Главная страница
Навигация по странице:

  • В 60-е и особенно в 70-80-е гг.

  • юридическо- го (антилегистского) правопонимания.

  • либертарно-юридическая концепция правового закона и понимания сущности права как необходимой всеобщей формы и равной меры свободы и справедливости.

  • 8. Постсоветская основные концепции и направления развития

  • к новой концепции юриспруденции, ориентированной на ту или иную форму (вариант) юридического правопонимания

  • общая концепция (и парадигма) разви- тия юриспруденции

  • конституционно-демократическое

  • Первое (конституционно-демократическое) направление

  • в буржуазной (буржуазно-правовой) ограниченности

  • концепции цивилизма и ци- вилитарного права

  • на юридический (антилегистский, анти- этатистский) тип правопонимания.

  • человекоцентристское правопонимание

  • юридический тип правопонимания распространяется и на государство

  • единое для права и государства конститу- ционное правопонимание

  • о единстве предмета юриспруденции как единой науки о праве и государстве.

  • о надле- жащем выборе общей концептуальной модели юридической науки, о выборе целей и ориентиров для развития практики и теории пра

  • правовой смысл и содержание первой социалистической Конституции России.

  • Заключение ПРОДОЛЖЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРЕССА РАВЕНСТВА, СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ

  • проблема постсоциализма.

  • концом всемирной истории

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница85 из 87
    1   ...   79   80   81   82   83   84   85   86   87
    неправовое советское законодатель-
    ство. «Расширение» здесь «узких» мест сути дела не меняло.
    Отождествление права с тоталитарным законодательством,
    некритический позитивизм, присущий обоим подходам, ис- ключали саму возможность собственно правовой оценки зако- на, различения и сопоставления права и закона, противопос- тавления права правонарушающему законодательству.
    В 60-е и особенно в 70-80-е гг. «узконормативное» (а по су- ществу — властно-приказное) правопонимание постепенно
    (в том числе и под влиянием новых трактовок права) теряло свое прежнее значение и позиции. Заметно активизировался отход от официальной позиции. Это особенно отчетливо про- явилось на проведенном в 1979 г. журналом «Советское госу- дарство и право» заседании «Круглого стола» по теме «О пони- мании советского права», где в ходе острых дискуссий большая группа ученых подвергла критике официальное правопонима- ние и выступила с обоснованием иных трактовок права.

    906 Глава 20. Россия в XX в.
    Выйти из порочного круга антиправового советского легиз- ма можно было лишь на основе последовательного юридическо-
    го (антилегистского) правопонимания. Поэтому для выяснения и критики неправового характера так называемого социалистиче- ского права и законодательства, определения путей движения от неправового социализма к правовому строю, к правовому го- сударству и правовому закону принципиально важное значение
    имело
    различение и соотношение (совпадение или расхож-
    дение) права и закона (т. е. объективной общезначимой сущно-
    сти и официально-обязательного явления в сфере права) и ана- лиз с этих позиций сложившейся ситуации. В таком контексте и была выдвинута либертарно-юридическая концепция правового
    закона и понимания сущности права как необходимой всеобщей
    формы и равной меры свободы и справедливости.
    Неправовые реалии социализма в сочетании с установкой на продвижение к неправовому коммунизму полностью лишали советскую теорию и практику всякой правовой перспективы развития, движения к какому-нибудь варианту постсоциали- стического права, правового закона и правовой государствен- ности. Либертарная теория правопонимания, напротив, выра- жала как раз правовую перспективу развития от наличного (не- правового) социализма к будущему правовому строю и тем самым содействовала теоретическому уяснению и обоснованию
    необходимости выхода за социально-исторические рамки социа-
    лизма как правоотрицающего переходного строя, уяснению логики
    постсоциалистического пути к праву.
    Интерес к теории различения права и закона, к идее пра- вовой свободы и т. д. заметно усилился (и не только в юриди- ческой науке, но и в массовой печати) в условиях перестрой- ки и особенно в 90-е гг., когда стали возможны первые реаль- ные шаги в сторону права и правовой государственности.
    Вместе с тем во все большей мере становилось ясно, что пред- стоящие преобразования — это во многом по своей сути дви- жение от неправового строя к свободе и праву и что, следова- тельно, подобные преобразования не стыкуются с произволь- ными властно-приказными представлениями о праве и их можно осмыслить и осуществить лишь с позиций нового пра- вопонимания, исходящего из прав и свобод индивидов и ори- ентированного на утверждение и дальнейшее развитие обще- человеческих достижений в сфере общественной и государст- венно-правовой

    8. Постсоветская юриспруденция 907
    8. Постсоветская
    основные концепции
    и направления развития
    Без марксистско-ленинской идеологии и коммунистических представлений о праве и государстве, без прежней концепту- альной основы, мировоззрения, понятийного аппарата и слова- ря постсоветская теория права и государства и в целом юриди- ческая наука оказались в межеумочном переходном состоянии.
    Радикальные преобразования в стране требовали перехода от прежней коммунистически идеологизированной юриспру- денции, пронизанной легистским,
    правопониманием и мировоззренческими установками на от- мирание государства и права, к новой концепции юриспруденции,
    ориентированной на ту или иную форму (вариант) юридического
    правопонимания, признания правового смысла, цен- ности и неотчуждаемого характера' прав и свобод человека, не- обходимых правовых основ и характеристик конституционного строя, гражданского общества, правового государства и право- вого закона.
    В постсоветской юриспруденции уже сделаны определенные шаги в направлении реализации этих новых задач. Так, и обще- теоретические, и отраслевые юридические дисциплины многое сделали в плане становления новой постсоветской правовой системы и государственности в России, изучения тенденций развития и путей совершенствования действующего законода- тельства (на общефедеральном, региональном и местном уров- нях), его систематизации и кодификации. Заметным достиже- нием постсоветской юриспруденции является формирование и функционирование целого ряда новых научных дисциплин и исследовательских направлений (по преимуществу в сфере част- ного права, но также и в области публичного права), отвечаю- щих актуальным потребностям и задачам радикальных преоб- разований в стране в духе демократии, рыночной экономики, политического плюрализма и конституционно- правовой государственности.
    Вместе с тем остается недостаточно разработанной и во многом дискуссионной общая концепция (и парадигма) разви-
    тия юриспруденции в постсоветской России. В этом плане в юридической литературе можно выделить следующие направ- ления: конституционно-демократическое направление; прежнее
    (несколько словесно
    марксистско-ленин-

    908 Глава 20. Россия в XX в.
    ское направление; традиционалистское (антизападническое на- правление, апеллирующее к дореволюционной русской юрис- пруденции, причем по преимуществу в ее почвенно-славяно- фильской трактовке).
    Очевидно, что два последних направления (марксистско-ле- нинское и традиционалистское) обращены прошлое, и лежа- щие в их основе консервативные идеи и концепции не могут стать надлежащим общим объединяющим началом для постсо- ветской юриспруденции. Хотя возможно, что эти направления
    (при определенной идейно-теоретической модернизации) могут сложиться и устояться как отдельные школы в общих рамках постсоветской российской юриспруденции.
    Первое (конституционно-демократическое) направление пред- ставляется в складывающихся условиях более перспективным в плане путей развития постсоветской юриспруденции в России.
    Данное направление развивается (не всегда, правда, осознанно и целеустремленно) в целом русле положений действующей
    Конституции и общих идей, понятий и ориентиров, разрабо- танных с позиций либертарно-юридического правопонимания.
    Признавая определенные достоинства конституционно-демо- кратического направления в рамках нынешнего этапа развития российской юриспруденции, необходимо вместе с тем иметь в виду, что его существенный недостаток (как, впрочем, и корен- ной недостаток всей избранной стратегии и практики постсо- циалистических преобразований в стране) состоит в буржуазной
    (буржуазно-правовой) ограниченности его ориентиров, установок и
    Между тем анализ — с позиций либертарно-юридической теории — постсоциалистической ситуации, логики, тенденций и закономерностей постсоциалистического пути к праву требу- ет движения к концепции
    цивилизма и ци-
    вилитарного права как исторически более высокой ступени пра- ва, чем буржуазное право.
    Согласно концепции цивилизма, объективно подготовлен- ный и возможный постсоциалистический путь к праву — это не возврат к досоциалистической ситуации, к капитализму и бур- жуазному праву, а движение вперед — к цивилитарному строю и цивилитарному праву, которое, кроме присущего буржуазно- му праву всеобщего формально-правового равенства, включает в себя и качественно новое (постсоциалистическое и небуржу- азное) правообразование в виде неотчуждаемого реального пра-

    8. Постсоветская юриспруденция 909
    ва каждого на равную гражданскую (цивилитарную — от лат.
    civis — гражданин) собственность, т. е. на одинаковую для всех долю во всей десоциализируемой социалистической собствен- ности. Эта концептуальная перспектива движения от неправо- вого социализма к цивилизму, цивилитарному праву и государ- ству имеет важное теоретико-критериальное значение и позво- ляет адекватно оценить историю советской теории права и государства и в целом марксистское учение о праве и государ- стве в их соотношении с реалиями неправового социализма и определить координаты постсоциалистического пути к праву и государству в общем контексте всемирно-исторического про- гресса свободы, равенства и справедливости.
    Такой юридико-цивилитарный подход имеет вместе с тем существенное значение в плане продолжающихся поисков но- вой парадигмы для формирующейся постсоветской и постсо- циалистической юриспруденции в России. Это обусловлено тем, что в основе той или иной концепции (парадигмы, теоре- тико-смысловой модели) юриспруденции лежит определенная типология правопонимания (и соответствующая концепция по- нятия права и государства).
    Для реально складывающейся постсоветской российской юриспруденции (в ее либерально-демократической версии)
    принципиальное значение имеет то обстоятельство, что Кон- ституция Российской Федерации 1993 г. в своей регламентации основных сторон постсоциалистического строя (включая право и государство) опирается на юридический (антилегистский, анти-
    этатистский) тип правопонимания. Это и определяет в конечном счете как правовой характер основного закона страны, так и правовые ориентиры и цели отечественной юриспруденции.
    При этом особенности правопонимания, присущие новой российской Конституции, обусловлены тем принципиальным обстоятельством, что речь идет о Конституции страны, осущест- вляющей переход от тоталитарного, антиправового социализма к постсоциалистическому государственно-правовому строю.
    В такой ситуации речь идет не о совершенствовании и дальней- шем развитии уже давно сложившегося права и правопорядка,
    а о формировании и утверждении правовых начал в обществен- ной и политической жизни, в правовой организации государст- венной власти, в правовых отношениях между властью и инди- видами, в признании и защите прав и свобод человека и граж- данина.

    Глава 20. Россия в XX в.
    Новый правовой подход (и, можно сказать, новое юридиче- ское мировоззрение, новая правовая идеология), присущий
    Конституции 1993 г., опирается на исторически апробирован- ное положение о правах и свободах человека и гражданина как основной показатель признания и соблюдения права и справед- ливости в общественной и государственной жизни людей. Та- кое человекоцентристское правопонимание можно охарактеризо- вать как определенный вид (направление) юридического право- понимания — как своеобразный естественноправовой вариант в рамках общей концепции различения и соотношения права и закона.
    Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что присущий действующей Конституции юридический тип правопонимания
    распространяется и на государство, т. е. включает в себя также и правовое понимание государства. Об этом свидетельствует за- крепленная в Конституции конструкция правового государства.
    Для формирующейся новой концепции отечественной юрис- пруденции данное обстоятельство имеет принципиальное зна- чение, поскольку такое единое для права и государства конститу-
    ционное правопонимание по сути своей соответствует теоретико- методологическому требованию либертарно-юридического под- хода о единстве предмета юриспруденции как единой науки о праве
    и государстве. Подобное понятийно-правовое соответствие
    (и смысловая согласуемость) между конституционным правопо- ниманием и требованиями единства предмета юриспруденции достижимо лишь на базе юридического типа правопонимания.
    С позиций же легистского (позитивистского) типа правопо- нимания речь в лучшем случае может идти лишь о единстве си- ловых характеристик (сущностных свойств) государства и пра- ва, т. е. о единой силовой природе и сущности государства и права, о соответствии между пониманием (и понятием) госу- дарства как правообразующей силы и пониманием (и поняти- ем) права как силовых, принудительно-приказных установле- ний такого государства-силы.
    Постсоветская российская юриспруденция, исходящая из юридического (антилегистского, антипозитивистского, антиэта- тистского) типа правопонимания, имеет развитую теоретиче- скую и методологическую основу в виде либертарно-юридиче- ского учения о праве и государстве. При этом именно либертар- но-юридическая концепция юриспруденции, которая обладает необходимым внутренним понятийно-правовым единством сво-

    8. Постсоветская его предмета и надлежащим ценностно-правовым потенциалом,
    может теоретически последовательно выразить и развить право- вое содержание действующей Конституции и в целом отвечает потребностям, целям и задачам развития отечественной юриди- ческой науки в постсоциалистической России.
    В рамках либертарно-юридической концепции юриспруден- ции можно (и необходимо) учесть все познавательно значимое и ценное из достижений отечественной и зарубежной юриспру- денции, из богатого и поучительного опыта разных направле- ний юридического и позитивистского учений о праве и госу- дарстве.
    Вместе с с позиций либертарно-юридической концеп- ции юриспруденции, соответствующей теоретическим потреб- ностям и специфическим особенностям постсоциалистического периода развития юридических исследований, очевидны несо- стоятельность и бесперспективность разного рода представле- ний о том, будто современную российскую юриспруденцию следует строить путем простого заимствования и воспроизвод- ства соответствующих теоретико-методологических концепций и конструкций из западной и дореволюционной русской юрис- пруденции или развивать ее в духе «обновленного» марксист- ско-ленинского учения о государстве и праве.
    Признание значения присущего действующей Конституции юридического правопонимания для развития юриспруденции в постсоветской России, разумеется, не означает, будто нынеш- няя юриспруденция, Конституция и тем более реалии государ- ственно-правовой жизни являются безупречными и лишенны- ми существенных недостатков. Речь идет прежде всего о надле-
    жащем выборе общей концептуальной модели юридической науки,
    о выборе целей и ориентиров для развития практики и теории пра-
    ва и государства в постсоциалистической России.
    И в этом смысле представляется вполне естественной и обоснованной ориентация на такую концепцию постсоветской российской юриспруденции, с позиций которой в принципе возможно адекватно теоретически выразить и в надлежащем направлении развить правовой смысл и содержание первой
    социалистической Конституции России. Ведь именно в Консти- туции нашли свое концентрированное правовое выражение и закрепление стратегические цели, ориентиры, а отчасти и дос- тижения (пусть, пока и скромные) в движении страны к социалистическому государственно-правовому строю.

    912 Глава 20. Россия в XX в.
    Само наличие новой Конституции, ее правовые идеи и нор- мы, ее положения о правах и свободах человека и гражданина,
    закрепленные в ней основы гражданского общества, правового государства и правового закона имеют существенное значение как для продолжения необходимых реформ, так и для удержа- ния всего процесса постсоциалистических преобразований в конституционно-правовых границах. А без этого сама юриспру- денция может вновь оказаться беспредметной дисциплиной для
    «факультета ненужных вещей».
    Формирующаяся российская юриспруденция вместе с тем должна критически проанализировать достоинства и недостат- ки Конституции и действующего законодательства в их взаимо- связи с реальной практикой, определить пути и средства пре- одоления имеющихся недостатков, обосновать направления,
    способы „и формы становления и развития в стране современ- ного государственно-правового строя, прочного утверждения принципов, институтов, норм и процедур господства права,
    правового государства и правового закона.

    Заключение
    ПРОДОЛЖЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ:
    НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРЕССА РАВЕНСТВА,
    СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ
    Крах социализма обозначил большие изменения во всемир- ной истории. Прежний миропорядок и, можно сказать, само направление всемирно-исторического развития определялись в
    XX в. антагонизмом между капитализмом и социализмом,
    борьбой между коммунистической и буржуазной идеологиями.
    С радикальным изменением одного из этих полюсов неизбеж- ны существенные трансформации и на другом полюсе, а вместе с тем и во всем мире.
    Глобальное значение в этой связи приобретает проблема
    постсоциализма. Характер постсоциализма во многом определит направление развития последующей истории. Речь идет о путях развития всей человеческой цивилизации, ведь воздействие коммунистической идеи в той или иной форме человечество испытывает несколько тысячелетий. Уже два с половиной ты- сячелетия назад Платон предлагал свои проекты преодоления частной собственности и достижения «фактического равенст- ва». А это — основная идея всего коммунистического движе- ния, в русле которого в XIX в. сформировалось марксистское учение, а в XX в. практически возник и утвердился социали- стический строй в России и в ряде других стран (в меру унич- тожения там частной собственности и социализации средств производства).
    Если социализм — это историческая ошибка, то капитализм оказывается концом всемирной истории и после социализма на- до возвращаться к капитализму. Если же социализм, несмотря на все связанное с ним зло, — не историческая ошибка, тогда у него должна быть своя (иная, чем капитализм) будущность, и,
    следовательно, ошибочным в таком случае является представ- ление о возврате к капитализму. При этом ясно, что у социа-

    914 Заключение лизма нет и не может такого продолжения и будущего,
    как коммунизм. Не потому, что социализм был ненастоящий, а потому, что коммунизм оказался иллюзией.
    Определяющее значение для общества с социалистическим прошлым и, как оказалось, без коммунистического будущего имеет преобразование социалистической собственности в соб- ственность настоящую. И именно в этом существенном пункте сконцентрировано решающее влияние нашего прошлого на на- ше будущее, в том числе и в плане правового развития.
    Здесь мы имеем дело с
    1   ...   79   80   81   82   83   84   85   86   87


    написать администратору сайта