Н+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева
Скачать 1.65 Mb.
|
Методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рацио- нальный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эсте- тический (во многом эмоциональный, интуитивный). В соответствии с этим программа ориентируется на систематическую проектно- конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты сме- щаются с изготовления поделок и механического овладения приема- ми работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приемов и технологий. Репродуктивная деятельность учащихся на уроках, безусловно, будет иметь значительное место, но лишь в той мере и до тех пор, пока она не обеспечит надежное овладение приемами практической деятельности. Эти приемы представляют собой базу творчества, но по мере их усвоения ученик должен получить возможность самосто- ятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действий. TEORIA I METODIKA.indd 240 TEORIA I METODIKA.indd 240 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 241 Что касается проектной деятельности, то при дизайнерском под- ходе она составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа не пред- полагает каких-то обособленных блоков или видов работы, имеющих название «проектов», а органично вписывает творческую проектную деятельность в систематическое освоение содержания курса; фак- тически это представляет собой весьма конкретное использование проблемно-поисковых методов в учебной дисциплине. Таким образом, с учетом новой концепции по-новому выглядят и основные задачи курса. К ним относятся: 1. Духовно-эмоциональное обогащение личности: а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой; б) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу; в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и яв- лений. 2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции. 3. Развитие психических познавательных процессов и приемов познавательной деятельности. 4. Расширение кругозора. 5. Развитие руки, глазомера и проч. через формирование прак- тических умений. II. ПРОГРАММА Весь курс обучения представляет собой единую систему взаи- мосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к клас- су и при этом раскрывают многообразные связи предметной практи- ческой деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Графически структуру программы можно отразить следующим образом: TEORIA I METODIKA.indd 241 TEORIA I METODIKA.indd 241 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 242 Класс Социально-историческое и нравственно- эстетическое содержание курса 1 2 3 4 Ф О Р М А Л И Н И Я Ц В Е Т К О Н С Т Р У К Ц И Я К О М П О З И Ц И Я М А Т Е Р И А Л Ы И Н С Т Р У М Е Н Т Ы Умелые руки: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие форм и цвета в окружающей действитель- ности; радость познания и созидания (учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными). В природе, в жизни и в мастер- ской: основные идеи взаимосвязи человека, вещи и природы и пути их познания; основы декоративно-худо- жественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действо- вать). Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей): природа как источник инженерных и художе- ственных идей; основные принципы и правила дизайна (осваиваю основные правила создания красивой вещи и мира вещей). Секреты Мастеров: мир вещей как источник историко-культурной ин- формации; традиции и их роль в жизни и в искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре (постигаю мастерство как способ вы- ражения духовной культуры). Продвижение учащихся происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Скорее, наоборот, освоение большинства программных проблем, в силу их глубины и разносторонности, строится по концентрическому принципу, и школьники с разной степенью проникновения касаются их на разных ступенях единого курса. Главным в содержании обучения является нравственно-эстети- ческий и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре. Предметно-практическое содержание программы обозначено лишь сквозными линиями, которые проходят через все ступени курса. TEORIA I METODIKA.indd 242 TEORIA I METODIKA.indd 242 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 243 Их список в реальности, естественно, значительно шире, поскольку по каждой «вертикали» он может быть конкретизирован в зависимо- сти от ситуации. Рассмотрим это на примере компонента «Форма». В первом клас- се много внимания уделяется распознаванию знакомых геометри- ческих форм, умению оперировать с ними; кроме того, дети учатся всматриваться в формы природы, ассоциируют различные формы с теми или иными образами действительности, т. е. активно осваивают форму на уровне сознания и чувства, учатся работать с ней. В даль- нейшем, во втором – четвертом классах, работа с формой ведется в основном по тем же направлениям, но постепенно усложняется и углубляется: ученики строят геометрические формы, которые стано- вятся все более сложными; в дизайнерские разработки форма вещей постепенно входит в качестве предмета специального осмысления. Особо следует остановиться на таких линях, как «Материалы» и «Инструменты». За период начального обучения детям предсто- ит овладеть по возможности самыми различными поделочными ма- териалами и способами обработки. Хотя технология является лишь средством, а не самостоятельной целью курса, это средство должно быть хорошо освоено – в противном случае продвижение учеников в творческом отношении будет существенно затруднено, а иногда и вовсе невозможно. Младший школьник должен овладеть основными приемами разметки (это одно из самых общих базовых умений, необ- ходимых в различных видах деятельности), уметь выполнять ручную работу качественно и четко, а также сознательно и грамотно строить процесс практической работы, т. е. соблюдать необходимую культуру и правила организации труда. Программа сознательно уходит от жесткого и слишком конкрет- ного перечня тех поделочных материалов и инструментов, которые должны быть освоены младшими школьниками. Ориентация на строго определенный список заставила бы учителя по-прежнему придержи- ваться «технологического» пути в работе с детьми, что противоречит концептуальным основам программы. В связи с этим предусматри- вается, что перечень материалов и приемов их обработки, которы- ми овладевают учащиеся в каждом классе, может быть представлен более или менее широко в зависимости от количества учащихся, на- личия нужных материалов, особенностей местных условий и даже собственных умений и предпочтений учителя. Но в любом случае школьник должен научиться качественно обрабатывать различные TEORIA I METODIKA.indd 243 TEORIA I METODIKA.indd 243 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 244 материалы, чтобы уметь творчески использовать их как средство соз- дания выразительной вещи. Таким образом, в приведенной выше таблице все компоненты предметно-практического содержания обозначены «по минимуму», а максимум не ограничен. В характеристике программного содержания работы по классам, которая приводится ниже, мы не указываем обязательного перечня изделий, изготавливаемых учениками. Во-первых, потому что изде- лие является лишь средством, а не самостоятельным содержатель- ным компонентом программы. Во-вторых, программа обеспечена авторскими учебниками, учебно-дидактическими и методическими материалами, в которых все содержание конкретизировано. Недостаточная определенность курса «технологии» в учебных пла- нах школ не позволяет нам также указывать конкретное количество часов в характеристике программного содержания; однако с учетом важности данного предмета в образовании и развитии учащихся (с учетом того, что он фактически «работает» на все важнейшие пред- меты общеобразовательной школы!) предлагаем найти возможность для проведения этих уроков в количестве 2 часов в неделю. 1 класс. Умелые руки Первоклассники в процессе изготовления изделий на уроках труда могут получать первоначальные представления о хороших, грамотно сделанных вещах, однако никакой специальной работы по формиро- ванию дизайнерских знаний и представлений на этой ступени про- граммой не предусмотрено. Значительное внимание в данный возрастной период приходит- ся уделять развитию основных функциональных возможностей детей, на которых можно построить их полноценную познавательную деятельность. В частности, у первоклассников недостаточно разви- та координация мелких движений руки, поэтому предусмотренная в программе система практических операций способствует ускорению и гармонизации физического развития ребенка. Ученики осваивают разные способы обработки материалов, учат- ся пользоваться простейшими ручными инструментами и выполнять практические операции. Это позволяет развивать основные сенсор- ные процессы, которые сами по себе являются «входными воротами» всякого познания. При этом не ставится задача дать детям какие-то TEORIA I METODIKA.indd 244 TEORIA I METODIKA.indd 244 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 245 систематические специальные знания о материалах. Программа не предусматривает, что ученики должны запомнить, скажем, названия различных сортов бумаги или ткани и проч. – это совершенно не нуж- но для общего образования и только обременяло бы память малышей. Однако необходимо сформировать у первоклассников своеобразное «чувство материала», без которого невозможна свободная художе- ственно-конструкторская деятельность. Дети постепенно приобре- тают привычку самостоятельно экспериментировать с материалами, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их к тщательности и аккуратности в выполнении практических опера- ций, формировать привычку доводить начатое дело до конца. Очень важно сформировать у детей надежные приемы практи- ческих действий с простейшими ручными инструментами: научить их правильно работать ножницами; быстро и качественно выпол- нять разметку с помощью шаблона, линейки, сгибанием; аккуратно и правильно работать с клеем и проч. Выработанные на данном этапе приемы работы, культура практического труда, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поис- ковые, творческие задачи. С другой стороны, возраст 6–7 лет является наиболее сенситив- ным в плане интеллектуального развития. В этот период дети обычно с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки – особенно, если работа в разумных пропорциях рас- пределяется между головой и руками. Именно это и позволяет наи- лучшим образом «ввести» учеников в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению рук. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируются, все более подчиняясь интеллекту. На начальных этапах первоклассник, напри- мер, учится вырезать уже размеченные детали, чтобы тут же решить с их помощью несложную логическую задачу. Позже ему нужно будет уже самостоятельно определить, какие из предложенных деталей по- надобятся для работы, и вырезать только их. В дальнейшем разметку вообще предстоит осуществлять самостоятельно. Параллельно с такими, преимущественно логическими, задачами программа предусматривает и творчество иного плана – художествен- но-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обога- щение чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность твор- чества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их обогащение через целенаправленное визуальное восприятие – один TEORIA I METODIKA.indd 245 TEORIA I METODIKA.indd 245 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 246 из главных компонентов программы первого класса. Прежде всего, на этом этапе закладывается фундамент понимания выразительности форм природы, формируются способы восприятия объектов природы и использования полученных впечатлений в творческих работах. При работе с природными материалами дети учатся внимательно всма- триваться в особенности их формы, видеть прекрасное в обыденном, во всем угадывать живую душу. Значительное место на уроках ручного труда отводится фор- мированию у первоклассников приемов познавательной де- ятельности и развитию познавательных процессов. Поскольку практические действия ученика могут весьма эффективно продемон- стрировать ему, насколько хорошо он сумел рассмотреть, проанали- зировать, запомнить то, что предлагает учитель (т. е. выявляют каче- ство его познавательных действий), в первом классе важно не сводить работу к механическому повторению, а заставлять детей думать, осу- ществлять самостоятельную ориентировку в задании и проч. Выполняя те или иные практические действия, первоклассник не просто изготавливает поделки и «набивает руку» на обработке мате- риалов, а всякий раз осуществляет активную познавательную дея- тельность. С учетом всего сказанного в программе первого класса можно выделить следующие приоритетные компоненты: Культура и организация труда. Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размеще- ние их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Правила безопас- ной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при ра- боте с клеем. Приемы обработки различных поделочных материалов. Обработка бумаги (сгибание, скручивание, обрывание, разреза- ние, сминание); лепка из пластилина; работа с природными и разны- ми материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка из- делий из деталей «Конструктора»; витье и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц. Работа с простейшими ручными инструментами. Приемы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фаль- цовкой (гладилкой). TEORIA I METODIKA.indd 246 TEORIA I METODIKA.indd 246 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 247 Приемы и правила разметки деталей. Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке. Умение работать с учебником и другими учебно-дидактическими материалами, познавательная самостоятельность. Умение работать под руководством учителя. Восприятие, оценка, анализ информации (рисунки, схемы, ин- струкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставлен- ной задачей и учебной информацией. Наблюдения и опыты в 1 классе: рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (формы и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, насекомых; осенний, зим- ний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки); сравне- ние форм, полученных способом вырезания и обрывания. Логические задачи, задания на пространственное мышле- ние: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; до- страивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объемную форму. К концу первого класса учащиеся должны знать: – основные требования культуры труда (о необходимости своев- ременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания поряд- ка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем); – правила безопасной работы с ножницами и иглой; – правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке); – назначение шаблона, стеки, гладилки; – правила вырезания детали ножницами из листа бумаги: а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»; б) сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру; уметь: – соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями; – использовать правила и приемы рациональной разметки; – выполнять разметку по шаблону, на глаз и от руки; – аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой; – аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и кри- волинейному контуру; TEORIA I METODIKA.indd 247 TEORIA I METODIKA.indd 247 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 248 – аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом об- рывания; – аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги; – аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу; – выполнять простые формы и конструкции из пластилина, поль- зоваться стекой; – плести «косичку» из трех нитей; – пришивать пуговицы; – выполнять комбинированные работы из разных материалов; – самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствую- щие заданию; – воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действо- вать в соответствии с инструкцией; – внимательно рассматривать и анализировать простые по кон- струкции образцы и находить адекватные способы работы по их вос- созданию; – устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекват- ные способы работы по ее созданию; – создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные спо- собы его практического воплощения. 2 класс. В природе, в жизни, в мастерской Программа второго класса является началом формирования у школьников систематических основополагающих знаний и пред- ставлений из области дизайна, а также предполагает их более ши- рокое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельно- сти. На конкретных примерах второклассники знакомятся с основным принципом дизайна: красивая вещь – та, которая подходит к обста- новке, т. е. функционально целесообразная. Кроме того, они получают первоначальные представления о том, что вещь неразрывно связана со своим «пользователем» и несет о нем определенную информацию. Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Глав- ная задача учителя состоит не в заучивании специальных терминов и TEORIA I METODIKA.indd 248 TEORIA I METODIKA.indd 248 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 249 формулировок (их вообще не нужно давать), а в том, чтобы постепен- но формировать у учеников сознательное отношение к вещи и быто- вой среде в целом. Основной принцип дизайна (функциональная целесообразность + художественная выразительность) дети сначала осваивают в процессе творческой деятельности по проектированию вещей с ярко выражен- ным характером и точно определенной областью функционирования. В выполнении таких сложных комплексных заданий ученикам суще- ственно помогает его условно-сказочная формулировка: они проек- тируют вещи (картину или ковер, чашку, украшение, дом) для конкрет- ных сказочных героев. Далее полученные представления закрепляются в серии уроков, в которых функциональное назначение вещи задается уже не сказоч- ной, а настоящей бытовой ситуацией. Второклассники учатся пони- мать, что и конструкция, и материал, и декор изделий сходного на- значения (например, игольницы) могут существенно различаться в зависимости от условий использования: одни формы и конструкции могут быть у дорожной игольницы и совсем другие – у декоративной. Во втором классе также берет начало одна из важнейших ли- ний, проходящих далее через весь курс: школьники получают пред- ставление о традициях в мире вещей и знакомятся с основами народной эстетики. Принципиально важно, что это знакомство на- чинается с главного – с мировоззренческого смысла народного ис- кусства, который наглядно проявляется в предметах быта. Это значит, что мы в первую очередь учим школьников видеть и понимать общее в разных видах народных ремесел, в изделиях мастеров из разных местностей. И только на фоне этого общего можно рассматривать частности, различия, декоративно-художественные предпочтения, которые существуют в какой-то определенной местности. Общим является, например, то, что любая вещь в народном быту занимает строго определенное место, имеет магический смысл и создается по строгим канонам (правилам), а не по личному вкусу мастера. Это касается, в том числе, и вещей, не имеющих утилитарного смысла (например, глиняной игрушки, соломенной куклы и проч.). Разли- чия в росписи, скажем, дымковской и филимоновской игрушки – это частности; гораздо более существенно то, что любая такая игрушка выполняла роль оберега, поэтому и сюжеты игрушек, и узоры на них включают одни и те же символы. Все эти сведения ученики получают в доступной для их понима- ния форме. Задача и в данном случае состоит не в формальном за- TEORIA I METODIKA.indd 249 TEORIA I METODIKA.indd 249 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 250 учивании информации, а в формировании общих представлений о культурных традициях, которые существуют в предметном мире. Все это, наряду с расширением кругозора, обогащает детей духовно, спо- собствует формированию у них национально-исторической памяти. Во втором классе ученики получают также представление о неко- торых наиболее ярких конструктивно-художественных идеях при- роды и о том, что человек в создании своего предметного мира за- имствует у природы эти идеи. Например, симметрия и асимметрия, ритм элементов относятся к таким замыслам природы, которые по- зволяют ей создавать гармоничные формы и конструкции. Продолжается работа по освоению новых материалов и способов их обработки, по развитию моторики, координации движений, глазо- мера, точности действий и аккуратности. В целом практическая деятельность второклассников «дисципли- нируется»; использование материалов носит уже не столь спонтанный характер, а постепенно подчиняется конкретным проектно-конструк- торским и проектно-художественным задачам. Проблема культуры и организации ручного труда развивается и связывается с самостоятельным изготовлением приспособлений для удобной работы. Все проблемы и вопросы в содержании изучаемого материала не изолированы друг от друга; они взаимно пересекаются и зачастую бывают одновременно представлены в уроке. Основные содержательные компоненты программы второго класса: О чем рассказывают наши вещи. Передача характера и выражение настроения в вещах и пред- метной среде. Единство функциональной и эстетической стороны в вещах. Конструкция вещи, ее связь с назначением. Лепка чашки для сказочного героя. Макет украшения определенного назначения. Дом сказочного героя. Любуемся природой, учимся у природы. Образы и конструкции природы и изделия человека; ритм, симме- трия и асимметрия в природе и в художественной композиции. Сим- метричные и асимметричные формы и композиции. Учимся у народных мастеров. Старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах. Связь че- ловека и природы через вещи. Символическое значение вещи. Изготов- ление весеннего обрядового печенья. Лепка и роспись игрушки по моти- вам изделий народных мастеров. Куклы из волокнистых материалов. TEORIA I METODIKA.indd 250 TEORIA I METODIKA.indd 250 08.09.2006 14:27:42 08.09.2006 14:27:42 Process Black Process Black 251 Новые материалы и технологии. Чертежно-графическая грамота. Разметка прямоугольника с помощью линейки на листе прямоу- гольной формы. Разметка сгибанием. Знакомство с разверткой и чер- тежом развертки; условные обозначения (линия контура или разреза; линия сгиба; выносная и размерная линии; место нанесения клея). Условные обозначения в схемах оригами. Полотняное переплетение нитей в ткани. Швы «вперед иголку» и «через край». Разметка ткани по шаблону и способом продергивания нити. Барельеф; технология вы- полнения барельефа. Лепка фигуры из целого куска. Элементарные основы композиции: соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения (фронтальные, объемные и глубинно-простран- ственные композиции, аппликация, «лесная скульптура»). Оригами. Организация и культура труда. Изготовление приспособлений для удобной работы. Наблюдения и опыты во 2 классе: рассматривание объектов природы на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма эле- ментов в их конструкциях; рассматривание плоских и объемных объ- ектов природы, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления); сравнение бумаги и ткани в операциях разрезания и сгибания; рас- сматривание тканей с полотняным переплетением нитей; продерги- вание нитей в тканях с полотняным переплетением. Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного ис- кусства: оригами; фронтальные и объемно-пространственные ком- позиции из природных материалов; аппликация; мозаика; скульпту- ра; барельеф; посуда; вазы; украшения; упаковка; поздравительные открытки; объекты архитектуры; вышивка; предметы народного ис- кусства (весеннее обрядовое печенье, глиняная игрушка, куклы из соломки, птица из щепы). Логические задачи и задания на пространственное мышле- ние: – мысленная трансформация плоской развертки в объемное из- делие и наоборот; – мысленная трансформация сложенной симметричной заготов- ки в развернутое изделие и наоборот; – вычисление размеров заготовки по объемному образцу и на- оборот (вычисление размеров изделия по его развертке); – вычисление размеров деталей изделия в соответствии с обо- значенными условиями; TEORIA I METODIKA.indd 251 TEORIA I METODIKA.indd 251 08.09.2006 14:28:07 08.09.2006 14:28:07 Process Black Process Black 252 – выделение в чертеже развертки соответствующих конструктив- ных частей изделия; – определение пропущенных операций в инструкции; – самостоятельный поиск способов получения нужной формы; – внесение изменений и дополнений в конструкцию изделия в со- ответствии с поставленной задачей или новыми условиями использо- вания вещи. К концу второго класса учащиеся должны знать 81 : – что такое развертка объемного изделия 82 ; – условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток; – что линию сгиба на плотной бумаге или картоне необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента; – что такое композиция; – что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструк- ции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл; – как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани; – что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полот- няным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом про- дергивания нити; – швы «вперед иголку» и «через край»; иметь представление: – о том, что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина; – о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид; – о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; – о символическом значении образов и узоров в некоторых про- изведениях народного искусства; – о том, что природа является источником для создания челове- ком образов и конструкций; – о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики; 81 Знания и умения, полученные на предыдущих этапах обучения, здесь и далее не называются. 82 Здесь и далее имеется в виду, что ученик может объяснить и своими словами раскрыть смысл понятия; заучивание определений не требуется. TEORIA I METODIKA.indd 252 TEORIA I METODIKA.indd 252 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 253 уметь: – строить прямоугольник на прямоугольном листе (или от двух прямых углов) с помощью линейки; чертить простые развертки; – читать технический рисунок и схему с учетом условных обозна- чений и выполнять по ним работу; – выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия; – выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бума- ги способом сгибания; – лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специ- альной палочкой и стекой; – выполнять изображения в технике барельефа; – расписывать изделия из пластилина красками (гуашью); – изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами; – выполнять разметку и бахрому на ткани способом продергива- ния нитей; – выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани; – выполнять швы «вперед иголку» и «через край»; – создавать фронтальные и объемные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки; – анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по об- разцу; – вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями; – придумать и выполнить несложное оформление изделия в соот- ветствии с его назначением. 3 класс. Наш рукотворный мир (От мира природы к миру вещей) Основная проблема программы третьего класса – «человек – предмет – среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологи- ческого содержания предметного мира и его единства с миром природы. Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гармоничному устройству TEORIA I METODIKA.indd 253 TEORIA I METODIKA.indd 253 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 254 самых привычных и обыденных предметов природы. Безусловно, сле- дует учитывать весь предыдущий опыт детских наблюдений, но на этом этапе он получает в совокупности с новыми фактами более глубокую качественную оценку. Эта оценка трансформируется в очень важный вывод: природой во всем предусмотрен строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может позаимствовать полезные кон- структивные и художественные идеи; невнимательное же отношение к этим фактам обедняет творчество мастера и даже может вызвать цепь нравственных разрушений, хаос 83 . Отталкиваясь от этой мысли, учени- ки проектируют отдельные вещи на основе форм и образов природы. Главные вопросы собственно дизайнерской линии на данном этапе обучения – это вопросы о стиле проектируемых вещей и их стилевом единстве. Проблема неразрывной связи предмета со средой становится объектом специального осмысления. При проведении с детьми художественно-конструкторского ана- лиза изделий учитель, в соответствии с конкретными темами, обраща- ет их внимание и на другие, более частные требования: композицион- ную целостность и пропорциональность отдельных частей в предмете (основные закономерности гармонии); функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия); технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы). Однако все эти требования не формулируются в виде академических правил и, разумеется, не предназначены для формального заучивания. Они просто учитываются в изделиях. При этом задания даются таким образом, чтобы сугубо дизайнер- ские идеи по возможности рассматривались не только в художествен- но-конструкторском, но и в духовно-психологическом аспекте. Основные содержательные компоненты программы третье- го класса следующие: Формы природы и форма вещей. Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декора- тивно-художественных изделиях и предметах утилитарно-бытового назначения. Композиции из природных форм; передача природных форм и об- разов в различных материалах: коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям. 83 Мы не имеем в виду, что подобные выводы и идеи, которые формируются в сознании учеников в соответствии с программой, должны ими заучиваться в виде словесных формулировок или какого-либо другого формального знания. Речь идет о выработке соответствующих представлений и отношения к миру. TEORIA I METODIKA.indd 254 TEORIA I METODIKA.indd 254 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 255 Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации расти- тельных и других природных мотивов. Характер и настроение вещи. Гармония вещей. Целесообразность формы и декора в предметах быта. Проекти- рование вещей определенного назначения с учетом конкретных за- кономерностей и основных принципов дизайна. Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола (салфетки, посуда и проч.); украшения для елки и для интерьера: игрушки, упаковки для подарков (конструирование, стилизация, комбинированная работа); обложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка определенного назначения (простой переплет). Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов ин- терьера: кухонный комплект, сервиз, комплект украшений). Новые материалы и технологии. Новые приемы разметки: работа с циркулем (построение окруж- ности, развертки конуса, построение форм на основе круга); постро- ение прямоугольника с помощью угольника; комбинированное по- строение разверток с использованием разных инструментов. Новые приемы обработки ткани и новые технологии шитья: изго- товление выкройки; раскрой парных деталей с припуском и без при- пуска; швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный. Технология переплета. Простой переплет (книжка-тетрадь в мяг- кой обложке). Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление простей- ших схем. Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей в формообразовании предметов. Технология печати оттисков с матриц. Эстамп. Наблюдения и опыты в третьем классе: аналогии в формах и конструкциях природы и созданиях человека (птица – самолет, ры- ба – подводная лодка, колючки репейника – застежка «репейник» и проч.); упорядоченное и строго закономерное строение объектов природы в соответствии с универсальными законами (семена в кор- зинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыбья чешуя, лепестки и листья растений и проч.); целесообразность и красота природных форм; на- блюдение и изучение форм животных, растений для последующего воссоздания их в изделиях. TEORIA I METODIKA.indd 255 TEORIA I METODIKA.indd 255 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 256 Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного ис- кусства: коллажи; посуда на основе стилизованных природных форм; декоративные предметы интерьера; декоративные игрушки и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки для подар- ков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные книжки; си- луэтные изображения; изделия из бисера; эстампы. Логические задачи и задания на пространственное мышле- ние аналогичны таким же задачам для 2 класса, но выполняются на более сложном материале и более сложных конструкциях. К концу третьего года обучения учащиеся должны знать: – что мир природы первичен по отношению к искусственно соз- данному миру вещей; – что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое еще осталось им не рас- крытым; – что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией – иначе впечатление от вещи будет нехудожествен- ным и неприятным; – что вещи, окружающие человека, обладают определенным «ха- рактером» и «настроением», которое выражается в их форме и от- делке; – что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна со- ответствовать общей обстановке); – что с помощью циркуля можно выполнить точные построения гео- метрических форм; – что такое силуэтное изображение; что такое эстамп; иметь представление: – чем точнее человеку удается использовать в конструкции созда- ваемых им вещей идеи, подсказанные природой, тем более удачны- ми получаются его творения; – о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой чело- веком, существует одно общее требование: она должна быть одно- временно удобной в использовании и выразительной внешне (т. е. со- ответствовать формуле «красота + польза»); – чем более в вещи вычурности, тем уже область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой; – о приемах стилизации природных форм в вещах; TEORIA I METODIKA.indd 256 TEORIA I METODIKA.indd 256 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 257 уметь: – выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля; – выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки; – оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида из- делия с точки зрения его утилитарной функции; – выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и ис- пользовать их при изготовлении изделий; – изготавливать изделия из бисера по простым схемам; созна- тельно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана; – придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии; – изготавливать изделия из папье-маше; – использовать комбинированные техники в соответствии с кон- структивной или декоративно-художественной задачей. 4 класс. Секреты мастеров Проблема социально-исторического и духовно-эстетическо- го смысла мира вещей является главным стержнем программы четвертого года обучения. Знания и умения, накопленные учени- ками за предыдущий период, не просто дополняются; они система- тизируются и обобщаются – в результате у школьников формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека, а также более осмысленное отношение к предметному миру как части человеческой культуры. На разнообразных примерах школьники убеждаются, что матери- альная среда, создаваемая людьми для своего удобства, всегда не- сет в себе отпечаток конкретного исторического времени, социаль- ного опыта и духовных устремлений человека. Даже в самых простых, привычных и непритязательных вещах обязательно скрыта серьезная информация, которая не только может пролить свет на прошлое че- ловечества, но и позволяет многое понять в проблеме связи времен, задуматься о единстве жизни и тех силах, которые это единство под- держивают. При этом основы понимания исторической и социальной инфор- мации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов. На кон- TEORIA I METODIKA.indd 257 TEORIA I METODIKA.indd 257 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 258 кретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жиз- ни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал – все имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времен и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, кото- рыми пользовался и продолжает пользоваться человек. Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной инфор- мации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное от- ношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опы- та от одного поколения к другому. Понимание ценности предшеству- ющих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить творческому стремлению к постоянному поиску нового. В связи с этим важно продемонстрировать детям возможные корректные соче- тания подражательной и творческой деятельности. Подражание, если оно продиктовано стремлением лучше узнать, понять, изучить какую- либо идею или дело, – это способ научиться мастерству. Мастер, творец является высшим выразителем духовной сущно- сти вещей. Изучение и освоение мастерства имеет особый смысл. Дети довольно легко приходят к выводу, что под «секретами» масте- ров подразумеваются в первую очередь не технологические тонкости ремесла, а именно мудрость Мастера, одухотворенность и гармония его деятельности. На этом фоне четвероклассники совершенствуют свою практическую подготовку, приобретают новые умения. На какой-то период ученики сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд, такой прием может показаться про- тиворечащим общей – творческой – концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более четко и убедительно выделить мысль: Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров. При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства – его духовно-нравственный смысл; с распространенным в различных ме- тодиках трудового обучения механическим копированием учебных образцов указанный прием не имеет ничего общего. В самой последней четверти программа предлагает еще раз, спе- циально обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремесел и предметного мира в целом. В соответ- ствии с этой логикой древние традиции изготовления изделий полу- TEORIA I METODIKA.indd 258 TEORIA I METODIKA.indd 258 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 259 чают новое звучание в современных условиях. В этот учебный период проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремеслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обра- щаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека. Таким образом, основные содержательные компоненты про- граммы четвертого класса следующие: Историческая информативность мира вещей. Понятие об исторической значимости предметной среды. История некоторых ремесел и их культурная сущность. Общее и особенное в ве- щах различных эпох и разных народов. Отражение в бытовых предме- тах представлений человека о единстве мира вещей и мира природы. Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнамен- тов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения: узелко- вое плетение; плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики. Традиции и современность. Развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях. Творческое использование известных и новых способов ра- боты. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в худо- жественных ремеслах. Рукоделие в духе народных традиций: лепка, вязание, вышивка, шитье. Природные образы, формы и конструкции в современных художественных ремеслах. Новые материалы и технологии. Изучение и освоение новых материалов, инструментов и спосо- бов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-худо- жественными эффектами. Бисероплетение; окантовка картона, жесткий переплет; сложные формы из волокнистых материалов; вязание крючком; новые виды стежков и швов (петельный, «козлик»); аппликация из соломки; папье- маше; простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и проч.). Сложные виды бумагопластики. Раз- вертки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях (маски, упаковки, открытки, игрушки). Наблюдения и опыты, а также логические задачи и задания на пространственное мышление в четвертом классе строятся в со- TEORIA I METODIKA.indd 259 TEORIA I METODIKA.indd 259 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 260 ответствии с обозначенным выше программным содержанием. Они во многом аналогичны тому, что было во 2 и 3 классах, но выполняют- ся на более сложном материале. Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного ис- кусства: предметы современного и старинного быта (из музейных и ар- хеологических материалов); керамика, изразцы; плетеные изделия из лозы, бересты, щепы и проч.; украшения; предметы бумажной пласти- ки; художественные открытки, упаковка; вязаные и вышитые изделия; народная глиняная игрушка; изделия из соломки; чеканка по металлу. К концу 4 класса учащиеся должны знать: – о том, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи); – о том, что мир вещей развивается в соответствии с историче- скими традициями, т. е. закономерно; – наиболее распространенные традиционные правила и симво- лы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды); – швы (петельный и «козлик»); иметь представление: – о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества; – о требованиях и правилах, по которым создается гармоничная рукотворная среда обитания человека; – о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней вы- разительности); – о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций; – о гармонии окружающей предметной среды и ее связи с миром природы; – об утилитарно-конструктивных и декоративно-художественных возможностях различных материалов; уметь: – выполнять швы петельный и «козлик», использовать их для ре- шения декоративно-художественных задач; – вязать крючком цепочку и простое полотно; – изготавливать аппликацию из соломки; выполнять несложную чеканку по мягкому металлу; TEORIA I METODIKA.indd 260 TEORIA I METODIKA.indd 260 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 261 – выполнять более сложные виды бумажной пластики; – выполнять изделия в техниках плетения из полос и бисеропле- тения с учетом народных традиций; – выполнять окантовку картонных заготовок бумагой, изготавли- вать жесткий переплет упрощенного вида; – обрабатывать различные материалы соответствующими спосо- бами; – творчески использовать декоративные и конструктивные свой- ства формы, материала, цвета для решения конкретных конструктор- ских или художественных задач; – читать простую технико-технологическую документацию (эскиз, чертеж, схему и проч.) и работать по ней; – самостоятельно проанализировать конструкцию изделия и вос- создать его по образцу; – выдвинуть проектную идею в соответствии с поставленной це- лью, мысленно создать конструктивный замысел или преобразовать готовую конструкцию (на плоскости или в объеме) и практически во- плотить мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкрет- ной задачей конструкторского или художественного плана; – создать образный замысел с целью передачи определенной ху- дожественно-эстетической информации; воплотить мысленный об- раз в материале. Отмеченные выше знания и умения учащихся в каждом классе можно до определенной степени проверить в специальных контроль- ных работах. Что касается представлений учеников, то их проверку в рамках какой-либо локальной работы провести труднее. Учитель мо- жет судить о них, прежде всего, по тем рассуждениям и размышлени- ям, которые высказываются учениками в процессе соответствующих уроков. Однако при необходимости можно провести и специальные беседы по отдельным вопросам, позволяющие школьникам выска- зать свою точку зрения. В целом же итогом систематической работы по данной програм- ме должны быть не узкоспециальные «трудовые» знания и умения школьников, а их более высокий уровень общего развития и культу- ры. У нас есть основания полагать, что духовная, интеллектуальная и практическая культура, сформированная у младших школьников в системе дизайнерского образования по данной программе, станет в дальнейшем надежной базой для освоения ими самых разных видов деятельности и разных профессий. TEORIA I METODIKA.indd 261 TEORIA I METODIKA.indd 261 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 262 84 Пример из учебника для 4 класса «Секреты мастеров» (см. список литературы). 85 Текст в учебнике сопровождается иллюстрациями, которые в данном примере исключены. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИМЕР ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА В УЧЕБНИКЕ КЕРАМИКА 84 Керамикой называют искусство изготовления различных изделий из глины, а также сами эти изделия. С незапамятных времен служи- ли они человеку. В них, как в зеркале, отразились различные эпохи. Ведь каждый народ создавал свою, особую посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях. Как? Давай посмотрим. Вот простой, довольно грубый горшок. Он прошел сквозь века, сохранив свою «говорящую» форму почти без изменений: подоб- ные горшки до сих пор используются там, где пищу готовят в рус- ских печах 85 В чем же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно по- зволяет ему сохранять устойчивость как в печи, так и на столе. Пламя очага со всех сторон охватывает его шаровидное туловище и равно- мерно прогревает пищу – ничего не подгорает. А сужающееся горло не позволяет жидкости выкипать и испаряться. Никакая другая посу- да для закрытого печного очага не подходит. А теперь внимание! Та- кой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люди, кото- рые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно в одном доме. Они пахали землю, выращивали на ней хлеб, а также разводили в небольших количествах домашних жи- вотных, которые могли жить с человеком долгое время на одном и том же месте. Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а костер. Над костром подвешивается котелок. Дно у такого TEORIA I METODIKA.indd 262 TEORIA I METODIKA.indd 262 08.09.2006 14:28:09 08.09.2006 14:28:09 Process Black Process Black 263 котелка не плоское, а круглое и даже заостренное: чтобы лучше на- гревалось от костра, от пламени, расположенного снизу. Кочевники не сеяли хлеб. Они постоянно передвигались с места на место и потому не могли обрабатывать поля и дожидаться урожая. Зачем же им надо было передвигаться? Они шли от пастбища к паст- бищу за своими огромными табунами, которые не могли постоянно кормиться на одном месте, так как траву на пастбище быстро съеда- ли, и надо было идти дальше, искать новый корм. Дома у кочевых на- родов тоже были временные, разборные. Вот и суди сам, о чем поведал нам простой горшок… Его форма, которая, на первый взгляд, очень проста, на деле хорошо выверена и разумна. А приглядевшись, замечаешь, что она еще и очень вырази- тельна и по-настоящему красива! Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, излишеств, которые мастер добавлял бы «от себя» ради того, чтобы выделиться. Наоборот, культура мастера заключалась в том, чтобы знать правила и уметь их соблюдать – так создавалась благородная простота. TEORIA I METODIKA.indd 263 TEORIA I METODIKA.indd 263 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black |