Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1. Понятие политической культуры

  • Место политической культуры в общественной системе

  • 1.2. Структура политической культуры

  • 1.3. Типология политических культур

  • Политология-учебникСазонова-хх. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Харьков фолио, 2001


    Скачать 4.56 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений. Харьков фолио, 2001
    АнкорПолитология-учебникСазонова-хх.doc
    Дата10.02.2017
    Размер4.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПолитология-учебникСазонова-хх.doc
    ТипУчебное пособие
    #2526
    страница32 из 54
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   54
    Глава XVIII ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
    1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
    1.1. Понятие политической культуры
    Термин "политическая культура" был введен в научный оборот в XVII веке немецким философом Иоганном Готфридом Гердером (1744-1803). С тех пор он в различных интерпретациях используется многими политическими мыслителями. Концептуальная разработка этого понятия была предпринята в американской политологии в 50-60-х годах XX века. Разрабатывая теорию политических систем, представители бихевиоральной школы первыми подчеркнули, что политические системы отличаются друг от друга не только правовыми нормами и институциональной структурой, но и культурой. Классическое определение понятия "политическая культура" было дано Габриэлем А. Алмондом и Г. Бейнхамом Пауэллом в их работе "Сравнительная политика" [Almond G.A., Powell G.B. Comparative Politics: A Developmental Approach. - Boston, 1966].

    Политическая культура, определили авторы, представляет собой совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной системы. Это субъективная сфера, которая лежит в основе политических действий и придает им значение.

    Исследования привели политологов к выводу: как социальный феномен политическая культура имеет двойную сущность, ибо она представляет собой, с одной стороны, субсистему политической системы общества, а с другой - субсистему его общей культурной системы. Таким образом, политическая культура трактуется как общее поле функционирования двух систем общества: политической и культурной. Через него общественная культура влияет на характер политических отношений, а те, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на культуру общества.
    Место политической культуры в общественной системе показано на схеме 1. 511
    Место политической культуры в общественной системе
    Схема 1







    Полит.

    систима



    Поле политической культуры
    Как часть культурной системы общества политическая культура включает в себя только те культурне элементы, которые задействованы в политическом процессе. Она детерминирует политическое поведение общества, формы участия граждан в политичес-кой жизни, функционирование и развитие политических институтов. Политическая куль-тура - это часть духовной культуры народа, включающая элементы, связанные с общест-венно-политическими процессами. Она активно взаимодействует с другими видами общественной культуры: экономической, правовой, религиозной и т. д.

    Как компонент политической системы политическая культура концентрирует в себе социально-психологические факторы политической жизни. Важную роль в ней играет политическое сознание - совокупность представлений, ценностей, убеждений, установок и т. п., которые отражают властные отношения в обществе и политические интересы граждан. Но отождествлять их нельзя.

    Понятие "политическая культура", во-первых, характеризует не только политическое сознание, но и политическое поведение. Сознание настолько включается в политическую культуру, насколько оно обусловливает поведение граждан.

    Во-вторых, понятие "политическая культура" охватывает не все политическое соз-нание и не все политическое поведение, а лишь их устоявшиеся, типичные проявления. По мнению российского философа М. X. Фарукшина, политическая культура представляет собой (512) совокупность стереотипов политического сознания и поведения [Фарукшин М.X. Политическая культура общества // Социально-политические науки. - 1991. - № 4. - С. 104].

    В-третьих, понятие "политическая культура" отражает не просто совокупность политических стереотипов общества, а типичный комплекс идеальных представлений о политике, включающей понимание того, какой должна быть политическая система, как она должна функционировать. Именно эти представления целенаправляют деятельность людей в сфере политики.

    В-четвертых, понятие "политическая культура", кроме рациональных, логичных факторов политического поведения, включает и ее бессознательные, аффектные аспекты: типичные проявления в политике темперамента, эмоций, присущих той или иной социальной общности.

    Сегодня существует широкий спектр мнений при определении понятия "политичес-кая культура". Их более сорока. Все определения политической культуры так или иначе подчеркивают ее направленность на изучение контекста политики, содержания политической жизни. С другой стороны, политическая культура - один из видов культуры, поэтому обладает ее общезначимыми признаками.

    Политическая культура - это совокупность индивидуальных отношений и ориента-ции к политическим объектам, базирующихся на определенном уровне политической идеологии и общественной психологии. Политическая культура формируется на протя-шении жизни многих поколений и включает идеи, убеждения, концепции о взаимоотно-шениях различных общественно-политических институтов, политические традиции, при-вычки, нормы политической практики, индивидуальнын и общественный опыт, эмоции. Это также ориентации и установки людей в отношении власти, политической системы в целом, это принципы взаимоотношений между отдельным человеком, обществом и государством. Можно сказать, что политическая культура - это единство- объективных социально-нормативных компонентов сознания, поведения и субъективных условий, отражающих то, как люди реагируют на политическую жизнь. Элементы политической культуры обусловлены социально-экономическими, национально-культурными, (513) общественно-историческими факторами, характеризуются относительной устойчивостью и изменяются лиш в процессе глубоких сдвигов в общественной жизни.
    1.2. Структура политической культуры
    В отечественной политологии к наиболее распространенным структурным компонентам политической культуры относят элементы политического сознания, мировоззрения, представлений, установок, ценностных ориентации, политическое участие, поведенческий аспект. В сложной структуре политической культуры можно условно выделить два основных компонента: культуру политического сознания и культуру политического поведения.

    Культура политического сознания представляет собой типичный для той или иной социальной общности комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, установок и ориентации, включенных в политическую деятельность. Политические представления - это образы политических объектов, которые формируются сознанием человека как непосредственно на основе индивидуального опыта, так и посредством социального общения и воспитания. Они могут основываться на объективном политическом знании или существовать в виде политических чувств и настроений, могут быть подлинными или ложными. Политические убеждения по своей сущности являются осознанными потребностями личности, побуждающими ее к определенным действиям в сфере политики. Важную роль в формировании политических убеждении играют полити-ческие ценности - нравственные принципы, нормы и идеалы политической жизни, значимые для отдельных индивидов и социальных групп. Устойчивость политическому сознанию придают политические традиции - исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение и сохраняющиеся в течение длительного времени нормативные образцы политического поведения. Политические традиции могут быть старыми и новыми, национальными и мировыми, динамичными и статичными, с высокой и слабой устойчивостью. Каждый тип традиций имеет сильные и слабые стороны. Преимущество старых традиций в их способности сдер (514)живать быстрые изменения, слабость - в преклонении перед прошлым опытом, отрицании новых подходов. Новые традиции в одних случаях отражают высокий динамизм культуры, а в других - дают возможность отказа от них под давлением обстоятельств.

    Перевод политических представлений, убеждений, ценностей и традиций в плоскость их практической реализации осуществляется посредством политических установок и ориентации. Политические установки характеризуют предрасположенность субъекта к определенным формам политической активности в определенных ситуациях. Особым видом политических установок являются политические ориентации. Политические ориентации - это установки, основанные на системном представлении субъекта о цели, плане и средствах осуществления предстоящих или выполняемых политических действий.

    Культуру политического поведения можно определить как совокупность типичных для той или иной социальной общности форм, образцов и норм политического участия и политической деятельности. Политическое участие в бихевиоральной политологии определяется как действия частных лиц, пытающихся оказать влияние на функцио-нирование политической системы. Это активность гражданского общества в отношении политических институтов. Культура политического поведения проявляется в степени, формах и способах участия граждан в электоральном процессе, в массовых политических акциях (митингах, демонстрациях, манифестациях, забастовках и т. п.), в деятельности политических партий и политизированных общественных организаций, в работе представ-вительных органов государственной власти и местного самоуправления. Она зависит от уровня образованности личности, пола, возраста, принадлежности к тому или иному социальному слою общества, профессии, уровня доходов, религиозных убеждений и т. п.

    Политическая деятельность - это категория, которая характеризует активность политических институтов. Индивид настолько может заниматься политической деятельностью, насколько он включен в структуру того или юного политического института. Культура политической деятельности проявляется в традициях и стереотипах при(515)нятия и реализации политических решений, политического управления и администрирования, восприятия и разрешения социально-политических конфликтов.
    1.3. Типология политических культур
    Политическая культура любого общества уникальна. Вместе с тем, в политических культурах разных обществ имеется немало общих черт, что дает основание для их объединения в определенные типы. Существует несколько подходов к типологизации политических культур. Наибольшее распространение получили исторический, функциональный, структурный и коммуникативный.

    В контексте исторического подхода тип политической культуры общества опре-деляется степенью развития гражданственности его членов. Основатели этого подхода - американские политологи Габриэль А. Алмонд и Сидней Верба. Основные принципы типологизации они определили в работе "Гражданская культура" [Almond G. А, Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. - Princeton, 1963]. Про-ведя в 1959-1960 годах широкомасштабные исследования позиций, ориентации и актив-ности в политике населения пяти стран - Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики, - ученые выделили три "чистых типа политической культуры": приходской, подданнический и партисипаторный.

    Приходская культура (англ, parochal culture) характеризуется индифферентным или негативным отношением членов общества к политической власти вообще, отсутствием интереса к политике и, вследствие этого, нежеланием принимать в ней личное участие. В этой культуре индивиды осознают себя в качестве членов малой социальной общности (прихода), но не гражданами государства.

    Подданническая культура (англ, subject culture) характеризуется отсутствием лично-го интереса к участию в политике, пассивным отношением к власти. Хотя в этой культуре граждане уже осознают себя членами политического сообщества, но их роль в полити-ческой системе сводится к роли подданных (объекта), которые лишь подчиняются власти.

    Партисипаторная культура (англ, participant culture) характеризуется большим или значительным інтересом (516) граждан к политике, активным отношением к политической власти, готовностью принимать личное участие в политической жизни.

    Однако политические культуры современных обществ, по мнению Алмонда и Вербы, нельзя отнести ни к одному из этих видов. Они представляют собой один из смешанных типов, в котором сосуществуют и пересекаются различные культурные элементы. Исследование доминант политического поведения позволило ученым выделить следующие смешанные типы политической культуры: приходско-подданнический, приходско-партисипаторный и подданническо-партисипаторный.

    Приходско-подданнический тип политической культуры присущ сегодня многим постколониальным странам Африки и Азии, которые, преодолевая трайбализм1 и местный сепаратизм, строят суверенные централизованные государства на основе авторитарной власти.

    Приходско-партисипаторный тип политической культуры характерен для тех развивающихся стран, которые идут по пути демократического развития. Приходско-партисипаторный характер имеет, например, политическая культура Индии.

    Подданническо-партисипаторный тип распространен в стабильных демократиях. Одним из его разновидностей можно считать гражданскую культуру современных цивилизованных обществ. В ней встречаются фрагменты приходской культуры. У известной части членов общества продолжает сохраняться подданническое отношение к политической власти. Хотя постоянную политическую активность демонстрирует не более 15% населения, но основная его масса психологически нацелена на участие в политической жизни, представляет собой потенциально активных граждан.

    Типология, предложенная Алмондом и Вербой, была первой попыткой типологизации политических культур. Отражая исторический аспект формирования политической культуры современных обществ, она в то же время не учитывала многих других существенных моментов политико-культурного феномена. (517)
    Функциональный подход к типологизации политических культур был предложен польским політологом Ежи Вятром в его книге "Социология политических отношений [Wiatr J. Sociologia stosunkow politycznych. - Warszawa, 1977]. Методология Вятра основывалась на том, что политическая культура как 'компонент политической системы, с одной стороны, во многом определяет качества политического режима (режима функцио-

    нирования политической системы), а с другой стороны, сама постоянно испытывает его воздействие. В соответствии с тремя базовыми типами политического режима в рамках функционального подхода выделяются три основных типа политической культуры: тоталитарный, авторитарный и демократический.

    Тоталитарная политическая культура характеризуется идеологической ангажиро-ванностью политического сознания и политического поведения членов общества, так как в тоталитарных системах имеет право на существование только одна, официальная идеология, которая должна признаваться всеми. Тоталитарной культуре присущи культ вождя, мифологизация сознания, активно-подданническое отношение к власти. Тотали-тарная власть требует от членов общества не только своего признания в качестве законной, но и постоянного проявления активности в свою поддержку. Аполитичность расценивается как проявление нелояльности к режиму. В тоталитарных системах действует принцип: "Кто не с нами, тот против нас". Политическая активность в условиях тоталитаризма часто имеет принудительный характер, так как ее побудительным мотивом является страх.

    Авторитарная политическая культура, наоборот, отличается аполитичностью. Хотя члены авторитарних систем могут проявлять самостоятельную активность в разных сферах общественной жизни (экономике, культуре и т. д.), но это не касается политики. Аполитичность культивируется режимом, который основан на единоличном правлении (правлении одного лица или небольшой группы лиц). Его вполне удовлетворяет пассивно-подданническое отношение к власти. Главное - чтобы не мешали править. В авторитарных системах действует принцип: "Кто не против нас, тот с нами".
    Демократическая политическая культура характеризуется толерантным отношением к различным поли тиче(518) ским взглядам и убеждениям, признанием оппозиции. Важнейшей политической ценностью являются гражданские права и свободы. Поскольку в демократических обществах граждане свободны в выборе – принимать или не принимать участие в политике, то реальная политическая активность является средней. При этом большинство членов общества внутренне готовы к политическому участию.

    Кроме базовых типов политической культуры, в рамках функционального подхода выделяются также промежуточные и переходные типы.

    Промежуточные типы политической культуры характерны для стран, политические режимы которых имеют ряд черт, присущих различным режимам. Так, политические режимы Польши во времена Владислава Гомулки и Венгрии при Яноше Кадаре нельзя с полным правом отнести ни к тоталитарному, ни к авторитарному типам. Это были тоталитарно-авторитарные режимы. Они утратили уже многие тоталитарные качества, но не стали еще в полной мере авторитарными. Тоталитарно-авторитарные режимы формировали и соответствующий тип политической культуры. Политическая культура Франции в период президентства Шарля де Голля также имела промежуточный, авторитарно-демократический характер. В ней было немало элементов авторитаризма, но сохранялись демократические основы.

    Переходные типы политической культуры свойственны обществам, которые находятся в процессе трансформации - целенаправленного перехода из одного качества в другое. Переходный характер имеют посткоммунистические общества, трансформирую-щиеся из тоталитарных в демократические. В их политической культуре сохраняются еще много тоталитарных наслоений, но набирают силу ростки новой, демократической культуры, возникают также рецидивы авторитаризма. Политическая культура переходного типа имеет гетерогенную (от греч. heterogenes - неоднородный по составу) структуру.

    Структурный подход к типологизации политических культур был обусловлен разработкой понятия доминирующая культура. Американские политологи, находящиеся под влиянием работ Алмонда, Пауэлла и Вербы, обратили внимание на то, что в политической культуре любого общества имеются образования, свойственные (519) отдельным социально-классовым, этнонациональным, религиозно-конфессиональным, поло-возрастным или территориальным группам. Их взаимоотношения в различных обществах неодинаковы. В одних обществах они сосуществуют более или менее гармонично, в других - находятся в состоянии конфронтации. Это дало основание для выделения гомогенного и гетерогенного типов политической культуры.

    Гомогенный тип характеризуется тем, что составляющие политическую культуру общества специфические образования, несмотря на существующие между ними различия во взглядах на власть, отношение к правящей элите, имеют общее базисное основание. Такие образования стали именоваться политическими субкультурами. Базисное основание получило название доминирующей культуры.

    Доминирующая культура - это комплекс политико-культурных элементов, которые присущи большинству социальных групп данного общества. Политико-культурные образования, не имеющие общего поля с доминирующей культурой, определяются как контр-культуры. Доминирующая культура выполняет интегративную функцию по отношению к политической системе. Политические структуры, которые не придерживаются принципов доминирующей культуры, рассматриваются в качестве антисистемных. Наличие доминирующей культуры придает политической культуре общества гомогенный (цельный) характер.

    Гетерогенный тип характеризуется отсутствием доминирующей культуры. Не имея общего основания, политические культуры различных социальных групп противостоят друг другу. Гетерогенная политическая культура детерминирует социальные, этнические, религиозные и другие политические конфликты. Она порождает тенденции дестабилизации политической власти, дезинтеграции политической системы общества.

    Коммуникативный подход к типологизации политических культур во многом был предопределен работой известнейшего современного философа, логика и социолога Карла Поппера "Открытое общество и его враги". В ней автор противопоставляет "закрытым обществам", культура которых консервативна, основана на коллективной ответствен-ности, обременена множеством вся(520)ческих табу, законов и обычаев и поэтому закрыта для внешнего влияния и прогресса, "открытые общества", где право принятия личных решений, личная свобода и личная ответственность граждан предопределяет динамизм развития и открытость их культуры. Методология Поппера дала основание для выделения в дальнейшем закрытого и открытого типов политической культуры.

    Закрытая политическая культура - это замкнутый, сориентированный только на собственные локальне ценности, образцы и нормы, тип, для которого характерен традиционализм политического сознания и поведения. Закрытые политические культуры не способны к сколько-нибудь продуктивному обмену ценностями с другими политико-культурными системами. Этот тип политической культуры свойственен для патриархаль-

    ных и тоталитарных обществ.

    Открытая политическая культура характеризуется способностью к коммуникации. Открытые культуры сравнительно легко вбирают в себя инокультурный опыт. Они обладают склонностью к новациям и модернизации. Открытый характер имеют политические культуры демократических обществ, что обусловливает динамичность и эволюционность их развития.

    Многообразие методологических подходов к типологизации политической культуры и множественность ее типов отражают всю сложность политико-культурного феномена. Представляя собой архисложное структурное образование, политическая культура любого общества в качестве конструирующих ее атомарных элементов имеет политическое сознание и поведение каждого из его членов. Как человек ведет себя в политике, какие особенности имеет его политическое сознание и поведение - это во многом определяется процессом политической социализации.
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   54


    написать администратору сайта