Н+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева
Скачать 1.65 Mb.
|
§ TEORIA I METODIKA.indd 102 TEORIA I METODIKA.indd 102 08.09.2006 14:26:45 08.09.2006 14:26:45 Process Black Process Black 103 Можно заметить, что в содержании уроков технологии эти две стороны единой деятельности подчас искусственно разделяются. Например, при изготовлении всевозможных коробочек, записных книжек, закладок ученики обстоятельно анализируют их устройство, вычерчивают детали, отрабатывают технологию, но совершенно не учитывают, для каких конкретно условий предназначено изделие. Эти вопросы обычно вообще не обсуждаются на уроке, и школьники из- готавливают, скажем, «книжку вообще», хотя и размер, и пропорции, и отделка данного изделия могут существенно меняться в зависимо- сти от того, что конкретно будет записываться в эту книжку: кулинар- ные рецепты, номера телефонов, творческие задания или что-то еще. В действительности ни одно изделие в жизни не создается как отвле- ченная конструкция, поэтому подобные занятия выглядят искусствен- ными и однобокими. А главное, они не способны сформировать у детей надежной ориентации в окружающем их предметном мире, научить их отличать действительно красивое от неуместного и некрасивого. Такая ориентация формируется годами, и она должна быть фунда- ментальной. Чтобы ее выработать, нужна система целенаправленной работы по углублению общей культуры учащихся средствами дизайна. Между тем в последние годы наметилась новая опасная тенден- ция в решении проблемы дизайнерского образования школьников. Поскольку важность и необходимость его отрицать становится все труднее, соответствующая информация постепенно стала проникать во вновь создаваемые учебники технологии. Однако зачастую эта ин- формация носит поверхностный, бессистемный и откровенно фор- мальный характер. Она сводится к ознакомлению учеников с отдель- ными понятиями и терминами из области дизайна (что такое дизайн, кто такой дизайнер и т. п.). К этому добавляются некоторые специ- альные сведения, например из теории цветоведения (цветовой круг, гармоничные сочетания цветов) и проч. Подобный подход не может решить проблемы дизайнерского об- разования школьников, которое отнюдь не сводится к заучиванию специальных дизайнерских понятий. Гораздо важнее с самого начала формировать у детей правильное представление о смысле и красоте вещей, вдумчивое отношение к ним; именно для этого и нужны не- которые специальные знания. Но нужны они не в виде запоминания категорий и терминов, а в виде понимания сути дизайнерских требо- ваний и умения целенаправленно применять их непосредственно к своим изделиям. TEORIA I METODIKA.indd 103 TEORIA I METODIKA.indd 103 08.09.2006 14:26:46 08.09.2006 14:26:46 Process Black Process Black 104 В связи с этим из всех возможных специфических аспектов ди- зайна в системе начального образования следует использовать толь- ко то, что имеет общеобразовательный смысл: 1) азы знаний о мире вещей и наиболее общих и простых прави- лах, по которым он создается; 2) творческий метод дизайна, позволяющий активизировать по- знавательную и творческую деятельность учеников. Первое относится преимущественно к содержанию курса, второе – к методике организации работы младших школьников. Система элементарного дизайнерского образования на данной возрастной ступени позволяет им получить целый комплекс важней- ших знаний и представлений: – о гармонии окружающей предметной среды и ее связи с миром природы; – о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, а также в культуре и истории человечества; – о требованиях и правилах, по которым создается гармоничная рукотворная среда обитания человека; об универсальном законе ди- зайна: единстве в вещах функциональных и эстетических качеств (для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне); – о многообразии универсального дизайнерского закона: в раз- ных условиях использования одна и та же по своей функции вещь бу- дет иметь разное устройство и разный внешний вид; – об основных принципах стилевой гармонии (каждая вещь долж- на соответствовать общей обстановке, характеру и облику своего хо- зяина); – о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций; о том, что мир вещей развивается в соответствии с историческими тра- дициями, т. е. закономерно; – о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; – о символическом значении образов и узоров в некоторых про- изведениях народного искусства; Соответственно этому ученики приобретают и ряд ценных уме- ний: TEORIA I METODIKA.indd 104 TEORIA I METODIKA.indd 104 08.09.2006 14:26:46 08.09.2006 14:26:46 Process Black Process Black 105 – создавать фронтальные и объемные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки; – вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями; – оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида из- делия с точки зрения его утилитарной функции; – придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии; – творчески использовать декоративные и конструктивные свой- ства формы, материала, цвета для решения конкретных конструктор- ских или художественных задач; – выдвигать проектную идею в соответствии с поставленной це- лью, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразо- вывать готовую конструкцию (на плоскости или в объеме) и практиче- ски воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского или художественного плана; – создавать образный замысел с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале. Современный урок технологии должен представлять учащимся все изделия только в соответствии с требованиями и правилами ди- зайна, и это возможно при изучении любых тем курса. Например, в учебнике по технологии для 2 класса «Чудесная ма- стерская» 38 эти правила присутствуют даже в такой традиционной теме, как «Симметричное вырезание». Из листочков, вырезанных из бумаги, ученикам предлагается составить картину для какого-либо сказочного героя. В картине можно использовать разный цвет фона и самих листочков, разную форму элементов, а также разное располо- жение их в формате листа. Образцы в учебнике показывают, как все это может существенно менять впечатление от произведения, при- давая ему самые разные настроения. Фактически в рамках данной темы второклассники работают с такими средствами дизайна, как форма, линия, цвет, композиция элементов. Однако речь идет не о формальных или узкоспециальных знаниях, а о развитии осмыслен- ного подхода к вещам. Поэтому ученики не запоминают терминов и не выполняют с указанными средствами пражнений, как, например, это 38 Речь идет об учебнике Н. М. Конышевой. TEORIA I METODIKA.indd 105 TEORIA I METODIKA.indd 105 08.09.2006 14:26:46 08.09.2006 14:26:46 Process Black Process Black 106 делают студенты художественно-графических факультетов вузов или ученики художественных школ. Подход к работе для младших школьников принципиально иной: они сразу учатся применять названные средства в конкретной вещи. При этом постановка задания заставляет учеников использовать именно дизайнерский подход к делу. Заметим, что они должны при- думать и составить из листочков не любую картинку, какая придет в голову, и тем более не копию образца. Задание имеет четкую цель, но предоставляет свободу для самостоятельного творческого поиска. И эта задача фактически заставляет ученика учитывать такое правило дизайна: каждая вещь для чего-то (или кого-то) может подойти, а для чего-то нет. Чтобы она соответствовала определенной обстановке или понравилась определенному хозяину, необходимо тщательно проду- мать ее устройство и внешний вид. При этом существуют, оказывает- ся, определенные средства и правила, соблюдение которых помогает придать вещам тот или иной вид. Это для младших школьников зача- стую является настоящим открытием! Применительно к данной теме ученики как раз и знакомятся с некоторыми из этих специфических средств: в учебнике им дается информация о том, какую роль в ком- позиции играет симметрия и асимметрия, выбор цвета и проч. Но вся эта информация дается не в виде отвлеченного правила или специ- альных сведений, а в самой непосредственной связи с практическим заданием, жизненный смысл которого ребенку абсолютно понятен. Подобный подход применим и целесообразен практически в каждом задании. Скажем, изготовление упаковки предполагает учет того, для чего именно она предназначена: упаковка должна сочетать- ся с подарком по форме, размеру, декору. А особенности, например, новогодней открытки обусловлены спецификой этого волшебного и сказочного праздника, который отмечают ночью – поэтому в такой от- крытке уместен темно-синий, фиолетовый или даже черный фон, от- делка в виде блесток, звезд и проч. Такая работа постепенно позволяет вырабатывать у школьников правильное отношение к вещам, стремление избегать ненужной вы- чурности и бессмысленных излишеств. А значит, формирует истинное понимание дизайнерских правил, хороший вкус и привычку к достой- ной жизни. TEORIA I METODIKA.indd 106 TEORIA I METODIKA.indd 106 08.09.2006 14:26:46 08.09.2006 14:26:46 Process Black Process Black 107 1. Для чего ученикам начальных классов необходимо давать знания по основам дизайна? 2. Какие именно знания и умения в области дизайна целесообразны в начальной школе? Почему не следует требовать заучивания специальной терминологии? 3. Приведите из любых учебников по технологии для начальной школы примеры учебных тем и заданий, которые следует рассматривать на основе правил дизайна. 4 ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМОЙ «ПРИРОДА – КОНСТРУКТОР И ХУДОЖНИК» В СИСТЕМЕ ДИЗАЙНОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ Анализ методической литературы и учебной практики позволяет выделить два основных пути, по которым осуществляется использо- вание объектов природы на уроках практического труда. Первый из них – это работа с природными материалами (изготовле- ние изделий из засушенных листьев, шишек, семян растений и проч.), которая представлена во всех программах по технологии. Практическое знакомство с природными материалами полагается еще дополнять определенными сведениями о них: главным образом дается информа- ция об источниках природного происхождения таких поделочных мате- риалов, как бумага, глина и пластилин, ткань, древесина и проч. Второй традиционный путь заключается в том, что в содержание конкретных уроков учителя обычно стремятся включить дополнитель- ные сведения о природных объектах. Обычно это делается в рамках вступительной беседы, когда учитель просит детей вспомнить, ска- ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ § 1 TEORIA I METODIKA.indd 107 TEORIA I METODIKA.indd 107 08.09.2006 14:26:46 08.09.2006 14:26:46 Process Black Process Black 108 жем, названия известных им цветов или деревьев (перед изготовле- нием аппликации типа «Букет в вазе» или «Листопад»), породы птиц и зверей (например, на уроках лепки животных) и проч. Таким образом, проблема связи уроков практического труда с изучением природы как будто решается. Мы в значительной мере привыкли к таким путям ее решения и не задаем себе вопросов: насколько эффективна подобная работа, целесообразна она или нет? Вместе с тем это следовало бы сделать. Прежде всего, попробуем в общих чертах оценить эффективность первого пути. Как мы увидим далее, сам факт работы с природными материалами вовсе не позволяет автоматически формировать у ре- бенка внимательное отношение к природе. Если то задание, которое ученик выполняет, не заставляет его внимательно рассматривать, из- учать используемый природный материал, то оно никак не способ- ствует решению этой сложной задачи, а во многих случаях, наоборот, может выработать у него устойчивое безразличное отношение к при- родным объектам. Причем надо заметить, побуждать к внимательно- му рассматриванию природных материалов задание может лишь в том случае, если в нем объективно содержится необходимость более или менее детального их изучения, а не за счет призывов учителя: «Посмотрите, какие красивые у нас сегодня листья!» Что касается второго пути, то и его эффективность очень сомни- тельна: чаще всего «природоведческий» материал на уроке труда вы- глядит искусственно притянутым к теме. Вот, например, типичный для учебной практики методический прием. Школьникам предстоит вы- полнить аппликацию, изображающую птицу. Основной смысл задания заключается в том, чтобы сделать красочную декоративную картину: составить композицию, найти интересное цветовое решение и т. д. В этой композиции ученики имеют возможность использовать для создания выразительного образа красоту и гармоничность природ- ных форм, которые они могли бы увидеть в птице. Следовательно, с помощью учителя им необходимо увидеть эти формы, подметить и прочувствовать, в чем заключается их особая красота и вырази- тельность, а также понять, с помощью каких средств все это можно усилить, превратив реальные наблюдения в индивидуальный образ. Вероятно, именно эти вопросы и должны найти отражение в предва- рительном обсуждении темы с учениками. Какое же содержание мы обычно находим в подобных случаях на уроке? Увы, чаще всего оно весьма формально отражает основную тему. TEORIA I METODIKA.indd 108 TEORIA I METODIKA.indd 108 08.09.2006 14:26:46 08.09.2006 14:26:46 Process Black Process Black 109 Учитель начинает урок с беседы: – Дети, какое сейчас время года? – Весна. – А какие приметы весны нам известны? – Тает снег; солнышко светит ярче; на улице становится теплее; набухают почки на деревьях... – Верно. А еще какую примету весны вы знаете? – Прилетают птицы. – Да, правильно, прилетают птицы. А куда они улетают на зиму? – В теплые края. – А почему они улетают в теплые края? – Потому что зимой им здесь голодно. – Верно, зимой птицам здесь голодно и холодно, поэтому тех птиц, которые остаются зимовать, надо подкармливать. Какую пользу приносят птицы? – Они уничтожают вредных насекомых. – Каких птиц вы знаете? – Ворон, воробьев, синиц... – Хорошо. А сегодня мы с вами будем делать не простую, а ска- зочную птицу. После этого начинается рассматривание образцов, анализ при- емов работы и т. д. Беседа о приметах весны и о пользе птиц не имеет ко всему последующему течению урока никакого отношения. Факти- чески она не имеет и никакого смысла на этом уроке. Однако главный вред подобных приемов даже не в этом, а в том, что дети постепенно привыкают к таким «воспитательным» штампам и перестают их вос- принимать. Впоследствии они и сами привыкнут повторять заученные фразы о «пользе природы», не откликаясь на них сердцем. Необходимы принципиально новые пути, которые позволили бы формировать у учеников внимательное, вдумчивое, заинтересован- ное отношение к природе. Нужно определить, какой конкретно вклад в это может внести тот или иной учебный предмет. Что в этом смысле могут взять на себя уроки практического труда и не под силу другой дисциплине? Попытаемся это определить. Связь уроков практического труда с изучением природы обуслов- лена их специфическим содержанием – конструированием пред- метной среды. Гармоничная рукотворная среда не может не быть в гармонии с природой. Таким образом, в системе дизайнерского об- разования воспитательное воздействие природы может быть исполь- зовано как естественный фактор. Трудность, однако, заключается в TEORIA I METODIKA.indd 109 TEORIA I METODIKA.indd 109 08.09.2006 14:26:46 08.09.2006 14:26:46 Process Black Process Black 110 том, чтобы грамотно включить изучение мира природы в собственное содержание уроков технологии, не нарушив логики предмета. Из огромного множества всех возможных вопросов о природе на уроках труда имеет смысл рассматривать то, что реально можно приме- нять (и более детально изучать) при изготовлении предметного мира: а) конструкции природных объектов (конструктивные идеи, кото- рые подсказывает природа); б) образы природы (уникальность, красота и гармоничность при- родных форм). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ «КОНСТРУКТОРСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИДЕИ ПРИРОДЫ» И ИХ ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В параграфе о законах и правилах дизайна мы уже частично кос- нулись этого вопроса, отметив, что наиболее совершенные природ- ные конструкции являются и наиболее красивыми. Именно эту за- кономерность стремятся воплощать и дизайнеры в своих творениях, однако природой найдены, в сущности, оптимальные пути для реше- ния возникающих у человека технических проблем, и нам есть чему у нее поучиться. Рассмотрим более обстоятельно некоторые «дизайнерские» идеи, предлагаемые природой, которые мы можем положить в основу разработки содержания уроков труда. 1. ОПТИМАЛЬНАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ КОНСТРУКЦИЙ, ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Современные ученые предъявляют нам все больше фактов, сви- детельствующих о том, что природа является гениальным конструк- тором. Со времен Дарвина биологи были твердо убеждены в том, что она работает беспланово и неосмысленно, поскольку не преследует никакой цели на пути создания той или иной конструкции. Наиболее распространенная трактовка его теории естественного отбора состо- ит в том, что природа без какого-либо плана и разумения создает ве- ликое разнообразие видов и форм, но выживают из них только те, кото- рые по воле случая приспособились к внешним условиям. Но сегодня становится ясно, что подобное убеждение все-таки является заблуж- дением. «Разве авиаконструкторы не работают по тому же принципу 2 TEORIA I METODIKA.indd 110 TEORIA I METODIKA.indd 110 08.09.2006 14:26:46 08.09.2006 14:26:46 Process Black Process Black 111 эволюционного развития, когда с целью найти наиболее приемлемую форму самолета они испытывают в аэродинамической трубе большое число моделей, конструкция которых определена опытно-статистиче- ским путем? Разве нельзя назвать процессом "естественного отбора" те десятки тысяч вычислительных операций, которые физик-ядерщик производит на быстродействующих ЭВМ только для того, чтобы вы- яснить, какие конструкционные материалы, или какая их комбинация, или, наконец, какая их внутренняя структура наиболее пригодна для строительства атомного реактора? Иными словами, и инженеры не стремятся к созданию раз и навсегда застывших конструкций, то есть не следуют по пути конструктивной приспособляемости, а придержи- ваются принципа отбора. Но никто при этом не приходит к мысли, что работает неосмысленно и беспланово» 39 Современная научная позиция предписывает человеку даже не просто учитывать окружающую среду как внешний фактор, а именно учиться у растений и животных, если мы хотим выжить. Очевидно, нам вообще следует готовить будущих конструкторов на принципиально новых философских основах. Как эволюция в природе приводит к по- явлению приспособившихся форм, так и будущие инженерные раз- работки должны быть конструированием по принципу «эволюциони- рования»: «... когда мы будем создавать те или иные конструкции, нам следует учитывать два ограничения, присущие эволюционному пути развития: конструирование должно осуществляться при наличии об- ратных связей с окружающей средой и оно не должно опережать тем- пов взаимоприспособляемости природы и человека» 40 В природе мы действительно обнаруживаем удивительные ме- ханизмы приспособляемости и целесообразности, которые издавна служат образцом и используются в инженерных конструкциях. Без- условно, особый образовательный смысл заключается в том, чтобы обращать на эти факты внимание детей, приучать их вдумчиво и вни- мательно исследовать природные идеи. Это позволит создать особую установку сознания, в соответствии с которой человек в дальнейшем сможет отбирать необходимую информацию самостоятельно. 2. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, СТРОЙНОСТЬ, ПОРЯДОК В результате многочисленных исследований и наблюдений чело- вечество сегодня располагает разнообразными и неопровержимыми 39 Патури Ф. Растения – гениальные инженеры природы. – М., 1982. – С. 7. 40 Там же. – С. 9. TEORIA I METODIKA.indd 111 TEORIA I METODIKA.indd 111 08.09.2006 14:26:46 08.09.2006 14:26:46 Process Black Process Black 112 данными о гармоничном устройстве мироздания, где в каждой част- ности выявляются всеобщие законы. Известный французский ма- тематик А. Пуанкаре называл универсальную гармонию мира един- ственной настоящей объективной реальностью и источником всякой красоты. Человечество постепенно пришло к мысли о том, что красо- та имеет какие-то объективные законы и измерения и что они изна- чально присущи природе. Все те принципы, по которым мы пытаемся строить свой мир, те мерки, которые мы прикладываем к человече- ским творениям, мы, в сущности, также берем из действительности. Например, известно, что Пифагор и его ученики пытались с помощью математики отразить существующие в природе гармонические вза- имосвязи. «Дело обстоит так: существуют числа, благодаря которым гармония звуков пленяет слух, эти же числа преисполняют и глаза, и дух чудесным наслаждением» 41 Пифагор первым в Европе выразил числом гармоническое деле- ние отрезка (которое, по-видимому, еще раньше было известно древ- ним египтянам и вавилонянам), названное впоследствии Леонардо да Винчи «золотым сечением». Математически оно выражается как отно- шение а : б = (а + б) : а и считается идеальным выражением пропорци- ональности. Всякую фигуру с указанным соотношением величин чело- веческий глаз воспринимает как гармоничную и красивую. Например, хорошо известны многочисленные опыты, когда испытуемым предла- гали из нескольких прямоугольников выбрать тот, который им кажется наиболее красивым, пропорциональным. Как правило, выбор падал именно на фигуру, пропорции которой отвечали «золотому сечению». Но оказывается, что в природе такое соотношение можно наблю- дать практически повсюду: в расположении листьев на стебле, чешу- ек в шишке, семян или цветков в соцветии – везде природа приме- няет один и тот же «архитектурный принцип», который сообщает ее постройкам удивительное изящество. В математике известен так на- зываемый ряд Фибоначчи, где каждое последующее число является суммой двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, ...); соотношения сосед- них чисел в этом ряду близки к золотому сечению, и многие объекты природы отражают их в своем устройстве. Например, если поставить заостренную палочку в центр корзинки подсолнуха и повести ее к краю, то она пойдет не как попало, а по кривой линии (спирали); таких спиралей будет несколько, одни из них идут по часовой стрелке, дру- гие – против. Количество линий в разных подсолнухах будет различ- 41 Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. – М., 1935. – С. 321. TEORIA I METODIKA.indd 112 TEORIA I METODIKA.indd 112 08.09.2006 14:26:47 08.09.2006 14:26:47 Process Black Process Black 113 ным (в маленьких их меньше, в больших больше), но их соотношение всегда одинаково: скажем, если по часовой стрелке будет 21 линия, то против часовой – обязательно 13; если по часовой 34, то против часовой – 21, и т. д. Золотая пропорция выдерживается с идеальной точностью! Та же закономерность наблюдается в расположении че- шуек в шишках, скоплений колючек у кактуса и проч. Рис. 26 В природных объектах можно встретить и целый ряд других прин- ципов организации элементов, однако общая идея заключается в сле- дующем: природой во всем предусмотрен очень точный порядок; его можно проверять с помощью математических расчетов, а внешне он воспринимается как особая гармония и красота. Ученые обращают наше внимание на то, что этот порядок в действительности представ- ляет собой высшую целесообразность. Это значит, что основной прин- цип дизайна, к необходимости которого человек в конце концов подо- шел, изначально присущ всем природным объектам! Таким образом, современное дизайнерское образование вплотную приблизилось к необходимости тщательного изучения конструктивных идей природы. Работая с природными материалами на уроках труда, а также создавая образы по аналогии с образами природы (цветы, колосья, рыбки с чешуйками и проч.), мы имеем возможность наблюдать их гармоничное устройство, упорядоченное расположение элементов. Массу доступных и убедительных примеров мы можем также при- вести детям в подтверждение удивительной целесообразности при- родных конструкций: это и обтекаемая форма, позволяющая снизить сопротивление среды при движении, и упорядоченное расположение каждого зернышка в хлебном колоске, и многое другое. Включая понемногу в содержание отдельных уроков соответству- ющую информацию, мы тем самым формируем у учащихся установ- ку на внимательное и вдумчивое отношение к природе как источнику оптимальных дизайнерских идей. TEORIA I METODIKA.indd 113 TEORIA I METODIKA.indd 113 08.09.2006 14:26:47 08.09.2006 14:26:47 Process Black Process Black 114 3. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ Много полезного и продуктивного в творческом отношении школь- ники могут почерпнуть из наблюдений за таким удивительным явле- нием, распространенным в природных конструкциях, как симметрия. С самых древних времен ее почитали эквивалентом уравновешенно- сти и гармонии. Посредством симметрии «человек на протяжении ве- ков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» 42 . По мнению ученых, симметрия в природе – это проявление стремления материи к устойчивости. За видимой симметрией внешних форм лежит невидимая внутренняя симметрия построения. Действительно, сим- метричные формы наиболее устойчивы к разного рода воздействиям. В то же время слишком структурно устойчивые системы сопротивля- ются инновациям, а абсолютно симметричные формы производят впе- чатление искусственности и безжизненности. Строго говоря, в природе соблюдается какой-то таинственный баланс симметрии и асимметрии. Л. Пастер, например, считал, что именно асимметрия отличает живое от искусственно организованного, неживого, поэтому «стоит узнать способ, которым природа ввела асимметрию в органические соедине- ния – и до разгадки тайны жизни останется один шаг» 43 Симметрия и асимметрия широко применимы в технике, искус- стве, архитектуре как средства, помогающие создать гармоничные и динамичные произведения. Поскольку в дизайнерской деятельности симметрия и асимме- трия используются целенаправленно, отражая наши представления о гармонии, имеет смысл рассмотреть их с учениками более обстоя- тельно. В заданиях на разработку конструкций, создание композиций дети постепенно осмысливают это удивительное явление и разумом, и чувством. Симметрия и асимметрия встречаются в действитель- ности на каждом шагу; учитель без труда найдет примеры, которые будут интересны и понятны школьникам и которые помогут заинтере- совать их тайнами природы. 4. РИТМ И ДРУГИЕ ИДЕИ В КОНСТРУКЦИЯХ И ОБРАЗАХ ПРИРОДЫ Не менее универсальным и удивительным природным явлением можно считать ритм. Он характерен для всех форм жизни во Вселен- ной. Ученые считают, что ритм является тем инструментом, который 42 Вейль Г. Симметрия. – М., 1968. – С. 37. 43 Цит. по кн.: Левитин К. Геометрическая рапсодия. – М., 1976. – С. 74. TEORIA I METODIKA.indd 114 TEORIA I METODIKA.indd 114 08.09.2006 14:26:47 08.09.2006 14:26:47 Process Black Process Black 115 обеспечивает постоянство и устойчивость природных объектов в их движении и развитии. Поскольку всем основным функциям орга- низма свойственна ритмичность, становится понятно, почему рит- мы окружающей среды (зрительные, звуковые, магнитные и проч.) могут оказывать на человека столь сильное влияние. «Опыты позво- лили установить, что даже простые удары метронома, отбивающего определенный ритм, способны вызвать замедление пульса и вместе с ним состояние удовольствия или, напротив, убыстрение пульса и со- ответственно ощущение усталости и неудовольствия» 44 . В разработке предметной среды, в любом художественно организованном изделии ритм, наряду с симметрией, выступает как фактор формообразова- ния, поэтому важно, чтобы школьники также могли его сознательно использовать в своих работах. Наиболее наглядно ритм представлен в различных орнаментах, и дети выполняют их в самых разных техниках и с использованием разных материалов. Кроме того, мы учим пользо- ваться ритмом как особым средством художественной выразительно- сти в декоративно-художественных работах, в декоре изделий. В природе существует и множество иных, более частных спосо- бов, с помощью которых она представляет собой упорядоченное и организованное единое целое. Интересные и замечательные приме- ры этого есть в самых разных областях науки. В данном случае мы не ставим перед собой специальной задачи изучить их или хотя бы си- стематизировать; наша цель состоит в другом: обратить внимание на то, что при создании рукотворного мира, для того чтобы он был дей- ствительно удобным и уютным, человек обязательно должен считать- ся с нерукотворным миром. По отношению к проблемам образования и воспитания и, в частно- сти, к определению содержания уроков технологии все, о чем здесь гово- рится, сегодня особенно важно. Как уже отмечалось, если данные нам от природы эталоны не осмысливаются и не учитываются, если мы по своему произволу заменяем их другими эталонами, природные чувства (красоты, целесообразности) постепенно утрачиваются. И они могут быть утрачены настолько, что творения человека, создаваемые по меркам, противореча- щим природе, начинают разрушать его самого. Пока далеко не все выяс- нено относительно влияния многих современных произведений музыки, живописи, архитектуры, театра, моды и проч. на психику и другие сферы личности, однако вопросы и сомнения возникают сами собой. Сегодня уже нельзя считать, что есть виды деятельности, в которых человек волен рас- 44 Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства. – М., 1985. – С. 102. TEORIA I METODIKA.indd 115 TEORIA I METODIKA.indd 115 08.09.2006 14:26:47 08.09.2006 14:26:47 Process Black Process Black 116 поряжаться абсолютно свободно и решать, что лучше, а что хуже. Вслед за древними мы вынуждены признать, что существуют такие всеобщие законы, которым должны подчиняться все творения и действия челове- ка – будь то музыка, танец, живопись или постройка жилища, создание одежды, лечение больного и проч. Эти законы, помимо всего прочего, видимо, не лишены и нравственного смысла. Во всяком случае стоит за- думаться о связи нахлынувших на человечество чудовищных болезней, наркомании, неестественных сдвигов в сексуальной ориентации и т. п. с усиленно навязываемыми нам морально-эстетическими эталонами, которые, если к ним внимательно присмотреться, поражают именно сво- ей оторванностью от природных форм гармонии. Если мы научим школьников хотя бы всматриваться в формы и конструкции природы и по мере возможности использовать ее «идеи» в своей деятельности, то, возможно, в будущем сможем избежать нависшей над нами экологической катастрофы. Учебный предмет, который непосредственно нацелен на дизайнерское образование де- тей, может сыграть существенную роль в формировании у них пра- вильной установки по отношению к использованию законов природы в рукотворной среде. Важность и необходимость подобной информации в становлении мировоззрения человека сегодня вряд ли можно подвергать сомне- нию. Именно поэтому мы включили в учебники соответствующую си- стему сведений о природе–конструкторе и художнике в рамки общей проблемы «природа – человек – предметная среда». ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 1. Отберите из любого учебника или учебного пособия по технологии 1–2 примера занятий, позволяющих формировать у детей внимательное от- ношение к формам или конструкциям природных объектов. 2. Подберите материал об интересных фактах, отражающих какие-либо конструкторские или художественные идеи природы, с которыми можно было бы познакомить младших школьников. 3. Подберите к урокам или внеклассным занятиям наглядные материалы (репродукции или оригиналы), демонстрирующие интересные идеи использо- вания природных материалов в декоративно-художественных композициях. TEORIA I METODIKA.indd 116 TEORIA I METODIKA.indd 116 08.09.2006 14:26:47 08.09.2006 14:26:47 Process Black Process Black 117 5 ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ В СИСТЕМЕ ДИЗАЙНОБРАЗОВАНИЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ В современной школе, как известно, изучение основ народной культуры происходит в рамках разных учебных дисциплин и на раз- ных образовательных ступенях. В той или иной степени эти проблемы включены в курсы литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения; разработаны и внедряются в школьную практику специальные курсы народоведения. Вместе с тем анализ су- ществующего опыта позволяет сделать вывод, что очень часто народ- ная культура сводится к фольклору, а народная эстетика представле- на наиболее известными ремеслами, которые в их настоящем виде являются больше сувенирными, чем народными произведениями. Сегодня не только младшие школьники, но и дошкольники знакомы с хохломской и гжельской посудой, жостовскими подносами, дым- ковской и филимоновской игрушкой, семеновскими матрешками, городецкими досками и проч. В методических пособиях для учителя и воспитателя именно они представляют раздел народного искусства. Разумеется, хорошо, что наши дети знают об этих ремеслах, умеют их различать. Однако хотелось бы заметить, что к этому нельзя свести сложную и глубокую проблему народной культуры. Более того, воз- можно, что на уроках рисования или лепки изделий по мотивам суве- нирных ремесел не следует утверждать детей в мысли, что они таким образом «учатся у народных мастеров». Эти виды работы и сами по себе имеют много хорошего и полезного для ребенка: здесь можно развивать сенсорный опыт, знакомить с основами композиции и цве- товедения и т. д. Но народную культуру следует все-таки представлять по-другому, начиная с того, что в ней является самым главным. С чего же именно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, учителю, прежде всего, нужно самому хорошо в нем разобраться. В научных источниках определено: основа любой народной куль- туры – мировоззрение народа, его представления об устройстве ми- |