Главная страница

Дмитрий Глуховский - ПОСТ. 9Эта сторона


Скачать 7.08 Mb.
Название9Эта сторона
Дата21.03.2022
Размер7.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДмитрий Глуховский - ПОСТ.pdf
ТипДокументы
#406830
страница13 из 49
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   49
112
Дмитрий Глуховский
вину от сегодняшней, бо намерен умерщвлять свою плоть и смирять ее голос.
Среди восьми греховных страстей чревоугодие не просто так поименовано пер- вой. Из всех них именно чревоугодие проще прочих усмирить, и над плотью воз- выситься. И голод да не будет карой мне, но будет моим постом, а когда придет час испытания, я буду слабей плотью, но крепче духом.
Люди в толпе шушукаются, смотрят на соседей. Кто-то бурчит невнятно:
— Реально, полпорции обратно сгрузил. Не жрет.
Какая-то бабуська, Серафима, кажется, кряхтит:
— Святой человек потому что, вот почему.
Егор плюет себе под ноги: да говно он на палке, а никакой не святой человек.
Что он, рассказал вам всем, что на мосту видел? Хрена лысого. Только туману на- гоняет, а об опасности по-человечески предупредить — не может. Не хочет!
А чего хочет?
Мишель уже растворилась в толпе, а Егор все еще стоит тут, вслушивается.
И чем больше он слушает этого изможденного попа, тем больше подозревает его; все, что тот говорит по кругу — про заброшенный богом мир, про наступаю- щего на людей Сатану — все сказки. То, что Егор видел на мосту, должно иметь понятное, разумное, человеческое объяснение. Мертвые люди, которых он там видел, задохнулись от речных испарений. А бежали они, может, просто от бан- дитов, вроде тех, которые разорили попову обитель.
Те из них, кто был крепче, здоровей — добежал дальше. Остальных ядовитый туман свалил с ног на самых подступах: детей — первыми. Мертвых не имело смысла тащить за собой, и их бросали. У живых еще была надежда спастись, до- бравшись до другого берега, никто же не знал, какой длины этот чертов мост.
А если рисковали жизнями, если теряли своих и все равно бежали дальше, зна- чит, на том берегу им грозило гарантированное истребление. Может быть, при них убивали их товарищей, их родных… Оставалось только бежать. Вот и все.
И с китайцами, разумеется, тоже все должно было объясниться так же — внятно, логично, разумно. Без всяких там происков дьявола.
А поп этот все врет.
Он врет, а Мишель, дурочка, слушает.
6
Сонечка Белоусова держит в руках перед собой большую щепку и сосредото- ченно тычет в нее пальцем. Увидев, что Мишель на нее смотрит, не смущается, а принимается тыкать еще уверенней, и что-то шепчет себе под нос еще. Потом бросает на Мишель ответный взгляд — кокетливый. Очень отточенный кокетли- вый взгляд для Сонечкиных трех лет.

ПОСТ
113
— Пьивет!
Мишель вздыхает.
Колеблется и делает шаг к Соне. Ей очень не хочется сближаться с девочкой, не хочется приручать ее. Но не пойти ей сейчас навстречу Мишель тоже не может почему-то. Она наклоняется к Сонечке.
— Что это у тебя за штука?
Та прямо рдеет от удовольствия: именно в штуке-то и было все дело.
— А ты никому не сказес?
Мишель картинно озирается по сторонам.
— Кому никому?
— Ну, напъимей Татяне Никоаевне.
Сонечка очень старается говорить как взрослая.
Училка отчитывает близнецов Рондиков, которые друг другу только что чуть глаза не выдавили.
— Нет. Не скажу.
— Это тейефон!
— Телефон?
— Да! Мобийный!
— Ого. Ничего себе.
Мишель смотрит на Сонечку сверху вниз, а та на нее — снизу вверх. Глаза горят. Мишель пока еще не понимает, почему. Соня показывает ей дощечку: на ней накалякана кошачья мордочка.
— Как у тебя!
— Что как у меня?
— Тейфон! Такой зе!
— В смысле?
И вот теперь до нее доходит, в каком это смысле. Соня манит ее к себе паль- цем, просит нагнуться, хочет сообщить что-то на ухо. Мишель наклоняется.
— Я, когда выъасту, буду, как ты! Ты не пъотив?
— Я-то? Да я только за.
Я ничего не делала, внушает себе Мишель. Это оно само. Ну не отвечать же ей — сначала вырасти, а потом поговорим. Нутро ноет, глаза щиплет. Вот курица.
Так, пора валить отсюда.
— Мишель! Постой секундочку!
Татьяна Николаевна шагает к ней решительными шагами, на ногах болотные сапоги.
— Не отведешь их в класс? Перемена кончилась, а мне до Фаины бы добе- жать, давление скачет.
Дурацкая какая хитрость, хочет сказать ей Мишель. Но вместо этого бросает училке «ладно».

114
Дмитрий Глуховский
7
Когда в соседних окнах гаснут огни, Полкан плотно зашторивает окна и до- стает из шкафа еще одну банку тушенки. Ставит ее на непокрытый стол в зале: уже привычный ритуал. Раскладывает пустые тарелки, лязгает приборами, нали- вает себе и Егору водки.
Тамара сидит молча, бледная, как восковая кукла. В доме установился этот странный порядок: жена объявила Полкану бессрочный бойкот, но активных бо- евых действий никто не ведет, и на этих их вторых ужинах она присутствует, хотя к тушенке никогда не притрагивается.
Полкану это, кажется, не мешает: довольно и того, что Тамара соглашается высидеть этот ритуал с ним. Значит, подчинилась. Значит, проиграла. А осталь- ное — дело времени. Никуда не денется.
Полкан накладывает тушенки — и Егору, и Тамаре — не ест, ее дело, а его дело — предложить; крякает, опрокинув стакан самогона. Егор тоже выпивает, хоть и не так залихватски. Мать смотрит на него стекляшками. Полкан притворя- ется, что за столом — живой человек, а не кукла, и что ужин — обычный, а не подлый тайный.
Во дворе заканчивают молебен.
— Ты вообще на этот счет как? — Егор шмыгает носом. — Ничего, что у тебя тут секту забомбили под носом?
Тамара вспыхивает как порох из гильзы.
— Не смей так про него говорить! Он людям облегчение дает!
Но Егор тоже уже не может это терпеть.
— Ма! А ты-то… Что ты у него все клянчишь-то? За эти сны свои? За карты, что ли?! Ну ты такая и все! Отец у тебя тоже видел че-то, бабка гадала! Ты не пере- станешь быть собой, а он тебя не простит! Забей уже, а?
— Помолчи, если не понимаешь! Не выставляй себя идиотом!
Полкан хмыкает, наворачивая тушеночку.
— Вот у меня жизнь, в банке с пауками. Семейка, бляха. А как меня спросите, поп полезное дело делает. Поститься призывает. В первый раз за две недели у нас как раз еды хватило, никто добавки не требовал. Пока, знаешь, от Москвы до- ждешься… Хотя бы так.
Егор заглатывает разом все, что оставалось в стакане. Хоть сто раз его идио- том назови, он при своем останется. У него на «идиота» с детства иммунитет вы- работался.
— А ничего, что он всю эту ересь порет? Что бога нет, что Сатана грядет?
Мать отодвигает от себя тарелку. Полкан усмехается, ерошит Егору волосы.
— Не учи ученого, поешь говна моченого. Думаешь, я не знаю? Все знаю, до- рогой ты мой человек. Но пользы от него сейчас больше, чем вреда. Люди, по-

ПОСТ
115
нимаешь, они такие: им либо жрать подавай, либо хоть сказочку какую расска- жи, чтобы не слышно было, как в пузе урчит. Сам я, как ты знаешь, так себе ска- зочник. Я человек конкретный. А нам нужен был человек, так-скать, обсрактный.
И вот, гляди — бог послал. Хе-хе… Тамарочка, что ж ты, не будешь кушать?
Тамара качает головой и встает со своего места:
— Не хочу с вами. Не могу с вами больше.
Полкан начинает смеяться, но, прежде чем он успевает разогнаться, в дверь стучат. От стука Полкан мигом затыкается, багровеет еще больше, вскакивает, хватает недоеденную тушенку, выдвигает ящики шифоньера, запихивает откупо- ренную банку куда-то к белью, тарелки задвигает под диван.
Тамара встает и идет открывать. Полкан шипит:
— Ты куда, дура! Погоди! Егор! Окно! Окно открой, балда! А то навоняли, небось…
Егор приоткрывает ставню, в комнату вползает кислый уличный воздух. Мать уже в коридоре, уже дребезжит собачкой, скрежещет замком. Кто ее просил, ре- ально?
— Здравствуйте.
Быть не может! Егор выскакивает в коридор, смотрит — Мишель!
— Это ко мне, ма!
Тамара даже к нему не оборачивается. Говорит спокойно:
— Нет, Егор. Это не к тебе.
8
У дома — сотня ушей; у всей коммуны — две сотни, не считая детских. Да и дети ведь тоже все слышат, к тому же еще и понимают все по-своему. Нужно найти укромное место, такое, чтобы никто-никто не подслушал, как Мишель бу- дет произносить это вслух. Такое, чтобы даже она сама не могла себя услышать.
Тамара — вороные волосы убраны в косу, худая как скелет, черные глаза за- пали, ждет, пока Мишель начнет сама. Вроде улыбается она Мишель, но смотрит не на нее, а мимо. Никуда не смотрит, как будто чучельные глаза у нее, а не от живого человека. И улыбка чучельная.
Если она и впрямь все сразу видит насквозь, зачем ей тогда нужно, чтобы
Мишель давилась своими словами? Чтобы унизить ее? Чтобы заставить признать- ся, что сама приползла сюда за помощью, давая ведьме власть над собой? И Ми- шель снова ненавидит ее, хотя целый вечер настраивала себя на то, чтобы изо- бражать смирение и дружелюбие.
Наконец она набирается духу.
— Я хочу узнать про одного человека. Хочу узнать, где он. И как у него дела.

116
Дмитрий Глуховский
Тамара перекатывает свои стеклянные шарики на Мишель. Разлепляет ссох- шиеся от молчанки губы, собирается что-то ими сказать, но только выдыхает за- стоявшийся в легких воздух — как будто в кожаных мехах ножом дырку проткнули.
— У какого человека?
Вот опять. Опять она. Мишель улыбается, стреляет глазами в сторону.
— Вы не знаете?
— Я не умею читать мысли.
— А что вы тогда умеете?
— О каком человеке ты хочешь спросить?
— О Саше. О казаке.
Тамара меняется в лице: улыбка, которой она хотела то ли подбодрить Ми- шель, то ли показать ей свое над ней превосходство, оползает, как будто на ее поддержание Тамаре требуется слишком много сил, а сил больше не осталось.
Мишель чувствует, как внутри у нее схватывается что-то крошечное, отчаянное — от одного этого оползшего лица. Может, не надо было приходить? Зачем ей знать?
— Подожди тут.
И Мишель остается одна на лестнице у прикрытой двери, из-за которой гро- мыхает хохот Полкана, режется отчаянный Егоров басок, что-то двигают, чем-то хлопают. По лестнице тяжело поднимается Серафима, смотрит на Мишель нео- добрительно: к ведьме пришла.
Наконец Тамара выходит с колодой огромных карт: Таро.
Садится прямо на ступени, кладет колоду перед Мишель.
— Возьми в руки и перемешай.
— Я сама должна?
— Ты ничего не должна. Но если хочешь знать…
Мишель притрагивается к картам с опаской. Они старые, засаленные, зала- панные. Она берет их в руки — почему-то горизонтально. Перетасовывает. Кладет обратно.
— Спрашивай.
— С ним все в порядке?
Тамара кивает ей, раскладывает карты в форме шестиконечной звезды, седь- мую карту кладет в середину.
Переворачивает их одну за другой. Шепчет что-то.
На левой нижней изображена обнаженная девушка под сияющей звездой.
На верхней по центру всадник с черепом вместо лица, почему-то головой вниз.
— Нет.
Мишель начинает потряхивать: колени, пальцы, зубы дрожат.
На правой нижней женщина на троне, тоже вверх тормашками.
— А что… Что случилось?

ПОСТ
117
— Я не могу сказать.
Тамара продолжает открывать карты.
— Специально, да? Что значит — не можете?
— Не могу, потому что не понимаю.
Мишель медлит: верить или не верить?
— Но… Он жив хотя бы?
На верхней левой — перевернутый вниз головой мужчина в алой мантии.
На нижней посередине — ангел трубит в трубу, а под ним стоят, задрав головы кверху, голые человечки.
Тамара наклоняет голову нерешительно — вперед и вбок, как будто пытаясь наставить свое заостренное ухо, навести его куда-то за тысячу километров — туда, где сейчас кричит Саша.
— Да.
— А я… Могу ему помочь?
Ведьма набирает сил на одну усталую грустную улыбку.
— Нет.
— А я смогу… Я увижу его еще раз?
Тамара выпускает из себя воздух: он не пахнет едой, у него нет запаха дыха- ния живого человека, у него вообще нет запаха.
На верхней правой — колесница, запряженная двумя сфинксами, черным и белым. И тоже вверх дном.
— Я не могу просто взять и вот так увидеть то, что ты просишь у меня узнать.
Я вижу вещи случайно. Редко бывает так, что мне показывают то, о чем меня уже спрашивали или еще спросят люди. Просто разная ерунда.
— И что? Скажи мне просто, увижу я его еще или нет?
Тамара молчит. Мишель тогда решается:
— Если за это нужно заплатить, ты скажи мне!.. Вы скажите. У меня есть… То, что сейчас всем надо. Смотрите.
Она достает из-за пазухи похожую на снаряд банку. Тамару при ее виде пере- дергивает.
— Не надо. Я не беру ничего за это. Убери, тяжело смотреть.
Мишель суетливо прячет банку под куртку. А спрятав, упрямо повторяет:
— Мы с ним еще увидимся? Ты ведь знаешь! Это ведь ты им все сказала… Про волков, которые их на части рвут… Про все. Скажи. Скажи!
Тамара поднимает руку — к лицу Мишель. Она не кажется страшной, не ка- жется злой, но Мишель хочется избежать прикосновения. И, тем не менее, она позволяет ведьме дотронуться до своей щеки. Она думала, пальцы у Тамары бу- дут ледяными, но они оказываются такими горячими, будто у той жар.
— Я тебе отвечу. Отвечу так, как смогу. И ты больше у меня ничего не спраши- вай. Договорились?

118
Дмитрий Глуховский
— Да. Хорошо.
Тамара собирается с мыслями, как будто повторяет про себя приговор перед оглашением. И отвешивает:
— Не надо тебе его ждать.
Она переворачивает последнюю карту — ту, что в центре. На ней изображена каменная башня, в которую бьет из грозовых облаков яркая молния. Вскрикивает и махом смешивает все карты. Потом зло, как будто те были живыми и подстра- ивали ей козни нарочно, сгребает их и исчезает в своей квартире.
9
Егор валяется у себя, тренькает на гитаре. Подбирает музыку к новым словам.
Наползает тьма!
Наползает тьма!
Из-за речки на заставы наползает тьма!
Гребаный Кузьма!
Гребаный Кузьма!
Избави нас, Боже правый, от всего дерьма!
Свят, свят, свят, свят
Сатане и шах, и мат!
Мать входит без стука. Садится на постель, выдергивает из руку гитару, вы- дергивает идиотскую песенку у Егора из горла на половине слова.
— Говори.
— Ты че, ма?! Чего «говори»?
Хотя половина баб коммуны к матери ходит за советами, сам Егор в ее способ- ности никогда по-настоящему не верил. Про него, про Егора, она вечно видит одно тревожное, и эти видения раньше не раз становились причинами для самых стран- ных и дурацких запретов: не купаться, не идти с мужиками в дежурство в третий от полнолуния день, не есть соленья, не подходить к девушкам. Егор терпел, сколько мог, а потом начал над матерью смеяться — и сила ее пророчеств от этого смеха стала ослабевать, пока Егор совсем от нее не освободился. И вот теперь…
— Зачем ты это сделал? Зачем ты его отправил туда?
— Кого? Куда?
— Егор! Прекрати себя вести как кретин. Зачем ты позволил этим болванам уехать за реку? Если ты знал, что я была права!
Егор хмыкает, собираясь придумать какую-нибудь отмазку, но вместо этого спрашивает:

ПОСТ
119
— Что она тебе сказала? Это она так считает, да?
Тамара хватает его за руку, ее ногти врезаются ему в запястье.
— Больно!
— Ты знал, что он едет на свою погибель, ты знал, что я была права, и ты ни- чего не сказал.
— Да ничего я не знал!
— Теперь сошлось. Я просто думала, что это еще только случится, я перепута- ла прошлое и будущее. А оказывается, ты видел все.
— Бред! Ничего я не видел!
— Не знаю, что именно видел, но знаю, какое у тебя было лицо. Мне снился ты, ты на этом проклятом мосту. Твои глаза. Ты все знал и не поддержал меня.
А теперь эта несчастная девчонка… Теперь мы все… Господи, Егор… Ты представля- ешь, что нас всех ждет?!
— Хватит бредить! Наползает тьма, бля! Давай, с этим бородатым в одну дуд- ку будем дудеть! Хватит! Егор то, Егор се! Ничего там нет такого! Хорош, мам! По- няла?! Утомила!
Егор соскакивает с кровати, хватает рюкзак и вылетает в коридор, сдергивает куртку с крючка и бросается в лестничный колодец. Достало! Реально достало!
Надо просто доказать им всем, что там ничего нет. Надо самому в этом убе- диться. Пора уже, больше невозможно так. Пока этот гребаный телефон еще фу- рычит, нужно забраться на мост, разлочить его и узнать, что там такое случилось.
Чтобы стало раз и навсегда понятно. И чтобы мамка перестала его стращать сво- ими глупостями. Его и всех. И чтобы поп этот дебильный…
И чтобы страх отпустил.
Окно над головой распахивается. Мать, в одной ночной рубашке, высовы- вается по пояс, нависает над двором.
— Егооооор! Вернииииись! Живо домой! Егоооор!
Никогда.
10
Когда под утро стучат в дверь, Тамара вскакивает первой.
— Егор, ты?!
Но на пороге стоит заспанный штабной телефонист.
— Мне б Сергея Петровича. Простите, что рано… Что поздно… В общем, зво- нок ему.
Тамара проходит в спальню, где две их кровати раздвинуты по разным углам, хлопает сопящего Полкана по шее. Полкан ухает, подскакивает, крутит тяжелой башкой, трет волосатыми кулаками заклеенные сном глаза. Сует ноги в резино-

120
Дмитрий Глуховский
вые тапки, запахивается в стиранный-перестиранный халат, и плетется в при- хожую.
— С Ростова, Сергей Петрович. По вашему запросу.
Ростов Великий, станция в шестидесяти километрах по железке к Москве — следующий обитаемый и обороняемый пост. Когда кто-то через него едет туда или сюда — они Полкану сообщают. Но среди ночи обычно не тревожат, уважают чужой покой.
— Что у них там?
— Не пойму что-то. Цыцки мнут, вас просят.
Полкан накидывает свой старый ментовской бушлат на плечи как генераль- скую бурку, на ходу крутит папиросу, готовясь к любым скверным новостям. Зво- нок принимает у себя, отправив телефониста досыпать.
— Пирогов.
— Здравия желаю, Сергей Петрович. Рихтер на связи.
— О! Дядя Коля. И тебе не спится?
— Да не спится вот, Сергей Петрович. Ты нам про китайцев вот тут помнишь, рассказывал? Про пропащих.
— Так точно. И что, есть новости?
— Все тут твои китайцы. Семьдесят четыре человека. Включая стариков и ма- лых детей. По дороге пришли пешком. Оборванные, чумазые, а глаз таких кру- глых я и на русском человеке-то не видал. Но так вроде живы-здоровы.
— А что ж они от нас-то убежали? Напал там на них кто-нибудь? Или холера какая-то? Что случилось-то, в принципе?
— Бес их разберет, Сергей Петрович. Лопочут что-то свое, с русским-то так себе у них. Старейшины решили что-то такое, если я правильно их разумею.
Предчувствия там, пророчества… Хер их разберет, нехристей. Тебе просто набрал сказать, что нашлась твоя пропажа. Хочешь, вернем?
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   49


написать администратору сайта