Пои. Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце Беларуская літаратура для ix класа стано агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання глава 1 тлумачальная запіска
Скачать 1.71 Mb.
|
ГЛАВА 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Целью изучения литературы является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций. 2. Содержание литературного образования составляют четыре основных компонента: 1) знания; 2) система специальных (читательских) умений; 3) опыт самостоятельной литературно-творческой деятельности; 4) система норм отношения к миру, людям, к себе. Первый компонент учебного предмета «Русская литература» – знания – формируется путем освоения разнообразного историко- и теоретико-литературного материала. Все элементы содержания представлены в учебной программе по учебному предмету «Русская литература» (далее – учебная программа) комплексно, во взаимосвязи историко-функционального, проблемно-тематического, жанрово-родового аспектов, с соблюдением принципов преемственности и доступности. Основой учебного курса являются литературные произведения, которые отбирались с учетом их художественных достоинств, общечеловеческой значимости, воспитательной ценности, места в творчестве писателя и в истории литературы, актуальности для нашего времени, доступности и интереса для учащихся. В аннотациях, которые носят рекомендательный характер, внимание обращается на гуманистический смысл произведения, диалектическую связь социального, конкретно-исторического и общечеловеческого в нем, художественное своеобразие, авторскую позицию. Предоставляется возможность дифференцировать материал в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Освоение новых теоретических понятий опирается на преемственность между этапами литературного обучения, которая обеспечивается постепенным усложнением опорных теоретико-литературных категорий, закреплением приобретенных знаний и развитием умений использовать их при анализе художественных текстов. Второй компонент содержания литературного образования – система специальных (читательских) умений – формируется на основе знаний теории, истории литературы, понимания специфики художественного произведения. Он создает базу для дальнейшего литературного самообразования учащихся. Учебная программа ориентирует учителя на формирование и развитие у учащихся следующих читательских умений: умений, связанных с художественным восприятием литературного произведения (представлять, воображать картины и образы, созданные писателем; высказывать первичные впечатления и др.); аналитических умений (анализ эпизода, сюжета, композиции, художественного языка и др.); синтезирующих умений (умений сопоставлять, обобщать, делать выводы); умений, связанных с оценкой художественного произведения. Третий компонент – опыт самостоятельной литературно-творческой деятельности – приобретается учащимися при условии полноценного первичного восприятия текста на эмоционально-образном уровне, самостоятельного его интерпретирования, проявления личностного отношения к произведению в процессе работы над устными и письменными сочинениями разных жанров, творческого пересоздания словесного текста в другие виды искусства (словесное рисование, иллюстрирование, мизансценирование и др.). Четвертый компонент содержания литературного образования – система норм отношения к миру, людям, к себе – обеспечивается прежде всего отбором произведений для обязательного изучения, дополнительного чтения. Учебная программа ориентирует учителя не только на изучение литературы, но и на воспитание учащихся ее средствами. Эта идея реализуется в содержании и структуре, предусматривающей и систематизацию знаний о литературе и искусстве, и их осмысление на мировоззренческом, философском и эстетическом уровнях. Таким образом, изучение литературы призвано обеспечить понимание учащимися ее роли и значения для собственного духовного становления, развития самосознания и нравственного самоопределения. 3. В контексте компетентностного подхода следует стремиться к усилению практико-ориентированной направленности литературного образования, реализуемой через различные виды деятельности: сопоставление произведений разных видов искусства, выполнение творческих упражнений, подготовку проектов, проведение читательских конкурсов и конференций, литературных диспутов, постановку фрагментов произведений, подбор иллюстративного фото-, аудио- и видеоматериала. 4. Учебная программа IX класса отражает относительно завершенное образование по русской литературе, включая историко-литературный процесс XI–XX вв., выстроенный на ключевых проблемах и творчестве писателей, дающих в художественном отражении объективное представление о мире и человеке. В теоретико-литературном плане внимание учащихся IX класса сосредоточивается на вопросах: автор – его герои – читательское восприятие; продолжается начатая в предыдущем классе работа над литературным произведением как художественной целостностью. 5. Обучение в IX классе предполагает интенсивное литературное развитие учащихся, для чего требуется основательная начитанность и более глубокое овладение теорией литературы как инструментом анализа художественных текстов. Выбор форм и методов обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе целей и задач изучения конкретной темы, сформулированных в учебной программе требований к результатам учебной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. После окончания IX класса у учащихся формируется целостное представление о литературном процессе. Этому способствует хронологически выстроенное содержание учебной программы: от литературы Древней Руси и «Слова о полку Игореве» до произведений В. М. Шукшина и В. Г. Распутина. Зарубежная литература представлена фантастической повестью А. Азимова «Двухсотлетний человек». 6. Список для дополнительного чтения носит рекомендательный характер. В нем содержатся произведения широкого жанрово-тематического диапазона, отобранные с учетом возрастных особенностей учащихся и их читательских интересов. Произведения, предложенные для дополнительного чтения, жанрово и тематически связаны с произведениями из списка для чтения и изучения. Они могут быть рекомендованы для самостоятельного прочтения. Учитель также может использовать данные произведения в качестве вспомогательного материала на учебных занятиях: для создания широкого литературного контекста, как иллюстрацию, как основу для творческих заданий или проектной работы и т.д. Так как учебная программа предусматривает относительное завершение литературного образования, рекомендуется проводить заключительные занятия в форме итоговой научной конференции, литературной игры, литературной гостиной. ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (53 ч, из них 1 ч – на написание сочинения) Введение (1 ч) Истоки славянской письменности. Становление литературы. Основные этапы развития русской литературы (Древняя Русь, XVIII–XX вв.). Начальное понятие о литературном процессе, преемственность идей, художественных образов, средств и типов художественной изобразительности (эпического, лирического, драматического) в литературном процессе. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (XI–XVII вв.) Богатство и своеобразие культуры Древней Руси. Место древнерусской литературы в мировом литературном процессе. Древнерусская литература как колыбель русской, украинской и белорусской национальных литератур. Самобытный характер древнерусской литературы. Разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» (3 ч). Историческая основа памятника. Сюжет и композиция. Лиризм и публицистичность. Патриотический пафос. Призыв к единению русских земель. Эпичность в изображении Русской земли и судеб людей: Игоря, Ярославны, Всеволода, Святослава и др. Голос автора, гражданина и патриота. Проблема авторства. Белорусские мотивы в «Слове...». Связь поэмы с фольклором. «Слово о полку Игореве» как историко-культурный памятник славянских народов. Переводы памятника литературы. Теория литературы. Мастерство художественного перевода. Литература и искусство. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь». Русская литература XVII в. Начало книгопечатания на Руси. «Домострой» как литературное произведение. Деятельность Симеона Полоцкого. Для дополнительного чтения «Задонщина». «Повесть временных лет» (фрагмент). Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского». Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». М. Г. Булахов. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке. Краткий энциклопедический словарь. ЛИТЕРАТУРА XVIII в. Классицизм (2 ч) Классицизм как художественная система. Расцвет классицизма в Европе. Общая характеристика русского классицизма (патриотический пафос, просветительская и критическая направленность, связь с современностью). Особенности русского классицизма в других видах искусства. М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Разговор с Анакреоном» (одно произведение по выбору учителя). Патриотический пафос «Оды на день восшествия...». Воспевание страны, ее природы, истории. Программа развития науки и просвещения в России. «Разговор с Анакреоном». О смысле жизни и поэтическом творчестве. Гуманизм Ломоносова. Г. Р. Державин. «Властителям и судиям», «Памятник», «Ласточка», «Снигирь» (одно произведение по выбору учителя). «Властителям и судиям». Обличение неправедной власти. Гражданская смелость и стремление поэта к истине. Представление о просвещенном государственном деятеле. «Памятник». Утверждение бессмертия поэтического творчества. Старославянизмы, элементы «высокого стиля» в стихотворении, их роль. «Ласточка», «Снигирь». Выход за рамки традиций классицизма. Стремление передать личные чувства и авторские переживания в стихотворении. Живой и образный язык. Реальные адресаты произведений. Отражение в образе ласточки идеи о бессмертии человеческой души. Поэтическое осмысление жизни как смены времен года. Философские раздумья о равенстве людей перед смертью. Образ А. В. Суворова как выдающегося полководца и человека. Художественные средства его воплощения в произведении. Теория литературы. Особенность русского классицизма. Литература и искусство. Сюжетные полотна А. П. Лосенко, портретная живопись Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова; архитектурные ансамбли В. И. Баженова (Смольный институт в Петербурге, дом Пашкова в Москве), М. Ф. Казакова (Русский музей в Санкт-Петербурге, Петербургский и Московский университеты), К. И. Росси (здания Генерального штаба, Сената в Санкт-Петербурге), А. Н. Воронихина (Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге), А. Д. Захарова (Адмиралтейство), Б. Ф. Растрелли (Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Для дополнительного чтения М. В. Ломоносов. «Ода на взятие Хотина». Г. Р. Державин. «На смерть князя Мещерского». Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (3 ч). Д. И. Фонвизин – драматург, блестящий публицист, «сатиры смелый властелин» (А. С. Пушкин). «Недоросль». Идея «просвещенного абсолютизма» в комедии. Конфликт между миром невежества, корысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства. Проблемы крепостничества, законности, государственного правления, воспитания, чести, долга. Гуманистический пафос комедии. Особенности построения пьесы и принципы создания характеров. Единство времени, места и действия в комедии. Теория литературы. Конфликт в комедии. Сентиментализм (1 ч) Изображение чувств в литературе сентиментализма. Н. М. Карамзин – первый русский писатель-сентименталист. «Бедная Лиза» – повесть о чувствах простой девушки как откровение времени. Для дополнительного чтения Д. И. Фонвизин. «Бригадир», «Придворная грамматика». Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» ЛИТЕРАТУРА XIX в. Романтизм (1 ч) XIX в. – новый этап в развитии мировой литературы. Романтизм как одно из ведущих художественных направлений в литературе XIX в. Закономерности его возникновения и развития. Общественно-исторические и эстетические истоки романтизма. Дж. Г. Байрон, В. Гюго, А. Дюма, В. Скотт, Э. Т. Гофман, Г. Гейне, А. Мицкевич – выдающиеся представители европейского романтизма. Утверждение свободы личности, ее прав в произведениях романтизма. Герои – яркие, исключительные личности. Необычные обстоятельства, экзотические мотивы. Обращенность к истории, народным традициям, обычаям, фольклору. Проблема народности в эстетике романтизма. В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, К. Н. Батюшков, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг как крупные представители русского романтизма. Романтизм в раннем творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Своеобразие русского романтизма, обусловленное особенностями исторического развития России и национальных культурных традиций. В. А. Жуковский. «Вечер», «Море», «Сельское кладбище», «Светлана» (два произведения по выбору учителя) (2 ч). Слово о В. А. Жуковском, поэте и переводчике. «Вечер», «Море». Тема Родины в элегиях. Гармония как недостижимый идеал. Авторское восприятие окружающего мира. Романтика таинственного и чудесного в поэзии В. А. Жуковского как отражение его духовных исканий. «Сельское кладбище». Отражение романтического взгляда на мир и человека: смысл названия, взаимосвязь природы с душевными переживаниями, раздумья на темы жизни и смерти, неумолимости судьбы. Образы лирического героя и поэта в произведении. «Светлана». Напряженный драматический рассказ о судьбе, таинственный, светлый, согретый верой в торжество доброго. Атмосфера народности в балладе. Своеобразие поэзии Жуковского, его традиции в литературе следующих десятилетий. Место Жуковского в истории русской литературы. Жуковский-переводчик. Теория литературы. Представление о романтизме как о художественной системе. Особенности русского романтизма. Литература и искусство. Живопись К. П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Гадающая Светлана»), О. А. Кипренского («Автопортрет», портрет А. С. Пушкина). Опера А. Н. Верстовского «Аскольдова могила». Для дополнительного чтения Дж. Г. Байрон. Лирика, «Паломничество Чайльд Гарольда». В. Гюго. «Отверженные». В. Скотт. «Айвенго». В. А. Жуковский. «Цветок», «Людмила». К. Ф. Рылеев. «Думы», «Я ль буду в роковое время…», «Войнаровский». Е. А. Баратынский. «Муза», «К чему невольнику мечтания свободы». А. Мицкевич. Стихотворения, баллады. Ю. Н. Тынянов. «Кюхля». Переход к реализму (1 ч) Социально-исторические и эстетические предпосылки возникновения реализма в русской и зарубежной литературах. Отличие реализма от классицизма, сентиментализма и романтизма. Национальное своеобразие русского реализма. Классический и критический реализм. Развитие профессиональной русской критики. В. Г. Белинский и его статьи об А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Н. В. Гоголе. Теория литературы. Реализм как художественная система. Литература и искусство. Живопись В. А. Тропинина (портрет А. С. Пушкина, «Портрет сына»), П. А. Федотова («Сватовство майора», «Утро чиновника, получившего первый крестик», «Завтрак аристократа»). А. С. Грибоедов. «Горе от ума» (4 ч). Очерк жизни и творчества А. С. Грибоедова: «Ум и дела» его «бессмертны в памяти русской». Грибоедов и декабристы. «Горе от ума». Просветительские идеи в комедии: темы ума, знания, протеста против насилия и произвола, утверждение независимости и свободы личности. Критика крепостничества и деспотизма. Трагедия Чацкого и его нравственная победа над фамусовским обществом. Фамусов, Скалозуб, Молчалин как символы крепостничества и бюрократической системы. Роль образа Софьи в пьесе. Обобщающий смысл образов комедии. Своеобразие композиции комедии. Афористичность языка. Черты классицизма и реализма в комедии. Сценическая история комедии «Горе от ума» в России и Беларуси. Связь с белорусской литературой (В. Дунин-Марцинкевич). И. А. Гончаров о комедии (статья «Мильон терзаний» в сокращении). Теория литературы. Конфликт в драматическом произведении. Для дополнительного чтения Ю. Н. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара». В. Г. Белинский. «Взгляд на русскую литературу 1847 г.» (статья первая). А. С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Дар напрасный, дар случайный…», «…Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «К Чаадаеву», «В Сибирь», «19 октября» (1825), «Мадонна», «Я Вас любил...», «Я помню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.; роман «Евгений Онегин» (9 ч). Жизненный и творческий путь поэта (с обобщением ранее изученного). Детство и отрочество. «Смуглый отрок» в садах Царскосельского лицея. Петербургский период. Личное и гражданское в лирике поэта, стремление к социальной справедливости. Юг в жизни ссыльного А. С. Пушкина. Расцвет романтизма в произведениях поэта. Михайловское. Переход от романтизма к реализму. Романтическое представление о любви, многогранность подлинного чувства. Светлая грусть, одухотворенность, благородство и высота чувств в пушкинской поэзии. Возвращение из ссылки. Пушкин и декабристы. Тема поэта и поэзии. Высокое предназначение поэта («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»). Художественное совершенство пушкинской поэзии. Болдинская осень 1830 г. – пора творческих открытий. Завершение романа в стихах «Евгений Онегин». Философская лирика. Раздумья о смысле жизни («Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил...», «Дар напрасный, дар случайный...»). Дуэль и гибель Пушкина. Роль Пушкина в развитии русской литературы. Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Единство формы и содержания в лирическом тексте. «Евгений Онегин». Историзм в изображении поры «юности мятежной» в жизни дворянской молодежи 20-х гг. XIX в. «Что романтизмом мы зовем»: романтическое мироощущение и романтизм как творческий метод. Реалистическое изображение поместного дворянства, русской природы и деревни. Образ «трижды романтика» Владимира Ленского в реалистическом романе. Татьяны «милый идеал». Особенности личностного развития и жизненных исканий Евгения Онегина. Образ автора. Энциклопедизм романа: нравственно-философская проблематика. Критики о романе. В. Г. Белинский о произведениях А. С. Пушкина («Сочинения Александра Пушкина». Статьи восьмая и девятая (фрагменты)). Теория литературы. Становление жанра реалистического романа. Роман в стихах. Композиция романа. Роль лирических отступлений. Пейзаж в романе. Строфика (онегинская строфа); изобразительно-выразительные средства языка. Диалог автора и читателя. Литературный тип. Литература и искусство. Произведения А. С. Пушкина в музыке, живописи, кино. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама», опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Рисунки А. С. Пушкина. Иллюстрации Н. Н. Рушевой. Для дополнительного чтения А. С. Пушкин. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Пиковая дама». М. Ю. Лермонтов. «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Прощай, немытая Россия», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Смерть поэта», «Поэт»; роман «Герой нашего времени» (8 ч). Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. Лирика. Основные темы и мотивы: вольнолюбие, мятежность, чувства одиночества и тоски, гражданственность и социальная активность. Родина и современники в поэзии Лермонтова. М. Ю. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе. М. Ю. Лермонтов и белорусская литература. Лермонтов в переводах на белорусский язык. Традиции Лермонтова в белорусской литературе. «Герой нашего времени» – реалистический социально-психологический роман. Проблематика и система образов. Печорин в системе действующих лиц произведения. «История души человеческой» в романе. Главный герой – незаурядная личность; его трагическая судьба. Проблема смысла жизни, социальной активности человека, его ответственности перед временем и перед собой. Роль композиции в раскрытии характера Печорина и художественного замысла романа. Психологизм, особенности языка. В. Г. Белинский о лирике М. Ю. Лермонтова и о романе «Герой нашего времени» (статьи «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова», «Стихотворения М. Лермонтова» (в сокращении)). Теория литературы. Социально-психологический роман. Композиция как одно из средств выражения художественной идеи. Литература и искусство. Рисунки М. Ю. Лермонтова. Для дополнительного чтения М. Ю. Лермонтов. «Княгиня Лиговская». Н. В. Гоголь. «Шинель» (2 ч). Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. История «маленького человека» Акакия Акакиевича. Проблема потери человеческого достоинства. Равнодушие общества к трагедии человека. Петербург как образ-символ. Роль фантастики в художественном произведении. Теория литературы. Понятие о гротеске. Для дополнительного чтения Ф. М. Достоевский. «Бедные люди». ЛИТЕРАТУРА XX в. Обзор (1 ч) Тенденции развития русской литературы ХХ в. Основные художественные системы. Ведущие писатели этого периода. Концепция мира и человека. Богатство и разнообразие направлений в русской литературе ХХ в. Модернизм как новое направление в литературе начала ХХ в. Изменения в реализме ХХ в. Литература СССР и русского зарубежья. Перестройка и литература. Роль возвращенной литературы. А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» (2 ч). Очерк жизни и творчества. «Гранатовый браслет». Любовь как «величайшая тайна в мире». Трагическая история любви Желткова. Психологизм в изображении героев. Символика детали. Андрей Платонов. «В прекрасном и яростном мире» (2 ч). Сложность, противоречивость, конфликтность окружающего мира. Первое жизненное испытание юноши. Поэзия второй половины XX в. (2 ч) Жанрово-стилевые особенности поэзии. Усиление лирико-публицистического начала в творчестве реалистов (Е. А. Евтушенко («Старый друг», «Я что-то часто замечаю…»), Б. А. Чичибабин («Молитва» («Не подари мне легкой доли…»)), А. А. Вознесенский («Стихи не пишутся – случаются…», «Сага» («Ты меня на рассвете разбудишь…»)) и др.). Современное и вечное в поэзии модернистов (И. А. Бродский («Я памятник воздвиг себе иной…») и др.). Лирико-романтическая поэзия Б. Ш. Окуджавы («Ночной разговор», «Ленинградская элегия»), Ю. Д. Левитанского («Кинематограф», «Мое поколение»), Ю. П. Мориц («Мужество», «Зейдер-Зее»). Поэзия В. С. Высоцкого («Белое безмолвие», «Он не вернулся из боя», «Кони привередливые» и др.), развитие бардовской песни. Синтез реализма, модернизма и романтизма в поэзии Б. А. Ахмадулиной (сб. «Возле елки»), А. С. Кушнера (сб. «Ночная музыка»). Стихотворения Н. М. Рубцова («Памяти матери», «В минуты музыки печальной…»), А. А. Тарковского («Вот и лето прошло…», «Суббота, 21 июня»), Р. И. Рождественского («Человеку надо мало», «Без тебя»), В. Н. Корнилова («Эпоха», «Трава», «Пролог»), Д. С. Самойлова («Сороковые», «А мне приснился сон»), Ю. П. Кузнецова («Атомная сказка»), О. Г. Чухонцева («Этот город деревянный на реке…», «Зычный гудок…») (стихотворения двух-трех авторов по выбору учителя). Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие…» (2 ч). Женщина на войне. Образы девушек-зенитчиц и старшины Васкова. Лиричность и трагизм в изображении героев повести. Теория литературы. «Лейтенантская» проза. Психологизм в изображении человека в экстремальных ситуациях. Литература и искусство. Художественный фильм «А зори здесь тихие…» режиссера С. И. Ростоцкого (1972). Военная драма «А зори здесь тихие…» режиссера Р. Ф. Давлетьярова (2015). В. М. Шукшин. «Обида» (2 ч). Масштаб личности и таланта В. М. Шукшина. Его работа в кино и театре. Творческий поиск художника. Острая постановка социальных и нравственных проблем. Пристальное внимание к человеку, утверждение его достоинства. Стремление писателя «достучаться до его (читателя) сердца» (В. М. Шукшин). Обостренное чувство правды, поиск нравственного идеала. «Обида». Столкновение наивно-романтического и реального взглядов на жизнь и человека. Теория литературы. Мастерство создания литературного типа. Для дополнительного чтения В. М. Шукшин. «Срезал», «Чудик», «Сельские жители», «Беседы при ясной луне». В. Г. Распутин. «Пожар» (2 ч). Размышление о современнике и его жизни, его гражданском мужестве и нравственной позиции. Поиск ответа на вопрос о том, в чем причина «пожара» в душах людей, переставших быть хозяевами на родной земле. Для дополнительного чтения В. Ф. Карамазов. «Смотрите в глаза лемуру». Б. Л. Васильев. «Вы чьё, старичьё?», «Не стреляйте белых лебедей». Ф. А. Абрамов. «Деревянные кони», «Алька». В. С. Маканин. «Антилидер», «Утрата». Л. С. Петрушевская. «Песни восточных славян». ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ А. Азимов. «Двухсотлетний человек» (1 ч). Развитие жанра научно-фантастической литературы. Белорусские корни Айзека Азимова. Проблема толерантности в рассказе «Двухсотлетний человек». Для дополнительного чтения Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту». С. Лем. «Солярис». А. Азимов «Я, робот». Повторение (1 ч) Систематизация знаний по теории и истории литературы. Основные эпохи развития литературного процесса (от древнерусской литературы до современности). Художественные методы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм). Конкретно-историческое и общечеловеческое в литературном произведении. Национальное своеобразие русской литературы. Взаимосвязь русской и белорусской литератур. ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ А. С. Грибоедов. Монолог Фамусова или Чацкого. А. С. Пушкин. 2–3 стихотворения по выбору учащихся и учителя; «Евгений Онегин» (3 отрывка, не более пяти строф каждый). М. Ю. Лермонтов. 2–3 стихотворения по выбору учащихся и учителя. Поэзия 1970-х – начала 1990-х гг. (1–2 стихотворения по выбору учащихся). ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Устный и письменный пересказ художественных произведений или отрывков из них (подробный, краткий, выборочный, художественный, творческий) с элементами анализа. Устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению: формулировка вопроса к изучаемому произведению, развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения. Устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, просмотренном кинофильме, телепередаче, спектакле, прослушанной звукозаписи (с мотивировкой своего отношения), об актерском и авторском чтении. Устное или письменное сочинение в жанре рассказа, дневниковых записей, письма, инсценировки (о посещении выставки, музея, об архитектурных памятниках города и т.д.). Доклад и реферат на литературную тему (по одному или нескольким источникам). Составление сложного плана прочитанного произведения и собственного высказывания. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренные кинофильм, телепередачу, спектакль, произведение живописи, прослушанное музыкальное произведение. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: особенности литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); жанрово-родовые особенности произведений классицизма, романтизма, реализма; изученные произведения русской и мировой литератур, их проблематику, основных героев, идейно-художественные особенности, их место и роль в литературном процессе своего времени и значение для современности; сведения по теории литературы: классицизм, русский классицизм, сентиментализм, романтизм, русский романтизм, особенности реализма как художественного направления; реалистический роман, роман в стихах, социально-психологический роман; поэма (углубленное понятие); конфликт в драматическом произведении, в комедии; композиция как одно из средств выражения художественной идеи; литературный тип, юмор, сатира, единство формы и содержания в лирическом тексте; диалог автора и читателя; строфика (онегинская строфа); изобразительно-выразительные средства языка; жанр военной повести, психологизм в изображении человека в экстремальных ситуациях; мастерство создания литературного типа. Учащиеся должны уметь: разбираться в литературном процессе, его периодах; определять художественный метод (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм); определять род и жанр произведения, понимать их специфику; анализировать художественное произведение, владея основными теоретико-литературными понятиями; определять идейную направленность художественного произведения, его актуальность, позицию автора, национальный фактор и традиции; аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произведению; сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие; соотносить художественное произведение с произведениями музыки, живописи, кино, театральными постановками; выразительно читать изученные литературные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; писать отзывы о прочитанных произведениях и сочинения различных жанров на литературные темы; составлять планы, тезисы, конспекты статей учебного пособия, устных выступлений и письменных работ на литературные темы; пользоваться критической литературой, периодикой, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет при выполнении творческих заданий.
Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для IX класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания |