История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца
Скачать 5.72 Mb.
|
Иван Александрович Ильин (1882—1954) — русский право- вед, религиозный мыслитель, публицист. По окончании Мос- ковского университета оставлен на факультете для приготовле- ния к профессорскому званию. Материал для магистерской диссертации собирал в научной командировке в Германии, Италии, Франции. Докторскую диссертацию «Философия Геге- 6. Политико-правовые учения юристов русского зарубежья 873 ля как учение о конкретности Бога и человека» защитил в г. После административной высылки из России в 1922 г. участвовал в организации и работе Религиозно-философской академии и Русского научного института в Берлине. При на- цистах его отстранили от преподавания и запретили устные вы- ступления. Он вынужден был эмигрировать в Швейцарию. Приложил значительные усилия к прояснению взаимоотноше- ний религиозной и правовой философии, истолкованию их в либерально-консервативном духе. Среди его работ этого на- правления выделяются «Понятие права и силы: опыт методоло- гического анализа» (1910), «Учение о правосознании» (1919), «Основные задачи правоведения в России» (1921), «Пути духов- ного обновления» (1937), «Наши задачи» (сб. статей 1954), «О монархии и республике» (незаверш.). С г. начал- ся интенсивный процесс переиздания работ Ильина на родине и выход его Собрания сочинений в 10 томах (17 книгах). Особое внимание уделено проблематике власти, справедли- вости и правосознания, а также идеальной форме правления для России. Власть есть сила воли, общение более могущественной воли с более слабой волей. Властвование похоже на тонкий, ху- дожественно складывающийся процесс общения, который соз- дает незримую атмосферу тяготения периферии к центру, мно- гих разрозненных к единой, организованной и ведущей. Создание такой атмосферы есть дело особого искусства, тре- бующего помимо всего прочего «душевно-духовной прозорли- вости, подлинного восприятия бессознательной жизни других и умения ее воспитывать». Правосознание связано с выработкой «умения уважать право и закон», добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства. В осно- ве его лежат «чувство собственного духовного достоинства», внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан между собой и между гражданами и властью. Справед- ливость в ее правовом воплощении связана не только с фор- мальным равенством («слепотой к человеческим различиям»), но также с чувством собственного достоинства участников пра- вового общения. Идеальная форма правления для России — монархия. Здесь само бытие страны требует единовластия чес- ти, верности и служения или же — единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного и притом (т. е. тирании). 874 Глава 20. Россия в XX в. Основными темами философа стали этические основания права, проблемы сочетания личной свободы, духовной само- стоятельности и духовного единства людей в обществе и госу- дарстве. Задача философии права — усвоение проблематики сущности права в ее связи со свободой личности, а также необ- ходимо соотнесение этой проблематики с природой морали и нравственности, добродетели и патриотизма, с аксиомами вла- сти и аксиомами правосознания. Вслед за своим университет- ским учителем П. И. Новгородцевым он считал, что современ- ное человечество переживает кризис правосознания, правда, переживает его не в первый раз, достаточно вспомнить хотя бы крушение Древнего мира. Спасение и обновление правосозна- ния и правопорядка тогда пришло от Оно учило, что Божественное выше человеческого и духовное выше мате- риального и земного. Это религиозное настроение и вносило в общение людей и в процесс общественной организации дух но- вого, христианского правосознания. Приучая ставить духовное выше материального и подчинять личное (как начало своеко- рыстия, гордости и посягания) сверхличному (как началу каче- ства, достоинства и совершенства), это правосознание прикреп- лялось к своим благородным первоосновам: к достоинству, самообладанию и дружелюбной общительности и связанным с ними совестному доброжелательству, примиряющей справед- ливости и жертвенной щедрости. С течением времени новое правосознание становилось все менее христианским, все менее религиозным, все более без- божным. Отношение человека к человеку стало утрачивать хри- стианскую окраску: брат терял брата, и вследствие этого волк шел навстречу волку. Правосознание разучилось видеть добро и зло, право и бесправие; все стало условным и относительным, водворились буржуазная беспринципность и социальное без- различие; надвигалась эпоха духовного нигилизма и публичной продажности. В XIX столетии в Европе расцвела абстрактная и формальная юриспруденция, которая считалась только с поло- жительным правом и не хотела слышать о естественном (т. е. верном, идеальном, совестном) праве. И лишь там и сям можно было отыскать в этой юриспруденции скудные намеки на соци- альную идею и бледные остатки христианской идеологии, при- чем и то, и другое считалось «субъективным» и «ненаучным». Формула выродившегося и разложившегося правосознания была развернута марксистами сначала теоретически, а потом и 6. Политико-правовые учения юристов русского зарубежья 875 в революционной практике. Она может быть выражена прибли- зительно в таких словах: «Государство есть относительное, ус- ловное равновесие равных человеческих индивидуумов, кото- рые суть не что иное, как материальные существа, подлежащие количественному измерению и счислению. Государство есть не что иное, как хозяйственный механизм; строить его должна верхушка классовой, пролетарской, коммунистической пар- тии — в порядке централизма, диктатуры и террора этой пар- тийной верхушке массы должны беспрекословно подчиняться. Люди делятся по имущественному принципу на классы — эти классы должны бороться друг с другом на жизнь и на смерть за обладание земными благами, пока не победит беднейший класс пролетариата, который призван разрушить старое государство и построить новое. Захватив власть, партия этого класса, комму- нистическая партия, должна принудительно осуществлять изъ- ятие всякой частной собственности, превратить всех в проле- тариев и провести всеобщее обобществление всех средств и орудий производства («экспроприацию», «пролетаризацию», «социализацию»); духовно и хозяйственно самобытная лич- ность должна исчезнуть с лица земли, и тогда установится сво- бодное от всяких неравенств и различий общее потребительное благополучие на основе всеобщего принудительного труда». Для такого состояния правосознания характерны отрицание духовной культуры, веры, семьи, родины и права как самостоя- тельных ценностей, сведение человеческой жизни к материаль- ным процессам, материальным мерилам и материальному бла- гополучию, неверие в силу личной свободы, инициативы и ор- ганического, творческого равновесия личной и общественной жизни, вера в силу механической покорности, диктаториально- го приказа и запрета, в силу вражды (классовой борьбы), рево- люции, всеобщей бедности и всеобщего уравнения. Подобное правосознание есть правосознание только по видимости; оно просто отрицает право как проявление духа и свободы и утверж- дает механический, произвол. Оно представ- ляет собой последнюю нижнюю ступень в разложении право- сознания. «Дно достигнуто. Кризис развернулся. В дальнейшем возможны только два пути: всеобщее крушение права, государ- ственности и духовной культуры или же возрождение, очище- ние и обновление правосознания». Для того чтобы право и государство и связанное с ними пра- восознание действительно вступили на путь обновления и воз- 876 Глава 20, Россия в XX в. рождения (возрождения в христианском смысле), необходимо верно осознать их природу, их цель, их основу и затем сделать все это осознанное предметом своей воли и жизненного дейст- вия. При этом учение о нормальном (т. е. здоровом и верном) правосознании столь же необходимо человечеству, как и уче- ние о теоретической очевидности, о совести, об эстетическом вкусе и об аксиомах религиозного опыта. Николай Николаевич Алексеев — философ, пра- вовед, в своих исследованиях использовал феноменологиче- ский метод, был одним из участников разработки программы евразийства. Образование получил в Московском университете, где вместе с И. А. Ильиным посещал семинары П. И. Новго- родцева, стажировался в Германии и Франции, преподавать на- чал в Московском университете, а после вынужденной эмигра- ции в 1922 г. — в Праге, Берлине, Страсбурге, и Же- неве. Основные произведения — «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук» «Основы философии права» (1924), «На путях к будущей Рос- сии (Советский строй и его политические возможности)» (1927), «Собственность и социализм. Опыт обоснования соци- ально-экономической программы евразийства» (1928), «Рели- гия, право, нравственность» (1930), «Теория государства. Тео- ретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал» (1931), «Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину» Право трактуется Алексеевым как сложно организованное явление, предстающее в трех важнейших с точки зрения фено- менологии характеристиках: субъект права, ценностное измере- ние права и идеал правоотношений. Субьект права в его трактов- ке не только абстрактная безликая персона, но в то же время существо духовное, имеющее духовную природу и потому опре- деляющее духовный характер правовых установлений. В итоге правовая система предстает одновременно определенной систе- мой ценностей, ценностных Ценности складыва- ются исторически и могут отражаться в праве адекватно или искаженно. Искаженные ценности искажают и нравственный облик права. В иных случаях право начинает маскировать и оп- равдывать те антиценности, которыми в данный момент зара- жено человечество. Эта ситуация затрудняет постижение чело- веком своих идеалов как чего-то реального и жизненно важно- 6. Политико-правовые учения юристов русского зарубежья 877 го и толкает его на путь иллюзорных ожиданий и утопий. Несбыточная мечта о воплощении утопических проектов пре- пятствует трудной и прозаической текущей заботе о совершен- ствовании правосознания и правового общения людей. «Мало опознать истину и заблуждения, нужно еще уметь освободить людей от заблуждений и научить их истине. Нужно уметь ду- ховный опыт познания сделать соборным опытом, считаясь с историческими условиями, построить на нем систему учрежде- ний, которые отражали бы в себе истинно святое и ценное. По- знание путей подобного воплощения ценностей или одухотво- рения правовой жизни и есть задача правовой тактики или пра- вовой политики, т. е. искусства реализации ценностей». (Основы философии права). Государство в изображении Алексеева не только вместили- ще параметров из трех элементов — власть, население, террито- рия, — но также социальное общение (союзное, имущественное и т. д.). В итоге оно предстает «некой точкой постоянных соци- альных связей» определенного рода и назначения. Задача исследователя — с помощью специальных процедур (редукций) отыскать изначальные принципы и ориентировать науку на их изучение. Здесь так же особое значение приобрета- ют анализ и обобщение ценностных в деятельности правительственной власти. Обращаясь к проблемам России, он исходил из предположе- ния о том, что на огромных пространствах России-Евразии длительную устойчивость может обрести только хорошо орга- низованное государство. В основу его устроения должен быть положен такой принцип, который сочетает начала аристокра- тизма и демократизма. Политика в таком государстве станет реализацией целей и задач, осуществляемых культурным мень- шинством в интересах масс. Правящий слой формируется пу- тем специального «отбора», он вырабатывает государственный идеал и являет собой подобие «духовного ордена», призванного заняться выработкой высшей религиозно-философской исти- ны, с тем чтобы морально руководить подвластным большинст- вом. В своем философском обсуждении вопросов права и госу- дарства Алексеев много внимания уделил истолкованию соот- ношения понятий правового идеала и политического идеала с общественным идеалом, поскольку они в современном обыч- ном словоупотреблении «совершенно не различаются и подвер- 878 Глава 20. Россия в XX в. гаются постоянному отождествлению» (Основы философии права). Во-первых, философию права нередко определяют как науку о правовых идеалах, а также отождествляют с политиче- ской, государственной и социальной философией. Историче- ски причиной этого смешения следует считать философию ес- тественного права, поставившую в свое время проблему право- вого государства. «Родившаяся из бурного и неудержимого стремления новейшего западного человечества к установлению на земле наиболее совершенного общественного устройства, теория правового государства связала эти искания «земного рая» с верой, что он может быть отыскан в праве и осуществлен через Таким образом, юридические формы договора, личных прав и юридических гарантий стали панацеей для изле- чения всех социальных и политических бедствий. В проблемах философии права сконцентрировалась вся социальная и поли- тическая мудрость. Философия права стала как бы всеобъемлю- щей, общественной наукой. Кто хочет познакомиться с наибо- лее ярким воплощением всех этих устремлений, пусть обратит- ся к «Философии права» Гегеля». Философия права Гегеля, отмечает Алексеев, — это истори- ческий пример, а современное столь часто встречающееся отож- дествление правового идеала с идеалом социальным и полити- ческим имеет социально-философское обоснование в работах неокантианской школы (Штаммлер и др.), где право предстает логически необходимым элементом социальной жизни, и пото- му всякое усовершенствование общества неотделимо от усовер- шенствования права, и более того — может быть достигнуто единственно путем права. Подобная вера в скорейшее и окончательное осуществление общественного совершенства покоилась на недостаточном по- нимании того, что есть общественный, политический и право- вой идеал. И такое ограничительное понимание лежало в осно- ве столь свойственной новейшему западному человечеству веры в универсальную, всеспасающую и всеисцеляющую обществен- ную миссию права. Познание истинного существа общества со всей его сложной природой и составом не может не убедить, что безусловное общественное совершенство возможно только как чудо, как «чудо всеобщего преображения», говоря фило- софским языком, преображения материи, жизни и духа, а не одного только правового или политического идеала. Невозмож- но достигнуть абсолютного совершенства социального целого 6. Политико-правовые учения юристов русского зарубежья 879 путем преображения — усовершенствования одной из сторон общественного бытия. Поэтому самое совершенное состояние права не может вести к безусловному совершенству общества — к установлению «земного рая». Отсюда следует, что учение о правовом идеале должно откинуть присущий ему старый уто- пизм и перейти к истинному, здоровому реализму. Основной темой этого учения должно быть не отыскание конечной фор- мулы общественного совершенства (хотя и она необходима в определенной степени, ибо без нее вообще не обойтись), но указание тех действительных путей и средств, при помощи ко- торых может быть улучшен всякий возможный правопоря- док, — в полном сознании, что подобное улучшение может из- лечить многие болезни общества, но не в состоянии преобразо- вать общество в целом и довести его до состояния земного рая. Основными компонентами правового идеала, по Алексееву, являются следующие. Самой глубинной частью правовой структуры следует считать не содержательную часть правовой нормы, а самого правового деятеля — субъекта права, посколь- ку любое усовершенствование права должно начинаться с субъ- екта права. «До тех пор, пока носитель правового смысла и из- лучающееся из него правосознание не достигнут нормальной и истинно-духовной жизни, порождающей нормальную и здоро- вую жизнедеятельность, — до тех пор и право не сможет быть совершенным». Второй существенной частью правовой струк- туры являются предполагаемые и защищаемые каждым право- порядком ценности, которые требуют правильного познания, а это потребует серьезной и глубокой познавательной (гностиче- ской) работы. «До тех пор, пока мы философским, духовным, нравственным и религиозным опытом не познали, что такое истинно святое и ценное и что в порядке ценного является высшим и низшим, — до тех пор мы не сможем решить вопрос о правильном и справедливом праве». Дело в том, что в основе всякой исторической системы права далеко не всегда лежал подлинный Историческое право родилось в смутном историческом потоке событий, в борьбе ис- каженных, злых и нечистых интересов. Поэтому необходимо опознать, «выразуметь» (термин Алексеева) и определить те фактические ценности, которые лежали и лежат в основе поло- жительного, исторического, действовавшего и действующего права. Подобное критическое наблюдение и обобщение следует провести не только по отношению к существующим институ- 880 Глава 20. в XX в. там, но также по отношению к тем общественным идеалам, осу- 882 Глава 20. Россия в XX в. кон разума, закон совести. Решающим принципом оценки и последней основой закона является именно этот естественный закон, написанный в сердцах, в совести людей. Такое общехристианское понимание закона представляет глу- бинную ценность, но не потому, что оно решает антиномию за- кона и благодати, а напротив, скорее потому, что оно затрудня- ет ее решение. Только здесь раскрывается вся глубина антино- мии, «вся новизна и парадоксальность сверхприродной и сверхзаконной системы благодатных ценностей, этой «этики не от мира сего». Эта новая система ценностей не терпит рядом с собой никакой другой: она несовместима с признанием суве- ренной ценности закона. В христианской дихотомии Закона и Благодати Вышеслав- цев увидел также вариацию рассуждений на тему соотношения позитивного и естественного права. Позитивность в праве есть сфера человеческого несовершенства, поскольку закон как та- ковой не может содержать в себе непосредственно ные ценности, но, правда, может иметь их в виду. Новый Завет исходит из представлений о бессилии закона человеческого в борьбе с грехом, являющимся следствием несовершенства че- ловеческой природы. Обращаясь к традиционной теме идейных взаимовлияний Востока и Запада, Вышеславцев констатирует, что всемирность есть необходимость и для русской мысли, однако при этом не- редко проявляют себя избирательность и что делает Платона |