Н+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева
Скачать 1.65 Mb.
|
Тема урока: «Превращение» листьев (создание образа на основе ассоциации с формой природного объекта). Изделие: Композиция на плоскости из засушенных растений. Задачи урока 1. Формирование умения рассматривать и изучать форму пред- метов. 2. Развитие воображения, ассоциативного мышления, умения соз- давать художественный образ по ассоциации с формой предмета. 3. Формирование приемов создания фронтальной композиции. 4. Закрепление приема наклеивания засушенных растений и се- мян на бумажную основу. Материалы, инструменты, оборудование У учителя: засушенные листья различной формы, окраски и раз- мера; лист бумаги примерно 20 х 30 см; учебник. У учащихся: учебник; засушенные растения в больших плоских ко- робках; семена (разложены по видам в маленькие коробочки); под- кладной лист; цветной картон; бумажная макулатура (10–15 листов размером примерно 10 х 5 см); кисточка в подставке; клей ПВА. Оформление доски Вверху посредине написана тема урока: ПРЕВРАЩЕНИЯ ЛИС- ТЬЕВ. Ниже развешаны и закрыты шторой образцы-аналоги (компо- зиции из засушенных растений: например, сова, жар-птица, бабочки, рыбки в аквариуме и т. п.). Ход урока 1. Обсуждение темы урока, постановка учебных задач. – Посмотрите, на доске записана тема сегодняшнего урока. Про- читайте ее название. (Дети читают.) TEORIA I METODIKA.indd 264 TEORIA I METODIKA.indd 264 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 265 – Необычная тема, правда? В чем, по-вашему, будет заключаться наша работа? (Дети высказывают предположения, возможно, такого типа: «Мы будем делать из засушенных листьев картины, будем пре- вращать их в картины».) – Картины из листьев мы в прошлый раз уже делали, однако не на- зывали это превращениями. А вот сегодня появилось это слово – как будто ожидается какое-то волшебство! Что бы это могло быть? (Воз- можно, дети догадаются и скажут, например: «Будем превращать лис- тья в разных зверей». Если нет, то учитель обозначит тему сам.) – Превратить – это значит изменить образ. Вот и нам предстоит сделать простые засушенные листья чем-то другим; мы попробуем уга- дать: может быть, в них кто-то спрятан, и поможем ему освободиться. – Из засушенных растений каждый из вас создаст красивую ком- позицию. Листья, цветы или семена будете наклеивать на цветной картон. Материал очень хрупкий, поэтому вы должны быть особенно внимательны и осторожны. 2. Работа с учебником. Анализ образцов-аналогов. – Откройте учебник на с. 36. Читаем текст, начиная с заглавия. (Не- сколько учеников по очереди читают текст вслух, остальные про себя. Учитель по ходу чтения предлагает рассмотреть образцы, о которых упоминается в тексте. Затем открывает образцы-аналоги на доске и обращает внимание детей на то, как удачно угадан образ каждого ли- стика в композициях.) – Закройте книги и поставьте их в подставки. (В это время учитель вновь закрывает образцы на доске.) 3. Упражнения. Тренировка ассоциативного мышления. – Давайте потренируемся и посмотрим, легко ли быть волшеб- никами. (Учитель по очереди показывает детям один-два листика в разных положениях, прикладывая их к листу бумаги, а ученики рас- сматривают и пытаются угадать, на что они похожи. Три-четыре уче- ника называют увиденные образы, остальные оценивают их точность, оригинальность, аргументированность предположений. Учитель ру- ководит процессом примерно так: «Да, действительно, этот листик в таком положении похож на мордочку собачки: вот эти верхние зубцы – как будто два уха висят по бокам, а снизу мелкие зубчики похожи на свисающую шерсть. Что еще надо будет добавить, чтобы окончатель- но превратить этот листик в собачку? Верно, глаза. Из чего их можно сделать? Из маленьких цветков? Пожалуй. Или из желудевых шляпок. (Учитель демонстрирует, как это сделать.) 4. Практическая работа учащихся. TEORIA I METODIKA.indd 265 TEORIA I METODIKA.indd 265 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 266 1) Подбор листьев, создание образа. – Теперь внимательно рассмотрите те листья, которые имеются у вас. Посмотрите, в кого или во что они хотят превратиться. – Отобранные для работы листья и семена разместите на фоне подходящего цвета так, чтобы получилась выразительная компози- ция. Выбирая цвет картона, будьте осторожны и внимательны. Фон не должен быть особенно ярким, иначе скромные по окраске листья на нем «потеряются». – Ничего не приклеивайте, я сначала пройду и посмотрю все ра- боты. (Дети создают свои композиции, а учитель проходит по классу и по необходимости оказывает индивидуальную помощь.) 2) Приклеивание листьев на основу. – Все справились с первой частью работы; превращения получи- лись очень интересные. Теперь надо довести работу до конца. Что не- обходимо сделать, чтобы наши творения не рассыпались, не исчез- ли? Верно, приклеить листья и семена. Вспомните, на прошлом уроке мы уже познакомились с правилами этой работы. Что нам об этом из- вестно? (Дети, вероятно, вспомнят, что лист намазывают клеем с из- наночной стороны, предварительно подложив под него сухую газет- ную бумагу. Затем лист прикладывают на свое место в композиции и осторожно притирают через другой кусочек макулатуры. Обращаться с листьями следует особенно осторожно, так как они очень хрупкие.) Учитель напоминает, что составленную композицию нужно ста- раться не разрушить; из нее по очереди берут детали и приклеивают их на свои места. В процессе работы учитель оказывает детям по необходимости индивидуальную помощь. Пока ученики завершают работу, учитель снимает с доски образ- цы-аналоги. 5. Подведение итогов урока. Выставка и анализ изделий. По мере готовности изделий учитель закрепляет их на доске. – Посмотрим, насколько удачно мы сегодня поработали волшеб- никами. Какие из представленных здесь превращений кажутся вам наиболее удачными и интересными? Почему? (Учитель старается еще раз привлечь внимание детей к наиболее точному и оригинальному «обыгрыванию» исходных форм.) – Ваши работы до конца дня будут на стенде, вы сможете рассмо- треть их более внимательно. – Как вы думаете, любой листочек можно превратить во что угод- но или нет? Как угадать, кто в нем спрятан? (Обобщая ответы детей, TEORIA I METODIKA.indd 266 TEORIA I METODIKA.indd 266 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 267 учитель подводит их к выводу: необходимо внимательно рассмотреть, изучить природную форму и только после этого решить, что из нее можно сделать.) – Чему же мы сегодня научились? (Внимательно рассматривать листья, угадывать, кто в них спрятан, и освобождать, превращать их.) – А я еще хочу добавить, что вы стали более аккуратно работать: ни один хрупкий листочек у нас сегодня не сломался и не порвался. Для волшебников это особенно важно. – Урок окончен. (Все выходят из класса, чтобы дежурные могли начать уборку.) 3 класс, I четверть Уроки 9–11 Тема уроков: Использование природных образов в форме вещей. Стилизация. Изделие: Чудо-посуда (лепка, роспись). Задачи уроков 1. Формирование знаний и представлений о существовании в культуре народов природоморфных (т.е. повторяющих природные формы) бытовых вещей; ознакомление с их мировоззренческим и де- коративно-художественным смыслом. 2. Формирование представлений о приемах стилизации природ- ных форм в бытовых вещах. 3. Совершенствование приемов лепки и кистевой росписи. 4. Развитие чувства формы. 5. Развитие конструктивности, целесообразности, вариативности мышления. Ход уроков Урок 9 1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач. Учитель сообщает, что в течение трех уроков ученики будут созда- вать посуду необычной формы; сначала ее нужно вылепить из пласти- лина, а затем расписать красками. Он отмечает, что в процессе этой работы ученики узнают, какую роль иногда играла посуда в жизни наших предков, научатся превра- щать знакомые природные образы в форму сосудов. Учитель напоминает, что в работе пригодятся знания и умения, полученные не только на предыдущих уроках, но и в прошлом году. TEORIA I METODIKA.indd 267 TEORIA I METODIKA.indd 267 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 268 2. Ознакомление с образцами. Анализ формы и декора сосудов. – В чем необычность этой посуды? Почему в учебнике она даже названа «чудо-посудой»? – Все сосуды выполнены в виде каких-нибудь животных: птицы, рыбы, коня, кошки. – Красиво ли вылепить такой сосуд в виде «настоящего» животно- го, чтобы было «как живое»? – Нет, когда животное превращается в сосуд, его вид (этого жи- вотного) очень сильно изменяется. В таких случаях действует строгое правило художника: никогда не подделывать посуду под изображение «настоящего» животного. – Рассмотрите образцы на с. 24–25 и скажите, как (какими сред- ствами) мастерам удается избежать такой подделки. – Во-первых, изменяется общая форма животного, его очертания упрощаются и становятся очертаниями сосуда. Во-вторых, в соответ- ствии с общей формой и новым назначением отдельные части тела становятся деталями сосуда: хвост, или плавник, или шея превраща- ются в ручки кувшина, соусника или ковша. В-третьих, натуральные особенности поверхности животного – перышки, чешуйки, жабры и проч. – превращаются в детали условного узора на поверхности сосу- да: ритмично расположенные дуги, точки, линии, цветы и т. д. В-чет- вертых, вместо натурального появляется условный цвет в раскраске поверхности. – Заметьте также, что мастер, изготавливавший такую посуду, был очень наблюдательным и хорошо знал особенности формы того животного, которое он «превращал» в сосуд. – На прошлых занятиях вы лепили настоящих животных, а теперь эти знания вам пригодятся. 3. Физкультминутка. 4. Работа в рабочей тетради. Выполнение эскизов. 1. Сначала ученики выполняют задание №1 на с. 5: «Определи, какие природные формы использовал мастер в создании сосудов, показанных здесь. Сделай рядом с каждым сосудом соответствующую подпись». 2. Далее дети выполняют эскиз декоративного сосуда. Учитель может предложить ученикам выполнить это задание по вариантам: одни будут дорисовывать и расписывать начатый сосуд в виде птицы (задание № 2, с. 6), а другие придумают собственный проект сосуда в виде цветка (задание № 3, с. 7). Задание № 2. Среди иллюстраций в учебнике тебе встретился кувшин в виде рыбки. Подобную форму можно также превратить и в TEORIA I METODIKA.indd 268 TEORIA I METODIKA.indd 268 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 269 сосуд в виде птицы. Подумай, как при этом изменится ручка кувшина и рисунок на его поверхности. Дорисуй кувшин и раскрась. Заметь, что узор необязательно должен быть «под Гжель», но ни в коем случае не подделывай сосуд под «настоящую» птицу: это будет нехудоже- ственно и некрасиво. Задание № 3. Придумай посуду на основе природной формы тюль- пана или колокольчика. Это может быть чаша для фруктов, чайная или кофейная чашка или что-то другое. Нарисуй и раскрась свой проект. В том и другом задании используются рабочие тетради и их зри- тельный ряд. 5. Выставка, просмотр и обсуждение выполненных эскизов. Основное внимание при обсуждении следует обратить на приемы стилизации – превращения природной формы в форму сосуда, на об- щую выразительность, декоративность изделия. Урок 10 1. Постановка учебно-творческих задач перед учащимися. – Попробуем изготовить необычную посуду на основе животных или растительных форм, наподобие изделий старинных или совре- менных мастеров. Вы можете использовать эскизы, выполненные на прошлом уроке, или изменить замысел. Но не забудьте основное правило: сосуд не является изображением реального растения или животного, а природная форма в нем превращается в форму вещи, которая должна быть сделана со вкусом. Откройте учебник на с. 26 и прочитайте текст про себя: «Попробуем сами смастерить какой-нибудь чудо-сосуд. Это мо- жет быть кувшин, чайник, чашка, солонка, сахарница или что-либо другое. Изделие удобно выполнять на основе баночки, которую сна- чала облепляют пластилином, а потом постепенно превращают в чудо-посуду. Готовое изделие распиши гуашью». – Обратите внимание на те сосуды, которые здесь изображены. Для чего они могут быть предназначены? – Сосуд в виде птицы может служить, например, конфетницей; ко- стер – это, конечно, подсвечник; а про ежика все сказано, это каран- дашница. – Это учебные работы школьников, но их авторам вполне удалось выполнить необходимые правила «превращения» настоящей природ- ной формы в вещь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ученики анализируют учебные работы. Учитель помогает им подметить наи- более важные черты стилизации в этих вещах.) TEORIA I METODIKA.indd 269 TEORIA I METODIKA.indd 269 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 270 – Подумайте, какой именно чудо-сосуд каждый из вас хотел бы сделать. (2–4 ученика по просьбе учителя сообщают о своих планах.) 2. Практическая работа. Лепка сосуда. Школьники могут создавать сосуды на основе готовых форм (ба- ночек, стаканчиков и проч.) или без них – в зависимости от замысла и назначения посуды. По ходу практической работы нужно будет провести физкультми- нутку. 3. Выставка. Анализ и оценка работ. По мере готовности вылепленные сосуды выставляются для про- смотра. В процессе их анализа и обсуждения следует обращать вни- мание на наиболее удачные приемы стилизации природных форм. Учитель вместе с учениками оценивает выразительность формы, на- личие интересных деталей, умение автора подчинить все детали об- щему стилю формы. После просмотра все изделия следует убрать на полку или в шкаф, поскольку работа будет продолжена на следующем уроке. Урок 11 Завершение начатой на предыдущих уроках работы – это в основ- ном роспись вылепленной формы. Очередной урок целесообразно начать с повторения тех требо- ваний и правил, которые необходимо соблюдать в процессе стили- зации природных форм в изделиях. Нужно еще раз остановиться на анализе образцов, которые предложены на с. 24–27 учебника, а также на выполненных ранее эскизах и упражнениях в рабочей тетради. Но основное внимание следует сосредоточить на особенностях узора и использовании цвета. Младшие школьники часто не могут избежать вульгарного натурализма и стремятся в подобных изделиях пере- давать натуральную окраску животного, что нехудожественно. Если приемы стилизации в росписи не были подробно и обстоятельно рас- смотрены ранее или плохо усвоены учениками, необходимо еще раз вернуться к образцам художественных изделий, направив внимание учеников на условность цвета, выразительность декоративных дета- лей. Приступая к росписи, можно вспомнить, каким способом во вто- ром классе расписывали вазу и глиняную игрушку: к краске добавля- ли немного клея ПВА. В конце урока устраивается выставка, просмотр изделий и прово- дится итоговое обсуждение по теме всех трех уроков. TEORIA I METODIKA.indd 270 TEORIA I METODIKA.indd 270 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 271 – Как вы думаете, для чего наши предки придумали такую необыч- ную посуду? – Для красоты. – Думается, что не только для красоты. К тому же следует вспом- нить, что издавна человек отдавал предпочтение простым формам, считал их наиболее целесообразными и умел делать весьма вырази- тельными. Однако мы уже знаем, что многие вещи, которыми люди пользовались, должны были иметь особую защитную силу (вспомни- те про глиняные игрушки, весеннее праздничное печенье). Они были оберегами. Для этого им придавалась особая форма, использовались специальные знаки в украшении. Многие такие вещи делались в виде фигурок животных. Почему? Да потому, что их образы связывались с земными и небесными силами, защищавшими человека. Помните, во втором классе мы говорили об этом? Посмотрите, какие из образов этой посуды вам уже знакомы? – Конь – символ небесного огня, птица – предвестница весны и тепла. – Поскольку сам обряд принятия пищи считался весьма важным и священным, посуда на столе не могла быть любой. Внизу на с. 24 по- мещены два четверостишия из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Люд- мила» – описание пира у киевского князя Владимира. Прочитаем их. Читает учитель или ученик: «Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили, Шипела пена по краям, Их важно чашники носили И низко кланялись гостям». Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть иллюстрации в учебнике на с. 24–25 и определить, чем различаются образцы бо- лее древней посуды и современной (выполненные в виде животных). Дети приходят к выводу, что более древняя посуда отличалась про- стотой форм и отделки. Она могла быть из золота или серебра, но без лишних подробностей – как, например, изображенные в учебнике простые ковши-скопкари (с. 24–25). Более поздние мастера иногда украшали такую символическую посуду богатой отделкой, превращая ее из предмета-оберега в украшение стола и помещения. TEORIA I METODIKA.indd 271 TEORIA I METODIKA.indd 271 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 272 3 класс, II четверть Уроки 1–2 Тема уроков: Передача характера и настроения в конструк- ции и декоре вещей. Изделие: Декоративная открытка с «окошком». Задачи уроков 1. Формирование у учащихся представлений о «характере», эмоци- онально-художественной выразительности, информативности вещей. 2. Формирование представлений о единстве формы и функции в вещах, развитие чувства стилевой гармонии; формирование уме- ний подбирать средства художественной выразительности в соответ- ствии с проектным замыслом. 3. Закрепление чертежно-графических знаний и умений; приемов работы с бумагой, ножницами и клеем (разметка прямоугольника с помощью линейки, вырезание «окошка» с помощью ножниц, склады- вание форм в технике оригами и др.). 4. Воспитание художественного вкуса. Оборудование У учителя: учебник; лист альбомной бумаги, цветная бумага, об- разцы, карты-схемы изготовления отдельных изделий в технике ори- гами (бабочка, тюльпан и проч.). У учащихся: учебник; прямоугольник альбомной бумаги 15 х 20 см, цветная бумага, тетрадный лист бумаги в клетку, линейка, карандаш, ножницы, инструмент для продавливания сгибов. Из рабочей тетради к уроку должны быть подготовлены листы по теме № 3 (с. 8–9 и лист приложения 2). Оформление доски Сверху посредине записана тема: «Характер и настроение вещи. Поздравительная открытка»; ниже посредине дан зрительный ряд (увеличенные образцы открыток, как на с. 47–48 и 50 учебника); ниже представлен ряд, состоящий из чертежей разверток открыток и сло- женных пополам альбомных листов. Справа на доске дан «перепутанный» план работы, написанный по пунктам на отдельных планках (закрыт листом бумаги). Подготовка учащихся к уроку 1. Посмотреть дома или в киоске, какие бывают открытки, приго- товиться рассказать о них. 2. Прочитать текст на с. 46–47 учебника. Сочинить небольшой уст- ный рассказ-размышление о характере вещей. TEORIA I METODIKA.indd 272 TEORIA I METODIKA.indd 272 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 273 Ход уроков Урок 1 1. Объявление темы урока. Общий анализ задания. 1. Дети (2–3 чел.) высказывают свои соображения о характере вещей, в том числе – о характере открыток. 2. Учитель предлагает рассмотреть образцы в учебнике, а также выставленный на доске ряд открыток с «окошками» и организует их обсуждение примерно по следующим вопросам: В чем их необыч- ность? Для чего они могут быть предназначены? Из чего можно сде- лать такие заключения? Далее он сообщает, что на ближайших занятиях предстоит сделать поздравительную открытку с окошком. Работа рассчитана на 2 урока. 2. Постановка учебных задач урока. Учитель сообщает, что на этих уроках дети будут учиться констру- ировать открытки праздничного характера; повторят разные приемы разметки; освоят некоторые новые приемы ручной работы; будут ре- шать задачи на сообразительность. 3. Анализ конструкции, материалов, порядка работы. Учитель организует этот этап урока примерно по следующим во- просам: Какую форму имеет основа открытки? (Прямоугольник). Ка- кого размера получится открытка из этого прямоугольника? (чертеж развертки на с. 49 учебника) По чертежу дети устанавливают, что раз- мер открытки в сложенном виде 60 х 90 мм; учитель записывает это на доске рядом с чертежом развертки открытки. Учитель показывает 2 образца с обозначенными размерами 90 х 130 мм и 80 х 110 мм и начерченные на доске их развертки без обозначения размеров. Он предлагает ученикам самостоятельно рассчитать размеры разверток, начертить их от руки на листочках бу- маги в клетку и проставить размеры. После фронтальной проверки учитель вписывает размеры в чертеж: 180 х 130 мм и 160 х 110 мм. Какие материалы необходимы для изготовления открытки? (Аль- бомная бумага для основы, цветная для декора; могут пригодиться старые открытки, фантики и проч.). В каком порядке будем выполнять работу? На доске записаны все пункты, но порядок действий перепутан. Учитель открывает план работы, записанный на планках, и предлагает восстанавливать его вместе. Далее учитель перевешивает листы с пунктами плана, чтобы получилась правильная последовательность действий: 1) разметка основы; 2) разметка шаблона для окошка; 3) выкраивание основы и TEORIA I METODIKA.indd 273 TEORIA I METODIKA.indd 273 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 274 шаблона; 4) разметка окошка по шаблону; 5) вырезание окошка; 6) за- готовка деталей декора; 7) оформление открытки. Чертежи с доски стираются, далее работа ведется по учебнику. 4. Физкультминутка. 5. Работа над эскизами открытки (по рабочей тетради). Учитель может организовать работу детей по вариантам, в соот- ветствии с заданиями 1 и 3 на с. 8–9: «Это открытка с «окошком», кото- рое имеет вид елочного шарика. Дорисуй и раскрась эту открытку так, чтобы сразу было понятно, что она предназначена для новогоднего поздравления а) маленькой девочке; б) взрослому и очень строгому человеку. Придумай, как будет выглядеть твоя открытка с внутренней стороны, и дорисуй ее». Выполненные эскизы следует кратко обсудить, но не затрачивать на это слишком много времени. В данном случае выполнение эскизов лишь помогает ученикам составить предварительный замысел, кото- рый затем будет уточняться. 6. Разметка основы открытки 86 . 1. Учитель предлагает приступить к разметке основы, но пред- варительно обсуждает с детьми, как лучше расположить ее на листе, чтобы остался более удобный кусок бумаги. (Учитель демонстрирует варианты: на альбомный лист накладывает цветной прямоугольник; учащиеся дают рекомендации; оставляют лучший вариант.) 2. Разметка основы может происходить под руководством учите- ля, если класс недостаточно сильный. 7. Заготовка основы открытки. Ученики самостоятельно вырезают прямоугольник, продавлива- ют линию сгиба. 8. Разметка окошка, вырезание. Окошко лучше размечать на внутренней стороне открытки с помо- щью циркуля или по шаблону. Согнув основу по средней линии, учени- ки намечают на внутренней стороне месторасположение окошка. Для его вырезания следует слегка согнуть (примять) основу от- крытки примерно в середине намеченного отверстия и сделать над- рез ножницами внутри окошка. При необходимости учитель помогает отдельным детям выполнить эту операцию. 86 Этапы урока 6–8 можно построить иначе. Более сильные ученики могут са- мостоятельно размечать основу открытки, а для более слабых в приложении к тетради уже дана соответствующая заготовка, которую можно вырезать. В допол- нение к этому все ученики могут решить задачу на мысленное «развертывание» осно- вы (см. далее описание этапа 9). TEORIA I METODIKA.indd 274 TEORIA I METODIKA.indd 274 08.09.2006 14:28:10 08.09.2006 14:28:10 Process Black Process Black 275 9. Задача на пространственное воображение. В завершение урока ученики могут выполнить в рабочей тетради задание 2 на с. 9: «Определи, в каком месте окажется окошко на вну- тренней стороне открытки. Аккуратно обведи его тонкой линией». Выполняя это задание, дети ориентируются на образец открыт- ки в сложенном виде, который изображен рядом. На внутренней сто- роне заготовки, с которой они работают, тонкой пунктирной линией изображены три возможных варианта расположения окошка, но лишь один из них является правильным и соответствует образцу; его-то и нужно обвести. Это задание позволяет ученикам лучше понять прин- цип конструкции и развивает у них пространственное воображение. Урок 2 1. Обсуждение объема работы, постановка учебных задач. Учащиеся вспоминают и обобщают то, над чем работали на пре- дыдущем уроке, и устанавливают, что еще предстоит сделать. 2. Анализ декора открытки; обсуждение готовых образцов На данном этапе урока проводится беседа примерно следующего содержания: 1. Учитель беседует с учениками о характере открыток. Они об- суждают, какая именно открытка (по характеру, для кого) в соответ- ствии с эскизами изготавливается на уроке. 2. Обсуждаются возможные варианты и способы декоративного решения открытки: а) какие способы оформления и материалы ис- пользованы, какие техники (аппликация, оригами); б) что привносят те или другие приемы и материалы в характер и настроение открыт- ки; в) на что важно обратить внимание в выполнении декора открытки (окошко обязательно «обыгрывается»: оно является частью общего оформления как в закрытой, так и в развернутой открытке; величина внутренней детали оформления, часть которой будет видна в окошке, всегда больше, чем размер этого окошка; декоративное решение от- крытки соответствует ее назначению). Все объяснения сопровождаются демонстрацией изделий зри- тельного ряда (в первую очередь – в учебнике). Демонстрируются также отдельные приемы работы, которые могут быть использованы учениками: как делается «трава», цветок- замочек и проч. 3. Обдумывание и уточнение творческого решения. Учитель предлагает каждому ученику еще раз оценить придуман- ное в эскизе оформление открытки и решить, не следует ли в него вне- TEORIA I METODIKA.indd 275 TEORIA I METODIKA.indd 275 08.09.2006 14:28:11 08.09.2006 14:28:11 Process Black Process Black 276 сти изменения. Образцы остаются перед глазами третьеклассников, помогая в создании собственного замысла. Поскольку этот замысел будет конкретизироваться и уточняться непосредственно в процессе практической работы, не следует тратить слишком много времени на данный этап урока (2–3 минуты). 4. Планирование работы по украшению открытки в соответствии с замыслом. Учитель предлагает повторить порядок действий и правила акку- ратной работы: сначала все необходимые детали нужно разметить, затем заготовить (то есть выкроить ножницами или пальцами), при- мерить на открытку (не забывая, что композиция создается на внеш- ней и внутренней сторонах); готовую композицию нужно приклеить; при этом следует использовать бумажную макулатуру для аккуратной работы; клей наносить кисточкой, ее нужно класть на подставку. 5. Практическая работа по разметке и заготовке деталей декора открытки. Если ученики работают без тетрадей на печатной основе, учитель практически сразу же после самого общего обдумывания предлагает приступать к оформлению изделия. Однако степень готовности уче- ников к этой работе будет весьма различной, что необходимо учесть в «режиссировании» данного этапа урока. Он может проходить при- мерно следующим образом: – Кто уже придумал свою открытку и знает, как ее выполнять? При- ступайте к разметке и заготовке деталей. – Кто еще не знает, как он будет оформлять открытку? Кому нужна помощь, я подойду, и будем думать вместе. – Кто хочет сделать цветок, бабочку или собачку, но забыл, как они изготавливаются? В помощь вам я повесила на доску карты-подсказки, но буду также показывать вам приемы работы, если это потребуется. – Сначала необходимо сделать квадрат: для собачки он должен быть поменьше (сторона около 3 см), для бабочки около 4 см, а для цветка около 5 см. Способ работы показан на 1-й карте. Кто понял, что необходимо сделать сначала? (Полоску.) Как? (Отметить на стороне листа бумаги 3, 4 или 5 см и через эту точку перегнуть лист; отрезать по сгибу.) Далее из полоски сделайте квадрат; лишнюю бумагу отло- жите на край стола. – Теперь попробуйте самостоятельно сложить квадрат так, как это требуется для изготовления задуманной вами формы. Смотрите на карты и работайте. Тем, кто не справится, я помогу, но попытайтесь сначала сами понять способ. TEORIA I METODIKA.indd 276 TEORIA I METODIKA.indd 276 08.09.2006 14:28:11 08.09.2006 14:28:11 Process Black Process Black 277 – Заготовьте все остальные детали декора, как задумали. 6. Составление композиции. Приклеивание деталей. Учитель предлагает разместить заготовленный декор на поверх- ности открытки в соответствии с замыслом, проверяет выполнение работы. Тем, кто успешно справился с заданием, учитель разрешает приклеивать детали, не забывая об аккуратности и чистоте. Постепенно с доски все убирается, и по мере завершения работы изделия выставляются для просмотра. По ходу практической работы проводится физкультминутка. 7. Выставка и обсуждение изделий. Подведение итогов урока. В процессе подведения итогов урока целесообразно обсудить с учениками проблему, поставленную в заглавии раздела: «Характер и настроение вещи». С этой целью учитель может организовать рабо- ту по учебнику, вернувшись к информации на с. 46–47. Кроме того, целесообразно выслушать некоторые размышления и сообщения по теме, которые ученики готовили к данным урокам. При обсуждении изделий следует обратить внимание на ориги- нальность художественного замысла, аккуратность работы; нужно от- метить те изделия, в которых наиболее ярко отражается характер и на- строение открытки. В завершение данного урока учитель предлагает желающим в свободное время выполнить проектное задание, данное в учебнике (по любому варианту на выбор): «Придумай и сделай открытку с окош- ком по одному из вариантов: 1) поздравление с днем рождения для дошкольника, который очень любит кошек; 2) новогоднее поздравле- ние; 3) поздравление автолюбителю с днем рождения». 3 класс, III четверть Уроки 16–18 |