Главная страница
Навигация по странице:

  • Молодин

  • Глава 1. СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА, МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ ОБЪЕКТОВ 1.1. История развития проектно-строительной деятельности

  • 1.2. Особенности современных систем домостроения 1.2.1. Системы сборно-монолитного и монолитного

  • 1.2.2. Система объемно-блочного домостроения

  • 1.2.3. Особенности развития проектно-строительной

  • 1.4. Контрольные вопросы к главе 1

  • организация строительства. Организационн отехнологическо епроектировани естроительств а


    Скачать 2.63 Mb.
    НазваниеОрганизационн отехнологическо епроектировани естроительств а
    Анкорорганизация строительства
    Дата09.02.2023
    Размер2.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMolodin_Organizatsionno-tekhnologicheskoe_proektirovanie_stroite.pdf
    ТипУчебное пособие
    #928649
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н О
    -
    Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К О Е
    П Р О Е К Т И Р О В А Н И Е
    С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В А
    Ж И Л Ы Х
    О Б Ъ Е К Т О В
    НОВОСИБИРСК 2015
    В
    .В. МОЛОДИН
    С
    .В. ВОЛКОВ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
    И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН)
    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    В
    .В. Молодин, С.В. Волков
    ОРГАНИЗАЦИОННО
    -
    ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
    ПРОЕКТИРОВАНИЕ
    СТРОИТЕЛЬСТВА
    ЖИЛЫХ
    ОБЪЕКТОВ
    Учебное пособие
    НОВОСИБИРСК 2015

    УДК 728:69.003
    ББК У31
    М 754
    Молодин
    В. В.
    Организационно-технологическое проектирование строительства жилых объектов : учеб. пособие / В. В. Молодин, С. В. Волков ; Новосиб. гос. архи- тектур.-строит. ун-т (Сибстрин) ; С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. –
    Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2015. – 216 с.
    ISBN 978-5-7795-0763-9
    В учебном пособии рассмотрены современные методы организаци- онно-технологического проектирования и организации строительства жи- лых объектов, предложены методы оценки качества и эффективности ор- ганизационно-технологических решений (ОТР), схем строительства жи- лых объектов.
    Выполнен анализ и оценка параметров современного строительного производства, показаны их взаимосвязи, взаимозависимости, влияние на качество и безопасность строительства жилых объектов. Предложены но- вые подходы к проектированию организационно-технологических реше- ний (схем) строительства жилых объектов на основе их увязки с инвести- ционным и архитектурно-строительным проектированием.
    Пособие предназначено для разработчиков организационно-техноло- гической документации для строительства жилых зданий и комплексов, аспирантов и студентов, обучающихся по направлению подготовки
    08.03.01 «Строительство».
    Печатается по решению издательско-библиотечного совета
    НГАСУ (Сибстрин)
    Рецензенты:

    Л.М. Колчеданцев, д-р техн. наук, профессор кафедры строительного производства СПбГАСУ;
    М.М. Титов, д-р техн. наук, профессор кафедры технологии строительного производства НГАСУ (Сибстрин)
    ISBN 978-5-7795-0763-9

    Молодин В.В.,
    Волков С.В., 2015


    Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2015
    Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2015

    3
    ВВЕДЕНИЕ
    Проектирование и строительство современных жилых объ- ектов требует глубокой профессиональной и организационной подготовки, больших затрат труда и материальных ресурсов.
    Целесообразность строительства жилых зданий, комплексов оп- ределяется социальными факторами, зависит от экономических, технических и технологических возможностей, которыми рас- полагают участники строительства.
    Значительную часть жизни человек проводит в среде, осно- ву которой составляют здания и сооружения, созданные самим человеком. Управляя процессами проектирования и строитель- ства жилых объектов, человек улучшает среду своей жизнедея- тельности, развивает ее во времени и пространстве.
    Организационно-управляющие воздействия в проектно- строительной деятельности направлены на решение следующих задач: определение источников и необходимых объемов финан- совых ресурсов; выбор способов и методов организации произ- водства; календарное планирование работ; подбор исполните- лей; подготовку и заключение контрактов, регулирование во- просов качества, охраны труда и техники безопасности; анализ затрат, оценку рисков и др.
    Основу современных научно-методических подходов и ме- тодов управления проектно-строительной деятельности состав- ляют:

    управление целями и задачами проектирования и строи- тельства;

    решение творческих задач на всех стадиях подготовки, проектирования, организации, управления и планирова- ния строительства;

    умение применять имеющиеся знания и предыдущий опыт проектно-строительной деятельности;

    внедрение в сфере строительства современных принци- пов менеджмента.
    Основная цель проектно-строительной деятельности за- ключается в создании условий для наилучшего взаимодействия

    4
    и наиболее эффективной работы всех участников строительства объектов, в обеспечении выполнения всех работ в минимально возможные сроки, в рациональном, наиболее эффективном управлении всеми видами ресурсов.
    На каждом этапе эволюционного развития общества в осно- ве проектно-строительной деятельности были принципы, на- правленные на способность создавать новое; синтез фундамен- тального профессионального образования, опыта и практики строительства объектов; развитие аналитических способностей специалистов сферы строительства, привычки анализировать.
    Настоящее учебное пособие будет полезно для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Строительство», поможет им построить свою работу так, чтобы будущие жилые здания и сооружения были выполнены качественно, в заданные сроки, соответствовали духу времени и стали достойной средой обитания человека.

    5
    Глава 1. СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА,
    МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
    ЖИЛЫХ ОБЪЕКТОВ
    1.1. История развития проектно-строительной
    деятельности
    Символом технологических достижений каждой эпохи яв- ляются дошедшие до наших времен объекты культурного на- следия. Анализируя формы того или иного сооружения, мы по- степенно раскрываем тайны древних строительных технологий, способы создания объектов, их проектирования, организации и управления строительством.
    Одним из наиболее ранних этапов развития проектно- строительной деятельности и осознанной творческой деятельно- сти человека является эпоха Древнего Египта. Строительство пирамид – пример квалифицированного управления огромными массами рабочих и специалистов, способных к воплощению не- обычных идей. Здесь требовались знания методов организации четкого и последовательного выполнения работ, выбора пло- щадки для строительства, разметки основания пирамид, сторо- ны которых были строго ориентированы по сторонам света. Для обеспечения жесткости будущей пирамиды проводились серь- езные подготовительные работы, включавшие разбивку и вы- равнивание площадки.
    По дошедшим до нас свидетельствам подготовка площадки для строительства пирамиды Хеопса продолжалась около
    10 лет, а строительство – более 20 лет, включая отделку. Общее количество работающих составляло около 100 тыс. человек. Ра- бота планировалась, использовались эффективные экономиче- ские и социальные методы управления строительством. Рабочие были хорошо организованы, предусматривались определенные условия их проживания на территории строительства, обучение, питание, лечение и удовлетворение других потребностей [7].

    6
    В эпоху Эхнатона (1353

    1335 до н.э.) было достигнуто значительное сокращение сроков и облегчение производства строительных работ. Впервые в истории Египта был введен стандарт на строительные камни – 50 см в длину. Масса блока была такой, что операции с ним мог производить один человек с помощью легких деревянных лестниц.
    Китайские историки началом деятельности по организации и управлению строительством в своей стране считают «Свод за- конов и установлений по строительству», вышедший в Китае более 800 лет назад и включавший 70 разделов.
    В современном изложении требования свода законов и ус- тановлений можно представить следующим образом:

    запрет на внесение каких-либо изменений в проект после того, как начались строительные работы;

    установление порядка строительства и правил его фи- нансирования;

    утверждение положений об обязательном контроле про- изводства всех строительных работ;

    ответственность автора проекта за качество построенно- го здания, вплоть до смертной казни.
    Свод законов содержал 27 разделов требований к проекти- рованию жилых и гражданских зданий, в том числе:

    определение девяти типов зданий для представителей различных сословий и социальных групп населения;

    рекомендации по установлению пропорций зданий, объ- емно-планировочным решениям, обеспечению солнеч- ным светом каждого помещения жилища;

    размеры помещений и архитектурных деталей;

    указания по цветовым решениям фасадов зданий, типу и цвету черепицы для кровли (рис. 1);

    определение оборудования и видов отделки помещений;

    требования к конструктивным деталям и элементам зданий;

    описания способов производства работ;

    рекомендации по применению строительных материалов;

    указания по методам организации и оборудования строительных площадок.

    7
    Рис. 1. Китайский храм
    Такая тщательная проработка системы ограничений и ре- комендаций в строительстве жилых и гражданских зданий гово- рит о многовековом суммировании строительной теории и прак- тики, высокой культуре управления различными факторами строительного производства, в том числе качеством строитель- ства, безопасностью жилых объектов. Высокопоставленные ки- тайские чиновники осуществляли государственный контроль за соблюдением требований свода законов. Несоблюдение и нару- шение требований каралось крупными денежными штрафами и лишением лицензии на производство работ.
    Проекты жилых комплексов Афин представляли собой схе- матические изображения, модели отдельных объектов, содержа- ли данные для расчета строительных материалов, численности рабочих и др. Сохранились документы по управлению строи- тельством зданий, совершенствованию конструктивных реше- ний, применению новых строительных материалов и конструк- ций, прогрессивных технологий строительного производства.
    Греческие мастера добивались особой точности как предва- рительной обработки конструктивных элементов зданий, так и

    8
    их монтажа с помощью подъемных блоков и полиспастов
    (рис. 2). Тщательная обработка «постели» и вертикальных швов выполнялась при помощи так называемой обтески «по- красному», при которой к поверхности, подлежащей обработке, прикладывалась мраморная плита, смазанная сангиной. Точки, на которых отпечаталась сангина, подлежали дальнейшему об- тесыванию. После установки на место каменные блоки и плиты, составлявшие массив здания, отделывались окончательно. Для скрепления каменных блоков в монолитную конструкцию в древнегреческом строительстве применялись металлические скобы в форме ласточкина хвоста или двойного «Т». Пустоты с находившимися в них скобами по специальному каналу залива- лись свинцом [7].
    Рис. 2. Греческий Парфенон
    Сложившаяся в Древней Греции практика представления архитектурных и конструктивных решений в виде чертежей и рисунков привела к появлению проекта в том смысле, к которо- му мы привыкли сегодня. Демократический строй Греции обя- зывал авторов проекта показывать наглядно будущие здания и сооружения в чертежах и моделях, защищать их на народных

    9
    собраниях. Процедура поручения городскими властями работ архитектору требовала гласности и демократичного утвержде- ния проекта. Плутарх отмечает: «Города, обнародовав решение о постройке храмов или водружении колоссов, выслушивают мастеров, соревнующихся друг с другом ради получения заказа и приносящих проекты и модели, а затем выбирают того, кто сделает то же самое дешевле, лучше и скорее» [7]. Таким обра- зом, существовала некая система конкурсных требований, предъявлявшихся к проекту, а также существовали органы, уполномоченные регулировать эти требования, добиваясь целей, поставленных заказчиком.
    В конце I в. до н.э. центром архитектуры становится Рим. В столице гигантской мировой империи были сформированы главные направления развития проектно-строительного дела, системы образования, проектирования и строительства. Глав- ным решением, предложенным римскими архитекторами и строителями в организации внутреннего пространства зданий, стало объединение несущих конструкций опор и балок, пере- крывающих пролеты, в новую конструктивную основу, бази- рующуюся на бетонной монолитной оболочке.
    В процессе работы над выдающимся римским Колизеем
    (рис. 3) было выработано множество подходов, приемов и мето- дов оптимизации инженерных решений. Так, главными конст- руктивными элементами Колизея стали круговая арка и бетон- ная стена, на которых впоследствии появились бетонный ци- линдрический и купольный своды.
    Римский период развития проектно-строительной деятель- ности характеризуется появлением новых форм организации создания зданий и сооружений, главными из которых стали:
    1)
    определение задач и функций управления проектом;
    2)
    полное согласование архитектурной идеи, прежде всего конструктивной схемы здания, с существующей материально- технической базой строительства;
    3)
    видение проектировщиком направления развития объек- та строительства во времени и пространстве.

    10
    Рис. 3. Римский Колизей
    Все чаще возникала необходимость изображения чертежей на папирусе, т.к. заказчик хотел видеть объект еще до начала строительства. Отношения между проектировщиками и заказчи- ками усложнялись. Архитекторы по требованию заказчиков вы- нуждены были постоянно вносить изменения в проект, увеличи- вались сроки и стоимость строительства объектов.
    Следующий этап развития проектно-строительной деятель- ности связан с Византией, которая при императоре Константине превратилась в новую столицу Римской империи – Константи- нополь. В 395 г., после распада Римской империи, Константи- нополь становится столицей новой Восточно-Римской империи.
    В этот период был принят целый ряд технических и конструк- тивных решений, определивших мировую практику строитель- ства зданий и сооружений на многие последующие годы. Кир- пичная кладка стен осуществлялась при помощи известкового раствора с добавлением толченого кирпича. Кирпич имел вид пластины-плинфы размером 35×35×5 см. Основной массив сте- ны составлял раствор, из которого плинфы отсасывали влагу и корректировали направление кладки. Кладка, получившая назва- ние «византийской», положила начало декоративной обработке фасадов зданий из фигурной кирпичной кладки с чередующимися светлыми и темными полосами облицовок (рис. 4) [7].

    11
    Рис. 4. Собор Святой Софии в Константинополе
    Основные формы византийских перекрытий: полусфера, полуцилиндрический свод и полный купол. В отличие от рим- ских объектов, византийские своды не отлиты, а сооружены с помощью правильной кладки со штукатуркой или без нее, вы- полненной без вспомогательных лесов. Схемы зданий и соору- жений включали в себя переход от квадратного плана помеще- ния к круглому куполу с равномерным распределением нагруз- ки от основания купола на паруса и сокращением числа опор.
    Период XII

    XIII вв. стал переломным в европейской архи- тектуре. С развитием культурной и политической деятельности росла квалификация проектировщиков, строителей, совершен- ствовалась строительная техника. Проектно-строительная дея- тельность вышла из-под опеки монастырей. Центрами нового архитектурного направления стали сначала Франция, потом
    Германия, затем другие страны Европы. Зародился новый стиль в архитектуре – готика.

    12
    В процессе развития готики продолжилась эволюция строи- тельных методов и приемов, конструктивных схем и систем.
    Наиболее характерные черты готики: вертикальность компози- ции зданий и сооружений, стрельчатая арка, каркасная система опор и ребристый свод. Конструктивными элементами готиче- ских соборов являются арочные ребра сводов, вертикальные опоры сводов, вынесенные наружу контрфорсы и наклонные элементы в виде полуарок (рис. 5).
    Рис. 5. Собор Парижской Богоматери
    Сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что осуществлялась техническая проработка конструкций зданий в целом. Созданные в то время строительные трактаты описывали преимущества различных строительных материалов, содержали рекомендации о размерах конструкций в зависимости от дейст- вующих нагрузок. Применялись графические методы расчета для определения формы сводов, толщины опор, размеров конст- рукций. Возведению зданий предшествовал проект, состоявший из чертежей на листах пергамента, точно определявших основ- ные архитектурные и конструктивные элементы здания.

    13
    Наряду со строительством храмов, мастера каменного дела, кровельщики, столяры и другие ремесленники создавали и ря- довую городскую застройку. Строительные артели работали под руководством наиболее опытных мастеров – авторов проектов зданий. В процессе строительства объектов осуществлялся обя- зательный контроль за ходом работ. Мастера умели достраивать и перестраивать ранее заложенные здания, обладали способно- стью творчески развивать идею на основе преемственности, мо- рали и гражданской ответственности. Это придавало средневе- ковой застройке особую выразительность. Высокий профессио- нализм мастеров, получавших заказы на строительство объек- тов, позволял им создавать здания самостоятельно, без проекта, по наитию. В то же время готика усиливала значение архитекто- ра: метр-де’евр во Франции и магистр в Германии приобретали все большую власть и положение в обществе. Они присутство- вали на строящихся объектах постоянно, несли ответственность за сроки, расходы и изменения в проектах. Иногда для реализа- ции решений, принятых магистром, вводилась промежуточная должность – баумастера. В России такая должность получила название производителя работ (прораба), в обязанности которо- го входили выдача заданий рабочим, обеспечение материалами, инструментом, контроль качества работ.
    Начиная со второй половины XVII в., в проектно-строи- тельную деятельность России вовлекается большое количество профессионалов: архитекторов, мастеров строительства. Архи- тектор принимал на себя ответственность за обеспечение строи- телей чертежами, моделями, давал разъяснения в ходе реализа- ции проекта. Проектные чертежи представляли собой указания по объемной форме и размерам здания. Перед началом строи- тельства проводился тщательный выбор места застройки, учи- тывались функциональные и эстетические особенности объекта, удобство сообщения с ним, ориентация по сторонам света, пре- обладающее направление ветра, уровень паводковых вод, гра- ницы поселений и перспективы их развития [7].
    Для определения размеров построек в России была вырабо- тана система простых соотношений, основанных на русской

    14
    системе мер, связанной с размерами тела человека. Метод про- порционирования, применявшийся в деревянном зодчестве и перешедший в каменную застройку, определял способы ведения работ. Разметка плана будущей постройки производилась мер- ным шнуром на земле, затем выкладывались нижние венцы сру- ба. Правильность прямых углов квадратной клети постройки проверялась равенством диагоналей квадрата. Отношения сто- рон квадрата и его диагоналей – основа древнерусской системы пропорционирования, положившей начало управлению процес- сами строительства зданий в России. Русская система мер со- держит следующие единицы измерения: малая пядь – 19 см, ло- коть – 38 см, простая сажень – 152,7 см, косая сажень – 216 см, мерная маховая сажень – 176,4 см, великая косая сажень –
    249,5 см. В отличие от современной метрической системы, сис- тема русских мер позволяла человеку ощущать размеры объек- тов. Система пропорционирования сложилась в результате гар- монической взаимосвязи размеров зданий с архитектурной фор- мой объекта и постоянного регулирования его размеров.
    Регулярный контроль за строительством на Руси осуществ- лялся миром: крестьянами, ремесленниками, мастерами. В эпоху деревянного зодчества ансамблевой общности жилья и культур- ных построек на Руси способствовало единство строительного материала. Средняя длина и диаметр бревна задавали верти- кальный и горизонтальный ритм и модуль всем постройкам в соответствии с системой русского пропорционирования. Ис- пользование принципа геометрического подобия приводило к единству замысла, целостности каждого селения и композици- онной достаточности каждого здания, сооружения. При повто- ряемости типа дома, его элементов неизменно торжествовал принцип народного зодчества – неповторимость каждого со- оружения. Разнообразие сооружений было обусловлено конст- руктивными особенностями и возможностями дерева.
    С падением Византии в середине XV в. московское духо- венство выдвигает Русскую Церковь как оплот православного
    Востока: «Москва – третий Рим, а четвертому не быти…» Госу- дарь всея Руси Иван III приступает к обновлению Москвы и в

    15
    первую очередь – Кремля. Строится главный кафедральный храм – Успенский собор, в 1472 г. (рис. 6).
    Рис. 6. Успенский собор Московского Кремля
    Для укрепления международного престижа Москвы царь приглашает болонского архитектора Аристотеля Фиорованти, который создал собирательный образ храма, сочетавший в себе классические основы и древнерусские традиции национальной выразительности. Профессиональный опыт Фиорованти, его личные качества позволили ему создать дружную команду и эффективно управлять процессами проектирования и строитель- ства. Впервые в России были применены циркуль и линейка.
    Успенский собор отличается целым рядом архитектурных и конструктивных особенностей: в плане собор состоял из 12 рав- ных квадратов-помещений, впервые введенные ордерные фор- мы были решены в пропорциях золотого сечения, фундаменты глубокого заложения были выполнены из четырехметровых ду- бовых столбов, при строительстве собора были применены подъемные механизмы.

    16
    В конце XVII – начале XVIII в. началась новая эпоха исто- рического и культурного развития России – эпоха Петра I. Мос- ковское государство превращалось в могущественную Россий- скую империю. Развитию проектно-строительной деятельности в петровскую эпоху способствовали новые условия ее осущест- вления. Ведущее место отводилось государственному заказу, финансируемому казной. Второй группой заказчиков были дво- ряне и помещики, третьей – купцы и промышленники. Архитек- тор Доменико Трезини, приглашенный Петром I, разработал для
    Санкт-Петербурга первые проекты «образцовых домов» для лю- дей различных сословий: «для зело имянитых», «для зажиточ- ных» – мещан, для «подлых» – людей низшего сословия [7].
    Благодаря типовым жилым домам Трезини (рис. 7), в го- родскую застройку была внесена функциональность. Санкт-
    Петербург строился по плану. Задачу возведения большого ко- личества городских строений осложняла нехватка кирпича, кир- пичных заводов не было. Царю хотелось, чтобы новая столица
    России была отстроена по европейскому образцу и отличалась от «деревянных» российских городов. Заказчику в печатном ви- де выдавались «образцовые» чертежи домов, имевших рекомен- дательный характер. Дом можно было построить из любого ма- териала, однако обязательным условием было соблюдение этажности, общих размеров постройки и границ земельного уча- стка. Рисунок фасада дома необходимо было согласовать в кан- целярии городовых дел. Творчество по образцу стало законом.
    Этот период можно назвать началом стандартизации строи- тельной деятельности в России. В проектно-строительной дея- тельности появилась собственная теория со своими категория- ми: «регламент», «порядок», «жесткое регулирование». Посте- пенно были введены такие понятия, как проект, фасад, план, масштаб и др. Началось разделение процессов проектирования и строительства, что привело впоследствии к разделению ответст- венности за качество проектных работ и качество выполняемых строительных процессов.

    17
    Рис 7. Фасад жилого дома Трезини в Санкт-Петербурге
    С введением проектных чертежей в России началась цен- трализация архитектурной деятельности. Разрабатывались уни- фицированные архитектурные решения для образцовых строе- ний. Целесообразные с функциональной, эстетической и техни- ческой точек зрения проекты рассылались во все крупные горо- да страны. Петровские регламенты охватывали все стороны проектно-строительной деятельности, включая планировку го- родов и селений, их благоустройство, облик зданий, конструк- тивные решения, отделку наружных поверхностей и др. [7].
    В России к концу XVII в. возросли объемы строительства жилых зданий из кирпича. Застройка городов осуществлялась только по линии улиц, планы благоустройства включали моще- ние дорог, устройство кюветов, посадку деревьев, ночное осве- щение улиц. В 1709 г. в Санкт-Петербурге была основана Ко- миссия строений – первый государственный орган проектирова- ния и строительного контроля, объединивший все указы Петра I в единый документ – «Кодекс строительных правил».
    В 1741 г. в России появился трактат «Должность архитек- турной экспедиции», который предусматривал систему государ- ственного регулирования планировки городов, проектирования

    18
    зданий, отвода участков земли под застройку, строительства объектов. Для контроля за строительством в городе была созда- на первая государственная должность – обер-директор архитек- турной экспедиции. Без разрешения архитектора, разработавше- го проект здания или сооружения, заказчик не мог начать строи- тельство. Крупные города России были разделены на отдельные части, в каждой из которых профессионально образованный ар- хитектор-попечитель фиксировал вновь строящиеся объекты и указывал строителям на отступления от проектов.
    В 1762 г. была учреждена «Комиссия о каменном строении
    Санкт-Петербурга и Москвы», созданная для регулирования градостроительных проблем всех российских губерний. В тече- ние тридцати лет Комиссия рассмотрела более 300 проектов в различных городах России. Повсеместно был утвержден новый стиль того времени – классицизм, наиболее яркими представи- телями которого являются проект нового Московского Кремля
    (рис. 8) (архитектор В.И. Баженов) и Казанский собор в Санкт-
    Петербурге (архитектор А.Н. Воронихин).
    Рис. 8. Московский Кремль
    В 1857 г. в России появился «Строительный устав», устано- вивший технические, санитарные, противопожарные и другие

    19
    требования. В этом творческом документе для архитекторов и инженеров-строителей были сформулированы принципы рус- ской национальной системы контроля и регулирования, опреде- лены задачи управления проектированием и строительством.
    С начала XIX в. в состав образцовых проектов строений стали включать планы зданий. Массовое проектирование и строительство жилой застройки осуществлялось с использова- нием набора архитектурных элементов и типовых приемов внутренней планировки, комбинируя которые, архитектор мог решить любую задачу на высоком профессиональном уровне.
    Такой набор элементов и приемов назвали каноном, который стал основой творческого метода проектирования в конце XIX – начале XX в.
    Суть метода заключалась в адаптации проекта-образца, ко- торый перерабатывался с учетом местных условий, назначения и месторасположения здания. Архитектор на основе совокупно- сти образцов, составлявших канон, видоизменял размеры, фор- му и создавал уникальное архитектурное произведение без за- трат времени на поиск общей схемы здания и его элементов.
    Адаптация проекта являлась одним из важнейших профессио- нальных методов архитектора. В творческой доводке образца скрывался подлинный талант архитектора, способного по типо- вому образцу создать уникальный проект здания [7].
    В СССР централизация проектно-строительной деятельно- сти была основана на социалистических принципах устройства государства. Плановая экономика, государственное регулирова- ние, централизованные управление, контроль и надзор стали ос- новой дальнейшего развития в проектировании и строительстве.
    Были разработаны нормативно-технические и методические до- кументы, обобщавшие отечественный и зарубежный опыт, уста- новлены стадии проектирования: эскизный проект, рабочий проект, рабочая документация. Права и обязанности лиц, участ- вовавших в проектно-строительной деятельности, оформлялись законодательно. Основной объем проектно-сметной документа- ции разрабатывали государственные и отраслевые проектные институты. Перед строительной отраслью был выдвинут ряд

    20
    экономических и социальных требований: сокращение сроков проектирования и строительства объектов, наиболее полный учет достижений мировой и отечественной науки и техники, со- вершенствование технологических процессов строительного производства.
    В архитектурном творчестве России существовали различ- ные направления: неоклассицизмом, модернизмом, декадансом и др. Так, в Москве с 1918 по 1950 гг. жилые дома строились в классическом стиле (рис. 9).
    Рис. 9. Жилой дом на Смоленской площади в Москве
    Архитектуру жилых зданий советского периода отличали рациональное построение плана, широкое использование новых материалов и конструкций, крупномасштабная пластическая разработка фасадов, четкая функциональная взаимосвязь внут- ренних помещений, тщательно выполненные детали.
    Новое направление в архитектуре, получившее название
    «конструктивизм», характеризуется применением обнаженных железобетонных конструкций, обширных поверхностей из стек- ла. Улучшение экономического положения страны в 1930 г. совпало с началом формирования «державного» облика столич- ного города. В новом силуэте Москвы важную роль сыграли

    21
    первые высотные здания (рис. 10), которые были построены в
    1949

    1957 гг., оформили ансамбли важнейших площадей горо- да. Их островерхие завершения перекликаются с силуэтом Крем- левских башен. Формирование культа личности Сталина потре- бовало создания «сталинских» жилых зданий (рис. 11), отли- чавшихся торжественными формами. В декоративном убранстве зданий стали применять мрамор, гранит, ценные породы дерева.
    В начале 1950-х годов в Советском Союзе появилось сбор- ное домостроение из крупнопанельных конструкций с откры- тым стыком панелей на фасадах жилых зданий. Началась эпоха индустриализации строительства. Необходимость послевоенно- го восстановления народного хозяйства, прежде всего жилищ- ного фонда, привела к необходимости усовершенствования про- ектного дела, удешевления объектов строительства, сокращения сроков проектирования и строительства. Сборное индустриаль- ное домостроение было признано единственным и достаточно эффективным путем решения комплексной проблемы жилищно- го строительства СССР.
    Рис. 10. Высотное здание на Котельнической набережной в Москве

    22
    Рис. 11. Жилые дома на Кутузовском проспекте в Москве
    В середине 1950-х годов функции управления системой ар- хитектурного проектирования были окончательно закреплены за
    Госстроем СССР. Планы и цели строительства стали ведущими по отношению к архитектурному проектированию, которому была оставлена роль обеспечения проектной документацией.
    Госстрой разрабатывал и утверждал общесоюзные нормы и тех- нические условия проектирования, нормы продолжительности строительства, сметные нормы, расценки, трудоемкость СМР, нормы выработки и т.д. Стало очевидно, что от качества про- ектных решений зависят темпы технического прогресса и эф- фективность строительного производства. Были определены ос- новные цели проектирования: своевременное обеспечение строительства качественной проектно-сметной документацией, повышение производительности труда при выполнении СМР, снижение материалоемкости конструктивных элементов жилых зданий, увеличение срока службы, надежности и долговечности зданий, защита окружающей среды.

    23
    Система проектно-строительной деятельности включала следующие элементы: архитектура – конструкции – технология производства – строительство. Каждый элемент такой системы может быть достаточно эффективным только во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. Вместе с тем, проектно- строительная практика зачастую выделяет лишь отдельные ас- пекты, на которых сосредоточивает основные усилия и средства.
    В результате в системе накапливаются противоречия, диспро- порции, вырастают другие проблемы, решение которых все дальше отодвигаются во времени.
    В этот период развития жилищного строительства осущест- вляется поиск конструктивных схем зданий, композиционных решений, современных строительных материалов и конструк- ций. Существовавшая форма производства на домостроитель- ных комбинатах требовала серьезной переналадки всего техно- логического процесса производства, перехода на новые прогрес- сивные серии. Такие переходы были затруднены, многодельны и нерентабельны. Для разрешения противоречия между требо- ваниями художественного разнообразия жилых зданий, в том числе объемно-планировочной композиции, и эффективным ис- пользованием существующих технологических линий домо- строительных комбинатов необходимо было сократить число типоразмеров. Серьезным шагом в решении этих проблем было создание системы модульной координации объемно-планиро- вочных и конструктивных параметров и размеров жилых зда- ний. Унификация размеров и параметров стала методологиче- ской основой для разработки каталогов индустриальных изде- лий, применяемых в жилых зданиях. Был создан строгий мо- дульный сортамент сочетаемых и взаимозаменяемых заводских изделий, на базе которых можно осуществить разнообразные объемно-планировочные и конструктивные решения жилых зданий (рис. 12–14).

    24
    Рис. 12. 10–12-этажные многоквартирные дома ЦНИИЭП жилища
    Рис. 13. 2–12-этажные жилые дома ЦНИИЭП жилища

    25
    Рис. 14. Рядовая жилая застройка в новых городах ЦНИИЭП жилища
    Модульная координация и основанная на ее базе номенкла- тура унифицированных модульных изделий стала условием ва- риантного проектирования секций зданий и возведения из них объектов жилищного строительства. Была создана единая сис- тема на базе модульных требований по увязке и сопряжению отдельных конструктивных элементов зданий, вошедших в ка- талоги типовых элементов.
    Типизация жилых зданий, унификация их конструкций, оп- тимизация проектных решений создали предпосылки для созда- ния единой системы архитектурного и организационно-техно- логического проектирования и строительства жилых зданий.
    Такая система должна учитывать также конструктивные, при- родно-климатические, технико-экономические и другие условия

    26
    строительства жилых зданий. Основной целью оптимизации проектных решений становится выбор вариантов объемно- планировочной и конструктивной схем зданий, максимально от- вечающих требованиям потребителей и заданным условиям строительства.
    В целях повышения функциональных качеств планировоч- ных решений, выбора модульных пропорций и размеров поме- щений необходимо осуществлять выпуск схем, моделей и нор- малей основных планировочных элементов жилых зданий. Сор- тамент, номенклатуру строительных деталей и элементов жилых зданий необходимо разрабатывать с учетом современного со- стояния производственных предприятий промышленности строительных материалов. На таких предприятиях необходимо иметь возможность применения гибкой технологии изготовле- ния типовых элементов и конструкций. Изделия и конструкции, соответствующие заданным параметрам качества, можно ис- пользовать в различных по типу и объемно-планировочным ре- шениям жилых зданиях. Отдельные сборные железобетонные типовые элементы можно использовать в зданиях различных конструктивных схем: сборно-монолитных, кирпичных, панель- ных и других. На рис. 15 показаны типовые представители ин- дустриальных изделий заводского изготовления.
    Новая система пропорционирования образует такую мето- дику проектирования, в которой объектами типизации становят- ся не дома, а индустриальные изделия и конструкции, из кото- рых монтируются и формируются различные по своей объемно- планировочной и конструктивной системе проектируемые жи- лые объекты. Продолжением оптимизации проектирования жи- лых зданий может быть блок-секционный метод компоновки зданий, основанный на применении в жилой застройке простых геометрических объемов в сочетании со сложными объемно- пространственными структурами.

    27
    Рис. 15. Крупноразмерные сборные элементы жилых зданий: а – стеновые панели; б – плиты перекрытий; в – кровельные плиты; г – объемные блоки
    Пример такого решения – криволинейное жилое здание из панельных блок-секций, соединенных гибкими шарнирными кирпичными вставками в замкнутые внутриквартальные про- странства. Блок-секции позволяют вписывать сооружения в ес- тественную природную среду с учетом климатических особен- ностей, условий строительства, оптимальной ориентации.
    В то же время при жесткой номенклатуре изделий, выпус- каемых домостроительными комбинатами, блок-секционный и блок-квартирный методы не могут дать разнообразного архи- тектурного эффекта жилой застройки. Необходимы гибкие тех- б) в) г) а)

    28
    нологии домостроительных комбинатов, рассчитанные на вы- пуск продукции с изменяемой номенклатурой изделий. Такой принцип был положен в основу гибкой системы панельного до- мостроения (ГСПД) (рис. 16).
    Рис. 16. Микрорайон из панельных пятиэтажных жилых домов
    Изменяемыми параметрами системы ГСПД могут быть сле- дующие:

    высота этажа (2,6; 3,5; 4,2 м);

    шаг поперечных несущих стен (3,0; 3,6; 4,5; 6,0);

    решения по устройству стыков, узлов, соединений;

    стандартные сложные объемные элементы: санитарно- технические кабины, вентиляционные блоки, объемные элементы шахт лифтов и т.д.
    Модуль кратности изменений типоразмеров регламентиру- ется и составляет 30 см.
    На основе системного подхода к проектированию ЦНИИЭП жилища разработал «Рекомендации по совершенствованию ти-

    29
    пового проектирования жилища». Речь шла о создании опти- мальных архитектурно-конструктивно-технологических систем
    (АКТС), на основе которых предполагалось получение стандар- та архитектурного объекта любого назначения.
    Общегосударственный стандарт снимал практически все вопросы по предпроектной подготовке объектов строительства.
    Проектные институты почти механически применяли (привязы- вали) типовые проекты, в том числе жилых зданий, без каких- либо изменений. Зодчие были вынуждены подстраиваться к требованиям различных экспертиз областных и местных управ- лений архитектуры, формально выполнявших функции контро- ля как единственной формы управления архитектурным проек- том того времени [7].
    Резкие изменения в социально-экономической сфере конца
    XX – начала XXI в., в том числе прогресс в смежных областях науки и техники, в сфере строительных технологий и оборудо- вания, автоматизации производства потребовали реорганизации управления процессами проектирования и строительства. Разра- ботка проектов строительства объектов жилья обязывает спе- циалистов иметь широкий кругозор. Специалист, разрабаты- вающий проект, должен обладать градостроительной культурой, способностью обобщать предыдущий опыт и направлять его в будущее, т.к. жилыми объектами будут пользоваться следую- щие поколения, возможно, с иными представлениями и требо- ваниями к жилью.
    Одновременно с развитием процесса проектирования раз- виваются строительные технологии, в том числе новое панель- ное, монолитное, сборно-монолитное, объемно-блочное домо- строение.
    1.2. Особенности современных систем домостроения
    1.2.1. Системы сборно-монолитного и монолитного
    домостроения
    Системы сборно-монолитного и монолитного домостроения базируются на использовании унифицированной переставной

    30
    крупнощитовой опалубки для бетонирования наружных и внут- ренних стен и перекрытий в современных зданиях (рис. 17).
    Рис. 17. Многоэтажный монолитный дом в Сочи
    Перекрытия и наружные стены могут быть сборными, из типовых индустриальных изделий, наружные стены – из мелко- штучных блоков: кирпича, блоков из ячеистого бетона и др. По контуру жилого дома может быть выполнена система вентили- руемого фасада. В работе с монолитными и сборно-монолитны- ми системами появляются новые возможности управления каче- ством и технико-экономическими показателями объектов строи- тельства. Прежде всего, это возможность собирать опалубку в объемные элементы частей зданий, что приведет к уменьшению количества узлов, стыков и сокращению продолжительности строительства объектов. Опалубка может применяться для уст- ройства элементов лестничных клеток, тюбингов лифтовых шахт, вентблоков и т.д.
    Монолитная и сборно-монолитная системы предусматри- вают стандартные конструктивные решения узлов, сопряжений, упрощают процесс проектирования и обеспечивают необходи- мые прочностные характеристики. Системы позволяют возво-

    31
    дить здания любых объемно-планировочных решений, конфигу- рации, варьировать фасады и различные типы отделки. Один из методов повышения качества жилой застройки связан с приме- нением в зданиях вентилируемых фасадных систем или фасадов из лицевого кирпича.
    Системы в полной мере отвечают современным социаль- ным, функциональным и художественным требованиям за счет формообразующих возможностей (свободы планировочных ре- шений, высоты помещений квартир) и делают монолитное и сборно-монолитное домостроение предпочтительным для воз- ведения современных жилых зданий и комплексов жилой за- стройки.
    1.2.2. Система объемно-блочного домостроения
    В объемно-блочном домостроении большая часть работ вы- полняется в заводских условиях, что значительно снижает рас- ход материалов, стоимость объектов жилья, трудозатраты, со- кращает сроки строительства и обеспечивает рост производи- тельности труда. Характерной чертой жилых домов из объем- ных блоков являются неограниченные возможности объемно- планировочных решений зданий и помещений, введение в ячеи- стую структуру зданий общественных помещений, детских до- школьных учреждений, объектов торговли, общественного пи- тания и т.д. Так, например, автор проекта жилого комплекса
    «Хабитат» (рис. 18) отказался от ритмичного расположения блоков в структуре прямолинейного объема и создал архитек- турную композицию, современную с точки зрения художест- венного решения и удовлетворения социальных и функциональ- ных потребностей жителей дома. Из одинаковых блоков было создано сооружение разнообразного пропорционального строя, что обеспечило органическое сочетание творческой свободы ар- хитектора и индустриализации массового строительства. В на- стоящее время в мировой практике существует несколько на- правлений объемно-блочного домостроения: «лежащий стакан»,
    «колпак», «труба» и доборные изделия.

    32
    Рис. 18. Жилой комплекс «Хабитат» в Монреале
    (архитектор М. Сафди)
    1.2.3. Особенности развития проектно-строительной
    деятельности
    в жилищной сфере
    Наряду с явными достижениями в проектно-строительной деятельности конца XX – начала XXI в., перед строительной от- раслью России имеется ряд проблем. В первую очередь это ка- сается вопросов организации, планирования и управления про- цессами проектирования и строительства. С развитием пред- принимательства в России появились новые научные, научно- исследовательские, проектные и производственные фирмы, творческие мастерские и коллективы предприятий различных форм собственности. Проектные решения жилых зданий, при- меняемые в угоду новым заказчикам, не всегда соответствуют наиболее прогрессивным направлениям мировой строительной практики по качеству жилья, экологической безопасности объ- ектов, соблюдению действующих норм и правил. Очевидна не- обходимость применения новых наиболее эффективных методов управления и способов организации работ. Прежде всего это ка- сается проектирования и строительства многоэтажных жилых

    33
    зданий, которые сегодня значительно изменили городскую ар- хитектуру. Во всех регионах страны на смену серийным типо- вым домам приходит индивидуальное и экспериментальное строительство, например, «Отрадное» в Москве, «Морской фа- сад» и «Морской каскад» в Санкт-Петербурге (рис. 19), «Ключ-
    Камышенское» в Новосибирске и др.
    Рис. 19. Жилой комплекс «Морской фасад» в Санкт-Петербурге
    В городах развивается как строительство многоэтажных жилых домов с озелененными и благоустроенными дворовыми пространствами, так и малоэтажная застройка отдаленных рай- онов и пригородных зон. Например, «Купчино» в Санкт-Петер- бурге, «Золотые ключи» в Москве (рис. 20), ВАСХНИЛ в Ново- сибирске и др.
    Очевидно, что на положение дел в сфере управления жи- лищным строительством современной России в значительной степени влияет опыт зарубежных стран. Архитекторы, проекти- ровщики и строители зарубежья добились значительной незави- симости, повышения своей роли и ответственности при созда- нии современных жилых зданий, а также в решении вопросов контроля за строительством.

    34
    Рис. 20. Жилой комплекс «Золотые ключи» в Москве
    Появились крупные проектно-строительные объединения, фирмы, имеющие в своем составе архитекторов, проектировщи- ков, строительно-монтажные подразделения и даже проектные институты. В таких организациях выполняются функции строи- тельного контроля и надзора в ходе выполнения СМР, налажена координация деятельности всех участников строительства. Из- менилось отношение проектировщиков к новым строительным материалам, конструкциям, прежде всего к монолитному, сбор- ному железобетону.
    Известный в мире швейцарский архитектор Ле Корбюзье еще в 1923 г. в своей книге «Об архитектуре» выделил некото- рые теоретические положения, определяющие структуру совре- менного жилого объекта:

    свободные планировочные решения (членения этажа пе- регородками независимо от несущих конструкций и кар- каса здания);

    простота и геометричность форм здания;

    плоская кровля здания;

    горизонтальные окна (равномерность освещения поме- щений при ленточном остеклении);

    35

    свободный фасад (фасадная плоскость не зависит от пе- рекрытий и перегородок);

    преобладание горизонтальных членений пространства объекта;

    широкое применение стандартных строительных эле- ментов.
    Книги Ле Корбюзье «Мод 1» (1948 г.) и «Мод 2» (1955 г.) посвящены проблеме пропорционирования, опыту создания со- размерной человеку системы мер и ее применения в проектиро- вании жилья. Книги стали итогом поисков и стремлений овла- деть методами управления формами, материалами, найти опти- мальные способы их применения, разработать наиболее эконо- мичные, поддающиеся стандартизации и индустриальному изго- товлению конструкции [20].
    Ле Корбюзье обнаружил непосредственную связь сооруже- ния жилья у народов Востока, Индии, Китая, Японии с законо- мерностями построения человеческого тела (размеров головы, стопы, локтя). Приняв за истину положение о том, что единст- венно правильной мерой всех масштабов является человек, Ле
    Корбюзье разработал систему пропорций, подчиненную «золо- тому сечению», и применил ее в архитектуре. Основой универ- сального стиля и главным фактором, обеспечивающим восста- новление национальной строительной культуры, Ле Корбюзье считал такие материалы, как сталь, бетон, стекло
    1.3. Выводы к главе 1
    1.
    С развитием рыночных отношений в экономике стра- ны, появлением новых проектных решений в строительстве сле- дует продолжить работу по совершенствованию системы правил и рекомендаций в области проектирования и строительства, включая новые объемно-планировочные и конструктивные ре- шения, оборудование, а также методы производства работ, обеспечивающие качество и безопасность строительства жилых объектов.
    2.
    В ходе строительства жилых объектов следует усилить роль государственного контроля и надзора за соблюдением тре- бований законов, правил и рекомендаций с выработкой мер за

    36
    их несоблюдение, включая крупные денежные штрафы, лише- ние свидетельств и допусков на производство работ и др.
    3.
    Выполнение работ по проектированию и строительству жилых зданий следует осуществлять силами специализирован- ных организаций, имеющих право, соответствующую квалифи- кацию и опыт. Выбор таких организаций осуществляется на ос- нове системы конкурсных требований к организациям и жилому объекту. Регулировать конкурсные требования должен специ- альный уполномоченный орган.
    4.
    Для определения размеров и масштабов проектируе- мых жилых зданий и помещений следует применять метод про- порционирования, в котором выработана система мер и соотно- шений, тесно связанная с размерами тела человека.
    5.
    Одним из решающих факторов развития проектно- строительной деятельности в настоящее время могут стать но- вые условия осуществления строительства и реконструкции жи- лого фонда, при котором ведущее место должен занимать госу- дарственный заказ, исходящий от Правительства РФ, регио- нальных, местных органов власти и финансируемый из бюдже- тов разных уровней.
    6.
    Массовое проектирование объектов нового строитель- ства, а также реконструкции, модернизации и капитального ре- монта существующей жилой застройки должно осуществляться на основе принципов и подходов комплексности проектирова- ния. Комплексное проектирование должно представлять систе- му, включающую в себя инвестиционно-строительное, архитек- турно-строительное и организационно-технологическое проек- тирование. Комбинируя методы, приемы и сочетания элементов системы, проектировщики могут решить любую задачу на высо- ком профессиональном уровне.
    7.
    Проекты современных жилых объектов должны отли- чаться рациональностью конструктивных систем и разнообрази- ем объемно-планировочных решений, широким использованием новых материалов, конструкций, которые могли бы стать при- мером для подражания на долгие годы. Разработчики проектной документации жилых зданий должны обладать градостроитель-

    37
    ной культурой, способностью обобщать предыдущий опыт и направлять его в будущее, т.к. жилыми объектами будут поль- зоваться следующие поколения, возможно, с иными представ- лениями и требованиями к жилью.
    8.
    Следует предусмотреть дальнейшее развитие системы модульной координации объемно-планировочных и конструк- тивных параметров и размеров жилых зданий. Унификация ти- поразмеров и параметров станет методологической основой для разработки каталогов индустриальных изделий, применяемых в жилых зданиях. Необходимо создать строгий модульный сорта- мент сочетаемых и взаимозаменяемых заводских изделий с уче- том эффективного использования технологических линий домо- строительных комбинатов.
    9.
    Сортамент, номенклатура строительных деталей и эле- ментов жилых зданий должны быть разработаны с учетом при- менения гибкой технологии изготовления типовых элементов и конструкций, изделий, соответствующих заданным параметрам качества, которые необходимо использовать в различных по ти- пу и объемно-планировочным решениям жилых зданиях. При этом следует учитывать опыт и системный подход ЦНИИЭП жилища в проектировании типового жилища, при котором предполагалось получить стандарт архитектурного объекта лю- бого жилого здания на основе оптимальных архитектурно- конструктивно-технологических систем (АКТС).
    10. Монолитное и сборно-монолитное домостроение для возведения современных жилых зданий и комплексов в настоя- щее время является наиболее предпочтительным, т.к. в полной мере отвечает современным социальным, функциональным и художественным требованиям за счет формообразующих воз- можностей. Появляются новые возможности управления качест- вом и технико-экономическими показателями объектов строи- тельства. Прежде всего это возможность собирать опалубку в объемные элементы частей зданий в целях уменьшения количе- ства узлов, стыков и сокращения продолжительности строитель- ства объектов. Также может применяться опалубка для устрой- ства элементов лестничных клеток, тюбингов лифтовых шахт,

    38
    вентблоков и т.д. Монолитная и сборно-монолитная системы предусматривают стандартные конструктивные решения узлов, сопряжений, упрощают процесс проектирования и обеспечива- ют необходимые прочностные характеристики. Система позво- ляет возводить здания любой конфигурации и любых объемно- планировочных решений, варьировать фасады и различные ти- пы отделки.
    11. Наряду с многоэтажными жилыми зданиями все боль- шое развитие получает малоэтажная застройка городов и селе- ний как более комфортабельная, экологичная, социально вос- требованная.
    1.4. Контрольные вопросы к главе 1
    1.
    Какие вопросы решаются в ходе подготовки и организации строительства жилых объектов?
    2.
    Назовите основные принципы проектно-строительной дея- тельности.
    3.
    Какие требования предъявляются к проектной документа- ции для строительства жилых объектов?
    4.
    Какое должностное лицо отвечает за общее качество про- ектной документации на строящейся объект?
    5.
    Какой субъект управления строительством выполняет ос- новной объем работ по организационной подготовке?
    6.
    Кто должен осуществлять контроль в ходе строительства жилых объектов?
    7.
    Назовите основные проблемы организации и управления в ходе подготовки и реализации проектов строительства жи- лых объектов.
    8.
    Каковы особенности проектно-строительной деятельности в условиях современного научно-технического прогресса?
    9.
    Что общего в методах и способах управления проектно- строительной деятельностью в различных цивилизациях?
    10.
    Назовите основных заказчиков объектов жилищного строи- тельства в процессе развития проектно-строительной дея- тельности.

    39 11.
    Назовите основные приемы организации проектирования и строительства жилых объектов в России в период XVIII –
    XIX вв.
    12.
    Дайте краткую характеристику документов, являющихся первыми попытками обобщения опыта управления проект- но-строительной деятельностью.
    13.
    Какое влияние оказывают новые строительные материалы и типология жилых зданий при регулировании вопросов ка- чества и сроков их возведения?
    14.
    Назовите основные приемы и методы управления проектно- строительной деятельностью в период типизации проекти- рования и индустриализации строительства объектов жи- лья.
    15.
    Считаете ли вы возможным применение системы масштаб- ного пропорционирования Ле Корбюзье при проектирова- нии современных жилых объектов?
    16.
    Назовите основные достоинства и недостатки многоэтаж- ной и малоэтажной жилой застройки.
    17.
    Перечислите характерные черты жилых зданий из объем- ных блоков.
    18.
    Какое влияние оказывает практика применения стандарт- ных типовых конструктивных решений узлов и деталей жи- лых зданий?
    19.
    Назовите основные достоинства современного монолитного и сборно-монолитного жилищного домостроения.

    40
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта