Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

  • ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА НАРОДНОГО ИСКУССТВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЕГО СМЫСЛА

  • СИМВОЛ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ УСТРОЙСТВЕ МИРОЗДАНИЯ

  • СИНКРЕТИЗМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА. СМЫСЛ ОБРЯДОВ

  • ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

  • КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

  • Н+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева


    Скачать 1.65 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева
    Дата28.10.2020
    Размер1.65 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаН+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн.pdf
    ТипУчебное пособие
    #146501
    страница9 из 20
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20
    §
    1
    TEORIA I METODIKA.indd 117
    TEORIA I METODIKA.indd 117 08.09.2006 14:26:47 08.09.2006 14:26:47
    Process Black
    Process Black

    118
    роздания. Всякая национальная эстетика, включая любые конкрет- ные художественные произведения, отражает прежде всего именно эти представления, и ее изучение не может быть сведено лишь к поверхностному анализу декоративно-художественных приемов, которые применяются в тех или иных художественных ремеслах отдельных народов. А именно это мы и делаем, когда ограничиваем- ся изучением того, какие приемы выполнения орнамента характер- ны, скажем, для дымковской игрушки, какие – для гжельской посуды и проч. Смысл существования народного искусства за всеми этими конкретными деталями ускользает, остается непонятным. Между тем понимание этого важнее всего; если оно будет правильно сформи- ровано, все необходимые частные подробности о конкретных худо- жественных ремеслах ученики в дальнейшем с успехом cмогут само- стоятельно находить в доступных литературных источниках. Но нужно выработать у них правильные ориентиры, поскольку информация по данной проблеме бывает разного качества.
    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
    НАРОДНОГО ИСКУССТВА
    Очень часто в популярной литературе можно встретить рассуж- дения такого типа, что само существование народного искусства объясняется обязательным стремлением народа к украшению жизни.
    Это якобы и побуждало его украшать избу резьбой, одежду – вышив- кой, ложку или прялку – росписью и т. д. При всей привлекательно- сти подобных суждений приходится все-таки констатировать, что они являются не совсем верными. Действительно, стремление к красоте, чувство прекрасного хорошо заметны в любом сколько-нибудь зна- чительном произведении народного искусства, и каждое из них мож- но анализировать с точки зрения декоративно-художественных тре- бований (выразительность цветовых сочетаний, уравновешенность композиции, красота пластики и проч.). Однако первопричиной их возникновения является отнюдь не украшение вещей, а стремление придать им магическую, защитную функцию.
    Важно заметить, что народное искусство никогда не существо- вало само по себе (наподобие художественных произведений, какие собраны в выставочных залах). Как отмечает В. И. Белов, оно всег- да было привязано к повседневной жизни, поэтому «разделение на- родной эстетики на трудовую, бытовую и фольклорную никогда и ни у
    2
    TEORIA I METODIKA.indd 118
    TEORIA I METODIKA.indd 118 08.09.2006 14:26:47 08.09.2006 14:26:47
    Process Black
    Process Black

    119
    кого не минует холодной условности»
    45
    . «Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего ее укла- да. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и рели- гиозными явлениями»
    46
    . Каждая вещь, по-видимому, помимо своей основной функции выполняла и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя все темное, враждебное, злое. Для этого ее следовало соответствующим образом подготовить – сообщить ей необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом
    (заговором, приговором) или другим знаком: рисунком, жестом и проч., а чаще всего – их сочетанием. Именно отсюда берут начало народный орнамент, танец и словесные виды фольклора. Они всегда традиционны и подчиняются строгим канонам у любого народа.
    Эти традиции, безусловно, восходят к очень далекому прошлому
    (если говорить о русском искусстве, то его истоки лежат в древней- ших дохристианских культурах, которые затем причудливо смешались с христианскими обрядами), но именно они в течение веков и тысяче- летий позволяли поддерживать знаковую систему вещей и народного искусства в целом.
    Наличие традиций в народной культуре, искусстве, бытовом укла- де следует отметить как особо важный для учебно-воспитательного процесса факт. Само существование традиций свидетельствует о том, что создание вещей и их украшение не было делом конкретно- го мастера. Не в том смысле, что любую вещь мог сделать любой че- ловек – нет, разумеется, выделение отдельных ремесел исторически у каждого народа произошло в свое время, и в каждом ремесле из- давна существовали особо искусные мастера; тем не менее создание вещей и вся система декоративно-прикладной деятельности в конце концов определялась не личными вкусовыми предпочтениями ма- стера, а более важными (философско-мировоззренческими) требо- ваниями, которым он должен был подчиняться. Следовательно, под- чинение мастера традиционным требованиям можно расценивать как проявление его уважительного отношения к культуре своих предков и свидетельство его собственной высокой культуры.
    Значение традиций заключается еще и в том, что они позволяли создавать наиболее совершенные вещи, поскольку с течением вре- мени все неверное, неразумное, нерациональное постепенно отми- рало, а оставалось и передавалось из поколения в поколение наибо- лее целесообразное.
    45
    Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М., 1989. – С. 263.
    46
    Там же. – С. 282.
    TEORIA I METODIKA.indd 119
    TEORIA I METODIKA.indd 119 08.09.2006 14:26:47 08.09.2006 14:26:47
    Process Black
    Process Black

    120
    ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА
    НАРОДНОГО ИСКУССТВА
    КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЕГО СМЫСЛА
    Традиционно выполненные вышивки, украшения на ювелирных изделиях, роспись глиняных игрушек и другое могут дать нам очень важную информацию о знаниях и представлениях людей, живших в глубокой древности. Например, описывая глиняный кувшин из Чер- няховского клада (IV век), М. В. Василенко отмечает: «Здесь пере- крещенные квадратики, ромбы, волнистые полосы, полукружия, тре- угольники, геометризованные розетки, знаки, похожие на серпы. Все они превращены в роскошный узорный пояс на кувшине и кажутся изящным ожерельем. По мнению Б. А. Рыбакова, эти знаки обозна- чали двенадцать месяцев, были символами воды, огня, грома, рас- тений и отражали языческие праздники и моления об урожае»
    47
    . Надо полагать, что в те времена, в которые зарождалась и развивалась на- родная культура, человек вообще едва ли рискнул бы пользоваться неукрашенным (т. е. незащищенным, энергетически незаряженным) предметом. Во всяком случае нельзя не отметить того факта, что в многочисленных раскопках археологов по всему земному шару не обнаружено ни одного бытового предмета, вообще лишенного ор- наментики. Самые древние из найденных орудий, даже рукоятки грубых каменных скребков и примитивно обработанные горшки бо- лее или менее декорированы. Если попытаться представить, каким колоссальным трудом все это достигалось и каких требовало затрат времени, невольно возникает мысль, что все эти украшения вовсе не были просто украшениями. Характерно, что в более поздние време- на, с развитием технологий, и сами предметы, и их декор становятся все более совершенными, но при этом иногда поражают такие фак- ты: время, затрачиваемое на отделку изделия, бывает несопоставимо большим, чем время на его изготовление. Скажем, выткать полотно и сшить рубаху, конечно, непросто; однако украшать ее вышивкой за- частую приходилось гораздо дольше.
    Очень показательным в проблеме народной эстетики является факт использования таких украшений, как всевозможные ожерелья, подвески, пряжки, браслеты, серьги и т. п. Эти вещи вообще лише- ны сколько-нибудь заметной «полезной» функции. Вместе с тем на
    47
    Василенко М. В. Русское прикладное искусство. – М, 1977. – С. 60–61.
    3
    TEORIA I METODIKA.indd 120
    TEORIA I METODIKA.indd 120 08.09.2006 14:26:47 08.09.2006 14:26:47
    Process Black
    Process Black

    121
    их изготовление, как правило, затрачивались значительные силы и средства. Причем украшения, по-видимому, сопровождали челове- ка с древнейших времен и были обязательной принадлежностью не столько праздничной, но именно повседневной жизни. Их находят при раскопках и самых древних человеческих стоянок, и более позд- них поселений, в самых разных географических точках. И это вновь вызывает прежнюю мысль: едва ли люди по всему земному шару и во все исторические периоды могли так упорно тратить время и сред- ства на пустое и бесполезное дело; украшения в их жизни, безуслов- но, носили охранительный характер и были магическими. Именно этим обусловлен знаковый строй любого национального орнамента и всех составляющих его элементов.
    СИМВОЛ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
    КАК ОТРАЖЕНИЕ ЗНАНИЙ
    ОБ УСТРОЙСТВЕ МИРОЗДАНИЯ
    Чтобы украшение (отдельно взятое или на бытовых предме- тах) могло выполнять свою магическую функцию, в него включались определенные символы, олицетворяющие те или иные космические силы. Символы создавались по каким-то сложным системам, образуя определенный узор. Что касается их внешней красоты, то она явля- ется, если можно так выразиться, отражением гармонии внутреннего содержания, заимствованного по существу у природы. Расшифровка этих древнейших знаков позволяет утверждать, что человеку издав- на были открыты многие секреты устройства мироздания; во всяком случае древний хлебопашец или охотник, по-видимому, прекрасно понимал, что жизнь на Земле зависит не только от сугубо земных сил, а определяется сложнейшими вселенскими связями. Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что сходные представления о строении мира отмечаются практически у всех народов архаических обществ, живших на разных континентах и лишенных возможности заимствования культур; «об этом свидетельствуют многие “сквозные” символы, общие для разных культур и народов. Таковы, например, символы “мирового дерева”, трехуровневого строения мира, общие для самых отдаленных друг от друга культур»
    48
    По этому поводу многие ученые высказывают такое предполо- жение: единство символического отражения мира у разных народов
    48
    Самохвалова В. И. Красота против энтропии. – М., 1987. – С. 25.
    4
    TEORIA I METODIKA.indd 121
    TEORIA I METODIKA.indd 121 08.09.2006 14:26:48 08.09.2006 14:26:48
    Process Black
    Process Black

    122
    не случайно, а свидетельствует как об общности путей человеческо- го познания (его единстве), так и о единстве самого познаваемого мира. По мнению П. А. Флоренского, символ всегда прочно связан с символизируемым явлением и строится по определенным законам, а не создается произвольно. «Вопреки видимому многообразию, мифологические картины мира разных народов часто удивительно сходны», – пишет исследователь мифов о Вселенной В. В. Евсюков
    49
    Вероятно, все это, действительно, свидетельствует о едином спосо- бе отражения единого мира.
    Очень многие символы, которые составляют декор на предметах, как уже говорилось, отмечены в культуре разных народов. Прежде всего, это знаки Солнца, воды, Земли, хлебных зерен, женские фигуры (Рис. 27).
    Несомненно, одним из самых распространенных и важных симво- лов является Солнце, значение которого для жизни на Земле, по-ви- димому, сходным образом оценивалось самыми разными народами.
    При всем многообразии принятых для него обозначений они тем не менее отличаются определенным знаковым единством: как правило, это круг, крест и их различные сочетания; распространенным знаком
    Солнца является также свастика.
    Рис. 27
    В настоящее время далеко не все изучено относительно возник- новения этих символов в человеческой культуре, но многое из того, что исследователям удалось узнать и расшифровать, просто пора- зительно и наводит на мысль о какой-то неведомой нам ныне глубине
    49
    Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. – Новосибирск, 1988. – С. 5.
    Знаки Солнца
    Знаки Земли
    Знаки воды и хлебных колосьев
    TEORIA I METODIKA.indd 122
    TEORIA I METODIKA.indd 122 08.09.2006 14:26:48 08.09.2006 14:26:48
    Process Black
    Process Black

    123
    познаний архаического человека. Так, например, отдельные совре- менные ученые указывают на то, что свастика является графическим изображением направления векторного движения солнечного ветра.
    А не так давно было сделано поразительное открытие: на срезе бив- ня мамонта всегда можно увидеть естественный рисунок, напомина- ющий свастику. Вероятно, как и в прочих явлениях природы, тут за- шифрована одна из ее закономерностей, имеющих общекосмический смысл. И по всей видимости, древним людям об этом было что-то из- вестно. Считается, что слово «свастика» произошло от санскритского
    «свастя» – свет, а существование этого символа в культуре народов, географически очень удаленных друг от друга, еще раз свидетель- ствует об общности культур и единстве мира.
    Согласно представлениям древних, мир существует благодаря взаимодействию трех основных уровней: верхнего (небесного), сред- него (земного) и нижнего (подземного, подводного). Эти представ- ления находили свое символическое выражение в общем устройстве быта и в отдельных вещах. Например, в конструкции русской избы три обозначенных яруса выделяются очень четко, причем каждому из них соответствует своя символика. Дом в целом как бы уподобля- ется человеческому лицу. Средний ярус – клеть – предназначался непосредственно для обитания человека. На ней находятся окна; эти- мология этого слова символична: оно образовано от слова «око». На окнах – узорные наличники (на «лице»). Верхняя часть – крыша – от- деляется от средней с лицевой стороны специальной доской с вы- резным узором. Это так называемая лобовая доска; а часть передней стены между клетью и скатами крыши – чело (т. е. лоб). Часто именно на нем располагались специальные деревянные рельефы – круги или полукруги с расходящимися от центра лучами, которые представля- ют собой символы Солнца – знаки небесной сферы. Хорошо извест- ны также и деревянные коньки на крышах русских изб; они являются знаками, символизирующими небесный огонь. Таким образом, верх- няя часть дома – крыша – связывается в представлении человека уже с небесными силами. Его нижняя часть – подклеть – располагается под полом и является вместилищем подземных духов, которые, наряду с земными и небесными силами, играли свою роль в охране жилища, в поддержании жизни и здоровья людей и домашнего скота. Значи- ма была не столько каждая сила по отдельности, сколько их единство.
    Именно поэтому те же три яруса выдерживались и в оформлении окон наличниками. На верхнем наличнике обычно располагались спе- циальные небесные знаки; это могли быть изображения (разумеется,
    TEORIA I METODIKA.indd 123
    TEORIA I METODIKA.indd 123 08.09.2006 14:26:48 08.09.2006 14:26:48
    Process Black
    Process Black

    124
    стилизованные) птиц или «полусолнца». По бокам окна украшались, например, изображениями «древа жизни», а снизу часто можно было встретить символических русалок (или берегинь), фантастических драконов и прочих подземно-подводных жителей.
    Символическое строение избы:
    1 – сруб (клеть), 2 – крыша, 3 – конек, 4 – чело, 5 – причелина,
    6 – полотенце, 7 – лобовая доска
    Символы солнца в верхней части наличников
    Деревянный конек и резное полотенце с символами Солнца
    Дракон и берегиня – символы подземного яруса
    Рис. 28
    TEORIA I METODIKA.indd 124
    TEORIA I METODIKA.indd 124 08.09.2006 14:26:48 08.09.2006 14:26:48
    Process Black
    Process Black

    125
    В более поздние времена эти каноны соблюдаются уже не так стро- го, и узоры наличников играют преимущественно декоративную роль.
    Три яруса можно также выделить в оформлении костюма; особен- но красноречиво и убедительно в этом смысле выглядит русский жен- ский праздничный наряд. Его верхняя часть – головной убор – сим- волизирует небесную сферу. Часто это отражалось даже в названиях уборов: например, слово «кокошник» происходит от «кокошь» (кури- ца, т. е. птица); в некоторых местностях носили головной убор под на- званием «сорока» (т. е. опять же птица). В формах корон и кокошни- ков можно было без труда угадать образ полусолнца или полумесяца, часто с лучами. Обычно такие уборы богато украшались золотой или серебряной вышивкой, драгоценными камнями, бисером и сверка- ли, подобно небесному светилу. Вышивка и украшения складывались в специальные узоры, составленные также из «небесных» знаков: сти- лизованных птиц, символов Солнца и проч. Одежда щедро отделыва- лась вышивкой, в которой по традиции на строго определенных ме- стах располагались соответствующие знаки; в самом низу, по подолу обычно шли элементы, символизирующие Землю, чаще всего знаки распаханного поля (ромбы и точки). В следующем ряду могло быть изображение древа жизни или женская фигура – богиня плодородия
    – обычно с воздетыми к небу руками; по бокам их располагались изо- бражения птиц или магических животных.
    Одежда дополнялась специальными украшениями, которые тоже выполнялись по строгим канонам и располагались на своих местах.
    С головного убора, словно потоки небесного дождя, струятся длин- ные нити подвесок. Они соединяют небо и землю. Ритмично череду- ются ряды ожерелья – словно уже сошедшие с небес на землю по- токи. Ритм, который обязательно используется в декоре, сам по себе обладает защитной силой.
    Рис. 29
    TEORIA I METODIKA.indd 125
    TEORIA I METODIKA.indd 125 08.09.2006 14:26:49 08.09.2006 14:26:49
    Process Black
    Process Black

    126
    Не случайным был и выбор цветовых сочетаний. Чаще всего ис- полнялась красная вышивка по белому полю; при этом красный цвет символизировал мужское начало, а белый – женское. В народном представлении любовь и брак, последующая семейная жизнь были также связаны с образами огня и земли, а муж и жена их олицетво- ряли. «Белый цвет в древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри, то есть обозначал светоносность предмета. Одним из его символов была льняная холстина с ровной серебристой поверхностью... В на- родной поэзии ткань эта сближалась с ровной, нетронутой землей и с порой девичества. Вспаханное же поле, как и сшитая из холстины рубашка, были лирическим образом женщины... Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь... Изо- браженное на переднике "бабы" огненно-красное солнце словно со- гревает распаханное поле с зернами яровых посевов...»
    50
    Женщина как символ плодородия – также один из значительных мотивов в искусстве самых разных народов. Стилизованные женские фигуры могут быть зашифрованы в вышивках, росписях, резьбе и проч.; из глубокой древности дошли до нас также многочисленные и разнообразные скульптурки, безусловно, магического назначения. В русской культуре они представлены глиняными «бабами», расписан- ными в строгом соответствии с традицией: на привычных местах рас- полагаются знаки Солнца (круги, кресты), засеянного поля; может быть изображено и древо жизни. «Слепленная из глины баба с воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами (такие встречаются часто и в местной вышивке) символизирует моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для ее пло- дородия»
    51
    Рис. 30 50
    Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. – Л., 1986. – С. 119 –120.
    51
    Там же.
    TEORIA I METODIKA.indd 126
    TEORIA I METODIKA.indd 126 08.09.2006 14:26:49 08.09.2006 14:26:49
    Process Black
    Process Black

    127
    СИНКРЕТИЗМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.
    СМЫСЛ ОБРЯДОВ
    Синкретизм – иначе слитность, нерасчлененность – самое основ- ное в народном искусстве. Как уже сказано, само по себе оно вообще не существует, а органично вплетается в жизненную канву человека.
    Поскольку жизнь хлебопашца подчинялась строгому порядку, искус- ство по-своему ее оформляло.
    «Порядок крестьянской жизни в русской деревне определялся годичным кругом сельскохозяйственных работ. Каждый его период, в зависимости от времени года, был расписан с точностью до дня.
    В определенную пору начинали пахать землю и сеять, косить траву и жать хлеб, отмечали те или иные земледельческие праздники и со- вершали связанные с ними обряды. Они по своей полноте не везде были одинаковы, но едины по сути и отражали цельное мировоззре- ние народа-земледельца.
    К ряду праздников специально делали из теста или соломы, де- рева или глины фигурки людей, птиц и животных. Так, на Рождество
    (7 января), когда по народным поверьям нарождается молодое солн- це, пекли в Архангельске ароматные и вкусные пряники – "козули", украшали их разноцветной глазурью: кругами, крестами и звездами...
    Изображали "козули" коров и коней, оленей, барашков и козлов. А де- лали их для того, чтобы и в новом году водилась в доме скотинка и давала приплод»
    52
    В течение года разнообразные сельскохозяйственные праздни- ки ритмично чередовались. Многочисленными исследователями се- годня накоплен уже значительный материал по данной проблеме, в том числе по обрядам, характерным для отдельных местностей. Как бы они ни различались в деталях, есть целый ряд существенных при- знаков, которые являются общими и главными. Во-первых, каждый такой праздник был очень строго вписан в общий круг жизни, имел в ней свое место. Время праздника никогда не определялось произ- вольно и не зависело от каких-то случайных причин. По сути все они были специфическими магическими обрядами и тесно связывались с ритмом крестьянских работ.
    «Так на протяжении года мы видим развитие важнейшей обрядо- вой темы, слитой с образами животворящих сил "матери сырой земли"
    52
    Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. – Л., 1986. – С. 108–109.
    5
    TEORIA I METODIKA.indd 127
    TEORIA I METODIKA.indd 127 08.09.2006 14:26:49 08.09.2006 14:26:49
    Process Black
    Process Black

    128
    и солнца. Тема эта красной нитью проходит не только в календарных земледельческих обрядах, но и в связанных когда-то с ними вышивке, узорном ткачестве и глиняной игрушке»
    53
    . Добавим, что обряды обыч- но расписывались как сложное театрализованное действо, в которое включались ритуальные движения (в частности, танцы), музыка, сло- во. Однако их настоящий синкретизм заключается не только в этом, а главным образом – в единстве материального и идеального. Любой обряд в народной культуре – это мольба, призыв, защита и проч.; вся материальная часть (изображенные или произнесенные символы) призваны были выразить и усилить их. Именно поэтому в любой наци- ональной культуре каждая вещь возникала и использовалась на сво- ем месте и в свое время. Это относится и к вещам, лишенным ярко выраженного утилитарного смысла: например, к глиняным игрушкам, деревянным птичкам и проч. «Изготовление и продажа игрушек в Кар- гополье еще в середине – конце XIX века были приурочены именно к предвесенней поре, как раз к кануну грядущего земледельческого года и, как следует полагать, они тесно связаны с обрядами зимне- весеннего цикла»
    54
    . Следовательно, игрушки изготавливались вовсе не для забавы и не для абстрактной «красоты»; они не были в интерье- ре избы чем-то вроде малой бытовой скульптуры, а наоборот, обычно хранились весь год где-нибудь в недоступном месте до своего дня.
    Г. П. Дурасов приводит интересный пример: «По словам крестьянки из
    Дмитровского края, в их семье из рода в род передавалось глиняное изображение стукан-масленицы. В течение всей зимы этот стукан хра- нился у прабабки в сундуке и только на масленичной неделе вынимал- ся и ставился на лавку... Старухи говорили молодым: "Молись ему"»
    55
    Таким образом, все это красноречиво свидетельствует о том, что в народной культуре отражалось очень четкое понимание действи- тельного единства мироздания: единства слова, мысли и действия.
    Интересно, что с позиции современного знания правильность такого мышления все больше и больше подтверждается. В частности, от- крываются не известные ранее виды природных энергий. Скажем, биологическую энергию и энергию мысли наши предки безусловно использовали в своих обрядах (например, когда они не просто встре- чали, а зазывали весну). Ныне все большее число ученых стараются обратить наше внимание на то, что информационное пространство
    53
    Дурасов Г. П. – Каргопольская глиняная игрушка. – Л., 1986. – С. 112.
    54
    Там же – С. 127.
    55
    Там же.
    TEORIA I METODIKA.indd 128
    TEORIA I METODIKA.indd 128 08.09.2006 14:26:50 08.09.2006 14:26:50
    Process Black
    Process Black

    129
    Вселенной едино: все, что мы мыслим, произносим, делаем, никуда не исчезает, не уничтожается, а как раз и составляет это поле и в кон- це концов определяет нашу жизнь. За последние десятилетия иссле- дователями накоплен достаточно обширный и убедительный матери- ал, который подтверждает, что национальные культуры самых разных народов Земли имеют в сущности больше общего, чем различного.
    Во всяком случае все внешние различия являются вторичными; они продиктованы особенностями природных условий и проч. Но фило- софское, мировоззренческое начало есть стержень и смысл всякой народной культуры.
    Рассмотренные выше вопросы о сущности дизайна, о природе как источнике инженерно-художественных идей и о народной эстети- ке позволяют заметить, что они тоже обладают определенным един- ством. Оно выражается в следующем:
    1. Человечеством в ходе исторического развития были вырабо- таны сложные знания об устройстве мироздания. Эти знания и соот- ветствующие им способы деятельности позволяли народу создавать предметную среду в гармонии с окружающей природой, с учетом ее законов и разнообразных сил. По мере развития «технического про- гресса» гармония постепенно утрачивалась.
    2. В общем ходе человеческого существования и развития систе- ма материального производства отнюдь не случайно в конце концов приняла вид дизайнерской деятельности – как наиболее гармонич- ной, в которой внешние и внутренние качества предметов (и среды в целом) не просто соединяются, а взаимно зависят друг от друга.
    3. По сути дизайнерский подход можно считать своеобразным
    «слепком» с тех общих законов, по которым конструирует себя при- рода.
    Думается, что отмеченное единство этих важных проблем должно быть так или иначе отражено в системе школьного образования. Из всех учебных дисциплин именно уроки ручного труда предоставляют для этого наилучшие возможности.
    ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
    НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
    Как видим, в народном искусстве, в народных ремеслах отражено понимание сложнейших взаимосвязей жизни, а вовсе не абстракт- ные художественно-декоративные вкусы народа и не набор техноло-
    6
    TEORIA I METODIKA.indd 129
    TEORIA I METODIKA.indd 129 08.09.2006 14:26:50 08.09.2006 14:26:50
    Process Black
    Process Black

    130
    гических приемов. Это серьезная философская проблема, изучение которой тем не менее возможно и необходимо начинать в младших классах. Не ставя задачи растолковать детям всю глубину народной культуры, мы в то же время обращаем их внимание на главное в этой проблеме: на ее космический, мировоззренческий смысл. В учебники для 2 класса мы включили блок уроков «Учимся у народных мастеров».
    Это начальный этап, но уже здесь школьникам дается информация о знаковой системе народного искусства: демонстрируются наиболее распространенные солярные знаки, символы земли, воды, распахан- ного поля, хлебные колосья и зерна. Показано, как из знаков образу- ется узор, какой вид эти знаки могут получать в конкретных издели- ях (в обрядовом печенье, в росписи глиняных игрушек). Кроме этого второклассники узнают и о том, что сам выбор образов для народных изделий тоже не является случайным: приводится краткая информа- ция о том, что означают, например, фантастический полуконь-полу- человек, птица, корова, конь и баран. И наконец, дается первоначаль- ное представление об охранительной функции народного искусства, о включении его в быт и обряды. Все демонстрируется на наглядных примерах, но при этом учебник намеренно не дает информацию о том, изделия каких конкретных промыслов показаны на страницах, чтобы исключить формирование неверных представлений, будто бы именно с ними и следует отождествлять народное искусство. Наша задача, наоборот, состоит в том, чтобы в первую очередь показать его общ- ность, универсальность, основной смысл, а усвоить затем частности
    (скажем, чем различаются дымковская и филимоновская игрушки) школьникам будет нетрудно.
    Этот блок уроков позволяет создать, разумеется, очень общее, но в целом верное представление о народном искусстве и народной культуре; здесь закладывается база для последующего, более обсто- ятельного изучения этой проблемы. К ней мы возвращаемся главным образом в 4 классе, где она является центральной. На этой ступени мы рассматриваем особенности культуры разных народов, отражен- ные в создаваемой ими предметной среде. Все обозначенные выше стороны народного искусства изучаются на фоне овладения отдель- ными видами ремесел с тем, чтобы у учащихся в результате сложи- лось устойчивое понимание народного искусства как духовной сущ-
    ности, пронизывающей повседневный быт.
    Сегодня мы пытаемся возродить и активно внедряем в содержа- ние образования (особенно дошкольного и начального школьного) многие из народных обрядов. Однако, если это носит формальный
    TEORIA I METODIKA.indd 130
    TEORIA I METODIKA.indd 130 08.09.2006 14:26:50 08.09.2006 14:26:50
    Process Black
    Process Black

    131
    характер и дети получают представление только об их внешней сто- роне, то такая работа имеет мало смысла, ибо не формирует насто- ящего понимания народной культуры. Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры; конечно, сейчас они неузнаваемо изменились, но все-таки при желании, можно рассмотреть и попытаться «прочитать» те древ- ние знаки, которые в них спрятаны. Можно задуматься и о своеобра- зии жизни наших предков, о том, как они умели вглядываться и вду- мываться в окружающую природу.
    Большой осторожности от учителя потребует отбор для своей работы материалов о народном искусстве, которые в силу возрас- тающей актуальности этой проблемы теперь появляются в большом количестве.
    Особенно опасны получающие сейчас широкое распространение попытки представить народное искусство в ярмарочно-балаганном стиле. Зачастую мы не отдаем себе отчета в том, что приносим этим, скорее, вред, чем пользу делу формирования у учеников настоящей культуры и понимания народной эстетики. Если, скажем, на утреннике мы наряжаем детей в псевдонациональные сарафаны и косоворотки, не придавая особого значения тому, как они скроены, чем украшены, а содержанием утренника в основном являются различные потешки, перемежающиеся с хороводами, наигрышами и проч. в произволь- ном порядке, то это верный путь выработать у школьников преврат- ное и фальшивое представление о народном искусстве как о чем-то пустом и бессмысленном.
    Пожалуй, одним из лучших способов ознакомления детей с на- родной эстетикой является изучение ее на материале родного края.
    В свое время этот путь был предложен проф. Т. Я. Шпикаловой, и благодаря поддержке специалистов на местах этот опыт постепенно распространяется. Однако учителю не следует забывать, что местные традиции имеет смысл осваивать на фоне общечеловеческих куль- турных канонов, что мы и старались отразить в своих учебниках.
    Вся система работы с младшими школьниками направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения к тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отра- жены в создаваемой им предметной среде. Внимательное и добро- совестное изучение конкретных приемов практической работы в дан- ном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры.
    TEORIA I METODIKA.indd 131
    TEORIA I METODIKA.indd 131 08.09.2006 14:26:50 08.09.2006 14:26:50
    Process Black
    Process Black

    132
    Таким образом мы надеемся сформировать у них понимание духов- ности предметной среды.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
    1. Как вы думаете, для чего следует изучать народную культуру и искусство в общеобразовательной школе?
    2. С какого времени, по вашему мнению, люди стали украшать бытовые вещи? С какой целью это делалось?
    3. О чем может свидетельствовать тот факт, что многие символы в украшениях бытовых предметов являются общими для разных куль- тур и разных народов архаических обществ?
    4. Какие «сквозные» (общие для разных народов) символы вам известны?
    5. Подберите несколько образцов предметов декоративно-при- кладного искусства народов России для зрительного ряда к урокам технологии (оригиналы, фотографии и проч.). На их примерах под- твердите и проиллюстрируйте символический смысл вещей и декора.
    6. Подчинение традициям в изготовлении и украшении вещей сковывало проявление творчества мастером или помогало ему? Объ- ясните свой ответ.
    7. Учитель знакомит школьников с элементами народного ор- намента конкретного региона и дает следующую информацию об их происхождении и значении:
    «Ткала мастерица ткани льняные и шила из них одежду, кушаки,
    полотенца. Прочные и нужные получались вещи, только не украше-
    ны ничем. Вот и решила мастерица придумать узоры разные. Как-то
    утром проснулась она, пошла печь растапливать и видит: два полена,
    одно поперек другого лежит. Вот, думает, крестик какой; взяла уго-
    лек и нарисовала его, чтобы не забыть... Вышла мастерица на ули-
    цу по воду, глянь - а на улице снег выпал, белым-бело. Чистый снег,
    а на нем какие-то пятнышки. Пригляделась: а ведь и здесь какой-то
    узор, много тут следов сорока оставила. Глядела мастерица, глядела,
    вернулась в избу и нарисовала вот такой узор - «сорочью ногу»... Уви-
    дела мастерица над деревней стаю грачей - готовились они в теплые
    страны улетать. Летают птицы, машут крыльями вверх-вниз, вверх-
    вниз. Задумалась мастерица - и снова к дощечке своей: вот и новый
    узор - «птица».
    TEORIA I METODIKA.indd 132
    TEORIA I METODIKA.indd 132 08.09.2006 14:26:50 08.09.2006 14:26:50
    Process Black
    Process Black

    133
    «крестик» «сорочья нога» «птичка»
    Рис. 31
    Дайте оценку этой информации с точки зрения: а) символическо- го смысла народного искусства; б) ее образовательной ценности для детей.
    Подумайте, почему для того чтобы оценить подобные сведения, совсем не обязательно знать, об искусстве какой именно местности идет речь.
    Попытайтесь определить, элементы каких знаков в действитель- ности представил учитель детям.
    8. Подберите в любых доступных вам источниках (например, в журнале «Начальная школа») 1–2 сценария детских праздников или уроков, посвященных народной эстетике. Дайте их подробный ана- лиз с учетом следующих позиций: а) содержательность, информатив- ность; б) отражение мировоззренческой сущности народной эстети- ки; в) общая воспитательная и образовательная ценность.
    TEORIA I METODIKA.indd 133
    TEORIA I METODIKA.indd 133 08.09.2006 14:26:50 08.09.2006 14:26:50
    Process Black
    Process Black

    134
    1
    ПОНЯТИЕ О КОНСТРУИРОВАНИИ.
    СУЩНОСТЬ УЧЕБНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
    Термин «конструирование» не является новым в методике трудо- вого обучения; скорее, наоборот, он воспринимается нами как один из самых привычных, когда речь идет об уроках технологии. В отече- ственной школе он много десятилетий употреблялся в паре со словом
    «моделирование» (которое впоследствии заменили понятием «маке- тирование») практически как его синоним.
    Словосочетание «конструирование и моделирование», означа- ло изготовление макетов каких-либо сооружений: архитектурных, технических и проч. Чаще всего эти макеты создавались из готовых деталей репродуктивным способом, по подробной инструкции. По- степенно такое понимание конструирования – в обязательной связи с моделированием – вошло в привычку, которая до сих пор мешает нам «пробиться» к его настоящему смыслу. Поэтому первое, что сле- дует сделать, – это дать научный анализ понятия «конструирование» и определить его дидактическую сущность.
    Конструировать – значит создавать конструкцию чего-то. Так определяется данное слово в различных словарях. Кажется, что ниче- го непонятного в нем нет. Но оказывается, в это определение можно вкладывать разный смысл. Например, малыш сидит в окружении ку- биков и приставляет их один к другому. По ходу этого занятия у него могут спонтанно возникать конструкции. Можно ли сказать, что он
    конструирует? Ответ, скорее, будет отрицательным. Действительно,
    КОНСТРУИРОВАНИЕ
    КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО
    РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
    НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
    III
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20


    написать администратору сайта