Раздел
долгосрочного плана:
| Любовь и честь
| Школа:
|
| Дата:
|
| ФИО учителя:
|
| Класс: 8
|
| Количество присутствующих:
| Количество отсутствующих:
| Тема урока
| Уильям . Шекспир. «Ромео и Джульетта»
| Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
| 8.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике;
8.2.3.1 - выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов
| Цели урока
| Все учащиеся научатся: отвечать на проблемные вопросы, выражающие знание и понимание изучаемых произведений с использованием цитат
| Большинство учащихся научится: выявлять важные для определения конфликта произведения проблемы, используя художественные особенности произведения, объяснять значение композиции для раскрытия идейно-тематического замысла
|
| Некоторые учащиеся научатся: понимать информацию с позиции критического осмысления произведений, определяя свое отношение к теме произведения
|
| Критерии
оценивания
| отвечает на проблемные вопросы, выражающие знание и понимание изучаемых произведений.
- дает определение трагедии;
- дает определение сюжета произведения;
- дает понятие драматургического конфликта.
выявляет важные для определения конфликта произведения проблемы; определяет свое отношение к теме произведения.
- осмысляет основные эпизоды пьесы;
- указывает значение композиции для раскрытия идейно-тематического замысла;
- подтверждает мнение цитатами.
| Языковые цели
| - пересказывать содержание произведений с несколькими сюжетными линиями, а также делать доклады на заданные темы;
- уметь представлять текстовую информацию по проблематике произведения в различном виде (таблицы, ряд символов и т.д.);
- анализировать прозаический текст с использованием изобразительных средств и приемов, раскрывающих тему произведения, цитат
| Привитие
ценностей
| Сотрудничество, взаимоуважение, семейные ценности
| Межпредметные связи
| Русский язык, искусство, история
| Ход урока
| Этап урока/ Время
| Действия педагога
| Действия ученика
| Оценивание
| Ресурсы
|
3 мин
5мин
15мин
12 мин(3*4)
| На фоне звучащего музыкального фрагмента из экранизированной пьесы учитель начинает говорить
Учитель
Вы спросите, куда попали мы?
В Верону! Да-да, туда, в то место,
Что прославили своей любовью
Два сердца милые – Ромео и Джульетта.
Вы знаете, в Вероне есть театр,
В котором почитается за честь
Сыграть Ромео иль Джульетту.
Давайте мы зайдем туда, пока кругом глухая ночь
Вы слышите, там чьи-то голоса.
Как звонки ночью голоса влюбленных,
Давайте тихо их послушаем…
Учитель
Так хочется остаться здесь и слушать,
Но долг наш требует начать свое сегодня представленье
Итак, откроем занавес, начнем!
Сегодня на уроке мы должны узнать побольше о трагедии как жанре, раскрыть конфликт и проследить сюжет, дать характеристику героям.
Беседа по вопросам учителя:
Что такое трагедия? Что такое сюжет произведения? Дайте понятие драматургического конфликта
8.2.2.1
КО: отвечает на проблемные вопросы, выражающие знание и понимание изучаемых произведений.
Дескрипторы:
- дает определение трагедии;
- дает определение сюжета произведения;
- дает понятие драматургического конфликта. Задание по группам:
8.2.3.1
КО: выявляет важные для определения конфликта произведения проблемы; определяет свое отношение к теме произведения.
Дескрипторы:
- осмысляет основные эпизоды пьесы;
- указывает значение композиции для раскрытия идейно-тематического замысла;
- подтверждает мнение цитатами.
Задание:
1 группа – исследуйте сюжет, схематично изобразите сюжетную линию;
2 группа – раскройте конфликт произведения, ответ представьте в виде схемы;
3 группа – составьте кластер, отражающий главных и второстепенных героев произведения.
Выступление каждой группы
Учитель может предложить учащимся материал для работы:
1 группа
Юные герои выросли и живут в обстановке вековечной вражды их семейств. Монтекки и Капулетти уже забыли, с чего началась между ними борьба, но они фанатично воюют друг с другом, и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком бесчеловечной розни.
Итак, Верона: чем живет город, что интересует его жителей, что они ценят в жизни. Ведь каждый город в той или иной степени формирует и характеры, и судьбы горожан. Вот что говорит о горожанах Вероны Меркуцио, рассказывая Ромео о королеве снов Маб:
Она пересекает по ночам
Мозг любящих, которым снится нежность,
Горбы вельмож, которым снится двор,
Усы судей, которым снятся взятки…
Или вот
Подкатит к переносице сутяги,
И он почует тяжбы аромат.
Щетинкой под ноздрею пощекочет
У пастора, и тот увидит сон
О прибыльности нового прихода…
Как нам представляется, это город, где за внешним обликом добропорядочности и благочинности кроются кипящие внутри ненависть и нетерпимость, своеволие и мстительность. Возникает вопрос: в се ли люди в этом городе живут по этим волчьим законам? Конечно, не все. Есть группа персонажей трагедии, которая уже хочет жить по иным законам. Именно в этой среде вспыхивает взаимная любовь молодого Ромео( сына Монтекки) к юной Джульетте ( дочери Капулетти). Этой любви придется пройти разные жизненные испытания.
Вот как о сюжете своей трагедии сказал сам Шекспир:
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Как жаль, что трагический конец неминуем! Но в этом и суть трагедии как жанра драмы.
Напомним:
Трагедия – это вид искусства, с наибольшей силой изображающего зло и противоречия действительности. В основе трагедии всегда неразрешимый конфликт, приводящий к смерти главного героя.
Мы знаем, что трагедия как жанр была создана в Древней Греции. В историю трагедии вошли имена Эсхила, Софокла. Как мне кажется, Шекспир тоже занял в этом ряду достойное место, т.к. внес в содержание ее человеческую струю, наделив героев настоящими человеческими страстями, мыслями, поступками. Он сохранил форму, наполнив ее человеческим содержанием.
2 группа
В чем своеобразие конфликта в трагедии?
На поверхности явно представлен первый конфликт: с одной стороны – междоусобные бои, которые ведут семьи Монтекки и Капулетти, с другой стороны, люди, которые уже не хотят жить по старым законам феодальной чести. Это Ромео и Джульетта, которые готовы забыть свои фамилии ради своей любви, Это Меркуцио, друг Ромео, Это монах Лоренцо, который готов помочь Ромео и Джульетте в спасении их любви во имя того, чтобы примирить их семьи.
Другой конфликт происходит в семье Капулетти. Отец выбрал в мужья Джульетте Париса, не спрашивая ее согласия. Джульетта пытается сопротивляться выбору отца, она борется за право на брак по любви.
И первый, и второй конфликт неразрешимы были во времена Шекспира, но автор вызывает у зрителей-современников сочувствие гуманистической идее свободы выбора детьми того, с кем они хотят связать свою жизнь.
Мы, современные читатели, понимаем, как тяжело было влюбленным Ромео и Джульетте заслужить право на любовь в этом мире.
С чувством великого сострадания к Джульетте мы читаем диалог отца и дочери:
Капулетти
И если ты мне дочь, то выйдешь замуж,
А если нет, скитайся, голодай
И можешь удавиться: бог свидетель,
Тебе я больше не отец.
Так вот подумай. Это ведь не шутки.
Джульетта
Ужель нет состраданья в небесах?
Им видно ведь насквозь мое несчастье.
Нет ей сострадания на земле, она ищет его на небеса
3 группа
Герои трагедии
Несмотря на ее юность, Джульетта обладает богатейшим духовным миром. Она умна не по летам, ее сердце открыто для большого чувства.
В первом объяснении с Ромео Она говорит о своем чувстве:
Моя любовь без дна, а доброта-
Как ширь морская. Чем я больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче!
Она непосредственна в своем признании Ромео, смущена, когда узнает, что он слышит ее. Убедившись в том, что Ромео ее тоже любит, она более решительна, чем он. Она согласна на все, и даже на мнимую смерть, чтобы быть рядом с тем, кого она безгранично любит.
И когда, проснувшись в склепе, она видит мертвого Ромео, она, не раздумывая, кончает с собой, ибо жить без Ромео она не может! Душа Ромео так же чиста. Увидев Джульетту лишь один раз, он полюбил ее сразу. Отныне лишь одно желание живет в Ромео – быть рядом с той, о которой он говорит:
О милая! О жизнь моя! О радость!
Стоит, сама не зная, кто она.
Или вот:
Светлый ангел,
Во мраке над моею головой
Ты реешь , как крылатый вестник неба…
Любовь Ромео к Джульетте так сильна, что он ее и мертвую не уступает Парису. В жизни и смерти она должна принадлежать только ему одному. У видев спящую Джульетту и приняв ее за умершую, Ромео не раздумывая уходит из жизни, так как жизнь без Джульетты для него немыслима.
Могло ли все произойти иначе?
Трагедия и состоит в том, что только любовь героев, принесенная в жертву, могла остановить вражду между их семьями.
- После презентации работы групп, учащиеся ответят на вопросы:
1.Как вы думаете, почему события трагедии происходят в итальянском городе Вероне, а не в Англии?
2. Считаете ли вы верным поведение Джульетты по отношению к своим родным, которые желают выдать ее замуж за обеспеченного человека, который тоже ее любит?
3. Какизменила любовь героев – Ромео и Джульетту?
Работа в парах
- Группам дается задание: подобрать определения-ассоциации к словам
Дескрипторы:
-подбирает слова-ассоциации;
-учитывает особенности трагедии и эпохи Возрождения.
Образец:
Т – трагическая, трогательная
Р- роковая
А - актуальная
Г- героическая
Е- естественная
Д- драматичная, душеволнующая
И- интересная
Я- яркая К- критический
О- острый
Н- непримиримый, накаленный
Ф- фатальный
Л- личностный, лирический
И- исключительный
К- кровный
Т- трогательный
- Завершить работу в группах можно со словом, которое объединяет все сведения об эпохе, в которой была создана трагедия «Ромео и Джульетта» В- ВЫЗОВ
О-ОТКРЫТОСТБЬ
З- ЗНАНИЕ ЖИЗНИ
Р-РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
О - ОЧАРОВАНИЕ
Ж - ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
Д-ДОСТОВЕРНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ
Е- ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
Н-НАСТОЙЧИВОСТЬ
И- ИНТЕРЕС К ЧЕЛОВЕКУ
Е – ЕДИНЫЙ В СВОЕМ РОДЕ СТИЛЬ ОТОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ
Домашнее задание: выучить монологи Ромео или Джульетты.
|
|
| https://www.youtube.com/watch?v=JhMR3wy5I-E
Песня из фильма Ромео и Джульетта (1968)
| Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
| |