ЛОГИСТИКА В КНИЖНОМ ДЕЛЕ. Учебное пособие Москва мгуп 2010 2 удк 655. 42 Ббк 76. 18 К85 Крылова М. Д
Скачать 1.73 Mb.
|
«Принцип «узких мест» (сла- бых звеньев)») или, на оборот, к неполной загрузке отдельных рабочих мест, к снижению эффективности функционирования всего предприятия. 5. Принцип прямоточности означает такую организацию технологическо- го процесса, при которой обеспечиваются кратчайшие пути прохождение всех видов потоков (материальных, информационных, кадровых, финансовых) по всем стадиям и операциям – от входа в систему до выхода готовой продукции. Поток должен быть без встречных и возвратных движений. Это обеспечивается соответствующей планировкой, расстановкой оборудования по ходу технологи- ческого процесса. 6. Принцип непрерывности означает, что работник трудится без простоев, оборудование работает без перерывов, предметы труда не пролеживают на ра- бочих местах. Это обеспечивает повышение интенсивности производства. Наиболее полно этот принцип проявляется в массовом производстве однотипных товаров. 85 7. Принцип параллельности предполагает одновременное выполнение нескольких операций на различных рабочих места, т.е. создание широкого фрон- та работы. Например, один работник склада заносит данные о поступивших кни- гах в базу данных, а в это же время происходит разгрузка машины с этими книга- ми. 8. Принцип ритмичности – выпуск одинаковой продукции в одинаковых объемах за равные периоды времени, что предполагает повторение через оди- наковые периоды времени производственных операций. 9. Принцип автоматичности предполагает максимальное выполнение операций производственного процесса автоматически, т.е. без непосредственно- го участия в нем рабочего либо под его наблюдением и контролем. Автоматиза- ция процессов приводит к повышению производительности и качества работ, со- кращению затрат труда, замене непривлекательного труда более интеллекту- альным трудом высококвалифицированных работников. 10. Принцип профилактики предполагает организацию обслуживания обо- рудования, направленную на предотвращение аварий и простоев технических систем. Достигается с помощью системы планово-предупредительных ремонтов. 11. Принцип гибкости обеспечивает эффективную организацию работ, дает возможность мобильно перейти на выпуск новой продукции, обслуживание новых групп покупателей. Он обеспечивает сокращение времени и затрат на пе- реналадку оборудования, а главное – на переобучение и психологическую «пе- рестройку» работника на новые методы, услуги и пр. 12. Принцип оптимальности состоит в том, что выполнение всех процес- сов по выпуску продукции или оказанию услуг осуществляется с наибольшей экономической эффективностью, с наименьшими затратами ресурсов. В послед- ние годы все важнее становится экономия времени клиентов. 13. Принцип стандартизации предполагает широкое использование стан- дартов и других нормативных документов, что позволяет избежать необоснован- ного многообразия материалов, оборудования, технологических процессов. Данные принципы лежат в основе организации любого производственного процесса, но могут быть реализованы в разной мере. Однако их комплексное ис- пользование усиливает эффект. Организация рабочих мест по системе 5S Методика организации рабочих мест, получившая название 5S — это си- стема организации рабочего места, которая позволяет значительно повысить производительность труда, сохранить время и другие ресурсы, улучшить корпо- ративную культуру. В условиях напряженной производственной деятельности, работники перестают обращать внимание на соблюдение стандартов работ, бес- порядок, лишние вещи и т.п. Это снижает эффективность действий персонала. Японская «Система 5S» состоит из пяти действий, которые в японском языке начинаются с буквы «с». В систему 5S входят следующие действия: 1) Сортировка – нужна для высвобождения рабочего место от всего, что не понадобиться при выполнении текущих производственных операций. Привыч- ка оставлять предметы, которые больше не нужны для работы, сохраняя их на всякий случай, приводит к беспорядку, к созданию препятствий для перемеще- ния в рабочей зоне. Можно применить следующее правило: предметы, неисполь- зовавшиеся свыше 30 дней, подлежат удалению с рабочего места. 2) Рациональное расположение – означает определить свое место для каждого предмета, необходимого в рабочей зоне, и всегда оставлять нужные предметы в отведённых для них местах. Иначе, если, например, предприятие 86 работает в две смены, работники разных смен будут класть инструменты и доку- ментацию в разные места. 3) Поддержание чистоты – обеспечение оборудованию и рабочему месту опрятности и постоянная ее поддержка. 4) Стандартизация – позволяет добиться стабильности при выполнении рабочих действий. Стандарты могут быть созданы на выполнение отдельных процессов или оценки готовой продукции. 5) Совершенствование – выполнение установленных процедур преврати- лось в привычку, при этом идет поиск их улучшения. Перечисленные действия, лежащие в основе 5S, представляют собой ба- зовые правила управления любым производством. Следует подчеркнуть, что именно системный подход, неразрывный комплекс пяти действий дает высокий результат. Производственная логистика в издательском деле Сфера производства в книжном деле представлена издательскими и поли- графическими предприятиями. В издательствах создается оригинал-макет книги, а на полиграфических предприятиях он тиражируется в количестве экземпляров, предназначенных для продажи. В книжном деле присутствуют те же тенденции, которые характерны для современного производства (см. «Традиционная и ло- гистическая производственные системы»). Идут процессы индивидуализа- ции продукции – сокращение тиражей, их допечатки по мере необходимости, по- ставка в торговую сеть все более мелкими партиями, возврат непроданных в установленный срок книг из торговой сети издательству и т.д. В этих условиях, как показывает мировой опыт, эффективное функционирование книжного произ- водства невозможно без применения логистики, без оптимизации экономических потоков. Следует учитывать влияние информатизации общества на книжный рынок. Влияние электронных изданий пока невелико, но тенденции их развития должны тщательно анализироваться, прежде всего для того, чтобы книжное дело сумело не только адаптироваться к их существованию, но и извлечь преимущества. Другим направлением развития книжного производства является вхожде- ние издательского бизнеса в информационный бизнес. Этот процесс идет на фоне концентрации производства, укрупнения предприятий. В рамках одной ком- пании сосредоточиваются все цепочки подготовки информации – в виде книг, CD- ROM, телефильма, видео- и аудиокассет – и доведения ее до потребителей. В такой цепочке переработки информации издательства становятся источниками тем и сюжетов, которые затем используются на телевидении, в видеобизнесе и т.д. В связи с этим предприниматели из сферы медиа-бизнеса стали относиться к издательствам не как к конкурентам, а как к поставщикам информации и вклады- вать капиталы в книгоиздательское дело. Как показывает зарубежная практика, на одних доходах от продажи своей продукции большинство издательств не смогло бы выжить. Многие из них полу- чают значительные доходы за уступку прав на перевод произведения на другие языки, инсценировки на радио или телевидении, выпуск аудио- и видеокассет и т.д. Доходы от уступки прав могут быть вполне сравнимы с прибылями от основ- ной издательской деятельности. Роль издателя в будущем должна возрасти и заключаться в разработке идей, поиске авторов для воплощения этих идей в виде различных информаци- онных продуктов – книг, периодических изданий, видеофильмов, телефильмов, компакт-дисков, компьютерных программ и т.д. Издатель будет открывать, отби- 87 рать, улучшать, представлять и распространять информацию и продукты интел- лектуального творчества, выбирать формы, в каких они будут представлены. Эта тенденция отвечает потребностям современного рынка во все более точном, «персональном» учете запросов покупателей, их требований не только к содер- жанию произведений, но и к форме его подачи. Одним из перспективных направлений развития издательского дела явля- ется изготовление мини-тиражей или отдельных экземпляров книг по индивиду- альному заказу клиента. Эта технология получила название «Books on Demand» (книги по заказу). Современные интернет-технологии помогают решить проблему сбора заказов от покупателей, а возможность оперативного производства обес- печивает цифровая печать. В мировом книгоиздательском деле, как и во многих других сферах произ- водства, выделяются тенденции: создание элитарной книжной продукции, например, с использованием ручного набора и верстки, высококачественной бумаги, роскошных пере- плетов и т.д.; демократизация продукции – массовый выпуск дешевых и сверхдеше- вых изданий, которые тем не менее имеют высокое качество редакцион- ной подготовки, печати и дизайна, снабжены хорошо продуманным спра- вочным аппаратом, имеют удобный формат. Повышение требований потребителей к качеству издательской продукции обусловливает и рост требований к профессионализму всех участников цепи по- ставок книжной продукции –авторов, издателей, полиграфистов, книготорговцев. Издательский производственный цикл Полный издательский производственный цикл включает следующие ком- поненты: Создание авторского оригинала – разработка идеи издания, работа с ав- торами, литературными агентами, покупка авторских прав. В результате этого процесса должен быть подготовлен авторский оригинал, который будет востре- бован книжным рынком. Подготовка издательского оригинала: создание оригинала-макета (обра- ботка текста, дизайн). Тиражирование издания, т.е. изготовление тиража. Реализация тиража по выбранным каналам распространения (через опто- вые компании, собственную систему распространения, прочих дистрибьюторов). Подробнее поток работ в издательском процессе можно расписать следу- ющим образом: исследование книжного рынка, его сегментация с целью выявления по- тенциального и платежеспособного спроса на книгу определенных групп читателей; изучение и анализ конкретных маркетинговых ситуаций; формирование редактором замысла книги (при наличии авторской заявки – анализ авторского замысла книги); прогнозирование реализации замысла, а также возможностей создания, выпуска и распространения книги с учетом ее рентабельности; поиск автора и принятие решения о приглашении его к сотрудничеству; разработка концепции издания и обсуждение ее с автором; включение издания в план редакционной подготовки; формирование творческого коллектива для работы над подготовкой из- дания, постановка задач его участникам, составление графика работ; 88 работа над подготовкой издательского оригинала; производственный процесс изготовления тиража; работа по стимулированию сбыта книги; анализ и оценка результатов продаж, рентабельности издания. Авторские оригиналы могут поступать в издательство разными путями: в результате активного поиска новых авторов, пассивного ожидания предложений авторами своих произведений, заказов постоянным авторам создания произве- дений, закупки прав у зарубежных издательств. При отборе авторских оригиналов для публикации издатели учитывают ак- туальность будущей книги, качество произведения, популярность автора, пред- полагаемую коммерческую выгоду. Закупка авторских оригиналов является важнейшей частью издательской деятельности, во многом определяющей ее последующий успех. Очень важно выявить из большого массива предложений те, которые принесут издательству и автору успех. Первое прочтение текста делается на предмет принципиальной возможности его публикации в издательстве, т.е. соответствия профилю изда- тельства, его потребностям на данный момент, а также, естественно, соответ- ствия требованиям, предъявляемым к литературному произведению. Тексты, прошедшие первичный отбор, подвергаются углубленному анализу. Постоянные авторы работают с издательством обычно по контракту. Тем не менее, создан- ные ими авторские оригиналы должны также подвергаться тщательному анализу. Издатель может заказать книгу по определенной теме или подсказать ав- тору идею. Особенно это характерно для специализированных издательств, ко- торые прекрасно знают свой достаточно узкий рынок. Еще один путь поступления авторских оригиналов – от литературных аген- тов, которые являются посредниками между авторами и издателями. Литератур- ных агентов немного, они хорошо известны издателям, поэтому книги, которые они предлагают, считаются отвечающими определенному уровню качества. Приступая к подготовке авторского оригинала к печати, издатель должен определить внешний облик книги (формат, переплет, тип бумаги, шрифт, способ печати и т.д.) и тираж. Первый вопрос решают редакционная, маркетинговая и экономическая службы издательства. От правильного решения этого вопроса во многом зависит, как будет воспринята книга потенциальным покупателем. Одним из важнейших вопросов издательской деятельности является пра- вильное определение тиража. Здесь в полной мере проявляются результаты маркетинговых исследований книжного рынка. При определении тиража следует стремиться, с одной стороны, к тому, чтобы избежать нерентабельных допечаток (во всяком случае, вскоре после выпуска начального тиража), а с другой – не- разошедшихся остатков тиража. Если тираж был недостаточным, то в этом слу- чае издательство понесет убытки, так как исчезновение даже на некоторое время книги с полок книжных магазинов резко снижает интерес к ней у покупателей. Слишком большой начальный тираж, даже если он со временем разойдется, то- же имеет свои отрицательные стороны: хранение его длительное время на скла- де может обойтись дороже, чем допечатка. Современные издатели осторожно подходят к определению тиража, сейчас большие начальные тиражи печатаются чрезвычайно редко, в тех случаях, когда книга гарантированно станет бестселле- ром. Практика допечаток не получила достаточного развития прежде всего пото- му, что издательства не имеют отлаженных каналов поступления информации о ходе реализации книги в различных регионах и торговых точках, на основе кото- рой они могли бы принять своевременное решение о допечатке. Оригиналы-макеты крупные издательства готовят сами, средние и малые издательства чаще прибегают к услугам сервисных компаний. Когда оригинал- 89 макет издания готов (а иногда и на более ранней стадии), издательство опреде- ляет, какой типографии будет сделан заказ на изготовление тиража. При этом учитываются возможные сроки исполнения заказа, качество полиграфических услуг, технические возможности типографии, цены на услуги типографий. Здесь решается та же задача выбора поставщика услуг (см. «Выбор поставщика»). Многие издательства имеют стабильные связи с полиграфическими предприяти- ями. 90 Распределительная логистика в книжном деле Цели и задачи распределительной логистики Произведенная издательская продукция только тогда удовлетворит по- требности читателей и принесет производителям необходимую прибыль, когда она будет доведена до потребителей и будут обеспечены комфортные условия совершения покупок. По мнению специалистов, в настоящее время нет острых проблем, связанных с производством книжных товаров, однако существует много сложностей в сфере распространения. И объясняются они не только низкой пла- тежеспособностью населения или конкуренцией со стороны электронных носите- лей информации. Все более насущной становится проблема развития системы распределения – оптовой и розничной книжной торговли. Распределительная логистика – это функциональная область логистики, осуществляющая управление выходящими из логистической системы матери- альными и другими экономическими потоками (сервисными, информационными, финансовыми, кадровыми) с целью доставки товаров в места их продажи потре- бителям. Цель распределительной логистики – создать условия для встречи по- купателя с нужной ему книгой, причем в соответствии с логистическим правилом «Семь Н»: обеспечить нашего потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилуч- шими затратами. Особенностью книжных товаров является то, что многие книги покупаются импульсивно, т.е. решение о покупке принимается в момент просмотра их поку- пателем. В связи с этим особенно важным является развитие сети торговых то- чек, где покупатель может встретиться с книгой. Развитие книжной торговли ве- дет к увеличению продаж. Увеличение продаж означает рост тиражей книг, а это способствует снижению цен на книги. Снижение цен, естественно, ведет к допол- нительному подъему продаж и т.д. Следовательно, развитие книжного дела во многом зависит от состояния распределительной логистики. Однако система кни- готорговых предприятий в нашей стране недостаточно развита как в количе- ственном отношении (особенно в регионах), так и в качественном (работа с ши- роким ассортиментом, высокий уровень сервиса и т.д.). Таким образом, на со- временном этапе в книжном деле распределительной логистике необходимо уделять повышенное внимание. На этапе распределения товаров логистика осо- бенно тесно переплетается с маркетингом. Именно здесь маркетинг формирует и изучает спрос, а логистика призвана удовлетворить этот спрос наиболее эффек- тивным образом. В сфере распределения не создаются новые материальные ценности, а производятся услуги, потребителями которых выступают, с одной стороны, про- изводители, а с другой – покупатели. Товар не может быть продан до тех пор, по- ка он не размещен в месте продажи и соответствующим образом не подготовлен к процессу передачи прав собственности на него. Канал распределения Распределительная логистика в книжном деле обеспечивает товародви- жение, т.е. движение потоков книжных товаров от производителей (издательств) к конечным потребителям. Движение потоков товаров происходит по логистиче- ским каналам. |