Н+М+Конышева+Теория+и+методика+преподавания+тахнологии+в+начальн. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей Смоленск Ассоциация xxi век 2006 Н. М. Конышева
Скачать 1.65 Mb.
|
глава § 1 TEORIA I METODIKA.indd 71 TEORIA I METODIKA.indd 71 08.09.2006 14:26:19 08.09.2006 14:26:19 Process Black Process Black 72 щей создание промышленных изделий и рациональное формирова- ние предметной среды». Возможно, дополнительную ясность внесет этимологическая справка: английское слово design означает в одном случае «замышлять, проектировать, конструировать», в другом – «за- мысел, проект, конструкция, чертеж». Исходя из этого, мы можем определить дизайн как вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наи- более полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л. П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание и создание челове- ком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер – это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» 35 Мы видим, что во всех определениях отражена, во-первых, ак- тивная, преобразующая, творческая сущность понятия «дизайн» и, во-вторых, обращается внимание на то, что эта деятельность на- правлена на разработку и создание гармоничной окружающей сре- ды. Гармоничной, то есть комфортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетво- рять эстетические, социальные, психологические и другие запросы человека. Все это убеждает нас, что дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало и художественное, эмоционально- эстетическое. Учитывая данное обстоятельство, можно утверждать, что поиски приемлемых путей внедрения дизайнерского образова- ния в практику школы сегодня особенно актуальны: эта деятельность учит и мыслить, и чувствовать. И совершенно очевидно, что эта зада- ча наиболее успешно может быть решена именно в рамках предмета «трудовое обучение»: только на уроках труда изготавливаются вещи, которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время долж- ны быть выразительными, красивыми. 35 Малиновская Л. П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уро- ках изобразительного искусства в начальных классах. – Тернополь, 1993. TEORIA I METODIKA.indd 72 TEORIA I METODIKA.indd 72 08.09.2006 14:26:19 08.09.2006 14:26:19 Process Black Process Black 73 ИЗ ИСТОРИИ ДИЗАЙНА Любое явление в жизни когда-то и где-то началось, однако чаще всего это начало не является внезапным, а уходит своими корнями в глубину веков. При этом оно выглядит как цепь бесконечных превра- щений, переходит из одного состояния в другое, меняет вид и назва- ние. Так и с дизайном. Мы можем более-менее точно сказать, когда появилось это слово, но когда, где и как появился сам дизайн, сказать почти невозможно. По всей вероятности, он возник и развивался вме- сте с человеческим родом. Отличие человека от всех его предшественников на земле и от жи- вотных именно в том и заключается, что он развил в себе способность создавать для себя предметную среду, «вторую природу», свой чело- веческий мир. Способность иметь дом и забота о доме заложена и в животных: большая часть их строит жилье, выводит и выращивает в нем детены- шей и т. д. Однако они делают это неосознанно, по велению инстинкта. Человек же научился, создавая свой удобный и уютный мир, позна- вать его, а добытые таким путем знания использовать в дальнейшем изменении природного мира. Был ли первобытный человек дизайнером? Конечно, ни этого сло- ва, ни даже какого-нибудь звука для обозначения этой деятельности в те времена не было. Но мастер, изготовляющий молоток, копье или иглу для удобства жизни, – это уже первобытный дизайнер, а произ- ведения его труда – первобытный дизайн. Если присмотреться к ору- диям труда пещерного жителя, хотя бы к костяным иглам, то видно, какая это была утонченная и искусная работа: голыми руками, с помо- щью кремниевых скребков выточить тонкую, крепкую, заостренную иглу, да еще проделать в ней ушко! Устройство иглы – это хитроумное изобретение, а его простота – гениальная простота! Причем, отбирая материал для ее изготовления, первобытный мастер должен был хо- рошо знать и учитывать его свойства. Конечно, древний дизайн имел и свои особенности. Если для со- временного человека эта деятельность обеспечивает удобное и при- ятное, т. е. комфортное существование, то первобытный дизайн, как считают историки, был одним из средств выживания. Более совер- шенные, более прочные, более удобные предметы быта, орудия охоты, одежда, средства защиты от опасностей позволяли лучше сохранить 2 TEORIA I METODIKA.indd 73 TEORIA I METODIKA.indd 73 08.09.2006 14:26:19 08.09.2006 14:26:19 Process Black Process Black 74 жизнь. И если труд создал человека, то дизайн – это та часть труда, которая позволяла человеку чувствовать себя сильнее и увереннее. Можно заметить, что в вещах, которыми пользовался первобыт- ный человек, помимо удобной конструкции, присутствует также и стремление к красоте. Даже самые примитивные горшки, рукоятки каменных ножей и топоров обязательно украшены орнаментом, ино- гда очень простым (ритмичные вмятины от пальца по горловине горш- ка), а подчас и весьма искусным. Требовалось немало усилий и труда, чтобы сделать самые простые предметы, но человек упорно трудился над их изготовлением. Так из жизненной необходимости вырастало мастерство, но оно неизбежно придавало человеку гордое достоин- ство и развивало в нем любовь к удобству и красоте. За долгие столетия и даже тысячелетия мастера научились соз- давать самые разные предметы, в которых неизменно соединялись удобство (польза) и внешняя выразительность (красота). Если и воз- никало случайно в отдельном предмете что-то такое, что делало его недостаточно удобным, мешало пользованию им, а также что-то лиш- нее, вычурное, то оно погибало вместе с этим предметом, никогда не перенималось другими мастерами. В результате из поколения в поко- ление передавались вместе с секретами мастерства наиболее совер- шенные, удобные и красивые формы, выверенные временем. И хотя слова «дизайнер» или другого подобного не существовало, законы и правила дизайна соблюдались мастерами неукоснительно. Когда же и почему возникли термины «дизайн» и «дизайнер»? Они входили в жизнь постепенно, начиная с конца XIX – начала XX в. Имен- но в это время отмечается бурное развитие машинного производства. Машина пришла на помощь мастеру-ремесленнику, а постепенно и вытеснила его. В этот период во многом были забыты традиции про- шлого. Если раньше вещь продумывалась мастером от начала и до конца и им же создавалась, то теперь, для убыстрения процесса про- изводства, ее изготовление разделилось на части, и каждый человек отвечал лишь за свою часть, не заботясь об изделии в целом. Напри- мер, один осваивал машину, которая выкраивает детали, и занимался на фабрике только выкраиванием. Другой работник сострачивал эти детали на другой машине. Третий обрабатывал состроченные части утюгом. И так далее. Каждый знал и умел выполнять только свою опе- рацию, зачастую даже и не представляя, какое именно изделие он делает. Форму деталей, их размеры, способы соединения рабочие не обдумывали; за них это делали разработчики, конструкторы. На заре машинного производства инженеры-конструкторы очень часто TEORIA I METODIKA.indd 74 TEORIA I METODIKA.indd 74 08.09.2006 14:26:19 08.09.2006 14:26:19 Process Black Process Black 75 с пренебрежением относились к внешнему виду производимых ве- щей, заботясь лишь о том, чтобы они лучше выполняли свою функцию. Для лучшего сбыта товаров такого производства на них подчас дела- лись лишь украшения в виде узоров (например, на швейных машинах фирмы «Зингер»). На выпускаемые изделия наносилась «косметика», порой никак не связанная с их функцией. Конечно, таким положение не могло оставаться долго. В процесс промышленного, поточного изготовления изделий должен был вклю- читься какой-то человек, который мог бы, как когда-то это делал Ма- стер, продумать изделие всесторонне. В 20-е годы XX столетия на- мечаются первые попытки уделить одинаковое внимание и форме, и функциям предмета, соединить красоту с пользой. Для этого в про- мышленность стали привлекать художников, и наконец, примерно с 50–60-х годов уже ни одна область промышленного производства не обходится без участия таких специалистов. Какое-то время для обозначения этой профессии у нас в стране больше употреблялось название «художник-конструктор», а дизайн назывался «художественным конструированием». Однако в послед- ние десятилетия XX века получило распространение английское слово «дизайн». Вероятно, это объясняется тем, что современный дизай- нер должен продумывать не только устройство (конструкцию) вещи и ее внешнее (художественное) оформление, но и многое другое, чего раньше от художника-конструктора не требовалось: например, ее эко- логичность, возрастную адресацию, психологию пользователя и т. д. Таким образом, это уже не просто художественное конструирование, а гораздо больше. Однако в русском языке подходящего слова не на- шлось, поэтому в наш быт вошел термин, которым пользуются сейчас во всем мире. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 1. Что такое дизайн? Кого называют дизайнером? 2. Почему дизайн как особый вид деятельности появился только в XX веке, ведь об удобстве и красоте создаваемых вещей люди заботились еще в первобытные времена? TEORIA I METODIKA.indd 75 TEORIA I METODIKA.indd 75 08.09.2006 14:26:19 08.09.2006 14:26:19 Process Black Process Black 76 2 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДИЗАЙНА. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ДИЗАЙНА Вспомните, сколько раз вам приходилось слышать фразы напо- добие вот этой: «Гармоничное сочетание цвета мебели, стен, всех предметов с отделкой пола и потолка – обязательное условие удач- ного оформления интерьера». Вероятно, приходилось также получать задания вроде следующего: «Прежде чем начать работу, тщательно обдумайте выбор материала, подберите красивые, гармоничные цве- та». Вроде бы все в этих фразах понятно. Понятно, да не совсем. Воз- можно даже, что при оценке той или иной работы ваше мнение рас- ходилось с мнением других людей: одни считают, что материал для изделия, сочетание цветов выбраны очень удачно, а кто-то полагает, что они недостаточно гармоничны. Иногда в таких случаях мы успока- иваем себя известной поговоркой, утверждающей, что «о вкусах не спорят». Однако чаще всего вы наверняка задаете себе вопрос: а что же такое эти так называемые гармоничные сочетания? Почему то, что кажется одному человеку красивым, у другого вызывает лишь недо- умение? Существуют ли на этот счет какие-то правила, или каждый может считать красивым то, что захочет? Действительно, вкусы людей иногда заметно различаются: ведь абсолютно одинаковых среди нас просто не существует. О вкусах не спорят в том смысле, что каждый имеет право выбирать в соот- ветствии со своими предпочтениями. Однако часто бывает, что вкус просто не развит, и тогда о вкусах спорят, доказывая свою правоту определенными правилами, которые в самом деле объективно суще- ствуют. Что же это за правила и где они записаны? Итак, познакомимся с основными правилами дизайна. Начнем с самого главного закона, который можно записать в виде формулы: «красота + польза». Это универсальный, т. е. всеобщий закон дизайна, которому должны подчиняться все хорошие вещи. Он означает, что в любом предмете дизайнерского творчества внешняя выразитель- ность и привлекательность (цвета, формы, материала, отделки) неотде- лима от удобства пользования им. Одно не существует без другого. § 1 TEORIA I METODIKA.indd 76 TEORIA I METODIKA.indd 76 08.09.2006 14:26:19 08.09.2006 14:26:19 Process Black Process Black 77 Всегда ли окружающие нас вещи соответствуют этому требованию? К сожалению, нет. Наверняка вам приходилось встречать чашку, очень хорошенькую, с красивым узором и ручкой-завитком, но которую невоз- можно удержать в руке из-за того, что в эту ручку можно с трудом просу- нуть лишь один палец; или чайник современной формы, из «оригиналь- но» оформленного носика которого вода, однако, обязательно течет мимо чашки. В этих и подобных случаях дизайнер поработал плохо. А теперь посмотрим, от чего зависит соблюдение главного требо- вания дизайна. Вот несколько книжных закладок; попробуем их срав- нить (Рис. 5). «Польза» подобных предметов заключается в том, чтобы с их помощью можно было быстро и без труда отыскать в книге нужную страницу. Какие же более конкретные требования можно предъявить к конструкции и внешнему виду закладки с этой точки зрения? Ве- роятно, она должна быть не слишком большой и не слишком малень- кой, чтобы не потеряться среди страниц. Поверхность ее должна быть гладкой, контуры без лишних выступов и деталей, которые могли бы цепляться за страницы и рвать их (или рваться сами). Толщина за- кладки должна быть умеренной, иначе книга будет деформировать- ся. Наконец, закладка должна быть прочной: не рваться, не мяться, не деформироваться. Это самые общие требования удобства (пользы). Рис. 5 Теперь о «красоте». Какие требования к этому предмету предъявля- ет она? Немного подумав, можно заметить, что, рассуждая об удобстве закладки, мы уже частично обозначили и требования к ее внешнему оформлению («красоте»). В соответствии с ними едва ли можно назвать красивыми изделия, помещенные на наших рисунках под № 1, 2, 3 и 4. Первая закладка, сделанная из кожи, явно коротка, а накладные детали 1 2 3 4 5 6 7 TEORIA I METODIKA.indd 77 TEORIA I METODIKA.indd 77 08.09.2006 14:26:19 08.09.2006 14:26:19 Process Black Process Black 78 (целых три слоя) делают ее к тому же излишне толстой и грубой. Вто- рая неудобна из-за изрезанной линии контура с «цепляющими» углами. Закладка под № 3 имеет неуместные на данном предмете украшения в виде отогнутых полос бумаги, которые не украшают, а только мешают (поскольку будут цепляться за страницы) и скоро сделают изделие не- ряшливым. Закладка из ткани, «украшенная» со всех сторон бахромой (№ 4), также будет неудобной и выглядит нелепой и некрасивой. А вот закладки под № 5, 6 и 7 – самые удобные, они же воспри- нимаются и как более красивые. Простая, строгая форма закладки из фотопленки с ее гладкой поверхностью очень выразительно под- черкивается ритмичными стежками цветной нити, идущими вдоль края. Никаких лишних деталей; свисающие концы нитей, завязанные простым узлом, воспринимаются как украшение, но они же улучшают функциональность изделия (с их помощью закладку в книге легче об- наружить). Закладка тонкая, прочная, элегантная. Закладка-косичка также будет успешно выполнять свою функцию и удовлетворять всем перечисленным выше требованиям. Брелочек на конце изделия – не только украшение: он также помогает не зате- ряться тонкому «шнурочку» в книге. Что же получается? В действительно хорошем предмете удоб- ство неотделимо от красоты, и если нарушается одно, то обязательно страдает и другое. Возьмем для примера еще одно изделие: прихватку для горячей посуды (Рис. 6). Какие из прихваток, изображенных на рисунке, вам кажутся наиболее удачными? Рис. 6 Думается, что лучше всего изделия № 1, 2 и 5; хуже – № 3 и 6; а вот № 4 никуда не годится. Почему? Главное назначение прихват- ки – оберегать руку от соприкосновения с горячей посудой на кухне. Следовательно, «красивенькая» прихватка под № 3 просто маловата. В шестой использована неуместная отделка кружевом: ведь оно легко может зацепиться, пострадать от горячего и даже загореться. Имен- но поэтому такая отделка воспринимается здесь не как украшение, 1 2 3 4 5 6 TEORIA I METODIKA.indd 78 TEORIA I METODIKA.indd 78 08.09.2006 14:26:19 08.09.2006 14:26:19 Process Black Process Black 79 а как безвкусная и бессмысленная добавка, и на кухне эта вещь будет выглядеть как чужеродный, случайный предмет. Четвертая прихват- ка едва ли защитит руку: из-за причудливо изрезанного края пальцы руки легко окажутся между свисающими деталями. Поэтому такая вещь воспринимается не как красивая, а как вычурная. Получается, что прихватки самых простых и надежных форм оказываются наилуч- шими? Да, это так. Они хорошо гармонируют с простым убранством кухни, а яркая, веселая отделка, которая тут очень уместна, делает их еще и украшением помещения. Следует запомнить: красота – это не бессмысленная «краси- вость» или тем более вычурность; она не должна быть пустой или ме- шать пользованию предметом. Внешний вид предмета должен как можно ярче подчеркивать его назначение – только тогда этот предмет будет красивым и удобным. Поэтому дизайнер никогда не изготавливает вещь «по отдельно- сти»: сначала разработает удобную конструкцию, а уж потом украсит; нет, он является и конструктором, и художником и создает предмет це- ликом, одновременно продумывая и его устройство, и внешний вид. И наконец, еще одно важное замечание. Говоря о законах и прави- лах дизайна, мы часто будем обращаться к законам, по которым кон- струирует свои объекты природа: человеку есть чему у нее поучиться. Так вот, закон «красота + польза» в природе соблюдается неукосни- тельно! Никогда ее формы не бывают случайными, они всегда целе- сообразны и потому – всегда прекрасны. Медведь массивный и тя- желый, а олень стремительный, длинноногий. Почему? Первый берет силой, а жизнь второго зависит часто от скорости. Строгий и четкий порядок чередования чешуек в шишке, зерен в колоске растения не только порождает изящество формы, но и обеспечивает равномер- ное распределение света, тепла и влаги каждому зернышку (Рис. 7). Подобные примеры можно найти в природе на каждом шагу, поэтому современный дизайн стремится изучать ее идеи. Рис. 7 TEORIA I METODIKA.indd 79 TEORIA I METODIKA.indd 79 08.09.2006 14:26:20 08.09.2006 14:26:20 Process Black Process Black |