Синтаксис английского языка - Смирницкий А.И.. Литературы на иностранных языках
Скачать 1.53 Mb.
|
БИБЛИОТЕКА ФИЛОЛОГА Проф. АИ. СМИРНИЦКИЙ СИНТАКСИС АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Подготовил к печати и отредактировал кандидат филологических наук В. В. ПАССЕ К ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ М ос ква ПРЕДИСЛОВИЕ Данная книга была написана учениками проф. АИ. Смирницкого после его смерти. (1954 г. В основу книги был положен теоретический курс современного английского языка, читанный АИ. Смирницким в течение одиннадцати лет в МГУ ив ом МГПИИЯ. Кроме того, составители использовали рукописные материалы, наброски и отдельные замечания автора, предоставленные им ОС. Ахмановой. Таким образом, предлагаемая книга содержит изложение только таких положений. И. Смирницкого, которые еще нигде небыли опубликованы ни целиком, ни частично. В отношении самого построения книги необходимо обратить внимание наследующее. Поскольку Синтаксис английского языка выходит в свет раньше Морфологии английского языка, представлялось целесообразным включить в книгу теоретическое введение, относящееся ко всему курсу грамматики (не только к синтаксису, но и морфологии). Этот раздел максимально точно воспроизводит рукописные материалы автора с сохранением примеров из области русского языка. Далее нужно отметить, что помещение проблемы порядка слов в часть, посвященную теории словосочетания, вовсе не означает, что порядок слов не имеет отношения к предложению как таковому. Чтобы подчеркнуть это, составители сочли целесообразным, помимо общего раздела о порядке слов, включить в теорию предложения специальные разделы, посвященные вопросу о месте второстепенных членов предложения. Материалы были собраны и обработаны для настоящего издания. В. Пассеком, С. А. Григорьевой, Г. Б. Микаэлян, Т. II. Сергеевой, А. К. Старковой, Е. И. Таль, Е. С. Турковой. Реальную помощь коллективу составителей оказала ОС. Ахманова. Составители ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ГРАММАТИКИ Глава ЯЗЫКИ РЕЧЬ 1. Деление науки соответственно предмету исследования должно отражать наиболее существенные различия в составе и строении самого предмета данной науки. Иначе говоря, разграничение каких-либо разделов науки потому, что в них изучается, и соответствующее объединение более специальных, более частных подразделений в более общие крупные разделы должны быть не условными, а основанными на объективном соотношении между частями и сторонами данного предмета в целом. Это относится, естественно, и к выделению и разграничению языковых наук — таких, как лексикология и грамматика, фонетика и семасиология, морфология и синтаксис. А для этого необходимо обратиться к самому языку, являющемуся объектом лингвистического изучения, и, прежде всего, к речевой деятельности людей, в которой находит свое действительное и полное существование язык. РЕЧЬ 2. Среди различных явлений в человеческом обществе мы находим и то особое явление, которое обычно называют речью франц langage, англ speech, нем Rede). 5 Речь есть закономерное соединение определенного звучания, производимого органами речи (гортань, язык, губы и пр, с определенным смысловым содержанием (значением). (Ср. §§ 7 и Таким образом, например, произнесенное кем-либо звучание стой в соединении со значением стой представляет собой отдельный отрезок речи, поскольку в данном случае будет иметь место соединение определенного звучания (именно звучания стой) с определенным значением {стой, а не беги не сиди и при это соединение оказывается закономерным в том смысле, что оно не создано по прихоти данного лица на данный момент. Само же по себе, вне соединения со значением, никакое звучание, даже если оно и имеет характер речевого звучания (как, например, стой, не является речью или каким-либо ее отрезком. Речевое звучание, производимое или рассматриваемое отдельно от соответствующего смыслового содержания, представляет собой лишь внешнюю сторону речи, ноне речь как таковую. Подобным же образом и значение вне соединения с определенным речевым звучанием представляет собой не речь, а только одну ее сторону — внутреннюю сторону речи 3. Отдельный отрезок речи, имеющий в данных условиях определенную целевую направленность как некоторое законченное целое, представляет собой акт речи. Так, приведенное выше 'стой' — 'Стой, — сказанное кем- либо в данный конкретный момент с определенной целью, есть акт речи. Подобным же актом речи явится и более сложное речевое произведение 'Не стой на ветру' Но тоже самое 'стой, включенное в состав предложения (например, 'Не стой на ветру, уже будет представлять собой нецелый акт речи, а лишь известную его часть. В составе этого предложения, в сочетании с другими словами, речевой отрезок 'стой' уже не имеет той законченности и целевой определенности, какую мы находим при самостоятельном употреблении единицы 'стой' - 'Стой!' Предложение 'Стой' вообще не равняется отрезку речистой' в составе предложения 'Не стой на ветру' Дело в том, что в случае 'Стой' эта единица оказывается непросто вообще произнесенной, но произнесенной с определенной интонацией, тес определенной скоростью, силой и «мелодией». На письме соответствующая интонация в данном случае очень приблизительно изображается восклицательным знаком. Вместе стем в предложении 'Стой' важно и то, что в нем нет других слов, кроме того, которое представлено в нем самой единицей 'стой. Это отсутствие других слов, с одной стороны, сосредоточивает все внимание на единице 'стой', с другой стороны, оно придает предложению утвердительный смысл ведь в русском языке (как и во многих других) утверждение выражается не особым словом, а отсутствием отри- цания. Таким образом, предложение 'Стой, сказанное кем-либо в определенных условиях, представляет собой целый акт речи потому, что сочетание единицы 'стой' с определенной интонацией и нарочитая изолированность этой единицы (отсутствие при ней других слов) создают достаточную законченность и достаточно определяют целевую направленность данного отрезка речи. Иначе обстоит дело с единицей 'стой' в составе предложения 'Не стой на ветру' Здесь определенная интонация предложения (скажем, та же, что в рассмотренном выше акте речи 'Стой) принадлежит уже не единице 'стой, а всему сочетанию 'Не стой на ветру, и значение этой интонации (просьбы, требования и т. п) присоединяется не к единице 'стой, а к сочетанию в целом. Тем самым единица 'стой' сама по себе достаточно не определяется здесь интонацией. Также, понятно, и соединение ее с другими словами уменьшает ее смысловую самостоятельность здесь уже, например, речь идет не о стоянии как таковом, а о стоянии на ветру, так что самому стоянию уделяется меньше внимания. Особенно же следует заметить, что наличие отрицания 'не' уничтожает значение утверждения, с которым единица 'стой' выступает при отсутствии отрицания. Тем самым 'стой' в составе предложения 'Не стой на ветру' оказывается менее определенным, менее законченным явлением речи, чем предложение 'Стой!', почему единица 'стой, взятая в составе этого предложения, и не представляет собой целого акта речи 4. Один акт речи может ограничиваться одним предложением, как в приведенных выше примерах, но он может также состоять и из большего или меньшего числа предложений. Так, выступление оратора на определенную тему, представляющее собой некоторое связное целое, или пропетая кем-либо песня является по отношению ко всей не относящейся сюда речи отдельными единым актом речи. Таким образом, акты речи могут быть и очень сложными, причем в более сложных актах речи могут выделяться более простые. Например, в выступлении оратора могут выделяться частные вопросы в пределах общей темы, а каждый отдельный вопрос может быть изложен в ряде отдельных предложений, каждое из которых будет выступать как особый акт речи. Однако при выделении составных частей из такого акта речи, который является лишь одним предложением, мы обычно уже не получим настолько законченных и ясных по своей целевой направленности отрезков речи, чтобы их можно было признать отдельными актами речи (ср. выше, § Из сказанного следует, что отдельный акт речи обычно представляет собой либо отдельное предложение, либо связанную в некоторое осмысленное целое цепь предложений (ораторское выступление, художественное произведение и т. п 5. Хотя предложение регулярно выступает в виде отдельного акта речи (см. §§3—4), тем не менее следует строго различать предложение как таковое и соответствующий ему акт речи. В самом деле, ведь, например, 'Стой, сказанное кем-либо в данный момент, и такое же 'Стой, сказанное другим человеком или тем же самым, нов другой раз, являются различными актами речи, но они представляют собой одно и тоже предложение, лишь повторенное дважды (или большее число раз. Равным образом, сколько бы мы ни повторяли лермонтовские стихи Белеет парус одинокий В тумане моря голубом, мы будем иметь все время одно и тоже произведение отдельных же актов будет столько, сколько раз эти стихи будут воспроизведены. Отмеченные различия сводятся к различию между некоторым речевым произведением (того или иного объема и характера) и соответствующим актом речи. Суть этого различия состоит в следующем. Любое речевое произведение характеризуется определенным составом и строением. Самые же процессы его произнесения и осознания в тот или другой конкретный отрезок времени, при тех или других условиях, тем или другим лицом и пр. не характеризуют речевое произведение как таковое, почему оно и остается одними тем же в различных речевых актах (поскольку в его состав и строение не вносятся при его воспроизведении какие-либо изменения). Каждый же акт речи характеризуется не только тем, какое произведение он собой представляет, но и самими данными конкретными процессами произнесения и осознания этого произведения. Всякое речевое произведение, следовательно, действительно существует в томили ином акте или ряде актов речи, но каждый данный акт речи представляет собой, помимо самого соответствующего словесного произведения, также известную совокупность конкретных процессов, вся конкретность которых для данного произведения как такового несущественна 6. Человеческая речь в целом является потоком неисчислимых и неограниченно разнообразных актов речи, как следующих друг за другом во времени, таки параллельных, происходящих водно и тоже время (ведь в каждый данный момент говорит множество людей. Этот поток речи все время нарастает, течет дальше, так как постоянно производятся все новые и новые акты речи. Речь данного общества, речь исторически образовавшейся совокупности общающихся между собой людей в целом практически необозрима, и ее общая масса непрерывно растет, поскольку люди продолжают говорить, думать, писать. Поэтому в действительности мы всегда имеем дело лишь с таким материалом исследования, который представляет собой только некоторую более или менее случайно, естественно или искусственно ограниченную часть всей данной речи. Тем не менее, если эта часть достаточно велика и разнообразна по составу, по ней все же можно судить вообще о речи данного общества на протяжении соответствующего времени его исторического развития. Это оказывается возможным потому, что каждый отдельный акт речи имеет в своем составе большее или меньшее число единиц, являющихся лишь воспроизведениями единиц, входящих в состав других актов речи (см. подробнее ниже, § 12). Поэтому, если мы изучаем лишь ljn часть всей массы данной речи, то мы все же можем иметь уверенность в том, что в остальной п — ljn массе речи очень многое будет тем же самым, что нам известно но изученной ljn части 7. Речь существует в различных формах. Сточки зрения различия во внешней стороне выделяется три формы речи (а) устная речь, имеющая внешнюю звуковую сторону, (б) письменная речь, имеющая внешнюю графическую сторону, ив) мысленная речь, которая не имеет реальной внешней стороны но однако в качестве эквивалента этой стороны выступает соответствующий речевой образ, который может быть слуховым (звуковым, двигательным, зрительным (графическими в различной мере комбинированным в зависимости от обстоятельств. Устная и письменная формы существования речи объединяются как ее объективные формы, а мысленная выделяется как ее субъективная форма. Речь, существующая в объективной форме, является внешней речью, а речь, существующая лишь в субъективной форме, — внутренней речью 8. Из трех форм существования речи — устной, письменной и мысленной — первая является основной. Письменная форма возникла исторически на базе устной как средство фиксации произведенного в устной форме и для последующего воспроизведения в устной форме, те. для прочтения вслух. Мысленная форма существования речи не является основной уже потому, что в этой форме речь не служит для общения кроме того, в данной форме вместо реальной внешней стороны речи мы находим лишь соответствующий речевой образ, поскольку мысленная форма, хотя она постоянно и существует параллельно устной (и письменной, все же основывается на другой, на устной (а отчасти и на письменной) форме ведь речевой образ, представление звучания (а также и написания) какой-либо фразы, например, 'Уже поздно, возникает в результате отражения в сознании реально слышанного звучания (или виденного начертания 9. Из сказанного следует также, что устная, письменная и мысленная речь не являются каждая отдельной, особой речью, но представляют собой в пределах одного общества лишь различные формы, в которых существует одна и та же речь. Это значит, что, например, сказанное , написанное 'Уже поздно' и подуманное уже поздно являются одной и той же фразой, лишь данной в разных формах существования речи, а не тремя разными фразами, представляющими каждая совершенно особую речь. Отсюда, конечно, никак нельзя сделать вывода, что устная, письменная и мысленная речь не могут различаться отчасти и по самому своему составу известные единицы могут употребляться преимущественно или даже только в какой- либо одной форме речи или, наоборот, не употребляться водной из ее форм. Таким образом, множество единиц встречается во всех различных формах речи, другие же оказываются известными лишь в отдельных ее формах, но поскольку последние соединены со множеством первых, постольку единство речи в различных ее формах не нарушается 10. Являясь важнейшим способом человеческого общения, речь полностью реализуется лишь тогда, когда в ней действительно осуществляется общение между людьми. Нечто сказанное, ноне услышанное, не воспринятое другим, еще не является вполне реализованным отрезком речи. Поэтому, например, сказанное вслух наедине, хотя внешне и может совершенно совпадать стем, что говорится в процессе общения, все жене может рассматриваться как полностью реализованный акт речи. Тоже самое, естественно, относится и к внутренней, мысленной речи. Что же касается письменной речи, то здесь общение оказывается разорванным тем промежутком времени, который проходит между написанием и прочтением написанного. Можно сказать, что акт речи завершается здесь тогда, когда написанное прочитывается. ЯЗЫК 11. В различных произведениях речи выделяются одни и те же компоненты и одни и те же закономерности использования этих компонентов в связной речи. Совокупность всех компонентов различных произведений речи и собрание закономерностей или правил использования этих компонентов составляют вместе определенную систему, те. совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных единиц и отношений между ними. Эта система единиц и является языком. Язык, таким образом, существует объективно в речи, в ее произведениях, которые и представляют собой непосредственный материал, подлежащий изучению для обнаружения и изучения языка. Если речь есть способ общения, то язык является средством общения 12. Различать речь и язык необходимо, так как в самой действительности существует соответствующее глубокое различие, и поэтому без учета этого различия языкознание не может существовать как специальная и подлинная наука, наука о языке как таковом, те. как о важнейшем средстве общения людей. Из того, что Ф. де-Соссюр, определяя различие между langue и parole, неправильно выделили неверно охарактеризовал основные явления речевой деятельности (человека, не следует, что ненужно и нельзя различать речь и язык, те. известные конкретные произведения, созданные и создаваемые путем применения языка, и язык как таковой. Необходимо оставить в стороне вопрос, представляющий интерес преимущественно сточки зрения истории языкознания, о том, в чем ошибочность де-соссюровского построения, и обратиться непосредственно к действительности. В действительности же мы имеем следующее. Люди говорят, пишут, думают. В их сознании образуются мысли, облекаемые в языковую оболочку. Эти мысли так или иначе определяются конкретными условиями жизненной деятельности данных людей их положением в определенном обществе, их интересами, их сотрудничеством и столкновением с другими людьми, конкретной ситуацией, в которой они находятся в данный момент, непосредственно стоящими передними задачами и т. п. Эти мысли так или иначе вызы- * Об этом см. работу автора Объективность существования языка, Изд. МГУ, 1954 г ваются известными потребностями и удовлетворяют известные потребности. Они могут быть очень разнообразны, могут быть новы и оригинальны, хотя бы в некоторой степени. Однако при этом наблюдаем, что в языковой оболочке самых разнообразных мыслей встречаются одни и те же единицы сколько бы ни варьировались мысли, отдельные единицы языковой оболочки оказываются теми же. Изучение все большего материала приводит к тому убеждению, что в конце концов (почти) все, используемое для языкового облачения данных мыслей, оказывается использованным, по частям, в языковой оболочке других мыслей. Иначе говоря, имеется известный ограниченный контингент языковых единиц, которые используются для образования любых, самых различных, порою новых и неожиданных, оригинальных мыслей 13. Различение речи как материала и языка как заключенного в ней предмета языкознания крайне существенно для четкого и глубокого понимания корешгого отличия языка от надстроек. В самом деле, ведь язык, хотя они обслуживает все сферы человеческой деятельности, сам по себе не принадлежит ник одной из них, безучастен к ними проявляет безразличие к классам но речевые произведения, в частности конкретные предложения, уже не являющиеся единицами языка, в которых высказываются определенные и целеустремленные мысли, нередко не являются безразличными к классам: в них очень часто находят свое выражение интересы и взгляды определенных общественных классов, определенная классовая идеология, и многие речевые произведения входят как таковые в ту или иную общественную надстройку. Так, например, те предложения, в которых формулируются правовые положения, входят в общественную надстройку, образуемую правовыми взглядами общества и соответствующими им правовыми учреждениями. Без речевых произведений в виде определенных конкретных предложений и их более или менее сложных соединений никакие взгляды не могли бы быть оформлены и выражены и иметь характер общественных взглядов, и соответствующие учреждения не могли бы функционировать, а, следовательно, и не могли бы вообще существовать Таким образом, язык неизбежно изучается в речи, на основе исследования известной, — по возможности большой совокупности ее произведений, основными среди которых, с точки зрения языковеда, являются предложения. Но вместе стем язык обязательно должен отделяться, отграничиваться, обособляться от речи и отдельных ее произведений, не отождествляться, не смешиваться сними речь, в тех или иных ее произведениях, выступает как сырой материал исследования, язык же — как собственно предмет изучения, извлекаемый из этого материала 14. Выше было указано, что всякое речевое произведение содержит в себе единицы языка, выражающие в их данном конкретном совокупном применении более или менее сложную мысль или цепь мыслей (лишь в особых редких случаях только эмоцию, которая как целое не входит в состав языка, но принадлежит к известной сфере человеческой деятельности, обслуживаемой языком. Единицей языкатого или другого порядка, типа или характера может быть признана любая единица, выделяемая в речи, притом условии, что, с одной стороны, в ней сохраняются существенные общие признаки языка и вместе с тем, с другой стороны, не появляются какие-либо новые признаки, вносящие новое качество. Чтобы удовлетворять этим требованиям, такая единица должна, во-первых, обладать не только внешней (звуковой) стороной, но и внешне выраженным значением (смысловым или эмоциональным содержанием) и, во-вторых, выступать не как произведение, создаваемое в процессе речи, а как нечто уже существующее и лишь воспроизводимое в речи. При этом необходимо со всей решительностью подчеркнуть, что языковая единица должна обладать сразу обоими признаками, указанными выше. Таким образом, типичными единицами языка будут такие слова, как house |