Барт - SZ. Статья Г. К. Косикова Издание второе, исправленное урсс, Москва 2001
Скачать 1.55 Mb.
|
Ролан Барт S/Z Перевод с французского Г.К. Косикова и В.П. Мурат Общая редакция и вступительная статья Г.К. Косикова Издание второе, исправленное УРСС, Москва 2001 Сканирование: Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета http://narrativ.boom.ru/library.htm (Библиотека «Narrativ») narrativ@list.ru ББК 87.8 фр Барт Ролан S/Z. Пер. с фр, 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001 — 232 с. ISBN 5-8360-0211-8 Барт, несомненно, был прав, назвав «S/Z» поворотной книгой в своей творческой биографии: начиная с «S/Z», он действительно отказывается от роли чистого аналитика, носителя надкультурного «метаязыка», которым пытался стать в свой структуралистский период, и принимает на себя функцию «лицедея», «гисхриона» новой формации — актера, одновременно использующего как аристотелевскую технику мимесиса, так и брехтовскую технику осуждения.. Не наивно перевоплотиться, но и не варварски разрушить, а «разыграть» (в обоих смыслах этого «нова) полифонию чужих голосов, — такова отныне задача Барта, и ключом к такого роля игровому поведению вполне может служить фраза, вынесенная им на обложку «Ролана Барта о Ролане Барте»: «Все здесь сказанное следует рассматривать как слова, произнесенные романическим персонажем, или даже — несколькими персонажами». Группа подготовки издания: Директор — Доминго Марин Рикой Заместители директора — Наталья Финогенова, Ирина Макеева Администратор — Леонид Иосилевич Компьютерный дизайн — Виктор Романов Верстка — Ксения Пулькина. Редакционно-корректурные работы — Елена Купрялюва, Андрей Стулов Обработка графики, техническая поддержка — Наталья Аринчева Менеджер по продажам — Алексей Петяев Издательство «Эдиториал УРСС», 113208, г. Мост, ул. Чертановская, д. 11, к. п. Лицензия ИД .№03216 от 10.11.2000 г. Гигиенический сертификат на выпуск книжной продукции №77.ФЦ.8.953.П.270.3.99 от 30.03.99 г. Подписью к печати 19.12.2000 г. Формат 60x84/16. Тираж 3000 экз. Пет. л. 14,5., Зак. №424. Отпечатано в ГУЛ «Облиздат», 248640, г. Калуга, пл. Старый Торг, 5. ISBN 5-8360-0211-8 Эдиториал УРСС научная и учебная литература Тел./факс: 7(095)135-44-23 Тел./факс: 7(095)135-42-46 Каталог изданий в Internet: http://urss.ru © D Éditions du Seuil, 1970 © Г, К. Косиков, статья, 1993, 2000 © Г. К. Косиков, В. П. Мурат, перевод, 1993, 2000 © Оформление, оригинал-макет, Эдиториал УРСС, 2000 Все права защищены. Никакая часть настоящей книги не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на то нет письменного разрешения Издательства. СОДЕРЖАНИЕ
5
6
7 ИДЕОЛОГИЯ. КОННОТАЦИЯ. ТЕКСТ Актовую лекцию, прочитанную в 1977 г. при вступлении в должность заведующего кафедрой литературной семиологии в Коллеж де Франс, Ролан Барт завершил фразой: «Sapientia: никакой власти, немного знания, толика мудрости и как можно больше ароматной сочности» 1). «Никакой власти». Эти слова следует прежде всего воспринимать как самохарактеристику Барта, как его жизненную установку. «Барту, — замечает в этой связи Ц. Тодоров, — несомненно, принадлежала Интеллектуальная Власть, но что касается власти (подлинной), то он не только к ней не стремился, но и всячески ее избегал, предпочитая уважение и знаки любви». «В нем навсегда сохранилось нечто подростковое, даже детское. Он не хотел навязывать никакой истины ни другим, ни даже самому себе; вот почему (вероятно) он был столь уязвим для атак, которым периодически подвергался и от которых не умел по-настоящему защититься (поистине, это был скверный воин)». Флюиды власти не исходят и от работ Барта. Приступая к ним, «жадный до знания читатель заранее торжествует: вот, думает он, опробованное оружие, которым отныне смогу пользоваться и я. Однако мало-помалу, словно в результате обдуманной стратегии, надежда оказывается обманутой... Слова Барта так и не превращаются в оружие, не позволяют овладевать; по мере продвижения текста вперед они вовсе не кристаллизуются, но, напротив, распадаются, развеиваются, истаивают»2). В известном смысле сама жизнь Барта (которому была органически чужда роль фрейдовского Отца, Авторитета, Мэтра, Владыки) оказалась воплощенным протестом против Власти. Более того, этот человек представлял собою довольно редкий случай, когда «жизнь» и «творчество» совпадают едва ли не полностью, складываясь в нераздельную экзистенциальную «судьбу»: не только «практическая», но и интеллектуальная деятельность Барта была направлена на подрыв принципа власти как такового, и прежде всего — власти идеологии, способной принимать самые разные обличия3). 1) Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 569. 2) Todorov Tz. Le dernier Barthes // Poétique. 1981. Ne 47. P. 325, 324. 3) «Имя мне — Легион — могла бы сказать о себе власть... власть гнездится везде, даже в недрах того самого порыва к свободе, который жаждет ее искоренения... Кое-кто ожидает от нас, интеллектуалов, чтобы мы по любому поводу восставали против Власти; однако не на этом поле мы ведем нашу подлинную битву; мы ведем ее против всех разновидностей власти...» (Барт Р. Избранные работы. С. 547-548). 8 Ранний, послевоенный Барт, «сартрианец и марксист»4), противопоставивший отчуждающей силе идеологии как «ложного сознания» сартровскую идею свободы, предпринял (в книге очерков «Нулевая степень письма», 1953) смелую, хотя и методологически недостаточно обеспеченную попытку восстать против власти социально-идеологических языков, «социолектов» (типов «письма»), а уже через 3 года, в эссе «Мифологии» (1956), где объектом разоблачения стали мифы мелкобуржуазного сознания, он пережил одну из самых своих плодотворных иллюзий: Барту, только что познакомившемуся с «Курсом общей лингвистики» Ф. де Соссюра, представилось, что именно соссюровская семиология способна послужить тем инструментом, который сделает возможным научное разоблачение идеологии: «Соссюр позволил мне определить (по крайней мере, я так думал) идеологию с помощью семантической схемы коннотации, и я тогда горячо поверил в возможность интегрироваться в семиологическую |