Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

  • Н+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева


    Скачать 1.65 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева
    Дата28.10.2020
    Размер1.65 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаН+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн.pdf
    ТипУчебное пособие
    #146501
    страница14 из 20
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20
    глава
    §
    TEORIA I METODIKA.indd 198
    TEORIA I METODIKA.indd 198 08.09.2006 14:27:21 08.09.2006 14:27:21
    Process Black
    Process Black

    199 1. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ УРОКОВ
    Говоря о материальной базе уроков технологии, мы придержива- емся того мнения, что ее подготовка не должна быть излишне обре- менительной для учителя, учащихся или их родителей ни в матери- альном, ни в каком-либо другом плане; прежде всего в этом вопросе следует исходить из здравого смысла и учитывать реальные возмож- ности и условия. Вместе с тем нельзя и недооценивать эту проблему, поскольку недостаточное внимание к ней иногда сводит на нет все усилия учителя и учащихся; так что соблюдение некоторых разумных требований просто необходимо.
    На первом родительском собрании учитель в общих чертах обри- совывает те задачи, которые будут решаться на уроках практического труда в предстоящем учебном году, и предлагает родителям пере- чень материалов и инструментов, которые нужно будет подготовить к началу года. На этом этапе очень важно убедить родителей в том, что уроки труда так же необходимы школьникам для общего образования и развития, как и все остальные, и отметить, что обеспечить ребенка соответствующими материалами и инструментами – это значит соз- дать ему условия для успешной учебной деятельности.
    При этом сразу же следует нацелить родителей на то, что какие-то вещи необходимо будет купить, но многие материалы даже не потре- буют денежных затрат, а только лишь некоторого внимания: на уроках будут использоваться природные и различные «бросовые» матери- алы, подготовленные соответствующим образом (лучше всего со- вместно с детьми). На этом же собрании учитель знакомит родителей с правилами собирания и хранения таких материалов.
    Стоит заметить, что большинство инструментов, приспособле- ний и материалов, которые будут приобретены для первоклассников, пригодится им на уроках технологии в течение всех лет обучения в начальной школе – так что имеет смысл позаботиться об этом сразу как следует.
    Вместе с родителями решается, будут ли материалы и инстру- менты приобретаться на весь класс сообща с помощью родитель- ского комитета или для каждого ученика в индивидуальном порядке.
    В зависимости от этого определяется и порядок размещения и хране- ния их в кабинете. Для индивидуального хранения на каждого ученика должна быть заготовлена именная папка, которая вмещает необходи- мые рабочие инструменты и материалы на ближайшие уроки.
    TEORIA I METODIKA.indd 199
    TEORIA I METODIKA.indd 199 08.09.2006 14:27:21 08.09.2006 14:27:21
    Process Black
    Process Black

    200
    В другом случае инструменты и материалы к урокам являются об- щими и хранятся в специальном шкафу, с использованием опреде- ленных приспособлений, облегчающих их рациональное размеще- ние: укладок, подставок, ящиков, папок.
    Дежурные перед уроком раскладывают все необходимое на сто- лы – тогда дети ничего не будут забывать дома и не будет проблем с подготовкой материальной части уроков.
    Материалы, инструменты и приспособления для работы.
    Из материалов, которые придется купить, назовем цветную бума- гу, цветной картон и нитки. Нужны будут также небольшие пластмас- совые «Конструкторы». Все остальное не покупается, а заготавлива- ется из подручных материалов. Даже в дополнение к наборам цветной бумаги и картона желательно собирать разноцветные фантики, ста- рые открытки и картинки из журналов: они бывают очень хорошего полиграфического качества, с более разнообразными оттенками цве- тов, чем наборы для рукоделия. На уроках пригодятся также фольга, бусинки, бисер, природные материалы и проч.
    Из инструментов прежде всего понадобятся специальные учени- ческие ножницы со скругленными концами. Подбирая ножницы, не- обходимо проверить, насколько хорошо они режут бумагу; никаких дополнительных «детских» украшений и прочих изысков на них не должно быть.
    Кроме ножниц, будут нужны: линейка, хорошо отточенный ка- рандаш, гладилка или короткая линейка для приглаживания сгибов и складок, клей ПВА и кисточка для клея (лучше всего приобрести плоские щетинные кисти шириной 1–1,5 см), швейные и штопальные иглы с большим ушком; на отдельных уроках могут понадобиться за- остренные палочки или спички, при помощи которых легче подвинуть и приклеить на место мелкие детали аппликации. Помимо всего пере- численного с 1 класса желательно также иметь еще один специаль- ный инструмент для предварительного продавливания линий сгибов на плотной бумаге и картоне. В качестве такого инструмента лучше всего использовать старую ручку с исписанным стержнем.
    Нужны будут также некоторые дополнительные приспособления: игольницы, подставки для кистей, розетки или баночки для клея (ког- да дети будут работать с клеем ПВА или крахмальным клейстером), подкладные доски для лепки; на каждом столе должна быть подстав- ка для книги; на отдельных уроках понадобятся коробочки для мелких деталей, шаблонов и обрезков бумаги.
    TEORIA I METODIKA.indd 200
    TEORIA I METODIKA.indd 200 08.09.2006 14:27:21 08.09.2006 14:27:21
    Process Black
    Process Black

    201 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
    Организационным вопросам можно посвятить отдельное вводное занятие, но и при этом их придется решать в дальнейшем в течение какого-то времени на каждом уроке.
    С целью воспитания у детей организованности и аккуратности следует приучать их своевременно и быстро готовиться к урокам тру- да, постоянно поддерживать порядок на рабочем месте и убирать его в конце урока.
    Порядок подготовки к уроку зависит от того, являются материалы и инструменты общими или у каждого ученика они свои и, соответ- ственно, как они хранятся (в личных папках или все вместе разложены в шкафах). Однако в любом случае основная нагрузка по подготовке рабочих мест лежит на дежурных; каждый ученик в отдельности гото- вит лишь то, за что отвечает лично он.
    Поверхность столов не следует закрывать на время урока клеен- ками или целиком застилать газетой: стол становится недостаточно гладким и недостаточно твердым, что делает неудобной разметку на листе бумаги. А вот использование небольших листов бумажной ма- кулатуры для аккуратной работы с клеем совершенно необходимо.
    Расположение материалов, инструментов и приспособлений на рабочем месте зависит от характера работы и не должно быть всегда одинаковым. Учитель, особенно на первых порах, может рекомендо- вать первоклассникам, куда что лучше положить, обосновывая это тем, что так удобнее работать и легче поддерживать порядок в течение уро- ка. Требовать от учеников строгого следования этим рекомендациям, вероятно, не имеет смысла, поскольку и в этом нужно исходить преж- де всего из принципа целесообразности: например, удобное распо- ложение для леворуких и праворуких детей будет разным; кроме того, вообще несущественно, будут ли ножницы лежать слева или справа от кисточки и т. п., но приучить школьников к соблюдению порядка во время работы необходимо. Обычно рекомендуется справа класть те инструменты, которыми работают правой рукой, а слева – те, которые берут левой рукой; посередине раскладываются материалы.
    Специальное замечание необходимо сделать об использовании
    в процессе работы учебника. Помещенная на его страницах нагляд- ность должна находиться во время работы перед глазами. Поэтому при подготовке к урокам следует обязательно предусмотреть специ-
    альные подставки для книги на каждом столе.
    TEORIA I METODIKA.indd 201
    TEORIA I METODIKA.indd 201 08.09.2006 14:27:36 08.09.2006 14:27:36
    Process Black
    Process Black

    202
    Разумеется, в процессе формирования у учеников культуры труда нужно уделить внимание и таким вопросам, как экономия матери-
    алов и времени. При этом желательно организовать работу таким образом, чтобы ученики сознательно усваивали необходимые пра- вила и требования, а не выполняли их «поневоле». Скажем, для вы- резания мелких деталей учителю вовсе не следует заранее заготав- ливать для всего класса маленькие кусочки бумаги: это не приучает к сознательной экономии. Лучше, наоборот, вести работу с листами обычного формата, но при этом специально уделять несколько ми- нут на соответствующих этапах урока обсуждению того, как наибо- лее рационально организовать работу: как можно экономно разме- тить детали, наиболее быстро их заготовить и т. д. Причем не следует излишне настойчиво заострять внимание школьников на том, будто экономить материалы приходится лишь по соображениям «бережли- вости»; экономия – это вовсе не просто меркантильность или расчет- ливость. Излишне объяснять, что бездумная расточительность часто сродни неряшливости и производит неприятное впечатление, а раз- умная экономия, помимо всего прочего, означает и определенную нестандартность мышления. В связи с этим весьма полезно время от времени даже предлагать ученикам специальные задачи на сообра- зительность, требующие от них наиболее рациональных, экономных и остроумных способов разметки и т. п.
    Для мелких обрезков бумаги многие учителя заводят специаль- ные конверты, в которые бумага раскладывается по цветам. Когда на уроке кому-нибудь понадобится вырезать небольшую деталь, ученик не будет использовать новый лист из набора, а выберет из конверта подходящий кусочек.
    Порядок уборки рабочих мест в конце урока учитель определяет по своему усмотрению: например, каждый ученик может сам вымыть по окончании работы кисть и положить ее вместе с другими инстру- ментами на место или это сделают дежурные. Единственное, чего нельзя делать – это пускать все на самотек.
    Особый вопрос – о специальной одежде для уроков труда. На- сколько она необходима? Какой она может быть? Думается, что одеж- да тоже определяет культуру труда и решать этот вопрос следует, исходя из здравого смысла. Специальная одежда позволит ребенку работать более раскованно и свободно: ведь как ни стараешься быть аккуратным, всегда есть опасность испачкать клеем или краской пла- тье или джинсы; а ходить потом неряхой до конца учебного дня не- желательно. Но требовать от родителей дополнительных расходов на
    TEORIA I METODIKA.indd 202
    TEORIA I METODIKA.indd 202 08.09.2006 14:27:38 08.09.2006 14:27:38
    Process Black
    Process Black

    203
    какую-то «специальную одежду» было бы, вероятно, неэтично. Кроме того, есть опасение, что в «рабочей» одежде красивые нарядные дети превратятся в унылых «разнорабочих». Тем не менее вопрос можно решить просто и остроумно. Договоритесь с родителями, что для этих уроков можно сделать ребенку «блузу художника» – например, из старой маминой блузки или папиной рубашки. Для этого достаточ- но отрезать воротник и стянуть горловину на завязке. Дополнительно можно пришить яркий декоративный карман (в котором во время ра- боты будет лежать, например, тряпочка для рук) или веселую апплика- цию – на что хватит времени, умения и фантазии. Просторная удобная блуза одинаково подойдет и мальчику, и девочке; в такой одежде дети будут выглядеть оригинально и весело и, пожалуй, скорее почувству- ют себя мастерами и художниками. Думается, что и родителям важно при поддержке учителя продемонстрировать в этих вещах свой вкус, умение «из ничего сделать нечто» и тем самым придать «черной» ра- боте яркость и живость. Разумеется, если убедить родителей в важ- ности и необходимости рабочей одежды не получается, нельзя тре- бовать от них обязательного обеспечения детей такой одеждой.
    3. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯМ И ПРИЕМАМ РАБОТЫ
    Помимо всего обозначенного выше, культура труда предполагает, главным образом, четкость действий, отточенность приемов работы, т. е. определенный уровень практической, технологической подготов- ки. Если ученики не владеют в достаточной мере инструментами, не могут свободно использовать те или иные способы обработки мате- риалов, затраты времени и труда на уроке становятся неоправдан- но большими, а изделия получаются примитивными, что затрудняет включение в учебный процесс творческих задач.
    Какие же общие приемы работы должны быть обязательно сфор- мированы у младших школьников, чтобы на их основе можно было строить интеллектуальную и художественную деятельность соответ- ствующего уровня?
    Прежде всего, это приемы разметки. В первом классе дети учатся размечать детали на глаз, от руки, по шаблону, сгибанием, а в даль- нейшем – еще и с помощью линейки, угольника, циркуля. Основные правила, которые при этом следует соблюдать, хорошо известны: любая карандашная разметка производится по изнаночной сторо- не; детали размечаются с учетом экономии материала; при размет- ке сгибанием сгибы проглаживаются на столе (а не на весу) и проч.
    TEORIA I METODIKA.indd 203
    TEORIA I METODIKA.indd 203 08.09.2006 14:27:38 08.09.2006 14:27:38
    Process Black
    Process Black

    204
    Соблюдение правил обеспечивает аккуратность, рациональность, четкость в работе – следовательно, они необходимы и должны быть хорошо усвоены детьми.
    Одной из самых распространенных операций при обработке бума- ги является сгибание. Предварительное продавливание линии сгиба фальцовкой позволяет получить красивую, отчетливую складку; без этого ученики часто просто мнут бумагу, а если она плотная, изделие получается неряшливым и некрасивым. Надо научить первоклассни- ков правильно прорабатывать сгибы, это позволит им в дальнейшем работать более легко и качественно.
    В отдельных случаях, возможно, все это и не будет иметь суще- ственного значения, но таких случаев единицы, поэтому лучше с са- мого начала сформировать у учеников правильные приемы работы, чтобы в дальнейшем вообще не отвлекаться на них. К тому же пере- учивать всегда очень трудно.
    К числу общих базовых приемов относятся и приемы выкраивания
    деталей. Прежде всего школьники учатся пользоваться ножницами; сначала при работе с бумагой и картоном: разрезают по начерченной прямой и кривой линии, по линии сгиба (предварительно расправив согнутый лист), на глаз; в дальнейшем – при работе с тканью и дру- гими материалами. На первых порах можно использовать специаль- ные упражнения: как взять ножницы, как их передать, как держать во время резания, как поворачивать в руке заготовку и т. д. Но в основ- ном отработка всех приемов будет производиться непосредственно в процессе изготовления изделий.
    Помимо разрезания и вырезания дети учатся выкраивать детали,
    обрывая их пальцами. Эта работа полезна для развития руки и позво- ляет создавать особые художественные эффекты в изделиях.
    Надежное освоение всех приемов требует системы в работе и основано на постоянном их повторении и закреплении, что должно быть учтено в содержании занятий.
    Следующая группа практических приемов – это приемы сборки
    изделия.
    Особого внимания среди них потребует обучение приемам рабо-
    ты с клеем. Сборка изделий при помощи склеивания является самой распространенной, но очень часто именно из-за неумения правиль- но приклеить деталь ученик не может добиться соответствующе- го качества работы. Художественный или конструктивный замысел может при этом пострадать настолько, что изделие теряет смысл, а у учащихся пропадает интерес к работе. Приемы приклеивания уже
    TEORIA I METODIKA.indd 204
    TEORIA I METODIKA.indd 204 08.09.2006 14:27:38 08.09.2006 14:27:38
    Process Black
    Process Black

    205
    в первом классе используются различные. В некоторых видах работ можно, например, наносить клей непосредственно на участки фона и на эти места накладывать кусочки бумаги, обрезки ниток, семена и проч., передвигая их заостренной палочкой или спичкой. Подобный способ используется сравнительно редко и, как правило, в тех слу- чаях, когда наклеивать приходится очень мелкие детали: в некоторых видах коллажей (из семян растений, бисера и т. п.), в мозаиках.
    Наиболее распространенным приемом является такой, при ко- тором клей наносится на ту деталь, которая должна быть приклеена к какой-либо поверхности. Очень важно приучить детей сразу делать это правильно. На каждом уроке во время работы с клеем на столах должны быть стопки сухой газетной бумаги небольшого размера. Под деталь, на которую нужно нанести клей, сначала подкладывают такой листочек; это позволяет наносить клей быстро, не заботясь о том, что он выходит за пределы детали: стол при этом все равно не пачкается.
    После нанесения клея деталь прикладывают на свое место и пригла- живают через сухой бумажный лист. Для приклеивания следующей детали используют другие газетные листы, а грязные складывают в отдельную стопку – это позволяет работать чисто и быстро. Придет- ся поработать и над тем, чтобы дети наносили клей только кисточкой, равномерно распределяя его по всей поверхности детали. Лучший клей, который подходит для всех работ и материалов, – ПВА; для ра- боты с бумагой можно использовать крахмальный клейстер. Приме- нение клеящих карандашей возможно далеко не во всех изделиях.
    Очень важно приучить детей правильно просушивать проклеен- ные изделия. В противном случае работа покоробится и будет выгля- деть неряшливой и некрасивой. Плоские изделия (аппликации, кол- лажи и т. п.) просушивают под прессом. Для этого их обычно кладут между газетными листами и сверху придавливают, например тяжелой книгой, оставляя так до полного высыхания. Важно, чтобы изделие по всей поверхности было закрыто грузом. Если поделка объемная
    (например, барельеф из бумаги или коллаж с использованием объ- емных семян, бусин, пуговиц), ее просушивают врастяжку: бумажную основу, хорошо расправив, прикалывают булавками к картонке и тоже оставляют до высыхания.
    Уже в первом классе ученики осваивают и такой прием сборки, как сшивание деталей. На этих уроках желательно научить их завязы- ванию узелка, правильному отмериванию длины нити. С первого же урока самое серьезное внимание обращается на технику безопасно- сти при работе с иглой.
    TEORIA I METODIKA.indd 205
    TEORIA I METODIKA.indd 205 08.09.2006 14:27:38 08.09.2006 14:27:38
    Process Black
    Process Black

    206
    Обучение школьников технике безопасности в обращении с любыми инструментами также следует отнести к важнейшим вопросам культуры и организации работы. К сожалению, на практике этот важный вопрос зачастую решается весьма формально: ученики заучивают «правила безопасной работы», например, с ножницами или иглой, а на опреде- ленном этапе урока один из вызванных учителем школьников наизусть перечисляет эти правила. Наблюдения за детьми на уроках, однако, показывают, что простое заучивание правил почти никогда не обеспе- чивает их реального соблюдения во время работы. Более того, обяза- тельное перечисление всех правил подряд (и тех, которые надо будет учитывать именно на данном уроке, и тех, что непосредственно на нем не потребуются), по-видимому, вообще вредно для детского сознания: ребенок начинает воспринимать их как нечто формальное, не имеющее прямого отношения к тому, чем он будет заниматься на уроке. В част- ности, практически все ученики уже с первого класса знают, что пере- давать ножницы нужно кольцами вперед, что ножницы нельзя класть на стол с разомкнутыми лезвиями, что игла должна находиться в игольни- це, а не лежать на столе среди других инструментов и материалов – но реальное соблюдение этих правил является редчайшим исключением!
    Почему так происходит? Все дело в том, что между формальным знани- ем и реальным опытом обычно находится большая пропасть, которая должна быть заполнена регулярными упражнениями.
    Учителю необходимо познакомить детей с соответствующими правилами, но главная его забота – добиться их строгого и неукосни- тельного соблюдения. Эту работу нужно проводить систематически и последовательно, по мере включения в деятельность тех или иных инструментов, наряду с освоением приемов и культуры труда. Во вре- мя первого знакомства с инструментом учитель должен рассказать о правилах обращения с ним, продемонстрировать их и по возмож- ности выполнить соответствующие упражнения с учениками. В даль- нейшем придется постоянно напоминать детям о правилах безопас- ности, следить за их соблюдением, а при необходимости специально отрабатывать в упражнениях.
    Устное повторение правил в качестве какого-то самостоятельно- го фрагмента урока, вероятно, вообще должно быть сведено к мини- муму. Кроме того, повторять нужно лишь те правила, которые имеют смысл именно на данном уроке, в данном виде работы.
    TEORIA I METODIKA.indd 206
    TEORIA I METODIKA.indd 206 08.09.2006 14:27:38 08.09.2006 14:27:38
    Process Black
    Process Black

    207 4. ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА
    Если для уроков труда отведен отдельный класс, то ближе к на- чалу учебного года следует позаботиться об обновлении оформле- ния учебного кабинета. Его конкретный вид определяет сам учитель, исходя из образовательных и воспитательных задач и реальных воз- можностей. При этом следует помнить: все, что окружает учеников во время работы, оказывает на них постоянное воздействие и потому должно быть тщательно отобрано.
    Долгое время бытовало мнение, что в оформлении кабинета тру- дового обучения должны преобладать материалы сугубо дидактиче- ского толка: таблицы технологических операций и правил безопасной работы и проч. Между тем практика и психологическая теория пока- зывают недостаточную обоснованность такого мнения. Технологии и правила работы с инструментами не являются столь сложными и глу- бокими, чтобы для их усвоения требовалось постоянное восприятие; напротив, очень скоро эти таблицы вообще перестают замечать. Кро- ме того, художественные достоинства таких материалов, как правило, не бывают особенно высокими. Все это говорит о том, что в оформле- нии кабинета подобные таблицы лучше не использовать.
    Гораздо больше образовательного смысла несут в себе, скажем, произведения прикладного искусства, интересные в художественном отношении, хорошо и качественно выполненные. С одной стороны, они убедительно демонстрируют детям определенные технологиче- ские требования, а с другой – формируют их художественный вкус, стимулируют зарождение собственных творческих идей. В зависимо- сти от конкретных учебно-воспитательных задач, возможностей шко- лы и даже личных склонностей и предпочтений учителя в оформлении кабинета могут преобладать те или иные материалы, виды работ и направления. Это вполне нормально и позволяет придать помеще- нию индивидуальные черты. Однако основным требованием является высокая художественная ценность этих материалов. Таких работ не должно быть много, чтобы они выглядели не как дидактические по- собия, а именно как произведения художественно-конструкторской мысли. Время от времени их можно заменять новыми.
    В кабинете уместны и специальные стенды со сменным содержа- нием. Один из них может быть предназначен для размещения допол- нительной информации (зрительной или словесной) по материалам уже идущих или предстоящих уроков, а другой – для постоянно меня- ющейся экспозиции тех работ, которые ученики создают на занятиях.
    TEORIA I METODIKA.indd 207
    TEORIA I METODIKA.indd 207 08.09.2006 14:27:38 08.09.2006 14:27:38
    Process Black
    Process Black

    208
    Если в классе для таких стендов трудно найти место, то их можно по- местить в рекреации, чтобы у детей была возможность более подроб- но ознакомиться с этими материалами.
    К культуре труда относится также и вопрос о подаче детских
    работ в процессе их итогового просмотра на уроке и особенно
    на выставках. Ни в коем случае нельзя подавать их в виде «полуфа- брикатов», без обрамления. Каждая композиция должна иметь завер- шенный вид. Иногда бывает достаточно просто наложить работу на лист бумаги другого цвета, чтобы получилась рамка. Это существен- но меняет вид изделия и придает работе более высокую значимость.
    Нельзя ставить отметку или подпись прямо на композиции; это нужно делать только на оборотной стороне, а для выставки следует заготав- ливать специальные этикетки.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
    1. Как вы можете объяснить смысл соблюдения культуры труда и ее об- разовательное и воспитательное значение? Назовите основные компонен- ты, которые включает культура уроков ручного труда.
    2. Какие требования к оборудованию рабочего кабинета для уроков тру- да, с вашей точки зрения, наиболее целесообразны?
    Имеет ли смысл однозначно предписывать учителю, какие шкафы и ка- кие приспособления следует использовать для хранения тех или иных мате- риалов, инструментов и проч.? Объясните свой ответ.
    3. Расскажите, как можно организовать быструю и удобную подготовку рабочих мест учащихся перед уроком и их уборку по окончании урока.
    Каким образом следует осуществлять поддержание порядка на рабочих местах в течение урока?
    4. Объясните смысл обучения детей экономному расходованию матери- алов с дидактической и воспитательной точек зрения.
    Дайте оценку следующей рекомендации: «Не ленитесь собирать обрез- ки бумажек и давайте ученику на первых порах такой маленький кусочек, что- бы шаблон туда не поместился, а "влез с мылом"».
    Подумайте и скажите, какие приемы следует использовать в целях приу- чения школьников к сознательной экономии материалов и рабочего времени.
    TEORIA I METODIKA.indd 208
    TEORIA I METODIKA.indd 208 08.09.2006 14:27:38 08.09.2006 14:27:38
    Process Black
    Process Black

    209
    2
    ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ
    УЧИТЕЛЕМ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
    Хорошо известно, что подготовка учителя к любому уроку начина- ется не накануне этого конкретного урока, а задолго до него и вклю- чает в себя весь период становления личности и совершенствование профессиональной квалификации в целом. Именно от широты куль- турного кругозора, общей эрудиции, а также от глубины психолого- педагогических познаний учителя в значительной мере зависит уме- ние наполнить урок глубоким образовательным смыслом, придать ему правильную методическую интерпретацию, а также сделать ин- тересным и привлекательным для учащихся. Однако эта сторона под- готовки учителя – постоянная и одинаково значимая для его работы в целом; она не носит специального характера, поэтому в данной книге подробно не раскрывается. Мы не будем здесь также останавливать- ся и на практической подготовке учителя, т. е. на овладении приемами обработки поделочных материалов, технологиями и проч. Безуслов- но, эта сторона подготовки очень важна. Прежде чем предложить учащимся ту или иную поделку, учитель должен хорошо представлять себе способы ее изготовления, учитывать все технологические тон- кости, особенности «поведения» материалов, приемы использования инструментов и т. д. Как правило, даже при наличии учебника, даю- щего детям необходимые технологические сведения, желательно к уроку иметь хотя бы один образец, выполненный самим учителем.
    Помимо всего прочего, собственная практика изготовления образца позволяет лучше прогнозировать трудности, с которыми школьники могут столкнуться в процессе работы, учесть основные технологиче- ские нюансы, которые потом придется объяснять ученикам, а также точнее рассчитать время урока. Однако мы учитываем, что практиче- ская подготовка будущих учителей осуществляется в самостоятель- ном блоке учебных занятий – на лабораторном практикуме в мастер- ских, поэтому, подразумевая обязательное наличие такой работы, не раскрываем ее здесь подробно.
    Мы раскроем здесь лишь те этапы подготовки, которые касаются конкретной деятельности по планированию, разработке и организа- ции всего курса технологии и каждого урока в отдельности. Эта под-
    §
    TEORIA I METODIKA.indd 209
    TEORIA I METODIKA.indd 209 08.09.2006 14:27:38 08.09.2006 14:27:38
    Process Black
    Process Black

    210
    готовка условно делится на две части: предварительную и непосред- ственную (составление плана или конспекта урока).
    Рассмотрим их более подробно.
    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
    УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
    Она включает следующие этапы:
    1) ознакомление с программой и учебниками;
    2) подготовка материальной базы уроков;
    3) перспективное планирование работы на учебный год или полу- годие.
    1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОГРАММОЙ И УЧЕБНИКАМИ
    Изучение программы и учебников, по которым будут работать школьники, потребует определенного времени, такая работа должна начинаться заранее. При ознакомлении с учебной программой важно прежде всего разобраться в ее концептуальных основах, т. е. уяснить, в чем тот или иной автор усматривает основной смысл данной учебной дисциплины, каковы ее задачи и принципы построения. Весь этот ма- териал дается в пояснительной записке к программе – ее-то и следует обстоятельно изучить в первую очередь. Дальнейшее ознакомление с содержанием программы позволит установить, насколько оно ре- ально может обеспечить осуществление тех задач, которые заявлены в пояснительной записке, и что для этого должен будет предпринять сам учитель. При наличии значительного количества альтернативных программ, к сожалению, приходится сталкиваться с такими случая- ми, когда обозначенные автором достойные и современно звучащие принципы и задачи можно рассматривать лишь как декларацию или попытку выдать желаемое за действительное. Особенно это касает- ся таких задач, как развитие творческих способностей, эстетическое воспитание, развитие самостоятельности и инициативы, умения раз- мышлять, воспитание трудолюбия и т. п. Они наиболее популярны в методической литературе по трудовому обучению, однако часто это является лишь следствием уже рассмотренных нами заблуждений в трактовке понятий «творчество», «мышление», «деятельность», «по- знавательная самостоятельность» и других. Поэтому учителю следует проявить максимальную самостоятельность при анализе программы,
    1
    TEORIA I METODIKA.indd 210
    TEORIA I METODIKA.indd 210 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39
    Process Black
    Process Black

    211
    основываясь при этом исключительно на научном понимании затро- нутых в ней понятий и положений.
    Еще более конкретную информацию в этом плане можно получить из знакомства с учебниками или учебными пособиями, созданными в соответствии с программой. Обычно в них отражается не только содержание знаний и умений, но и основные методы и приемы ор- ганизации работы учащихся – таким образом, программа и учебники вместе дают достаточно четкую информацию о действительных об- разовательных возможностях, заложенных автором в учебный курс.
    Разумеется, от учителя при этом требуется проявить по-настоящему профессиональный подход, чтобы избежать поверхностного толко- вания рассматриваемых материалов. Как показывает практика, наи- более распространенная ошибка, которую допускают педагоги, – это сосредоточение основного внимания исключительно на конкретных изделиях, помещенных в учебнике: знакомые они или незнакомые, эффектные и привлекательные или не очень и т. д. Хотя изделие, раз- умеется, тоже является важным показателем, гораздо важнее разо- браться в том, как учебник позволяет организовать работу над ним: будет ли результатом урока лишь очередная поделка или задания для учащихся программируют настоящую познавательную деятельность, формируют у них новый взгляд на окружающий мир и проч. Как мы уже поняли, это главное.
    В результате общего анализа программы и учебников учитель определяет, насколько для него приемлема предлагаемая система работы, и делает выбор. В дальнейшем ему еще не раз придется вер- нуться к изучению этих материалов на последующих этапах подготов- ки к урокам.
    2. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ УРОКОВ
    Этот этап начинается обычно в конце учебного года и в основном завершается к началу следующего. Ориентируясь на требования про- граммы и содержание учебника, учитель определяет, какие именно материалы и инструменты потребуются для работы.
    Пришедшие в негодность инструменты и пособия ликвидируются и намечаются возможные пути их обновления и пополнения.
    При подготовке материальной базы уроков обычно приходится также рассчитывать на помощь родителей учеников. На собрании по итогам прошедшего учебного года (а для первоклассников – на са- мом первом родительском собрании) учитель в общих чертах обрисо-
    TEORIA I METODIKA.indd 211
    TEORIA I METODIKA.indd 211 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39
    Process Black
    Process Black

    212
    вывает те задачи, которые будут решаться на уроках в предстоящем учебном году, и предлагает родителям перечень материалов и ин- струментов, которые нужно будет подготовить для детей.
    Ближе к началу учебного года следует позаботиться об обновле- нии оформления учебного кабинета.
    Более конкретные рекомендации относительно материальной базы уроков уже рассмотрены в первом параграфе данной главы.
    3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
    На этом этапе предполагается создание календарного плана за- нятий с учетом конкретного количества учебных часов на данный предмет и в соответствии с утвержденным расписанием. Приступая к этой работе, учитель вновь обращается к программе и учебнику.
    В зависимости от того, какие из альтернативных материалов взяты на вооружение, учитель может рассчитывать на разную степень помощи в данном отношении. Некоторые из программ и особенно учебников построены непосредственно с учетом размещения содержания ра- боты в течение учебного года; в них разделы и темы уже составляют основу календарно-тематического планирования. Другие программы структурированы иначе. Скажем, разделы в них могут быть выделены по типу обрабатываемых материалов, при этом оговаривается, что весь раздел не может быть пройден одним блоком; учитель должен сам определить распределение отдельных уроков в четверти и учеб- ном году. В подобных случаях учителю предстоит серьезная работа по распределению программного материала на весь год.
    Обычно единый процесс планирования подразделяют на два эта- па:
    1) перспективное планирование;
    2) составление календарно-тематического плана.
    Перспективное планирование предполагает разработку общей стратегии на весь учебный год или полугодие. Прежде всего произво- дится так называемая разноска часов по четвертям: из всего количе- ства программных часов, отведенных на изучение раздела, опреде- ляется, сколько должно быть выполнено в каждой четверти.
    После этого устанавливается последовательность прохождения материала в объеме установленного времени.
    На основе проведенного таким образом перспективного планиро- вания составляется календарно-тематический план работы: на весь учебный год, четверть или полугодие. В плане отражается тема каж-
    TEORIA I METODIKA.indd 212
    TEORIA I METODIKA.indd 212 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39
    Process Black
    Process Black

    213
    дого урока и их последовательность, с указанием количества часов.
    В соответствии с расписанием в этот план затем вписывается и точ- ная дата проведения урока:
    № урока
    Тема урока
    Изделие
    Дата
    Обычно весь описанный объем работы учителю приходится про- делывать на основе тех программ и учебных пособий, которые в основном сориентированы на технологическую подготовку учащихся, с преимущественным вниманием к конкретным изделиям и приемам обработки материалов. Как правило, в этих программах последова- тельность уроков не обозначается, поэтому учителю нужно самому продумать разумное чередование различных техник, чтобы обеспе- чить разнообразие видов работы учащихся и возможность переноса трудовых операций с одного вида работ на другой.
    Иначе выглядит процесс планирования работы на основе тех про- грамм, которые в своей структуре уже предусматривают определен- ную логику прохождения материала и выстраивают его по соответ- ствующим тематическим блокам. Как правило, в этих случаях разделы и темы выделены с учетом количества уроков в каждой учебной чет- верти и в году. Если такая программа оснащена учебниками, то в каж- дом из них фактически уже содержится конкретная основа для кален- дарного планирования: последовательно представлены разделы и темы, в общем виде определено содержание работы учащихся
    80
    Если учитель имеет дело с такими материалами, то у него нет не- обходимости осуществлять разноску часов по четвертям и состав- лять перспективный план. Тем не менее календарно-тематический план составить нужно: следует более определенно распределить уроки в течение четверти, руководствуясь следующими сообра- жениями. Прежде всего необходимо по календарю сверить точное количество часов, отведенных расписанием в данной учебной чет- верти на предмет, и сопоставить их с содержанием учебника. Одна и та же тема, представленная в нем, может быть дана более сжато или развернуто и соответственно рассчитывается учителем на то или иное количество уроков. По некоторым темам в учебниках предусмо- трены дополнительные задания и изделия; право учителя определить, будет ли он использовать их для организации дифференцированной
    80
    Именно таким образом построена программа и комплект учебников по техно- логии Н. М. Конышевой.
    TEORIA I METODIKA.indd 213
    TEORIA I METODIKA.indd 213 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39
    Process Black
    Process Black

    214
    работы на уроке или последовательно предложит всему классу, т. е. увеличит количество уроков по этой теме. Кроме того, в процессе календарного планирования учитель имеет возможность вносить из- менения в предусмотренное программой содержание работ. Обычно такая процедура допускается любой программой, но, в зависимости от концепции, ей придается разный смысл. Так, технологически на- правленные программы, в которых главным ориентиром является во- оружение учеников приемами обработки материалов, обусловлива- ют это, как правило, возможным отсутствием у учителя тех или иных материалов и инструментов. В этих случаях учитель должен найти им соответствующую замену, т. е. похожие материлы (например, если нет тонкого листового металла, можно заменить чеканку тиснением по фольге или изготовлением изделий из проволоки).
    В нашей программе возможность внесения изменений в содер- жание работы учащихся предусмотрена на основании одного из про- граммных принципов – «вариативности содержания и творчества учи- теля». Однако имеется в виду не просто технологическая замена, а учет конкретных условий работы, региональных особенностей, склон- ностей и интересов учителя. При такой замене может быть взят совер- шенно другой материал и другие технологии, но следует обязательно учитывать, насколько новое изделие позволяет решить поставленные образовательные и развивающие задачи.
    Формулировка темы занятия требует от учителя понимания смыс- ла и назначения уроков труда в целом. Методистами и педагогами уже многократно говорилось об этой проблеме: тема отражает основное содержание работы на уроке и не должна сводиться к наименованию изделия (изделие является лишь средством, позволяющим реализо- вать запланированное содержание); тема не может формулироваться и как наименование используемого материала. Тем не менее именно такие формулировки приходится встречать чаще всего; это являет- ся лишним свидетельством того, насколько трудно в нашем сознании преодолевается «поделочный» подход к урокам трудового обучения.
    Вот типичные примеры из календарного плана, составленного учите- лем: «Работа с разными материалами. Лепка. Грибы в лесу»; «Работа с бумагой. Складная сумочка»; «Техническое моделирование. Рабо- та с конструктором». Подобные формулировки урочных тем ничего не говорят о системе знаний и умений, которыми овладевают дети, а лишь последовательно перечисляют материалы и изделия; трудно установить какую-либо логику в таком планировании, а уроки можно как угодно перемещать в этом перечне.
    TEORIA I METODIKA.indd 214
    TEORIA I METODIKA.indd 214 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39
    Process Black
    Process Black

    215
    Между тем грамотно составленный календарно-тематический план позволит учителю наглядно строить систему учебных занятий на учебную четверть и при необходимости своевременно вносить в нее коррективы.
    Для того чтобы проиллюстрировать некоторые возможности ва- риативного подхода к этой работе, приведем в качестве примера два варианта тематического плана на I четверть, составленных по одному учебнику.
    П
    РИМЕРНЫЙ
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20


    написать администратору сайта