Главная страница

Евдокимова Е.В. Вилир-терапия. 2021.09.05 ВИЛИР-терапия. Вилиртерапия


Скачать 1.42 Mb.
НазваниеВилиртерапия
АнкорЕвдокимова Е.В. Вилир-терапия
Дата16.05.2023
Размер1.42 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2021.09.05 ВИЛИР-терапия.doc
ТипДокументы
#1133561
страница8 из 20
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

1.7. Теории когнитивных систем


Среди вопросов, проблем и задач, которые объединяют философов, нейрофизиологов, теософов, управленцев стоят проблемы контроля вероятных ошибок вследствие интуитивных процессов и бессознательных мотивов; поиск злого умысла в когнитивных ошибках, вызванных когнитивными искажениями; принципиальная возможность (ненулевая вероятность) реализации норм, этических принципов.

Эти вопросы рассматриваются в отрыве от исследования степени осознанности людей, к которым они относятся. Если нет практически применимой шкалы степени осознанности с уровнями сознания, то единственным критерием осознанности остается «статистическая норма», то есть состояние сознания, описываемое результатами исследований, полученных на «статистическом большинстве». То, «что есть», а не то, что «нужно» или «должно быть».

Результаты исследований, представленные в серии «дуальные когнитивные системы» и отсутствие шкалы сознания ставят под угрозу принципиальную возможность свободы воли. А без нее невозможны целеполагание, осознанности в принятии решений, в реализации деятельности. Дальнейшая разработка этих теорий приведет к популяризации безответственности, как естественного состояния ума.

Что касается судебной системы: предположим, что судьи руководствуются бессознательными озарениями при принятии судебного решения при условии, что нет способа оценить степень их осознанности или избавить от влияния подсознательных мотивов, сделать их беспристрастными и объективными. Адвокаты тоже люди, значит они также не могут контролировать влияние бессознательных мотивов. В дополнение к этому они являются заинтересованной стороной. При условии, что мы не знаем, сколько в бессознательного в адвокатах и судьях, обвинителях и прокурорах, чем они руководствуются на самом деле, судебная система теряет свой смысл. И идея «богиня правосудия слепа» приобретает иной смысл и представляется случайностью «повезет — не повезет». Повязка на глазах богини правосудия Фемиды символизирует беспристрастность. Однако у западных исследователей получается, что правосудие слепо в прямом смысле, то есть неразумно, при этом многие мечтают работать в системе правосудия (неразумия).

Согласно теориям дуальных когнитивных систем, осознаваемая, рациональная, преднамеренная когнитивная система делает нас уникальными (людьми) и отличает от представителей животного мира, и обусловлена нашими индивидуальными различиями. Следствием из теорий будет предположение «чем больше в тебе сознания, тем больше ты человек».

Рассмотрим популяции животных, основной задачей, которых является выживание не вида, а растительного и животного мира. Рождается достаточно зайцев, чтобы выжили волки; вырастает достаточно растений, чтобы выжили зайцы; вылупляется достаточно насекомых, чтобы растения опылялись и размножались. Сохранение выживания каждого вида обеспечивается взаимообменом. Обмен возможен при гомеостазе, равновесии видов и родов в том количестве, которым они обеспечивают взаимное выживание.

В отличие от животного мира, человек оперирует понятиями «развитие» и выживает не только как сообщество (класс, вид), но и как индвивид. Человечество (во всяком случае, некоторая его часть) считает себя развивающейся системой. Развитие связано с изменениями. Изменения связаны с принятием решений. Принятие решения — это выбор одной из возможных альтернатив, способов поведения, адекватная оценка существующих альтернатив, возможных рисков и последствий решения, контроль над его исполнением. Сторонники логики и разума считают, что адекватность и ответственность являются компонентами развития общества.

Объективные и рациональные компоненты процессов принятия решений отображены в нормативной теории принятия решений. Данная теория формализует схемы процесса принятия решения в терминах математической логики, математической статистики, исследования операций, теории игр и т.п. Как указано в автореферате Кальчиной И.Ю. («Философско-методологические аспекты теории управленческого решения: автореферат дис. ... кандидата философских наук. — М, 2000») такая формализация предполагает систему упрощающих предположений, которые демонстрируют несуществующего идеального человека, объективный механизм, принимающий решения.

Психология в отличие от философии не может быть бессубъектной. Интерес представляет человек, как носитель сознания, степень выраженности которого не определена (не известна). Человек, понимающий, что может ошибаться, даже при наличии уверенности в правильности решения. Человек, который, руководствуясь объективностью, беспристрастностью, нормами этики, права, может упустить из вида недостающие или лишние данные, либо неверно оценить имеющиеся. Человек, который знает, что не может оценить степень влияния на него его убеждений, предпочтений, чувств, эмоций и т.д. Человек, понимающий, что значительное количество неверных, ошибочных, или не лучших решений принято под воздействием неосознаваемых влияний религиозных, политических, этнических и прочих убеждений и предпочтений, мировоззрения; лояльности, солидарности, благодарности и других чувств, которые он может бессознательно испытывать; стресса, усталости и других состояний; из-за дефицита времени, контекста подачи информации; из-за наличия в прошлом подобных прецедентов и прочих феноменов, описанных выше.

ЧТО ЕСЛИ?

Сравнение комплекса неосознанных влияний оказывается не в пользу осознанности многих людей при принятии решений. Однако оно может ограничивает идею «злого умысла», приписываемого лицам, принимающим решения. Что если «злой умысел», стоящий за мировыми теориями заговоров, параноидальными страхами, обвинениями — плод коллективного воображения?

Западные исследования личности и сознания радуют организованными и методически безупречными экспериментами. При всем великолепии форм содержание экспериментов может неприятно поражать воображение.

«Не любишь кетчуп в будущем? Твоя личность дискретна». Например, в одном из западных исследований (источник не сохранился) сделан вывод о том, что личность человека не является «непрерывной» и «преемственной» на основании того, что испытуемые соглашались проглотить малое количество несъедобной смеси кетчупа, уксуса и перца за вознаграждение здесь и сейчас, тогда как отсрочка необходимости есть несъедобное приводила к тому, что испытуемые соглашались на большие порции несъедобного в будущем за то же вознаграждение. То, что отсроченное неприятное переживание может восприниматься как менее неприятное, позволило исследователям сделать вывод о дискретности личности.

«Американский чарт ТОП-100 психотравм». В американском исследовании (источник не сохранился) испытуемым предложили список психотравмирующих событий, который они должны были ранжировать (расположить в порядке убывания степени травматичности). Результаты показали, что смерть ребенка статистически является меньшей травмой по сравнению с утратой супруга. Так ли это? Для какого этноса? В какой исторический период? Какую религию исповедовали испытуемые? Какой у них был психический статус?

Спорные выводы из таких исследований оседают в умах как «само собой разумеющиеся» после заголовков статей наподобие «британские учёные установили, что британские учёные самые умные».

В главе «Расщепление» мы представим ссылки на некоторые результаты исследований, которые ставят под сомнения наличие разума у человека.

I.4.1. ДУАЛЬНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ

«Если мы не искали атомы, их бы не было».

Интерес представляют исследования, доказывающие «бессознательность» человеческого мышления и неосознанность при принятии решений. Один из американских бестселлеров — книга «Blinking on the Bench: How Judges Decide Cases», который переводится как «Моргание на судейской ложе, как судьи выносят решения по делу» описывает неосознанность судей в момент вынесения приговора. Судья руководствуется доказательной базой, правовыми нормами, изучает состав преступления, и, взвесив факты, принимает решение о наказании преступника. Автор данной книги, проанализировав судебные решения, приходит к выводу, что в решениях судей мало логики, они руководствуются сиюминутным «озарением». Минут назад судья не знал, какой приговор озвучить; в момент, когда он «сморгнул», в сознании вдруг «всплыла» идея о мере наказания. Книга указывает на статистику, когда одни и те же судьи за аналогичные преступления черным американцам выносили более жесткие приговоры, чем белым, даже если сами не считали себя националистами, и были женаты на черных американках. Другой пример: комиссия по условно-досрочным освобождениям при рассмотрении дел с утра принимает более половины положительных решений. К концу рабочего дня число освобождений может снижаться до 10%.

В задачи психологии [1] помимо прочего входит исследование ментальных сил и операций, природы и развития когнитивных структур и процессов; природы и становления мотивационных и эмоциональных состояний и процессов, физиологических состояний и процессов в мозге и центральной нервной системе, которые лежат в основе и (или) объясняют поведение и сознание и его состояния.

На западе популярны дуальные теории когнитивных систем[2]. Независимые друг от друга исследования показывают, что сознание управляется двумя системами: совокупностью осознаваемых процессов преднамеренного выбора, основанного на логике и фактах и совокупностью неосознаваемых, спонтанных, непреднамеренных процессов, приводящих к озарениям, которые воспринимаются как собственный выбор.

Феномен изучался в рамках исследований обучения [3], внимания [4], рассуждения [5], принятия решений [6], социального познания [7], судебной коррупции [8], конфликта интересов, логики и веры [9].

Общепринятого названия для совокупности этих теорий нет, в исследованиях они называются как: «опытно—рациональная», «эвристически—аналитическая», «эвристически—систематическая», «скрытая—явная». Общее то, что феномен принятия решения, который склонны ассоциировать с логикой, анализом, объективной оценкой фактов, носит характер озарения, «подсунутого» бессознательным, причем момент «возникновения» озарения в сознании остается не замеченным, и принимается как осознанный выбор, логически выведенное решение.

Есть предположение, что бессознательная, инстинктивная, быстрая, спонтанная, непреднамеренная когнитивная система является эволюционно-древней, не зависит от индивидуальных различий и роднит человека с представителями животного мира. Логичная, преднамеренная, медленная, причинно-следственная когнитивная система является эволюционным приобретением человека и связана с наследственными различиями в интеллекте и рабочем объеме памяти [10]. Эти системы, как независимые источники контроля над сознанием и поведением, вступают в соревнования и конфликты. Одна из систем представляет сознание, а другая — «познавательное (адаптивное) бессознательное».

Осознаваемая когнитивная система стоит за человеческими характеристиками: язык, рефлексивное сознание, способность совершать познавательные действия (моделирование будущих и нереальных возможностей), что не доказывает ее отсутствие у животных.

Тесты, проводимые в рамках указанных исследований, демонстрируют предсказуемые ошибки вследствие интуитивных стилей обработки данных. Большинство выбирают интуитивно-привлекательные, но неверные ответы. Например, при решении математических задач наподобие «бита и мяч стоят вместе 1 доллар 10 центов, бита на доллар дороже мяча, сколько стоит мяч?» испытуемые дают ответ «10 центов», хотя это неверно. Ответ кажется очевидным, его принимают как верный и не возвращаются к проверке с помощью математических операций.

Многие решения, которые интуитивно кажутся верными, мы принимаем как единственно правильные, и дальнейшие расчеты строим, используя однажды принятое без проверки неверное данное. Другой пример взят из социологических опросов, проводимых после террористической атаки на Всемирный торговый центр в Нью-йорке. На вопрос «как вы оцениваете вероятность террористической атаки, где она выше — в Нью-Йорке или в США?» Многие респонденты не задумываясь отвечали, что в Нью-йорке, хотя он является частью США.

Интерес представляет взаимодействие между установками, стереотипами и бессознательными мотивами: органы чувств человека мгновенно и автоматически разносят других людей по категориям, наделяют рассматриваемого человека признаками выбранной категории [11]. Исследования показали, что люди, отрицающие влияние на них расовых, этнических, гендерных или других предубеждений, подвергаются неосознанному их влиянию [12]. Мотивы вытесняются в область бессознательного под воздействием стрессовых ситуаций, усталости, необходимости принятия жизненно важных решений.

Человек опирается на быструю, автоматическую, интуитивную обработку данных при принятии решений, ему кажется, что он взвешивает факты и рассуждает логически. Если ошибки являются следствием влияния неосознаваемых процессов, то человек может не осознавать свои ошибки.

Например, двое судей выносят различные решения по одному делу, не нарушая этических норм, но руководствуясь соображениями законности. Разногласие — допустимая норма общего права, что усложняет оценку мотивов принятия решения судьей. В ситуации единственного верного выбора легко продемонстрировать механизм влияния скрытых мотивов. Люди оказываются перед лицом ситуаций, где принимают решения, продиктованные неверными соображениями, наряду с потенциально возможными правильными вариантами решений.

Подобные проблемы описаны психологами, изучающими конфликты интересов. При межличностном конфликте не подкрепленная человеческая тенденция к самонадеянности, которая заключается в том, что человек полагает себя способным нивелировать воздействие бессознательных мотивов. Самонадеянность усиливается тенденцией к поиску доказательств, а не опровержений изначальной принятой, интуитивно привлекательной гипотезы (мнения, суждения).

При столкновении профессиональные и личные интересы обрабатываются по-разному, личные интересы проявляются как преимущественно автоматическое влияние, влияние профессионального интереса имеет тенденцию быть осознанным [13].

Этика принятия решений подразумевает осознанное применение норм и правил, однако исследования показывают, что при принятии решения включаются обе системы, и бессознательные мотивы представляют угрозу для соблюдения этических принципов, так как они искажаются интуитивными, автоматическими неосознаваемыми познавательными процессами.

Бессознательные мотивы зачастую эмоциональны. То, как человек чувствует, оказывает влияние на принятие решения. Исследования показывают значимую корреляцию между колебаниями фондового рынка и такими факторами, как погода или Чемпионат мира по футболу [14]. Хорошее настроение имеет прямую корреляцию с помощью и взаимодействием. Гнев или страх влияет на восприятие риска, и оценка вероятности наступления события различается в зависимости от того, связан ли результат с выраженными эмоциями, например страх или волнение. Хорошее настроение, создает благоприятную почву для рефлексивной (осознаваемой) и творческой обработки информации. Плохое настроение даже при осторожности, систематическом и преднамеренном стиле обработки информации приводит к когнитивным искажениям, ошибкам.

В западных исследованиях описаны неосознаваемые когнитивные искажения, вызванные неосознаваемыми познавательными процессами. Некоторые называются «когнитивными ошибками», некоторые описаны как отдельные феномены, например, «Дилемма заключенного», «Нога в двери», фрейминг; феномен апелляции к решениям, принятым в схожих ситуациях ранее; ослабление контроля при необходимости действовать мгновенно, и другие. Некоторые описаны в статье Юдковски Е. [15].

Мы приводим эти исследования не для того, чтобы показать, что бессознательность в человеке научно доказана, и она неизбежно определяет мотивы и решения людей, наделенных властью распоряжаться человеческими судьбами. Мы приводим эти исследования для того, чтобы указать на возможности изменения соотношения сознательности и самопроизвольности, о чем ниже.

Интерес представляет то, что исследования показывают: под воздействием усталости или стресса задача преодоления бессознательных мотивов со стороны сознания УСЛОЖНЯЕТСЯ.

Уставший, раздраженный или влюбленный человек демонстрирует снижение сознания. Чем лучше состояние и безмятежнее настроение, тем больше осознанности в принятии решений. Уставший человек необъективен. Руководствуясь благими намерениями, прилагая максимальные усилия, чтобы избежать влияния пристрастности, лояльности или негативных установок, хуже преодолевает неосознаваемые влияния.

ЧТО ЕСЛИ?

Сознающие люди принимают решения преднамеренно. У автоматических людей «рулит» бессознательное. Что если природа мудра, так задумано, чтобы бессознательные «горе-судьи» и «горе-депутаты» руководствовались именно бессознательным, которое мудрее их «сознательной» части?

V.4.2. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ

«Мысль настолько материальна,

что не хватает сил ее носить».

Физики и фантасты убеждают, что параллельные миры существуют, но не «здесь», а «где-то» — в другой реальности. Размышления показывают, что мы живем одновременно в различных реальностях и временах. Не «другие версии нас», а МЫ, которые здесь.

Мысленный эксперимент.

Вы идете в магазин и прикидываете, что купите на триста рублей. Вы представляете себя дома пьющего чай с конфетами или пьющего пиво без конфет. Конфеты или пиво? Пиво или конфеты? АЛКОГОЛЬНАЯ или СЛАСТЁНОВАЯ реальность? Разворачиваются три параллельные реальности. В одной из реальностей вы не сделали выбор, вы сомневаетесь в выборе, реальность является СОМНИТЕЛЬНОЙ. Она не объективировалась в виде пакета с конфетами или бутылки с пивом, она «наклёвывается», и в авоське есть ощутимые руками триста рублей и ощутимые сознанием конфеты с пивом. С точки зрения авоськи они призрачные, не вполне материализовавшиеся конфеты с пивом. Вы заходите в магазин и не в силах сделать выбор и принять решение кладете на ленту кассового транспортера пиво и конфеты, в надежде, что судьба распорядится за вас. Какой товар кассир первым просканирует, так тому и быть.



Пока вы размышляете над перипетиями судьбы и волей случая, время ускоряется, и кассир сканирует все, что лежит на ленте. Материализуется четвертый вариант НЕПРЕДВИДЕННОЙ реальности, где вы являетесь обладателем пива, конфет и денег. Насладившись победой, вы благодарите богов за иллюзию изобилия и невмешательство в выбор, извиняетесь перед кассиром и просите отменить конфеты. Вы знаете истинный выбор и не сомневаетесь в том, чего хотели, получаете доказательства вашей свободной от богов воли. Расплатившись за пиво, вы получаете чек, в котором указан список покупок. Среди них «положительное» пиво, «отрицательные» отмененные конфеты. Конфеты со знаком «минус» в чеке слева.

Эта реальность соответствует «АЛКОГОЛЬНОМУ» варианту, который рассматривался изначально. Но она не «чисто» алкогольная, ибо отрицательные конфеты в чеке присутствуют. Их нет, но виртуально они «есть». Вы осознаете, что это «окошко в параллельную реальность» — подарок провидения. В руках материальное подтверждение не материализовавшейся реальности. Сознание раздваивается.

С одной стороны, в вас говорит материалист, который намекает, что чуда не было. Это не «воплотившиеся из небытия» и «растворившиеся в небытии» конфеты. Конфеты не у вас, но они есть. Будучи отрицательными, они положительно существуют, но не у вас. Конфеты материализовались, они существуют, но лежат на полке магазина.

С другой стороны вам нашептывает внутренний идеалист, который показывает пространства вариантов, многомерность вселенной, он утверждает, что все в этом мире идеи, иллюзии, и вы проживаете одновременно массу вариантов событий; некоторые осознаются, «высвечиваются» вниманием, мы их переживаем, как воплощенную реальность; некоторые варианты находятся «не в фокусе» внимания, мы их видим «периферийным зрением», переживаем как «проекты воплощения» — иллюзии, фантазии, мечты; есть варианты реальности за пределами восприятия, мы их не осознаем, но они существуют на «более тонком плане».

Внутренний материалист брезгливо морщится, однако червячок сомнений, исходящих от материалиста, не дает уснуть ближайшие ночи. Вы пытаетесь уснуть, материалист ворочается с боку на бок в сознании и пытается сформулировать окончательную гипотезу. Он хочет телефон, компьютер и машину. Он не верил, что мысли материальны, а мечты полезны. Но, когда отрицательные конфеты в чеке покачнули непоколебимую уверенность, он догадывается, что «материализация желаний» не означает, что желаемые телефон, компьютер и машина воплотятся из небытия. Они воплощены, существую, есть, хранятся на складе поставщиков.

Если он купит телефон, откажется от покупки, у него сохранится чек с отрицательным телефоном и воспоминания о 15-секундном обладании телефоном. Если он приобретет автомобиль и откажется от покупки в установленный законом двухнедельный срок, у него останутся документы о покупке автомобиля и двухнедельное обладание автомобилем. Две недели — не много, но мы обладаем вещами ограниченное время. Что такое две недели и 10 лет в масштабах тысячелетий? Одно и то же. Материалист пытается ухватить ускользающую идею, чтобы швырнуть ее в лицо идеалисту, показать ему несостоятельность виртуальных множественных вселенных. Но, когда он заготавливает разгромную речь, не может определить, что является нашей абсолютной собственностью, что относительной, временной, призрачной. Где грань, и существует ли она.

Вы не спите и ловите себя на не свойственных вам мечтах и планах.

Продуктивность действий может увеличиться, если вы распознаете не только «воплощённую», материализовавшуюся, объективированную реальность, но и параллельные миры. Не только НАЛИЧНУЮ (имеющуюся у вас) реальность, но и ОТЛИЧНУЮ (имеющуюся НЕ у вас) реальность. Например, ваша «ЖЕЛАЕМАЯ» или «ОТВЕРГНУТАЯ» реальность не отсутствуют, они присутствует не у вас, а у другого.

НАЛИЧНАЯ ← реальность → БЕЗНАЛИЧНАЯ (ВНЕ-НАЛИЧНАЯ, ОТЛИЧНАЯ)

Реальность, которая не доступна непосредственному чувственному восприятию, богаче, шире, обширнее маленькой индивидуальной реальности «в шаговой доступности». Способность принять «общую» реальность, как свою, и признать превосходство «себя-надматериального» над «собой-индивидуальным» делает нас творцами. Трудно не творить, создавать, дарить миру продукты своего творчества, если вы получили «доступ к мировым ресурсам», к видам реальности.



Чтобы уровнять цели, планы, задачи, мечты, надежды с утюгами, сковородками, шкафами, тапочками, перенаправьте внимание с объектов, доступных для непосредственного восприятия, на «неосязаемые» вещи.

ЗАЧЕМ?

Незачем, если устраивает малый мирок. Есть зачем, если хотите перейти из разряда «потребителей» в разряд «производителей», из «следствия» в «причину», из «творений» в «творцов», из «нанимателей» в «арендодателей», из «выгодоприобретателей» в «выгодо-создателей» и «выгодо-предоставлятелей».

Увеличить дозу «безналичных» видов реальности (их удельный вес по сравнению с наличной реальностью) можно различными способами. Общие стратегии представлены раньше (обучение, терапия, практика, изменение обстановки и так далее). Частные маршруты представлены ниже.

ЧТО ЕСЛИ?

Книги рекордов фиксируют сомнительные достижения, которые опозорят нас в глазах потомков, если мы сохраним земля для потомков.

Что если в эти книги стоит заносить другие достижения? Как мы ликвидировали последствия техногенных катастроф, как мы убрали за собой мусор, как мы справились с последствиями своих вредных воздействий?

РЕАЛЬНОСТЬ управляет ВАМИ =VS= ВЫ управляете РЕАЛЬНОСТЬЮ
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20


написать администратору сайта