Роберт_Грин_24_закона_обольщения. 4закона обольщенияp r o власт ь ббк 88. 5Г85Перевод с английского Е. Я. МигуновойГрин, Р
Скачать 3.23 Mb.
|
Символ: Пир. Торжество, устро- енное в вашу честь. Все продумано и заботливо устро- ено — цветы, украшение зала, подбор приглашенных, артисты, музыка, обед с пятью перемена- ми блюд, текущее рекой вино. Пир развязывает языки и избав- ляет нас от скованности. что Бао Юй прочел ее тайные мысли, и грусть от того, что она не знала, исполнится ли когда-нибудь ее сокровенная мечта. Предаваясь размышлениям то о прошлом, то о будущем, она не могла заснуть… Она снова зажгла свою лампу и принялась сочинять стихи, записывая их прямо на прислан- ных Бао Юем платках. Ц АО С ЮЭЦИНЬ , «С ОН В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ » Не пренебрегай деталями G ОvdZdUWXY PUdZdWX Оборотной стороны нет и не может быть. Детали абсолютно необходимы для успеха лю- бого обольщения, и забывать о них нельзя ни в коем случае. Закон 12 Поэтизируй свой образ Что происходит, когда ваша жертва остается наедине с собой? Это имеет большое значение: плохо, если у нее возникает — пусть даже едва заметное — чувство облег- чения, вызванное тем, что вас нет рядом и все наконец закончилось. Подобная реакция возможна, если вы про- явите излишнюю фамильярность или навязчивость. Поэто- му ускользайте, не давайтесь в руки, чтобы вызывать только приятные ассоциации. Пусть, расставаясь с вами, жертва всякий раз будет стремиться поскорее увидеть вас снова. Заставьте ее неотступно думать о вас, демонстрируя поочередно то пыл, то холодную отстраненность, чередуя краткие свидания с рассчитанными исчезновениями. Пусть ваша фигура ассоциируется с поэтичным, возвышенным эталоном; воспоминания о вас должны рисовать в вооб- ражении жертвы идеализированный образ, словно окру- женный ореолом. Чем чаще ваш образ будет всплывать в ее памяти, тем более обольстительные фантазии она будет связывать с вами. Искусно направляйте воображение жертвы с помощью таинственных, едва уловимых противоречий и перемен в поведении. 505 РdfXWUTcRP_XY vQTedPUV — ZdfXWUTcRP_XY ZXeQ`_X В 1943 году в Аргентине произошел воен- ный переворот. Сорокавосьмилетний полков- ник Хуан Перон, весьма популярный в народе, стал министром труда, социального обеспече- ния и военным министром. Давно овдовевший, он имел слабость к молоденьким девушкам; в момент назначения у него была связь с девчуш- кой-подростком, которую он представлял всем и вся как свою дочь. Однажды январским вечером 1944 года Пе- рон вместе с другими членами правительства присутствовал на фестивале, действие которого разворачивалось на стадионе Буэнос-Айреса. Было уже поздно, и рядом с ним освободилось несколько мест; возникшие невесть откуда две смазливые молоденькие актриски попросили разрешения сесть. Какие могут быть возраже- ния? Он будет счастлив. Одну из актрис он узнал — это была Эва Дуарте, звездочка мыль- ных опер на радио, чьи фотографии частенько появлялись на обложках бульварных газет. Вто- рая девушка была моложе и красивее, но Перон не сводил глаз с Эвы, которая болтала с другим полковником. В общем-то, это был совершенно не его тип. Двадцать четыре года — на его вкус поч ти старуха; одета она была слишком экстра- вагантно и вызывающе, а в голосе проскальзыва- ли ледяные нотки. Но время от времени она посматривала в его сторону, и ее взгляды волно- вали Перона. На мгновение он отвернулся и тут же почувствовал, что она передвинулась ближе к нему, на соседнее сиденье. Между ними завязал- ся разговор. Она ловила каждое его слово. Да, он совершенно прав, она чувствует то же самое — рабочие, бедняки, вот за кем будущее Аргентины. Ей бедность знакома не понаслышке. В ее глазах стояли настоящие слезы, когда на прощание она сказала: «Спасибо за то, что вы есть». Если твоя госпожа, полулежа в откры- тых носилках, Будет по улице плыть, ты подойди невзначай; Но чтобы речи твои не попали в недоброе ухо, Ты постарайся их смысл скрыть в двуязычный намек. Если же праздной стопой под просторной она колоннадой Бродит, то с ней заодно время свое убивай. То вперед забеги, то ступай по пятам неотступно, То приотстань, то опять скорого шагу прибавь; Время от времени будь на другой стороне колоннады, Чтоб оказаться потом с нею бок о бок опять. Не допусти, чтоб она без тебя красовалась в театре — Будь в полукруглых рядах там же, где будет она; Там и любуйся, там и дивись на нее без помехи, 506 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 12 R OBERT G REENE G В последующие несколько дней Эве удалось избавиться от «дочурки» Перона и самой обо- сноваться в его апартаментах. Она была повсюду, куда ни падал его взгляд. Она готовила для него, выхаживала его, когда он хворал, даже давала со- веты из области политики. Почему он позволил ей остаться? Он привык к кратковременным связям с поверхностными глупенькими девчон- ками, от которых избавлялся, как только ему ка- залось, что дело может зайти слишком далеко. Но Эву никак нельзя было назвать поверхност- ной. Спустя некоторое время он обнаружил, что уже не может обходиться без сочувствия и по- нимания, которые она ему дарила. Она была ему предана, вторила во всем, бесконечно хваля и превознося. В ее присутствии он ощущал себя сильным, настоящим мужчиной; она была уве- рена, что из него получится идеальный глава государства, настоящий лидер, и ее убежден- ность вдохновляла и поддерживала его. Она напоминала женщин из народных баллад в стиле танго, которые он так любил, — простых жен- щин с улицы, много переживших и страдавших, из них выходили верные жены и заботливые, любящие матери. Перон ежедневно видел ее, но ему всегда казалось, что он не знает ее до конца: сегодня она отпускает грубоватые шуточки под стать уличной девчонке, назавтра держится, как подобает настоящей леди. Одно обстоятельство омрачало их жизнь: она мечтала о замужестве, а он ни под каким видом не мог жениться на ней — актрисе с небезупречным прошлым. Во- енные и так уже были скандализованы этой за- тянувшейся связью. И однако, невзирая на это, роман между ними продолжался. В 1945 году Перон был смещен с поста вице- президента, который он тогда занимал, и за- ключен в тюрьму. Военных беспокоила его ра- стущая популярность, не нравилась им и та, возрастающая день ото дня власть, которую Взглядами с ней говори, знаками дай себя знать. Хлопай в ладоши, когда плясун представляет девицу, Хлопай, когда лицедей изобража- ет любовь; Встанет она — встань и ты; сидит — не трогайся с места; Время свое убивай так, как покажет она... Пусть же подруга привыкнет к тебе: привычка всесильна! Ради привычки такой не поленись поскучать! Пусть она видит и пусть она слышит тебя постоянно, Ночью и днем перед ней пусть твое будет лицо. А как уверишься в том, что она без тебя затоскует, Что и вдали от нее будешь по-прежнему мил,— Тут-то и отдых устрой. Отдохнувши, земля урожайней, 507 Поэтизируй свой образ G имела над ним любовница. Впервые почти за два года он остался один, без Эвы. Он и сам не ожидал, что тоска по Эве захлестнет его с такой силой: вся стена в камере была увешана ее фото- графиями. По стране прокатилась волна заба- стовок, рабочие протестовали против ареста Перона, а он мог думать только об Эве. Он видел в ней святую, героиню, женщину, даро- ванную ему судьбой. Он писал ей: «Только на- ходясь в разлуке с любимыми, мы можем оце- нить степень нашей привязанности. С того дня, как мы расстались с тобой... я не могу умерить печаль в своем сердце... Мое безмерное одино- чество наполнено воспоминаниями о тебе». Теперь он обещал жениться на ней. Забастовки набирали обороты. Через восемь дней Перона освободили; он немедленно вы- полнил обещание и женился на Эве. Прошло еще несколько месяцев, и его избрали президен- том страны. Поначалу Эва, ставшая первой леди, появлялась на официальных приемах и церемо- ниях в своих прежних, несколько кричащих и вызывающих нарядах; так ее и воспринимали — как бывшую актрису, обладательницу обшир- ного и экстравагантного гардероба. А потом, в 1947 году, она отправилась в поездку по Евро- пе. Аргентинцы следили за каждым ее шагом — восторженные толпы, приветствовавшие ее в Испании, аудиенция у папы Римского, — и в ее отсутствие мнение о ней менялось. Как хорошо ей удается передать дух Аргентины, ее благо- родную простоту, ее артистичность! Когда через несколько недель Эва возвратилась на родину, ее поразило то, с каким воодушевлением встретили ее аргентинцы. Эва за время поездки по Европе тоже пере- менилась: она больше не красила волосы, а туго стягивала их на затылке в простой пучок, но- сила деловые костюмы. Она теперь выглядела совсем иначе и больше напоминала ту женщи- И пересохшим полям в радость бывают дожди. Рядом дыша с Демофонтом, Филлида о нем не страдала, А как отчалил он вдаль — вспыхнула жарким огнем. Дальним скитаньем Улисс тревожил тоску Пенелопы, И, Лаодамия, твой был вдалеке Филакид. Но берегись, не просрочь! Угасают со вре- менем страсти, Дальний забудется друг, новая встанет любовь. Чтобы утешить печаль о далеком своем Менелае, Пала Елена в ночи гостю на жаркую грудь. Ах, Менелай, до чего же ты глуп!.. П УБЛИЙ О ВИДИЙ Н АЗОН , «Н АУКА ЛЮБВИ » (П ЕР . М. Г АСПАРОВА ) 508 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 12 R OBERT G REENE G ну, которой очень скоро предстояло стать за- щитницей и спасительницей бедных. Вскоре ее изображения можно было увидеть повсемест- но — на стенах больниц для бедных, на боль- ничных простынях и полотенцах появились ее инициалы; профиль Эвы украшал тренировоч- ные костюмы футболистов из беднейшего района Аргентины, чью команду она поддержи- вала; ее гигантская белозубая улыбка сияла с громадных портретов на фасадах домов. При этом никакая личная информация о ней не рас- пространялась, разделы светской хроники не давали о ней никаких сведений, а потому вокруг фигуры Эвы начали возникать всевозможные домыслы и фантазии. А в 1952 году, когда рак преждевременно оборвал ее жизнь (ей было тридцать три, возраст, в котором был распят Христос), страна погрузилась в траур. Миллио- ны людей поочередно подходили к гробу, в котором лежало ее бальзамированное тело. Она больше не была артисткой, женой, первой леди — она была их Эвитой, их святой. ТdQ_dkXWTR Эва Дуарте была рождена вне брака, росла в нужде, сбежала в Буэнос-Айрес, чтобы стать актрисой. Ей пришлось немало испытать, и праведницей она не была, зато сумела выжить и даже преуспеть в театральном мире. Она мечта- ла вырваться из этой жизни, мечтала о другом будущем и отличалась невероятным честолюби- ем. Перон оказался идеальной жертвой. Он воображал себя большим политиком, лидером, хотя в действительности был заурядным старе- ющим развратником, слишком слабым, чтобы добиться чего-то большего. Эва внесла в его жизнь поэзию. Речь, бьющая на эффект, цвети- стая (как в сериале), внимание и забота, кото- рыми она окружила его, — возможно, кому-то она могла показаться навязчивой. Однако за- О ЗАРОЖДЕНИИ ЛЮБВИ О зарождении любви. Вот что происходит в душе: 1. Восхищение. 2. Человек думает: «Какое наслажде- ние целовать ее, получать от нее поцелуй!» и т. д. 3. Надежда. Начинается изучение совер- шенства; чтобы получить возможно большее физиче- ское наслаждение, женщине следова- ло бы отдаваться именно в этот момент. Даже у самых сдержанных женщин глаза краснеют в миг надежды; страсть так сильна, наслаждение настолько живо, что оно проявляет- ся в разительных признаках. 4. Любовь зароди- лась. Любить — значит испытывать наслаждение, когда ты видишь, осязаешь, ощуща- ешь всеми органа- ми чувств и на как можно более 509 Поэтизируй свой образ G ботливая женщина рядом с великим челове- ком — это классический образ, к тому же вос- петый во многих балладах-танго. Кроме того, она позаботилась о том, чтобы оставаться недо- ступной и загадочной, вроде кинозвезды, кото- рую мы каждый день видим на экране, но совсем не знаем в личной жизни. И когда Перон остал- ся в тюрьме один, на него нахлынули возвы- шенные образы и ассоциации. Он идеализиро- вал ее безмерно, навсегда забыв о ее прошлом заурядной артисточки. Точно таким же спосо- бом Эва обольстила и всю нацию. Секрет крыл- ся в ее ярком, поэтичном облике, который со- четался с некоторой таинственностью; со вре- менем ее образ стали наделять самыми разными чертами. До сих пор люди фантазируют и стро- ят догад ки относительно того, какой же на са- мом деле была Эва Дуарте. Близкое знакомство, привычка разрушают чары и убивают обольщение. Такое редко про- исходит на ранних этапах, ведь о новом знако- мом предстоит еще узнавать так много. Но когда близится кульминационный момент в обольщении, бывает, что объекты начинают идеализировать вас, и это приводит к разочаро- ванию, когда они убеждаются, что вы совсем не так прекрасны, как они думали. И причина тут вовсе не в слишком частых встречах и не в вашей излишней доступности, хотя порой думают именно так. На самом-то деле ваши объекты слишком редко видят вас, им нечем заполнить пустоту. В результате их вниманием может за- владеть кто-то другой. Вам необходимо занять их мысли собой, стать для них более осязаемым, более реальным, живым человеком из плоти и крови. Вам следует не только поддерживать не- которую дистанцию, но и позаботиться, чтобы между вами возникло что-то фантастическое, колдовское, от чего в мозгу объекта, подобно вспышкам, проносились бы мысли о вас. близком расстоя- нии существо, которое ты любишь и которое любит тебя. 5. Начинается первая кристалли- зация. Нам доставляет удовольствие украшать тысячью совершенств женщину, в любви которой мы уверены; мы с бесконечной радостью переби- раем подробности нашего блажен- ства. Это сводится к тому, что мы преувеличиваем великолепное достояние, которое упало нам с неба, которого мы еще не знаем и в облада- нии которым мы уверены. Дайте по- работать уму влюб- ленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите. В соляных копях Зальцбурга, в заброшенные глубины этих копей, кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее 510 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 12 R OBERT G REENE G В случае с Эвой и Пероном это мысли о том, что она, вероятно, и является той самой идеаль- ной женщиной (фигура, очень важная в арген- тинской культуре, — преданная, по-матерински заботливая, праведная). Но это не единствен- ный вариант — существует множество других поэтических идеалов, воплощением которых можете стать вы. Благородство, романтичность, мужество и тому подобное — все это может с достаточной силой вдохнуть поэзию в ваши отношения с людьми, чтобы наполнить их умы фантазиями и мечтами. Вы во что бы то ни ста- ло должны стать воплощением чего-то — даже, на худой конец, зла и обмана. Избегать нужно только одного — приесться, стать чем-то из- битым и банальным. Мне нужна женщина, которая что-то собой представляет, чем-то выделяется: либо она очень красива, либо очень добра, на крайний случай, очень порочна; очень умна или очень глупа — не важно, лишь бы было в ней что-то. А ЛЬФРЕД ДЕ М ЮССЕ КQbcT _ dvdQVRWTb У каждого из нас имеется собственное пред- ставление о себе — и этот образ, как правило, льстит нам: себе мы кажемся более великодуш- ными, бескорыстными, честными, добрыми, умными и красивыми, чем есть на самом деле. Нам невероятно сложно быть до конца честны- ми в самооценке; наша потребность идеализи- ровать себя почти непреодолима. Как заметила писательница Анжела Картер, мы уж скорее приравняем себя к ангелам, чем к высшим обе- зьянам, от которых на самом деле произошли. Эта потребность в идеализации распростра- няется и на наши романтические привязанно- сти, потому что когда мы влюбляемся, когда извлекают оттуда, покрытую блестя- щими кристаллами; даже самые маленькие веточки, которые не больше лапки синицы, украшены бесчис- ленным множе- ством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать. То, что я называю кристал- лизацией, есть особая деятель- ность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает откры- тие, что любимый предмет обладает новыми совершен- ствами. Страстный человек видит в любимом существе все совершенства; однако внимание его еще может рассеяться, ибо душа пресыщается всем, что однооб- разно, даже полным счастьем. Это значит, что один и тот же оттенок жизни дает лишь мгновение полного счастья, но поведение страстного 511 Поэтизируй свой образ G кто-то покоряет нас, то в нем мы видим отраже- ние самих себя. Выбор, который мы делаем, решаясь пойти на сближение с другим челове- ком, выдает нечто важное, глубинное в нас са- мих. Нам никак не хочется признаться себе в том, что мы полюбили человека недостойно- го — жалкого, пошлого, дурно воспитанного или страдающего отсутствием вкуса, — именно потому, что он кажется нам чертовски похожим на нас — прямо-таки зеркальное отражение. Более того, мы часто влюбляемся в кого-то, кто в том или ином отношении походит на нас. И горе, если этот человек окажется несовершен- ным или, хуже того, заурядным — ведь это сви- детельствовало бы о наших собственных несо- вершенствах и заурядности. Нет, наш избранник во что бы то ни стало должен быть безупреч- ным — и мы идеализируем его, неадекватно за- вышаем оценку, хотя бы ради нашей собственной самооценки. Помимо этого, в нашем мире, та- ком жестком и полном разочарований, иметь возможность помечтать о том, в кого мы влюбле- ны, — это огромное удовольствие. Это облегчает задачу обольстителя: окру- жающие просто умирают от желания получить шанс пофантазировать о вас. Не лишайте их этой приятнейшей возможности, не навязывай- те им сверх меры свое общество (отсутствие работает на вас!), не вступайте в слишком близ- кое знакомство. Не следует сближаться настоль- ко, чтобы стать привычными, даже банальными, чтобы ваши объекты видели вас такими, каковы вы на самом деле. Не старайтесь непременно произвести впечатление ангела или воплощения добродетели — это может показаться скучным. Можно предстать опасным, порочным, даже несколько вульгарным, в зависимости от вку- сов вашей жертвы. Но ни в коем случае нельзя быть заурядным или ограниченным. В поэзии человека меняется по десять раз в день. Вот что происходит тогда для фиксации внимания. 6. Рождается сомнение. Если он выказывает чрезмерную самоуверенность, ему противопостав- ляют равнодушие, холодность или даже гнев… Влюбленный начинает сомне- ваться в счастье, казавшемся ему близким; он строго пересматривает основания для надежды, которые ему чудились. Он хочет вознагра- дить себя другими радостями жизни и обнаруживает их исчезновение. Боязнь ужасного несчастья овладе- вает им, а вместе с этой боязнью появляется и глубокое внимание. 7. Вторая кристал- лизация. Тогда начинается вторая кристаллизация, образующая в ка- честве алмазов 512 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 12 R OBERT G REENE G (в отличие от прозаической реальности) воз- можно все. Влюбившись в кого-то, мы создаем в своем воображении образ, представляя себе, каков он, этот человек, и какие радости сулит нам обще- ние с ним. Оставаясь наедине с собой, мы пре- даемся мыслям на эту тему и при этом все больше и больше идеализируем образ. Стендаль в своем трактате «О любви» называет такое яв- ление «кристаллизацией». Он рассказывает историю о том, как в австрийском городе Зальц- бурге, где он жил, голые ветки без листьев по- гружали зимой в бездонные глубины соляных копей. Когда спустя несколько месяцев преоб- раженную ветку вытягивали на поверхность, она была покрыта прекрасными кристаллами, напоминающими драгоценные камни. То же самое происходит в нашем воображении с об- разами тех, кого мы любим. Слишком близкое знакомство способно разрушить кристаллизацию. Прелестная шестнадцатилетняя девушка начинала питать слишком нежные чувства к молодому человеку недурной наружности, который завел обыкновение каждый вечер на закате прогуливаться под ее окном. Мать девушки пригласила молодого человека погостить неделю в их загородном имении. Шаг, признаю, был рискованным, однако средство подействовало: девушка была романтичной натурой, а молодой человек оказался ничтожным фатом; трех дней ей хватило, чтобы проникнуться к нему презрением. С ТЕНДАЛЬ , «О ЛЮБВИ » Стендаль, впрочем, насчитывает не одну, а две кристаллизации. Первая случается, когда мы впервые встречаемся с человеком. Вторая, подтверждение мысли: «Она меня любит». Каждую четверть часа ночи, наступающей после зарождения сомнений, пережив минуту страшного горя, влюбленный говорит себе: «Да, она меня любит»; и кристаллизация работает над открытием новых очарований; потом сомнение с блуждающим взором овладевает им и резко останавливает его. Грудь его забывает дышать; он спраши- вает себя: «Но любит ли она меня?» Во время всех этих мучитель- ных и сладостных колебаний бедный влюбленный живо чувствует: «Она дала бы мне наслаждение, которое может дать только она одна во всем мире». С ТЕНДАЛЬ , «О ЛЮБВИ » (П ЕР . М. Л ЕВБЕРГ , П. Г УБЕРА ) 513 Поэтизируй свой образ G и более важная, происходит позднее, когда нам в душу закрадывается некоторое сомнение — нас тянет к человеку, а он нас избегает, мы не уверены, что наше общество для него желанно, что он наш. Эта неуверенность имеет огромное значение — она заставляет работать наше во- ображение, углубляет процесс поэтизации. В семнадцатом столетии известнейший Повеса, герцог Лозаннский, добился успеха в одном из ярчайших обольщений в истории, объектом которого была мадемуазель де Монпансье, ку- зина короля Людовика XIV, самая влиятельная и богатая женщина тогдашней Франции. Он щекотал ее воображение, подстроив несколько кратких встреч при королевском дворе, умело обратив ее внимание на свой острый ум, сме- лость и хладнокровие. Она начала замечать, что думает о нем, оставаясь одна. Затем их встречи при дворе участились, они стали заговаривать друг с другом, порой прогуливались вместе. Расставаясь с ним после кратких бесед или про- гулок, она всякий раз пребывала в раздумьях: интересна ли ему или он равнодушен? Эта не- уверенность подстегивала ее к тому, чтобы ис- кать новых встреч, чтобы разрешить сомнения. Она начала идеализировать его сверх всякой меры, наделяя его в своем воображении качества- ми, в действительности отнюдь ему не свойст- венными, ибо герцог, скажем прямо, был от- петым мерзавцем. Помните: то, что легко дается, не может до- рого стоить. Это относится и к людям: вооб- ражению трудно вознести на поэтические вы- соты человека, который достижим без всякого труда. Если после первого знакомства, вызвав- шего интерес, вы дадите понять, что это только аванс, который не следует принимать как долж- ное, и что ваше расположение еще надо заслу- жить, это вызовет легкое замешательство, ваш объект начнет подозревать, что в вас есть что-то 514 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 12 R OBERT G REENE G необыкновенное, возвышенное, что этим объ- ясняется ваша недоступность. Ваш образ под- вергнется кристаллизации в его воображении. Клеопатра понимала, что, по сути дела, ни- чем не отличается от прочих женщин, она даже не была выдающейся красавицей. Но ей было известно, что мужчинам свойственно переоце- нивать женщин. Все, что для этого требуется, — просто намекнуть на то, что вы необычны, что вы выделяетесь, что в вас есть нечто уникальное. Постарайтесь, чтобы мысли о вас ассоциирова- лись с чем-то величественным или необыкно- венным. Цезарю Клеопатра рассказывала о ве- ликих фараонах Древнего Египта, для Антония создала миф, который вознес ее к самой богине Афродите. Оба великих мужа склонились к ногам не просто женщины с сильной волей, но почти богини. В наши дни, пожалуй, труднова- то было бы вызвать настолько грандиозные ас- социации, зато и наши современники испыты- вают глубокое удовольствие от встречи с кем-то, напоминающим им героев или героинь их дет- ских фантазий. Джон Ф. Кеннеди представлял- ся воплощением рыцаря — благородный, храб- рый, обаятельный. Пабло Пикассо был не просто великим живописцем, питавшим сла- бость к молоденьким девушкам, он был то Ми- нотавром из древнегреческих мифов, то демо- ническим хитрецом и пройдохой — персонаж, невероятно привлекательный в глазах женщин. Подобные ассоциации не следует навевать слишком рано; они обретают силу лишь тогда, когда объект уже подпал под ваше обаяние и с готовностью поддается внушению. Мужчина, впервые услышавший о Клеопатре, при первой встрече счел бы ее намеки на родство с Афро- дитой смехотворными и нелепыми. Но влюб- ленный — или почти влюбленный — с готовно- стью поверит практически любой выдумке. Хитрость заключается в том, как вызвать ассо- 515 Поэтизируй свой образ G циации между собственной лично стью и чем-то мифическим — с помощью одежды, которую вы носите, слов, которые произносите, мест, где вы появляетесь. В романе Марселя Пруста «В поисках утра- ченного времени» обольщают одного из персо- нажей, Сванна, причем соблазнительница, собственно, не совсем в его вкусе. Он — эстет, существо утонченное. Она ниже его по проис- хождению, не столь изысканна, простовата, пожалуй, даже чуть-чуть безвкусна. Однако он поэтизирует в своем воображении яркие, со- вместно пережитые ими моменты, которые отныне ассоциируются у него только с нею. Один из таких эпизодов — музыкальный вечер, на котором они вместе присутствуют в салоне; там его пленила одна из услышанных мелодий, коротенькая музыкальная фраза из сонаты. Те- перь, когда бы он ни подумал о своей подруге, в голове всплывает эта мелодия. Маленькие пустяки, подаренные ею, вещи, которые она держала в руках или хотя бы прикасалась к ним, начинают жить самостоятельной жизнью. Лю- бого рода возвышенные переживания, художе- ственные или духовные, удерживаются в памяти несравненно дольше, чем рядовые моменты. Найдите способ пережить с вашими объектами подобные мгновения — концерт, театральный спектакль, какой-то духовный опыт, что угодно еще, — чтобы в их памяти с вами было связано что-то возвышенное, одухотворенное. Совмест- ные моменты воодушевления обладают громад- ным оболь стительным потенциалом. К тому же любому предмету, любой вещи можно придать соответствующее звучание, сделать так, чтобы он вызывал поэтические отклики, отдавался в душе сентиментальными ассоциациями, как то обсуждалось в последней главе. Подарки, кото- рые вы делаете, и другие предметы становятся воспоминаниями о вас; а если они вызывают 516 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 12 R OBERT G REENE G приятные воспоминания, один их вид вызывает мысли о вас, ускоряя процесс идеализации. Да, это так, что отсутствие заставляет сердце томиться и страдать, однако здесь очень важен верный расчет времени — если вы исчезнете с глаз слишком рано, это может повлечь противо- положные последствия: процесс кристаллиза- ции даже и не начнется, обольщение погибнет в самом зачатке. По примеру Эвы Перон вы должны вначале окружить свои объекты про- явлениями внимания и заботы, чтобы в те ре- шающие моменты, когда они остаются одни, в их памяти всплывал согревающий душу образ. Делайте все, что в ваших силах, чтобы объекты продолжали вспоминать о вас после расстава- ния. Письма, записочки, подарки, неожиданные встречи — все это делает вас как бы вездесущи- ми. Все должно напоминать о вас. И наконец, последнее замечание по этому поводу: для того, чтобы ваши объекты воспри- нимали вас возвышенными и идеализированны- ми, постарайтесь помочь им в этом, позаботив- шись, чтобы они и сами себя увидели одухо- творенными и опоэтизированными. Шатобри- ан заставлял женщину почувствовать себя боги- ней, покорившей его. Он посылал ей поэмы, на написание которых она якобы его вдохновила. Для того чтобы королева Виктория поверила в свои силы — и как политического деятеля, и как очаровательной женщины, — Бенджамин Диз- раэли уподоблял ее мифологическим героиням и великим предшественницам, таким, как коро- лева Елизавета I. Идеализируя подобным обра- зом свои объекты, вы способствуете тому, что и они в ответ будут идеализировать вас: ими будет двигать подсознательное допущение, что вы должны быть не менее замечательным, чем они, раз оказались способны оценить их прекрасные качества. Вскоре возвышенные чувства, внушае- мые вами, станут для них потребностью. 517 Поэтизируй свой образ G По-моему, тот, кто не умеет овладеть умом и воображением девушки до такой степени, чтобы она видела лишь то, что ему нужно, кто не умеет покорить силой поэзии ее сердце так, чтобы все его движения всецело зависели б от него, тот всегда был и будет профаном в искусстве любви! С ЁРЕН К ЬЕРКЕГОР , «Д НЕВНИК ОБОЛЬСТИТЕЛЯ » (П ЕР . П. Г АНЗЕНА ) |