Главная страница

Ювелирное искусство. Справочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery


Скачать 16.31 Mb.
НазваниеСправочник по ювелирным украшениям Оригинальное издание Understandingjewellery
АнкорЮвелирное искусство.pdf
Дата08.05.2017
Размер16.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЮвелирное искусство.pdf
ТипСправочник
#7313
КатегорияГеология
страница1 из 16
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Дэвид Беннетт и Даниела Маскетти Ювелирное
АРТ-РОДНИК ИСКУССТВО Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям
Оригинальное издание «Understandingjewellery»
(David Bennett & Daniela Mascetti)
© 1989, 2003 David Bennett and Daniela Mascetti Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена, заложена в активированную базу данных или продублирована для пересылки без получения предварительного письменного разрешения от издателя. Перевод с английского И.Д. Голыбиной Главный редактор издательства Т.И. Хлебнова Редактор Л.В. Семенова Художественный редактор Н.Г. Дреничева Компьютерная верстка В.П. Ермаковой Корректоры ЛИ. Гордеева, И.А. Сергиенко Подписано в печать 30. 08.2005 Формат 234 х 279 мм Бумага мелованная глянцевая Гарнитуры Cals, NewBaskervilleC-Roman Печать офсетная. Тираж 3000 экз.
© Издательство АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2005 125319 Москва, ул. Красноармейская, 25
Т./факс: (095)151-2931; 151-2956; 151-4521 125319 Москва, а / я 42 info@artrodnik.ru www.artrodnik.ru Фронтиспис Впечатляющее бриллиантовое ожерелье. Ван Клиф и Арпельс». 1949. См. ил. 661 Отпечатано в Испании
ISBN 5-9561-0153-9
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 7 Благодарности 8 Драгоценные камни и самоцветы 9 Приложение А Преломление света и рефрактометр 46 Приложение В Шкала твердости Мооса 47 Приложение С Стразы и композитные камни 48 Приложение D Обработка камней и изменение их цвета 48 Глава первая конец XVIII века - 1820 год 50 Глава вторая с 1820 по 1840 год 74 Глава третья с 1840 по I860 год 98 Глава четвертая с 1860 по 1880 год 134 Глава пятая с 1880 по 1900 год 194 Глава шестая с 1900 по 1920 год 262 Глава седьмая с 1920 по 1940 год 288 Глава восьмая е и послевоенные годы 356 Глава девятая с 1960 по 1980 год 402 Глава десятая с 1980 по 2000 год 446 Библиография 488 Алфавитный указатель 490
ПРЕДИСЛОВИЕ ачиная писать книгу на любую тему, полезно представлять себе конкретного читателя. В последнее время вышло немало книг, посвященных ювелирному делу большинство из них охватывало его в целом, некоторые были посвящены отдельным аспектам, мастерам или отраслям. Памятуя об этом, мы решили создать иллюстрированный справочник, предназначенный для читателя, решившего заняться торговлей ювелирными изделиями, или для начинающего коллекционера, стремящегося получить базовые знания о предмете. Нам, как людям, страстно увлеченным ювелирным искусством, посчастливилось работать экспертами аукциона «Сотби», где через наши руки постоянно проходит огромное количество редчайших ювелирных изделий. Это не только широко известная коллекция герцогини Виндзорской и легендарные камни, например бриллиант
Ашока, но и старинные броши или скромные трилистники, проливающие новый свет на жизнь наших предков. Драгоценные камни требуют особого внимания. Современные средства позволяют выращивать искусственные камни такого качества, что даже опытный специалист не сразу отличит их от природных. Мы постарались рассказать о базовых методах различения камней, которыми может воспользоваться любитель, располагающий ограниченным набором инструментов. Тем не менее, если речь идет о приобретении дорогостоящих изделий, необходимо обращаться к квалифицированному эксперту. Мы хотели, чтобы каждый, кто прочтет книгу, получил представление об огромном количестве тонкостей, имеющихся в этой области. Нам не удалось избежать и собственных оценок, которые иногда встречаются в тексте. Мы не приносим своих извинений за это, поскольку мнение эксперта всегда отчасти личное. Введение к изданию года Несмотря на то, что эта книга была написана четырнадцать лет назад, при ее переиздании мы обращали внимание не на содержание, а на способ его изложения. Поскольку это издание выходит уже в новом тысячелетии, у нас появилась возможность завершить обзор ювелирного искусства в XX веке, а также пересмотреть формат книги, добавить новые иллюстрации и исправить ошибки, ставшие очевидными стечением времени.
БЛАГОДАРНОСТИ ы благодарим д-ра ХА. Ханни из Геммологического института (SSEF) в Базеле (Швейцария) за любезное разрешение использовать его исключительные фотографии включений в драгоценных камнях, а также м-ра А.П.С. Ламонта из компании Де Бирс» за разрешение воспроизвести фотографии огранки бриллиантов (фото 1-6). За редким исключением, все украшения, представленные в этой книге, выставлялись на аукцион «Сотби», и их фотографии выполнены нашим художественным отделом. Поэтому мы благодарим Эдди Эдвардса, Майкла Олфорда, Джона Куинна и их коллег, бывших и настоящих, за их вклад в эту книгу. Мы также выражаем признательность всем, кто предоставил свои украшения для изучения и фотосъемки, а также всем нашим коллегам из ювелирного департамента аукциона «Сотби», сотрудничавшим снами в процессе написания книги.
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И САМОЦВЕТЫ ВВЕДЕНИЕ НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ сожалению, чтобы по-настоящему разбираться в драгоценных и поделочных камнях, необходимо иметь доступ к большому количеству образцов и располагать полным спектром сложных инструментов. Исходя из предположения, что у рядового читателя нет таких возможностей, мы опишем инструменты, которые может позволить себе человек со скромным бюджетом. Карманная лупа Одной карманной лупы с десятикратным увеличением может быть достаточно для первичного осмотра камня. С ее помощью можно заметить наличие трещин в бриллиантах или инородных включений в других камнях. Кроме того, можно обзавестись лупой ахроматической (устраняющей искажения цвета) или апланатической (устраняющей линейные искажения. Все они доступны по цене. Микроскоп Микроскоп необходим для более пристального осмотра, хотя увеличение выше кратного используется редко. Для этих целей вполне подойдет обыкновенный школьный микроскоп, можно купить за скромную сумму даже подержанный. Будет отлично, если к нему удастся подобрать отдельный источник освещения, с непосредственной фокусировкой или передачей по оптическому волокну. Рефрактометр Конструкция и способ применения этого прибора изложены в Приложении А, там же вы найдете краткое объяснение явления преломления света. У каждого драгоценного материала есть собственный индекс рефракции (RI). Он может выражаться одним числом или порядком чисел, которые можно определить с помощью этого прибора, если немного потренироваться. Казалось бы, так можно разрешить все проблемы с идентификацией драгоценных камней, но, к сожалению, все значительно сложнее. Синтетический сапфир покажет те же цифры, что и натуральный, камни в оправах идентифицировать сложнее, а неограненные - почти невозможно. Если еще вспомнить, что многие материалы показывают крайне близкие значения, становится ясно, что этот инструмент никак не может быть признан основным. Однако сего помощью можно определиться с направлением исследования синий камень с коэффициентом рефракции 1,72 не может быть сапфиром, скорее всего, это шпинель, натуральный или искусственный. Цветной фильтр Этот небольшой инструмент, по размерам чуть превосходящий карманную лупу, заслуживает упоминания по меньшей мере из-за своей низкой стоимости. При этом он может быть очень полезен для первичного осмотра и идентификации изумрудов, стразов, гранатов и искусственных синих шпинелей.
Прочие инструменты Прочие инструменты можно выбирать, исходя из их стоимости. Спектроскоп, например, - полезный инструмент для диагностики, однако он сложен в использовании, особенно когда дело касается камней с линиями поглощения на краях видимого спектра. С помощью полярископа можно отличить камни с кубической кристаллической решеткой от камней с прочими видами решеток (например, рубин от граната и красного шпинеля). Дихроскоп полезен для обследования драгоценных камней с двойным лучепреломлением (см. Приложение А, к которым сложно применить спектроскоп, но он годится только для камней без оправы. КАМНИ Бриллиант О происхождении и истории этого камня было написано так много, что нам остается только адресовать читателя к библиографии. Мы особенно рекомендуем великолепную книгу Эрика Бертона с простым названием Бриллианты а толику экзотики читатель найдет в подробном исследовании Иэна Бальфура Знаменитые бриллианты. Прежде чем описать базовые способы различения бриллиантов, полезно будет перечислить критерии их оценки. В отличие от прочих камней, большинство бриллиантов ценится за отсутствие цвета (цветные бриллианты мы рассмотрим отдельно. Однако лишь некоторые из них действительно полностью бесцветны, остальные обладают легким желтоватым или коричневым оттенком. Бесцветные бриллианты называются белыми, но и для белого существует градация. Цвет (или его отсутствие) у бриллиантов оценивается обычно в сравнении с набором камней-образцов. Наиболее уважаемая организация, проводящая подобные оценки, это Американский геммоло­
гический институт (GIA); градация в алфавитном порядке, предложенная им, получила распространение по всему миру оценка «D» присваивается лучшим белым или бесцветным камням, далее идут остальные буквы вплоть до «Z», после которой камни обладают уже достаточно выраженным желтым оттенком и расцениваются как цветные. К категориям «D», Е и «F» относятся бесцветные или белые бриллианты, и разницу между ними практически невозможно заметить невооруженным глазом, даже при ближайшем рассмотрении. Однако, несмотря на то, что зрительно они почти неразличимы, эти камни сильно отличаются по цене. Например, камень бриллиантовой огранки с цветом категории «D» весом 5 карат без внутренних трещин стоит пять тысяч долларов за карат (доллар - интернациональная валюта, в которой оцениваются бриллианты камень категории Е того же веса и чистоты будет стоить приблизительно 70% этой цены за карат категории «F» - 50%; и категории «L» - только 17%. Безусловно, покупатели стремятся приобретать лучшие камни, пусть и за большие деньги. Отсутствие дефектов устанавливается в процессе исследования камня при десятикратном увеличении (х 10). Камень, в котором при таком увеличении трещин не обнаружено, считается внутренне целостным (IF). Наличие мельчайшей трещины означает снижение категории до W S , степень 1 или 2. Если трещина чуть больше, камень относят к категории VS, степень 1 или 2. Следующая категория - SI, когда трещина видна невооруженным глазом, хотя и крайне мала. Далее камни признаются дефектными (I). В этом случае трещины выражены настолько, что влияют на блеск камня. Повреждение поверхности, даже небольшое, также означает, что камень не попадает в категорию IF, хотя в сертификате может быть указано, что он является «потен-
10
Фото. Алмаз, огранка бриллиант. Фото. Алмаз, огранка груша, или «панделок». циально целостным, если его повторно отшлифовать, хотя при этом произойдет небольшая потеря веса. Как ив случае с цветом, наличие дефектов сильно влияет на стоимость камня вспомним тот же пример с камнем бриллиантовой огранки весом 5 карат и цветом категории «D» - при отсутствии трещин он будет стоить пять тысяч долларов за карат, при наличии трещин категории W S I это будет уже 70% цены за карата при наличии трещин категории SI - 32%. Огранка также является важным фактором оценки бриллиантов (см. фото 1-6): камень классической объемной бриллиантовой огранки XIX века может стоить на 25% меньше, чем современный камень в хорошей обработке. Огонь камня лучше всего виден, если при бриллиантовой огранке достигается полное внутреннее отражение, при котором нижние грани камня действуют как зеркала, отражая свет, проникаю-
1цп й в камень, друг на друга и выбрасывая его назад, уже разбитым на все цвета радуги. Вначале века ювелиры начали понимать, что этот эффект достигается только при строгом соблюдении пропорций бриллиантовой огранки и при определенных углах между гранями. К сожалению, при этом теряется значительная часть веса нео- граненного алмаза, и поскольку многие старинные камни подвергались повторной огранке, они потеряли часть своей стоимости. В последние годы, однако, вновь возрос интерес к камням старинной огранки валиком, которые знатоки ценят за их неповторимость и красоту, а также за редкость. Сложнее оценивать камни фантазийных огранок, например изумрудной, огранки груша (архаичное название - «панделок») или маркиза. В этом случае при одинаковом весе пропорции камней могут сильно варьироваться, кроме того, на цену влияет качество обработки. Дороже всего стоят камни, огранка которых признана наиболее подходящей или образцовой. Фантазийные
11 Фото 2. Алмаз, огранка изумруд, или прямоугольная. Фото 3. Алмаз, огранка маркиза. Фото 5. Алмаз, огранка сердце. Фото 6. Алмаз, огранка овал.
огранки подвержены влиянию моды. Для камней весом больше 20 карат огранка изумруд, маркиза или груша предпочтительнее классической бриллиантовой если придать бриллиантовую огранку камню в 40 карат, его будет практически невозможно вставить в кольцо, а вот если выбрать форму изумруд, оно получится просто роскошным. Для камней меньше 10 карат бриллиантовая огранка подходит больше, чем фантазийная. И наконец, необходимо учитывать вес камня бриллиант весом 0,99 карата будет стоить гораздо меньше, чем бриллиант весом 1,10 карата камень весом ровно в 1 карат продать гораздо труднее, поскольку даже небольшая шлифовка граней с целью устранения потертостей, возникающих в процессе носки, приведет к тому, что вес камня станет меньше 1 карата. Цена за карату камня в 2 карата будет выше, чему камня в 1 карат при одинаковом цвете и чистоте, тоже самое для камня в 3 карата итак далее. Привесе свыше 10 карат редкость такого камня значительно поднимет его цену. Поэтому при оценке бриллиантов приходится балансировать между четырьмя основными категориями цветом, чистотой, огранкой и весом. В природе встречаются бриллианты самых разных цветов (см. фото 7 и 8). Чаще всего, это оттенки желтого и коричневого. Классификация включает и бесцветные и почти бесцветные камни. В зависимости от степени выраженности цвета камни могут быть с едва заметной окраской, сочень легкой окраской, с легкой окраской или цветными, по градации Американского геммологического института (GIA). Наименее ценными считаются цветные бриллианты коричневой окраски, которую иначе называют коньяк или корица, хотя в их стоимость вносит коррективы мода - ведь выглядят они очень привлекательно. За ними следуют цветные желтые бриллианты, цвета канарейка, наиболее популярны камни цвета желтых нарциссов. Голубые и розовые бриллианты встречаются крайне редко, поэтому даже при слабовыраженном цвете стоят очень дорого. В идеале, голубые бриллианты должны быть полностью лишены серого оттенка, а розовые - коричневого. До последнего времени в Австралии из алмазной жилы Аргайл в небольших количествах добывали прекрасные камни глубокого, розового, а иногда даже пурпурного цвета несмотря на то, что вес их редко превышал 1 карат, за них предлагали огромную цену Самыми редкими являются зеленые и красные бриллианты. Счастливый обладатель подобного камня может запрашивать за него практически любую цену появление их на рынке производит настоящую сенсацию. За последнее время самая высокая цена на аукционе была заплачена за красный бриллиант весом 0,95 карата - $880.000
($926.315 за карат, что враз больше, чем цена лучшего бесцветного бриллианта того же размера. Некоторые коллекционеры собирают исключительно цветные бриллианты и обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы приобретать эти редчайшие образцы сокровищ Земли. Вначале века было сделано открытие алмазы, обожженные в течение определенного времени с солями радия, приобретают зеленый оттенок. К сожалению, после такой процедуры камни долго оставались радиоактивными ходили страшные слухи о том, как умирали от рака кожи их незадачливые обладатели. Со временем этот процесс был усовершенствован, и теперь алмазы обрабатывают в ядерных реакторах, придавая им разные оттенки, но без остаточной радиации. Чтобы установить, был ли бриллиант окрашен искусственно, требуется сложное исследование, которое можно провести только в лаборатории. Поэтому ни один цветной бриллиант не выставляется на продажу без сертификата авторитетной геммологической лаборатории, подтверждающего природный характер окраски.
12
Фото 8. В середине х годов возрос спрос на цветные бриллианты, наиболее востребованными оказались синие, розовые и желтые. На ил голубой бриллиант огранки сердце розовый бриллиант огранки маркиза редкий желтовато-зеленый бриллиант огранки маркиза и ярко-желтый бриллиант огранки изумруд. Бриллиант искусственный или настоящий При определении природы бриллианта перед любителем встает целый ряд проблем если индекс рефракции равен 2,42, то находится за пределами шкалы рефрактометра, а такие качества, как огонь и блеск, делающие камень столь привлекательным, вообще невозможно проверить без специального оборудования. Точно также и прочность, которой славится алмаз, не поддается достаточно надежной проверке распространенное мнение о том, что если камень царапает стекло, то это алмаз, на самом деле является опасным заблуждением, поскольку большинство драгоценных камней прочнее стекла и способно оставлять на нем царапины.
Для тех, кому приходится часто иметь дело с камнями без оправ, полезной может быть специальная жидкость плотностью 3,52; в такой жидкости бриллиант останется подвешенным, в то время как прочие камни либо утонут, либо всплывут. В последнее время на рынке появляется все больше инструментов, позволяющих отличить бриллианты от большого количества синтетических материалов. Большинство таких инструментов определяет относительную проводимость тепла. Они достаточно простыв применении, если точно следовать инструкциям, однако ошибки не исключены и здесь, поэтому сих помощью можно определить, что камень не является бриллиантом, ноне наоборот. Более сложные методы тестирования и идентификации, как, например, проверка спектра поглощения и относительной проницаемости для х-лучей, любителям недоступны. Тем не менее существуют методы первичного обследования, позволяющие отличить камень, потенциально являющийся бриллиантом, от прочих бесцветных камней а) Все качественные стразы довольно мягкие, они подвержены истиранию. Даже частички пыли в атмосфере оставляют следы на их поверхности. Алмаз же - самое прочное вещество, известное человеку, и поцарапать его способен только другой алмаз. Поэтому, если на камне (под лупой) видны царапины, особенно на ребрах граней, его подлинность находится под большим сомнением. Правда, нельзя забывать о том, что бриллианты, которые хранились в коробке без специальных гнезд, могут иметь такие же повреждения поверхности. Стразы обычно вставляют в закрытые оправы поэтому стоит перевернуть украшение и посмотреть, видна ли нижняя часть камня. Оправы бриллиантов делают открытыми примерно с 1800 года. б) Бриллианты имеют кубическую кристаллическую решетку, поэтому у них один индекс рефракции (см. Приложение А. Необходимо тщательно осмотреть задние грани через карманную лупу, направив ее на камень сверху любое дублирование граней будет означать, что это, скорее всего, не бриллиант (в некоторых редких случаях бриллиант может обладать аномальным двойным преломлением. в) Если взглянуть на некоторые материалы, имитирующие алмаз, например на куби­
чески стабилизированный циркон (КСЦ), через лупу, можно заметить, что ребра граней такого камня кажутся отлитыми в форме, менее острыми, чему настоящего бриллианта. Однако, чтобы замечать столь тонкие различия, требуется опыт. г) Бриллианты флюоресцируют по-разному. Если под ультрафиолетовым светом все камни водной броши либо не флюоресцируют, либо флюоресцируют одинаково, это практически наверняка не бриллианты. Камни, которые обычно используются для имитации бриллиантов Природные Белый сапфир Белый топаз Горный хрусталь (кварц) Белый берилл Белый циркон Искусственные КСЦ (кубически стабилизированный циркон) Шпинель Титанит стронция
ГГГ (гадолиний галлий гранат) Ниобат лития
Муассанит
14
Из всех природных камней только циркон находится вне шкалы рефрактометра. Если рефрактометр показывает индекс рефракции камня, можно однозначно заявить, что это не бриллиант. Если же индекс рефракции установить не удается, это еще не значит, что перед вами бриллиант, поскольку (а) зачастую не удается снять показания прибора, хотя они и находятся в пределах его шкалы (б) многие искусственные материалы, перечисленные выше, также находятся вне шкалы рефрактометра, включая трудноотличимый от алмаза КСЦ. К счастью, искусственный муассанит, относительно новый материал, успешно имитирующий бриллианты небольших размеров, обладает двойным коэффициентом преломления, ив нем часто встречаются характерные трубчатые включения. При проверке этого материала нельзя доверять показаниям таких инструментов, как термотестер и рефлектометр. Рубин Среди цветных драгоценных камней рубин ценится больше всего, и по цене за карат его превосходят только редчайшие розовые, голубые и зеленые бриллианты. Самыми дорогими являются рубины, добываемые лишь водном небольшом регионе. Город Могок в Верхней Бирме - место отдаленное, почти недоступное, и было таким в течение сотен лет не так давно правительство республики ограничило въезд туда иностранцев, и теперь визы им выдаются лишь на кратчайшие сроки. Многие века лучшие рубины в мире поступали именно из этого крошечного региона площадью в несколько квадратных миль, однако только после аннексии этой области Британской империей добыча рубинов стала производиться эффективными методами, под патронажем Эдвина Стритера, ювелира с Бонд-стрит. Однако за время британского владения камней весом свыше 5 карат было добыто относительно немного, ас уходом британцев с этой территории непосредственно перед Второй мировой войной разработка велась спорадически и неорганизованно. Чтобы понять, почему именно бирманские рубины ценились так высоко на протяжении многих веков, нужно немного больше узнать об этом камне. Рубин - это сочетание минеральных веществ, иначе называемое корундом. Сапфир также относится к этому семейству, у него такие же химическое строение и кристаллическая структура оксид алюминия с тригональной решеткой. Его индекс рефракции от 1,76 до 1,77, двойная рефракция .008 и тяжесть приблизительно 4.00. В чистой форме корунд является бесцветным (белый сапфир. Красному цвету рубин обязан небольшому количеству оксида хрома (в некоторых случаях - железу. Бирманские рубины в основном окрашены хромом, благодаря чему обладают характерным оттенком красной крови его еще называют кровью голубя, который отличает лучшие образцы этого минерала. Присутствие хрома в качестве окрашивающего вещества в драгоценном камне часто является причиной его сильной флюоресценции. В случае с бирманскими рубинами флюоресценция заметна при искусственном освещении, которое, будучи особенно сильным в красной части спектра, заставляет камень петь, делая его цвет более насыщенным зачастую камень кажется словно освещенным изнутри, мерцающим, как раскаленный уголь. Поэтому никогда не приобретайте рубины, которые вы видели только при искусственном освещении, настаивайте на том, чтобы посмотреть на камень при дневном свете разница часто бывает ошеломляющей - рубин глубокого красного цвета при свете дня может выглядеть бледно-розовым. Так обычно происходит с рубинами из Шри-Ланки: при дневном освещении они скорее розовые, чем кроваво-красные. Тем не менее камни оттуда достаточно привлекательны, поскольку флюоресцируют также, как бирманские, и полностью преображаются вечерами, при искусственном освещении.
15
Фото. Натуральный бирманский рубин (из Могока) с изометрическими отрицательными кристаллами, скоплениями волокон рутила и спиральным распределением цвета. (Увел. кратное) © ХА. хашш, SSEF Фото. Типичные коррозионные кристаллы кальцита с плоскими расколами. Включение попало в камень из мраморной породы. Бирманский рубин из Могока). (кратное) ©
ХА Ханни,SSEF Фото. Выраженное скопление волокон, образующих шелковую заплату в бирманском рубине (из
Могока). (кратное) ХА. Ханни.SSEF Фото. Сложный паттерн роста, типичный для кристаллов рубина из Монг Су (Бирма. (кратное)
© ХА. Ханни, SSEF Фото. Две пересекающиеся системы пластин в тайском рубине. (кратное) © ХА. Ханни. SSEF Фото. Тайский рубин, прошедший тепловую обработку, с вкраплениями стекла в трещинах. кратное) © ХА. ханни, SSEF
16
Фото 15. Изогнутые бороздки в синтетическом рубине (Вернейль, газопламенный метод) со скоплением пузырьков стекла (справа) и следами вибрации на ребрах граней (слева. (кратное) ©хл ханни,SSEF Фото 18. Рамаюра, искусственный рубин, выращенный в тигле, с веретенообразными полостями, заполненными поликристаллическим оранжевым плавнем. (кратное) © хл. ханни, SSEF В наши дни ювелиры чаще всего используют рубины, добытые в Таиланде. Вид этих камней может сильно разочаровать покупателя, однако подобные огорчения происходят почти всегда при дневном свете. Тайские рубины своей окраской обязаны присутствию железа, поэтому обладают коричневатым оттенком, слегка напоминающим гранат, зачастую их цвет бывает столь насыщенным, что может сравниться с кроваво-красным цветом бирманских камней. Железо поглощает флюоресценцию, в результате тайские рубины, как правило, не могут похвастаться огнем, характерным для бирманских и лучших шри-ланкийских образцов. При дневном свете разница не столь очевидна, а вот цена отличается на порядки бирманский рубин весом 5 карат может стоить в десять раз дороже рубина того же качества из Таиланда. Но и бирманские рубины ценятся по-разному. Рубин не является редким камнем. Некоторые бирманские рубины могут стоить всего лишь $20 за карат, в то время как цена лучших образцов достигает $200.000 за карат и более. Как и у других драгоценных камней, цена определяется исходя из насыщенности и красоты цвета (или его отсут-
17 Фото 17. Четхем, искусственный рубин, выращенный в тигле, откуда включения платины в виде хлопьев. кратное) © хл. хаинн, SSEF Фото 16. Кашан, искусственный рубин, изготовленный методом плавления, с поликристаллическими частицами в ветвистых канальцах. (кратное)
© ХА. Ханни, SSEF
ствия в случае с бесцветным бриллиантом, степени чистоты и отсутствия дефектов. Скептик упомянул бы здесь и о том, что редкость минерала также очень важна. Вне всякого сомнения, выбирая между отличным бирманским рубином и камнем из Таиланда, покупатель предпочтет первый хотя бы из-за его красоты. Однако как часто любителю предоставляется возможность сделать подобное сравнение Среди прочих мест добычи рубинов можно упомянуть Восточную Африку (Кения и Танзания) и Пакистан. Все три месторождения открыты относительно недавно и активно разрабатываются. В последние несколько лет на рынке появились качественные рубины, добытые из нового месторождения во Вьетнаме. По своим свойствам они схожи с бирманскими, обладают высокой флуоресценцией и богаты хромом. Для камней с хорошим цветом, высокой чистотой и достаточным размером место добычи является немаловажным фактором оценки. Для небольших рубинов более низкого качества уже неважно, добыты они в Бирме или в другом месте разве что в случаях с викторианскими украшениями наличие африканских рубинов немедленно ставит под сомнение их подлинность. К сожалению, способы отличать бирманские рубины от прочих довольно сложны, и их описание не входит в задачи этой книги. В основном они основаны на глубоких исследованиях различных типов включений и дефектов, которыми обладают камни из разных месторождений например, в бирманских рубинах часто встречаются хорошо сформированные кристаллы кальцита, которые, вместе с прочими отличительными признаками, свидетельствуют о происхождении камня. Кальцит попадает в рубин из скалы, в которой находится месторождение в случае с бирманскими рубинами - это кальцит из аспидного сланца. В библиографии вы найдете ссылки на несколько замечательных работ, посвященных включениям в драгоценные камни. В последние годы многие лаборатории, специализирующиеся на геммологической экспертизе, начали выдавать сертификаты, подтверждающие не только природный характер камня, но и географическое положение месторождения, где он был добыт. Если на рынке появляется представляющий интерес цветной камень, он обязательно должен обладать родословной, то есть геммологическим сертификатом. Здесь любителя подстерегает еще одна ловушка зачастую камень не обладает никакими достоинствами, кроме сертификата, где в качестве места добычи значится Бирма. Мы хотим еще раз подчеркнуть, что слово Бирма еще не гарантирует высокое качество рубина. Прочие красные камни, которые путают с рубином Природный красный шпинель - камень весьма привлекательный и эффектный, однако в ювелирном деле используется редко, и его легко отличить от рубина при помощи рефрактометра (индекс рефракции шпинеля - 1,72; см. Приложение А. В случаях, когда применение этого инструмента невозможно, например из-за выступающей оправы камня, стоит вспомнить о том, что у шпинеля кубическая кристаллическая решетка и одиночная рефракция в отличие от рубина под дихроскопом он не демонстрирует дихроизма и остается неизменным при исследовании полярископом. Цвет красного шпинеля, скорее, клубничный, в отличие от малинового у рубина (ноне забывайте, что это все-таки обобщение, знатоки описывают цвет шпинеля как сладкий или сахарный. Как и многие бирманские и шри-ланкийекие рубины, шпинели сильно флуоресцируют. Феномен, известный как шелк, свойствен большинству бирманских, вьетнамских и шри-ланкийских рубинов. Невооруженному глазу он представляется в виде беловатого свечения внутри камня, улавливающего свет, если камень наклонить. Такой эффект производит минеральный рутил, образующий тончайшие нити.
18
Шелк - часто встречающийся атрибут натуральных рубинов и сапфиров. Это включение, о котором любой начинающий геммолог узнает в первую очередь обнаружив его в красном камне, можно суверенностью утверждать, что это рубин, правда, иногда его вводят ив синтетические минералы (см. ниже. Для шпинеля же характерны включения кристаллов, по виду напоминающих пузырьки, из-за которых любители часто принимают шпинель за красный страз. Красный турмалин часто упоминается как минерал, который можно спутать сруби ном. Качественные красные турмалины иначе называют «рубеллитами», однако по цвету они редко приближаются к рубиновому красному, и их легко отличить с помощью рефрактометра (индекс рефракции турмалина - 1.62-1,64, двойная рефракция
.018). В отличие от рубина он не флюоресцирует. Ошибки могут происходить только в отношении камней низкого качества, которые мало отличаются по цене. Некоторое знакомство с характерным розоватым оттенком турмалина позволит избежать ошибок даже в подобных случаях. Рубины похожи на малиновые леденцы по цвету и легко заметным беловатым включениям. Гранаты путают с рубинами чаще всего, и поскольку их индекс рефракции перекрывает коэффициент рубина, применение рефрактометра может привести к опасным заблуждениям. К счастью, у граната одиночная рефракция, ион не показывает дихроизма под дихроскопом (здесь, правда, стоит напомнить, что этот инструмент неудобен в применении и годится только для камней без оправы. Пожалуй, наиболее полезно знать, что гранат остается неизменным под полярископом. По цвету только редкие пироповые гранаты приближаются к кроваво-красному оттенку рубина, ноу них более низкий индекс рефракции, между 1,74 и 1,75. Более распространенные аль- мандиновые гранаты окрашены железом ив отличие от пироповых, окрашенных хромом, не флюоресцируют. Их часто путают с тайскими рубинами чтобы этого не произошло, лучше всего воспользоваться карманным спектроскопом. Несмотря на то, что этот инструмент сложен в обращении, три выразительные широкие полосы поглощения альмандина легко заметит даже любитель (см. также главу о гранатах. Фото 20. Искусственные корунды (рубин, сапфир, падпарадша), выращенные различными методами. Слева - пули Вернейля, произведенные газопламенным методом. Справа - одиночные кристаллы и кластеры, выращенные методом плавления (образцы Четхема, Рамаюры и Дуро). Внизу справа - гидротермальный рубиновый кристалл из России. Самый крупный образец - длиной около 6 см. © хл. х ниш, SSEF
19 Фото 19. Гидротермальный искусственный рубин, произведенный в Новосибирске, с типичным паттерном роста в виде шевронов. (кратное) ©
ХА ханни.
SSEF
Красные стразы можно отличить с помощью обыкновенной лупы ищите в них газовые пузырьки (красный шпинель, цветовые воронки, и т д . Искусственный рубин, как и все искусственные минералы, обладает такими же кристаллической решеткой и химическим составом, как и природный. Поэтому применение инструментов, обычно используемых для идентификации камней, например рефрактометра, здесь не имеет смысла. Искусственные рубины и сапфиры появились на рынке вначале века, когда французский ученый Вернейль создал специальную печь, в которой чистый алюминий вместе с небольшими количествами металлических красящих веществ проходит через кислородно-водородное пламя, кристаллизируясь в виде пуль (походящих на газовые цилидрики для сифона. С помощью этого процесса можно производить синтетические камни большого размера за короткое время к счастью, именно быстротой процесса обусловлен простой способ отличать натуральные минералы от искусственных. Синтетические корунды затвердевают изогнутыми линиями, которые часто становятся заметны после разрезания камня на части. Кроме того, внутрь искусственного камня попадают небольшие пузырьки газа, также заметные при обследовании. Попав на рынок, искусственный минерал нашел применение у ювелиров. За несколько лет до этого с аукциона «Сотби» было продано знаменитое роскошное ожерелье работы Гиацинто Мелилло, великого итальянского ювелира при проверке выяснилось, что все мелкие рубины в нем были искусственными, причем не было никаких признаков их замены. Оставалось только гадать, знал лисам Мелилло о том, что использовал синтетические камни, создавая свой шедевр на пороге Первой мировой войны. К счастью, даже маленькие рубины обычно не лишены дефектов натурального рубина размером больше 1 карата практически не может быть синтетические же камни часто бывают большие по размеру, поскольку их производство не так уж дорого. Кроме того, их цвет немедленно вызывает подозрение, будучи слишком хорошим для настоящего. Короче говоря, любой рубин весом больше 1 карата, хорошего цвета и без заметных дефектов должен подвергаться тщательной проверке. Поскольку большинство искусственных рубинов окрашено исключительно хромом, они ярко флюоресцируют в искусственном свете и, особенно, под ультрафиолетовой лампой. Тщательный осмотр при помощи лупы или микроскопа обычно позволяет разглядеть изогнутые цветовые линии и небольшие пузырьки газа и вынести камню окончательный приговор. Пожалуй, одного факта существования искусственных рубинов достаточно, чтобы отвратить любителя от неосмотрительных покупок камней больших размеров. Если речь идет о небольших рубинах, менее трети карата, да еще в составе украшения, проблема осложняется. Практика использования искусственных рубинов и сапфиров в ювелирных изделиях, особенно брошах и браслетах, была широко распространена в период с х по е годы. Стоят такие камни ненамного дешевле настоящих мелких рубинов и сапфиров, поэтому разница в цене будет невелика, а вот продать потом такое украшение будет затруднительно, поскольку одно упоминание слова искусственный смутит большинство потенциальных покупателей. Если искусственные камни мелкие, любитель может и не заметить изогнутые линии и пузырьки газа, однако очень редко можно подобрать натуральные камни одинакового оттенка, точнее, такой подбор неоправданно завысит стоимость изделия. А вот с искусственными камнями такая проблема решается просто. Поэтому, если под микроскопом все камни выглядят одинаково окрашенными, ив них нет заметных дефектов, покупателю стоит насторожиться. Здесь может помочь оценка украшения в целом посмотрите на цвет и чистоту бриллиантов и других камней, проверьте оправы и т.д. Например, Дом «Картье» никогда не использует искусственные минералы.
20 20
Фото 21. Типичное для кашмирского сапфира зонирование в форме паркета. (кратное)
© ХА. Ханни, SSEF Фото 23. Расколы в форме языка, типичные для бирманского сапфира. (кратное) © ХА. Хашш, SSEF К несчастью, стечением времени появляются все новые методы производства синтетических камней. Недавно появившиеся рубины «Кашан» представляют собой проблему даже для опытных геммологов. В задачи этой книги не входит обсуждение всех новых методов их изготовления и идентификации. Отчасти покупателя может успокоить тот факт, что встретить современные синтетические минералы в изделиях, созданных дох годов, практически невозможно- Навряд ли это преимущество сохранится надолго, поскольку нечистоплотные продавцы вполне могут наживаться, заменяя природные камни в таких украшениях на искусственные и продолжая выдавать их за настоящие. Остается надеяться, что покупатели, зная о существовании синтетических камней, будут обращаться к экспертам, а еще лучше, требовать подробный сертификат, прежде чем совершать дорогостоящие покупки, с целью защитить себя от мошенничества. (О композитных камнях, в частности дублетах, можно прочитать в Приложении С) Сапфир Многие люди считают сапфир самым красивыми з драгоценных камней, хотя они не является самым дорогим. Фото 22. Типичный коричневый шелк с короткими волокнами богатого железом рутила в бирманском сапфире. (кратное) © ХА. Ханнн, SSEF Фото 24. Мечевидные пересекающиеся расколы, образованные двойными плоскостями внутри бирманского сапфира. (кратное) © хл. Ханни, SSEF
21
Фото. Длинные волокна рутила (шелк, характерные для большинства шри-ланкийских сапфиров, пересекаются под углом 60 градусов. (кратное)
© ХА. Ханни,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта