной предварительной подготовке учеников. Ее содержание определяется конкретным содержанием каждого за- дания, но в любом случае в него включаются, по меньшей мере, два компонента: 1) знания о конструируемом объекте; 2) практические умения, необходимые для выполнения работы. Так, приступая к конструированию моста, ученик перед этим дол- жен был хотя бы раз видеть мост на картинке или фотографии, а лучше всего в реальности; и не просто видеть, а заметить и запомнить основ- ные элементы его конструкции, проанализировать и понять их смысл. Богатство полученных ранее знаний и опыта – необходимая база для воображения (которое, в свою очередь, является важнейшим процессом в структуре творческих видов конструирования). Если за- пас знаний и впечатлений недостаточен, он будет плохой основой для выдвижения вариативных гипотез. Следовательно, важнейшей частью занятий по конструированию является обогащение (расширение и детализация) знаний и пред- ставлений учеников о предметах окружающего мира. Тем не менее это требование вовсе не означает, что подобные за- дания должны быть отодвинуты на более поздние периоды обучения, когда у детей накопится большая сумма знаний и выработаются слож- ные практические умения, а до того они должны работать исключи- тельно по образцу. Дело в том, что достаточные опорные знания и умения могут быть сформированы уже в 1–2 классах (этот вид занятий экспериментально 6 TEORIA I METODIKA.indd 174 TEORIA I METODIKA.indd 174 08.09.2006 14:27:18 08.09.2006 14:27:18 Process Black Process Black 175 проверен и в практике дошкольных учреждений, что мы видели в при- веденном выше примере на конструирование моста). В качестве примера задачи на конструирование по условиям, до- ступной школьникам при сравнительно небольшом запасе знаний и умений, приведем задание для учащихся первого класса: «Рассмотри фото и образцы с изображением салюта. Придумай свой праздничный салют и сделай картинку из любых материалов на листе приложения» 69 Задача учащихся заключается в том, чтобы придумать и создать образ праздника – через изображение салюта на плоскости листа заданного формата и цвета, используя для этого комбинированную технику работы (наклеивание на основу кусочков бумаги или семян, ниток, бисера и проч.). Техника выполнения этого задания проста, поэтому достаточно беглого показа приемов работы – ученики тут же их используют. Что касается необходимого опыта и базовых представлений, то отметим следующее. Во-первых, учитель может рассчитывать на то, что у де- тей данного возраста образ разных салютов имеется в памяти, его надо только актуализировать. Во-вторых, на уроке имеющиеся зна- ния и впечатления обязательно расширяются и уточняются с помо- щью соответствующей наглядности. Следующие требования касаются организации работы учеников непосредственно в процессе конструирования. Этот процесс вклю- чает в себя три взаимосвязанных этапа: подготовительный, исполни- тельский и итоговый. Организация каждого из них должна соответ- ствовать дидактической сущности этапа. Особое внимание следует обратить на подготовительный этап, на котором происходит формирование замысла. Этот этап имеет соб- ственную структуру, которую можно схематично представить в виде следующих взаимосвязанных звеньев: 69 Задание из учебника-тетради для 1 класса «Умелые руки» (автор Н. М. Коны- шева). Общее мысленное представление о предмете Детализация замысла, подбор вариантов; выполнение расчетов, схем, эскизов Выбор окончательного (оптимального) варианта TEORIA I METODIKA.indd 175 TEORIA I METODIKA.indd 175 08.09.2006 14:27:18 08.09.2006 14:27:18 Process Black Process Black 176 Известно, что ни один изобретатель (конструктор, художник, ди- зайнер) не работает «за пустым столом», т. е. не изобретает вещь полностью с нуля. Как правило, любой творческий процесс основан на знании аналогичных работ, которые уже были выполнены раньше другими конструкторами, художниками, дизайнерами. Анализ предшествующего опыта позволяет в процессе констру- ирования отобрать наиболее рациональные идеи, сообразуясь с по- ставленными условиями. Это очень важная часть работы, которая по- могает лучше осознать проблему и избежать непродуктивных затрат времени. В противном случае конструктор должен был бы каждый раз изобретать уже известное. Учащиеся в процессе конструирования конкретных вещей также должны иметь возможность сначала проанализировать уже суще- ствующие аналоги подобных изделий. Это отнюдь не означает, что они настраиваются на копирование. Ведь все образцы исследуются, изучаются с учетом новых требований. Используя эту базу, школьни- кам легче придумывать, выдвигать собственные конструкторские и художественные идеи. На исполнительском этапе выдвинутые умозрительные идеи про- веряются практическим путем. Одной из особенностей мышления младших школьников является то, что первоначальный замысел мо- жет быть не вполне отчетливым и даже (на первых порах) недоста- точно устойчивым. В связи с этим на исполнительском этапе работы у учеников может возникнуть потребность в уточнении или дополнении первоначальной идеи. Для этого им может понадобиться повторное ознакомление с наглядностью, образцами, которые были представле- ны на предыдущей стадии работы. Такая возможность им, безусловно, должна быть предоставлена. Следовательно, учебник с образцами во время работы не должен быть закрыт. Лучше всего держать его в от- крытом виде на специальной подставке. Не убирается наглядность и с доски. Кроме того, желательно иметь дополнительные наглядные ма- териалы, к которым ученики могут при желании обратиться самостоя- тельно, можно, например, положить их на специально отведенный для этого стол. К сожалению, в школьной практике распространена диаме- трально противоположная методика организации творческой работы учеников. Считается, что обилие наглядности их, во-первых, отвлекает, а во-вторых, подталкивает к копированию, заимствованиям. Согласно современным научным данным, подобная точка зрения безоснователь- на. Напротив, активная умственная деятельность предполагает целе- направленную работу с источниками, изучение существующего опыта. TEORIA I METODIKA.indd 176 TEORIA I METODIKA.indd 176 08.09.2006 14:27:18 08.09.2006 14:27:18 Process Black Process Black 177 В процессе конструирования промежуточные результаты посто- янно сверяются с замыслом, при необходимости проводятся кон- трольные испытания, проверка изделия на соответствие постав- ленным требованиям. Например, если создавалась тележка для перевозки сыпучих грузов, следует проверить, можно ли ее использо- вать по назначению: не высыпается ли содержимое из кузова; легко ли его нагружать и выгружать. Если задача состояла в усовершенство- вании дорожной игольницы с целью размещения в ней кроме иголок и небольшого запаса ниток, необходимо проверить ее на качество вы- полнения именно этого требования. Если создавалась упаковка для определенного сувенира, проверка должна подтвердить, что он хоро- шо размещается в этой упаковке. В случае выявления конструктивных недочетов автору должна быть предоставлена возможность их устранения. Когда работа полностью завершена, проводится итоговая оценка изделия. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 1. Какую деятельность можно назвать конструированием? Каковы осо- бенности учебного конструирования? 2. Какие классификации видов учебного конструирования вам известны? 3. Дайте характеристику конструирования – копирования образца ре- продуктивным способом. Обоснуйте, в чем заключается образовательный и развивающий смысл данного вида конструирования. 4. Приведите примеры заданий на воссоздание образца на основе вооб- ражения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции. 5. В чем сходство и различия заданий на доконструирование, перекон- струирование и конструирование по условиям? Раскройте основные особен- ности каждого из этих видов конструирования. Приведите примеры заданий. 6. Учитель в сообщении о своем опыте работы излагает следующее: «На уроках моделирования необходимо давать пищу для размышлений, будить техническую мысль. Предлагаю задание: сделать модель качелей, исполь- зуя картон, профиль, металлический конструктор. И убеждаюсь на опыте, если дать свободу творческому мышлению детей, тогда и результат налицо: разнообразие конструкторских решений, разные способы соединения дета- лей, различное сочетание материалов» 70 70 Пример из доклада учителя на семинаре. TEORIA I METODIKA.indd 177 TEORIA I METODIKA.indd 177 08.09.2006 14:27:18 08.09.2006 14:27:18 Process Black Process Black 178 Дайте оценку предложенного учителем задания с учетом требований к учебному конструированию. Насколько, по-вашему, правомерны выводы учителя о результативности подобной работы? 7. Подумайте, каким образом в отдельных видах учебного конструирова- ния можно развивать у учащихся такие психические процессы, как восприя- тие, воображение, память. Приведите примеры. 8. Как вы думаете, в какой последовательности должны включаться в учебный процесс разные виды конструирования: от копирования образца к проектированию или как-то иначе? Аргументируйте свой ответ. 4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» В научно-практический обиход образовательной области «Техно- логия» с конца 90-х гг. XX века активно внедряется понятие проектной деятельности. Во многом именно благодаря данному факту отдель- ные учебно-методические документы этого периода получают обнов- ленный вид. В частности, в пояснительной записке к эксперименталь- ной программе для общеобразовательных учреждений по технологии 1997 года прямо сказано, что в целом ее содержание осталось преж- ним (по сравнению с программой 1986 года), но «одно из важнейших изменений – обязательный проект в каждом классе» 71 Идея включения проектной деятельности в учебный процесс яв- ляется прогрессивной и актуальной в современных условиях. Одна- ко, к сожалению, официально принятый курс ее внедрения в практику 71 Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение. Технология / Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко. – М, 1997. – С. 45. |