Главная страница
Навигация по странице:

  • ВКЛЮЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ТРУДА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В XVII–XIX вв.

  • Н+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева


    Скачать 1.65 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева
    Дата28.10.2020
    Размер1.65 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаН+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн.pdf
    ТипУчебное пособие
    #146501
    страница2 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    §
    2
    ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
    И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО
    ТРУДА В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
    ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
    СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ,
    ОБУСЛОВИВШИЕ ЗАНИЖЕНИЕ РОЛИ
    ПРАКТИЧЕСКОГО ТРУДА В ОБРАЗОВАНИИ
    В НАЧАЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ
    КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
    Для того чтобы лучше понять современные проблемы и прогно- зировать тенденции дальнейшего развития образовательной обла- сти «Технология», имеет смысл рассмотреть логику ее исторического становления.
    Считается, что в качестве специального учебного предмета практический, физический труд нашел применение в школах лишь в XVIII–XIX вв., однако корни его становления следует искать задолго до этого времени. Важно заметить, что образование с древнейших времен шло и развивалось в течение тысячелетий по двум непересе- кающимся линиям: по одной из них обучение совершенно исключало физический труд, а по другой он составлял основу образования.
    Так, в образовательных системах для избранных членов общества
    (детей социальной элиты) учебный предмет, подобный современной технологии, долгое время вообще не был представлен. И напротив, в образовании тех, кто впоследствии был призван создавать «матери- альные блага», практические виды труда играли существенную роль.
    Факт весьма красноречивый. Он говорит о том, как расценивалось значение предметного, практического труда в классической педаго- гике: практический труд не выходил за рамки подготовки человека к тем или иным видам практической работы; никаких воспитывающих или развивающих, облагораживающих человека функций за ним не признавалось (!). Естественно, что при такой трактовке практический труд в школах для аристократии просто не имел смысла. Так же есте- ственно и то, что в рамках образования для других социальных кате- горий практический труд максимально направлялся на выполнение своей основной задачи – формирование тех знаний, умений и навы-
    TEORIA I METODIKA.indd 19
    TEORIA I METODIKA.indd 19 08.09.2006 14:25:59 08.09.2006 14:25:59
    Process Black
    Process Black

    20
    ков, которые необходимы для конкретной области производства. Все остальные его функции не разрабатывались.
    Рассмотрим историю проблемы на конкретных примерах.
    Известно, что еще в IV в. до н. э. древнегреческий философ-ма- териалист Демокрит обратил внимание на особую роль труда в вос- питании подрастающего поколения, отмечая, что «учение вырабаты- вает прекрасные вещи только на основе труда». Разумеется, эта идея соединения воспитания с трудом должна быть оценена как весьма прогрессивная для своего времени, однако она была лишь одной из многих философских идей ученого. Что касается реальной практики древнегреческой школы и педагогики, то практический труд как та- ковой в ней, скорее, противопоставлялся целостному процессу гар- монического образования, а не включался в него. Так, в Афинской республике воспитание детей социальной верхушки – рабовладель- цев – предусматривало умственное, нравственное, эстетическое и физическое (спортивное) развитие. Физический труд был исключи- тельно уделом рабов и в рамках педагогических проблем вообще не рассматривался. Но в процессе социального расслоения в Древней
    Греции выделилась масса так называемых свободнорожденных граж- дан (демос). Дети этой социальной прослойки не могли обучаться в школе, однако в соответствии с законом они все-таки обязаны были получить определенное образование, которое состояло в обучении ремеслу. Если родители не уделяли этому должного внимания, то их дети в таком случае освобождались в будущем от материальных за- бот о престарелых родителях.
    Таким образом, социально-экономический смысл (но не педаго- гический!) подобного образования совершенно очевиден. Владение ремеслом рассматривалось исключительно в системе экономическо- го выживания, но не в системе развития и воспитания личности. По- нятно, что рабовладельческая знать с презрением относилась к сво- боднорожденным гражданам, занимающимся ремесленным трудом.
    Это и явилось одной из первых причин затянувшегося на тысячелетия занижения роли практического труда в образовании.
    В качестве весьма красноречивого примера природы такого от- ношения приведем несколько отрывков из древнеегипетского текста, созданного около 2000 г. до н. э. Этот текст представляет собой на- ставление отца сыну, которого он отправляет в школу писцов:
    «Я видел битого, а потому обрати сердце свое вослед писаниям.
    Видел я и избавленного от работ своих, смотри, неграмотность – ни- что, она равносильна зависимости… Видел я металлурга за работой
    TEORIA I METODIKA.indd 20
    TEORIA I METODIKA.indd 20 08.09.2006 14:25:59 08.09.2006 14:25:59
    Process Black
    Process Black

    21
    его у устья печи его. Его пальцы как кожа крокодила, и смердит он более, чем рыбья икра…
    Гончар возится с глиной весь век своей жизни. Роет он землю бо- лее чем свинья, чтобы обжечь посуду свою, одежды его… в лохмо- тьях… Он месит глину ногами, замешивая ее сам…
    Прачечник стирает на берегу по соседству с крокодилами…
    Смотри, нет занятий, свободных от начальников, кроме писца.
    Он – сам начальник…»
    10
    Можно заметить, что в этом древнем документе весьма образно отражено противопоставление «умственного и физического труда» и соответствующее отношение к последнему, которое не чуждо и на- шему времени.
    Думается, что именно отсюда и берет начало специфическое отно- шение к учебному предмету «трудовое обучение», или «технология».
    При дальнейшем развитии образования и педагогики в странах
    Азии, Европы, Северной Африки в течение длительного времени это разделение умственного и физического труда продолжало за- крепляться. В рамках господствовавших государственных традиций образование ориентировалось в первую очередь на подготовку про- водников государственной политики. В соответствии с этим, несмо- тря на всю разницу господствующих культур, конкретных философ- ских и религиозных воззрений, морально-этических и эстетических концепций, на протяжении довольно длительного времени в разных странах можно отметить совершенно определенное единство соци- альных подходов в образовании. Это единство взглядов и подходов выражалось в следующем: проблемы включения практического труда в школьное образование на деле просто не существовало. В част- ности, элитные школы повсеместно ориентировались, главным об- разом, на умственное развитие своих учеников; помимо обучения грамоте, математике и другим наукам в этих школах давали обыч- но знание законов, а также эстетическое образование. Физическое развитие, укрепление здоровья считалось также обязательным для представителя власти и государственного чиновника и обеспечи- валось определенным спортивно-гимнастическим образованием.
    Что касается практического труда, то он в системе философско-пе- дагогических идей вообще не рассматривался. Данная проблема еще долгое время продолжала быть исключительно проблемой социаль-
    10
    Цит. по кн.: Хрестоматия по истории древнего мира. – Саратов, 1973. –
    С.10–19.
    TEORIA I METODIKA.indd 21
    TEORIA I METODIKA.indd 21 08.09.2006 14:25:59 08.09.2006 14:25:59
    Process Black
    Process Black

    22
    но-экономического существования людей определенного класса, не имеющей отношения к школе как таковой. Ремесленники передавали свой опыт и знания детям своего круга, обеспечивая им тем самым воз- можность существования, однако к педагогике, тем более к высокому делу государственного образования это не имело никакого отношения.
    Эпоха средневековья, хотя и привносит многое в решение со- циокультурных, в том числе педагогических проблем, тем не менее не дает ничего принципиально нового в плане развития интересующей нас проблемы – образовательного и воспитательного значения руч- ного труда.
    Основную роль в жизни общества того времени играет церковь.
    В западноевропейских странах она держит в своих руках все обра- зование. Большинство средневековых школ так или иначе связаны с церковью: монастырские, кафедральные, приходские и проч., а об- учение в них преимущественно основывалось на механическом запо- минании «книжной мудрости». Основная же масса народа не получала образования в школах. В семьях и мастерских ремесленников сложи- лась отдельная от школ система ремесленного ученичества, в кото- рой обучение труду и самый труд осуществлялись одновременно.
    Таким образом, наметившаяся ранее линия деления образова- тельных систем по принципу включения и «невключения» в них прак- тического труда в эпоху средневековья не только сохраняется, но и закрепляется. Этому способствует и то обстоятельство, что образо- вание (в смысле книжной грамоты) все более утверждается как при- вилегия «посвященных». Оно не должно быть уделом масс, а потому именно механические способы заучивания, схоластическая зубрежка без понимания преобладают в учении.
    Из всего сказанного можно сделать предварительный, но очень важный для понимания проблемы вывод. До тех пор пока образова- ние могло оставаться схоластическим
    11
    , а образованность ограничи- валась системой книжных, формально заученных истин, привлечение практических форм познания в государственные образовательные системы не только не требовалось, но, возможно, в каком-то смысле было даже нежелательным и вредным. Ранее мы уже показали, что именно использование практических форм в познавательной деятель- ности коренным образом меняет и ее характер, и ее смысл, повышая
    сознательность учения. А это уже реальная основа для самостоя-
    11
    Схоластика (от латинского scholastikos ученый, школьный) – бесплодное ум- ствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики, начетничество.
    TEORIA I METODIKA.indd 22
    TEORIA I METODIKA.indd 22 08.09.2006 14:25:59 08.09.2006 14:25:59
    Process Black
    Process Black

    23
    тельности суждений, творческого и свободного мышления, едва ли не для вольнодумства. Естественно, что в государственных системах со строжайше выстроенной иерархией власти и подчинения востре- бованным оказалось только схоластическое образование, в котором практические формы познания и не могли быть представлены. В обу- чении же ремесленников практическая работа была совсем изолиро- вана от полноценного образования и, в свою очередь, фактически не развивала, а во многом даже отупляла учеников.
    Считается, что первые идеи использования практического, физи- ческого труда в обучении и воспитании относятся к эпохе Возрожде- ния, однако в действительности и здесь далеко не все так однозначно.
    К тому времени, когда в недрах феодального общества зарождался капиталистический способ производства, представители раннего утопического социализма Томас Мор (1478–1535) и Томазо Кампа- нелла (1568–1639) в своих проектах организации идеального обще- ства будущего предусматривали участие всех его членов в произво- дительном труде. Из этого вытекало требование подготовки детей к труду, привлечение их к посильной трудовой деятельности. Вместе с тем и в идеальном государстве на острове Утопия, придуманном ан- глийским мыслителем-гуманистом Т. Мором, отчетливо проступает разделение высшего типа труда – умственного – и низшего – физи- ческого. Физический труд (в виде занятий земледелием) обязателен для всех, а вот умственные занятия считаются у утопийцев одним из величайших наслаждений, которое доступно только избранным; эти избранные освобождаются от физического труда (!). Если к тому же учесть, что все тяжелые и неприятные работы возлагаются на рабов и преступников, избавленных от казни, то становится очевидным, что проблема трудовой деятельности и в данную эпоху не перешла в пе- дагогическую плоскость, а рассматривалась исключительно в соци- ально-экономическом и идеологическом плане.
    ВКЛЮЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ТРУДА
    В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
    В XVII–XIX вв.
    Первые признаки нового отношения к интересующей нас пробле- ме появляются лишь в педагогической системе великого чешского педагога и мыслителя Я. А. Коменского (1592–1670) в XVII веке. Од- нако, чтобы увидеть этот величайший поворот, приходится сделать
    2
    TEORIA I METODIKA.indd 23
    TEORIA I METODIKA.indd 23 08.09.2006 14:25:59 08.09.2006 14:25:59
    Process Black
    Process Black

    24
    некоторые дополнительные разъяснения. Говоря об особой роли
    Я. А. Коменского в решении данной проблемы, мы имеем в виду от- нюдь не его взгляды на проблему «трудового воспитания», поскольку уроки трудового обучения и трудовое воспитание детей – это не одно и то же. Гораздо важнее то, что он впервые отчетливо обозначил пси-
    холого-педагогический смысл соединения в обучении практических
    форм познания с абстрактными. Как известно, главные идеи дидакти- ки Я. А. Коменского носят сенсуалистический
    12
    характер: «Нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях». Познание реаль- ного мира на основе чувственного восприятия, принцип наглядности – вот поворотный момент в истории педагогической мысли, в котором намечается переход от схоластической зубрежки к реальному вклю-
    чению практических видов деятельности в умственное развитие.
    Фактически все фундаментальные принципы педагогической системы Я. А. Коменского утверждают необходимость взаимосвя- зи практического, чувственного познания с абстрактно-логическим.
    Вспомним «золотое правило дидактики»: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вку- су – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»
    13
    К сожалению, роль Я. А. Коменского в решении проблем «трудо- вого обучения» у нас принято обозначать по-другому: во всех учеб- никах по истории педагогики отмечается его мысль о необходимости осуществлять в школе трудовую подготовку и знакомить школьни- ков с различными видами трудовой деятельности и орудиями труда.
    Разумеется, эти идеи занимают важное место в педагогической си- стеме Я. А. Коменского, однако они находятся в области трудового
    воспитания учеников – а это, как уже было отмечено выше, не то же самое, что включение практических форм познания в учебную дея- тельность школьников.
    К концу XVIII – началу XIX в. в мировой прогрессивной педагоги- ке отчетливо намечается новая тенденция – соединение обучения с производительным трудом в целях более гармоничного развития личности. Для того чтобы лучше понять смысл этого нововведения
    12
    Сенсуализм (от латинского sensus чувство) – философское учение, признаю- щее единственным источником познания ощущения.
    13
    Цит. по кн.: Константинов Н. А. и др. История педагогики. – М., 1974. – С. 35.
    TEORIA I METODIKA.indd 24
    TEORIA I METODIKA.indd 24 08.09.2006 14:25:59 08.09.2006 14:25:59
    Process Black
    Process Black

    25
    и его значение для развития всех последующих педагогических си- стем, напомним, что именно считается производительным трудом.
    Производительный труд – это труд, в результате которого получается определенный общественно значимый продукт, имеющий в том числе и экономическое выражение; в большинстве случаев это труд за ма- териальное вознаграждение.
    Разумеется, сама эта идея – соединения обучения с производи- тельным трудом – не могла появиться случайно. Она возникла имен- но в свое время и на основе совершенно определенных социально- экономических, философско-идеологических, морально-этических и психолого-педагогических воззрений. В рамках нашей книги пред- ставляется важным отметить тот факт, что конкретные пути ее реали- зации все еще будут существенно разными в разных педагогических системах.
    В образовательных учреждениях для детей простонародья схема соединения обучения с производительным трудом выглядит просто: изучение основ наук добавляется к производительному труду; их со- единение носит механический характер.
    Социально-экономические корни этого пути просматриваются достаточно отчетливо: с развитием промышленности требования к уровню знаний рабочих, разумеется, возрастали; это диктовало со- ответствующее совершенствование системы образования. Но в этой системе явно заметна линия, которая идет от подготовки ремеслен- ника: опыт обучения, складывавшийся веками, по мере развития про- изводства заменяется обучением промышленных рабочих, которое строится во многом аналогично прежнему. Фактически в большинстве таких педагогических систем, включая и идеи социалистов-утопистов, образование и воспитание (как, впрочем, и сама личность) подчиня- лись исключительно интересам общественного производства.
    В результате в системах массового образования, ориентирован- ного на подготовку к ремесленно-производственной деятельности, использовался именно производительный труд, который выступал, с одной стороны, как социально-экономический фактор и, с другой стороны, как мощное педагогическое средство, позволяющее фор- мировать самые разные социально значимые качества личности: мо- рально-этические, гражданские, эстетические и др.
    Деятельность известного швейцарского педагога Иоганна Генри- ха Песталоцци (1746–1827) – яркий пример реализации подобной пе- дагогической системы. Для осуществления своей заветной мечты об улучшении положения простого народа он организовал своеобразный
    TEORIA I METODIKA.indd 25
    TEORIA I METODIKA.indd 25 08.09.2006 14:26:00 08.09.2006 14:26:00
    Process Black
    Process Black

    26
    социально-педагогический эксперимент и открыл приют для сирот и беспризорных детей. По замыслу Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитан- ники работали в поле, на ткацких и прядильных станках, а помимо этого учились чтению, письму и счету. Таким образом они получали самые минимальные знания, необходимое умственное, физическое развитие и трудовую подготовку в виде навыков самообслуживания и владения ремеслами. И хотя Песталоцци стремился в своей пе- дагогической системе придать практическому труду максимальный общеобразовательный смысл, используя его как базу для проведе- ния опытов и исследований, жизнь и реальные условия ставили свои ограничения в этом плане. Фактически подобное образование было направлено на обеспечение детям из социальных низов возможности выжить и в дальнейшем жить трудами своих рук. С таким образовани- ем они могли грамотно вести домашнее хозяйство, а также получить работу на промышленном предприятии. Социальный смысл этого эксперимента невозможно переоценить, а его гуманистическая на- правленность может заслуживать лишь величайшей похвалы и благо- дарности. Однако в части общеобразовательного значения практиче- ского труда данная попытка едва ли может рассматриваться.
    Существенно иначе складывается история идеи соединения об- учения с практическим трудом в образовательных системах другого типа – тех, которые изначально были ориентированы на формиро- вание индивидуальной личности. Знаменательно, что уже в трудах
    Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо физический труд предстает как фактор вос-
    питания, причем применительно к детям из аристократических се- мейств.
    Джон Локк (1632–1704) – английский ученый, философ и педагог – провозгласил задачей воспитания «воспитание джентльмена», а не про- стого человека. Джентльмен, в его представлении, – дворянин по про- исхождению, хорошо образованный, отличающийся утонченностью в обращении и умеющий вести свои дела толково и предусмотрительно.
    Французский педагог, философ-просветитель Жан-Жак Руссо
    (1712–1778) посвятил свою жизнь идее воспитания свободного чело- века нового буржуазного общества. Для формирования такого сво- бодного человека схоластические способы учебы, основанные только на механическом запоминании, были уже неприемлемы – отсюда и поиск новых педагогических подходов.
    Согласно взглядам Локка и Руссо, соединение умственного и фи- зического труда в образовании имеет нравственный смысл, а также
    TEORIA I METODIKA.indd 26
    TEORIA I METODIKA.indd 26 08.09.2006 14:26:00 08.09.2006 14:26:00
    Process Black
    Process Black

    27
    способствует более интенсивному развитию личности в целом
    14
    . Та- ким образом, физический труд следует активно и широко использо- вать в организации жизни ребенка. Вместе с тем трактовка данного воспитательного фактора и механизм его включения в образование в их педагогических системах иные, чем, например, у Песталоцци.
    Первое существенное отличие состоит в том, что практический труд в подобных системах не является производительным в полном смысле слова, т. е. не выступает в качестве экономического фактора.
    Ученик не зарабатывает себе на жизнь или образование и не готовит- ся к ремесленному, физическому труду. Его физический труд не вы- полняет профориентационной роли, а лишь позволяет интенсифици- ровать умственную деятельность, формирует характер, полезен для здоровья. Дж. Локк, в сущности, использует физический труд в вос- питании джентльмена в качестве естественного оздоравливающего
    фактора, снимающего утомление от серьезной работы, а также в ка- честве своеобразной гимнастики, позволяющей поддерживать силы для тяжелого умственного труда.
    Ж.-Ж. Руссо стоит на тех же позициях, но существенно развивает их. Хотя у него и высказывается мысль о «жизненной полезности» на- стоящего, честного ремесла
    15
    , все-таки основной смысл всех педаго- гических опытов заключается в другом: «Мы не для того поступили в учение, чтобы стать рабочими, а для того, чтобы стать людьми» – пря- мо говорится в его трактате
    16
    . Ж.-Ж. Руссо настаивает на том, что- бы ребенок овладел ремеслом всерьез, на самом высоком уровне мастерства, однако применительно к его ученикам это нужно вовсе не для будущей профессиональной ремесленной деятельности, а для более полноценного развития всех интеллектуальных, нрав- ственных, духовных сил личности. Виртуозное владение ремеслом возвышает человека, а процесс овладения им развивает в ребенке любознательность, ум, хороший вкус, изобретательность, привычку к порядку, аккуратность, дисциплинированность и массу других по- лезных качеств.
    Знаменательно, что Руссо вовсе не предполагает использование в воспитательных целях любого ремесла. «Обработка металлов полез-
    14
    См.: Локк Дж. Мысли о воспитании//Педагогическое наследие/Сост. В. М. Кларин,
    А. Н. Джуринский. – М., 1989; Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – Там же.
    15
    См.: Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании//Педагогическое наследие/Сост.
    В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М., 1989.
    16
    Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – Там же. – С. 269.
    TEORIA I METODIKA.indd 27
    TEORIA I METODIKA.indd 27 08.09.2006 14:26:00 08.09.2006 14:26:00
    Process Black
    Process Black

    28
    на и даже полезнее всех ремесел; однако же … я не заставлю вашего сына подковывать лошадей, делать замки, работать у горна; мне не хотелось бы видеть его в кузнице, в образе циклопа… Наконец, мне не нравятся те нелепые профессии, в которых рабочие, не проявляя ни- какой изобретательности, почти как автоматы, упражняют свои руки вечно одной и той же работой; возьмем ткачей, чулочников, пильщи- ков камня – к чему на эти ремесла употреблять людей со смыслом?
    Тут машина водит другую машину»
    17
    Таким образом, особая ценность теоретических исследований и опыта Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо заключается в том, что производи- тельный труд в них предстает очищенным от идеологических и эко- номических наслоений, благодаря чему вскрывается его объективное воспитательное и развивающее воздействие на ребенка.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта