Учебное пособие по предмету Правовые основы деятельности прихода для 5го курса Коломенской Православной Духовной семинарии Умные учатся на чужих ошибках, а глупые на своих
Скачать 1.44 Mb.
|
Глава муниципального образования дает задание управлению архитектуры и отделу землепользования подготовить Акт выбора земельного участка и градостроительную проработку. Настоятель обращается в архитектурную мастерскую (надёжнее – по рекомендации Управления архитектуры), которая за деньги по договору делает Акт выбора земельного участка и градостроительную проработку. Ему нужно получить ещё официальные экспертные заключения в надзорных органах:
Акт выбора земельного участка, градостроительная проработка и экспертные заключения сдаются в Управление архитектуры. Настоятель обращается к Главе муниципального образования с прошением утвердить Акт выбора земельного участка. Глава муниципального образования издаёт Постановление об утверждении Акта выбора земельного участка. Действие 2. Землеустроительные работы Настоятель обращается в фирму N (надёжнее – по рекомендации Управления архитектуры), которая за деньги по договору производит землеустроительные работы, готовит Проект границ земельного участка и Акт установления и согласования границ земельного участка. После этого настоятель подаёт заявление Главе муниципального образования с просьбой утвердить границы земельного участка. Глава муниципального образования издаёт Постановление об утверждении границ земельного участка. Действие 3. Получение кадастрового паспорта Настоятель обращается с соответствующим заявлением к начальнику Отдела по /такому-то/ району Кадастровой палаты по Московской области. К заявлению нужно приложить:
В результате Отдел по /такому-то/ району Кадастровой палаты по Московской области выдаст религиозной организации Кадастровый паспорт земельного участка. Действие 4. Заключение Договора безвозмездного срочного пользования земельным участком Один экземпляр кадастрового паспорта сдаётся в Отдел землепользования администрации муниципального образования. Отдел землепользования администрации муниципального образования готовит Постановление Главы муниципального образования о предоставлении в безвозмездное срочное пользование религиозной организации земельного участка. Проект Постановления подлежит согласованию. Глава муниципального образования издаёт Постановление о предоставлении в безвозмездное срочное пользование религиозной организации земельного участка. Настоятель должен предоставить в Отдел землепользования копии следующих документов:
После этого заключается Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком. 8.2.4. Совместное использование имущества религиозного назначения В ряде случаев бывает необходимо соглашаться на совместное использование имущества религиозного назначения религиозной организацией с организацией культуры или иной организацией. Возможность такого соглашения указана в п. 2 «Положения…», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490: «…Имущество религиозного назначения, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит отчуждению из федеральной собственности, может быть передано религиозной организации … в совместное с иными организациями использование. Недвижимое и относящееся к нему движимое имущество религиозного назначения, закрепленное в установленном порядке за организациями культуры, может использоваться ими совместно с религиозными организациями на условиях, определяемых по согласованию с централизованными религиозными организациями и утверждаемых Министерством культуры Российской Федерации». Заключаемые в таких случаях соглашения согласовываются с правящим архиереем Московской епархии, руководителем Госоргана по охране памятников истории и культуры (на сегодня это Министерство культуры Московской области) и утверждаются руководителем Роскультуры (на сегодня это Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ). Примеры двух таких Соглашений, которые можно использовать как образцы, помещены в Приложениях. Между ними есть существенная разница. Хотя в обоих случаях сторонами Соглашения являются музей и Православная религиозная организация, но храмы Астраханского кремля находятся в оперативном управлении у Православной религиозной организации, а церковь Архангела Михаила на территории музея-усадьбы «Архангельское» в Красногорском районе Московской области – в оперативном управлении музея. В обоих случаях Соглашение определяет режим совместного использования здания храма, но не является правоустанавливающим документом на данный вид недвижимости. Поэтому такие Соглашения, а также возникающее из него право совместного использования не подлежат государственной регистрации. 8.2.5. Регистрация прав на здания и земельные участки При переоформлении прав религиозных организаций на здания и земельные участки возникли вопросы о регистрации в органах Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации или ФРС) этих прав. Для разрешения этих вопросов управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент обратился в Росрегистрацию, и оттуда был получен официальный письменный ответ от 28.07.2005 № 11. Полный текст этого письма был опубликован в ЖМП № 10 за 2005 г., стр. 86.; можно найти его и в Приложениях. Приведём здесь с небольшими комментариями особенно важные выдержки из этого письма. Во-первых, сразу отметим, что право собственности необходимо регистрировать во всех случаях. Здесь нет никаких разномыслий. «Не предусмотрена государственная регистрация договора безвозмездного пользования, действующим законодательством также не предусмотрена государственная регистрация ограничений (обременений) прав, возникающих на основании договоров безвозмездного пользования, за исключением договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками». То есть, поскольку договора безвозмездного пользования зданиями, которые заключаются Росимуществом с религиозными организациями «на период существования ссудополучателя», подпадают под действие этого положения, они не подлежат регистрации в органах ФРС. «Подача заявления на государственную регистрацию требований к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должна осуществляться уполномоченным органом охраны объекта культурного наследия». Здесь речь идёт об Охранных обязательствах, которые можно регистрировать в органах ФРС, но заниматься этим должны не религиозные организации, а государственные структуры (на сегодня это – Министерство культуры Московской области). За государственную регистрацию ограничений (обременений) взимается государственная пошлина. Эта пошлина взимается при подаче документов в Росрегистрацию и в случае отказа в регистрации не возвращается. Договора безвозмездного срочного пользования земельными участками можно и нужно регистрировать, если в них указываются конкретные сроки. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, религиозные организации, имеющие «на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности», получают эти земельные участки в безвозмездное срочное пользование «на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями». Это вполне конкретная формулировка, поэтому церковным организациям следует регистрировать договора безвозмездного срочного пользования земельными участками. 8.2.6. Сомнительные случаи передачи недвижимости Церкви Некоторые богослужебные здания (храмы, часовни и т.п.), являвшиеся собственностью государства, были переданы в собственность или в безвозмездное пользование православным религиозным организациям (приходам, монастырям и т.п.) светскими структурами, которые на момент передачи не имели на это полномочий. Хотя здесь не было вины самих приходов и монастырей, но, во-первых, такое положение несёт в себе возможность отчуждения церковного здания от религиозной организации в судебном порядке. Во-вторых, принадлежность богослужебного здания религиозной организации на правах собственности или безвозмездного пользования является основанием для передачи ей земельного участка, соответственно, в собственность или в безвозмездное срочное пользование. Поэтому незаконность передачи религиозной организации богослужебного здания может поставить под сомнение и законность владения земельным участком. Поэтому, если богослужебное здание было передано в собственность или в безвозмездное пользование религиозной организации светской структурой, которая на момент передачи не имела на это полномочий, то следует на общих основаниях переоформить в передачу такого здания в собственность или в безвозмездное срочное пользование в соответствии с действующим законодательством. Справку о том, в какое время какие государственные структуры имели полномочия передавать в собственность или безвозмездное пользование здания религиозного назначения и иное имущество, находящееся в собственности государства, можно найти в Приложениях. 8.2.7. Собственные постройки на несобственном участке В Земельном кодексе РФ указано «единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами» (Гл. 1, ст. 1, п.5). Поэтому не ясно, в чьей собственности окажутся возведённые приходом храмы и постройки, если земельный участок передан ему в пользование, а не в собственность. На деле, возможны два выхода:
8.2.8. Использование церковной недвижимости До сего дня не потерял своей актуальности уже рассмотренный выше циркуляр правящего архиерея от 6 сентября 1996 г. № 1028, в котором, в частности, говорится, что приходские здания необходимо, если есть возможность, оформить в собственность прихода. В том же циркуляре подчёркнута недопустимость строительства личных домов на церковной территории и недопустимость отчуждения церковных земель под личное строительство. 8.3. Организация учёта церковной недвижимости в ЕОРЕСТ В Епархиальном отделе по реставрации и строительству (ЕОРЕСТ) учёт церковной недвижимости ведётся параллельно и по возможности идентично в электронной и бумажной форме в секторе учёта недвижимости ЕОРЕСТ. Поскольку в Московской епархии имеется на сегодня больше тысячи церковных организаций (приходов, монастырей, монастырских подворий и других) и ещё больше имеется земельных участков и зданий, учёт церковной недвижимости организован на нескольких уровнях. 8.3.1. Епархиальный уровень Епархиальный уровень состоит из окружных дел. Окружные дела заводятся на церковные округа, монастырский округ, единоверческие приходы, Коломенскую Православную Духовную семинарию, на другие структуры, непосредственно входящие в ведение Московского Епархиального управления. 8.3.2. Окружной уровень Окружное дело включает в себя общую информацию об округе, а также дела организаций (организационные дела). Дела организаций заводятся на все юридические лица, входящие в сферу ответственности соответствующего округа. Это могут быть приходы, монастыри, монастырские подворья (являющиеся юридическими лицами), иные юридические лица по указанию священноначалия. 8.3.3. Уровень организаций Дело организации включает в себя общий лист (содержит официальную информацию об организации, его обычно и называют организационным делом), дела зданий (или литерные дела) по всем находящимся в ведении организации зданиям, копии документов по находящимся в ведении организации земельным участкам и зданиям (список определяется ЕОРЕСТ), а также другие материалы, принятые ЕОРЕСТ от организации. Дела зданий заводятся отдельно на каждое находящееся в ведении церковной организации здание. За зданием или земельным участком признаётся, что он находится в ведении церковной организации, если:
8.3.4. Уровень зданий Дело здания содержит краткое описание здания, сведения о его техническом состоянии (краткое словесное описание), другие сведения о здании (историческая справка, достопримечательности, состояние здания при передаче его церковной организации и прочее), а также ссылки на библиотеку. Ссылки на библиотеку даются, если какие-то материалы, прямо относящиеся к данной организации (проекты храмов, фотографии и прочее), помещены в библиотеку ЕОРЕСТ. 8.4. Некоторые вопросы терминологии при учёте и оформлении прав на церковную недвижимость 8.4.1. Выдержки из Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции. Федерального закона от 22.07.2005 N 117-ФЗ) Статья 5. Участники земельных отношений 1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. 3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Статья 6. Объекты земельных отношений 2. Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Статья 7. Состав земель в Российской Федерации 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) документах государственного земельного кадастра; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 8.4.2. Оценка технического состояния здания для целей учёта в ЕОРЕСТ
8.4.3. Определение понятий «строящееся здание» и «построенное здание» Для целей учёта в Епархиальном отделе по реставрации и строительству здание считается строящимся: если фактически начаты строительные работы или если выделен земельный участок под строительство здания и ведутся проектные работы. Для целей учёта в Епархиальном отделе по реставрации и строительству здание считается построенным: если оно официально сдано в эксплуатацию или если выполнены все общестроительные, отделочные и хотя бы основные специальные работы (устроены электроснабжение, водоснабжение и канализация, смонтирована система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха). 8.4.4. Разграничение понятий «основной храм» и «приписной храм (часовня)» В Московской епархии принято для целей учёта следующее разграничение понятий «основной храм» и «приписной храм (часовня)». Основным храмом прихода (монастырского подворья, являющегося юридическим лицом) называется храм, который упомянут в соответствующем Указе правящего архиерея о создании прихода (монастырского подворья, являющегося юридическим лицом) или в юридических учредительных документах. Это положение сохраняется и в тех случаях, когда на самом деле богослужения в основном храме не совершаются. Например, в приходе Никольского храма г. Красногорска рядом находятся 2 храма: Никольский и Боголюбский. Права прихода на оба храмовых здания оформлены одинаковым образом. Никольский храм готовится к реставрации, и богослужения совершаются не в нём, а в никогда не закрывавшемся Боголюбском. Однако основным храмом прихода называется Никольский храм (в соответствии с Указами священноначалия и учредительными документами), поэтому Боголюбская церковь называется приписной. Относительно монастырей (не монастырских подворий, являющихся юридическими лицами) понятие «основной храм» для целей учёта не употребляется. Храм (часовня) называется приписным, если: так указано священноначалием (например, есть Указ «такому-то храму (часовне) быть приписным к такому-то приходу»); или так сложилось исторически (как в приведённом выше примере Боголюбской церкви на территории Никольского храма г. Красногорска), или права прихода на этот храм (часовню) оформлены юридически (например, действующему приходу официально передали ещё один храм). Кроме того, приписными автоматически называются все храмы (часовни), действующие в воинских частях, лечебных учреждениях и т. п., если при этих храмах (часовнях) не зарегистрированы приходы. Дело в том, что согласно Закону о свободе совести и о религиозных объединениях (ст. 6, п. 3) «создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается». Но возможна, и такие случаи имеют место, регистрация прихода, юридически «обычного», у которого, однако, нет других храмов, кроме больничного или воинского. В таких случаях желательно, чтобы благочинный определил, к какому приходу относится соответствующий храм (часовня). Храм (часовня) может быть приписан к какому-то храму или монастырю, или подворью, только как к организациям, а не как к зданиям. Соответственно, выражение, например, «Петровский храм приписан к Знаменскому храму» означает, что Петровский храм приписан к приходу, для которого Знаменский храм является основным. Ни в каком случае один храм (часовня) не может принадлежать двум Православным религиозным организациям одновременно, ни в качестве основного, ни в качестве приписного. В частности, если настоятелем двух зарегистрированных приходов (например, Никольского и Успенского) является один и тот же священник, то и Никольский, и Успенский храмы являются основными каждый для своего прихода. Ни один из них не является приписным к другому, независимо от фактического состояния храмов и от того, как часто в них совершаются богослужения. 8.4.5. Какие здания и сооружения следует учитывать в качестве часовен В ходе обработки информации, поступающей в Епархиальный отдел по реставрации и строительству, выяснилось, что не все благочинные и настоятели одинаково толкуют понятие «часовня». Для различия в толкованиях есть основания в самом русском языке. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля (М., 1998г., т. 4, стр. 584) часовня это «молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно только служить часы (не литургию)». Но в той же статье того же словаря сказано, что часовней, кроме того, называется «отдельное маленькое строение или пристрой с иконами и лампадой; часовни этого рода ставятся в виде памятника, или на распутьях, на родниках, или над престолом бывшей церкви». Епархиальный отдел по реставрации и строительству рекомендует для целей учёта относить к часовням только помещения, предназначенные для совершения богослужений, или отдельно стоящие здания, имеющие – пусть небольшое – но помещение для молитвы. Поклонные кресты, памятники и тому подобные сооружения, не имеющие помещений, учитывать в качестве часовен не рекомендуется. Впрочем, в каждом конкретном случае окончательное решение вопроса об учёте на епархиальном уровне сооружения, не имеющего помещений, в качестве часовни и об оформлении юридических прав на него, остаётся за настоятелем соответствующего прихода и благочинным. В обязательном же порядке подлежит учёту в качестве часовни здание (сооружение), в следующих случаях:
Кроме того, для целей учёта к часовням следует относить помещения в лечебных и других учреждениях, приспособленные для богослужения, но не имеющие престола для совершения литургии. 8.4.6. Определения понятий «крестильный храм», «домовый храм», «приходский дом» и «монастырский дом», принятые для целей учёта Для целей учёта в Епархиальном отделе по реставрации и строительству крестильным называется храм, который изначально предназначался или фактически используется, или предназначается в будущем для использования, в первую очередь, для совершения таинства крещения и тесно связанных с крещением таинств и священнодействий (миропомазание, воцерковление и другие). Купель для крещения людей полным погружением может иметь форму бассейна или быть в форме чаши или иметь любую другую форму. Само по себе это не имеет значения для определения храма как крестильного. Храм в обязательном порядке называется в учётных документах крестильным, если так указано священноначалием (например, в Указе о назначении настоятеля или в резолюции о благословении на закладку храма). В остальных случаях вопрос о наименовании храма крестильным решается настоятелем данной церковной организации в согласии с благочинным. Для целей учёта в Епархиальном отделе по реставрации и строительству домовым называется храм, который архитектурно включён в объём здания, не предназначенного, в первую очередь, для совершения богослужений. Храм в обязательном порядке называется в учётных документах домовым, если так указано священноначалием (например, в Указе о назначении настоятеля). В остальных случаях вопрос о наименовании храма домовым решается настоятелем данной церковной организации в согласии с благочинным. Для целей учёта в Епархиальном отделе по реставрации и строительству приходским домом называется здание, если оно предназначено, в первую очередь, для размещения воскресной школы, братской трапезы, кабинета настоятеля, других служебных кабинетов, помещений для отдыха духовенства и сотрудников прихода и т. п. Разумеется, в архитектурном объёме приходского дома могут находиться санузлы, гаражи, помещения для охраны и т. п., но отдельно стоящие гаражи, туалеты и сторожки называть приходскими домами не следует. Здание в обязательном порядке называется в учётных документах приходским домом, если так указано священноначалием (например, в письменном благословении на строительство приходского дома). В остальных случаях вопрос о наименовании здания приходским домом решается настоятелем данного прихода в согласии с благочинным. Для целей учёта в Епархиальном отделе по реставрации и строительству термин «монастырский дом» применяется для братских (сестринских) корпусов, настоятельских корпусов, монастырских больниц, монастырских трапезных, монастырских гостиниц для паломников, а также иных относящихся к монастырю зданий. Разумеется, в архитектурном объёме монастырского дома могут находиться санузлы, гаражи, помещения для охраны и прочее. Но отдельно стоящие гаражи, туалеты, трансформаторные подстанции и т. п. называть монастырскими домами не рекомендуется. Во всех случаях вопрос о признании для целей учёта здания монастырским домом решается настоятелем (настоятельницей) данного монастыря в согласии с благочинным монастырей. 8.5. Иные вопросы учёта и оформления прав на церковное имущество 8.5.1. Оформление прав на церковный транспорт Об оформлении прав на принадлежащий церкви транспорт письменных циркуляров не издавалось, но было устное распоряжение Митрополита на собрании благочинных, что они должны быть обязательно оформлены на приход, а не на иное юридическое или физическое лицо. Если автомобиль является собственностью настоятеля, то пусть он будет на него оформлен, и пусть так все и знают. Если на этой машине по доверенности ездит церковный водитель, в том числе возит самого настоятеля, то в этом нет ничего зазорного. Наоборот, это плюс настоятелю, что он предоставляет свой автомобиль для церковных нужд. В случае внезапной кончины настоятеля автомобиль перейдёт его наследникам, и приход должен будет это принять. Если же автомобиль является собственностью прихода, то настоятель может его использовать по своему усмотрению, но он не собственник со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Если настоятеля переведут на новый приход, автомобиль останется на старом приходе, и настоятель должен будет с этим смириться. Кому-то может показаться удобным оформить транспортное средство на фиктивного собственника. Но нужно учесть, что этот фиктивный собственник церковного имущества или его наследники могут вдруг заявить на него права, и закон, скорее всего, встанет на их сторону. А фиктивному собственнику автомобиля неплохо знать, что в случае аварии материальную ответственность перед человеком, потерявшим в результате её трудоспособность, несёт не только водитель, находившийся за рулём, но и собственник автомобиля. Иногда представляется удобным приобрести автомобиль, как говорится, «по доверенности». Новый владелец даёт старому оговоренную сумму денег, а старый делает на имя нового доверенность с правом продажи. Но необходимо учитывать, что, пока автомобиль не переоформлен на нового владельца, собственником остаётся старый владелец. И к этому случаю относится всё, что уже было сказано о фиктивном собственнике. Если всё же оказывается необходимым оформить церковный автомобиль на частное лицо, то следует заключить с этим лицом договор безвозмездного пользования транспортным средством на срок существования прихода и передать автомобиль от собственника пользователю по акту передачи. Образцы такого договора и акта можно найти в Приложениях. 8.5.2. Учёт икон В учёте икон есть особенности, которые требуют, чтобы он вёлся несколько сложнее, чем остальное имущество прихода. Речь сейчас идёт не о том, что икона – это святыня, на учёт это, как раз, мало влияет. Особенности на самом деле следующие.
Если есть опытный сотрудник, которому можно поручить вести учёт икон на профессиональном уровне, то можно так и сделать. Однако для приходских нужд можно вести этот учёт упрощённо и с достаточной надёжностью (инструкцию и образцы таблиц смотри в Приложениях). Для упрощённого учёта рекомендуется вести следующие документы.
Иконы не очень ценные (например, фабричного производства), которые предполагается со временем заменить на писанные и отправить для распространения «за свечной ящик», можно – по усмотрению настоятеля – не регистрировать. 8.5.3. Завещание и дарение имущества приходу Нередко благочестивые люди хотят, чтобы часть или даже всё их имущество после их смерти стало собственностью Церкви. Для этого есть несколько возможностей, но со всеми ими связаны некоторые сложности, которые полезно настоятелям знать заранее. Завещание имущества – самая естественная форма его посмертной передачи. Но ни в коем случае нельзя завещать имущество сразу нескольким лицам, потому что хлопоты по получению наследства в этом случае, скорее всего, будут так велики, что завещанное имущество не достанется никому из наследников. На эту тему есть (она помещена в Приложениях и на сайте ЕОРЕСТ) очень поучительная статья адвоката Алексея Куприянова «Завещание «на помин души», опубликованная в газете «Церковный вестник» № 22 (251) за ноябрь 2002 г. (http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=149). Заслуживает внимания такая форма посмертной передачи дома или квартиры, как «договор пожизненного содержания с иждивением». В этом случае нотариально заверяется договор, по которому дом или квартира сразу становятся собственностью одариваемого прихода, но даритель продолжает в ней жить до своей смерти, и приход обязуется пожизненно содержать дарителя. Бывает, что такие договора заключают не с приходом, а со священником, если хотят облагодетельствовать самого священника. Плюсы такой формы очевидны. Одариваемый сразу становится собственником и после смерти дарителя не должен платить ни пошлины, ни налога. Кроме того, он избавляется от больших хлопот по оформлению наследства. Даритель же получает значительную материальную помощь в течение всей своей оставшейся жизни. Но есть тут и минусы. Если даритель решит, что одариваемый не выполняет условий договора о пожизненном содержании с иждивением, он может через суд потребовать расторжения договора. В таком случае все труды и затраты пропадут. Конечно, трудно себе представить, что старый человек осилит организацию и проведение судебного процесса против прихода или батюшки. Но, во-первых, у немощного дарителя могут найтись весьма заинтересованные и энергичные помощники. А, во-вторых, участие прихода или священника в качестве ответчика по делу, где его обвиняют в обмане и не милосердии, может вызвать немалые поношения на церковь. Поэтому прежде, чем заключать с прихожанином договор пожизненного содержания с иждивением, нужно всё хорошо взвесить. И если есть хоть какие-то основания опасаться, что даритель захочет через какое-то время расторгнуть договор, лучше и не заключать его. Что здесь должно настораживать? Капризный и переменчивый характер предполагаемого дарителя. Наличие у него родственников, которые надеются на наследство, особенно если они живут вместе с предполагаемым дарителем. Наличие у него какого-то побочного интереса в заключении договора, который может потом пропасть; тогда даритель может пожалеть о своём поступке. Во всяком случае, заключая договор пожизненного содержания с иждивением, следует внимательно отнестись к его формулировкам, желательно получить консультацию юриста. Заключив договор, нужно в дальнейшем обязательно сохранять все возможные документы, подтверждающие расходы на содержание и иждивение дарителя. Благочестивый прихожанин может, конечно, и просто подарить своё жильё приходу, устно договорившись о том, что он будет там жить до конца своих дней и приход будет за ним ухаживать и его содержать. Но такая договорённость уже опасна для дарителя. Настоятель прихода может и перемениться, а новый настоятель может с недоверием отнестись к рассказам об этой договорённости. |