Афанасьев Управление проектами в стиле драйв. Управление проектами в стиле драйв
Скачать 3.9 Mb.
|
ЗАДАНИЕИдентифицируйте основных стейкхолдеров проекта (мини- мум 10). Результаты лучше сразу фиксировать в Excel-таблице. Теперь важно понять для себя уровень каждого из стейкхол- деров. Стейкхолдеры бывают разного уровня, и нужно уметь рабо- тать на каждом уровне. Я выделяю 3 уровня управления: вниз, по горизонтали и наверх. Уровни управления Уровни управления Вообще если говорить про управление проектами, то мое устойчивое убеждение, что основное управление проектами — это управление «наверх» и частично «по горизонтали». Управление «вниз» — управление командой — это относи- тельно просто. Это регулярный менеджмент, постановка задач, контроль и т. д. Там у нас есть четкая иерархия подчинения и формальная власть. Вниз управляет ролевое распределение. Если четко выстроить ролевое распределение Руководитель — Подчиненный, то все управление идет на автомате. По сути, роли управляют. Нужно следить, чтобы подчиненный не выходил из роли, и этого достаточно. Чаще всего серьезные проблемные моменты приходится решать «наверх», с людьми, которые нам никак не подчиняются (а наоборот, часто мы им подчиняемся) и формального влияния на которых у нас нет. И вот тут начинается настоящее искусство. Потому что если мы хотим, чтобы проект реализовался успешно, — этими людьми надо реально управлять. Это непросто. Но возможно. Просто требует от нас более серьезных переговорных и управленческих навыков. Очень круто эти навыки развивает управленческая борьба по технологии В. К. Тарасова. Кому интересна эта тема — отправ- ляю на сайт http://www.poedinki.ru/, где есть вся информация, или приходите на периодически мною проводимые управленче- ские поединки онлайн или проводимые оффлайн моими колле- гами в своих городах. Теперь, после того как мы идентифицировали всех стейкхол- деров, нам важно понять, как они между собой связаны. Для это- го используем планетарную модель. Рисуем нас в центре как руководителя проекта и потом от нас рисуем окружности с разным радиусом, на каждой из которых располагаем каждого из стейкхлдеров в соответствии с таким размером, как мы видим их по сравнению с нами, и на таком рас- стоянии, как ощущаем. Основные принципы рисования планетарной модели: Модель рисуется РП (руководителем проекта) сначала самостоятельно, а потом с командой, если это необходимо. Орбиты отражают наши ощущения удаленности или близо- сти того или иного стейкхолдера. Размер круга стейкхолдера по отношению к размеру РП определяет отношение масштаба стейкхолдера по отношению к масштабам РП. Тонкие сплошные линии обозначают текущие наиболее важны связи. Пунктирные линии обозначают альянсы. Жирные линии обозначают связи, которые необходимо построить или усилить в процессе проекта. Планетарная модель Эта модель помогает понять вес каждого по сравнению с нами и расстояние до каждого, а также связи. Далее с этой моделью можно поработать в технике нейрографики Павла Пис- карева. Очень сильная техника, но тут про нее рассказывать не буду, кому надо — рекомендую поискать в Интернете. Далее мы разрабатываем стратегию работы с каждым стейк- холдером. В зависимости от влияния/власти стейкхолера и его интереса к проекту существует 4 основных стратегии работы со стейкхол- дерами. Низкое влияние, низкий интерес — «Мониторить». Это стейк- холдеры, влияние которых невелико, от них проблем, скорее всего, не будет, но и пользы тоже. Поэтому наше вложение сил в управление ими минимально — мониторим, и если они пере- ходят в какой-то другой квадрат, то корректируем стратегию и тактику. Высокое влияние, низкий интерес — «Держать удовлетворен- ными». Это властные стейкхолдеры, которым мало интересен наш проект, но наша главная задача — не создать им проблем нашим проектом. Потому что как только мы создадим им какие-то про- блемы, у нашего проекта тоже автоматически начнутся проблемы. Низкое влияние, высокий интерес — «Информировать». Это наш основной актив. Люди, которые готовы активно участвовать в проекте и идти вместе с проектом. Наша задача — помогать им расти. И один из наиболее эффективных инструментов — «кор- мить» информацией, которая помогает им расти. Это может быть как прямая информация, так и информация, которую они получа- ют в процессе работы над интересными задачами в проекте. Высокое влияние, высокий интерес — «Управлять плотно». Это группа, в которой нет универсальных решений, тут нужно подбирать решение индивидуально под каждого участника. Невнимание к данным стейкхолдерам с большой долей вероят- ности приведет к фатальным последствиям для проекта. Все данные по стейкхолдерам сводятся в документ, называ- емый реестром стейкхолдеров. По сути это досье. Делиться им, естественно, стоит только с доверенными людьми. Основное — это личный инструмент руководителя проекта. Пример реестра стейкхолдеров: Это глубокое досье на каждого участника проекта, которое мы используем для управления им (и, если нужно, для «военных действий» с ним, если он начинает угрожать нашему проекту и сам развязывает «боевые действия»). Часто в больших проек- тах реально много внутрикорпоративной политики, и руководи- телю проекта нужно быть готовым к жестким политическим пере- говорам, где против него и его проекта может быть пущена тяже- лая артиллерия, и тут реестр стейкхолдеров становится самым важным инструментом. P.S. Манипуляции в целом не одобряю и рекомендую при- менять только в крайних случаях. Сейчас все знают основы НЛП и т.д., все чувствуют, когда против них манипулируют, и нужно помнить, что манипуляции в целом сейчас уже считаются дурным тоном. |