история физической культуры. Университет
Скачать 0.57 Mb.
|
Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны В XVIII веке среди простого народа бытовали излюб- ленные физические упражнения, к которым в первую оче- редь можно отнести борьбу и кулачный бой. Борьба и кулачный бой проводились в праздничные дни, когда на соревнования приходило много зрителей. Были выработаны неписаные правила соревнований, кото- рых неуклонно придерживались противники. Имена кулачных бойцов были широко известны в горо- де и в деревне. В России славились не только петербург- 94 ские и московские бойцы, но и казанские, калужские и тульские. В Москве был известен своей недюжинной силой Семен Трещала. В Петербурге лучшим кулачным бойцом долгое время был целовальник Гордей. Не менее известным был тульский оружейник Алеша Родимый. Среди молодежи были популярны такие игры, как го- родки, свайка, игры в мячик (ножик, мушка, чушка). Все эти игры на ловкость, силу и скорость были древнейшего происхождения и полностью сохранили свою самобытность в XVIII веке. Сохранились в XVIII в. также и другие виды народных развлечений: качели, катание с гор и на коньках. Вот как описывает А. Ровинский (1881) народные уве- селения: «Одним из главных увеселений на масленице бы- ли борьба и кулачные бои... Борьба была разная – простая... и охотничья.... Практиковался и особый способ борьбы, так называемый московский, при котором борец, покосив про- тивника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ногой его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю; с этой борьбы пошла и народная поговорка: «Матушка, Москва, бьет родимая с носка». Впрочем, борьба один на один не давала народу на- стоящего простора и потому далеко не была в таком ходу, как бой на кулачках, который представлял возможность принимать участие не только взрослым, но и малолеткам... Присутствующие разделялись на двое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали в небольших боях – мальчики, в больших заправских боях – заводные, один на один, потом шли все остальные, стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить про- тивная сторона. Сцеплялка – свалка, в которой бой обра- щался в беспорядочную свалку и бесцельное тузение, не 95 причислялась к охотничьим боям, а представляла переход к простой обиходной драке». Физическое воспитание в быту дворянства В этот период в физическом воспитании привилегиро- ванных сословий, в отличие от народных его форм, про- изошли значительные изменения. Первое, что следует отметить, – широкое применение физического воспитания в форме военизированных игр в потешных войсках Петра I. Ни до Петра I, ни после него, вплоть до появления в России перед Первой мировой вой- ной скаутского движения, мы не знаем ничего подобного этому в истории физической культуры. Широко задуман- ный, а затем и осуществленный проект военной и физиче- ской подготовки юношества, состоящий из увлекательных потех на суше и на воде, с постепенным охватом значи- тельного числа дворянской молодежи и детей «иных чи- нов» – таков был путь развития физического воспитания в потешных войсках, положивших начало регулярной армии Петра I. После смерти Петра I придворное дворянство стало культивировать модные в Западной Европе «светские» фи- зические упражнения. На первом плане была охота и стрельба. Во дворцах устраивались тиры, где проводилась стрельба, обязательная для всех придворных. Культивирование верховой езды, являвшейся излюб- ленным видом спорта среди знатных дам, носило характер подражания Западной Европе. Специальные берейторы обучали главным образом красивой посадке. Придворное дворянство не только могло широко пользоваться ино- странной литературой, но получило руководство на рус- ском языке, изданное в 1795 г. Байером, под названием «Школа верховой езды для охотников, желающих обучать- ся и т.д.» 96 В 60-х годах XVIII в. придворная знать стала увлекаться «каруселью» – конной военной игрой, заимствованной опять же на Западе и считавшейся «рыцарским упражнени- ем». Лучшими ездоками считались братья Орловы – Григо- рий и Алексей. Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания Педагогические идеи в России после Петра I тесно свя- заны с возвышением дворянского класса и его стремлением не только к приобретению материальных благ, но и к полу- чению образования. Дворянство стремилось получить соот- ветствующее его значению, как привилегированного клас- са, воспитание. Поскольку русская педагогика того времени находилась еще в зачаточном состоянии и не соответство- вала тем требованиям, которые предъявляло русское дво- рянство, приходилось опять обращаться к накопленным веками педагогическим идеям Запада. Теория физического воспитания стояла далеко не на втором плане. Это понимал уже младший современник Петра I, Василий Никитич Та- тищев (1686 – 1750), пытавшийся обосновать в своем «Раз- говоре о пользе наук и училищ» (1733) значение его для дворянского класса. Татищев был одним из образованней- ших людей своего времени. Он был хорошо знаком с за- падноевропейской философией и политической литерату- рой. Татищев понимал, интересы своего класса и знал, что именно внешний лоск, «щегольские науки» дадут русскому дворянству полное равноправие с западноевропейским дво- рянством. Характерно также, что Татищев в своей класси- фикации наук (полезные, нужные, вредительские, щеголь- ские, любопытные) – фехтование и верховую езду, стрельбу из пистолета относил к «нужные наукам». Изучение этих наук, по мысли Татищева, дворянину нужно не только для обороны отечества, но и «для отвращения общего вреда», т.е. для защиты своих классовых интересов. |