Профессиональная педагогика. Учебное пособие (Усманов В.В., Слес. Учебное пособие Пенза пгта 20 11 рособразование
Скачать 3.44 Mb.
|
3. Технология формирования профессиональной умелости 3.1. Продуктивность профессиональной деятельности Профессиональные способности и профессиональные знания не являются достаточным основанием для того, чтобы быть профессиона- лом. Черты профессионала проявляются через профессиональную уме- лость – свойство личности, формируемое у воспитанников профессио- нальных училищ, лицеев в их основной период профессионального обу- чения, реализуемое через систему умений, направленных на получение конкретного результата профессиональной деятельности. В число основ- ных, влияющих на продуктивность профессиональной деятельности, уме- ний профессионала включаются умения: 1) коммуникативные (устанавливать необходимые производствен- ные отношения) – вытекают из способности к роли “ребенка”, не связа- ны с доминированием какой-то из сторон деятельности; 2) конструктивные (составлять схемы, строить графики, чертежи, выбирать форму и качество инструмента в зависимости от назначения) – наращиваются на способность к роли “родителя”, отвечают доминиро- ванию эмоционального компонента деятельности; 3) гностические (анализировать причины успехов и неудач в про- фессии, использовать логические приемы мышления) – развиваются из способности к роли “ученика”, связаны с преобладанием познавательной стороны деятельности; 4) проектировочные (формировать цели своей будущей деятельно- сти, предусматривать трудности в своей деятельности) – развиваются из способности к роли “учителя”, связаны с доминированием эмоциональ- ного и познавательного компонентов деятельности; 121 5) исполнительские (выполнять основные производственные опе- рации) – развиваются из способности к роли “работника”, характеризу- ются преобладанием практической стороны деятельности; 6) организаторские (организовывать рабочее место, необходимые инструменты и материалы, устранять факторы, мешающие производитель- ному труду) – развиваются из способности к роли “руководителя”, со- провождаются доминированием эмоционального и практического ком- понента деятельности; 7) контролирующие (контролировать режим работы с помощью про- изводственных инструкций и требований технологии, контролировать количество и качество продукта деятельности) – развиваются из способ- ности к роли “контролера”, требуют доминирования познавательной и практической стороны деятельности; 8) регулирующие (подгонять конечный результат, продукт или изде- лие под имеющийся образец, эталон) – развиваются из способности к роли “регулировщика”, требуют зрелости всех сторон деятельности: эмо- циональной, познавательной, практической. Технологии формирования профессиональной умелости учащихся профессионального училища опираются на принцип саморазвития и пос- ледовательное обучение методам, развивающим перечисленные умения. 3.2. Методы профессиональной коммуникации Методы профессиональной коммуникации лежат в основе форми- рования коммуникативных умений. “Если я один, то зачем я”, – справедливо замечает герой известного советского кинофильма. В умении находить связи, строить необходимые для себя и одновременно общественно принятые отношения с другими людьми раскрывается подлинное достоинство личности. По стремлению быть со- причастным ко всему, что происходит в профессиональном мире, работать вместе со всеми, а не в отрыве от всех узнается зрелый профессионал. Путем саморазвития, на основе овладения методами коммуника- ции учащиеся профессионального училища, могут приобрести общий дар общения, который выражается: - в чувстве уверенности в себе, комфортном самочувствии в любой обстановке, с разными людьми; - наличии обаяния, способности привлекать других людей; - чувстве собственного достоинства; 122 - умении исполнять роли, соответствующие содержанию выполняе- мых задач; - умении вести себя естественно, искренне; - чувстве меры; - умении говорить с каждым на его языке; - умении подавлять собственный эгоизм. I. Метод “золотой середины” – метод доверительной коммуника- ции, основанный на поиске и удержании образа понимания другого чело- века. Образ понимания (“золотая середина”) складывается из знания, до- верия, сочувствия, содействия, проявляемых по отношению к партнеру по общению (рис. 10). Как показывает опыт, конфликт в общении воспитанников профес- сионального училища может возникнуть в случае выпадения любой из составляющих образа понимания: отсутствия знания, недоверия или сле- пого доверия, равнодушия (бесчувствия), пассивности. Знание о партнере по общению формируется на основе умений уча- щегося видеть партнера, слушать его, правильно задавать вопросы, прояв- лять общий интерес к другому человеку; доверие к партнеру – на основе умений не делать поспешных выводов, не опираться на свой отрицатель- ный опыт, подавлять в себе раздражение (гнев), подходить к людям с опти- мистической позиции; сочувствие к партнеру – на основе умений стано- виться на место другого человека, чувствовать чужую боль, не отворачи- ваться от чужих трудностей, радоваться удачам другого человека; содей- ствие партнеру – на основе умений приходить на помощь товарищу в труд- ности, защищать невиновного, поддерживать справедливую точку зрения, сохранять активную жизненную позицию. Как подтверждают наблюдения, наиболее простым и эффективным способом, с помощью которого можно получить знание о партнере, является умение правильно слушать его, не более 10 % учащихся профессионального училища умеют слушать собе- седника спокойно и целенаправленно. “Научись слушать и ты сможешь из- влечь пользу даже из тех, кто говорит плохо”, – повторял своим ученикам Плутарх. Известны следующие принципы хорошего слушания: - старайтесь сконцентрироваться на человеке, который обращается к вам, обращайте внимание не только на слова, но и на звук голоса, мими- ку, жесты, позы и т.д.; - покажите говорящему, как вы его понимаете, это можно сделать, по- вторяя своими словами то, что услышали, или смысл того, что вам сказали; - не давайте оценок; 123 - не давайте советов; оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний говоря- щего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах. Чтобы оказать полноценную помощь другому человеку, советует Е. Мелибруда, следует обладать следующими качествами: - таким поведением, из которого собеседник должен понять, что вы искренни, правдивы и достойны доверия с его стороны; - способностью испытывать теплые чувства по отношению к чело- веку, которому помогаете, проявляете симпатию, заинтересованность; - способностью чувствовать себя независимо от того, кому помогаете; - умением абсолютно не претендовать на свободу и независимость человека, которому помогаете; - способностью полного проникновения во внутренний мир, чув- ства, мысли, желания и представления другого человека, умением видеть его таким, какой он есть; - способностью принимать человека, которому помогаете, во всех его проявлениях, умение показать ему, что принимаете его таким, каков он есть; - способностью поддерживать с человеком, нуждающимся в помо- щи, отношения, в которых не будет содержаться элемент угрозы; - способностью воспринимать другого человека как постоянно из- меняющегося и развивающегося. II. Метод ролевой гармонизации – этот метод коммуникации, осу- ществляемой на основе сознательного выбора роли гармоничной роли партнера по общению. Гармоничными ролями называются роли, дополняющие друг друга в игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности: роли “родите- ля” и “ребенка” – в игре, “учителя” и “ученика” – в учении, “руководителя” и “работника” (подчиненного) – в труде, “контролера” и “регулировщика” – в общественной деятельности. Как уже известно, каждая из перечислен- ных ролей требует от человека соблюдения определенного статуса по от- ношению к партнеру, определенной социальной позиции, наличия опреде- ленных ролевых качеств. Что происходит, когда воспитанники не считают- ся со статусом партнера, не разделяют его позицию, не стремятся испол- нять роли, гармоничные с ролью партнера? В том случае, когда партнеры по отношению друг к другу играют одну и ту же роль (поучают друг друга, командуют друг другом, критикуют друг друга), возникает конфликт “сшиб- ка ролей”. Наиболее часто наблюдается сшибка ролей: “ребенок” – “ребе- нок”, “учитель” – “учитель”, “руководитель” – “руководитель”, “контро- 124 лер” – “контролер”. Тогда, когда партнеры по общению стремятся занять противоположные социальные позиции (учебную против игровой, обще- ственную против трудовой), мы являемся очевидцами конфликта “гаше- ние ролей”. При этом одни роли, более высокого социального статуса, га- сят другие: так “ученик” гасит “ребенка”, “учитель” – “родителя”, “контро- лер” – “руководителя”, “регулировщик” – “работника”. Образ понимания Знание Доверие Сочувствие Содействие Рис. 10. Удержание образа понимания (“золотой середины”) [67] Метод ролевой гармонизации вооружает воспитанника средством ак- тивного преодоления конфликта, не позволяет ему уходить от контакта во имя сохранения своего социального статуса и социальной позиции. Вместо разрыва коммуникации предлагаются следующие пути ее сохранения и упро- чения: а) изменить свой социальный статус, социальную позицию на необхо- димые для гармоничного общения; б) вынудить это сделать партнера по об- щению. В любом случае каждое изменение должно способствовать дости- жению такта в отношениях, повышению удовлетворенности от общения, не унижать личность, а способствовать ее развитию. Право на исполнение роли более высокого социального статуса должно быть подкреплено соответству- ющим жизненным (профессиональным) опытом, уровнем квалификации, возрастом; заслужено конкретными результатами (успехами) деятельности. Представление учащихся о ролевой гармонизации может быть сформирова- но с помощью аналитического разбора их реального поведения, обращени- ем к поведению героев литературных произведений. III. Метод изменяющейся тактики – метод деловой коммуника- ции, учитывающий индивидуальные, коммуникативные особенности со- беседника. На такой метод указывает Предраг Мицич, предлагающий од- новременно, хотя не очень строгую, но часто встречающуюся в практике общения типологию собеседника. 125 Коммуникация «методом изменяющейся тактики» Тип собеседника Тактика ведения беседы «Вздорный человек» «Всезнайка» «Болтун» «Трусишка» «Важная птица» «Почемучка» «Незаинтересован- ный человек» «Позитивный человек» Остаться в рамках профессиональной беседы и быть совершенно спокойным, дать возможность другим опровергать его утверждения Потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений С максимальным тактом остановить, ограничить время его высказываний Задавать легкие и доверительные вопросы, укрепить его веру в себя Не применять прямой критики. Использовать прием «да... но» (например, сказать: «Да, Вы правы, но учли ли Вы это...») Направить его вопросы на других участников беседы Расспросить его о работе, привести примеры из круга его интересов Дать возможность подвести итоги беседы, умеренно включаться в дискуссию Чтобы быть тактичным в деловом, профессиональном общении, педагогу ТУ, а также и каждому воспитаннику необходимо: - постоянно помнить о движущих мотивах собеседника, его ожида- нии, преимуществах, которых он добивается в беседе, его желании само- утвердиться, чувстве справедливости, самолюбии; - использовать при любой возможности личный контакт, избегать присутствия незаинтересованных лиц; 126 - уделять внимание ясности и краткости изложения; - не быть невежливым и навязчивым; - избегать задавать вопросы, на которые собеседник может отве- тить “нет”; - дать фундаментальное объяснение своей позиции, если с ней не согласен собеседник; - никогда не относиться к другим пренебрежительно; - всегда, когда есть возможность, признавать правоту собеседника; - избегать обходных путей, идти к цели прямым путем; - не вести пустые, шаблонные беседы; - повторять в беседе основные мысли собеседника; - не повторять свои слова и фразы; - облегчить собеседнику ответы на важные вопросы; - избегать превосходной степени сравнения. Чтобы быть тактичным во время выступления перед группой, су- ществует полезное правило: “Сначала скажи, о чем ты будешь говорить, потом сделай свое сообщение и, наконец, кратко сформулируй, что же именно ты сказал”. Во всех случаях педагогу следует иметь в виду, что указанные мето- ды коммуникации не являются просто техникой достижения легкого ус- пеха в профессиональном общении. Только в том случае, если эти мето- ды служат нравственным целям, они могут помочь воспитаннику дос- тичь понимания и гармонии в отношениях с другими людьми. 3.3. Методы профессионального проектирования Как хорошо показано в рассказе Д. Гранина “Эта странная жизнь”, постоянное планирование собственной личной, деловой жизни человека позволяет ему достичь огромной работоспособности, необыкновенных профессиональных высот. Проект, план (как и выдвигаемые в нем цели, задачи) стимулируют, мобилизуют, организуют личность в ее профессио- нальном самодвижении. С помощью проектирования учащийся профес- сионального училища, лицея может представить свое ближнее, среднее, дальнее профессиональное будущее, наметить реальные пути его достиже- ния. Проектирование, планирование собственной деятельности – процесс интимно-личностный, который не выносит принуждения и формального отношения, не может осуществляться без желания и интереса. Педагогу невозможно допустить того, чтобы личный план учащегося составлялся ради оценки или превращался в самоцель, подменяя настоящее живое дело. 127 Стратегия обучения методам проектирования опирается на переда- чу в направлении от воспитателя к воспитаннику умения выбирать про- фессиональные цели, соотносить их с личными потребностями и воз- можностями; тактика обучения – на передачу умения распределять про- фессиональные задачи в зависимости от их трудности; намечать действия, операции, которые необходимы для достижения поставленной цели; тех- ника обучения – на передачу умения пользоваться приемами контроля и коррекции собственных планов, а также календарем-ежегодником и ка- лендарем-еженедельником, алфавитной записной книжкой и другими сред- ствами, необходимыми при проектировании. Личный план учащегося профессионального училища, лицея мо- жет составляться на неделю, месяц, год, три года; может опираться одно- временно на несколько известных методов проектирования. I. Метод перспективных линий – метод проектирования, успешно применяемый А.С. Макаренко, основан на представлении воспитанника о своих ближних, средних, дальних перспективах. Ближние перспективы зарождаются в текущей деятельности воспитанника, связывая его насто- ящее с ближайшим будущим. К ним могут быть отнесены следующие стремления: хорошо учиться, заниматься в кружке технического творче- ства, читать дополнительную литературу по специальности, освоить кон- кретные профессиональные навыки и др. Средние перспективы форми- руются как стремление к какому-то событию, которым живет профессио- нальное училище, лицей, участие в конкурсе профессионального мастер- ства, выполнение нового производственного заказа, установка и монтаж новой лабораторной техники и др. Средние перспективы могут представ- ляться мечтами коллектива, вокруг которых организуются действия вос- питанников. Дальние перспективы связывают учащихся с далеким буду- щим. Такая связь может осуществляться с помощью диспутов и сочине- ний на темы: “Я через 10 лет”, “Письмо потомкам” и др. II. Метод ступенчатого проектирования – направлен на учет задач разной трудности, решаемых воспитанником на каждом уроке или в тече- ние всего цикла профессионального обучения. Для освоения этого метода учащийся профессионального училища должен научиться отделять: - легкие задачи, решаемые им без посторонней помощи и специаль- ной подготовки (1-я ступень проектирования); 128 - задачи средней трудности, решение которых возможно с помощью обращения к учебникам, дополнительной литературе по специальности (2-я ступень проектирования); - задачи трудные, решаемые с помощью более опытных товарищей, преподавателей, мастеров производственного обучения (3-я ступень про- ектирования); - задачи очень трудные, не имеющие готового решения, требующие творческих усилий воспитанников, педагогов (4-я ступень проектирования). 3.4. Методы познания профессии Жизнь и профессиональный опыт замечательных людей подтверж- дают древнюю истину: прежде чем изменять окружающий мир к лучше- му, вначале его необходимо познать. Познание профессии – процесс объек- тивного отражения профессиональной деятельности, среды в форме зна- ний. Любое знание, в том числе и профессиональное, сохраняется в виде знаков, естественных или искусственных языков, усваивается человеком на разных уровнях психического отражения. В процессе познания воспитанник может не только воспринимать знание о профессии (чувственное познание, “неочищенное”), но и опери- ровать им: разъединять и соединять (логическое познание), обобщать (те- оретическое познание), приспосабливать к собственным профессиональ- ным нуждам (практическое познание). Множество существующих мето- дов познания профессии может быть условно разделено на два больших класса: А) методы наблюдения за профессиональной деятельностью, средой; Б) методы осмысления (анализа, синтеза, сравнения) результатов наблюдения профессиональной деятельности, среды. Методы класса А могут различаться в зависимости от вида наблю- дения, объекта наблюдения. Известны следующие виды наблюдения: 1) включенное, когда воспитанник является непосредственным участни- ком профессиональной деятельности; 2) невключенное – наблюдение “со стороны”, когда учащиеся не принадлежат к субъектам профессиональной деятельности, может быть реализовано в начальный период профессио- нальной подготовки, во время первых посещений базового предприятия; 3) открытое, когда профессиональные рабочие знают, что за ними наблю- дают, при этом могут использоваться записывающие устройства, телека- меры, хронометры и другие технические устройства; 4) скрытое, когда про- фессиональные рабочие не подозревают, что за ними наблюдают, при этом учащиеся могут зафиксировать наиболее естественное поведение про- 129 фессионала, отметить существенные, скрываемые от посторонних глаз не- достатки. Объектом наблюдения могут быть работа профессионалов, их поведение и язык, состояние средств труда (оборудования, станка, маши- ны и др.), собственный рабочий день. Во время любого наблюдения вос- питаннику полезно знать ответы на следующие вопросы: что и каким обра- зом он наблюдает? что существенного и случайного может отметить? все- гда ли бывает так? хорошо это или плохо? красиво это или некрасиво? желательно это или нежелательно? полезно это или вредно? При этом так- же рекомендуется определить цель наблюдения, выделить существенные признаки объекта наблюдения, составить количественное и качественное описание объекта наблюдения, вести протокол наблюдения. В реализации наблюдения за работой профессионалов воспитанни- ку необходимо учиться обращать внимание на специалистов не только более высокой, но и более низкой, чем он сам, квалификации, при этом уметь подавлять собственную излишнюю самоуверенность и гордость. Важным объектом наблюдения для воспитанника профессиональ- ного училища, лицея является язык профессионалов как реально суще- ствующая форма сохранения профессионального знания. Границы про- фессионального языка во многом определяют границы профессиональ- ного мира. По степени владения особыми, свойственными только для данной профессии, сознательно выработанными профессиональными терминами или стихийно закрепившимися словами-профессионализма- ми легко отличить новичка от опытного рабочего. Так, опытный элект- ромонтажник контактной сети хорошо представляет, что стоит за такими словами, как “струнка” (соединитель несущего троса и контактного про- вода), “сабля” (фиксатор контактного провода), “рыбка” (зажим, удержи- вающий контактный провод). Очень полезным для учащихся является их знание языка человечес- ких жестов. В известной за рубежом книге Джерарда И. Ньеренберга и Генри X. Калеро “Учитесь читать человека как книгу” указываются наи- более вероятные значения следующих жестов человека: - раскрытые руки – “искренность и открытость” (если дети гордятся своими достижениями, показывают открытые руки, а когда они чувствуют свою вину или насторожены, то прячут руки либо в карманы, либо за спину); - ладони на груди – “что ты от меня хочешь”; - расстегнутый пиджак – “открытость и дружеское расположение” (если переговоры между людьми идут успешно, они расстегивают пид- жаки и подвигаются ближе друг к другу); 130 - руки, скрещенные на груди, застегнутый пиджак, сжатые в кулаки руки – “защита, оборона” (жест, который легко передается, заражает других); - немигающий взгляд, тело напряжено и выпрямлено – “оценка”; - руки у щеки – “мыслитель”; - почесывание подбородка – “хорошо, давайте подумаем”; - расхаживание – “разрешение трудной проблемы, принятие трудно- го решения”; - пощипывание подбородка, закрытие глаз – “глубокая сосредото- ченность и напряженное размышление”; - ноги, тело обращены к выходу - “окончание встречи”; - взгляд в сторону – “подозрение, сомнение”; - потрагивание или легкое потирание носа – “сомнение”. В наблюдении за работой оборудования (станком, машиной) вос- питаннику необходимо соблюдать известный принцип активного опера- тора, предполагающий опережающее отражение возможных неполадок, неисправностей, аварийных состояний. Для такого отражения ему необ- ходимо: заранее представлять монтажную схему оборудования и вероят- ные места неполадок; уметь декодировать информацию, поступающую от имеющихся сигнализаторов состояния; обладать умением распозна- вать аварийное состояние по таким косвенным признакам, как шум, цвет, запах, изменение работы технического объекта. В поиске неполадок со схемой может быть полезен прием исключения лишнего, когда из поля наблюдения воспитанника последовательно исключаются уже осмотрен- ные, проверенные участки схемы. Наиболее значимым объектом наблюдения для большинства моло- дых рабочих является он сам и все события, которые происходят с ним в течение рабочего дня. В этом случае очень полезно ведение дневника, в котором фиксируются все события рабочего дня (замечания мастера, това- рищей по работе, результаты осмотра техники и др.), а также собственные переживания, мысли, недостатки в управлении производством, его органи- зации, особенности психологической атмосферы совместного труда. Наблюдения за реальной профессиональной деятельностью, средой могут быть дополнены и отчасти замещены обращением к специальной литературе, книгам о профессии. При этом особым, но хорошо известным методом познания выступает профессиональное самообразование. Как от- мечают некоторые педагоги профессиональных училищ, лицеев, внешний облик воспитанника, даже способного, но не занимающегося профессио- нальным самообразованием, напоминает бледную, затуманенную, нерезкую 131 фотографию. И только самостоятельным обращением к знаниям о про- фессии как источнику силы и света он “находит свой фокус”, через кото- рый проступает ясный, четкий образ будущего профессионала. Преподавателям и мастерам производственного обучения следует раз- личать типы учащихся с разным стремлением к профессиональному само- образованию: “негативистов” – обладающих неразвитой потребностью к образованию, бедностью духовных запросов, нежеланием заниматься чте- нием, отрицательным отношением к самообразованию; “равнодушных” – нерегулярно посещающих основные занятия, стоящих в стороне от обще- ственной жизни своей группы, расходующих свободное время на встречи с друзьями, просмотры кинофильмов, не связанных с самообразованием; “искателей” – которые пока еще не определили до конца свое отношение к профессии, не имеют стержневого познавательного интереса, иногда про- являют повышенный интерес к приобретению новых профессиональных знаний; “интеллектуалов” – которые понимают необходимость професси- онального самообразования, охотно посещают предметные кружки и фа- культативные занятия. Выбирая книгу для чтения, учащийся, занимающийся самообразованием, должен отдавать предпочтение той, которая кажется наиболее полезной и может ответить на волнующие его вопросы. При са- мостоятельной работе с книгой воспитанник стремится понять текст, вы- делить наиболее важное, запомнить новое, связав его с уже известным. Для лучшего запоминания текста рекомендуется читать с увлечением и эмоциональным отношением; делать выписки, составлять краткий конс- пект прочитанного; оставлять на полях книги из личной библиотеки лег- кие карандашные пометки – опорные сигналы, выражающие свое отноше- ние к тексту, очень полезно использовать время непосредственно перед сном и сразу после сна (читая вечером и повторяя утром). Материал запоминает- ся гораздо легче, если читать не просто все, что есть в тексте, а искать ответы на свои вопросы. Установку на развитие профессиональной памяти необходимо осуществлять с первого курса. При этом учащиеся должны стараться запоминать все, что касается их будущей профессии, включая необходимые факты из истории училища и базового предприятия, фами- лии известных профессионалов, их методы и приемы работы. Осмысление результатов наблюдения профессионального мира воз- можно на основе самых различных методов. При этом полезными для воспитанника профессионального училища могут оказаться бланки: а) определение отношения к профессионалам разной квалификации; б) анализ неполадок средств труда. 132 С помощью первого из них он может определить свои сходства и различия с профессионалами низкой и высокой квалификации, с помо- щью второго – выделить и указать признаки, причины, возможные по- следствия, меры предупреждения, действия по устранению наиболее ве- роятных неполадок в средствах труда. Метод профессионально значимых ассоциаций – наиболее распро- страненный, стихийно и сознательно используемый в практике профес- сиональных училищ метод познания, направленный на установление свя- зей между различными (новыми и уже известными) людьми, предметами и явлениями, имеющими отношение к изучаемой профессии. Целесооб- разно различать ассоциативные связи воспитанника, возникающие по от- ношению к тому, что существует: 1) в одном времени и пространстве – конкретные связи; 2) в одном пространстве, но разном времени – топос- вязи; 3) в одном времени, но разном пространстве – хроносвязи. Так, ассоциации, возникающие у воспитанника по отношению к при- сутствующим товарищам по группе, можно считать конкретными; по отно- шению к учащимся своего профессионального училища прошлых (будущих) лет обучения – топосвязями; по отношению к учащимся других профессио- нальных училищ, лицеев, обучающихся в одно и то же время, – хроносвязя- ми. Метод профессионально значимых ассоциаций для учащихся станочных профессий может быть освоен через реализацию следующих упражнений: 1) записать все ассоциации, возникающие на слова: сталь, деталь, резец, станок; 2) в течение 1 мин. дать не менее пяти ассоциаций на каждое из слов: мастер, бригадир, план; 3) назвать все наблюдаемые вами на производстве: предметы чер- ного (серого, белого) цвета, круглые и шарообразные, узкие и длинные, тяжелые (легкие); 4) перечислить все возможные способы употребления рабочих ин- струментов: молотка, отвертки, гаечного ключа; 5) придумать: несколько названий отрывка статьи, взятой из рабо- чей газеты; название рисунка на производственную тему, подпись к фото- графии профессиональной среды; 6) придумать несколько ассоциаций на слова “тяжелый”, “упругий”; 7) найти ассоциативную связь между двумя профессионально зна- чимыми словами, например: вода, бурый – ржавчина; трение, масло – ре- монт; молоток, отвертка – инструмент и др.; 133 8) придумать как можно больше предложений с указанными профес- сионально значимыми словами: мастер, работа, конкурс (когда мы научим- ся делать свою работу, как мастер, мы будем участвовать в конкурсе); 9) назвать все ассоциации, возникающие при виде образцов метал- лической стружки (облако, животное, пружина и др.); 10) указать те предметы, с которыми работали учащиеся вашего про- фессионального училища, лицея 5 лет назад, будут работать через 5 лет (топосвязи); 11) указать те предметы труда, с которыми в одно и то же время имеют дело станочники других профессиональных училищ страны, мира (хроносвязи). Метод аналогов объектов профессиональной среды – метод позна- ния, готовящий учащегося профессионального училища к творческому труду, основан на нахождении объектов (аналогов), имеющих существен- ное (по форме, структуре, функции) сходство с познаваемыми объектами профессиональной среды. Умение находить аналоги для профессиональ- но значимых объектов в живой и неживой природе, а также в собствен- ном сознании значительно расширяет сферу знания воспитанника, сти- мулирует и развивает его интуицию, воображение и другие качества, важ- ные для продуктивного профессионального мышления. По своим видам аналоги могут быть разделены на следующие: а) прямые – взятые из живой и неживой природы; б) фантастические – выраженные с помощью образцов, описаний предметов, явлений, не встре- чающихся до сих пор в природе; в) символические – представляемые в виде символов, формул, кратких формулировок. Например: прямым ана- логом резца может быть “нож”, фантастическим – “зуб дракона”, симво- лическим – “орудие, покоряющее металл”. Обучение учащихся станоч- ных профессий указанному методу познания можно осуществлять с по- мощью упражнений, в которых требуется найти все виды аналогов для следующих профессионально важных: а) явлений: вращение заготовки, резка металла, электрический ток; б) предметов: станина, шестерня, свер- ло, измерительная линейка и др. |