Политология-учебникСазонова-хх. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Харьков фолио, 2001
Скачать 4.56 Mb.
|
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации В политически организованных обществах человек всегда вольно или невольно включен в систему полити (521)ческих отношений, является носителем политической культуры. Перманентный процесс включения человека в политическую систему, формирования у него определенного отношения к власти и политической активности на основе усвоения содержания политической культуры общества и самостоятельного осмысления сущности соціального бытия получил название политической социализации. Политическая социализация является одной из составляющих общественного процесса социализации человека. Процесс включения индивида в политическую систему всегда происходит в контексте его вовлечения в систему общественных отношений в целом. Усваивая посредством социального общения и воспитания и развивая в меру индивидуальных способностей социально-культурный опыт, индивид усваивает и развивает навыки, знания, нормы, ценности и традиции политической системы. По своему содержанию политическая социализация представляет собой двуединый процесс: переход требований политической системы во внутреннюю структуру индивида и формирование активности индивида в отношении политической системы. Отсюда вытекают две основные функции политической социализации: 1) приобретение индивидом умения ориентироваться в политическом пространстве; 2) приобретение им навыков выполнять определенные роли в политической системе. Роли, которые выполняет человек в политической системе, могут быть самыми разнообразными: подданный, избиратель, компетентный наблюдатель, компетентный критик, функционер политической партии или политизированной общественной организации, государственный чиновник, политический деятель, политический лидер и т. п. Способность их выполнения в политической системе во многом зависит от меры и характера политической социализации личности. Мера политической социализации отдельного человека индивидуальна. Но вместе с тем она внутренне детерминирована действием трех переменных: 1) возрастом человека; 2) наличием у него того или иного субъективного опыта; 3) способностью к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики. Комплексное воздействие отмеченных факторов определяет стадию политической социализации: первичную и вторичную. (522) Первичная стадия характеризует выработку начального отношения к сфере политики посредством восприятия политической информации через мнения и оценки окружающих, персонализацию политических образов, появление первого самостоятельного опыта взаимодействия с властями. Содержание первичной стадии составляет усвоение индивидом выработанных обществом политических ценностей, установок, норм, ориентации; закрепление в структуре индивида стереотипов политической культуры общества. Вторичная стадия связывается с расширением самостоятельного политического опыта, с умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, формировать позиции, способные противостоять давлению коллективного мнения, с участием в специализированных политических объединениях и организациях. Вторичная социализация характеризует становление индивидуальной политической культуры личности, ее способность к самостоятельной выработке политических ценностей, установок, норм, ориентации. В процессе политической социализации на формирование сознания и поведения человека оказывает воздействие великое множество как объективных, так и субъективных факторов. Все факторы политической социализации можно условно разделить на собственно и несобственно политические. В качестве несобственно политических выступают такие факторы, которые, находясь за пределами политической системы, вместе с тем оказывают существенное влияние на процесс политической социализации, обусловливая формирование определенных тенденций политического сознания и поведения граждан. К ним относятся: уровень материального благосостояния, образ жизни, нравственное здоровье общества, больших и малых социальных групп, в которые включен индивид. В качестве собственно политических выступают такие факторы, которые определяют процесс политической социализации изнутри политической системы: характер политичес-кого режима, содержание политических норм, качество политической информации и т. п. Процесс политической социализации детерминируют факторы различного социаль-ного уровня. На макросоциалъном уровне существенное влияние на формиро(523) ание стереотипов политического сознания и поведения граждан оказывают господствующие в обществе социально-экономические отношения, специфика этнонационального и рели-гиозно-конфессионального общения, характер политической власти, содержание нацио-нальной культуры. На мезосоциалъном уровне такими факторами являются положе-ния определенных социально-классовых, этнических, конфессиональных, профессиональных, территориальных, поло-возрастных и др. больших социальных групп в обществе, их куль-турные традиции. На микросоциальном уровне процесс политической социализации во многом определяют семейные традиции, отношения на работе, специфика неформального общения и т. п. В последнее время в связи с развитием тенденций интернационализации и глобализации социально-экономических, политических и культурных отношений, все большее воздействие на процесс политической социализации оказывают явления, происходящие на мегасоциалъном уровне - развитие экономической кооперации, политическая интеграция, региональные и глобальные конфликты, кризисы и т. п. Факторы различных социальных уровней оказывают неодинаковое влияние на конкретных индивидов и различные социальные группы. Каждый из факторов воздействует на личность через призму ее индивидуальных особенностей - специфику мировоззрения, уровень интеллекта, нравственные устои и т. п. Преломляясь через индивидуальное сознание, факторы социального бытия приобретают определенную значимость и выступают в качестве сигналов, побуждающих человека к определенному способу действий в сфере политики. Среди великого множества акторов политической социализации особая роль принадлежит социальным институтам, оказывающим целенаправленное влияние на формирование политического сознания и поведения граждан. Такие институты обозначаются в политологии в качестве институтов политической социализации. К ним относятся семья, школа, церковь, средства массовой информации, общественные объединения и организации, политические партии, государственные органы и учреждения. Влияние институтов политической социализации на членов общества осуществляют конкретные люди (родители, учителя, священники, журналисты, (524) пропагандисты, агитаторы, информаторы и т. п.), которых называют агентами политической социализации. 2.2. Политическое воспитание Частным случаем политической социализации является политическое воспитание -процесс целенаправленного и систематического воздействия на политическое сознание и поведение граждан с целью формирования у них определенных политических качеств. Целенаправленность и систематичность - два главных фактора, которые выделяют политическое воспитание из общего контекста политической социализации. Основная задача политического воспитания - укоренить в сознании и поведении человека господствующие в данной системе политические ценности, нормы, ориентации и образцы, распространять определенный тип политической культуры. Политическое воспитание включает в себя два основных компонента: рациональный и эмоциональный. Рациональный компонент заключается в передаче необходимой политической информации, формировании определенной системы политических знаний. Рациональный компонент политического воспитания воплощается в политическом образовании. Любая политическая организация старается обеспечить своим членам необходимый для собственного самосохранения и саморазвития минимум знаний. Вследствие этого она вынуждена создавать свою систему политического образования. Политическим образованием своих граждан занимается любое государство. Через стандарты школьного и вузовского образования, контролируемые им средства массовой информации государство целенаправленно влияет на политическое сознание и поведение граждан, стремится выработать у них качества, адекватные характеру политического режима. Систему государственного политического образования составляют школьные и вузовские политологические курсы, политические программы государственных теле- и радиокомпаний, политические рубрики газет и журналов, контролируемых правительством. В структуре политических партий также действуют свои системы политического образования, с помощью которых партийные массы информируются о цели и зада (525) чах партии, программных принципах ее деятельности, стратегии и тактике. Системы партийного образования включают в себя партийные школы (в том числе и высшие), кружки политических знаний, теоретические и пропагандистские журналы, газеты. Крупные партии контролируют теле- и радиоканалы или имеют там свои программы. Эмоциональный компонент политического воспитания сводится к выработке опре-деленного отношения к политическим объектам и явлениям и связан с формировани-ем устойчивых эмоциональных предпочтений людей в политической сфере, подчас действующих независимо от сознания. Действенным средством политического эмоциона-льного воспитания являются различные ритуалы: торжественные собрания, вручения наград, паспортов, партбилетов, парады, шествия, демонстрации, чествования, празднование юбилеев. Важную роль в формировании стереотипов политических эмоций членов организации играет политическая мифология. Любая устоявшаяся политическая организация имеет свой пантеон героев и мучеников, чей идеализированный жизненный путь предлагается ее членам в качестве примеров для подражания. Сильное эмоциональное воздействие на сознание и поведение членов организации призвана оказывать политическая символика: государственные и национальные флаги, гербы, гимны, партийные эмблемы, знамена, песни, отдельные цвета и фигуры, портреты политических лидеров. В процессе политического воспитания используются различные методы. Они подразделяются на прямые и косвенные. К прямым методам относятся: 1) убеждение, основанное на соответствующей информации и аргументации; 2) принуждение, подкрепляемое репрессивными санкциями; 3) внушение, базирующееся на некритическом принятии канонов политической организации; 4) подражание ярким образцам нормативного поведения. К косвенным методам принадлежат: 1) использование политических символов и ритуалов; 2) стимулирование нормативного политического поведения путем поощрения и наград; 3) конструирование специализированных ситуаций (типа политических кампаний), ориентируемых на определенные образцы поведения. (526) В процессе политического воспитания используются разнообразные средства воздействия на личность. На уровне индивидуального воспитания важную роль играет личное воздействие выделяемых организацией агентов (информаторов, пропагандистов, агитаторов), которые создают специальные ситуации, обеспечивают вербальное воздейст-вие и личный пример. На уровне малых социальных групп применяются такие коллектив-ные формы политического воспитания как собрания, дискуссии, семинары и т. п. На уров-не больших социальных групп эффективное воздействие на политическое воспитание ока-зывают массовые действия - митинги, демонстрации, манифестации и т. п. Однако наибо-лее эффективным инструментом на всех уровнях политического воспитания являются средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Главным критерием эффек-тивности всех средств и методов политического воспитания, в конечном счете, является адекватное данной политической организации (системе) поведение отдельного ее члена. 2.3. Этапы политической социализации Политическая социализация представляет собой непрерывный процесс, который начинается в раннем детском возрасте и продолжается всю жизнь человека. Его содержание составляет обретение и утрата индивидом тех или иных политических качеств. Какие из них человек приобретает, а какие теряет, во многом определяется особенностями бытия на каждом из этапов его жизненного пути. Поэтому типичные этапы политической социализации в общем совпадают с типичными этапами жизни и деятельности человека. В процессе политической социализации можно выделить пять типичных этапов, которые различаются между собой особенностями формирования и развития сознания человека, степенью влияния тех или иных факторов его жизни и деятельности, энергетическим потенциалом индивида, степенью воздействия тех или иных социальных институтов. Первый этап политической социализации приходится на дошкольные годы. В современном обществе ребенок уже в возрасте 3-4 лет приобретает первые сведения о политике. Основным институтом политической социализа(527)ции на этом этапе, как правило, является семья. В процессе семейного общения ребенок делает первые шаги в освоении политической культуры общества. Семьи имеют свои политические традиции (позитивное или негативное отношение к существующему политическому порядку, приверженность к той или иной политической силе или традицию аполитичности), которые передаются ребенку. Через семью ребенок вольно или невольно вовлекается в поле определенной политической субкультуры. Немалую роль в формировании зачатков политического сознания в дошкольные годы играют также церковь, радио и телевидение, окружение сверстников. Внесемейные факторы могут оказывать на ребенка совершенно противоположное влияние, чем семья. Но в большинстве случаев фактор семьи на начальном этапе политической социализации превалирует. Лишь в том случае, когда ребенок по каким-либо причинам не любит или не уважает родителей, внесемейные факторы могут оказаться сильнее. Второй этап политической социализации совпадает со школьными годами. На этом этапе важнейшим институтом политической социализации становится школа. Через школу ребенок начинает вовлекаться в государственную систему политического воспитания. Школьное образование в любом обществе призвано выполнять важные политические функции: прививать любовь к государству, его институтам, воспитывать патриотизм. Посредством изучения специальных дисциплин (истории страны, ее конституционных актов и т. п.) целенаправленно формируется определенная система зна- ний о политике. Однако в старшем возрасте подросток начинает сопоставлять полученные знания с реальной действительностью, и если они оказываются неадекватными, то учебно-воспитательная деятельность не достигает поставленной цели. По мере того, как школьники овладевают чтением, все большее влияние на формирование их политического сознания оказывают газеты, журналы, художественная и общественно-политическая литература. Не последнюю роль в политической социализации школьников играют детские организации (пионерские, скаутские), многие из которых так или иначе связаны с определенными политическими силами. (528) Третий этап политической социализации начинается после окончания школы и продолжается лет до 25-30. На этом этапе приоритетное влияние на формирование политического сознания и поведения молодых людей оказывают различные формальные и неформальные молодежные объединения. На тех, кто после окончания школы продолжает учебу, большое влияние оказывают традиции высшего учебного заведения, его профессорско-преподавательский состав, студенческие организации. В высшей школе существенно углубляются и расширяются системные знания о политике. В юношеском возрасте у человека ощущается избыток жизненной энергии, который часто выплескивается в сферу политики. Политика многими молодыми людьми воспринимается как игра, которая дает возможность утвердить собственное Я, удовлетворить честолюбивые амбиции. Политические ориентации в этом возрасте характеризуются неустойчивостью, политические действия отличает радикализм. Молодежь более чем другие возрастные группы бывает недовольна существующей политической системой, которая, как им кажется, ущемляет их права, ограничивает свободы, препятствует быстрому продвижению по социальной лестнице. Четвертый этап политической социализации связан с нахождением человеком устойчивого места в жизни. Он определяется с кругом занятий, профессией, постоянной работой, обзаводится семьей. У него остается все меньше и меньше времени для занятия политикой. И если крут деловых и профессиональных интересов человека прямо не связан с политической сферой, а условия жизни его вполне удовлетворяют, то политическая активность индивида падает, а его роль в политической системе чаще всего сводится к роли избирателя. Другое дело когда человека не удовлетворяют его жизненные условия. Это - действенная предпосылка политической активизации. Человек становится участником политического движения, вступает в политическую партию или политизированную общественную организацию. Выбор той или иной партии или организации зависит от характера неудовлетворенных интересов. Если, Например, человек не удовлетворен состоянием окружающей среды, то скорее всего он вступит в партию "зеленых" или в одну из экологических ассо(529)циаций. Во времена острых социальных кризисов, когда положение основной массы населения резко ухудшается, наблюдается значительный рост политической активности граждан. Однако, как правило, в зрелом возрасте политическое поведение человека становится более спокойным и умеренным, а политические взгляды - более стабильными. Пятый этап политической социализации приходится на пожилой возраст. Закончив трудовую деятельность, человек уходит на пенсию, освобождается от массы текущих дел. У него появляется много свободного времени, которое часто, если позволяет здоровье, отдается политике. Социологические наблюдения показывают, что среди участников различных политических акций (митингов, демонстраций, маршей протеста, пикетов и т. п.) много людей пожилого возраста. Политические взгляды пожилых людей в большинстве случаев консервативны. Их политическая активность направлена на сохранение традиционного порядка и противодействие всякого рода новациям. У людей пожилого возраста нередко наблюдается реанимация их юношеских политических идеалов и ориентации. Известное влияние на политическое поведение людей этой возрастной категории оказывают различные ветеранские организации. В большой своей массе они симпатизируют консервативным политическим силам, а подчас реакционным и реваншистским. Так, многие организации ветеранов Второй мировой войны ФРГ поддерживают неонацистские объединения, а в Украине организации ветеранов Великой Отечественной войны и труда - Компартию Украины. 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины Один из наиболее значимых показателей политической культуры любого общества - уровень интереса граждан к политике. Исследования подтверждают, что жители Украины проявляют достаточный интерес к по(530)литической жизни. Согласно мнению 64,6% опрошенных, обязанностью граждан является проявление интереса к политической жизни. В то же время почти треть (30,7%) склонны к тому, что это личное дело каждого, и подчеркивают, что этот интерес не следует ни поощрять, ни подавлять. Только 2,1% респондентов были убеждены, что занятие политикой - это потеря времени [См.: Политический портрет Украины: результаты социологического опроса граждан на Юге и Западе Украины. Центр демократических инициатив. – К., 1994. - № 8. - С. 6). Высокий рейтинг интереса к политике является индикатором развитого гражданского общества, которое в Украине находится в процессе становления. Поэтому можно предположить не столько высокий уровень развития политической культуры в стране, сколько сильную психологическую мотивацию к вовлечению в текущий ход политического развития. Другой показатель политической культуры – это ориентация граждан во время избирательных кампаний, их приоритетный выбор, который основывается либо на личности политического деятеля, либо на поддержке партийной программы. В обществах с высоким уровнем развития гомогенной политической культуры (с развитой многопар-тийной системой, парламентскими традициями и т. д.) избирателями обычно манипулируют с помощью политических структур (партий и движений), и только иногда они ориентируются в своих политических пристрастиях, исходя из личности политичес-кого лидера. Немногие люди в Украине оценивали роль политических партий как "необходимый элемент демократического развития общества" (8%). Большинство считало, что политические партии всего политического спектра "вовлечены в борьбу за захват власти" (52%) [Там же]. Выборы президента Украины в 1991, 1994 и 1999 гг. показали, что общественные политические институты еще не получили приоритетного развития, поэтому избиратели ориентируются скорее на личности политических деятелей, а не на партии или движения, которые выдвигают своих кандидатов. Несмотря на усложнение экономической ситуации, граждане Украины были не готовы прибегнуть к авторитарным методам решения существующих проблем. Четкая негативная реакция сопровождала любого кандидата в парламент, кто утверждал, (531) что "порядок можно навести только силой" (69%), или что "авторитарная власть (железный кулак) - это лучший путь для демократии" (66%) [Там же. - С. 6]. По крайней мере, почти половина населения считала, что Украина может стать демократической страной с таким же уровнем жизни, как и в Западной Европе: 46% полагали, что это возможно для будущих поколений, 13% - для сегодняшнего поколения, 29% не разделяло это утверждение [Там же. - С. 28]. В когнитивном аспекте для большинства граждан Украины политическая культура несет в себе элемент несоответствия между ожиданиями и реальностью или своеобразное расщепление реальности. Согласно социологическим исследованиям, демократия и суве-ренитет считаются высшими ценностями, разделяемыми большинством населения. Опро-сы, проведенные в 1990 году, выявили, что украинские граждане высказывались благо-приятно в пропорции два к одному по вопросу о демократических ценностях. В конце 1992 г. 70% украинских респондентов были согласны с тем, что многопартийная система - важный атрибут демократии, не согласились с этим 15% опрошенных. Относительно высоким был процент поддержавших свободу издавать любые газеты (66%), а поддержка свободы слова, даже такой свободы, которая усиливала бы социальную напряженность, была еще решительнее (78%). В то же время половина респондентов сочла некоторые идеи слишком опасными для общества и высказалась за то, чтобы правительство предот-вратило их распространение. При этом украинские респонденты указывали на экономи-ческое благосостояние как важную часть демократии [См.: Dawisha К. and Bruce Parrott. Russia and the new states of Eurasia. The politics of upheaval. - Cambr. Un. Press, 1994. - P. 139]. С другой стороны, уровень ожиданий, обусловленный эйфорией после принятия Акта провозглашения независимости Украины и демонтаж старой системы ни в коем случае не отвечает возможностям их реализации. Люди болезненно ощущают противоре-чие между их каждодневными потребностями и интересами и условиями действительно-сти. На эмоциональном уровне это дает выход определенным коллективным эмоциям: от безразличия и апатии до ненависти и агрессивности. Эти крайние полюса в настроениях зависят от взглядов (532)личности на то, что происходит в Украине, оценки ее прошлого и ожидания от будущего. Значительная часть населения высказывает недовольство деятельностью партий, общественных движений и властных структур. Например, по результатам анонимного опроса 76% опрошенных считают, что все политики далеки от народа и его проблем, и только 2,7% населения положительно относятся к ним. 34% опрошенных считают, что партии далеки от реальных проблем народа, 20% видят в них организации, которые выполняют волю мафии, и только 5,4% согласны доверить им осуществление реформ [См.: Василевський О. Ситуащя юторичного вибору (феномен посттоталітарного суспільства) // Полггологічні читання. - 1994. - № 2. - С. 42]. Многие политические лидеры обещали: как только люди порвут с прошлыми идеологическими взглядами и политичес-кими структурами, у них наступит счастливая, основанная на букве закона жизнь. Это привело к тому, что избиратели переоценили потенциальные возможности многих кандидатов. Так как реальная действительность оказалась намного суровее – падение уровня жизни, рост инфляции, безработица и преступность, - иллюзии быстро исчезают и развиваются другие аномалии общественного сознания и поведения. Они проявляются в поисках тех, на кого можно возложить вину за нежелательный ход развития политических событий, в поисках внутренних и внешних врагов ("мы" и "они"), в дальнейшей поляризации населения. Из-за того, что в современном обществе слабо выражена объединяющая идея ("строительство суверенного государства или "национализм" слишком абстрактны для большинства населения), возрастает роль психологического подсознания. Люди объеди-няются вместе на основе общих эмоциональных ценностей, которые могут побудить их к разрушительным действиям против тех, кого они посчитают ответственными за свои несчастья. Отсюда возвращение к старым формам государственной системы - тоталитарным или авторитарным -чможет снова получить поддержку. Таким образом, если мы возьмем степень демократического развития в обществе в качестве эталона, то политическая культура современной Украины может быть определе-на главным образом как авторитарная с неко(533)торыми демократическими и тоталитар-ными компонентами. Изучение политических и психологических ориентации, домини-рующих в сегодняшнем обществе, показывает, что только 40% респондентов согласны на компромиссы между различными политическими силами. Почти треть респондентов предпочитают конфликт с их политическими оппонентами, они не желают идти на компромисс или иметь дело с теми людьми, которых не уважают или чьи взгляды они не разделяют. При этом 7% респондентов высказались даже в пользу разрешения проблем с помощью силы. Это очень высокие индексы конфронтации в межличностных отношениях в ходе политического взаимодействия. Растущее разочарование в общественном подсоз-нании, драматические изменения в уровне жизни среднего гражданина объясняют, почему многие люди считают, что в "Украине совсем нет политической культуры" [См.: Политическая мысль. - 1993. - № 1. - С. 28-29]. Без сомнения, Украина имеет присущую ей политическую культуру, но в настоящий момент ее можно определить как маргинальную (то есть состоящую из субкультур разных социальных групп, не интегрированных в единую социальную общность) и провинциаль-ную по характеру (то есть ориентированную на местные, региональные интересы, за исключением ряда мест). Перспективы ее развития лежат в создании гражданского общества с демократическими формами правления, в приоритете гражданских прав и свобод, в разделении властных функций, верховенстве закона для всех граждан и официальных деятелей. 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине Регионалъностъ политической культуры Украины - важная определяющая ее совре-менного состояния. Ученые-политологи предприняли ряд попыток проанализировать политическую культуру регионов Украины после обретения независимости. В отдельных регионах Украины наблюдаются различные проявления особенностей политической культуры. По большинству проблем опросы общественного (534) мнения дают существенную разницу в политических воззрениях граждан прежде всего по таким коренным вопросам, как участие в СНГ, унитарное или федеративное государство, взаимоотношения с Россией, сфера распространения украинского языка, двойное граж-данство, приватизация и др. По-разному здесь представлен идеологический спектр партий, общественных организаций и движений, неодинакова вовлеченность населения в политическую жизнь. Для Центральной Украины (приблизительно 16,5 млн. человек) характерен относительно умеренный характер политических процессов. Политическое сознание боль- шинства населения этого региона известно центристскими ориентациями по отношению к России. Данные социологических опросов показывают, что избиратели этого региона в подавляющем большинстве поддерживают необходимость более тесных экономических связей с Россией, но сомневаются в целесообразности более тесной политической и военной интеграции. Среди населения преобладает мнение, что Украина и Россия должны существовать как два дружественных, тесно связанных, но отдельных государства. Более чем гделибо, русские и украинцы, живущие в этом регионе, традиционно склонны к консенсусу по основным политическим и социальным проблемам. Националистическая агитация, пик которой пришелся на 1989-1991 годы, не дохо-дила здесь до крайнего обострения, как, например, в Галиции. О. Субтельный образно определяет элемент политической культуры этого региона как "летаргический украинизм" [Political culture and civD society in Russia and the new states of Eurasia. - P. 189-207]. Центр региона - Киев, столица Украины и центр ее политической жизни. Здесь расположены правительственные и государственные учреждения, штабы многочисленных партий и общественных организаций, центры различных групп и движений. Город известен своими массовыми и стихийными демонстрациями, особое место среди которых занимает студенческая забастовка осени 1990 года, продемонстрировавшая политическую активность студенчества в тот период. Однако политическое участие его населения в избирательном (535) процессе имеет явную тенденцию к снижению. На парламентских и президентских выборах 1994 г. в Києве был самый низкий рейтинг участия избирателей по всей Украине (менее 50% избирателей). В Западной Украине (приблизительно 9,5 млн. человек), присоединенной к бывшему СССР в 1939, 1940 и 1945 годах, процесс создания гражданского общества идет более быстро, особенно в Галиции, благодаря традиціям неправительственных организаций и прошлой активности его населения в досоветский период. Сегодня здесь самая высокая концентрация в Украине добровольных, общественных, молодежных, религиозных и иных организаций. Рух, организованный в Киеве, имел наиболее активных приверженцев в этом регионе. Именно украинцы из Галиции совершали длинные путешествия в Киев для того, чтобы выйти на демонстрации у здания Верховной Рады, вдохновить тем самым правительство на решительные действия по обретению независимости. Их политические представления основываются на абсолютном примате идеи независимости украинского государства. Крайние националисты в парламенте, находящиеся в оппозиции к более умеренным национал-демократам, - почти все выходцы из Галиции. Большинство членов УНА-УНСО, имеющей свои военизированные формирования, также родом из Западной Украины. Однако следует отметить, что, хотя галичанские украинцы наиболее политически активны и наиболее националистически настроены, они имеют свои проблемы при восприятии их украинцами других регионов. На Востоке можно часто слышать, что они "не настоящие" украинцы. Их исторический опыт слишком отличен от остальных регионов, их акцент польский, а их греко-католическая церковь слишком близка к римской. Несмотря на большое число политических активистов, выходцы из этих регионов имеют мало министерских должностей в Киеве. Наиболее населенный (около 19,5 млн. человек), урбанизированный и индустриальный регион Украины - это Восток, который включает Харьковскую, Донецкую, Запорожскую, Луганскую и Днепропетровскую области. Его этнический состав представлен украинцами - 51%, в большинстве русскоязычными, русскими - 44% и другими национальностями - 5%. (536) Экономический кризис особенно остро ощутим на Востоке. В период обретения независимости Украиной шахтеры Донецка и Луганска составили наиболее активный политический компонент украинского общества. Однако их поведенческий аспект участия в политических событиях в основном мотивировался задачами улучшения своего материального положения. Значительная часть населения этого региона считает, что главная причина экономического кризиса состоит в разрыве экономических связей с Россией, а единственный выход - их обновление. Введение в регионе украинского языка в качестве государственного вызвало недовольство в основном русскоговорящего населения. Идеологический спектр политических ориентации граждан здесь довольно пестр. Весьма сильны организации коммунистической и социалистических партий, есть группы левых экстремистов. С этим блоком тесно связаны ветеранские организации. В регионе представлены также крайне правые организации. Здесь относительно немного обществен-ных, молодежных клубов, академических обществ. Возникшие и сформированные по этническому принципу организации украинцев, русских, поляков, греков, евреев ставят своей целью сохранение своего культурного наследия. На Юге, который включает Одесскую, Херсонскую, Николаевскую области и автономную республику Крым, население (около 7,5 млн. человек), в основном представлено украинцами, за исключением Крыма, где русские составляют 65%, а украинцы - 25%. Здесь также проживают много греков, болгар, татар, евреев, молдаван. В политическом плане этот регион может быть отнесен к пассивным, за исключением Крыма. Слабость украинских национальных традиций, с одной стороны, а с другой - угасание Новороссийского движения, зародившегося в Одессе, выступившего с тезисом о том, что этнически пестрое население региона составило ярко выраженную новороссийскую национальность, не способствовали росту украинских или русских националистических организаций. Существующие в этом регионе представительства политических партий в основном малоактивны. Для политических установок жителей Одессы характерны пророссийские симпатии, несмотря на отсутствие организационной базы. Эмоционально(537)коммуникативный компонент функционирования политической культуры дал толчок развитию множества мелких клубов: яхтсменов, любителей домашних животных и т. п. На Юге действует также большое количество русских, украинских, еврейских, болгарских, молдаванских культурных групп. В политической жизни Украины важное место занимает Крым. В числе значительных организаций полуострова - Русское движение Крыма, Коммунистическая партия Крыма и Российский блок. Все они фокусируют внимание на требовании воссоединения Крыма с Россией. В результате ожесточенных споров между Центром и Крымом была принята Крымская Конституция (1998 г.), в результате которой Крымская автономная государст- венность получила свое политическое оформление. На полуострове проживают около 300 тысяч депортированных в прошлом татар, которые имеют свой орган самоуправления - Меджлис, претендующий на законодатель-ную власть в сферах образования, прав собственности и отношений внутри общины для татарского населения. Крымско-татарское национальное движение выступает за обеспе-чение естественных прав своего народа. В их числе - требование признать его одним из коренных народов Украины, узаконить Куpyлтай (съезд) и Меджлис в качестве высших представительных органов, обеспечить эффективное представительство крымско-татарского народа во всех ветвях государственной власти, придать крымско-татарскому языку статус государственного в Крыму. Отмеченные некоторые различия в проявлении отдельных элементов политической культуры населения Украины в составляющих ее регионах не случайны. Они обусловлены объективными факторами: социально-экономическими, историческими, духовными, психологическими, языковыми особенностями этих регионов. И с этим надо считаться. Однако в сознании людей пробивает себе дорогу понимание необходимости сплочения во имя преодоления кризисных явлений в обществе и осуществления коренных интересов украинского народа. И хотя некоторые ученые пытаются трактовать эти различия как противостояние Западной, Восточной и Южной Украины, тем не менее многочисленные опросы, проведенные Институтом социологии НАН (538)Украины, Социс-Гэллаппом, Институтом стратегических исследований показывают, что противостояния между Востоком и Западом нет. Есть некоторые существенные различия в подходах к языковой политике и к союзу с Россией, но они не носят конфронтационного характера [См.: Стратепя розвитку Украши: виклики часу та виб!р // Науков! доповщь Нацюнальний шститут стратепчних дослщжень. - Вил. 22. -1994. - С. 19-24]. Невозможно переоценить значение политико-культурных идей, ориентации, полити-ческих мотивов, действий для понимания феномена политической культуры украинского общества. Итоги первых лет существования независимого украинского государства приводят к осознанию необходимости создания базовых элементов политической культу-ры на основе общего образа жизни, языка, привычек, традиций. Они могли бы способст-вовать дальнейшей интеграции отдельных регионов Украины при наличии единой консолидирующей политической идеи. Итак, система ценностей, норм и стереотипов, составляющих основу политической культуры в бывшем СССР, нуждается в замене на демократические нормы и ценности. Интегративным показателем структурных перемен в базовых элементах политической культуры является изменение статуса личности в обществе: она обретает надлежащую ей автономию и права. При этом в переходные периоды усиливается собственно активность всего населения, что позволяет народу Украины выбирать из предложенного спектра политических позиций и ориентиров то, что отвечает его внутренним склонностям и убеждениям. При этом специфика политической жизни Украины диктует необходимость культивирования важнейших элементов новой политической культуры в сознании населения страны. К ним можно отнести: национально-классовую толерантность как гаранта стабильности и отсутствия вооруженных конфликтов в условиях жесточайшего социально-экономического кризиса; утверждение свободы (слова, вероисповедания, передвижения и т. д.) и примата личных интересов над общественными как непреходящих ценностей, во имя которых общество должно переносить трудности посткоммунистичес-кого развития; разрушение стереотипов неполноценности, хуторянства, (539) победа веры в возможность самостоятельного независимого развития, основы для равноправных отношений с соседями и создания имиджа государства Украины, открытого для всесторонних контактов с цивилизованными странами. |