Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
Скачать 11.61 Mb.
|
что они будут выполнены медсестрой качественно и в полном объеме. Мри таких обстоятельствах медсестры иногда оказываются в ситуации, когда их обязанности по отношению к пациенту вступают в конфликт с их обязанностями по отношению к врачу. Возможно возникновение сле дующих этических вопросов. Следует ли медсестре выполнять распоря жения врача, когда имеются несомненные основания считать их ошибоч ными, такими, которые могут повредить пациенту, а врач отказывается признать свои ошибки? Что должна делать медсестра, если она уверена, что врач нарушает право пациента на самоопределение, например, пу- 1 ем утаивания важной информации или сообщения заведомо ложной ин формации? В Кодексе медсестры Американской ассоциации медицинских | остер зафиксированы профессиональные корпоративные обязательства и обязательства по отношению к обществу и больному. В данном доку менте отсутствует обязательство, традиционное для других кодексов мед- | естер, — выполнять распоряжения врача. Значимость профессиональной 101 автономии и защиты интересов пациента отражено в следующем поло жении: «Медсестры действуют в интересах охраны безопасности боль ного и общества в случаях, когда безопасности угрожают некомпетент ные, неэтичные или незаконные действия любого лица». Дополнительный круг моральных проблем в профессиональной дея тельности медицинских сестер рассматривает феминистская этика. Она анализирует принципы практически монопольного представительства женщин в данной профессии, которая связана с уходом, то есть истори ческой сферой деятельности слуг, рабов, колониального населения, мень шинств. В зоне внимания оказывается также фактически подчиненное положение медицинской сестры и связанные с этим этические проблемы, в том числе касающиеся угнетения женщины. Феминистская этика актив но поддерживает идеалы профессиональной автономии медицинской се стры, которая должна быть готовой, при определенных обстоятельствах, противостоять власти врача, защищая интересы пациента. Некоторые раз личия в этических взглядах мужчины и женщины могут иногда стать пред« посылкой для этических конфликтов между врачами и медицинскими сестрами, которые поддерживаются различиями в степени их профессио нальной власти. В то же время остаются достаточно устойчивыми позиции традицион ных идеалов медсестринского дела, которые во многих профессиональ ных кодексах отражены обязательством медицинской сестры «выполнять распоряжения врача». Традиционалисты полагают, что ясное разделе- | ние профессиональной ответственности и профессиональных ролей обес печивают наилучшие предпосылки адекватного функционирования ле- чебно-профилактических учреждений. Уважение авторитета врача обо сновывается тем, что именно врачи имеют профессиональную подготов ку для действий в большинстве клинических ситуаций. В то же время эмо циональные потребности больных наилучшим образом удовлетворяются медсестрами, которые в своей традиционной роли могут действовать по отношению к пациентам как «суррогатные матери». С этих позиций под-1 чиненное положение медсестер обеспечивает наиболее эффективное ве дение больных, когда следование распоряжениям врача как центра при нятия решений делает возможным получение пациентами своевременной быст рой и качественной медицинской помощи. Практически все профессиональные сестры, начиная с Флоренс Най- тингейл, в результате долгих лет работы приходили к выводу, что и ква лифицированный уход, помимо специальных технических знаний, должен иметь определенную нравственно-этическую базу — человека невозмож но лечить как сломанный механизм. Медсестры — не просто помощники 1 врача, исполнители его поручений, а представители самостоятельной профессии, владеют навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Как говорила медицинс- 102 • ті сестра Флоренс Найтингейл почти 100 лет назад, «сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, Іиіучную — для понимания болезней, техническую — для ухода за боль шими». В 1953 г. Всемирный совет медицинских сестер разработал и при пни этический кодекс медицинских сестер. В нем отмечено, что медицин- 1 1 пя этика должна основываться на соблюдении прав человека, включая и і сбя отношения сестер с пациентами и друг с другом в определенном пщиальном и профессиональном окружении. Под эгидой Совета в 1994 г. • ним выпущен учебник по сестринской этике. В нем рассматривались кон- | ретные ситуации, в которых оказывались сестры, и приводились подроб ные комментарии по поводу того, как следует себя вести в подобных слу- | міх. В 1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане (США) впер шие давали «Клятву Флоренс Найтингейл», названную именем осново- жшожницы научного сестринского дела. В клятве, текст которой имеет много схожего с «Клятвой Гиппократа», говорилось: «Перед Богом и пе ред лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполнен ную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности. Ч буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда созна- іельно не использую и не назначу лекарство, которое может причинить пред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать Vровень моей профессии. Я буду держать в тайне всю личную информа цию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациен- 1 ом и его родными. Я буду преданно помогать врачу в его работе и по- | нящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне паци ентов». Медсестра постоянно находится рядом с пациентом и от нее во мно- I ом зависит качество ухода за больным и его выздоровление. Сфера дея тельности медсестры широка и многогранна. Это и здоровый человек с ею проблемами, и окружающая среда, и профилактика заболеваний, и обеспечение надлежащего сестринского ухода за больным человеком, и, наконец, социально-психологические проблемы человека. Личность сес- I ры, методы ее работы, стиль, умение обращаться с больными, владение і ехникой психологической работы — все это само по себе может служить пекарством, оказывать исцеляющее действие. Сестре приходится выпол нить руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. В условиях лечебного учреждения первый контакт пациента с меди цинским персоналом и, в частности, с медсестрой имеет особо важное зна чение, поскольку он в дальнейшем определяет взаимоотношения обеих і горон: чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие пли отсутствие партнерских отношений. В медсестре все должно распо- ПІІгать к себе пациента, начиная с ее внешнего вида (подтянутость, ак куратность, прическа, выражение лица). Чтобы между медсестрой и па циентом сложились партнерские отношения, больной должен чувство 103 вать, что персонал искренне хочет ему помочь. Только тогда возникает! доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходим] мые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о за-1 болевании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Медсестра постоянно должна помнить, что партнерские отношения с больными не должны переходить в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Пациент всегда должен быть уверен, что их беседы но*| сят конфиденциальный характер. Зная особенности личности больногол его переживаний, медсестра тактично должна объяснить пациенту не толь-Л ко его права, но и обязанности, рассказать в доступной для больного фор ме о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем ле чении. Отказ пациента от того или иного вида обследования или лече ния не должен вызывать к нему негативного отношения со стороны ме дицинского персонала. Обязанность медсестры состоит в том, чтобы быть честной и правди-к вой по отношению к пациенту, однако разговоры о диагнозе и особенно стях заболевания не могут выходить за рамки, обозначенные лечащим врачом. Это относится и к беседам медсестры с родственниками пациен та. Взгляды врача и медсестры на особенности ухода за больным могут не совпадать. Эти вопросы подлежат обсуждению для достижения согла- сия и облегчения дальнейшей совместной работы. Право отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с высокой требовательностью к себе, способностью признавать и исправлять свои ошибки, обнаружен ные самостоятельно или коллегами. Гуманизм профессии создает основу для защиты личного достоинства медсестры, ее физической неприкосновенности, права на помощь при ис полнении профессиональных обязанностей. Конечно, и ее жизненный уро вень должен соответствовать статусу профессии. Медицинских работни ков, в том числе и медсестер, нельзя принуждать к работе на неприемле мых для них условиях. Лечебно-диагностические учреждения и команды медицинских профео* сионалов, которые в них работают, выполняют различные функции. Они занимаются профилактикой и лечением заболеваний, пропагандой здоро«: вого образа жизни, этапным ведением и реабилитацией, дипломным и пос ледипломным образованием, научно-исследовательской работой. Все виды деятельности должны осуществляться только при полном признании цен ностей и достоинства пациента, безусловном уважении его личности и прав. Эти права нарушаются с нанесением непоправимого вреда взаимоотноше ниям с больным, его семьей и медицинским персоналом лечебно-диагнос тических учреждений при возникновении врачебных ошибок иятрогений. Врачебными ошибками считают вытекающие из определенных условий добросовестные заблуждения врача без элементов халатности, небрежнос ти и профессионального невежества или злого умысла. Иными словами* врачебные ошибки — это ошибки врача при исполнении своих профессио- 104 мильных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуж дения и не содержащие состава преступления или признаков проступка. В клинической практике, к сожалению, присутствуют и несчастные I лучаи, к которым относят неблагоприятный исход лечения, операции или иного врачебного вмешательства, когда врач был не в состоянии пред- и и деть несчастье, несмотря на добросовестное отношение к своим слу жебным обязанностям. К категории таких случайных исходов врачебно- I о вмешательства могут быть отнесены смертельные исходы от наркоза и случаях, когда его приводили по всем правилам и требованиям меди цинской науки, а смерть стала результатом особого состояния организ ма, выявить которое в отдельных случаях медицинская наука не в си них. К подобной категории относятся случаи внезапной смерти при прие ме различных лекарств, когда смертельный исход обуславливается по- пмшенной чувствительностью организма, а не нарушениями в проведе нии данного лечебного мероприятия, которое было безупречно с точки фения современных положений медицинской науки; летальный исход в »тих случаях обусловлен случайными, не зависящими от действия врача обстоятельствами. Поэтому врачебные ошибки и несчастные случаи уго- иовно не наказуемы. Однако, во избежание повторения подобных оши бок, для предотвращения их в дальнейшей медицинской практике такие ( мучай систематически детально разбираются на клинико-анатомических конференциях или лечебно-контрольных комиссиях. Профессиональные ошибки встречаются и у врача, и у представите- ми любой другой профессии; однако именно врачебные ошибки могут при обретать большое общественное значение. Врач несет моральную ответ ственность перед своим пациентом и обществом (забастовки врачей зап рещены законом во всех странах). Основным видом врачебных ошибок считаются ошибки в установле нии диагноза и выбора метода терапии. Главные причины врачебных не удач — кратковременность пребывания пациента под наблюдением, не- I ипичность симптомов, лавинообразность потока новейшей медицинской информации. К врачебным ошибкам относятся неправильное ведение ме дицинской документации, которая имеет юридическую силу. Действия медицинских работников, проведенные правильно либо с нарушениями, могут стать причиной изменений в состоянии здоровья па циентов, то есть приводить к ятрогенным заболеваниям, или ятрогениям. Мтрогенные заболевания (греч. ш /ту — врач и %еппао — производить; сип. ятрогении) первоначально рассматривались как психогенные рас- егройства, возникающие вследствие деонтологических ошибок медицин ских работников — неправильных, неосторожных высказываний или дсп ( гний. В дальнейшем к ятрогениям отнесли также расстройства, сия «им ные с негативными последствиями лекарственной терапии н фн'имкч ки ми повреждениями от медицинских вмешательств. Таким образом, >пр" I опию стали рассматривать в двух значениях: первое итропчипо щи нп действия в соответствии с принятым ВОЗ понятием о нанесении вреда па циенту при профилактических, диагностических и лечебных процедурах; второе — ятрогению общения, которая является составной частью «де онтологии» и биомедицинской этики. В соответствии с требованиями Международной классификации бо лезней 10-го пересмотра (МКБ-10), патологический процесс, возникший в результате любого медицинского мероприятия (правильно проведенно го или с дефектами) — медикаментозной терапии, диагностической, ле чебной манипуляции, хирургической операции и т. д. — является ятроге- нией. В частности, в МКБ-10 представлены следующие подразделы: — случайная передозировка лекарства, неправильное назначение или прием лекарственного средства по ошибке (Х40-Х44); — лекарственные средства, медикаменты и биологические вещества, ставшие причиной неблагоприятных реакций при терапевтическом при менении (У40-У59); — нанесение вреда больному при выполнении терапевтических и хи рургических вмешательств (У60-У69); — медицинские приборы и устройства, с которыми связаны несчаст ные случаи, возникшие при их использовании для диагностических и те рапевтических целей (У70-У82). В нашей стране основным документом, регулирующим отношения между пациентом и медицинским учреждением, стали «Основы законо дательства Украины об охране здоровья». Закон предусматривает пра во пациента на выбор врача с учетом согласия последнего. Лечащий врач в амбулаторно-поликлинических учреждениях назначается по выбору па циента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего вра ча, последний должен содействовать выбору другого врача. На основа нии украинского законодательства врач, по согласованию с соответствую щим должностным лицом, может отказаться от лечения пациента, если:; «последний не выполняет медицинских назначений или правил внутрен него распорядка учреждения охраны здоровья, при условии, если это не угрожает жизни больного и здоровью населения. Врач не несет ответ ственности за здоровье больного в случае отказа последнего от медицин ских назначений или нарушения пациентом установленного для него ре жима». Вопрос оценки качества медицинской помощи и, что более важно, кон троля качества постоянно находится в центре внимания профессионалов и широкого круга общественности. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие «качество» очень трудно определить. Однозначных критериев качества медицинской помощи не существует, так как каждый конкрет ный клинический случай требует индивидуального разбора с привлече нием экспертов, тщательного изучения медицинской документации, кол-1 легиального принятия решения. 106 li связи с возможностью судебного иска о возмещении материального н морального ущерба, важное значение приобретает страхование ответ- | темности медицинских работников. В соответствии с условиями стра- Цонания ущерб, причиненный страхователем, возмещает потерпевшему ■ фаховщик. Основами законодательства об охране здоровья граждан предусмотрено, что медицинские и фармацевтические работники имеют криво на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вредили ущерб здоровью гражданина, не связанный с небреж |