Н+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева
Скачать 1.65 Mb.
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКОВ НА I ЧЕТВЕРТЬ , 2 КЛАСС ( ПО УЧЕБНИКУ Н. М. К ОНЫШЕВОЙ «Ч УДЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ») 1 ВАРИАНТ № Тема урока Изделие кол-во часов 1 Организация работы на четверть. Культура труда. По- строение прямоугольника от двух прямых углов Чертежи, эски- зы, упражнения в построении прямоу- гольника 1 2–3 Конструирование приспо- соблений для удобной работы. Развертка Подставка для кисти 2 4 Оригами. Приемы изго- товления квадрата без помощи чертежных инструментов. Про- стые складки. Квадрат, маска собачки 1 5 Оригами. Закрепление приема. Другие складки Бабочка, тюль- паны 1 6 Композиция Картина в оваль- ной раме 1 7 –8 Формы и краски осени. Ритм движения Аппликация «Ли- стопад» 2 TEORIA I METODIKA.indd 215 TEORIA I METODIKA.indd 215 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39 Process Black Process Black 216 9–10 Формы и краски осени. Композиция. Приклеивание засушенных листьев и цветов Композиция на пло- скости из засушенных растений (букет) 2 11–12 «Превращения» листьев (создание образа по ассоци- ации) Композиция на плос- кости из засушенных рас- тений (образы животных) 2 13–14 Симметричное выреза- ние из бумаги. Симметрия и асимметрия в композиции Листья. Картина для ска- зочного героя 2 15–16 Лесная скульптура. Создание образа из природных матери- алов. Приемы работы О б ъ е м н о - п р о с т р а н - ственная композиция «Сова» 2 17–18 Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина Симметричные и асим- метричные вырезки из бумаги (головоломки) 2 2 ВАРИАНТ 1 Организация работы на четверть. Культура труда. По- строение прямоугольника от двух прямых углов Чертежи, эскизы, упражнения в построе- нии прямо-угольника 1 2–3 Конструирование при- способлений для удобной ра- боты. Развертка Подставка для кисти 2 4–5 Оригами. Приемы изго- товления квадрата без помо- щи чертежных инструментов. Простые складки Квадраты. Тюльпа- ны. Коллективное панно «Цветущий луг» 2 6 Оригами: другие складки. Композиция Рыбки. Коллектив- ное панно «Аквариум» 1 7 Формы и краски осени. Ритм движения Аппликация «Листо- пад» (работа в группе) 1 8–9 Формы и краски осени. Композиция. Приклеивание засушенных листьев и цветов Композиция на пло- скости из засушенных растений (букет) 2 TEORIA I METODIKA.indd 216 TEORIA I METODIKA.indd 216 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39 Process Black Process Black 217 10 «Превращения» листьев (создание образа по ассоци- ации) Композиция на пло- скости из засушенных рас- тений 1 11–12 Способы симметричного вырезания из бумаги с одной и двумя осями симметрии Листья, цветы. От- крытка 2 13–14 Симметрия и асимметрия в композиции. Использование цвета Картина для сказоч- ного героя (композиция из листьев и цветов) 2 15–16 Лесная скульптура. Соз- дание образа из природных материалов. Приемы работы О б ъ е м н о - п р о с т р а - ственная композиция «Рыбка» 2 17–18 Бумага и ножницы застав- ляют думать. Урок-викторина Симметричные и асимметричные вырезки из бумаги (головоломки) 2 СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И КОНСПЕКТА УРОКА На данном этапе подготовки к уроку в наибольшей степени прояв- ляется профессионализм и творчество учителя. Это очень ответствен- ная работа, поскольку именно на уроке осуществляется основное це- ленаправленное воздействие на личность ребенка. От того, насколько грамотно он будет продуман и организован, зависит реализация по- ставленных в учебной программе образовательно-воспитательных за- дач. В рамках строго отведенного учебного времени учителю прихо- дится находить оптимальные для каждого этапа урока пути и средства организации работы учащихся; именно это помогает обеспечить наи- большую интенсивность ее образовательного воздействия. Разрабатывая конкретный урок, учитель имеет в виду содержание работы всей четверти, ее ведущие идеи – только тогда он может четко выстроить логику заданий отдельного занятия. Описание урока может быть более или менее развернутым. Опыт- ный учитель способен ограничиться лаконичным планом, но студен- там следует делать подробные конспекты, поскольку это позволит им более тщательно осмыслить все нюансы подготовки к уроку и его про- ведения. Конспект записывается в тетради или на отдельных листах. 2 TEORIA I METODIKA.indd 217 TEORIA I METODIKA.indd 217 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39 Process Black Process Black 218 Каждый конкретный урок разрабатывается на основе календар- но-тематического плана, поэтому подготовка конспекта начинается с определения порядкового номера урока. Целесообразно этот но- мер проставлять в левом углу страницы, а в правом – дату проведения урока. Определяя место урока в общей системе, мы тем самым еще раз выясняем, насколько до этого ученики продвинулись в освоении материалов и способов их обработки, какие знания они получили; на эти знания и умения учитель может опираться. Одновременно нам становится более ясно, какие знания и умения следует закрепить, развить, какая информация будет для детей новой. Ниже записывается тема урока и изделие, которое будут изготав- ливать дети (в соответствии с формулировкой в календарном плане). Далее обозначаются задачи урока. Долгое время было принято все задачи делить на три группы: учебные, развивающие и воспита- тельные. Думается, что такое деление все-таки искусственно и нару- шает единство личности и единство образовательного процесса. Це- лесообразно выделить несколько наиболее важных для данного урока задач, не разделяя их на виды. При этом желательно избегать таких формулировок, которые предполагают слишком общие, практически непроверяемые задачи (например: «эстетическое воспитание детей», «развитие творческих способностей», «воспитание любви к природе», «воспитание трудолюбия» и т. п.). Вместо таких безликих формулиро- вок следует по возможности определить, что конкретно может дать именно этот урок в плане решения тех же самых общих задач. Напри- мер, нельзя всерьез рассчитывать решить проблему эстетического воспитания детей за один урок, но вполне реально решить, скажем, такие задачи: «дать понятие о единстве внешних качеств предмета и его назначения», «научить выполнять декор в соответствии с общим характером вещи» и т. п., что, безусловно, будет способствовать и эстетическому развитию. Не следует включать в список задач урока и такие, которые, скорее, являются средствами достижения тех или иных целей, например: «организовать коллективное обсуждение ра- бот», «показать детям, как сделать поздравительную открытку». В целом список задач должен быть не слишком большим и реаль- но осуществимым. Понятно, что в действительности на любом уро- ке их решается значительно больше, чем это предусматривает учи- тель. Каждый ребенок в процессе работы вступает в сложную систему взаимоотношений как с педагогом, так и с другими детьми, все это оказывает на него огромное воздействие. Многие воспитательные и образовательные аспекты урока вообще могут сложиться непредна- TEORIA I METODIKA.indd 218 TEORIA I METODIKA.indd 218 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39 Process Black Process Black 219 меренно, поэтому учесть и запланировать все заранее практически невозможно. В связи с этим, продумывая задачи урока, следует пре- дельно конкретно сформулировать лишь основные из них – те, исходя из которых, будет разрабатываться содержание и весь ход урока. Для того чтобы изначально правильно определить, что является в нем самым существенным, нужно еще раз внимательно ознакомиться с тем, что предлагается в учебнике. Основное содержание темы по- могает учителю выделить главное, определить тип урока – а значит, и его задачи. Далее в конспекте указываются материалы, оборудование и инструменты, необходимые для работы. При этом отдельно помеча- ется, что должно быть у детей и что у учителя. При подготовке к уроку учитель продумывает, какая наглядность будет использована, и после списка материалов обозначает, какой зри- тельный, музыкальный и литературный ряд следует подготовить к уроку. Особое внимание обращается на то, предполагается ли какая- то специальная подготовка учеников к уроку, и если она должна быть, то ее также следует обозначить в конспекте. Необходимость такой подготовки может возникать довольно часто. Это могут быть, например, задания на предварительные наблюдения. Скажем, перед лепкой животных по наблюдению и по памяти предварительная рабо- та обязательна. Как ее провести, надлежит продумать заранее. Если есть возможность, лучше это сделать организованно под руковод- ством учителя (в зоопарке, во дворе, в живом уголке и проч.). Можно дать ученикам задание и на самостоятельные наблюдения. Предварительная подготовка учеников к уроку может понадо- биться не только тогда, когда планируется работа непосредственно по наблюдениям, но и перед другими уроками. Например, перед проек- тированием чашки для сказочного героя полезно рассмотреть, какие чашки есть дома, какие продаются в магазине и проч. Такие же задания имеют смысл перед изготовлением игольницы, открытки, подарочной упаковки, записной книжки и многих других изделий. Они в любом слу- чае позволяют расширить необходимые для творческой деятельности знания, образные представления, накопить более обширный матери- ал для обобщений и последующего обсуждения на уроке. Особый тип подготовительных заданий составляет ознакомление с содержанием литературных произведений. Например, чтобы вы- полнить картину, украшение или чашку для сказочного героя, надо достаточно хорошо знать этих героев, представлять их внешность и характер – следовательно, и в этой части должна быть проведена TEORIA I METODIKA.indd 219 TEORIA I METODIKA.indd 219 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39 Process Black Process Black 220 соответствующая предварительная работа. Как это сделать, учитель продумывает заранее. Могут быть и такие подготовительные задания: вспомнить или выучить какие-то стихотворения, подготовить краткие сообщения по теме предстоящего занятия и т. п.; обычно они даются не как обяза- тельные, а по желанию учащихся. После того как вся подготовительная работа будет продумана и обозначена, в конспект включается описание хода урока. Он излага- ется последовательно, в соответствии с намеченными структурными этапами. В первой главе книги (§ 4) уже был рассмотрен вопрос о структуре урока технологии. Мы обозначили ряд основных структурных компо- нентов, которые содержатся практически в каждом уроке, и отмети- ли, что к планированию взаимного расположения и сочетания этих компонентов учителю следует проявить творческий подход. Рассмотрим возможное содержательное наполнение и особенно- сти организации каждого из этапов подробнее. 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Как правило, если не запланировано какой-то необычной про- цедуры вхождения учеников в класс после перемены, они по звонку подходят к своим рабочим столам и занимают места. Всем понятно, что при этом дети бывают возбуждены, они еще не успокоились после перемены и нужно как-то установить порядок. Обычно для этого бы- вает достаточно на несколько секунд оставить их стоять возле своих столов, после чего тихо посадить с помощью жеста или слов «сади- тесь, пожалуйста». Иногда учителя сочетают установление порядка с проверкой го- товности учеников к уроку: учитель перечисляет, что именно должно быть, а дети при этом проверяют наличие необходимых материалов и инструментов. Если у кого-нибудь не окажется необходимого, учи- тель пополняет это из классных запасов или обращается за помощью к учащимся. Обычно на все это полагается отводить от трех до пяти минут. Такая форма организации сразу настраивает школьников на рабочий лад, однако наряду с положительными чертами (приучаем детей перед началом работы все проверять) она имеет и отрицатель- ные (теряем время урока). При достаточно организованной и ответ- ственной работе дежурных по подготовке класса к уроку необходи- мость в подобной проверке будет возникать не всегда. TEORIA I METODIKA.indd 220 TEORIA I METODIKA.indd 220 08.09.2006 14:27:39 08.09.2006 14:27:39 Process Black Process Black 221 И наконец, как уже было сказано, возможен такой вариант органи- зации урока, когда детей даже не придется специально успокаивать: перед самым звонком учитель еще за дверью класса предлагает им тихо войти и сразу занять свои места. Входя, они, скажем, слышат ка- кую-то музыку или попадают в затемненный класс с включенным диа- проектором – и с самого начала настраиваются на урок. Понятно, что такое начало используется в тех случаях, когда нужно создать какой- то особый эмоциональный настрой. Чаще всего это бывает на уроках художественного типа. Таким образом, организация учащихся в начале занятия – необ- ходимый первый структурный элемент урока любого вида и содержа- ния, но проходить он может по-разному. 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ Это нужно для того, чтобы школьники представляли себе содер- жание работы на уроке и ее дидактический смысл, а также понимали, каков должен быть результат этой работы; в этом случае их деятель- ность будет более сознательной и целенаправленной. Формулировки темы и задач урока, предлагаемые ученикам, мо- гут не совпадать с теми, что обозначены в тематическом плане и в конспекте урока. Для детей они должны быть изложены по возмож- ности не только просто и понятно, но и привлекательно. Можно даже объявить тему как название изделия, которое предстоит изготовить; для учеников это будет одновременно выступать и в качестве цели ра- боты. Дополнительно к этому можно также обсудить с учениками, для каких конкретно целей изготавливается изделие, то есть каково его назначение. При постановке учебных задач обычно сообщают, какие новые знания планируется усвоить на уроке, каким новым умениям научить- ся, а также что предстоит вспомнить или закрепить из ранее усвоен- ных знаний и умений. На этом же этапе урока необходимо сообщить, какова предстоящая работа по длительности, на сколько уроков она рассчитана. Например, тема урока во 2 классе: «Разметка ткани продергива- нием нити. Шов «вперед иголку»; изделие – салфетка с бахромой. При объявлении темы и цели урока учитель сообщает детям о том, что им предстоит изготовить красивую салфетку с вышивкой, которую затем можно будет использовать во время завтрака. TEORIA I METODIKA.indd 221 TEORIA I METODIKA.indd 221 08.09.2006 14:27:40 08.09.2006 14:27:40 Process Black Process Black 222 Задачи этого урока в конспекте сформулированы следующим об- разом: 1. Обучение способу разметки ткани путем продергивания нити. 2. Обучение приему выполнения бахромы в изделиях из ткани с полотняным переплетением. 3. Формирование умения выполнять шов «вперед иголку», озна- комление с его декоративными свойствами. 4. Формирование приема отмеривания нити для ручного шитья и вышивки. 5. Формирование представлений о композиции вышивки на сал- фетке прямоугольной формы. 6. Ознакомление с техникой безопасности при работе с иглой. 7. Ознакомление с полотняным переплетением нитей в ткани. Задачи урока можно поставить перед учениками следующим об- разом: «В процессе работы вы научитесь выполнять разметку на тка- ни особым способом, без карандаша, украшать изделие бахромой и вышивкой. Вы повторите, как правильно отмерять нить для шитья или вышивания. Кроме того, узнаете новое о некоторых видах ткани и вы- шивки». Сообщение о продолжительности предстоящей работы над из- делием учитель может построить так: «Работа с тканью, особенно вышивка, требует много времени и терпения, поэтому изготавливать салфетку начнем на этом уроке и продолжим на следующем. Кроме того, над изделием придется работать понемногу даже дома, и при желании вам может помочь мама, сестра или бабушка, но в этом слу- чае вы должны будете им все хорошо объяснить, то есть на время стать для них учителями». 3. АНАЛИЗ ЗАДАНИЯ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Смысл данного этапа состоит в том, чтобы школьники представ- ляли себе конкретные требования, которые предъявляются к их ра- боте и к изделиям, над которыми предстоит трудиться. Выше (глава I, § 4) мы уже частично коснулись этого вопроса, от- метив, что содержание и организация подготовки учащихся к прак- тической работе различаются в зависимости от типа урока, степени новизны и сложности задания. В каких-то случаях на данном этапе достаточно проанализиро- вать задание лишь в самом общем виде и наметить план работы над TEORIA I METODIKA.indd 222 TEORIA I METODIKA.indd 222 08.09.2006 14:27:40 08.09.2006 14:27:40 Process Black Process Black 223 изделием. На других уроках может потребоваться более детальный анализ, в процессе которого ученики также получат новую информа- цию, необходимую для работы. Как уже было сказано, анализ задания может быть разделен на несколько частей, каждая из которых непо- средственно связывается с практической работой над изделием. Со- держание, формы и методы подготовительной работы и проведения анализа задания зависят также от вида конструирования, которое за- планировано на уроке (этот вопрос рассмотрен во втором парагра- фе третьей главы). На данном этапе ученики могут выполнять эскизы, расчеты, специальные упражнения, требующие активизации конкрет- ных психических процессов (воображения, памяти, мышления), ре- шать задачи и т. п. В Приложении № 3 приведены примерные сценарии уроков, кото- рые позволят составить более конкретное представление по данному вопросу и наглядно демонстрируют необходимость гибкого и творче- ского подхода к планированию этого этапа урока. В первой главе мы также отметили некоторые типичные ошибки, связанные с включением во вступительную беседу не относящегося к содержанию урока материала. Напомним об этом еще раз. Время урока слишком ограничено, а познавательная деятельность является целост- ным процессом, поэтому следует очень тщательно отбирать материал, чтобы не тратить зря времени и не разрушать этой целостности. Например, следует сказать несколько слов о получившей широкое распространение практике внесения в уроки «элементов игры и зани- мательности». Обычно эти элементы включаются именно в подгото- вительный этап занятия, вероятно, с целью повысить интерес детей к работе. Очень часто учитель начинает вступительную беседу при- мерно такими словами: «Ребята, шла я сегодня утром в школу очень рано, еще никого не было. И вдруг вижу: на ступеньках лежит краси- вый конверт, а на конверте написано: "Ученикам 1 «А» класса"! Посмо- трела кругом – нет никого! Взяла я конверт и принесла вам, ученикам 1 «А». Давайте посмотрим, что там лежит». Далее учитель открывает конверт и достает из него письмо, скажем, от зайчика, или Самодел- кина, или что-нибудь в этом роде. В письме к ученикам содержится просьба сделать какое-то изделие (например, елочную игрушку, так как герою «обидно, что его новогодняя елочка совсем не нарядная»). И ученики на призывный вопрос учителя: «Ну что, ребята, сделаем мы для зайчика игрушки?» – дружно отвечают: «Да!» После этого детям предлагается образец игрушки (она может быть абсолютно любой, никак не напоминающей о зайчике), и урок идет своим чередом. TEORIA I METODIKA.indd 223 TEORIA I METODIKA.indd 223 08.09.2006 14:27:40 08.09.2006 14:27:40 Process Black Process Black 224 Как оценить подобную подготовительную работу? Как и все остальное в уроке: с точки зрения ее смысла. Дана ли здесь какая-то важная информация, без которой задание осталось бы непонятым? Нет. Может быть, это было обобщение полученных ранее знаний, не- обходимых для предстоящей работы? Тоже нет. Остается, пожалуй, лишь одно объяснение: такое вступление вызывает у учеников инте- рес. Однако и в данном отношении прием сомнителен. Во-первых, он не может срабатывать больше одного раза и действует только на ма- лышей. Во-вторых, у них интерес к этим урокам и так достаточно вы- сокий. Следовательно, это пустая трата времени (вспомним и о том, что надо было заранее заготовить конверт и написать письмо!). Не менее распространенным приемом «подготовки учеников к работе» являются загадки. Скажем, им предстоит освоить прием симметричного вырезания из бумаги, и учитель выбрал в качестве изделия грибок (симметричные шляпка и ножка). Как только школь- ники заняли места, учитель предлагает отгадать загадки. Например: «Стоит Антошка на одной ножке» и др. После того, как несколько раз в отгадках прозвучит слово «гриб», объявляется, что сегодня на уроке они как раз и будут делать грибок. Заметим, что загадки в таких случаях обычно не способствуют привлечению внимания детей к тем особенностям предмета, которые потом будут играть существенную роль в его изготовлении. В част- ности, о симметричном устройстве грибка (что будет основным со- держанием урока) они ведь не говорят. Следовательно, такой прием в данном случае – это тоже не подготовка к работе. Другое дело, если удастся подобрать такую загадку, которая помогала бы лучше понять задание, тогда она уместна. Например, рассмотрим такой урок. Пер- воклассники будут изготавливать рыбок; им предстоит передать кра- сивое, упорядоченное расположение чешуек, изображая их с помо- щью семян растений. Тут важно обратить внимание на особенности образа: много мелких деталей образуют общую поверхность. Загад- ка «У родителей и деток все пальтишко из монеток» поможет лучше «увидеть» этот образ. Кстати, те же самые загадки про грибы могут быть вполне уместны в другом месте того же этапа урока. Допустим, сначала дети рассмотрели явление симметрии, прием вырезания симметричной заготовки – здесь эти загадки были ни к чему; далее ученикам предлагают сделать не любой грибок, а красивый мухомор. Вот здесь, чтобы привлечь их внимание к особенностям этого образа, можно предложить отгадать подходящую загадку: «На лесной полян- ке красуется Татьянка – алый сарафан, белые крапинки». TEORIA I METODIKA.indd 224 TEORIA I METODIKA.indd 224 08.09.2006 14:27:40 08.09.2006 14:27:40 Process Black Process Black 225 Таким образом, содержание этапа подготовки учеников к практи- ческой работе непосредственно зависит от дидактического смысла урока. 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИЗДЕЛИЯ Если на предыдущих этапах урока ученики достаточно хорошо уяснили суть работы, то эта часть их деятельности будет продолжени- ем начатого творческого поиска, воплощением в материале постав- ленных задач. Практическая работа школьников может быть реализована в раз- личных организационных формах: индивидуальной, групповой или коллективной. Выбор той или иной формы определяется задачами урока. Большая часть работ выполняется учениками индивидуально; в этом случае каждый из них самостоятельно оценивает стоящие пе- ред ним цели, намечает пути их достижения, осваивает весь техноло- гический процесс. Групповые и коллективные работы имеет смысл проводить в тех случаях, когда нет возможности в индивидуальном изделии достаточ- но ярко и наглядно продемонстрировать те или иные художественные идеи или когда для его изготовления отдельному ученику потребо- валось бы слишком много времени. При этом могут быть такие кол- лективные формы, которые хотя и предполагают одновременное участие в работе группы детей (возможно даже всего класса), но в действительности обычно представляют собой выполнение каждым участником какого-то индивидуального изделия, а затем они объеди- няются в общую композицию. Каждая работа в этом случае все равно сохраняет свою относительную самостоятельность, но в ней уже при- сутствуют элементы сотрудничества и целостной деятельности. Например, первоклассники выполняют компо- зицию «Хлебный букет» именно как коллективное панно. За урок каждый из них успевает сделать один колосок, решая при этом совершенно определен- ный комплекс задач. Но отдельное изделие произ- водит впечатление, скорее, полуфабриката. Мож- но было бы посвятить этой теме еще один урок, чтобы каждый ученик в конце концов создал не- большую завершенную самостоятельную компо- зицию. Однако для решения поставленных задач вполне достаточно каждому сделать один колосок. Рис. 60 TEORIA I METODIKA.indd 225 TEORIA I METODIKA.indd 225 08.09.2006 14:27:40 08.09.2006 14:27:40 Process Black Process Black 226 Объединив их в общую композицию, мы получаем вполне завершен- ную работу, которая производит на детей более сильное эмоциональ- ное впечатление. Иначе выглядит работа в небольших группах (обычно от двух до шести человек). В них ученики действуют уже не так автономно; рабо- та каждого больше зависит от других и сильнее подчиняется общему первоначальному замыслу. Например, в четвертом классе при изуче- нии темы «Архитектурная керамика» предлагается изготовить компо- зицию в технике, имитирующей изразцовое панно – из нескольких от- дельных «плиток». Рис. 61 Такую работу проще выполнить сообща, небольшой бригадой. Все ее участники ориентируются на единый эскиз композиции; в соответ- ствии с ним определяется, какая часть общего рисунка попадает на отдельную плитку. Школьники должны договориться, каким образом лучше обеспечить технологическое и декоративно-художественное единство работы, и затем, уже исходя из этого, каждый работает над своей частью изделия, постоянно сверяя ее с остальными. Организа- ция таких форм работы, разумеется, должна быть тщательно проду- мана учителем заранее. При этом большое значение имеет даже раз- мещение участников группы в классе: они не могут сидеть отдельно друг от друга, поскольку им постоянно придется согласовывать свои действия. На таких уроках обычно сдвигают по два-три стола вместе и рассаживают детей вокруг, лицом друг к другу. Этап практического изготовления изделия занимает основное время урока. По ходу его учитель оказывает индивидуальную помощь учени- кам, помогает справиться с отдельными операциями, может подсказать какие-то идеи. Если даже дети работают каждый над своим изделием и осуществляют индивидуальные замыслы, во время практической TEORIA I METODIKA.indd 226 TEORIA I METODIKA.indd 226 08.09.2006 14:27:40 08.09.2006 14:27:40 Process Black Process Black 227 работы имеет смысл поддерживать их творческое общение, обмен иде- ями. Имеется в виду не хождение учеников по классу (хотя, возможно, не следует это однозначно запрещать), а действия учителя. Очень хорошо, если он будет время от времени демонстрировать всем какие-то нео- бычные решения, особо удачные идеи отдельных учащихся. Во-первых, это создает дополнительный стимул для творческих поисков, во-вто- рых, помогает ученикам не потерять основного направления работы. По ходу работы может также возникнуть необходимость в допол- нительных разъяснениях и размышлениях о ее выполнении. В таких случаях следует на время приостановить деятельность класса, чтобы предупредить какие-то общие ошибки или обсудить творческие идеи, заслуживающие особого внимания именно на данном этапе. 5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНКА ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ Главный смысл этого этапа урока заключается отнюдь не в вы- ставлении отметок ученикам. Гораздо важнее другие его содержа- тельные компоненты. Назовем их: 1) привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений; 2) повторение и обобщение пройденного на уроке; 3) формирование умения рассма- тривать и оценивать произведения друг друга; 4) развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других; 5) формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе. Понятно, что при таком определении значения этого этапа он уже не может быть организован как поочередный просмотр учителем детских работ и выставление отметок в журнал. Как и все предыду- щие структурные элементы урока, подведение итогов требует самого творческого подхода. Прежде всего на данном этапе обычно проводится анализ и оцен- ка изготовленных учениками изделий: они являются основным пока- зателем достигнутых результатов. Чаще других приемов с этой целью можно использовать организацию выставки работ учащихся с ее кол- лективным просмотром и обсуждением. Изделия по мере их завер- шения ученики с помощью учителя закрепляют на доске (например, магнитами), на специальном стенде или ставят на стол. Когда экспо- зиция будет готова, учитель направляет внимание детей в нужное рус- ло. При этом нельзя ограничиться лишь предложением: «Покажите, какие работы вам больше всего нравятся» или «разбором» недочетов. Анализ готовых изделий следует проводить с учетом тех требований, которым они должны удовлетворять. TEORIA I METODIKA.indd 227 TEORIA I METODIKA.indd 227 08.09.2006 14:27:40 08.09.2006 14:27:40 Process Black Process Black 228 Возможно, учитель сначала сам в нескольких словах выскажет общую оценку достижений учеников, отметит несколько творческих идей (если выполнялась творческая работа), чтобы задать тон обсуж- дения, побудить детей к внимательному рассматриванию. Следует поощрять их не только за собственные практические достижения, но и за умение увидеть их в работах товарищей, за наиболее тонкие наблюдения и доброжелательность в оценке. Наряду с оценкой по- ложительных сторон ученики должны уметь высказать и критические замечания, но неизменно в плане совета и пожелания по улучшению работы: «Я думаю, было бы лучше, если...» Такая выставка не является сколько-нибудь длительной, это лишь обычный поурочный просмотр, но на какое-то время она может быть перемещена в рекреацию, чтобы все, в том числе и другие ученики школы, могли более внимательно рассмотреть работы. Подведение итогов урока можно организовать в виде защиты про- ектов, когда каждый автор по отдельности представляет свою работу на суд зрителей. Такая форма имеет смысл в тех случаях, когда изде- лие именно проектировалось и должно отвечать определенным усло- виям: например, домик или чашка для сказочного героя. Зрители бу- дут определять, насколько удачно автору удалось выразить характер героя через эти вещи. Автор, со своей стороны, объясняет, почему он решил использовать те или иные приемы. После анализа и оценки выполненных изделий необходимо также отметить, насколько в целом удалось выполнить поставленные в нача- ле урока задачи: что нового узнали на уроке, чему научились, что повто- рили. Наряду с этим отмечают, что еще недостаточно хорошо удается. На этапе подведения итогов урока уместно также задать ученикам некоторые обобщающие вопросы по пройденной теме, предложить задачи, основанные на изученном материале. Если это необходимо, дается задание на дом. Следует заметить, что в тех случаях, когда изготовление изделия осуществляется в течение нескольких уроков, подведение итогов и оценка полученных результатов должны тем не менее проводиться по завершении каждого из этих уроков. 6. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ Выше уже говорилось, что в зависимости от конкретных условий работы этот этап может быть организован по-разному. Очевидно, каж- дый ученик должен обязательно привести в порядок рабочие инстру- TEORIA I METODIKA.indd 228 TEORIA I METODIKA.indd 228 08.09.2006 14:27:40 08.09.2006 14:27:40 Process Black Process Black 229 менты, собрать со стола мусор и сложить пригодные к дальнейшей работе материалы. Если в классе есть раковина, то имеет смысл каж- дому ученику по окончании работы промыть свою кисть. Все осталь- ное на перемене уберут дежурные. Возможно, учитель определит ка- кой-то другой порядок уборки. Записывая в конспекте ход урока, следует обозначать примерную продолжительность каждого из запланированных этапов (в минутах). Это позволит лучше распределить время, а в процессе урока при не- обходимости своевременно перераспределить его. |