Главная страница
Навигация по странице:

  • Манера выговаривать слова

  • Высота звука

  • Сила звука

  • Интонационная разметка текста

  • Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
    АнкорКузнецов, Риторика
    Дата22.03.2022
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКузнецов Риторика.pdf
    ТипУчебное пособие
    #409308
    страница20 из 47
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   47
    Ы У — У — И — И — У — У — О — О
    У — У — Э — Э — У — У — А — А
    У п р а ж н е н и е 3. Произнесите следующие сочетания со
    гласных с гласными (слоги). Слоги нужно произносить, четко выговаривая каждый звук. Упражнение выполняется много
    кратно в течение ряда занятий:
    ПА — ПО — ПУ — ПЭ — ПЫ — ПИ
    БА — БО — БУ — БЭ — БЫ — БИ
    ДА — ДО — ДУ — ДЭ — ДЫ — ДИ
    ХА — ХО — ХУ — ХЭ — ХЫ — ХИ
    КА — КО — КУ — КЭ — КЫ — КИ
    ГА — ГО — ГУ — ГЭ — ГЫ — ГИ
    НА — НО — НУ — НЭ — НЫ — НИ
    МА — МО — МУ —МЭ — МЫ — МИ
    ФА — ФО — ФУ — ФЭ — ФЫ — ФИ
    ВА — ВО — ВУ — ВЭ — ВЫ — ВИ.
    ЛА — ЛО — ЛУ — ЛЭ — ЛЫ — ЛИ
    У п р а ж н е н и е 4. Произнесите сочетания согласных в слогах шепотом, но так, чтобы было слышно. Произносите сначала очень медленно и сильно. Звук [т] надо произносить энергично. С каждым днем темп рекомендуется ускорять, но твердость и сила удара на [т] должна оставаться постоянной:
    ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЭ — ПТЫ — ПТИ; БТА —
    БТО — БТУ — БТЭ — БТЫ — БТИ; ХТА — ХТО — ХТУ —
    ХТЭ — ХТЫ — ХТИ и т. д. со всеми согласными.
    У п р а ж н е н и е 5. Произнесите сочетания трех одина
    ковых согласных с гласными. Нужно начинать с медленного темпа, а затем с каждым днем ускорять его, доведя до быст
    рого:

    232
    ТТТА — ТТТО — ТТТУ — ТТТЭ — ТТТЫ — ТТТИ;
    БББА — БББО — БББУ — БББЭ — БББЫ — БББИ; ХХХА —
    ХХХО — ХХХУ — ХХХЭ — ХХХЫ — ХХХИ и т. д. со всеми согласными.
    2. Произношение скороговорок
    Скороговорки (иногда в этом смысле говорят о чистоговор
    ках) также укрепляют мышцы органов артикуляции и обеспе
    чивают хорошую разборчивость даже при быстром темпе речи.
    Скороговорки произносятся сначала медленно, спокой
    но, один раз, затем два раза подряд вдвое быстрее, потом в четыре раза быстрее — четыре раза и, наконец, в восемь раз быстрее — восемь раз. Желательно произносить их на одном дыхании (на выдохе после глубокого вдоха). Повторяющиеся согласные должны звучать чисто и отчетливо.
    Приведем тексты некоторых популярных скороговорок.
    1. На дворе — трава, на траве — дрова.
    2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    3. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа ки
    пит укроп.
    4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
    5. Сшит колпак не поколпаковски, его надо переколпа
    ковать и выколпаковать.
    6. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
    7. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок,
    Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!
    3. Речь с “камушками” во рту
    Это упражнение является одним из самым популярных и эффективных для развития дикции. Рекомендуется положить за щеку небольшие предметы (орешки, конфеты, камушки)
    и пытаться говорить так, как будто во рту ничего нет. При этом, конечно, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не подавиться!
    Сначала речь будет неразборчивой, но путем напряжения мышц артикуляторных органов нужно постараться преодолеть

    233
    неразборчивость. В этом и заключается тренировка. Человек по
    степенно привыкает говорить, напрягая артикуляторные мыш
    цы, и эта привычка сохраняется в повседневной речи.
    Манера выговаривать слова включает в себя характер
    ный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов и т. п. У каждого человека есть характерная манера выговаривать слова, формализовать которую доволь
    но трудно, гораздо легче воспроизвести (или спародировать).
    Доказательством этого служат многочисленные пародии на известных политических деятелей (например, характер
    ное произношение слова “что” как [штаа] и т. п.).
    Эта манера не уникальна, так как близкие люди, долго живущие вместе, говорят похоже. Точно так же дети часто перенимают манеру разговора своих родителей.
    Иногда это особенно заметно у маленьких детей, про ко
    торых говорят: “Он (она) говорит, как взрослый”.
    Представляется, что манера выговаривать слова связана не только и не столько с характером артикулядии, а опреде
    ляется главным образом специфической ритмической струк
    турой слова (соотношением по длительности и интенсивности ударного и безударных слогов в слове), а также особыми мо
    дификациями интонации.
    Манера произносить слова тесно связана с понятием стиля
    произношения, о котором уже говорилось в первом разделе.
    Нормативная, стандартная манера соотносится с полным или нейтральным стилем, а все индивидуальные особенности про
    изношения присущи именно разговорному стилю.
    Например, слово “человек” некоторые произносят как
    [чьлавек], а некоторые — всегда как [чел]. Манера произно
    шения часто характеризуется диалектными особенностями ритмики и интонации.
    Выделяются следующие недостатки речи, которые мож'
    но отнести к манере произношения. Они не являются язы
    ковыми и относятся к парафонетике.
    1. Эканье — вставка паразитических звуков типа [э], [м] и т. п. в паузах между фразами или словами, часто как знак раз

    234
    мышления или колебания. Это звуки неполного образования,
    часто менее интенсивные, чем языковые. Иногда они незамет
    ны, а иногда очень заметны и вызывают раздражение у слуша
    ющих.
    Рекомендуется избегать эканья в ситуациях делового об
    щения, поскольку наблюдаются социальные проявления на
    рочитого эканья по отношению к “низшим” социальным сло
    ям.
    2. Продление гласных и иногда согласных в конце фразы также как знак раздумья или колебания. Чаще всего продля
    ются гласные в союзах что, и, в словахпаразитах ну, вот, в некоторых предлогах, в слове это, иногда в личных место
    имениях.
    3. Задержка дыхания на вдохе, что происходит неосоз
    нанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующее мгновение и еще не закончилась фаза контроля и селекции речевых единиц.
    4. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы.
    Они также неуместны и нежелательны с точки зрения рече
    вой этики в официальной обстановке.
    5. Чмоканье — шумное “отлипание” средней части спин
    ки языка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания, а в спонтанной речи — также для выбора. Оно меньше контроли
    руется говорящим, чем эканье или шумные вздохи.
    Слабое чмоканье — смачивание полости рта, сглатыва
    ние — физиологически свойственно всем и производится ма
    шинально. Чмоканье неприятно для слушателя, важно уметь контролировать этот процесс.
    6. Назализация — произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит изза небрежного, преждевремен
    ного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы. Назализация оценивается как вульгарная черта в речи.
    7. Эмканье — смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе[м], девушки[м] и т. п.). Это также ре
    зультат речевой небрежности, которую следует преодолевать.

    235
    Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выговаривать слова, необходимо постоянно слушать и ста
    раться точно воспроизводить нормативную речь полного или нейтрального стилей.
    К сожалению, образцы такой речи сейчас уже редко мож
    но услышать даже по радио и телевидению, это преимуще
    ственно речь людей, прошедших специальную подготовку, —
    профессиональных дикторов и актеров.
    Существуют лингафонные курсы русского языка для ино
    странных учащихся, которые также содержат образцы нор
    мативной русской речи. Всем, кто хочет улучшить свою ма
    неру произношения, можно порекомендовать заниматься са
    мостоятельно по этим курсам.
    Голос
    Большое значение для устной речи имеет голос человека.
    Это индивидуальная характеристика человека, такая же уни
    кальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под
    голосом понимается совокупность разнообразных по высоте,
    силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок.
    Высота звука (или высота голоса) определяется часто
    той колебаний голосовых связок. Поскольку у мужчин и жен
    щин голосовые связки различаются по длине и толщине, то и высота голоса у них обычно разная: у мужчин в среднем 100—
    250 Гц, у женщин в среднем 200—400 Гц. Диапазон высот для человеческих голосов может составлять от 80 Гц до 1300 Гц
    (приблизительно 4 октавы). Предельные значения диапазона наблюдаются в певческих голосах (бас и меццосопрано). Для обычных голосов диапазон изменения высоты звука состав
    ляет 2 октавы.
    Сила звука интенсивность звуковых колебаний, кото
    рая связана с их амплитудой. Человек воспринимает разные по силе звуки как более громкие или более тихие.
    Громкость — это субъективная характеристика силы зву
    ка. При восприятии возникает сложное взаимодействие между

    236
    высотой и силой звука и их субъективной оценкой. Так, если низкий и высокий звуки одинаковы по силе (т. е. имеют одина
    ковую интенсивность), то высокий звук воспринимается как более громкий. Поэтому женщине с высоким голосом часто при
    ходится слышать замечания, что она кричит или повышает го
    лос.
    Тембр — важная характеристика голоса. Объективно (т.
    е. с точки зрения акустических показателей) тембр — это ок
    раска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон.
    Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как прият
    ный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или виз
    гливый и т. п.
    Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуален, что в конечном счете зависит от строения его произносительного аппарата (наличия в нем необходимых резонаторов).
    Тембр изменяется не только с возрастом, но и в зависи
    мости от физического и эмоционального состояния человека.
    Так, по голосу можно судить, веселый человек или груст
    ный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т. д.
    Умение владеть голосом — важный показатель ораторс
    кого мастерства и предпосылка убедительности устной речи.
    Необходимыми качествами ораторского голоса являются: кра
    сивый тембр (в любой ситуации), сила, полетность, выносли
    вость, большой диапазон. К недостаткам голоса относят не
    приятный тембр, хрип, сип, малый диапазон, напряженное звучание.
    Специалисты по сценической речи (которые главным об
    разом и занимаются развитием голоса) считают, что хоро
    ший природный голос необходимо тренировать, чтобы он стал выносливым, готовым к большим нагрузкам. Регулярно зани
    маясь, можно его развить, усилить, расширить диапазон,
    заставить звучать резонаторы и тем самым улучшить тембр.
    Система упражнений для развития голоса включает:
    • упражнения, приучающие верно направлять звук, не напрягаясь;

    237
    • упражнения, направленные на развитие голосового диа
    пазона, силы, полетности.
    Важно найти натуральную высоту тона голоса, которая обычно находится в среднем регистре человека и на которой голос хорошо звучит. Затем необходимо совершенствовать качество звучания на других регистрах, осуществляя дыха
    тельные упражнения одновременно со звуковыми.
    Интонация
    Интонация — важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разными интонациями, может приобрести разные смыслы. С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения:
    утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.
    Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверя
    ют больше, чем словам, т. е. прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности.
    Так, например, АбульФарадж, ученый XIII в., писал:
    “Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несом
    ненно, чемто глубоко опечален; кто говорит слабым голосом —
    робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвяз
    но, — глуп как коза”.
    Человек, говорящий на родном языке, легко различает са
    мые тонкие оттенки интонации на слух, но часто не умеет вос
    производить их в собственной речи.
    Вообще публичная речь большинства людей характери
    зуется интонационной бедностью, что проявляется прежде всего в монотонном и однообразном интонационном оформле
    нии высказываний. Школьники, пытаясь придать выразитель
    ность своему чтению вслух, читают часто с завываниями,
    слишком громко или слишком быстро.
    Между тем, по словам известного языковеда С. И. Бернш
    тейна, “диктор должен быть тем мастером звучащего слова,

    238
    который при помощи чтения создает впечатление свободной устной речи”. Для того чтобы овладеть всей полнотой интона
    ции языка, необходимо, вопервых, знать некоторые теорети
    ческие сведения и, вовторых, выполнять специальные упраж
    нения.
    Прежде всего необходимо усвоить, что интонация — это комплексное средство языка, которое включает в себя не
    сколько компонентов: мелодику, логическое ударение, гром
    кость, темп речи и паузу.
    Мелодика— это изменение высоты тона голоса на протяже
    нии высказывания. Она является главным компонентом интона
    ции, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова.
    В русском языке выделяются несколько типов мелодики,
    основными из которых являются:
    мелодика завершенности, которая характеризуется по
    нижением высоты голоса к концу высказывания и свойствен
    на повествовательным предложениям, а также вопроситель
    ным предложениям с вопросительным словом;
    вопросительная мелодика, которая характеризуется по
    вышением высоты тона и свойственна вопросительным пред
    ложениям без вопросительного слова (общий вопрос);
    мелодика незавершенности, которая близка к вопроси
    тельной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного выс
    казывания.
    Логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) — это выделение с помощью инто
    национных средств какоголибо слова в высказывании, кото
    рое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя.
    Часто в этом смысле говорят о месте интонационного цен
    тра высказывания, т. е. том слоге или слове, на котором про
    исходит коммуникативно значимое изменение высоты тона голоса.
    Интонационный центр высказывания всегда располагает
    ся на том слове, которое говорящий хочет акцентировать.

    239
    В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. Например:
    Вы пойдете в театр?— Да, в театр.
    — Вы пойдете в театр?— Да, пойдем.
    — Вы пойдете в театр?— Да, мы.
    Громкость — это воспринимаемая слушателем интен
    сивность высказывания. Интенсивность высказываний всех коммуникативных типов обычно уменьшается к концу выска
    зывания. Более важные в смысловом отношении части пред
    ложения обычно характеризуются более высоким уровнем сум
    марной интенсивности, т. е. более громки, чем малозначимые части предложения.
    Темп речи — скорость произнесения элементов речи (зву
    ков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для харак
    теристики темпа используют длительность звуков, на прак
    тике же пользуются показателем количества звуков (слогов,
    слов), произнесенных за единицу времени (секунду или ми
    нуту).
    Основные закономерности изменения темпа речи на про
    тяжении высказывания состоят в том, что в конце высказы
    вания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характе
    ризуются замедлением темпа речи. Другими словами, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более мед
    ленно.
    Пауза — перерыв в звучании является важным сред
    ством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл выска
    зывания. Здесь можно привести известную фразу “Казнить нельзя помиловать”, которая меняет свой смысл на противо
    положный в зависимости от того, где делается пауза.
    Перечисленные интонационные средства в речи выступа
    ют в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность. Общее количество мелодических типов не ограничивается перечисленными. Например, восклицательные

    240
    предложения могут быть произнесены с различными эмоцио
    нальными оттенками.
    Умение рационально использовать перечисленные ком
    поненты интонации и реализовывать в речи различные смыс
    ловые и эмоциональные оттенки составляет одно из необхо
    димых условий ораторского мастерства и служит предпосыл
    кой выразительности устной речи.
    Для совершенствования навыков интонационного оформ
    ления речи при чтении вслух необходимо овладеть техникой интонационной разметки текста.
    Интонационная разметка текста — это своего рода интонационная транскрипция, т. е. запись того, как нужно использовать основные компоненты интонации при чтении текста.
    Процедура интонационной разметки текста состоит
    в следующем:
    1. Разметьте в тексте место пауз и их долготу. Пауза от
    мечается вертикальной чертой, короткая пауза — одной чер
    той, длинная — двумя. Обычно длинные паузы соответству
    ют знакам препинания в тексте, а короткие делаются внутри распространенных предложений между группами подлежа
    щего и сказуемого, при однородных членах предложения, при перечислении и т. д.
    2. Подчеркните те слова, на которые должно падать ло
    гическое ударение. В тех словах, которые имеют варианты произношения, отметьте словесное ударение.
    3. Отметьте движение тона (т. е. мелодику) в тех словах,
    которые предшествуют паузе. Мелодика завершенности от
    мечается стрелкой вниз, незавершенности и вопроса — стрел
    кой вверх.
    4. Подчеркните двумя чертами более важные отрезки тек
    ста, которые должны быть прочитаны медленно и отчетливо.
    Менее важные отрезки, которые следует читать быстро и
    “на одном дыхании”, можно заключить в скобки.
    5. Прочитайте текст в соответствии со сделанной размет
    кой и проверьте, удобна ли она для чтения.

    241
    Для совершенствования навыков владения интонацией предлагаются специальные упражнения, направленные на расширение диапазона голоса и вырабатывающие умение ус
    лышать и понять разницу в интонировании при чтении тек
    ста профессиональным диктором и непрофессионалом.
    Интонационные упражнения
    У п р а ж н е н и е 1. Подберите любые восемь строк из стихотворения и прочтите их, повышая тон на каждой стро
    ке. Пользуйтесь повышением тона расчетливо, чтобы его
    “хватило” на все строки стихотворения. Определите, если есть возможность, с помощью музыкального инструмента средний тон своего голоса и начинайте читать на дватри тона ниже него. Выполняйте задание до тех пор, пока не научитесь автоматически соразмерно повышать звуковой регистр.
    У п р а ж н е н и е 2. Запишите на магнитофонную ленту текст “Последних известий”, передаваемых по радио в ис
    полнении профессионального диктора. Запишите их текст на бумагу и дайте прочитать комунибудь из друзей. Прослу
    шайте обе записи и сопоставьте их с точки зрения расстанов
    ки пауз, логических ударений и мелодики. Опишите заме
    ченные вами различия двух чтений.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   47


    написать администратору сайта