Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
Скачать 9.82 Mb.
|
Глоссарий Вероятность подкрепления – условия проявления определенных оперантных действий в соответствующих обстоятельствах. Обстоятельства проявления определенных оперантов часто определяются как схемы подкрепления. Генерализация стимулов – имеет место тогда, когда стимул (стимулы) в силу их повторных ассоциаций с подкреплением становятся подкрепляющими и \ или дискриминантными стимулами, а другие стимулы, имеющие сходство сними также приобретают подкрепляющие и \ или дискриминантные свойства. Депривация – состояние лишенности желаемого объекта, выражающееся в обретении со временем объектом тенденции обладания потенциалом подкрепле- ния, становление «запретного плода» сладким. Основные отличия психодинамического подхода. 111 Дискриминантные стимулы – индикаторы проявления определенных операн- тов, сигнализирующие об обстоятельствах вызывания стимула. Дифференциальное подкрепление – имеет место в тех социальных ситуациях, в которых человеку предстоит выбор между двумя или несколькими альтерна- тивными линиями поведения, приводящими к одному и тому же результату. Затухание – процесс возвращения операнта в свое исходное состояние при не- подкреплении условий проявления операнта. Моделирование – процесс научения в котором индивид (индивиды) актуализи- рует реакции, наученные посредством наблюдения за действиями и их последст- виями со стороны других людей. Негативное наказание – сокращение или устранение событий, последствий или изменений в окружении, приводящее к сокращению проявлений нежелатель- ного поведения. Негативное подкрепление – стимулы, способствующие устранению проявле- ния определенных оперантов. В случае негативного подкрепления речь идет о со- кращении окружения, способствующем прекращению проявлений нежелательно- го поведения. Нейтральные подкрепления – события и последствия, следующие за некото- рым оперантом и не оказывающие влияния на вероятность его проявления в бу- дущем. Оперант – поведение (реакция) личности вызывающая изменение в его окруже- нии. Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реак- ции, движения, процессы, операции и т.д., т.е. любые измеряемые реакции. Позитивное наказание –сокращение или устранение событий, последствий или изменений в окружении индивида, приводящее в случае применения после их про- явления к повышению вероятности будущих проявлений желательного поведения. Позитивное подкрепление – события, последствия или изменения в окружении индивида обусловленные некоторым оперантом, повышающим вероятность его проявления. Респондент – реакция организма на определенного рода стимуляцию. Основное различие между оперантом и респондентом заключается в отношении поведе- ния к стимулу. Операнты контролируются своими последствиями (стимулами, следующими за ними), в то время как респонденты контролируются стимулами, предшествующими им. Стимул – события, последствия или изменения в окружении индивида, оказы- вающие воздействие на его поведение. Вопросы для обсуждения 1. В чем своеобразие бихевиористского подхода к анализу социально- психологической феноменологии? 2. В чем причины избрания естественнонаучного подхода (позитивистского) как ведущей методологии исследования? 3. Каковы основные тенденции развития современного бихевиоризма в соци- Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии 112 альной психологии? 4. Почему бихевиористы избегают рассмотрения внутренней активности лично- сти как детерминанты поведения? Для дополнительного чтения 1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Ас- пект Пресс, 2000. 2. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004. Основной источник Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун- та, 1984. Специфика бихевиористского подхода в социальной психологии. Психодинамический подход в социальной психологии Психоанализ, а точнее психодинамический подход в социальной психологии, явле- ние достаточно дискуссионное и неоднозначное. Воспринимаясь многими исследователя- ми, в силу своей склонности к анализу бессознательных психических процессов, как нена- учный, психоанализ достаточно убедительно доказал в последние годы свою продуктив- ность при рассмотрении в том числе и социально-психологической феноменологии. При- влечение концептуального и инструментального аппарата психоанализа оказалось продук- тивным применительно, по крайней мере, к двум фундаментальным областям социально- психологических исследований – области самости, в аспектах ее структуры, формирова- ния, развития и функционирования, а так же групп, как больших, так и малых, в аспекте бессознательных процессов, реализующихся в них. Историко-культурные основания психодинамического подхода Теоретические основания психодинамического подхода основываются на идеях классического психоанализа З. Фрейда. Для понимания которых необходимо, опять-таки погружение в историко-культурный контекст их формования. Прежде всего следует упо- мянуть эволюционное учение Дарвина и биогенетический закон Геккеля. Большое влия- ние на его оказало пребывание в физиологическом институте в Брюкке. Где он написал свою первую научную статью и познакомился с Йозефом Брейером. В больнице Сальпет- риер в Париже он столкнулся с известным психиатром Шарко и методом гипноза. Боль- шое влияние на него оказали такие великие личности как Вильгельм Лейбниц, создатель учения о монадах – мельчайших духовно-психических частицах, врач и естествоиспыта- тель Карл-Густав Карус, установивший, что бессознательная психическая деятельность проявляется через психические переживания и сны; философ Эдуард фон Гартман, напи- савший трехтомник «Философия бессознательного»; философ и педагог Иоганн Гербарт, описавший влечения, которые могут быть вытеснены «за порог сознания»; философ Артур Шопенгауэр, чья «Воля к жизни» имеет много общего с Фрейдовским инстинктом или «Эросом». Фрейд был блестящим эрудитом, много времени уделявшим художественной литературе. Наконец, он творил во время величайших открытий в области естествознания: атомарной модели Резерфорда, принципа относительности Эйнштейна, явления радиоак- тивности супругами Кюри и др. все это вместе взятое и интегрированное в блестящем мышлении Фрейда и создало предпосылки для построения известнейших топографиче- ской (сознание – предсознание – бессознательное) и структурной моделей (Супер-Эго – Эго – Оно), лежащих в сердце психоанализа. На примере психоанализа особенно явственно прослеживается идея влияния кон- текста на понимание происходящего. Психоанализ на этапе своего формирования отли- чался исходной направленностью на аккумуляцию достижений всей человеческой культу- ры применительно к пониманию ее субъекта и объекта – человека во всем многообразии его проявлений и тайн, не доступных рациональному пониманию и объяснению. Будучи свободным от комплекса самоедства в связи с осознанием собственной ненаучности в ее естественнонаучном понимании, психоанализ добился признания себя как достижения Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии 114 культуры и оказал на нее огромное влияние. На его примере читателю должно стать по- нятно. Что понять нечто можно только обратившись к его корням, вскрыв тот культурный контекст, который в существенной степени и определил его уникальность. Уникальность психоаналитической трактовки социально-психологической феноменологии как раз и за- ключается в том, что ее понимание становится возможным при реконструкции этого исто- рико-культурного контекста. Как уже отмечалось выше, Фрейд формировался как иссле- дователь под влиянием определенных людей и связанных с ними идей, его видение психо- логической проблематики происходило в конкретной время войн и связанных с ними раз- рушений, демонстрировавших со всей наглядностью звериное нутро, освобождающееся в экстремальных ситуациях от сдерживающих рамок морали. Наконец, непосредственное влияние на нее оказали достижения естествознания этого времени с его акцентом на про- блематику энергетики. Открытия физиков-ядерщиков создали основание для использова- ние метафоры энергии и предложили атомарный вариант его структурного носителя. Идеи диалектики повлияли на включение в эту структуру противоположных первоначал (эрос – танатос, Оно – Сверх-Я), единство и борьба которых и составляют личность (Эго) и ее движущие силы (энергетический резервуар), насыщающий активность личности. Не останавливаясь на анализе специального понятийного аппарата психоанализа, не имеющего прямого отношения к предмету социальной психологии, отметим, что только благодаря гению и харизме Фрейда в рациональное мышление была введена сама идея иррационального и необходимости использования особой исследовательской методоло- гии, обладающей способностью схватывать не лежащее на поверхности сознания и сво- бодной как по структуре, так и по содержанию. Именно погружение в мир другого челове- ка с целью выявления скрытой подоплеки его проблемного поля и составляет отличитель- ную особенность психоанализа и его последующих, в том числе и психодинамических, модификаций. Именно в психодинамическом подходе впервые ставится вопрос о роли личности исследователя в процессе познания и его проекциях, делающих это познание не свободным от самого себя и необходимости принятия специальных усилий и использова- ния специальных средств для приближения к пониманию сути происходящего. Как уже отмечалось, психоанализ обладает уникальным рядом понятий, языком и методом для исследований субъективных переживаний. Он обладает теорией о том, что побуждает социальную жизнь. Он описывает и изучает процессы, посредством которых социальный мир становится частью внутреннего мира создавая наше социальное бытие, а нас социальными сущностями. Посредством психоанализа можно изучать содержание нашего внутреннего мира, подразумевая по этим те пути, посредством которых мы фор- мируем значение внешнего мира и впоследствии репрезентируем его символически в том же внутреннем мире, создавая свою собственную физическую реальность и самость. В психоанализе присутствие и влияние других людей постоянно и глубинно как в отноше- нии внешней реальности, так и по отношению к собственному внутреннему миру. психо- динамика может быть представлена как средство для проверки того, как индивиды конст- руируют и интернализуют социальный мир и сами конструируются им. С точки зрения представителей психодинамического подхода вещи не являются та- кими, какими они кажутся на первый взгляд. Большая часть из того, что мы считаем при- сущим нам, социальной жизни и обществу требует переосмысления. Основные отличия психодинамического подхода. 115 Так как психодинамический подход предоставляет всестороннее описание субъек- тивных переживаний со своей собственной позиции, а эти переживания являются предме- том изучения и объяснения и других традиций и подходов, представленных в данной кни- ге, он создает одно из оснований диалогического углубления в понимание их природы на интегративно-эклектическом основании. В чем-то эти описания пересекаются друг с дру- гом, а в чем-то психодинамический подход отличается от всех других. Такого рода отли- чия и совпадения создают фундамент для очень важного – развития самостоятельного ана- лиза и рефлексии самого читателя. Сопоставляя различные подходы друг с другом, согла- шаясь или не соглашаясь с ними в тех или иных вопросах мы развиваемся как самостоя- тельные личности, способные принимать самостоятельные и обоснованные решения. Специфика психодинамического подхода в социальной психологии В целом психодинамический подход занимается выяснением того, как, когда и с ка- ким результатом мы конструируем нашу внутреннюю символическую репрезентацию внешнего мира. Основополагающей для них является идея о том, что структура и содер- жание нашей самости или осознания самих себя задается в первые годы жизни в процессе взаимодействия со значимым окружением. Этот микросоциальный контекст рассматрива- ется как связь между индивидом и обществом. В соответствии с психодинамическим подходом, каждый из нас существует в собст- венной психической реальности. Наши собственные уникальные репрезентации мира яв- ляются предубежденными или сконструированными в своих собственных целях. В нашем внутреннем мире наша психическая реальность является единственной и она приводит к отрицанию, преувеличениям, идеализациям или другим самым разнообразным фантазиям. Демаркация между реальностью и фантазией крайне сложна. Объективная , многообразие вариаций внутренних символических репрезентаций реальности, осознанные и неосозна- ваемые фантазии и воспоминания постоянно переплетаются в наших субъективных жиз- ненных переживаниях и самым непосредственным образом влияют на то, как мы действу- ем в мире. С учетом изложенного специфику рассмотрения социально-психологической фено- менологии с позиций психодинамического подхода можно представить в ряде особенно- стей связанных с его экологической валидностью, фокусированием на смыслах и субъек- тивных переживаниях и специфических методах доказательства, к разворачиванию кото- рых мы и переходим. Экологическая валидность. Психодинамика обычно исследует процессы и явле- ния, имеющие длительную продолжительность во времени, даже если они только начали изучаться. Это традиционные для психоанализа сеансы, многочисленные встречи с клиен- том и группой, получившая широкое распространение групповая терапия. В отличие от экспериментальной психологии, и, имеющей отношение к краткосрочным группам незна- комых людей, в психодинамике осуществляется работа с группами и клиентами, имею- щими длительную историю совместного функционирования. Причем проявления этой истории, ее внутреннего контекста, могут носить как осознанный, так и неосознанный ха- рактер. Когда человек входит в новую группу, при всех стараниях экспериментатора обес- печить «чистоту» эксперимента, ему это не удастся. У члена новой группы, как и клиента Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии 116 во время консультативного сеанса, есть своя внутренняя история, его взгляды и предубеж- дения, отношение к происходящему и многое другое. В этом смысле психодинамическое исследование выгодно отличается от классического экспериментального именно своей экологичностью, жизненностью, а не препарированностью. Правда, провоцируя обвине- ния в субъективизме, психодинамический подход пытается дополнить понимание лично- сти и группы более множественными и неосознаваемыми типами научения, конструкция- ми реальности и самости. Фокусирование на смыслах и субъективных переживаниях Психодинамический подход пытается заглянуть внутрь того, что происходит, выйти за пределы наблюдаемого поведения, чтобы в понятиях ухватить те значения, которыми обладает для них происходящее и связанные с ним субъективные переживания и эмоцио- нальные состояния. Он концентрируется на неосознаваемых мотивах людей, на несозна- ваемой коммуникации между ними, на динамике коллективного бессознательного. Методы доказательства Психодинамика в практике своих исследований использует методы, которые непри- емлемы для экспериментальной традиции. Ее методы предполагают наблюдение, станов- ление исследователя частью наблюдаемого, осознание собственной вовлеченности в про- исходящее, давление неосознанной коммуникации. Будучи одновременно аналитиком и участником, исследователь получает возможность реального видения и мониторинга того, что происходит в обыденном смысле, может рефлексировать свое собственное наблюде- ние, реакцию на происходящее, делать выводы об основополагающих значениях. Все эти наблюдения и самоанализ производятся во времени и часто при таких обстоятельствах, которые дают ему возможность для динамического анализа изменений в ходе происходя- щих процессов. Все эти особенности психодинамического подхода показывают его сильные сторо- ны, одновременно обнажая слабые – прежде всего субъективизм и герменевтичность с точки зрения традиционной экспериментальной социальной психологии. В то же время они полностью соответствуют системе эпистемологических и онтологических оснований современной социальной психологии, способствуют оживлению психологической науки. Основополагающие понятия индивида и группы Первые исследования по вопросам групповой психодинамики связаны с исследова- ниями У. Байона (Bion) в Тэвистокской клинике (1961), показавшими наличие скрытой неосознаваемой жизни группы, связанной с интрагрупповым напряжением, взаимоотно- шениями и эмоциями. Социально-психологические представления, обусловленные специ- фикой межличностного обращения, формированием, развитием и функционированием самости как социальной сущности отражены во многих работах представителей эго- психологии и теории объектных отношений. Поскольку понятия об индивиде были разра- ботаны в рамках психодинамической традиции раньше по времени и более многоаспектно, не удивительно, что они в существенной степени предопределили специфику рассмотре- ния бессознательных процессов в группе. Для всех разновидностей психодинамических подходов характерными являются следующие три кластера понятий и выводов о природе Основополагающие понятия индивида и группы. 117 личности: неосознаваемая мотивация; влияние обращения в раннем детстве; контроль бес- покойства. Неосознаваемая мотивация – как признание того, что вещи не являются такими, ка- кими они кажутся (Morgan и Thomas, 1996, с. 73), что человеческое поведение и сознание в высокой степени детерминированы бессознательными мотивами, которые могут пробуж- дать кажущиеся иррациональными чувства и поведение. Для психодинамики характерна идея признания бессознательного, как фактора детерминирующего поведение, часто про- тивоположное осознаваемым целям. Если этот тезис принимается, можно предположить, что люди, объединяющиеся в группу с той или иной целью, могут быть детерминирован- ными как осознаваемыми, так и неосознаваемыми факторами. Примеры внешне иррацио- нального поведения достаточно известны в условиях семьи, рабочей группы и т.п. Но по- скольку мы обычно не принимаем этих неосознаваемых сил, становится трудным или не- возможным рефлексировать то, что происходит, адекватно изменять поведение и адапти- ровать роли. Примером такого рода иррационализма является провоцирование конфликта с преподавателем студенческой группой при осознании того, что ей в недалеком будущем придется столкнуться с ним на экзамене. В данном случае мы имеем дело с параллельным существованием двух групп – одной, полностью осознающей последствия конфликта, и второй – неосознаваемой группы, заинтересованной в эмоциональной жизни группы как целого. Влияние обращения в детстве. Второй кластер выводов связан с влиянием (специ- фики обращения со значимыми другими в очень раннем детстве) на характер переживаний взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненный опыт приводит к формирова- нию устойчивых внутренних миров, которые эмоционально заряжают конструкции внеш- них миров, их эмоциональное переживание, представляют сконструированные основания психической реальности. Интернализованные (интроецированные) версии других людей и их отношений, за- печатленные в раннем детстве, составляют главное этих внутренних миров. В теории объ- ектных отношений идентификации с данными интроекциями рассматриваются как источ- ники самости, создаваемой другими людьми. Интроецируются не только отдельные люди, но и люди в группах. Все эти комбинации внутренних объектов и объектных отношений потенциально доступны для нашей идентификации с ними, построения самих себя и как шаблонов для нового воспроизведения посредством неосознаваемых процессов трансфера. Идея «неосознаваемой группы» представляет новое направление в размышлении о влия- нии членства в группе; ограничении линии раздела между индивидом и другими членами группы. Практически во всех культурах ранний опыт взаимоотношений формируется в семьях и в среде родственников. В соответствии с психодинамическим подходом он вы- ступает в качестве блоков, лежащих в основе построения нашего жизненного поведения, использования других в обстоятельствах группового взаимодействия. Мы часто использу- ем одни и те же зафиксированные в детстве шаблоны построения взаимоотношений, про- шлые из них проецируем на настоящее, используем примитивные формы защиты от гро- зящей опасности, чувствуем себя разорванными. Это особенно характерно для людей в состоянии стресса, подавленности, болезни и т.п. В группе беспокойство может вызвать ассоциация с поведением, связанным с соперничеством, завистью, запугиванием, испы- Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии 118 танными в детстве со стороны братьев и сестер и т.п. Однако под этой не всегда рацио- нальной логикой скрываются и рациональные начала; если провести аналогию с имприн- тингом, можно предположить, что шаблоны, усвоенные в детстве, могут устойчиво фик- сироваться в поведенческом опыте и импульсивно воспроизводиться в случае быстрого нахождения рациональных альтернатив. Контроль беспокойства связан с психологической защитой, направленной на пре- одоление внутреннего дискомфорта. Практически для всех школ психодинамики харак- терно признание того, сто сознание и наши внутренние версии мира – установленные в детстве – систематически меняются с целью избегания беспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних версий мира, делающих жизнь более терпи- мой. Так как она часто проявляется бессознательно, с действием ее механизмов связаны многие иррациональные поступки и представления. Если такая защита функционирует на уровне индивида, легко предположить ее су- ществование и на уровне группы, как целостного организма. Член группы, осознанно или нет, но может передать свое беспокойство другим. Когда этим беспокойством заражается несколько членов группы, они неосознанно могут выработать единую стратегию защиты, направленную на преодоление этого беспокойства. Такие же процессы могут происходить и в больших группах, в частности, в толпе. Вполне возможно, что транслируемое другим членам группы беспокойство может быть спровоцированным эмоциями и конфликтами, пережитыми в раннем детстве. Одним из наиболее существенных источников беспокойства является попытка дифференцировать собственную самость от других людей, сохранив свою собственную идентичность. |