Н+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева
Скачать 1.65 Mb.
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 1. Сравните формулировки «методы обучения на уроках труда» и «мето- ды трудового обучения». 2. Почему «инструктаж» как специальный метод обучения на уроке практи- ческого труда не является актуальным в современной системе образования? TEORIA I METODIKA.indd 57 TEORIA I METODIKA.indd 57 08.09.2006 14:26:17 08.09.2006 14:26:17 Process Black Process Black 58 3. На какие группы можно разделить методы обучения на уроках прак- тического труда? 4. В чем состоит дидактическое значение репродуктивных методов об- учения на уроках практического труда? Приведите примеры. 5. Охарактеризуйте особенности творческих методов обучения на уро- ках практического труда. Приведите примеры. СОДЕРЖАНИЕ, ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В современных системах образования основное содержание учеб- ного предмета регламентируется так называемым Государственным образовательным стандартом (ГОС). В этом документе определен обязательный минимум содержания знаний, умений и навыков, кото- рые должны быть сформированы у учащихся. На базе образователь- ного стандарта разрабатываются учебные программы по предмету. В настоящее время имеется несколько различных программ по кур- су «Технология», в каждой из которых, при обязательном учете требова- ний ГОС, заявлены авторские концепции и отражены конкретные под- ходы к содержанию и организации деятельности учащихся. Как уже было отмечено выше, большинство существующих ныне программ направлено на практико-технологическую подготовку школьников. Основное внимание в них уделяется формированию при- емов обработки материалов и соответствующих специальных знаний технологического характера 31 Автор данной книги исходит из того, что учебный предмет «Техно- логия» должен получить в школе общеобразовательный смысл, поэто- му содержание подготовки учащихся не сводится к освоению практи- ческих приемов работы и технико-технологических знаний, а включает эти знания и умения в более широкий культурологический контекст 32 Все это имеет отнюдь не абстрактный, а практический смысл. Со- ответственно тому, как именно в той или иной программе расставлены 31 См.: Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология / Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко. – М.,1997; Огерчук Л. Ю. Про- грамма по обучению технологии. – М., 2003; Геронимус Т. М. Урок труда. Я все умею делать сам: Учебно-методический комплект по трудовому обучению для 1–4 классов четырехлетней начальной школы. – М., 1998. 32 См. программу Н. М. Конышевой в Приложении. 4 TEORIA I METODIKA.indd 58 TEORIA I METODIKA.indd 58 08.09.2006 14:26:17 08.09.2006 14:26:17 Process Black Process Black 59 содержательные акценты, можно по-разному классифицировать уро- ки и выделить их основные типы. В соответствии с технологическим подходом классификации уро- ков практического труда чаще всего даются по материалам, исполь- зуемым в работе (уроки работы с бумагой, тканью, древесиной, при- родными материалами и проч.); по практическим операциям (уроки обучения приемам лепки, работы с ножницами, с иглой, уроки фор- мирования умений сгибания бумаги и проч.); по предметному содер- жанию (уроки аппликации, вышивания, вязания и проч.). Однако следует заметить, что самые существенные различия определяются все-таки не материалами и технологиями их обработ- ки, а внутренним содержанием работы. Скажем, из бумаги, пользуясь одними и теми же приемами вырезания, сгибания и склеивания, мож- но сделать технический макет ракеты, а можно создать художествен- ное панно. Понятно, что по смысловому содержанию это разные виды работ, следовательно, и уроки должны строиться соответственно их смыслу – по-разному. Учитывая то, что классификации уроков по «технологическому» принципу для современной школы уже неактуальны, в данной книге они не рассматриваются. На наш взгляд, в определении типов уроков практического труда имеет смысл обратиться к тем специфическим основаниям, которые являются наиболее существенными в плане углубления образования и развития учащихся в процессе работы над изделиями. В качестве такого основания мы понимаем содержатель- но-смысловую направленность художественно-конструкторской дея- тельности учащихся. На этом основании можно выделить три основных типа уроков: а) рационально-логические; б) эмоционально-художественные; в) практико-технологические (уроки формирования приемов и на- выков практической работы). На уроках каждого из этих типов развитие школьников протека- ет по-особому; соответственно этому по-разному организуется дея- тельность учащихся и учителя. Уроки рационально-логического типа основаны на решении технических, технологических, логических задач, которые зачастую построены по аналогии с инженерно-конструкторскими или психоди- агностическими заданиями. Они больше способствуют формирова- нию конструктивных способностей, технического мышления, логиче- ских операций, аналитических качеств ума. Эти задания выполняются TEORIA I METODIKA.indd 59 TEORIA I METODIKA.indd 59 08.09.2006 14:26:17 08.09.2006 14:26:17 Process Black Process Black 60 рассудочным путем и включают в себя операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и т. п. На таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем, что помогает луч- ше проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчи- нено взаиморасположение деталей, установить способы выполнения работы и т. д. Творческие задачи, которые школьники решают на таких уроках, имеют ярко выраженный интеллектуальный характер: это ана- лиз и выявление закономерностей в устройстве изделия, особенно- стей формы, принципов и способов ее получения и проч. Например, к уроку, на котором второклассники знакомятся с принципом полу- чения развертки объемного изделия и изготавливают подставку для кисти, в учебнике по технологии для 2 класса «Чудесная мастерская» и рабочей тетради им предлагается целый ряд задач, позволяющих лучше понять этот принцип. Приведем в качестве примера лишь одну из них: «Соедини линиями развертку с теми подставками, которые из нее могут получиться» (Рис. 1). Рис. 1 В процессе выполнения этого задания ученики должны мысленно трансформировать, развернуть объемную подставку, представить ее в виде плоской развертки, а затем проанализировать, в какой имен- но части развертки и в каком пространственном положении окажется каждая из граней изделия. Следует заметить, что чаще всего встречаются такие работы, в которых рационально-логический анализ составляет лишь какую-то часть всей деятельности, поскольку достаточно редки изделия, вооб- ще не предполагающие какого-либо художественного разнообразия. Даже те формы и композиции, которые создаются сугубо рассудоч- ным путем, обычно бывают не лишены художественной выразительно- сти (благодаря своей строгой правильности, гармоничности), а сама TEORIA I METODIKA.indd 60 TEORIA I METODIKA.indd 60 08.09.2006 14:26:17 08.09.2006 14:26:17 Process Black Process Black 61 работа учащихся на таких уроках носит эстетический характер за счет четкости и логичности их действий. Тем не менее основным содержа- нием работы на уроках рационально-логического типа является, как правило, логический, рассудочный анализ устройства изделия. В отличие от них содержание уроков эмоционально-художе- ственного типа составляют поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего особое эмоциональное со- стояние, отношение, переживание. К ним можно отнести, например, выполнение различных художественных композиций на плоскости («Праздничный салют», «Сказочная птица»), изготовление декоратив- ных игрушек из яичной скорлупы, лепку композиций из пластилина, создание скульптур из природных материалов и т. п. На подобных уроках нет места жесткой регламентации действий: ведь образ может создаваться только индивидуально, только «от себя», а замысел по одной и той же теме может быть воплощен в раз- ных вариантах. Каждое изделие «сочиняется» автором путем творче- ского использования материалов и способов их обработки. Если же работа над изделием превратится лишь в набор технических приемов и правил, то художественная форма становится безразличной к вну- треннему содержанию образа, что лишает деятельность учащихся всякого смысла. На таких уроках нельзя ограничиться анализом об- разца и нацелить учеников на его копирование. Следовательно, вся работа на уроке направляется на то, чтобы разбудить творческую мысль учеников, стимулировать возникновение собственного замыс- ла и помочь в его последующем оригинальном воплощении. Уроки практико-технологического типа почти целиком направ- лены на отработку и освоение практических действий, способов ра- боты. Формированию новых приемов работы и закреплению уже из- вестных необходимо уделять время на каждом занятии, но в данном случае речь идет о таких приемах, которые являются принципиально новыми и особенно сложными, трудоемкими. Их освоение предпо- лагает не механическое повторение, а осмысленную ориентировку в каждом действии и потому само по себе уже является развиваю- щим. Первоначальное освоение даже самых простых способов рабо- ты (разметки по шаблону, сгибания бумаги и проч.) может представ- лять для школьников серьезную трудность, для преодоления которой необходимы упражнения и тренировка. Пока способ работы учеником еще не освоен, он может выступать как самостоятельная цель урока, а обучение этому способу будет занимать основную часть времени. Примеры подобных заданий можно найти в учебниках от 1 до 4 классов. TEORIA I METODIKA.indd 61 TEORIA I METODIKA.indd 61 08.09.2006 14:26:18 08.09.2006 14:26:18 Process Black Process Black 62 Такие работы целесообразно организовывать методом «диктанта»: с поэтапной демонстрацией, разъяснением каждой операции и фрон- тальным повторением действий и операций по инструкции учителя. Понятно, что в зависимости от сложности и трудоемкости изучае- мого способа работы, его освоению не обязательно должен быть посвя- щен весь урок; а если даже это и требуется, то такие занятия, разумеет- ся, не носят характера тренировочных упражнений; школьники изучают необходимые действия и приемы работы непосредственно в процессе изготовления изделий. Однако познавательная самостоятельность и творчество на таких уроках проявляются в меньшей степени, а руковод- ство работой со стороны учителя является более жестким. Вполне допустимы, а часто и желательны, такие варианты, когда изучение нового способа работы сразу связывается с решением ло- гической задачи или с созданием художественного образа, поэтому в «чистом виде» деление уроков на обозначенные типы встречается сравнительно редко. Некоторые уроки предполагают соединение (но не смешивание!) рационально-логического, художественного и прак- тико-технологического начал. Сочетание в одном уроке разных видов заданий обычно подразумевает, что какой-то из типов преобладает, а остальные с ним связаны. Фактически таким образом осуществляет- ся естественная интеграция различных по содержанию знаний и раз- ных способов действий на уроке. Урок любого типа строится в виде последовательного чередова- ния отдельных этапов, которые и определяют его структуру. Содер- жательное наполнение каждого структурного элемента зависит имен- но от типа урока. В учебно-методических пособиях студенты и учителя могут найти различные рекомендации относительно структуры урока труда. При этом одни авторы предлагают вариативное решение этой проблемы, указывая на то, что структура урока может меняться в зависимости от его типа; другие подразумевают более жесткую разбивку на опреде- ленные этапы. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой структура урока должна быть гибкой и разнообразной, поскольку в противном случае учителю трудно будет организовать работу учащихся соот- ветственно ее смысловому содержанию. Тем не менее для удобства рассмотрения вопроса имеет смысл выделить такие структурные компоненты, которые так или иначе всегда присутствуют в уроке и, несмотря на частные различия, все-таки следуют в каком-то опреде- ленном порядке. Это следующие компоненты: TEORIA I METODIKA.indd 62 TEORIA I METODIKA.indd 62 08.09.2006 14:26:18 08.09.2006 14:26:18 Process Black Process Black 63 1) организация учащихся, установление порядка и дисциплины («организационный момент»); 2) сообщение темы урока, постановка цели и учебных задач; 3) общий анализ задания, подготовка учащихся к предстоящей практической работе (вступительная беседа, рассказ, объяснение учителя и проч.); 4) практическая работа по изготовлению изделия; 5) подведение итогов урока, оценка проделанной работы; 6) уборка рабочих мест. При наличии общих структурных компонентов в каждом конкрет- ном уроке они могут до известной степени варьироваться: отдельные этапы могут включать в себя больше или меньше составных частей, их последовательность не является строго обязательной и одинаковой для любого урока. Помимо всего прочего существует одна веская причина, которая может повлиять на структуру урока: это возрастные особенности раз- вития психических процессов у младших школьников. Опытные учи- теля знают, как трудно заставить учеников на уроке труда долго вы- слушивать предварительные объяснения. Через несколько минут от начала вводной беседы или рассказа учителя они исподволь начина- ют брать со стола материалы или инструменты и нетерпеливо вертеть их в руках; им хочется побыстрее начать что-то делать. Одергивания и запреты малоэффективны: хотя дети формально им подчиняются, од- нако внимательно воспринимать материал они уже перестают. Тако- вы особенности их возраста, с которыми нельзя не считаться. Как же быть? Одни учителя и методисты видят выход в том, чтобы до миниму- ма сократить всякую подготовительную информацию; другие считают, что необходимо добиваться внимания детей, заставлять их слушать все объяснения до конца и вырабатывать таким образом усидчивость и волю. На наш взгляд, не правы и те, и другие. Сокращать подготови- тельный этап можно далеко не всегда. Ведь приступить сразу к прак- тическому изготовлению изделия в большинстве случаев невозмож- но без потери дидактической полноценности урока: ученики просто не понимают, что в действительности они еще по-настоящему не под- готовлены к работе, а потому она будет малопродуктивной. «Заставлять» же младших школьников слушать длительные объ- яснения можно только с учетом особенностей протекания познава- тельных процессов в этом возрасте: т. е. на основе непроизвольного внимания, интереса к происходящему – что тоже непросто обеспечить, не снижая серьезности и познавательной ценности информации. TEORIA I METODIKA.indd 63 TEORIA I METODIKA.indd 63 08.09.2006 14:26:18 08.09.2006 14:26:18 Process Black Process Black 64 Однако можно разделить подготовку на отдельные части и давать необходимую информацию не всю сразу (во вступительной беседе или рассказе), а порциями, соответствующими этапам практической ра- боты. Если практическая часть урока может быть разделена (при всем ее единстве) на более или менее самостоятельные этапы, то каждый из них вполне может предваряться соответствующими творческими размышлениями и соответствующей информацией – это только по- высит осознанность деятельности и познавательную ценность урока. Например, в первой части вступительной беседы после сообщения темы урока учитель предлагает ученикам зрительный ряд из различных образцов или других наглядных материалов, на этих примерах обсуж- даются общие особенности конструкции или внешнего вида изделий. Имея эту информацию, ученики еще не будут представлять аб- солютно всех тонкостей последующей работы, эти тонкости станут далее предметом творческого поиска, но они уже могут, например, сознательно выбрать цвет бумаги и приступить к первому этапу прак- тической работы (к разметке). Именно это им и можно предложить. Когда первая часть практической работы сделана, школьники удовлетворили свою потребность в действии, они готовы воспринять новую порцию информации, тем более что для дальнейшего целена- правленного творчества она им необходима. Теперь можно еще раз вернуться к зрительному ряду, более подробно рассмотреть образ- цы, чтобы уточнить и детализировать информацию, необходимую для дальнейшей работы. На этом этапе учитель может не только за- острить внимание детей на некоторых наиболее важных деталях, но и продемонстрировать новые технологические приемы. Получив новую порцию информации, школьники строят на ней дальнейшую работу, развивая познавательный процесс. Подобное структурирование этапов деятельности учащихся мо- жет обеспечить более полноценное усвоение всего объема инфор- мации. Разумеется, это допускают не все уроки труда, но, пожалуй, большинство их. Планируя структуру урока, переходы от одного этапа к другому, виды учебных заданий и способы их предъявления, учитель прежде всего за- ботится о том, чтобы последовательно развивалось основное смысло- вое содержание урока и решались поставленные задачи. Каждый этап несет на себе определенную смысловую и эмоциональную нагрузку, а все вместе они должны быть связаны в единое, логически стройное целое. Урок не может быть калейдоскопом разрозненных частей и зада- ний. Как всякий творческий акт (в смысле деятельности и учителя, и уче- TEORIA I METODIKA.indd 64 TEORIA I METODIKA.indd 64 08.09.2006 14:26:18 08.09.2006 14:26:18 Process Black Process Black 65 ников) он имеет свое начало, развитие и завершение. Таким образом, структуру урока следует планировать гибко, неформально. Что касается отмеченных выше типологических особенностей урока, то они особенно ярко проявляются в конкретном содержа- тельном наполнении его отдельных структурных элементов. Причем подчас даже названия изделий и формулировки тем (как мы их пред- ставляем ученикам) могут иметь определенное сходство, но при этом уроки будут разными. Продемонстрируем основные отличительные черты уроков разных типов на примере одного из структурных компонентов урока – подго- товки учащихся к последующему выполнению практической работы. Этот этап является одним из важнейших в общей организации дея- тельности детей на уроке. Именно в данной части происходит анализ и осмысление работы, ее мысленное планирование и прогнозиро- вание предполагаемых результатов. От того, насколько полноценно она будет организована, зависит сознательность всех последующих учебных действий учеников. Главное назначение данного этапа – актуализация тех знаний и умений учащихся, которые затем будут использоваться, пополняться и развиваться в практической работе. Что это значит? Слово «актуальный» происходит от латинского actualis, что означает «действительный, настоящий, деятельный». Ак- туализировать знания или умения – значит выделить (или даже «вы- тащить») из общей системы всего предшествующего опыта ученика именно то, что будет важным, востребованным, необходимым ему не- посредственно на данном уроке (или на данном этапе урока). Если в прежнем опыте необходимых знаний и умений нет, их нужно сообщить, сформировать, поднять на должный уровень, чтобы последующая ра- бота строилась на этом основании. Исходя из этого дидактического требования, мы определяем конкретное содержание подготовки к выполнению каждого задания. В учебнике «Умелые руки» 33 есть два урока, на которых выполняют- ся изображающие птиц аппликации из бумаги. Первая работа по соз- данию картинки с птицей является типичным логическим заданием; в нем ученики путем рациональных рассуждений устанавливают за- кономерности, в соответствии с которыми чередуются перья в хвосте птицы по цвету и размеру, и должны точно отразить их в аппликации. 33 Конышева Н. М. Умелые руки: Учебник-тетрадь по технологии для 1 класса на- чальной школы. (См. здесь и далее список литературы в конце книги.) TEORIA I METODIKA.indd 65 TEORIA I METODIKA.indd 65 08.09.2006 14:26:18 08.09.2006 14:26:18 Process Black Process Black 66 КРАСНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЕЛТЫЙ КР АСНЫЙ А вторая работа предполагает создание художественной композиции «Птицы прилетели!», в которой за счет определенного ритмического расположения на плоскости листа вырезанных из бумаги птичек пер- воклассники пытаются передать настроениенаступающей весны, ее «движение», ее ритмы. В обоих случаях, объявляя ученикам тему уро- ка, мы можем сказать, что «сегодня будем создавать картины, изо- бражающие птиц». Однако значит ли это, что руководство работой на том и другом уроке будет носить одинаковый характер? Нет, напро- тив, уроки будут заметно различаться. На первом из рассматриваемых уроков (рационально-логическо- го типа) не имеет смысла использовать художественно-образную на- глядность; нет необходимости также обстоятельно останавливаться на приметах весны и т. п. – все это только отвлекало бы от решения логической задачи. В качестве наглядного материала к этому заданию в учебнике даны цветовой круг и уменьшенная неполная модель об- разца (Рис. 2). Опираясь на эту наглядность, дети должны заметить закономерности, которые следует учесть при выполнении задания, и представить, каким должен быть искомый образец. Правильное реше- ние задачи только одно: всего в хвосте птицы должно быть 5 перьев; среднее перо самое крупное, два крайних самые маленькие, а между ними располагаются перья среднего размера. Эти особенности хоро- шо видны на уменьшенной модели образца. Чередование перьев по цвету обозначено на другой модели – цветовом круге. Анализ и сопо- ставление двух моделей позволяют установить, что первое перо в хво- сте птицы маленькое, зеленого цвета, а далее (по часовой стрелке): красное среднее (на модели оно дано в цвете как своеобразная точка отсчета), синее большое, желтое среднее, фиолетовое маленькое. Рис. 2 Подготовку к выполнению задания на данном уроке лучше всего организовать в форме эвристической беседы, в ходе которой учитель направляет логические рассуждения детей. Придется также актуали- TEORIA I METODIKA.indd 66 TEORIA I METODIKA.indd 66 08.09.2006 14:26:18 08.09.2006 14:26:18 Process Black Process Black 67 зировать их знания о различных цветах (но вовсе не о цвете как сред- стве художественной выразительности, а просто, чтобы убедиться, что каждый ученик умеет отличить, например, синий цвет от фиолето- вого и различает все остальные цвета) и умение сравнивать отдель- ные элементы по величине. Для выполнения художественной композиции «Птицы прилетели!» актуальными будут совсем другие знания и представления. Чтобы соз- дать выразительный образ, передать «движение весны», дети должны вспомнить (или впервые узнать на данном уроке), как оживает при- рода с наступлением весны, как прилетают птицы, как они ритмично выстраиваются в полете и какое разное состояние может быть пере- дано разными ритмами пятен. Необходимо будет показать ученикам, что разным расположением вырезанных птиц в композиции можно изобразить, например, хаос и испуг или сильное ровное движение. Желательно, чтобы создаваемый образ в сознании детей был, по возможности, достаточно ярким и живым, поэтому в качестве иллю- страции к этому уроку в учебнике дана картина, изображающая полет птиц – высоко над землей, на фоне просторного и светлого неба; именно она задает содержательную направленность урока. Допол- нительно учитель может использовать и другой материал: показать фотографии, диафильм или видеофильм, демонстрирующий птиц в полете, чтобы ученики получили представление о выразительности и разнообразии их летящих силуэтов, об упорядоченном и ритмичном построении во время полета и проч. Однако совершенно очевидно, что и на этом уроке нет смысла актуализировать знания детей о кон- кретных породах птиц, их питании, местах обитания и т. п.: они в по- следующей практической работе не понадобятся. В подготовительной части к подобным работам можно использо- вать также другие художественные произведения (в том числе музыку, стихи, картины и художественные фотографии) – они помогут каждому ребенку «увидеть» соответствующий образ, создать замысел (Рис. 3). Рис. 3 TEORIA I METODIKA.indd 67 TEORIA I METODIKA.indd 67 08.09.2006 14:26:18 08.09.2006 14:26:18 Process Black Process Black 68 Таким образом, мы видим, что даже при внешнем сходстве сю- жетов характер работы учеников на уроках может существенно раз- личаться в зависимости от их внутреннего содержания. Рационально-логическое и художественное направления на уро- ке могут и соединяться. Это касается тех занятий, которые посвяще- ны изготовлению изделий с определенным утилитарным назначением (например, открытки, прихватки, посуда, украшения, упаковки и т. п.); таких в курсе дизайнобразования – большинство. Это истинные уроки художественного конструирования, красота и рациональность слиты в них неразрывно. Как же следует определить их типологию? Точно так же – исходя из смыслового стержня работы. Дело в том, что для одних из этих изделий преобладающей является декоративная сторона (а кон- структивная полностью ей подчиняется), для других, наоборот, основной смысл изделия заключается в удобстве его конструкции (а декор носит прикладной характер). Например, ваза для цветов или поздравительная открытка в первую очередь должны быть выразительными внешне, вы- сокохудожественными. Поэтому форма, размер, особенности конструк- ции и все остальное в этих предметах продумывается и выполняется на основе того впечатления, которое они должны произвести. Следователь- но, такие уроки должны быть отнесены преимущественно к эмоциональ- но-художественному типу. Устройство изделий и способы их изготовле- ния, разумеется, тоже необходимо проанализировать, но этот анализ всецело подчиняется главному вопросу: как через конструкцию, выбор материала и его обработку усилить художественное впечатление. А для таких изделий, как игольница, записная книжка, подставка для кисти основной смысл заключается в их полезной функции; эта функция должна быть выражена прежде всего через конструкцию – она и являет- ся основным предметом анализа на уроке. Такие занятия носят преиму- щественно рационально-логический характер, поэтому аналитическая деятельность учащихся строится на основе логических рассуждений. Рассмотрим, например, такой урок, как изготовление игольницы в обложке (2 класс, учебник «Чудесная мастерская»). Заострив внима- ние детей на том, что предлагаемая конструкция игольницы удобна для хранения игл во время поездки, учитель направляет их дальнейшие раз- мышления. Изделие должно быть плоское и небольшое, чтобы удобно было положить его в кошелек (Рис. 4). Но имея одни и те же размеры об- ложки (6 х 8 см), игольница может раскрываться или по длинной, или по короткой стороне; развертки обложек могут быть разными. Задачи на вычерчивание эскизов разверток и вычисление их размеров в данном случае очень уместны. Не нарушают логику такого урока и другие вы- TEORIA I METODIKA.indd 68 TEORIA I METODIKA.indd 68 08.09.2006 14:26:18 08.09.2006 14:26:18 Process Black Process Black 69 числения, которые предусмотрены в заданиях к нему. Скажем, исходя из заданного размера обложки, ученики могут вычислить размеры ма- терчатого вкладыша и бумажного корешка для его оклейки; самосто- ятельные вычисления в данном случае помогут им лучше разобрать- ся в конструкции, поскольку позволят привлечь внимание к тому, что в ней форма и величина всех элементов взаимосвязаны. Рис. 4 Если бы учитель просто продиктовал размеры деталей и органи- зовал их изготовление по инструкции (пусть даже со всеми необходи- мыми разъяснениями, почему детали должны быть именно такими), соответствующая задача из этого задания просто бы исчезла, и вме- сте с ней пропала бы интеллектуальная составляющая работы. Что касается художественного оформления этой игольницы, то (с учетом вида данного урока) не имеет смысла делать его предметом специ- ального обстоятельного анализа. Достаточно обратить внимание де- тей на то, что декор этого изделия должен быть сдержанным. А вот изготовление коробочки-упаковки для новогоднего подарка во 2 классе предполагает более «равноправное» соединение рацио- нально-логического творчества с художественным: дети осмысливают конструкцию коробочки с точки зрения ее функции (в зависимости от размеров и пропорций подарка меняются размер и пропорции коро- бочки) и продумывают декор, тоже исходя из особенностей функции (не просто коробочка, а новогодняя сказочная упаковка). В подобных случаях учителю следует точно определить, где в структуре урока бу- дут уместны логические рассуждения, а где придется стимулировать декоративно-художественные идеи школьников. Дополнительная информация по вопросам, поставленным в дан- ном параграфе, содержится в четвертой главе книги. TEORIA I METODIKA.indd 69 TEORIA I METODIKA.indd 69 08.09.2006 14:26:18 08.09.2006 14:26:18 Process Black Process Black 70 1. Почему классификации уроков практического труда на основе исполь- зуемых материалов или способов их обработки сегодня нельзя признать ак- туальными? 2. Какие типы уроков практического труда можно выделить на основе смыслового содержания работы учащихся? Охарактеризуйте каждый из этих типов уроков. 3. С какой целью учителю следует учитывать типологию уроков практи- ческого труда? Покажите на примерах, как тот или иной тип урока влияет на его практическую организацию. 4. Приведите примеры уроков рационально-логического типа из любого современного учебника технологии. 5. Что является основным содержанием уроков художественного типа? Приведите примеры таких уроков. Отметьте в любых учебниках или учебных пособиях по технологии два-три урока такого типа. 6. Каковы основные структурные компоненты урока практического труда? ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ TEORIA I METODIKA.indd 70 TEORIA I METODIKA.indd 70 08.09.2006 14:26:19 08.09.2006 14:26:19 Process Black Process Black 71 1 ДИЗАЙН КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИЗАЙНА Слово «дизайн» для отечественного словаря уже не является новым, тем не менее в обиходе оно зачастую наполняется не свой- ственным ему содержанием. Разработанная нами программа по кур- су «технология» для начальной школы 34 построена именно с учетом специфики дизайнерской деятельности, поэтому имеет смысл более подробно рассмотреть, в чем состоят наиболее существенные черты этой деятельности. До сих пор существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «дизайн». Не вдаваясь в подробности професси- ональных разногласий, которые важны лишь для специалистов, рас- смотрим наиболее типичные и существенные для нас определения. Словарь иностранных слов (М.: Русский язык, 1989) определяет ди- зайн как: а) художественное конструирование предметов; б) проекти- рование эстетического облика промышленных изделий. В «Популяр- ной художественной энциклопедии» (М.: Советская энциклопедия, 1986) дается такое определение дизайна: «термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватываю- 34 Авторская программа Н. М. Конышевой для начальной школы по технологии приведена в Приложении. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ II |