Язык_как_средство_общения_Учебное_пособие. Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка
Скачать 1.93 Mb.
|
ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Повторите правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Если сравнить речь с другими привычными процессами нашего организма, например с х..дьбой или дыханием то «г..ворение» интеллигента будет так же отличаться от говорения крестьянина как х..дьба по канату от естественной х..дьбы или как дыхание факира от обычного дыхания. Но эта-то неестественность и оказывается как раз условием существования литературного наречия. Присмотримся поближе к основным чертам этого литературно-языкового идеала. Первой и самой замечательной чертой ..вляется его поразительный консерватизм равного которому мы не встр.лаем ни в какой другой области духа. Из всех идеалов это единственный который л..жит ц..ликом позади. «Правильной» всегда предст..вляется речь старших поколений, предшествовавших литературных школ. Ссылка на традицию, на прецеденты, на «отцов» есть первый аргумент при попытке опр..вдать какую-либо шероховатость. Нормой признается то что было и отчасти то что есть но отнюдь не то что будет. Это сообщает литературным наречиям особый характер постоянства по сравнению с естественными наречиями, м..шает им эволюционировать в сколько нибудь заметных размерах. Cc-вр..менный образованный итальянец л..гко читает Данте современный же итальянский крестьянин вряд ли бы разобрался в языке р.дноЙ деревни XIII в. Если в языке «все т..чет» то в литературном наречии это т.ление заграждено плотиной нормативного консерватизма до такой степ, .ни что языковая река чуть ли не превращена в искусственное озеро. Нетрудно видеть что этот консерватизм не случаен что он тесно связан опять-таки с самим существованием литературного наречия и литературы. Разг..ворный язык может меняться в каком угодно темпе и беды не произойдет потому что мы г..ворим с отцами нашими и дедами но не далее. Читая Пушкина, мы уже г..ворим с прадедом а для англичанина ч..тающего Шекспира, и для итальянца, ч-.тающего Данте, это «пра» удесятерится. Если бы литературное наречие изм..нялось быстро то каждое поколение могло бы пользоваться лишь литературой своей да предшествовавшего поколения, много двух. Но при таких условиях не было бы и самой литературы так как литература всякого поколения создается всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не пон..мал Пушкина то, вероятно, не было бы и Чехова. Слишком тонкий слой почвы давал бы слишком слабое питание литературным р.хткам. Консерватизм литературного наречия, объединяя века и поколения, создает возможность единой мощной многовековой национальной литературы. (A.M. Пешковский. Объективная нормативная точка зрения на язык) 1.6. СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Прочитайте следующий отрывок из повести И. Грековой «За проходной». Почему отчеты, которые пишет Каюк, вызывают у его товарищей смех и что именно исправляет в них Вовка-критик? ...Каюк — прозаик. Он готов писать отчеты с утра до ночи, по четырнадцать часов в сутки, и все ему мало. Товарищи знают его страсть и пользуются ею: «писать будет Каюк». И он пишет. ...Каждый раз, когда Каюк заканчивает отчет, начинается «номер»: коллективное художественное чтение. — Братцы, вы только послушайте, что он пишет: «бесподобный метод интегрирования»... — Нет, дальше лучше: «решение этой задачи дрожало у нас на кончике пера»... — «Испытания носили двусмысленный характер»... — «Интеграл ведет себя вполне прилично»... И так далее. Каждая фраза встречается хохотом. Как пятиклассники на переменке, читающие любовное письмо. Каюк пытается отвоевать свое право писать красиво. Но ему в этом праве неизменно отказывают: «Друг Аркадий, не говори красиво». Чаще всего за красный карандаш берется Вовка-критик. Он садится за отчет, вымарывает все цветистые фразы и вместо них ставит другие — скупые и скудные: «эффективный метод интегрирования»; «мы были близки к решению этой задачи»; «в процессе испытаний были выявлены противоречащие друг другу факты»; «интеграл сходится в смысле главного значения». Дурак Каюк, думает он, какая безвкусица. Не понимает, в чем настоящая поэзия. Для самого критика стихами звучат такие, например, строки: «Пересечение последовательности внутренне регулярных множеств конечной меры внутренне регулярно; пересечение убывающей последовательности внешне регулярных множеств внешне регулярно». Как видно из только что приведенного примера, даже используя литературный язык, не всегда можно достигнуть правильного и полного понимания. Та манера, в которой изъясняется Каюк, отвлекает его читателей от передаваемого содержания и вызывает у них смех. Дело в том, что и в самом литературном языке имеется несколько разновидностей, каждая из которых предназначена для общения в определенной сфере деятельности человека.
Отчет, который пишет Каюк, служит для передачи научных сообщений. В этой сфере человеческой деятельности принято использовать научный стиль, главными свойствами которого являются четкость и логичность изложения, а также отсутствие выражения эмоций. В отличие от другого персонажа — Вовкикритика, Каюк стремится к красоте, выразительности, а не к точности, и это свидетельствует о том, что он не владеет научным стилем. Помимо научного стиля, важную роль в общении людей играет официально-деловой стиль. Он служит для передачи информации в сфере управления обществом на всех его уровнях. Официально-деловой стиль используется в заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах и законах. Для него даже в большей степени, чем для научного стиля, важны четкость и неэмоциональность изложения. Еще одно важное свойство официально-делового стиля — стандартность: для того чтобы иметь гарантию, что они будут правильно поняты, люди, составляющие заявления, приказы или законы, стараются следовать традиции и писать так, как писали до них, так, как это принято. Еще один стиль литературного языка — публицистический. Он используется в тех случаях, когда необходимо не просто передать информацию, но и определенным образом воздействовать на мысли или чувства людей: заинтересовать их или в чем-либо убедить. Публицистический стиль — это стиль информационных или аналитических передач по телевидению и радио, стиль газет, стиль выступлений на собраниях. В отличие от научного и официально-делового стилей, для публицистического стиля характерны особая выразительность и эмоциональность. Научный, официально-деловой и публицистический стили сближает то, что все они предназначены для передачи достаточно сложного содержания и используются в сфере официального общения, очень часто — в письменной форме. Стремясь подчеркнуть это обстоятельство, три названных стиля объединяют, именуя их книжными стилями. Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль. Это стиль, который используется при неофициальном, бытовом, повседневном общении между людьми, часто — в заранее не подготовленной устной речи. Поэтому его характерные черты — это неполнота выражения и эмоциональность. Особым образом относится ко всем перечисленным стилям художественной литературы. Поскольку литература отражает все сферы жизни человека, она может использовать средства любых стилей литературного языка, а при необходимости — не только их, но и диалекты, арго и просторечие. Основная функция языка художественной литературы — эстетическая. Заполните свободные клетки таблицы.
ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Перепишите текст, вставляя знаки препинания, пропущенные в сложных предложениях разных типов. Называется книжка «Деловые бумаги» и в ней школьникам «даются указания» как писать протоколы, удостоверения, справки, расписки, доверенности, служебные доклады, накладные и т.д. Я вполне согласен с составителем книжки слова и выражения, рекомендуемые им детворе, надобно усвоить с малых лет ибо потом будет поздно. Я, например, очень жалею что в детстве меня не учили изъясняться на таком языке составить самую простую деловую бумагу для меня воистину каторжный труд. Конечно, я понимаю что при официальных отношениях людей нельзя же обойтись без официальных выражений и слов. По словам одного из современных филологов, директор учреждения поступил бы бестактно если бы вывесил официальный приказ, написанный в стиле непринужденной беседы: «Наши женщины хорошо поработали да и в общественной жизни себя неплохо показали. Надо их порадовать скоро ведь 8 Марта наступит! Мы тут посоветовались и решили дать грамоты...» Филолог убежден что в данном случае этот стиль не имел бы никакого успеха его сочли бы чудаковатым и диким. По мнению филолога, тот же приказ следовало бы составить в таких выражениях: «В ознаменование Международного женского дня за выдающиеся достижения в труде и плодотворную общественную деятельность вручить грамоты товарищам...» Возможно что филолог и прав должен же существовать официальный язык в государственных документах, в дипломатических нотах, в реляциях военного ведомства. ...Но представьте себе что ваша жена, беседуя с вами о домашних делах, заговорит вот таким языком. «Я ускоренными темпами, — скажет она, — обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования (т. е. на кухне. — К. ¥.). В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров». После чего вы, конечно, отправитесь в загс и там из глубочайшего сочувствия к вашему горю немедленно расторгнут ваш брак. Ибо одно дело — официальная речь а другое — супружеский разговор с глазу на глаз. «Чувство соразмерности и сообразности» играет и здесь решающую роль им определяется стиль нашей речи. (К. И. Чуковский. Живой как жизнь) 1.7. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ Как мы уже говорили, язык — это важнейшее средство человеческого общения.
Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Представим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно увидеть сразу три разных вида речевой деятельности. Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать го, что он считает необходимым сообщить студентам. Такой вид речевой деятельности называется говорением. Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит преподаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Этот вид речевой деятельности называется слушанием. В-третьих, с помощью графических знаков студенты фиксируют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности называется письмом. Можно представить себе и то, как впоследствии студенты обратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там информацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности называется чтением. Разумеется, говорение и слушание — гораздо более древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность была изобретена человечеством гораздо позднее. Используя карандаш и линейку, начертите в тетрадях схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырех прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение» и «письмо». Речевая деятельность аналогична всем другим видам человеческой деятельности. Для того чтобы, убедиться в этом, проанализируем, каким образом вы выполняли только что предложенное вам задание: ведь оно требовало от вас не только одного из видов речевой деятельности — письма, но и деятельности неречевой — черчения.
В этом случае ваша схема оказалась гораздо нагляднее. Выполнив задание, вы, очевидно, проверили, хорошо ли получилась схема. Откроем секрет: в данном случае дело было совсем не в схеме, а в том, что работа над ней позволила вам увидеть, из каких этапов складывается любая, в том числе и речевая, деятельность. В вашей работе по построению схемы можно выделить четыре этапа: 1) ориентировка в ситуации, 2) планирование действия, 3) его осуществление и 4) контроль результатов. Те же самые этапы можно увидеть и во всех речевых действиях: вначале мы ориентируемся в речевой ситуации и планируем свое речевое действие, потом его выполняем, а затем непременно должны проверить, достигнут ли запланированный нами результат. Разумеется, строя простые и привычные высказывания, например здороваясь или прощаясь со знакомыми, мы, как правило, не фиксируем своего внимания на этих этапах. Именно так, наполовину автоматически, вы, возможно, подчеркнули заглавие схемы «Виды речевой деятельности», когда чертили ее. Однако, порождая сложные и важные высказывания, вы должны отдавать себе отчет о каждом из названных этапов речевой деятельности, которые только что были нами описаны. Прочитайте следующие фрагменты из художественных произведений и с помощью знаков «плюс» и «минус» отметьте, какие этапы речевой деятельности персонажей отражены (+) и не отражены (—) в каждом из отрывков. «Надо будет ему возразить так, — решил Берлиоз, — да, человек смертен, никто против этого и не спорит. А дело в том, что...» Однако он не успел выговорить этих слов, как заговорил иностранец: — Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита) Берлиоз
— С вами я бы скорее выучилась, я почему-то уверена в вас, — сказала она [Кити] ему [Левину]. — И я уверен в себе, когда вы опираетесь на меня, — сказал он, но тотчас же испугался того, что сказал, и покраснел. (Л.Н. Толстой. Анна Каренина) Левин
Потом она спросила, сознавая глупость вопроса, но не в силах остановиться, давно ли он играет в шахматы. Он ничего не ответил, отвернулся, и она так смутилась, что стала быстро перечислять все метеорологические приметы вчерашнего, сегодняшнего, завтрашнего дня. (В. Набоков. Защита Лужина)
|