Роберт_Грин_24_закона_обольщения. 4закона обольщенияp r o власт ь ббк 88. 5Г85Перевод с английского Е. Я. МигуновойГрин, Р
Скачать 3.23 Mb.
|
С и м в о л : О р е о л . Постепенно, когда объект пребывает в одиночестве, он или она начинает представлять себе что-то вроде слабого свече- ния вокруг вашей головы — его излучают всевозможные радости, которые обещает общение с вами, а также сияние вашего яркого, идеализированного облика, ваши благородные качества. Ореол вы- деляет вас из общей массы. Не дайте ему исчезнуть — не ста- новитесь привычным или заурядным. ОvdZdUWXY PUdZdWX Может показаться, что противоположная тактика — это полная откровенность: быть со- вершенно честным, не утаивать не только свои добродетели, но и недостатки. Лорд Байрон обладал этим родом искренности — он чуть ли не напоказ выставлял полный набор непригляд- ных, некрасивых своих качеств и немало в этом преуспел, так что под конец его даже обвинили в инцесте: ходили упорные слухи о том, что он сожительствует со своей единоутробной се- РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 12 R OBERT G REENE G строй. Подобный род опасной близости может быть невероятно обольстителен. Объект начнет поэтизировать ваши добродетели, и в их числе вашу честность. Другими словами, идеализа- ция — процесс неизбежный. Единственное ка- чество, которое не подлежит идеализации, — посредственность, в которой нет решительно ничего обольстительного. Невозможно оболь- стить, пропустив или обойдя этап идеализации, фантазии и поэтизирования. Закон 13 Обезоруживай, представляясь слабым и уязвимым Слишком очевидные маневры с вашей стороны могут воз- будить подозрения. Лучший способ замести следы — за- ставить другого почувствовать себя сильнее, ощутить свое превосходство. Если вы сыграете роль слабого, уязвимого человека, целиком находящегося во власти другого и не- способного владеть собой, то ваши действия будут вы- глядеть более естественными, в них не будет заметен расчет. Внешние проявления слабости — слезы, робость, бледность — дополнят впечатление искренности. Для за- крепления результатов поступитесь добродетелью ради честности: докажите свою искренность, признавшись в каком-то своем грехе, необязательно реально сущест- вующем. Искренность важнее, чем добродетель. Сыграй- те роль жертвы, чтобы затем трансформировать сочувствие вашего объекта в любовь. 520 СUZXURxTY gRZUkh Когда знойным августом президентша де Турвель приехала навестить почтенную го- спожу де Розмонд, оставив супруга дома, она искренне наслаждалась покоем и тишиной здешних мест. Ей доставляли удовольствие про- стые радости, и вскоре жизнь в замке потекла по удобному и приятному для нее пути — еже- дневная месса, прогулки по окрестностям, бла- готворительная помощь крестьянам из соседних деревень и карточная игра по вечерам. Когда же из Парижа приехал племянник госпожи де Роз- монд, президентша почувствовала неловкость — но и любопытство тоже. Племянник, виконт де Вальмон, был изве- стен всему Парижу как неисправимый распут- ник. Он был, без сомнения, привлекателен и совсем не походил на того светского повесу, которого она ожидала увидеть: сдержанный, даже печальный, несколько подавленный, он вел себя вполне добропорядочно и — самое стран- ное — почти не обращал на нее внимания. Пре- зидентша вовсе не была кокеткой; она непри- тязательно одевалась, не следовала моде, любила своего супруга. При всем том она была молода и красива, хотя и не привыкла потворствовать вниманию со стороны мужчин. Госпожу де Турвель — хоть она и сама себе в том не со- знавалась — слегка задевало, что он поч ти не замечает ее. Однажды во время мессы она бро- сила взгляд на Вальмона — тот, по всей видимо- сти, углубился в молитву. Ей показалось, что он погружен в серьезные раздумья о собственной жизни. Слухи о том, что Вальмон находится в замке тетушки, дошли до общих знакомых, и молодая президентша получила письмо от подруги, в котором та, предостерегая ее, просила быть осторожнее с этим опасным человеком. Но госпоже де Турвель казалось, что уж кто-кто, Слабые обладают над нами властью. Без сильных и уверенных я могу обойтись. Я и сам по природе слаб и нерешителен, и для меня много более привлекательна женщина, если она тиха и застенчива и покорна желаниям мужчины до такой степени, что способна забыть себя. Мужчина волен лепить из нее все, что захочет, и со време- нем привязывается к ней все больше. М УРАСАКИ С ИКИБУ , «П ОВЕСТЬ О Г ЭНДЗИ » Скромность и застенчивость… этими качествами можно много выиграть лишь при условии большой ловкости и уменья пользоваться ими. Что до меня, то я часто и с успехом прикрывался этой маской, чтобы поддеть какую-нибудь маленькую кокетку. 521 Обезоруживай, представляясь слабым и уязвимым G а она менее всех женщин на свете способна под- даться его обаянию. Кроме того, он явно заду- мался о своем грешном прошлом, признал за собой немало дурных поступков и, казалось, раскаивался; как знать, может быть, ему необхо- димы ее помощь и поддержка, чтобы продви- гаться в этом направлении. Какой славной оказалась бы эта победа в глазах Бога! Итак, президентша внимательно наблюдала за всеми передвижениями Вальмона, пытаясь понять, что происходит в его душе. Кое-что казалось ей странным, например, часто рано по утрам он отлучался из дому — по его словам, на охоту, — но ни разу она не видела, чтобы он возвращался с дичью. Однажды она затеяла невинную хи- трость — велела служанке немного пошпионить за ним. Каково же было ее радостное изумление, когда она узнала, что он ходил вовсе не на охо- ту, а в ближнюю деревню, где помог обеднев- шему семейству, которому грозило выселение из дома, — он великодушно уплатил долги не- счастных и тем спас их от нищеты и отчаяния. Все это подтверждало правильность ее догадки: его страстная душа находится на верном пути от распутства к добродетели. Она почувствова- ла, что счастлива за него безмерно. В тот вечер вышло так, что виконт де Валь- мон и президент ша де Турвель впервые остались наедине друг с другом, и тут виконт внезапно разразился пылким признанием. Он давно уже всем сердцем любит госпожу, и подобной люб- ви ему не приходилось испытывать прежде: ее доброта, великодушие, красота и добродетель совершенно его покорили. Его щедростью (о которой стало известно в тот день) несчастные бедняки обязаны только ей одной, ведь именно она вдохновила его на добрый поступок, или — еще откровеннее — его истинным побуждени- ем было понравиться ей, произвести благопри- ятное впечатление. Он никогда бы не признал- Многие девушки довольно бес- пощадно отзывают- ся о застенчивых мужчинах, любя их втихомолку. Застенчивость и скромность льстят их тщеславию, они как бы чувствуют свое превосход- ство — это первый задаток. Убаюкав такую девушку в этой счастливой уверенности и поймав минуту, когда она убежде- на, что ты вот-вот умрешь от застен- чивости, надо вдруг показать, что ты как нельзя более далек от этого и прекрас- но умеешь ходить без помочей. Застенчивость как бы уничтожает в глазах девушки пол мужчины и служит отличным средством для придачи отношени- ям оттенка безразличности. И З «Д НЕВНИКА ОБОЛЬСТИТЕЛЯ » С ЁРЕНА К ЬЕРКЕГОРА (П ЕР . П. Г АНЗЕНА ) 522 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 13 R OBERT G REENE G ся в своем поклонении, но сейчас, оказавшись рядом с нею без свидетелей, он не в силах спра- виться со своими чувствами. Он бросился перед ней на колени и умолял ее пожалеть и спасти его, стать его поводырем, вывести на путь доб- родетели. Президентша, захваченная врасплох, от не- ожиданности разрыдалась. Плакал и он, орошая слезами ее руку. Взволнованная, она выбежала и несколько дней не выходила из своей комна- ты, сказавшись больной. Она не знала, как от- нестись к письмам, которые теперь писал ей Вальмон, умоляя ее о прощении. Он воспевал ее прекрасное лицо и столь же прекрасную душу и уверял, что под ее влиянием он переосмыслил всю свою жизнь. Эти эмоциональные письма волновали ее до глубины души, а ведь госпожа де Турвель всегда гордилась своим благоразуми- ем и сдержанностью. Она понимала, что пра- вильнее всего было бы настоять на его немед- ленном отъезде из замка, о чем и написала ему в письме. Он покорно и почтительно подчинил- ся ее воле, поставив лишь одно условие — чтобы она позволила ему писать ей из Парижа. Она согласилась, поскольку до тех пор в письмах его не было ничего оскорбительного. Когда виконт сообщил госпоже де Розмонд о своем отъезде, президентша де Турвель почувствовала укол совес ти: тетушке будет его недоставать, а он — его лицо покрывала бледность, выдававшая страдание. Вскоре от Вальмона начали приходить пись- ма, и госпожа де Турвель уже сожалела, что сама позволила ему эту вольность. Он игнорировал ее просьбу избегать любовной темы — напро- тив, письма были полны пылких признаний в его непреходящей любви к ней. Он упрекал ее за холодность и бесчувственность. Он объяснял, отчего жизнь его пошла по дурной колее — в том не было его вины, некому было руководить ГЕРА И ЗЕВС Гера, дочь Крона и Реи, родившись на острове Самос или, как утвержда- ют некоторые, на Аргосе, была доставлена в Арка- дию Теменом, сыном Пеласга. Изгнав своего отца Крона, брат Геры Зевс стал разыски- вать ее на Крите или, как утвержда- ют некоторые, на горе Торнакс (которая теперь зовется Кукушки- ной горой) в Арголе, а найдя, стал ухаживать за ней, поначалу безуспешно. Она сжалилась над ним, только когда он принял облик пестренькой кукушки, которую она нежно согрела у себя за пазухой. Тут он мгновенно принял свой настоящий вид и овладел ею, так что пришлось ей выходить за него замуж. Р ОБЕРТ Г РЕЙВЗ , «Г РЕЧЕСКИЕ МИФЫ ». Т ОМ I 523 Обезоруживай, представляясь слабым и уязвимым G им, указывать верный путь, его увлекли на путь порока. Без ее помощи и поддержки он снова опустится на дно. Не будьте столь жестоки, писал он, вы — владычица, пленившая меня. Я ваш покорный и несчастный раб, жертва ва- шей красоты и добродетели; вы сильны и не разделяете моих чувств, потому вам нечего бо- яться. Он умолял ее быть милосердной и не злоупотреблять своей властью над ним. Госпоже де Турвель стало по-настоящему жаль Вальмо- на — такого слабого, несчастного. Как ему по- мочь? Но почему она вообще думает о нем, а в последнее время это происходит все чаще? Она счастлива в замужестве, любит своего супруга. Нет, необходимо положить конец этой утоми- тельной переписке. Кончено, никаких призна- ний в любви, писала она, иначе она перестанет отвечать на его письма. Он согласился с нею во имя доверия и искренности между ними и пере- стал писать. Она ощутила облегчение. Наконец- то наступил покой и мир в ее душе. Однако как-то вечером, когда все сидели за обеденным столом, за ее спиной внезапно раз- дался голос Вальмона, который заговорил с госпожой де Розмонд. Он решил нанести им краткий визит, сказал он, извиняясь, что не успел предупредить заранее, — и в самом деле появился он совершенно неожиданно, захватив ее врасплох. По спине у нее пробежал холод, лицо вспыхнуло; он подошел и сел совсем ря- дом с нею. Он взглянул на нее, она бросила ответный взгляд, но вскоре, извинившись, вы- шла из-за стола и поднялась к себе. В последу- ющие несколько дней ей, впрочем, не удалось избегать встреч с ним, и она заметила, что он еще более бледен, чем прежде. Он был с нею вежлив, не настаивал на встречах, порой про- ходил целый день, а он ни разу не попадался ей на глаза, но это краткое отсутствие оказывало на нее странный, парадоксальный эффект: те- ИГРА В ПОДДАВКИ Старое американ- ское присловье гласит: если хочешь обвести кого-то вокруг пальца, то сперва заставь его поверить тебе или хотя бы дай ему почувствовать свое превосходство над тобой (эти две идеи тесно связаны между собой), чтобы он ослабил бдительность. Присловье это прекрасно объясняет самую суть телевизионной рекламы. Согласи- тесь, если человек не окончательный идиот, то телевизи- онная реклама неизбежно будет вызывать у него чувство превосход- ства, и это позволит захватить его врасплох. До тех пор пока поддер- живается иллюзия добровольности принимаемых решений, человек пребывает в уве- ренности, что ему нечего бояться рекламы. Люди склонны с большей 524 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 13 R OBERT G REENE G перь она начала понимать, что происходит. Без него она томилась скукой, ей недоставало его, она испытывала потребность его видеть. Эта дама, воплощение добродетели и благонравия, была влюблена — и в кого? — в неисправимого повесу. Презирая сама себя, в ужасе от того, что позволила этому случиться, де Турвель оставила замок среди ночи, никого не предупредив, и бежала. Она направилась в Париж, где намере- валась приложить все усилия, чтобы загладить и замолить свой ужасный грех. ТdQ_dkXWTR У Вальмона, персонажа романа в письмах «Опасные связи» Шодерло де Лакло, было не- сколько прототипов — распутни ков и повес, реально живших во Франции восемнадцатого столетия. Все, что бы ни делал Вальмон, рас- считано на эффект — его противоречивые по- ступки, призванные пробудить любопытство президентши де Турвель, дела милосердия в деревне (он знал, что за ним следят), возвраще- ние в замок, даже бледность (одновременно с обольщением мадам Турвель он соблазнил мо- лоденькую девушку, также гостившую в замке, и проводил с нею ночи напролет, что и прида- вало ему утомленный вид). Самым действенным и разрушительным оружием была его поза — слабого, обманутого, жертвы. Разве могла про- стодушная президентша заподозрить, что он манипулирует ею, если все заставляло предпо- лагать обратное — что он пленен ею, потрясен ее красотой, причем не только плотской, но и духовной? Можно ли было считать его обман- щиком, если он то и дело с исповедальной ис- кренностью раскрывал ей всю «правду» о себе: чистосердечно признался, что его добрый по- ступок был вызван желанием ей понравиться, объяснял причины своего нравственного паде- ния, не утаивал от нее своих чувств (вся эта легкостью верить как раз тому, с чем, как им кажется, им под силу справиться. Клипы телевизион- ной рекламы кажутся глупыми, топорными и неэффективными в достижении цели. Они и должны так выглядеть — их для того и задумали, чтобы мы высмеи- вали и отторгали их. Любой спе- циалист по рекламе вам подтвердит, что со временем товары, чья реклама казалась поначалу из рук вон слабой, оказываются лидерами продаж. Результативная телевизионная реклама намеренно задумывается такой, чтобы оскорблять интеллект человека на сознательном уровне, тем временем ослабляя защиту. У ИЛСОН Б РАЙАН К ЕЙ , «П ОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ОБОЛЬЩЕНИЕ » 525 Обезоруживай, представляясь слабым и уязвимым G «искренность», безусловно, была плодом холод- ного расчета). Он напоминал своей чувстви- тельностью женщину (возможно, не нашу со- временницу, но, во всяком случае, женщину той эпохи) — эмоциональный, неспособный управ- лять своими чувствами, подверженный пере- менам настроения, уязвимый. Он повернул ситуацию так, что это госпожа де Турвель вы- глядела холодной и жестокой, подобно мужчи- не. Представив себя ее жертвой, Вальмон не только получил возможность скрыть свои мани- пуляции, но и вполне мог рассчитывать на ее жалость и сочувствие. Играя роль жертвы, он вызывал нежность и сострадание, какие вызыва- ет больной ребенок или страдающее животное. А подобные чувства без труда переходят в лю- бовь — что и произошло, как, к своему стыду, обнаружила госпожа де Турвель. Обольщение — это игра, в которой игрок старается усыпить бдительность соперника. Самый умный способ этого добиться — пове- сти себя так, чтобы другой человек почувствовал себя более сильным в сравнении с вами, ощутил свое превосходство. Подозрительность зача- стую бывает порождена неуверенностью; если ваши объекты в вашем присутствии чувствуют себя хозяевами положения, они вряд ли станут копаться в ваших мотивах. Вы слишком беспо- мощны, слишком чувствительны для того, что- бы предпринять какие-то решительные дей- ствия. Придерживайтесь этой тактики, насколь- ко это возможно. Демонстрируйте, насколько глубоко захватили вас чувства к ним. Ощуще- ние своей власти чрезвычайно лестно для людей. Признайтесь им в каком-нибудь дурном по- ступке или грешке или даже в том, что вы сде- лали — или намеревались сделать — что-то плохое им самим. Честность в данном случае важнее добродетели, и одно искреннее призна- ние закроет глаза вашим жертвам на множество КАЗАТЬСЯ СЛАБЫМ... В стратегии соблазна один партнер затягивает другого в область его или ее слабо- сти, которая одно- временно является и областью слабости первого. Преднамеренная слабость, непред- сказуемая сла- бость: один подстрекает другого к соуча- стию… Соблазнять означает казаться слабым. Соблазнять означает стано- виться слабым. Мы соблазняем своей слабостью, но ни в коем случае не с помощью проявления силы или власти. Соблазняя, мы изображаем, играем эту слабость, и она-то и придает обольще- нию его силу. Мы обольщаем своей смертностью, уязвимостью и той опустошенностью, которая нас мучит. Главное — уметь играть со смертью, 526 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 13 R OBERT G REENE G последующих обманов. Создайте впечатление некоторой слабости — будь то телесной, интел- лектуальной или эмоциональной. Сила и уве- ренность пугают. Сделайте свою слабость уютной и сами играйте жертву — жертву их власти над вами, обстоятельств, жизни в целом. Это наилучший способ замести следы. Мужчина, знаете ли, ни черта не стоит, если не умеет разрыдаться в нужное время. Л ИНДОН Б ЕЙНС Д ЖОНСОН КQbcT _ dvdQVRWTb В характере у каждого из нас имеются свои природные слабости, недостатки, уязвимые точки. Может быть, мы застенчивы или чрез- мерно чувствительны или нам требуется внима- ние — какой бы ни была наша слабость, это нечто, чем мы не в состоянии управлять. Мы можем пытаться компенсировать ее или скрыть, но этот путь, как правило, ошибочен: окружа- ющие все равно улавливают что-то натужное, неестественное. Помните: обольстительнее всего естественность, какую бы черту нашей натуры она ни характеризовала. Уязвимые сто- роны челове ка, то, над чем он, кажется, не вла- стен, зачастую кажутся особен но привлекатель- ными. С другой стороны, люди, благополучные во всем, не имеющие слабостей, частенько вы- зывают зависть, страх, даже гнев. Невольно, подсознательно окружающие стремятся навре- дить им, увидеть их униженными. Не боритесь со своими слабостями, не пы- тайтесь их подавлять, вместо этого научитесь их использовать в игре. В ваших силах обратить собственные слабости и недостатки в преиму- щества. Здесь важно соблюдать меру: если вы перегнете палку, выпячивая свои слабости или упиваясь ими, то вместо симпатии рискуете вы- звать раздражение или, того хуже, показаться не прибегая к взглядам и жестам, не прибегая к знанию или значению. Психоанализ учит нас симулировать хрупкость и пассивность, но, используя почти религиозную терминологию, при- дает им форму смирения и подчинения с целью поддержать психическое равновесие. Соблазн, напротив, не прячет стыдливо слабость, благодаря слабости он торжествует и побеждает, играя по собственным правилам. Ж АН Б ОДРИЯР , «О СОБЛАЗНЕ » 527 Обезоруживай, представляясь слабым и уязвимым G жалким. Нет, лучше всего позволить лишь кра- ешком глаза увидеть мягкую, хрупкую сторону своей натуры, да и то лишь тем, кто уже имел возможность узнать вас. Этот взгляд украдкой придаст вам человечности, снизит их подозри- тельность, подготовит почву для более глубокой привязанности. Обычно вы сильны и сдержан- ны, но порой на какое-то мгновение теряете самоконтроль, поддаетесь своей слабости и по- зволяете им заметить это. Вальмон именно так использовал свою сла- бость. Еще в незапамятные времена он утратил невинность, но в глубине души сожалеет об этом. Он склоняется перед кем-то поистине добродетельным, перед тем, кто обладает этим, недоступным для него качеством. Его обольще- ние президентши де Турвель увенчалось успе- хом, поскольку не все в нем было полным при- творством; слабость Вальмона, его страдания были неподдельными, именно это позволяло ему даже плакать временами в ее присутствии. Он просто дал возможность президентше на- блюдать эту свою сторону в разных обстоятель- ствах, и это обезоружило ее. Подобно Вальмо- ну вы можете играть и быть искренним в одно и то же время. Предположим, вы от природы застенчивы — усильте это качество в определен- ные моменты, подчеркните его, обозначьте поярче. Не так уж сложно выделить и приукра- сить какое-либо качество, которым вы и на са- мом деле обладаете. После того как в 1812 году лорд Байрон опубликовал первую свою поэму, он сразу же стал знаменитостью. Байрон был не только талантливым писателем. Весьма привлекатель- ный, да что там говорить, красивый мужчина, таинственный, постоянно погруженный в раз- думья, совсем как герои его произведений. Женщины сходили по нему с ума. Когда он, не поднимая склоненной головы, устремлял на ЛЮБОВЬ... ИЗ СОСТРАДАНИЯ Есть и иная форма милости, которая нередко бывает проявлена к несчастным узникам, заточен- ным в темницы и лишенным радости обладания женщиной. К та- кому страдальцу жена тюремщика, или женщина, которой поручено попечение о них, или владелица замка, в котором содержатся военнопленные, испытывают жалость и уделяют им часть своей любви только из милости и состра- дания… Так эти жены тюремщиков, благо- родные владелицы замков и прочие ублажают своих пленников, лишенных свободы и оттого столь несчастных, но при этом не переста- ющих испытывать зов плоти, не менее сильный, чем в лучшие дни их жизни на свободе. 528 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 13 R OBERT G REENE G женщину пристальный взгляд исподлобья, это неизменно заставляло трепетать ту, что стала объектом его внимания. Но была и другая сто- рона: при первой встрече с ним невольно бро- сались в глаза его неловкие, суетливые движе- ния, неладно сидящее платье, странная скован- ность, наконец, довольно заметная хромота. Этот выдающийся человек, нарушавший все мыслимые табу и казавшийся таким опасным, был неуверен в себе и трогательно уязвим. В поэме Байрона «Дон Жуан» герой показан не столько соблазнителем женщин, сколько человеком, который постоянно подвергается преследованиям с их стороны. Поэма в боль- шой степени автобиографична: женщины стре- мились опекать хрупкого поэта, неспособного, казалось, совладать с собственными чувствами. Джон Ф. Кеннеди, живший через сто с лишним лет, в юношестве бредил Байроном, стремился ему подражать. Он даже тренировался, пытаясь выработать знаменитый взгляд. Сам Кеннеди был довольно хрупким юношей слабого здоро- вья. Он был миловиден, и приятели даже гова- ривали, что он немного похож на девушку. Слабость Кеннеди была не только физической, он был неуверен в себе, застенчив и раним — и именно эти его свойства притягивали женщин. Если бы Байрон и Кеннеди решили подавить свои слабости или замаскировать их маской мужественности, они лишились бы своего обольстительного шарма. Вместо этого они научились так умело и тонко демонстрировать свои недостатки, чтобы женщины могли уло- вить эту мягкую, нежную сторону их натуры. Каждому из полов свойственны свои страхи и комплексы; это различие необходимо при- нимать в расчет, решая, как именно демонстри- ровать свою слабость. Женщину, к примеру, могут привлечь в мужчине его сила и уверен- …В подтверждение сказанному мною приведу один рассказ, поведан- ный капитаном Болье, доблестным командиром королевского фрегата, о котором мне не раз уже доводилось упоминать и прежде. Он состоял на службе у последнего Великого приора [Великий приор — глава Мальтийского ордена] Франции, из рода Лорренов, который был весьма к нему привязан. Однаж- ды, собираясь доставить своего господина морем на Мальту, он был атакован сицилий- скими кораблями и захвачен в плен. Его доставили в крепость Кастель-а-маре, что в Палермо, и заточили в ужасное, невероят- но тесное и темное узилище, в котором ему пришлось провести три месяца, терпя муки заточения 529 Обезоруживай, представляясь слабым и уязвимым G ность, но те же качества при их чрезмерной демонстрации могут привести к противопо- ложному результату, вызвать страх, показаться неестественными и даже уродливыми. Осо- бенные опасения вызывают мужчины холодные и нечувствительные. В этом случае женщина боится, что ему интересен лишь секс и ничего больше. Обольстители-мужчины издавна на- учились развивать в себе проявления женской натуры — открыто демонстрировать свои чув- ства, изображать интерес к жизни объекта. Средневековые трубадуры первыми овладели этим мастерством: они слагали в честь женщин стихи, бесконечно рассуждали о своих чув- ствах, проводили часы в будуарах дам, выслу- шивая излияния женщин и проникаясь их ду- хом. Взамен трубадуры, по доброй воле согла- сившиеся изображать слабых, получили право на любовь. С тех пор мало что переменилось. Многие известные обольстители в новейшей истории — Габриэль д’Аннунцио, Дюк Эллингтон, Эррол Флинн — осознавали, насколько это важно: раболепствовать перед женщинами, подобно коленопреклоненным трубадурам. Самое глав- ное здесь — выказывая свою мягкую, слабую сторону, в то же время постараться не утратить мужественность. Взять, например, застенчи- вость, которую философ Сёрен Кьеркегор считал необыкновенно эффективной тактикой для обольстителей-мужчин, дающей женщине ощущение комфорта и даже превосходства. Можно и даже нужно проявлять ее время от времени. Не забывайте, однако, что все хорошо в меру. Достаточно намека на застенчивость: чрезмерная скованность вызовет у объекта- женщины разочарование и чувство, что ей при- дется брать инициативу на себя, что вся работа может упасть на ее плечи. и страдая от жестокого обраще- ния. По счастью, у губернатора крепости, испанца, было две дочери весьма недурной наружности, которые, услыхав его стенания и жалобы, однажды испросили у отца разрешения наведаться в узилище, во имя Царя Небесного, и он дал им на это свое соизволение. А ввиду того, что капитан, без сомнения, был весьма галантным и обходительным кавалером, который к тому же не лез за словом в карман, ему сразу же удалось завоевать их приязнь, так что они вновь обрати- лись к отцу с хода- тайством, прося на сей раз позволить перевести узника из мрачной и тесной клетки в камеру попро- сторнее и впредь обходиться с ним не так сурово. Но и это было 530 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 13 R OBERT G REENE G Страхи и комплексы мужчины часто касают- ся его собственного чувства мужественности: он, как правило, боится женщин слишком власт- ных, берущих инициативу на себя. Великие со- блазнительницы в истории прекрасно умели маскировать эти свои качества, играя роль ма- ленькой девочки, нуждающейся в защите и по- кровительстве мужчины. Знаменитые куртизан- ки Древнего Китая гримировали лицо так, чтобы казаться бледными и слабенькими. Даже их по- ходка свидетельствовала о чарующей беспомощ- ности. Куртизанка девятнадцатого столетия Кора Перл в буквальном смысле одевалась в детские платьица и вела себя, как ребенок. Мэ- рилин Монро мастерски умела создать впечат- ление, что она нуждается в поддержке сильных мужчин. Во всех этих случаях именно женщины контролировали ситуацию, пробуждая в мужчи- нах чувство мужского превосходства для того, чтобы окончательно их поработить. Для дости- жения наилучшего эффекта женщина должна одновременно казаться слабой, беззащитной и возбуждать сексуально, становясь воплощением самых заветных мужских фантазий. Императрица Жозефина, супруга Наполео- на Бонапарта, поначалу добилась власти над мужем с помощью кокетства, основанного на расчете. Позднее, однако, ей удавалось удержи- вать эту свою власть, постоянно — и вовсе не так уж бесхитростно — пуская в ход слезы. Пла- чущий человек, как правило, оказывает мгновен- ное и сильное воздействие на наши чувства: мы не можем оставаться равнодушными. В нас про- буждается сочувствие, сострадание, часто мы готовы на все, лишь бы утешить плачущего, вы- сушить слезы, порой ради этого мы можем со- вершать поступки, на которые в ином случае никогда бы не пошли. Рыдания — очень силь- ный тактический прием, но плачущий далеко не не все, так как они умолили отца позволить им во всякий день беспрепятственно входить к пленнику и разговаривать с ним. И надо же было такому случиться, что обе они влюбились в пленника, хотя его никак нельзя было назвать красавцем, они же были весьма хороши собой. И вот, понимая, что рискует получить весьма суровое наказание, вплоть до лишения жизни, но не в силах противиться такому сладостному искушению, капитан познал радость любви двух девушек, имевших доброе к нему расположение и здоровый аппетит. И так ему посчаст- ливилось провести целых восемь месяцев без единой ссоры, ни разу не попавшись. Что до сестер, то между ними было такое взаимопони- мание, и они так 531 Обезоруживай, представляясь слабым и уязвимым G всегда так уж наивен. Обычно за слезами стоит что-то реальное, но случается, что они не что иное, как притворство, элемент игры, рассчи- танной на достижение определенного эффекта. (И если объект это почувствует, то игра об- речена на провал.) В слезах заключена огром- ная эмоциональная мощь, но и в тихой грусти есть что-то непреодолимо привлекательное и обольстительное. Нам хочется утешить другого, и, как показывает пример госпожи де Турвель, это желание без труда перерастает в любовь. Демонстрация печали, со слезами или без них, это прием, который обладает большим страте- гическим потенциалом и может быть взят на вооружение даже мужчинами. Это важнейший навык, который вы можете освоить. Марианна, героиня одноименного романа восемнадцатого века, написанного французским писателем Ма- риво, вспоминала что-нибудь грустное из свое- го прошлого, чтобы расплакаться или показать- ся опечаленной в настоящем. Не злоупотребляйте слезами, приберегите их для подходящего случая. Может, например, случиться так, что у объекта возникнут подо- зрения относительно ваших мотивов или вам покажется, что вы не производите на него или на нее должного впечатления. Слезы — верный барометр, безошибочно указывающий нам, на- сколько глубоко другой человек привязан к вам. Если он при этом выглядит не взволнованным, а раздраженным или равнодушным, ситуация, скорее всего, для вас безнадежна. В социальных и политических ситуациях слишком амбициозный или властный вид может вызвать в окружающих нежелательное чувство страха; весьма важно приоткрыться, показав им свои уязвимые стороны. Демонстрация всего одной невинной слабо- сти вызывает доверие, помогая скрыть массу охотно помогали друг другу, стоя поочередно на часах, и так во всем поддерживали одна другую, что ни разу во все это время не случилось несчастья. Сам же капитан клялся мне, будучи весьма близким моим другом и наперсни- ком, что никогда в дни свободы не испытывал столь великого наслаж- дения и радости, никогда не ощущал большей страсти и большего аппетита, чем в упомянутой неволе, которая оказалась поистине легкой для него, вопреки присло- вью, гласящему, что всякая неволя тяжела. И такое счастливое житье длилось восемь месяцев и еще продолжа- лось бы, если бы по истечении их импе- ратор не заключил перемирие с королем Фран- ции Генрихом II, вследствие чего пленные получили свободу. 532 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 13 R OBERT G REENE G манипуляций. Чувства, даже слезы, в этих слу- чаях также действенны. Наиболее эффективна роль жертвы. Для своей первой речи в англий- ском парламенте Бенджамин Дизраэли подго- товил изысканный образчик ораторского ис- кусства, однако во время его выступления представители оппозиции постоянно что-то громко выкрикивали, хохотали, так что его го- лос тонул в шуме. Он не остановился и прочел речь до самого конца, хотя понимал, что с тре- ском провалился. Каково же было его удивле- ние, когда коллеги поздравили его с успешным дебютом. Это было бы провалом, реши он вслух посетовать на их поведение, призвать их к по- рядку или прервать выступление. Однако, про- должая говорить, он тем самым поставил себя в положение жертвы несправедливого преследо- вания. Почти у всех присутствующих он вызвал сочувствие, и впоследствии это сослужило ему хорошую службу. Вступая в перепалку с агрес- сивно настроенными оппонентами, вы ри- скуете показаться не менее отвратительными, чем они; вместо этого, не отвечая на их выпа- ды, сыграйте роль жертвы. Публика примет вашу сторону, и их эмоциональная реакция может послужить вам фундаментом для по- следующего широкомасштабного политиче- ского обольщения. Он признавался мне, что никогда не скорбел так, как покидая добрых своих тюремщиц, которые оказывали ему столь великие милости и которые не меньше его сокрушались и печалились, провожая его в путь. С ЕНЬОР ДЕ Б РАНТОМ , «Ж ИЗНЕОПИСАНИЯ ПРЕКРАСНЫХ И ДОСТОЙНЫХ ДАМ » |